Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика взаимодействия поэзии и прозы в творческой эволюции М. Ю. Лермонтова Моисеева, Марина Васильевна

Динамика взаимодействия поэзии и прозы в творческой эволюции М. Ю. Лермонтова
<
Динамика взаимодействия поэзии и прозы в творческой эволюции М. Ю. Лермонтова Динамика взаимодействия поэзии и прозы в творческой эволюции М. Ю. Лермонтова Динамика взаимодействия поэзии и прозы в творческой эволюции М. Ю. Лермонтова Динамика взаимодействия поэзии и прозы в творческой эволюции М. Ю. Лермонтова Динамика взаимодействия поэзии и прозы в творческой эволюции М. Ю. Лермонтова Динамика взаимодействия поэзии и прозы в творческой эволюции М. Ю. Лермонтова Динамика взаимодействия поэзии и прозы в творческой эволюции М. Ю. Лермонтова Динамика взаимодействия поэзии и прозы в творческой эволюции М. Ю. Лермонтова Динамика взаимодействия поэзии и прозы в творческой эволюции М. Ю. Лермонтова Динамика взаимодействия поэзии и прозы в творческой эволюции М. Ю. Лермонтова Динамика взаимодействия поэзии и прозы в творческой эволюции М. Ю. Лермонтова Динамика взаимодействия поэзии и прозы в творческой эволюции М. Ю. Лермонтова
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Моисеева, Марина Васильевна. Динамика взаимодействия поэзии и прозы в творческой эволюции М. Ю. Лермонтова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Ульяновск, 1999

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования 33

1.1. Психологическое осмысление деятельности педагога в современной культурно- образовательной ситуации 33

1.2.Взаимодействие психолог - педагог: от парадигмы исследования к парадигме обеспечения 44

1.3. Место психологии в деятельности педагога 69

Глава 2. Модели работы психолога с педагогами (характеристика подходов) 92

2.1. Психоаналитический подход 92

2.2.Бихевиоральный подход ..97

2.3. Гуманистически-ориентированная психология и ее возможности в работе с педагогами 107

2.4. Гигиенический подход: причины и разрешение эмоциональных проблем педагога '. 115

Глава 3. Ценностно-рефлексивный подход к психологическому обеспечению деятельности педагога 121

3.1. Исследование ценностно-смысловых оснований деятельности современного российского педагога .. 129

3.2. Рефлексия ценностно-смысловых оснований деятельности педагогом как основа для ее осуществления.. 157

3.3. Стратегия и принципы реализации ценностно-рефлексивного подхода к социально-психологическому обеспечению деятельности педагога 172

Глава 4. Практика реализации ценностно-рефлексивного подхода в работе школьного психолога 178

4.1. Методологическое и теоретическое обоснование методов работы школьного психолога, используемых при реализации ценностно-рефлексивного подхода 178

4.2. Характеристика методов социально-психологического обеспечения деятельности педагога 183

4.3.Взаимодействие "педагог - психолог - администрация" как условие социально-психологического обеспечения деятельности педагога в образовательном учреждении 257

Заключение 281

Список литературы 291

Приложения 323

Введение к работе

Чем неповторимее, оригинальнее, значительнее творческое наследие писателя, тем более настойчивым оказывается интерес к нему разных поколений исследователей. Творчество Лермонтова, казалось бы, уже достаточно основательно изучено литературоведением и прошлого, и нынешнего века. Однако именно в процессе изучения открывается его подлинная неисчерпаемость.

В ходе изучения лермонтовского наследия время от времени возникал вопрос о соотношении поэзии и прозы в творчестве писателя, однако, проблема эта до сих пор не стала предметом специального анализа, оставшись одной из малоизученных в лермонтоведении. Отдельные авторы, касавшиеся некоторых вопросов "прозаизации" поэзии Лермонтова и "поэтизации" его прозы, в своих работах не выходят к постановке проблемы взаимодействия стиха и прозы в творчестве Лермонтова.

Тем не менее, думается, что растущий интерес науки к вопросам прозаизации поэзии и поэтизации прозы, неослабевающее внимание к понятиям "поэзия", "проза", "лирика", "эпос", "художественная целостность" делают значительным, более того, необходимым, разговор об этих явлениях.

Проблема прозаизации поэзии и поэтизации прозы — это проблема отношения стиха и прозы. Обращение к этой проблеме ставит перед исследователем целый ряд вопросов: чем поэтическая речь отличается от прозаической, что такое стих, что делает стих стихом, что такое проза, что для нее характерно, что дает нам возможность характеризовать тот или иной текст как поэтический или прозаический. Во многом решение большинства из этих вопросов зависит от того, что, собственно, понимается тем или иным автором под "поэтичностью". Очевидно, следует различать как минимум два значения этого слова.

