Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Беллетризованные биографии В. П. Авенариуса "Пушкин" и "Михаил Юрьевич Лермонтов": история, теория, поэтика жанра Казанцева Галина Владимировна

Беллетризованные биографии В. П. Авенариуса
<
Беллетризованные биографии В. П. Авенариуса Беллетризованные биографии В. П. Авенариуса Беллетризованные биографии В. П. Авенариуса Беллетризованные биографии В. П. Авенариуса Беллетризованные биографии В. П. Авенариуса Беллетризованные биографии В. П. Авенариуса Беллетризованные биографии В. П. Авенариуса Беллетризованные биографии В. П. Авенариуса Беллетризованные биографии В. П. Авенариуса
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Казанцева Галина Владимировна. Беллетризованные биографии В. П. Авенариуса "Пушкин" и "Михаил Юрьевич Лермонтов": история, теория, поэтика жанра : история, теория, поэтика жанра : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Йошкар-Ола, 2004 239 с. РГБ ОД, 61:04-10/1507

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Биография писателя: теория жанра 25

1. Писательская биография как разновидность жанра биографии: факт - вымысел и биографический хронотоп 26

2. Писательская биография в контексте беллетризованных биографий: типологические признаки 34

3. Специфические жанрообразующие признаки биографии писателя 40

3.1. Автор и герой: «я» и «другой» писатель 41

3.2. Система образов-персонажей: герой-писатель и окружение 47

3.3. Факт творчества и вымысел интерпретации 52

3. 4. Образ героя: писатель и культурная память 56

4. Жанровые формы писательской биографии 66

4.1. Формы реализации «идеи биографии» 66

4.2. Биографическая повесть 72

4.3. Биографический очерк 76

Глава 2. Биографии писателей В. П. Авенариуса 84

1. Беллетризованные биографии в жанровой системе В. П. Авенариуса 85

2. Дилогия «Пушкин» как писательская биография 93

2.1. История создания 93

2.2. Композиционно-сюжетная структура и поэтика дилогии 99

2.3. Культурная память: автор - читатель 116

2.4. Автор и герой: Пушкин как литературный персонаж 130

3. «Михаил Юрьевич Лєрмонтов»: биографический очерк 151

3.1. Творческая история очерка 153

3. 2. Жанр, композиция, сюжет 156

3. 3. Концепция личности поэта 172

3.4. Проблема автобиографического героя 187

Заключение 202

Библиография 211

Введение к работе

В русском литературном процессе биография, или жизнеописание, всегда являлась популярным жанром. Становление и эволюция жизнеописания свидетельствуют о непреходящем интересе человечества к личности человека. Но имеющая богатую и древнюю традицию биографическая литература остается мало изученной областью в отечественной и мировой историко-литературной науке. Среди ученых до сих пор нет единого мнения о жанре биографии. В частности не решены вопросы о возникновении и развитии биографии как литературного жанра. Исходя из современного терминологического понимания слова «биография», одни ученые считают, что она возникла в восемнадцатом веке, другие - в девятнадцатом.

Известный теоретик ГО. Винокур причину неизученности произведений биографического жанра видит в следующем: «Самая проблема биографии не только не обсуждалась в научно-критической и философской культуре, но и не возникала почти никогда как серьезная проблема культуры».1

Нельзя сказать, что литературоведы не занимались вопросами биографии. В работах таких ученых, как М. М. Бахтин, С. С. Аверинцев, В. С. Барахов, И. Л. Беленький, А. Л. Валевский, Л. Я. Гинзбург, А. С. Кумиров, Ю. М. Лотман, Н. П. Морозов и др., поднимались серьезные проблемы изучения жизнеописания. В последнее десятилетие написано ряд диссертаций, в которых рассматривались следующие вопросы: проблема становления творческой личности в художественных биографиях, жанровые разновидности историко-биографического романа, жизненный факт в литературной и художественной интерпретации, жанр литературного портрета, образ художника в беллетризованных биографиях, жанровые особенности автобиографической и мемуарной прозы, биографические и художественно-творческие параллели и

Винокур Г. О. Ранние биографии Пушкина // Статьи о Пушкине. - М: Лабиринт, 1999. - С. 34-35.

др. (См.: библиографию, 154) и др. Но при всем многообразии тем исследований остаются открытыми вопросы генезиса, типологии и собственно жанрологии биографии. Отсутствие последовательности в изучении жизнеописаний приводит к разному, а иногда и совершенно к противоположному пониманию одного и того же вопроса. Этому способствует и то, что жизнеописания выдающихся личностей являются объектом изучения разных наук: истории, философии, литературоведения, психологии, искусствоведения, культурологии и др. Напрашивается вопрос: возможно ли выработать единое представление о таком постоянно меняющемся явлении как биографическое описание. Чтобы ответить на него, необходимо, прежде всего, четко обозначить исходные позиции. Мы изучаем биографию как явление художественной литературы. Следовательно, важно определить наше понимание жанра: «<...> жанр есть типическая форма целого произведения, целого высказывания. Реально произведение лишь в форме определенного жанра».1

В современном литературоведении понятие «жанр» часто отождествляется с другими - «вид» и «род». Значительная группа исследователей: С. Калачева, П. Рощин, К. Тюнькин, В. Кожинов, В. Сапогов, Н. Тамарченко - рассматривают эти термины как самостоятельные. Они признают, что деление на роды - первая ступень в литературной систематике, а это в свою очередь «является наиболее общей предпосылкой ее дальнейшего членения на виды и собственно жанры»3. Жанр произведения должны определять содержание и доминирующие приемы, организующие его поэтику, т. к. любой жанр «есть конкретное единство особенных свойств формы в ее

1 Медведев П. Н. (Бахтин М. М). Формальный метод в литературоведении. - Л., 1928. - С. 175.

'J

См.: Теоретическая поэтика: Понятия и определения: Хрестоматия для студентов // Авт,-сост. Н. Д. Тамарченко. - М; РГГУ, 2001. - С. 266-285.

Хализев В. Е. Род литературный // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - М, 1962-1978.-Т. 5.-Стлб. 320-322.

основных моментах - своеобразной композиции, образности, речи, ритме» . Жанровую природу произведения определяют не совокупность черт, а система компонентов формы, заключающей в себе художественный смысл. Именно жанр произведения определяет его поэтику. Но в то же время любой жанр, обладая характерным только для него диапазоном возможностей, может существовать лишь в окружении других жанров.

Исходя из этих положений, считаем, что беллетризованная, документальная, научная биографии - разновидности биографии. Беллетризованная биография в свою очередь может существовать в разных жанровых вариантах: романе, повести, очерке и т. д.

В последние десятилетия, наряду с термином «беллетризованная
биография», стали встречаться другие: «художественная биография»,
«литературная биография», «романизированная биография»,

«фактографическая художественная биография». На наш взгляд, эти жанровые обозначения биографии синонимичны, так как основополагающим жанрообразующим признаком в каждом случае является соотношение «факт -вымысел». Основа сюжетного повествования в беллетризованных биографиях документальна, но автор по объективным и субъективным причинам домысливает факты. По мнению Я. Фрида, семантика слова «романизированная» «больше указывает на сюжетно-структурную организацию текста, на особенности жанра романа, "биографии-романа"» . Развивая мысли исследователя, можно предположить, что это жанровое обозначение более «узкое», так как указывает только на те беллетризованные биографии, художественный материал в которых оформлен как в романе. Наименование жанра - «биография-роман», «романизированные биографии» («les biographies romancees») - точно указывает на «его особенности» (Фрид Я.

