Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Человек и история в прозе Юрия Трифонова (проблематика и поэтика жанра) Черданцев, Валерий Вениаминович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черданцев, Валерий Вениаминович. Человек и история в прозе Юрия Трифонова (проблематика и поэтика жанра) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Екатеринбург, 1994.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследование.;Проза р Трифонова - одно из наиболее значительных явлений русской литературы конца 60 - начала 80-х годов. Общепризнан зсевозрзстнпяий интерес писателя к история, влияние истории на концепцию личности ого творчества,

. Первыш в конце 60-х - первой половине 70-х голов на обостренный интерес ^Трифонова к истории указывали Э.Бебаев, Г.Баге-нов, А.5очзров, БЛусев, 3 Духов, ИДргмов, Б.Панккн, А.Турков. Э.Бабаев отыечал, что, раоуя повседневное, ВДрифпяов имеет в виду историческое. А.Бочаров рассматривал обращенность писателя к . истории как способ эстетического освоения современно;; повседневности.

Б работах 80-х годов (Г.Беля, М.Зодотояосов, Н,Еренина, ВЛерцовскил, В.Пискунов) бит а история в трифоновском творчестве уяе соотносилась с бытием. Г .Белая -показывала" органическое единство повседневного,.прехоляпего и -проблем бытия, отсвета вечности в художественном мир<* трифоновской прозы.

Творчество Ю.Трпфонова исследуется в конце 70 - 80-х годах е кандидатских диссертациях Евг.Добренко, Т.Емед, Е.Кзановой, М.Князевой, И .Плехановой, Ц'ыбгйтченко, Е.Сух&чова. Н.ИБано.вз отстаивала тезис об органичности трифоновского историзма лри ведущей для писателя роли проблемы "чело: зк :. история". Т.Гыбаль-ченко раскрывала влияние проблемы связи времен ка жанровуэ поэтику трифоновской прозы. ТДиед рассматривала эволюцию писателя в 60 - 70-е' годы от "чеховского" взгляда на зшзяь и история сквозь призму человеческой ждивидуальности - к изоОракению героя в ш-кент наивысшей, всечеловеческой ответственности перед историей "по Достоевскому".

В целом ряде- исследований творчества S3 .Трифонова ставился вопрос о связи цройлематяан цроаав8деля2 писателя п, в первую очередь, проблемы человека и истории, с поэтикой (Н.Кожевникова,. О Дутыша, Т Лебедева, Г .Ленинская, Л.Теракопян, А.Эльязевпч}.

Для осознания места и роли Ю.Трифонова в художественном претворении отношений человека и истории необходимо ввести теоретические воззрения и творческую практику писателя в контекст современного ему литературного процесса.

3'каждый новый период литературного развития происходит переакцентировка в типе взаимодействия характера п обстоятельств, и, з частности, в специфике художественного воплощения связг времен. В литературе 60-70-х годов изменяется характер, со-отнавенкя истории с современности. Произведения объективно-эпического характера ("Еечньй зов" АЛванова, "Государи московские" Д^алаяо-ва, "Жестокий век" И .Калашникова, "Блокада" АДаковского), воссоздающие "сшодзяжендй''-история, соотносимы по контрасту с цро-изведенаяка субъективного характера (^Буранній полустанок" Ч.Айт-матова, ТІутешествив дилетантов" п "Свиіанле с Бонапартои" Б.Окудяавн^ 'Черепаха Тарази" ТЛулатова), где на первый план выходит творческая воля художника,' созидавдего "поэтическую модель мира по мотивам отечественной история" (Е.Сндзраз). Однако донинаруїщае значение в литературной процесса бО-ТС-зс годов при-наддзяит произведениям, ищущий ответа на современные проблеми в толще времена - сспдаяьно-психологачесютй а нравственно-философской прозе, непосредственно соотносящей два повествовательных плана - историческое прошлое и настоящее. В произведениях Ю.Трифонова, как и А-Лзитова ("Кавалер солдатского Георгия", "Уроки Армении"), ЮДондарева (ТБерег", "Еибор"), С.Залыгина ("После бури"), Б.Распутина ("Последний'срок", "Прощание с Матерой")

- о *

"возрастает шгерес (...) к ретрхпектпве, стрс?здекз.е погрузеть повесгноз^аіє о нвстотеп в большой лоток їжторкі: гикіа'заша!."1 ля всех авторов, ездтлдх ответа на совремэнные проблема з толпе врелеаи (традзцгонно откосшлых к "деревэнской", "городской" и "военной" дрсзэ) свойственно строі-леіше представить к попять фрагменты человеческого существования в та сбусловлонтгостп пс-торгческш процессом, s контексте судьбы народа и страны.