Первым значением следует признать значение - "стихотворный ", то есть присущий стихотворениям; это значение является наиболее очевидным и используется в подавляющем числе как теоретических, так и исторических работ. Соответственно поэзия при таком подходе воспринимается как один из элементов "оппозиционного двучлена":1 "поэзия" - "проза", а значит перед сторонниками этой точки зрения встает новая проблема: возможно ли выделить такие "решающие признаки", наличие которых заставило бы нас ощутить тот или иной текст как стихотворный в противовес прозаическому. К сегодняшнему дню сформировано множество различных концепций.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что поэзию от прозы отличает прежде всего повторяемость, ритмичность, однако, собственно ритмичность поэтического текста обнаруживается отдельными исследователями на самых различных уровнях текста.

Так, Д.Н.Овсянико-Куликовский находит в поэзии "ритмическое выражение различных эмоций", Е.Д.Поливанов к поэзии относит "всякую пьесу, словесный материал которой обнаруживает организованность по тому или иному звуковому моменту";4 Б.В.Томашевский, Б.КЯрхо, МЛХаспаров, Е.В.Невзглядова, О.И.Федотов считают, что для возникновения поэтичности необходима интонационно-ритмическая установка на стих,5 придавая большое значение в вопросе различения поэзии и прозы графике (графика здесь выступает "не как техническое средство закрепления текста, а как сигнал структурной природы, следуя которому наше сознание "вдвигает" предлагаемый ему текст в определенную внетекстовую структуру"6);

1 См.: Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. -Л.,1972,С31.

2 Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М.,197б,С263.

1 Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы в 2-х тт.,Т.1. - М.,1989,С.412.

4 Поливанов Е.Д. Общий фонетический принцип всякой поэтической техники. - Вопросы
языкознания. - 1963,№1,С.99-100.

5 ТомашевскиЙ Б.В. Стих и язык. - М.-Л.,1959; Лрхо Б.И. Ритмика так называемого "Романа в
стихах". // Сборник статей под ред. М.А.Петровского и Ъ.ИЯрхо, П. Стих и проза. -- М.,1928;
Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. - М.,1989; Невзглядова Е.В. Проблема стиха (на
материале русской лирической поэзии). - Русская литература, 1994,№4; Федотов О.И. Основы
русского стихосложения. - М.,1997.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л.,1972,С.ЗЗ.

В.М.Жирмунский говорит о "параллелизме акцентных рядов", "звуковых повторах", "лексических повторениях всякого рода", "параллелизме грамматических форм, выступающих в одинаковой синтаксической функции"? КХМЛотман предлагает авторам при создании поэтического текста соблюдать ряд требований: необходимо "соблюдать определенные метроритмические нормы" и организовывать произведение "на фонологическом, рифмоеом, лексическом и идейно-композиционном уровнях";8 А.В.Чичерин обнаруживает "исходные позиции ритма - в поэтическом строе речи, в интонационной и синтаксической форме <...> во внутренней и внешней структуре образов <...> в движении сюжета..."; особое значение повторяемости на идейно-образном уровне придают А.И.Журавлева, Л.Ф.Киселева, Л.С.Гейро, В.М.Маркович, Л.В.Чернец и др.;10

Много над проблемой дифференциации поэзии и прозы размышлял КШ.Тынянов. В ходе своих поисков ученый пришел к выводу, что "поэтическое произведение отличается от прозаического вовсе не имманентным звучанием, не ритмом как данностью, не музыкою, непременно осуществленною, слишком часты примеры прозы более певучей, нежели иные стихи, и стихов, низведенных до минимума напевности. Все стиховые элементы не даны, а заданы: задан ритм как стремящаяся к обнаружению ритмовая энергия, заданы мелодические и инструментальные членения и связи, и вот почему рассекаются на строки даже те стихи, где это рассечение и без того совершенно явственно по ритмико-синтаксической тенденции рядов, -важен заданный ключ". Таким образом, отличительную черту поэзии, по мнению Тынянова, составляет ее заданность. кроме того "значение слов

7 Жирмунский В. Теория стиха. - Л.,1975,С.575. 8Тамже,С35.

9 Чичерин А.В. Ритм образа. -М.,1980,СЛ72.