1 Кожинов В. В. Жанр литературный // Краткая литературная энциклопедия: В. 9 т. - М.,
1962-1978. - Т. 2. - Стлб. 914-917.

2 Фрид Я. Романизированные биографии // Вопросы литературы. - М, 1928. - № 9. - С. 249.
Далее в тексте цитирую по этому изданию с указанием страниц.

С. 249). Первооткрывателем романизированной биографии, по мнению Я. Фрида, был Андрэ Моруа, «со скрытым лиризмом обратившийся к жизни Верди, жизни Шелли» (Фрид Я. С. 249). Вслед за французским писателем и другие «бросились разрабатывать новооткрытый литературный Клондайк, литературный Алдан» (Фрид Я. С. 249). Не только во французской, но и во всей мировой, в том числе русской, литературе создано достаточно большое количество беллетризованных романов-биографий о знаменитых людях. «Молодой жанр оказался необычайно скороспелым, и не успели принять его за новшество, как он уже начал превращаться в литературную традицию», -подчеркивает Фрид (Фрид Я. С. 249). Популярность данной жанровой модификации исследователи объясняют тем, что форма биографии-романа в большей степени отвечает потребностям современного читателя, видимо, потому, что в художественно-временном пространстве биографии он ищет возможности для решения проблем своего бытия.

О возникающих в литературе «встречных тенденциях, сближающих друг с другом различные жанры»1 и биографию, писали многие ученые. Подтверждение тому - существование различных типологий биографий, подчеркивающих условность внутрижанровых границ.

Современная исследовательница О. Л. Гиль, развивая идеи Р. М. Кендалла (Р. М. Kendall. The art of biography. N. Y., 1965), предложила выделить следующие типы биографий:

1/ novel-as-biography - роман, стилизованный под биографию, или квазибиография;

2/ fictionalized biography - беллетризованная биография;

3/ interpretative biography - биография, в которой историческая правда занимает ведущее место, однако автор имеет право на собственную интерпретацию личности героя;

1 Манн Ю. Жанр больших возможностей // Вопросы литературы. - М., 1959. - № 9. - С. 58. Далее в тексте цитирую по этому изданию с указанием страниц.

4/ superbiography - сверхбиография, где автор создает необычную технику повествования .

В данном исследовании принципом типологизации биографий является соотношение «факт - вымысел», что позволяет выделенные типы биографий рассматривать как разновидности художественной биографии.

В классификации Т. Е. Комаровской выделяется 4 типа биографии:

1/ документальная (информативная);

2/ документально-художественная;

3/ романизированная;

4/ псевдобиография (квазибиография) (О. Л. Гиль, С. 32).

Заметим, в данной классификации критерий классификации четко не просматривается, поэтому два последних типа можно объединить в один -«художественную биографию», т. к. и в том, и в другом случае беллетризация, использование художественного вымысла несомненны.

И. Андронников, В. Ушакова, также располагая биографии по принципу «документ - вымысел», называют следующие разновидности биографии:

1/ «строго научная»;

2/ «научно обоснованное повествование»;

3/ «полунаучное биографическое повествование» .

На наш взгляд, в данной типологии также четко не определен критерий систематизации биографических повествований: как определить степень научности жизнеописания?

В классификациях Комаровской, Андроникова, Ушаковой предметом изучения являются все биографии: научные, художественные, документальные. Кендалл, Гиль типологизируют художественную биографию. В рассмотренных

1 Гиль О. Л. Документально художественные биографии в творчестве Р. Олдингтона: Дисс. ...
канд. филол. наук. - СПб., 1996. - С. 32. Далее в тексте цитирую по этому изданию с
указанием страниц.

2 Ушакова В. Е. Литературная биография как жанр в творчестве П. Акройда: Дисс. ... канд.
филол. наук. - М, 2001. - С. 50-51. Далее в тексте цитирую по этому изданию с указанием
страниц.

типологиях, основывающихся лишь на одном критерии «факт - вымысел», не
учитываются структурно-жанровые особенности биографического

произведения.

Наиболее адекватной, по нашему мнению, является типология русской биографии XVIII - первой трети XIX века, предложенная СВ. Паниным . В основу своей классификации автор положил следующие признаки: а / жанрово-видовую характеристику; б / предмет изображения; в / форму авторского присутствия в тексте; г / художественные средства создания жизнеописания; д / соотношение «факт - вымысел»; е / место и роль документа; ж / наличие художественного вымысла; з / композиционную структуру. Исследователь, во-первых, дает типологию биографий, во-вторых, классифицирует беллетризованную биографию по разным критериям.

Так, характеризуя биографии по их жанрово-видовым признакам, исследователь выделяет следующие типы:

1/ биография как исторический жанр, где жизнь частного человека рассматривается как отражение событий определенного периода, так называемая «событийная биография»;

2/ биография как описательно-биографический литературный жанр;

3/ биография как художественно-критический литературный жанр;

4/ пародии на жанр биографии;

Учитывая цель создания и функциональную направленность биографий, Панин выявляет следующие типы: а / биографии иллюстративно-дидактические; б / биографии-воспоминания; в / биографии-панегирики; г / биографии-некрологи; д / публицистические биографии; е / литературно-критические биографии писателей; ж / биографии, ориентированные на массового читателя, жанр беллетристики; з / комбинированные биографии.

1 Панин С. В. Жанр биографии в русской литературе XVIII - первой трети XIX века: Система. Эволюция. - М: Спутник, 2000. - С. 150-163. Далее в тексте цитирую по этому

изданию с указанием страниц.

По предмету изображения в биографическом произведении Панин называет такие типы:

1/ биографии российских государственных деятелей, прославивших свои имена великими делами во благо России;

2/ биографии частных лиц, не оставивших значительного следа в истории, но интересных своей личностной судьбой;

3/ историко-литературные биографии писателей.

По форме авторского присутствия в тексте исследователем определены типы жизнеописаний:

1/ биографии с невыраженной формой участия автора в тексте, когда описываются только факты из жизни героя, при этом авторский комментарий отсутствует;

2/ биографии с неявной формой авторского участия в тексте;

3/ биографии с явной формой авторского участия в тексте.

Художественными средствами создания жизнеописания С. В. Панин считает композицию и стиль. Имея это в виду и учитывая соотношение «документ - художественный вымысел», он вычленяет:

1/ биографии-повествования, в которые автор переносит содержание исторических источников без допущения вымысла в текст;

2/ биографии - исторические рассказы, в которых автор по-своему пересказывает жизнь интересующего его человека, позволяя себе «дополнять» своей фантазией факты, не подтвержденные историческими документами, но ничего не меняя в содержании исторического источника;

3/ биографии - критические рассуждения, в которых автор допускает выражение своего отношения к изображаемому им предмету;

4/ художественно-критическая биографии, в которых автор свободно варьирует исторические факты по своему усмотрению, одновременно критически анализируя личность своего героя и его дела.

По месту и роли документа в тексте исследователь рассматривает следующие биографии:

1/ документальные, то есть основанные на документах, играющих в структуре биографического текста основополагающую роль, а также влияющих на стиль автора;

2/ документированные, то есть снабженные документами, которые не играют определенной роли в тексте, а лишь выполняют вспомогательную функцию.