Проблема человека и истории своеобразно ягалоцдяется в творчестве .Трифонова. Нзучдая.Еовітзна, диссертации обусдввзпгеа-зтсч особым интересом к данной проблеме. Опа исследуется на материале "городское повестей" о современно!5, повседневности, рас-. сілатр^гзеглгг в ганровом асдгігге. 3 качества осповтых "косптєлвіі" юшститу%ущпх черт .канра, его содергателшоіі ферми раесматравз-еітся ярогтрєн:ственяо-вршеніггя организация (хронотоп), субъектная организация и зесодггтпвнцй фон в их езстеыпоя взззеюсїякі, что позволяет целостно представить жанровую (Торглу повести, пост епенпо складывапзуяся в творчестве Ю.Трифонова.

Категория канра :ляогограяни связана со веема сторонам творчества худохника: его методо?.!, стилем ч, в хонечкел счете, концепцией личности. Обращение к я-нру позволит рассмотреть повести Ю.Трунова (г аггое - все его творчество копна SO - середняк 70-х годов) как своеобразную дотаь: чес у>і сдетепу, з кого-рой проявляются некде обще закономерности худоіестг.ел:?его развитая русской длтературы. Таков спелиет доследования.

Методологической осново!? диссертации является псторяко-ге-
нетпческпй подход в рассмотрении жанровой эволдаш писателя с?
рассказов 60-х годов к повестям середпвн 70-х годоз, з сочета
нии с лрлкзддаш сЕстєішого подхода. __

1 Ь о ш о в Л.5. Валанкш Расдутгл п состалъЕс-йилосс^Тскяя проза 70-80-х годов// Русская л=*-ра, 1937, й I. C.ISi.

gars данного исследсвачпя - выявить і как зо мере, становленая пробяавд человека и истории й -ворчестве Ю.Трифонова ыэня-ется взаимодействие характера и обстоятельств з художественном

ІШрв ЄГО произведенная раЗЗГЗЕеТОЯ КОВДЄИЦИЯ ЛИЧНОСТИ л, тем самым, возрастают возможности писателя пра постигениа "феномена жизни" и "Сзкоцэка времени" (Ю.Трв?онов).

' В соответствии с намеченной палью в диссертации поставлены следующие задячз- ; '

- Исследовать специфику постановка проблемы "человек и исто
рия" в творчестве Ю.Трифояова в связи со своеобразней: художест
венного мира его пропзведеннй;

~ Изучать блияепз отношений ыезду человеке» и историей на другие .связи человека и мира в- "городских .до-вестях" Ю.Трифонова;

Определить роль и значение проблемы "человек и история'' для формирования типа личности "трифоновского героя";'

Проследить, как реализуется динамика отношений человека и истории в по.зтикэ трифоновской повести;

Охарактеризовать тшюлогичвекие особвнности- повести» .сое-.. дакйой Ю.Трифояовзу;

-Выявить Бездействие писателя на художественное освоение проблемы "человек.и история" в русской література.

Структура диссертации обусловливается поэтапный раскрытием генезиса худааест2ЄНііого мз'ра трифоновской, повести в связи с ма-тергадззапией в содержательной. %орые лроиэвёдеягз писателя отношений человека и История. В различных, повестях Ю.Трифонова выдвигались на первый план и несли налбольсув седантпчбскув нарг рузку:те или иные носители жанра. Поэтому от исследования зарождения мотивов истории в рассказах писателя 6Q-x годов в первой главе мы-переход» во второй и третьей глазах к изучению подсистем жанровой ферш "городских повестей*; еккета з "ОСнеке'ЧХЭбЭ}.

Похожие диссертации на Человек и история в прозе Юрия Трифонова (проблематика и поэтика жанра)