По наличию художественного вымысла в тексте, считает автор, можно выделить:

1/ биографии, где вымысел полностью отсутствует;

2/ биографии, где вымысел присутствует в тексте в качестве вспомогательного средства для описания реальных событий, которые не подтверждены архивными документами.

По типу композиции выделяет такие разновидности:

1/ биографии с цепочной композицией, когда жизнь героя изображается как ряд событий в хронологической последовательности;

2/ биографии с циклической композицией, когда автор по ходу своей книги возвращается к сказанному ранее;

3/ биографии с фрагментарной композицией, когда автором из жизни героя выхватываются отдельные фрагменты;

4/ биографии с композицией смешанного типа.

Несомненная заслуга Панина в том, что он одним из первых в отечественном литературоведении создал типологию биографий XVIII - первой трети XIX века в соответствии с их поэтикой и стилистикой и рассмотрел историю русского жизнеописания в контексте эпохи. Выдвинутая С. В. Паниным типология русских биографий отличается, по нашему мнению, не только разветвленностью, основательностью и глубиной литературоведческого анализа, но и использованием богатого иллюстративного материала. Тем не

менее, данная классификация не всегда позволяет соотнести ту или иную биографию с определенным типом, т. к. соотношение жанровых признаков в жизнеописании представляет собой подвижную и изменяющуюся систему. В структуре любой разновидности художественной биографии могут присутствовать элементы отмеченных в работе признаков, что затруднит, в конечном счете, выявление того или иного типа русской биографии. Панин, в сущности, предложил несколько типологий, не создав, вместе с тем, универсальной.

В частности, как мы можем убедиться, польская исследовательница Мария Ясиньска в основу своей классификации кладет принцип жанрового оформления беллетризованной биографии, т. е. исходит «из объема произведения, числа освещенных событий, временного и пространственного диапазона» (Цит. по: Гиль О. Л. С. 32 - 33). Она выделяет:

1/ роман - биографию;

2/ биографическую повесть;

3/ биографический очерк.

Подобный подход к типологии художественной биографии является наиболее распространенным в литературоведении, что подтверждает в некоторой степени его универсальность.

Итак, рассмотренные нами типологии отражают стремление ученых разграничить научную, документальную и художественную биографии. При этом, очевидно, что сам принцип типологизации - соотношение факта и вымысла - как бы заставляет рассматривать все разновидности биографии в одном ряду, потому что доля вымысла будет присутствовать и в научной, и в документальной биографии, проявляясь, например, в отборе фактов, их систематизации и последовательности расположения материала. На наш взгляд, есть «простой», но вполне необходимый первичный критерий разграничения: по субъекту той или иной деятельности. Историк, литературный критик (субъект научной деятельности) создают научную биографию. Публицист

(субъект документально-публицистической деятельности) создает

документальную биографию. Писатель (субъект литературно-художественной, беллетристической деятельности) - беллетризованную биографию.

Таким образом, выделяя основные биографии: научную, документальную и художественную, - мы получаем четкий критерий, позволяющий систематизировать биографии. Следовательно, следующей задачей станет типологизация беллетризованных биографий, прежде всего, поиск критерия типологизации.

В решении этого вопроса следует исходить из самой концепции художественной биографии: «творческая свобода письма, авторская индивидуальность изложения и отказ от педантизма в изложении и классификации документов» (Ушакова Е. В. С. 52-53) являются основополагающими факторами беллетризованного повествования, позволяющими биографу интерпретировать документ с помощью интуиции и воображения. В такой биографии исторический факт используется автором как средство создания образа персонажа, и сам он превращается в художественный образ.

Разновидности художественной биографии выделяются учеными на основе различных критериев. Вместе с тем для практического исследования жанра художественной биографии важно обозначить и другой подход к типологии: критерием разграничения может стать объект жизнеописания, т. е. персонаж беллетризованной биографии, т. к. «писатель пишет о реально живущем человеке, называет его подлинным именем <...> поступки, мысли, желания этого человека выставляются на суд читателей».1

Анализируя биографическую литературу XIX века, мы пришли к выводу, что классификация по объекту изображения достаточно адекватна, т. к. отражает предмет неизменного внимания русских писателей - личность героя.

1 Гордин Я. Возможен ли роман о писателе? // Вопросы литературы. - М., 1975. - № 9. - С. 191. Далее в тексте цитирую по этому изданию с указанием страниц.

По определению Г. О. Винокура, «личная жизнь человека» - это «сама форма, красота, гармония, мера»1. Применительно к русской художественной биографии II половины XIX века мы предлагаем свой вариант типологии:

1/ биография государственных деятелей;

2/ биография деятелей науки;

3/ биография деятелей искусства;

4/ биография писателей.

Предложенная типология может быть распространена, по нашему мнению, и на другие периоды развития литературы. Оформление же биографии может быть разным: как роман, повесть, рассказ, очерк.

Мы изучаем биографии писателей, написанные писателями, т. е. художественные биографии, авторы которых «имеют непосредственное отношение к роду деятельности героя» . Такие жизнеописания, где автор и герой - родственные натуры, достаточно убедительны; они, по мнению исследователей, стремятся «приблизить читателя к пониманию закономерностей рождения и формирования таланта, к вызреванию произведения искусства в творческом сознании автора, к воссоединению человека и творца, разорванных и несовместимых в литературной критике» .

О точном времени возникновения писательских биографий говорить довольно сложно. Судьбу ныне существующей биографии, по мнению Бахтина, определили типы античной биографии: «энергетический» (воссоздание образа человека, его характера «путем изображения поступков, речей и других проявлений и выражений человека» - Плутарх) и «аналитический» («различные черты и свойства характеров подбираются из различных и разновременных

1 Винокур Г. О. Биография и культура. - М, 1927. - С. 10. Далее в тексте цитирую по этому
изданию с указанием страниц.

2 Непомнящая Т. Ф. Книги о замечательных людях как тип издания: (Серия ЖЗЛ
издательства «Молодая гвардия»): Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. -М., 1969. - С. 2.

Левянт М. Я. Биографический жанр в творчестве Андре Моруа (биографии писателей): Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - М., 1972, - С. 9. Далее в тексте цитирую по этому изданию с указанием страниц.

событий и случаев жизни героя и разносятся по рубрикам» - Светоний)» (Левянт М. Я. С. 291-292). Отечественные исследователи как прошлого, так и настоящего отмечают, что беллетризации русского жизнеописания способствовало его тесное взаимодействие с фольклором1.

По мнению Т. Н. Потницевой, художественные биографии в европейской литературе появились в XVII веке - времени, «когда произошло осмысление жанра биографии как особого самоценного жанра литературы, как результат творчества писателя, а не только историка или любого человека, способного писать мемуары о ком-то» . Переводные западноевропейские жизнеописания и древнерусская агиографическая литература предшествовали возникновению беллетризованной биографии в отечественной литературе.

Первым русским светским жизнеописанием С. В. Панин называет автобиографию князя Б. И. Куракина, появившуюся в начале XVIII века (1705-1710 гг.). Само заглавие «Жизнь князя Бориса Куракина», считает исследователь, указывало на определенную новизну в русском жизнеописании - светскость. Стремление создать литературный жанр жизнеописания было характерно в целом для XVIII века («Житие Квинта Горация Флакка» (1742 г.)

A. Кантемира, «Житие князя Антиоха Кантемира» (1762 г.) И. Баркова, «Житие
преподобного Нестора» (1767 г.) Н. Новикова и др.). Отдельные жизнеописания
конца XVIII века («Краткое описание блаженных дел великого императора
Петра Великого» П.Н. Крекшина (1742); «Гистория о царе Петре Алексеевиче»
князя БИ. Куракина (20 - 30 гг. 18 в.); «Житие Ф. В. Ушакова» А. Н. Радищева
(1789)) содержат в себе лишь компоненты художественной биографии,
придающие повествованию занимательный характер. В начале XIX века
(«Жизнь графа Миниха» Г. Галема (1806 г.); «Картина жизни, военных и

1 См.: Ломоносов М. В. Поли. собр. соч.: В 10 т. - М.-Л., 1952. - Т. 7. - С. 251-152; Татищев

B. Н. История Российская. В 7 т. - М.-Л., 1962. - Т. 1. - С. 115; Скрипиль М. О. Опыты
изучения древнерусской историко-бытовой повести: Дисс. ... докт филол. наук. - Л., 1944. -

C. 428-430; Померанцева Т. Н. Судьбы русской сказки. -М., 1965. - С. 25-29.

2 Потницева Т. Н. Биография как жанр английской литературы 18-19 веков: Автореф. дисс.
... докт. филол. наук. -М., 1993. - С. 8.

политических деяний князя М. И. Голенищева - Кутузова - Смоленского...» (1813 г.) и др.) заметны попытки биографов соединить факты с вымыслом, но «традиции светского жизнеописания были еще не устойчивы, и потому их авторы пользовались уже известными и распространенными жанрами жития, повести, романа» (Панин С. В. С. 29). В это время наблюдается «всплеск писательских биографий» (Панин С. В. С. 168), чему способствовали, во-первых, усиление в них критической направленности, во-вторых, возрастание роли писателя в общественно-исторической жизни России.

Так, в 1801-1802 гг. Платон Бекетов издал «Пантеон российских авторов». В собрание вошли двадцать портретов писателей от Баяна до Ломоносова, в том числе биографии, написанные Карамзиным, неотъемлемой частью которых стали литературно-критические анализы произведений. Мысль

0 создании серии биографий выдающихся личностей занимала В. Даля, В.
Одоевского. Тема писательских биографий интересовала А. С. Пушкина.
Известны факты, свидетельствующие о том, что он неоднократно обращался к
друзьям-писателям с просьбой написать книги о современниках. Именно
Пушкин посоветовал Вяземскому создать биографию Фонвизина и одним из
первых оценил ее: «Отзыв очень любопытный и вовсе не оскорбительный» .
«Путешествие в Арзрум» Пушкина многие исследователи рассматривают как
жизнеописание Ермолова и Грибоедова.

А. Галич в 1845 году впервые в истории русской литературы предложил рассматривать биографию в качестве литературного жанра. Он отметил, что жизнеописание «в собственном смысле не описание, а повествование о судьбе, деяниях и качествах отдельного достопримечательного лица, и подлежит общим правилам хорошей повести и характеристики» . Этот факт свидетельствует о том, что жанр биографии в русской литературе оформился к середине XIX века. Более или менее точное определение термина «биография»

1 Новонайденный автограф Пушкина. - М. - Л.: Наука, 1968. - С.38.
Галич А. Лексикон философских предметов. - СПб., 1845. - Т. 1. - С. 83.

начало формироваться с конца XVIII века. До этого времени его трактовали по-разному, что отражалось в названиях биографических памятников: «житие», «описание жизни», «история» и т. д. Вопросом о времени появления слова «биография» в современном его значении стали заниматься сравнительно недавно . В словарях конца XVIII века это понятие фиксируется так: «Жизнеописание - описание чьих-нибудь дел в жизни учиненных»2. «Новый российско-французско-немецкий словарь, сочиненный по словарю Российской Академии» (1799-1803) Ивана Гейма тоже закрепил эту дефиницию: «Жизнеописание - L'historie de la vie, la biographie, жизнеописатель - Lt biographe, der biograph» .

Впоследствии такое обозначение биографии было представлено в других словарях и стало теоретической основой для создания справочников-биографий: восьмитомного «Словаря достопамятных людей русской земли» Д. Бантыш-Каменского (1836-1847), шеститомного «Критико-биографического словаря русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней)» под редакцией С. А. Венгерова (1889 - 1904), двадцатипятитомного «Русского биографического словаря» Русского исторического общества (1896 - 1913). Среди многообразия справочной литературы выделялась «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» Н. Костомарова, выгодно отличавшаяся от многих историко-биографических сочинений свободой изложения, достаточной критичностью по

См.: Барахов В. С. Литературный портрет: (Истоки, поэтика, жанр). Л., 1985; Беленький И. Л. Проблемы биографического жанра в советской исторической науке. М, 1988; Бугрина Н. А. Советская биографическая проза. Вопросы истории, типологии, поэтики. Дисс. ... канд. филол. наук. Горький, 1986; Словарь русского языка XVIII века: В 12 вып. (неоконч.). Вып. 2. Л., 1985.

Словарь Академии Российской: В 6 ч. - СПб., 1790. - Ч. 1 - Стлб. 1123. Гейм И. Новый российско-французско-немецкий словарь, сочиненный по словарю Российской Академии: В 3 т. -М, 1799. -Т. 1. - С. 357.

отношению к описываемым личностям, в которых выявлялись и позиция, и личность самого писателя, и, наконец, она интересно написана»1.

Среди биографий XIX века формируется и занимает особое место писательская биография. Это объясняется тем, что в 10 - 20 гг. XIX века литературная критика в большей степени становится самостоятельной областью словесности. Критические разборы сочинений писателей сопровождались изложением фактов их биографии. «Краткое руководство к российской словесности» И. М. Борна (1808) содержало, к примеру, главы о творчестве Ломоносова, Сумарокова, Фонвизина, Новикова. С течением времени в русской словесности формируется литературно-критическая биография.

Своеобразной вершиной литературно-критической биографии первой половины XIX века можно считать сочинение «Фон-Визин» П. А. Вяземского (1830). Новизна биографии «Фон-Визин» проявляется в изображении персонажа-писателя: 1 / герой находится в постоянном взаимодействии со средой, его государственная деятельность рассматривается отдельно от литературной; 2 / житийные традиции почти не находят здесь места. Обращает на себя внимание и особенности поэтики жизнеописания: 1 / для характеристики героя автор использует цитаты из его сочинений и высказывания других известных людей; 2 / принцип циклической композиции; 3 / прием ретрансляции, т. е. описание жизни исторического лица, основанное на автобиографии, воспоминаниях или мемуарах; 4 / соотношение оценки произведений персонажа с определенными историческими событиями.

Заслуживает внимания биография «Михаил Васильевич Ломоносов», созданная Н. К. Полевым в 1836 году (опубликована в 1848 году). В. Г. Белинский о ней писал: «Это не роман и не биография, в точном смысле этих слов; но это дело ума и фантазии, поэтическая биография, принадлежащая и к

1 Жуков Д. Биография биографии. Размышление о жанре. - М, 1980. - С. 26. Далее в тексте цитирую по этому изданию с указанием страниц.

науке, и к искусству, - род совершенно новый, оригинальный». Соотношение «исторический факт - художественный вымысел» в биографическом повествовании К. Полевого «стало паритетным» (Панин С. В. С. 169), благодаря чему сочиненное «явилось по многим характеристикам вершинным произведением жанра русской биографии XVIII - первой трети XIX вв. <...> и обрисовало перспективы развития этого жанра в последующие годы» (Панин С. B.C. 169).

В биографической литературе середины XIX века: «Н. В. Станкевич. Переписка и биография» (1857) и «А. С. Пушкин в Александровскую эпоху» (1874) П. В Анненкова, «Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения» (1856) Н. Г. Чернышевского, «А. С. Пушкин» (1858) Н. А. Добролюбова, «Биография Ф. И. Тютчева» (1886) И. С. Аксакова - намечается стремление биографов придать повествованию не литературный, а научный характер, что позволяет рассматривать перечисленные произведения в границах (рамках) литературно-критической биографии.

Образцом биографии литературно-критического направления критики XIX века (М. П. Погодин, П. А. Плетнев, А. В. Дружинин, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, М. Н. Катков и др.) единодушно считали «Материалы для биографии Пушкина» (1885) и «А. С. Пушкин в Александровскую эпоху» (1856) П. В. Анненкова, отмечая, прежде всего, «совершенно обработанную форму»2.

Литературоведы XX века также отмечают непреходящее национально-историческое значение анненковских изданий: «...Осознание неисполненного общего долга перед Пушкиным и побудило Анненкова - более, чем желание представить читателю новые сведения о нем, вслед за «Материалами для биографии» взяться за саму биографию, в которой он и попытается дать образ

1 Белинский В. Г. Михайло Васильевич Ломоносов. Сочинение Ксенофонта Полевого //
Белинский В. Г. Поли. собр. соч.: В 13 т. -М, 1953.-Т. 11. -С. 194.

2 Н. Г. Чернышевский. Поли. собр. соч. - М., 1949. - Т. 2. - С. 428.

Пушкина, опираясь на все предшествующие и исходя из своего понимания биографии» . Достоверный, живой облик русского поэта, созданный Анненковым исторически верно, помогает глубже постигать мир Пушкина -человека, поэта, философа, историка, критика и публициста.

Именно Анненкову, как утверждают критики, открылся смысл биографии: изобразить характер героя. Биографию поэта Анненков стремился основать на «местной правде», «на истине и неопровержимых фактах» . По мнению автора, главным принципом деятельности Пушкина было его поэтическое и философское отношение к жизни. Поэтому в жизнеописании Анненкова Пушкин предстал художником-мыслителем, находящимся в постоянном развитии.

Самой крупной серией конца XIX века стало универсальное собрание биографий замечательных людей всех времен и народов Биографической библиотеки Ф. Ф. Павленкова - «Жизнь замечательных людей» (1889 - 1900). Очерки павленковской библиотеки не беллетризованы, но для оживления текста автор использует различные способы: «отбор исторических и биографических фактов, уместно приведенные исторический анекдот, легенду, забавный случай, умелое использование литературных героев и т. д.» . Биографические очерки названной серии являются научными жизнеописаниями выдающихся людей русской истории.

Таким образом, биографическое искусство II половины XIX века в России ознаменовалось расцветом научной и литературно-критической биографий, наиболее изученных в литературоведении. Вместе с тем заметный пласт русской художественной биографии указанного времени, в том числе

Померанцева Г. Е. Биогранимания биографии. - М, 1987. - С. 265 - 266. Анненков П. В. А. С. Пушкин в Александровскую эпоху. - СПб., 1874. - С. 8. Непомнящий Т. Ф. Современная научно-художественная биографическая книга. - М, 1987. -С. 11.

жизнеописания В. П. Авенариуса (1839 - 1923), неизменно пользовавшиеся успехом у читателей, остался без внимания историков литературы.

Цель данной диссертации - исследование беллетризованных писательских биографий В. П. Авенариуса в контексте его творчества и эволюции русской беллетризованной биографии II половины XIX века.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

изучить возникновение и эволюцию жанра беллетризованной биографии в русской литературе;

рассмотреть беллетризованную биографию писателя как разновидность художественной биографической прозы;

- определить типологические и специфические жанрообразующие
признаки писательской биографии;

охарактеризовать структуру и поэтику беллетризованных писательских биографий II половины XIX века;

рассмотреть жанровое оформление писательской биографии;

изучить писательские биографии Авенариуса в контексте его творчества и художественных исканий;

исследовать структуру и поэтику биографической повести «Пушкин» и биографического очерка «Михаил Юрьевич Лермонтов» В. П. Авенариуса;

наметить тенденции развития жанра в целом.

Объектом изучения являются научно-исторические, литературно-критические, публицистические биографии XIX - XX вв.; биографическая дилогия «Пушкин» и биографический очерк «Михаил Юрьевич Лермонтов» В. П. Авенариуса.

Предметом исследования являются художественная биография как жанр, генезис и оформление жанра беллетризованной биографии в творчестве В. П. Авенариуса, особенности структуры и поэтики его биографической прозы.

Характер анализируемого материала и решаемых в ходе исследования задач определяют структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Во введении, наряду с обоснованием избранной темы, ее научной новизны и актуальности, формулируются цели и задачи, методология и методика исследования; определяется степень изученности темы; характеризуются основные этапы эволюции беллетризованной биографии в истории русской литературы; предпринимается попытка решить проблему внутрижанровой типологии жизнеописания, дается обзор биографической литературы, предшествующей жизнеописаниям В. П. Авенариуса.

В первой главе «Биография писателя: теория жанра» исследуются типологические и специфические жанрообразующие признаки писательской биографии, позволяющие рассматривать ее как разновидность жанра биографии. В центре внимания исследования - специфические жанрообразующие признаки биографии писателя: автор и герой: «я» и «другой» писатель; система образов-персонажей: писатель и окружение; трансформация инвариантных признаков жанра: факт творчества и вымысел интерпретации; образ героя-писателя и культурная память. Предпринимается попытка изучения вопроса о жанровых формах биографии, традиционных для биографической литературы II половины XIX века: биографической повести и биографическом очерке.

Во второй главе «Биографии писателей В. П. Авенариуса» анализируются жизнеописания В. П. Авенариуса: биографическая дилогия «Пушкин» (1885, 1887) и биографический очерк «Михаил Юрьевич Лермонтов» (1891). Глава имеет целью раскрыть компоненты поэтики беллетризованных биографий: жанр, композицию, сюжет, систему персонажей. Обращаясь к жанрово-композиционному своеобразию писательского жизнеописания, биограф пытается найти подход к решению проблемы взаимоотношения автора и читателя, автора-писателя и героя-писателя,

концепции личности исторической личности в биографии-повести и биографии-очерке.

В заключении содержится ряд выводов, возникших в ходе исследования, и намечаются возможные пути дальнейшего изучения.

Библиография содержит список используемой для исследования художественной, научной и литературно-критической литературы.

Методологической основой исследования стали историко-генетический (выявление закономерностей бытования жанра в определенную эпоху), историко-типологический (обобщение наблюдений над творчеством одного писателя определенного периода) и структурно-семантический методы.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые сделана попытка представить писательскую биографию как жанровую разновидность русской биографии и впервые творчество Василия Петровича Авенариуса становится объектом исследования. Научное изучение художественного наследия писателей второго ряда имеет большое значение для характеристики историко-литературного процесса. Кроме того, среди «второстепенных» произведений II половины XIX века, выдержавших проверку временем, есть высокохудожественные, требующие переосмысления устоявшихся в современном литературоведении толкований и оценок. Творческое наследие Авенариуса, в том числе его жизнеописания, еще не изучено отечественными учеными, хотя именно он является одним из основоположников жанра беллетризованной биографии в России, причем самую интересную часть его творчества составляют биографии писателей, в которых автору удалось показать формирование и развитие характера исторических личностей.

Актуальность исследования заключается в постановке и решении задач, способствующих созданию научной концепции истории русской литературы II половины XIX века. Обращение к данной теме вызвано тем, что до настоящего времени остаются недостаточно изученными вопросы генезиса, типологии и собственно жанрологии произведений биографического жанра. В связи с этим

творчество Василия Петровича Авенариуса (1839 - 1923) представляет собой интересный и актуальный объект исследования, т. к. именно Авенариус оказался у самых истоков становления жанра беллетризованной биографии II половины XIX века.

Научно-практическое значение диссертации заключается в том, что наблюдения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в вузовских курсах лекций по истории русской литературы II половины XIX века, спецкурсах и семинарах, посвященных проблемам литературы биографического жанра, творчеству В. П. Авенариуса и изучению жизни и творчества русских поэтов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Биографии писателей, созданные В. П. Авенариусом, могут быть включены в программу общеобразовательных школ по русской литературе для изучения и внеклассного чтения.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены на Международных конференциях «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (II, III) МГОПУ имени М. А. Шолохова (2002 - 2004), на Всероссийских научно-методических конференциях «Мировая словесность для детей и о детях» (VII, VIII, IX) МПГУ (2002 - 2004), на республиканских научно-практических конференциях МГПИ имени Н. К. Крупской (2002 - 2004) в г. Йошкар-Ола. Работа обсуждалась на заседании кафедры русской литературы МГПИ имени Н. К. Крупской.

Писательская биография как разновидность жанра биографии: факт - вымысел и биографический хронотоп

Биография как произведение словесного творчества создает образ при помощи особых приемов. По мнению А. А. Потебни, словесный образ - это особый образ, т. е. образ идеи, внутренняя форма: «Внутренняя форма, кроме фактического единства образа дает еще знание этого единства; она есть не образ предмета, а образ образа, т. е. представление»1. Современный исследователь Ю. И. Минералов, развивая мысли Потебни, подчеркивает, что понятие «внутренняя форма» меньше всего связано с этимологией отдельно взятого слова (лексемы) или даже фрагмента теста. По его мнению, «внутренней форме принадлежит огромная роль в стилевой индивидуализации содержания художественных произведений», т. е. именно «внутренняя форма составляет основу индивидуального стиля, основу "индивидуального своеобразия" создаваемых стилистом произведений. Творя "образ образа", художник и делает уникальными "обычные идеи", "общераспространенные" формы их выражения» . В осмыслении нами внутренней формы произведения, в том числе биографического, точку зрения ученых мы берем за исходную: мировидение автора, его творческая индивидуальность реализуются во внутренней форме биографии, связывающей ее разнородные компоненты в целостное произведение.

Писательскую биографию как разновидность биографической литературы в первую очередь определяет основной функциональный принцип беллетристики - соотношение между правдой и вымыслом.

В терминологическом обозначении исследователями понятия «вымысел» существенных различий нет: «Вымысел художественный - деятельность воображения писателя, которая выступает как формообразующая сила и приводит к созданию сюжетов и образов, не имеющих прямых соответствий в предшествующем искусстве и реальности»2. Признавая, что вымысел не противостоит факту, ученые, тем не менее, по-разному оценивают роль и место авторской фантазии в биографических произведениях.

Т. Потницева утверждает, что ценность русской биографии измерялась «степенью достоверности ее художественные достоинства не имели значения» . Данную точку зрения можно считать обоснованной лишь в том случае, если речь идет о научной биографии, задача которой «из совокупности исторических событий, дошедших до нас, выбрать те, которые имеют значение, составить с их помощью историческую картину и вскрыть существующие между ними связи» . В основе художественной и научной биографии лежит объективность, но беллетризованное жизнеописание от научного отличается не отсутствием достоверности, а художественным изображением реальных фактов биографии писателя. Писательская биография исследует жизнь личности, творящей не только свою собственную судьбу, но и создающей модель жизни человека-творца, для воплощения которой наиболее важна история духовной жизни человека. Соотношение художественного и документального начал в писательской биографии приобретает особый смысл, потому что оно позволяет ощущать взаимосвязь исторического и биографического времени. Очевидно, что соотношение «факт - вымысел» тесно связано с проблемой изображения времени, которая в биографии более чем актуальна: биограф, субъект одного времени, проецирует жизнь героя, объекта другого времени.

Категория времени в художественной биографии - понятие относительное: она связана не только с соотношением исторического и биографического времени, но и с временной протяженностью культурной памяти, которая изначально размывает границы времени. Как известно, в памяти поколений сохраняется самое значимое из жизни исторической личности. Это уже приводит к нарушению линейной последовательности в изображении жизни персонажа: какие-то события исчезли из памяти поколений, следовательно, образовался «провал» (вакуум, пустота) во времени. Кроме того, автор жизнеописания сохраненное может интерпретировать в соответствии со своим художественным замыслом, т. е. а / выбирая необходимое для создания образа персонажа; б / переставляя события во времени; в / по-разному изображая время и др. Время, изображенное в жизнеописании, может быть биографическим, т. е. адекватным факту, но не тождественным ему по протяженности и длительности, и беллетризованным, при котором хронологический аспект изображения жизни героя весьма условен и даже безразличен. Беллетризация времени жизни героя заключается в том, что обозначенное событие художник может описывать по-разному: растянуть время его протекания, сжать, остановить и т. д.

Размытость временных координат в художественной биографии приводит в свою очередь к условности изображения жизненного пространства героя. Описание биографического пространства персонажа в беллетризованном жизнеописании (как и в любой разновидности биографии) не может быть до конца исчерпывающим, т. к. место пребывания героя даже в течение дня, не говоря уже в течение всей жизни, очень подвижно и изменчиво. Следовательно, писатель-беллетрист, как и ученый (историк), представляет лишь основные, по его мнению, места нахождения описываемой личности.

В целом при изучении хронотопа в биографии возникает вопрос не только о наличии факта и вымысла при его изображении, но и о взаимопроникновении их друг в друга. Думается, что вряд ли возможно выработать критерии для определения достоверности или, наоборот, недостоверности биографического времени и пространства описываемой жизни в биографии. Категория времени наряду с пространством используется писателями как одна из форм изображения «бытия и мышления; изображается словом в процессе изображения характеров, ситуаций, жизненного пути героя, речи и пр.» (Словарь литературоведческих терминов. С. 51). В художественной биографии изображение времени приближено к реальному, но не адекватно ему, т. е. элемент вымысла несомненен. Жизнь писателя, изображенная во взаимодействии с эпохой и со средой, более убедительна, т. к. его образ, благодаря этому обретает типические, узнаваемые черты.

Система образов-персонажей: герой-писатель и окружение

Специфическим жанрообразующим признаком писательской биографии является система образов-персонажей. Сквозным персонажем сюжетной организации повествования в писательской биографии всегда является центральный его герой - писатель, вокруг которого и организуется система образов. Автор художественно исследует жизнь человека-творца, он создает феноменальный мир своего героя как существа коллективного, в котором присутствуют разные люди. Задачей биографа является выделить из существующего вокруг его героя реального окружения тех людей, которые волей или неволей участвовали в развитии его внутренней и внешней жизни. Иногда одно и то же лицо причастно как к изменениям человеческой, так и творческой судьбы биографического персонажа. Психологически сложный процесс становления писательского дара не всегда возможно анализировать. Но несомненно одно: если в биографии описывается жизнь писателя, то автор максимально стремится включить в повествование тех людей, которые способствовали эволюции писательского таланта центрального персонажа.

Второстепенные герои вводятся для воплощения авторской мысли: через систему персонажей-образов запечатлевается представление биографа о главном действующем лице как личности в различных событийных ситуациях. Во-первых, целостность концепции писательской личности зависит от внутренней согласованности между точками зрения других героев. Во-вторых, подобная систематизация персонажа актуализирует сравнение как способ создания образов-персонажей, а в случае писательской биографии позволяет автору подчеркнуть исключительность центрального героя как творческой личности.

По мнению Я. Гордина, индивидуальная судьба героя писателя может быть постигнута более глубоко, если рассматривать ее в системе других судеб, других биографий. «Когда идет речь о системе биографий, то дело не только в прямом или косвенном влиянии одной судьбы на другую - выбранные для сведения в некую систему судьбы могут рассматриваться, никак не пересекаясь в бытовом отношении, а в прояснении этими судьбами друг друга. Дело не в невозможности рассказать биографию одного лица, не привлекая материал для биографии другого лица. Дело в невозможности понять - и для писателя и для человека - обе судьбы, если взять их совершенно изолированно друг от друга» .

Полагаем, что судьбу А. С. Пушкина, например, лучше рассматривать в системе судеб других исторических личностей, например, Крылова, Карамзина, Жуковского, Дельвига, Баратынского и других, тех, кто имел определенное значение в развитии общественных, литературных, этических взглядов поэта, т. к. все они в русской истории и культуре взаимоорйентированы.

Существенной особенностью биографии писателя является изображение в качестве второстепенных персонажей других писателей. Жизнеописание каждого писателя вне социального и литературного контекста менее продуктивно потому, что личность его не пассивна, она выражает психологию своего времени, «борется и сама лепит свою судьбу, она активна, и ее психический склад, часто странный для современников, "в грядущем поколенье поэта приведет в восторг и в умиленье"» (Лотман Ю. С. 235).

Обнаружить все аспекты личности писателя в жизнеописании позволяет правильно выстроенная биографом система персонажей, благодаря которой характерные особенности внутренней жизни героя изображаются более объективно. В писательской биографии, по нашему мнению, автором создается такая система образов, которая определяется предметом изображения, его творческим актом и формой поведения и позволяет использовать их в воплощении творческого замысла. Художественная миссия героев в жизнеописании совершенно разная: выявить в центральном герое негативные либо позитивные его внутренние качества, но вместе с тем они создают целостный образ главного героя. Система персонажей в писательском жизнеописании несет в себе определенную эстетическую информацию об объекте биографического повествования. Полагаем, что использование автором образов других персонажей, выстроенных вокруг центрального героя как система, оправдано лишь в том случае, если они действительно способствуют воплощению авторского замысла.

В системной организации образов беллетризованного биографического повествования допустимо наличие не только реальных, но и вымышленных, рожденных авторской фантазией, людей. Но предпочтение авторами отдается конкретным историческим личностям, в бытии и сознании которых заложено объективное знание о герое-писателе.

Заметим, что методика анализа системы образов в писательской биографии не разработана. Одной из причин, объясняющих отсутствие теоретически обоснованных взглядов на эту проблему, по нашему мнению, является невозможность полно обозначить жизненный круг общения героя-писателя в рамках текста, будь то научное или художественное произведение. Любая человеческая жизнь намного шире и богаче, чем ее изображение словом. Кроме того, каждая по отдельности взятая биография - это совершенно новая, неповторимая по своей уникальности жизнь, в которой место других людей так же индивидуально и не всегда объяснимо жизненной логикой автора, всматривающегося в бытие и сознание героя-писателя со стороны, разделенного, помимо прочего, еще временем и пространством.

Концепция построения системы образов в беллетризованной биографии во многом определяется ее назначением: донести до читателя максимально достоверные знания о герое-писателе, т. е. связана с проблемой взаимоотношения автора и читателя. Автор художественного произведения, в том числе биографического, как «носитель напряженно-активного единства завершенного целого, целого героя и целого произведения, трансгредиентного каждому отдельному моменту его» , стремится помочь читателю понять в первую очередь мировидение «другого» писателя через призму собственного сознания и сознание всех остальных персонажей.

Беллетризованные биографии в жанровой системе В. П. Авенариуса

К сожалению, нет свидетельств о том, как В. П. Авенариус пришел к жанру беллетризованного жизнеописания. За четверть столетия Авенариус создал цикл жизнеописаний знаменитых деятелей культуры и науки: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Д. И. Фонвизина, Д. В. Давыдова, И. П. Кулибина и др. На этом поприще писатель снискал себе наибольшую популярность у публики и критики. «Биографии, им написанные, многократно переиздавались внушительными по тогдашним меркам тиражами и в течение десятилетий исправно вносились в составляемые Святейшим Синодом и Министерством народного просвещения списки литературы для рекомендательного чтения в гимназиях, кадетских корпусах, духовных и реальных училищах»4, - подчеркивается в одной из публикаций последнего времени. Надо заметить, что биографии В. П. Авенариуса проповедовали высокую нравственную и этическую культуру, незыблемые христианские ценности. В том, что беллетризованные жизнеописания Авенариуса -высокохудожественные произведения, у современников писателя не было сомнения: «Печатая в 1885 г. в пяти номерах первую часть дилогии "Отроческие годы Пушкина", журнал "Родник" и не предполагал, что вскоре эта вещь станет литературным событием или, как сказали бы сейчас, бестселлером» (Филин М. Д. О книгах Василия Авенариуса. С. 8). Первое же опубликованное биографическое произведение «Пушкин» (1885, 1887) принесло автору заслуженную славу.

После повестей о Пушкине Василий Петрович создает другие литературные биографии: трилогию «Ученические годы Гоголя» (Родник. 1895. №№ 7-12; 1896. №№ 1-Ю; 1897. №№ 5-11; отд. изд. -т. 1-3. СПб., 1897-1899); «Детские годы Моцарта» (1901); «Создатель русской оперы - Глинка» (1903); «Поэт-партизан Д. В. Давыдов» (Родник. 1904. №№1-2); «Школьные годы Пирогова» (Юная Россия. 1908. №№ 7, 10-11); «Академические годы Пирогова» (Там же. 1909. №№ 1-3); «Первый русский изобретатель И. П. Кулибин» (Родник. 1906. №№ 1-5; отд. изд. - СПб., 1909); «Д. И. Фонвизин, его жизнь и творчество» (Родник. 1914. №№ 1-5) и другие. Довольно внушительное количество созданных Авенариусом биографических произведений позволяет нам считать, что обращение писателя к жанру биографии не было случайным. Попытаемся разобраться в причинах «предрасположенности» Авенариуса к жизнеописанию. Познать закономерности творческого пути писателя можно, лишь осмыслив его творения в созданной им художественной системе.

Василий Петрович Авенариус родился 28 сентября 1839 года в Царском Селе в семье священнослужителя. «Отец ... был известный в свое время проповедник, преподавал в учебных заведениях и в качестве действительного члена Императорского Географического Общества все свое свободное время посвящал разработке географических материалов. Мать, воспитывая своих многочисленных детей, в то же время руководила и церковной школой отца. ... Так как я был у них 12-м ребенком, то родители мои, стесненные в материальном отношении, охотно согласились отдать меня еще с колыбели на воспитание брату отца, лютеранскому же пастору...», - пишет он в своей автобиографии (Фидлер Ф. Ф. С. 12). Надо сказать, что семья Авенариусов была высокообразованной. Оба родителя хорошо знали иностранную литературу, что, несомненно, отразилось на воспитании детей. Старшие братья Авенариуса, по собственному признанию писателя, имели отношение к «умственному труду и писательству ... , а я, младший, отдался беллетристике, преимущественно детской» (Фидлер Ф. Ф. С. 12). Из признаний будущего писателя можем предположить, что творческая атмосфера домашнего воспитания располагала детей к интеллектуальным занятиям.

В семь лет Авенариус поступил в царскосельскую лютеранскую церковную школу, в воспитательной и образовательной системе которой, по всей вероятности, практиковалось изучение агиографической литературы. Можем предположить, что первое серьезное знакомство Авенариуса с житийным жанром произошло в эти годы. В «Автобиографии современных русских писателей» Фидлер цитирует следующее признание Авенариуса: «Но как из Царского Села, так и из Петербурга я на воскресенье и праздники приезжал "домой" в Славянку, где на деревенском приволье проводил всякое лето. Добрейший мой дядя, любивший и баловавший меня, как родного сына, первый, можно сказать, открыл мне с раннего детства мир фантазий - не сказками, а рассказами из действительной жизни» (Фидлер Ф. Ф. С. 13). Возможно, уже тогда в голове любознательного, начитанного мальчика рождались будущие образы реальных исторических личностей, воплощенные им впоследствии в беллетризованных биографиях. К тому же, именно в подростковом возрасте, как признается Авенариус, он хорошо знал творчество многих русских и зарубежных писателей.

В 1850 году Авенариус был определен в Петербургскую гимназию, по окончании ее поступил в Петербургский университет на естественный факультет, откуда вышел в 1861 году со степенью кандидата. «Прослужив 18 лет в хозяйственном департаменте министерства внутренних дел, последовательно в должностях от канцелярского чиновника до начальника отделения, он в 1880 году перешел чиновником особых поручений 5 класса в департамент народного просвещения, а с декабря 1882 г. состоит старшим чиновником Собственного Его Императорского Величества Канцелярии по учреждениям Императрицы Марии в чине действительного статского советника» (Венгеров С. А., С. 60). По долгу работы он, по собственному признанию, должен был заниматься очерками научно-делового характера. Очерковая форма изложения материала, как видим, достаточно хорошо была знакома будущему писателю.

Автор и герой: Пушкин как литературный персонаж

Концепция писателя-персонажа (франц. personage от лат. persona - лицо, личность) - в обычном значении то же, что литературный герой) в писательской биографии целиком обусловлена творческим замыслом автора. Главным героем (литературоведческие понятия: «персонаж», «литературный герой», «действующее лицо», «образ человека в литературе» - мы рассматриваем как синонимические) беллетризованной биографической дилогии «Пушкин» является реальное историческое лицо - Александр Сергеевич Пушкин. Образ центрального персонажа в дилогии создается автором с помощью различных компонентов, среди которых наиболее значимы. а/ внутренний и внешний портрет; б/ система персонажей; в/ исторический, культурный и литературный контекст эпохи. Характер своего персонажа-поэта Авенариус показывает как его природные свойства, натуру. Очевидно, что основным способом в создании образа-персонажа, «целостного образа человека - в совокупности его облика, образа мыслей, поведения и душевного мира»1 стал принцип психологического изображения, подчиняющий себе вышеназванные компоненты: портретирование героя, изображение его в системе персонажей, в контексте эпохи.

В создании биографии Пушкина доминантной мыслью автора стало изображение творческого процесса юного поэта на фоне его духовного становления в лицейские годы. Характер Александра выявляется как через внешние проявления - словесный портрет, мимику, поступки героя, так и через внутренние - монологи, диалоги, образы воображения и памяти.

Уже в первой главе «Поэт-дядя и поэт-племянник» первой повести «Юношеские годы Пушкина» описание внешности Александра (точка зрения рассказчика) поражает внутренней красотой, контрастирующей с внешними чертами: «Василий Львович неодобрительно покосился на приятеля, а Александр, поняв шутку, звонко расхохотался. При этом довольно некрасивое смуглое лицо его африканского типа, обрамленное курчавыми белокурыми волосами, разом преобразилось: слегка вздернутые губы открыли ряд белых крепких зубов и сложились в плутоватую премилую усмешку, а быстрые, умные глаза под темной дугой бровей так и заискрились. Невзрачный, на первый взгляд, мальчик обратился чуть не в красавца» (Авенариус В. П. Т. 4. С. 13).

Первая глава «Лицейское междуцарствие» второй повести «Отроческие годы Пушкина» по аналогии с первой включает в свою структуру описание внешности Александра: «С молчаливым сочувствием поглядывал он [Дельвиг] только по временам на своего собеседника, подростка лет пятнадцати, с смуглыми неправильными чертами, но чрезвычайно выразительными чертами лица» (Авенариус В. П. Пушкин. С. 163). Описание внешности Пушкина-юноши (12 августа 1811 года) и Пушкина-отрока (весна 1814 года) закрепляет воедино мысль автора о внутренней красоте героя. Своеобразная антитеза: «некрасивое лицо», «неправильные черты» и «мальчик обратился чуть в не красавца» - выявляет видение автором героя «с чрезвычайно выразительными чертами лица». В обоих довольно лаконичных портретах (в дилогии других пространственных портретных описаний нет) воссоздается облик Александра-лицеиста, максимально приближенный автором к реальному конкретно-историческому лицу и в то же время обладающий глубиной художественного обобщения, в котором «индивидуальное соединяется с типическим, единичное с характерным и внешнее - жест, улыбка, поворот головы - оказывается непосредственным отражением внутреннего, «сигналом от внешнего к внутреннему» .

Сопоставив описание внешности центрального персонажа, созданного Авенариусом, с первым портретом юноши-лицеиста 14-15 лет, гравированным Егором Гейтманом (1822 год), и одним из первых автопортретов Пушкина (предположительно 1817-1818 годов), так называемым исследователями «портретом в круге», который сам поэт намеревался приложить к изданию сборника стихов после окончания Лицея, без труда можно уловить сходство реального и созданного авторским воображением образа юного пиита. В описании внешнего облика героя писательской биографии Авенариуса возможное авторское домысливание обнаруживается и прочитывается как один из вариантов выделения внутренних черт героя через внешние. Временная дистанция позволяла биографу представить своего персонажа таким, каким он изображался в мемуарных свидетельствах эпохи. Через почти полтора века Марина Цветаева, вглядываясь в юношеское изображение Пушкина, напишет: «...этот детский негрский портрет по сей день считаю лучшим из портретов Пушкина, портретом далекой африканской души его и еще спящей -поэтической. Портрет в две дали - назад и вперед, портрет его крови и его грядущего гения» (Цветаева М. С. 67). Известно, что сам Пушкин к первому представленному читателю портрету - гравюре Гейтмана - отнесся весьма сдержанно. Примечательно, что художественное чутье подсказывало Авенариусу, что «лицо» необычайно даровитого мальчика должно отличаться индивидуальностью и не могло изображаться статично.

Похожие диссертации на Беллетризованные биографии В. П. Авенариуса "Пушкин" и "Михаил Юрьевич Лермонтов": история, теория, поэтика жанра