10 Журавлева А.И. Поэтическая проза Лермонтова. - Русская речьД974,№5; Киселева Л.Ф. Переход к
мотивированному повествованию: МЮЛермонтов. // Смена литературных стилей. - М.,1974; Гейро
Л.С. Роман Гончарова "Обрыв" и русская поэзия его времени. - Русская литература, 1974,№1;
Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман XIX века. - Л., 1982; Маркович В.М.
Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. - С-Пб.,1997; Чернец Л.В. О "поэтическом
языке" И.А-Гончарова. // Русская словесность, 1997,№ I.

модифицируется в поэзии звучанием, в прозе же звучание слов модифицируется их значением". Ученый не сомневается, что "бывает стиховая речь, лексически и синтаксически подобная прозе". Желая подтвердить свои слова исследователь, что не маловажно для нас, обращается к лирике М.Ю.Лермонтова, и конкретно, к его произведению "Завещание".11

Некоторые филологи считают, что специфика "прозаического в поэзии" и "поэтического в прозе" может быть связана не только "с отдельными элементами поэтического текста", "с лексемами и образами", но и "с принципами их комбинации, то есть с синтаксисом и композицией"}2 Так Р.О-Якобсон связывает поэзию с метафорической организацией текста, а прозу - с метонимической, поясняя: "Принцип сходства лежит в основе поэзии; метрический параллелизм строк или звуковая эквивалентность рифмующихся слов подсказывает вопрос о семантическом подобии или контрасте <.. .> Проза, наоборот, движима главным образом смежностью. Тем самым метафора для поэзии и метонимия для прозы - это пути наименьшего сопротивления для этих областей словесного творчества...".13 Теоретические воззрения Якобсона и сегодня разделяются некоторыми учеными. Например, Т.М.Двинятина вычленяет несколько принципов, обращение к которым способствует прозаизации текста: принцип метонимического комбинирования элементов (по смежности); принцип использования преимущественно устойчивых эпитетов и метафор; принцип синтаксической асимметрии (сведение до минимума повторов какого бы то ни было типа, несоотносительная длина предложений, обилие переносов и внутристиховых пауз).14

Тынянов Ю.Н. Стиховые формы Некрасова. / Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино.-М.:Наука,1977,С. 19-26.

12 Т.М.Двинятина Специфика прозаического в поэзии Бунина. - Русская литература, 1996,№3,С202-
203.

13 Якобсон Р. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений. // Теория метафоры. -
М.,1990,С.130.

14 Т.М.Двинятина Специфика прозаического в поэзии Бунина. - Русская литература,1996г№3,С199-
203.

Очень часто среди примет поэзии называются повышенная экспрессивность, эмоциональность и поэтическая образность, метафоричность текста.15 Еще А.А.Потебня обращал внимание на то, что в лирике "определенность образа порождает текучесть значения", действительность берется в "чувственном проявлении".16 В.М.Жирмунский в своем стремлении вычленить основные способы поэтизации текста наряду с другими способами (вопросы поэта, прерывающие рассказ и обнаруживающие его лирическую заинтересованность; восклицания как непосредственное выражение эмоционального волнения; обращения поэта к своему герою, нередко в форме вопроса или восклицания; лирические отступления - формулы, введения чужих лирических фрагментов или произведений, сочиненных самим автором) называл так же лирические повторения, то есть различные формы анафоры и синтаксического параллелизма, не оправданные логически (повторением события или риторическим стремлением к усилению впечатления), но подчеркивающие эмоциональную взволнованность рассказчика. Л.И.Тимофеев в целом затрудняющийся в выделении какого-либо основного языкового признака поэтичности, тем не менее отмечает, что совокупность этих признаков рождает такую решающую особенность стихотворной речи, как

1 Q

экспрессивность: "стих бесспорно ярчайшая форма экспрессивной речи". Д.Н.Медриш в ходе анализа фольклорных источников приходит к выводу, что в поэтическом произведении "мысль, сложный внутренний опыт должны быть переданы сгущенными поэтическими формулами, устанавливающими с читателем молниеносный контакт".19 В свою очередь, среди основных примет

Л.Я.Гинзбург связывает эмоциональное воздействие поэтического произведения именно с наличием у лирического слова "широких ассоциативных связей", а Т.И.Сильман считает, что за счет множества связей поэтического слова с контекстом "наблюдается совмещение значений внутри одного слова". См.: Гинзбург Л.Я. О лирике. - М.-Л.,1964,С.9-10; Сильман Т.И. Заметки о лирике. -Л.,1978,С164.

16 Потебня А.А. Теоретическая поэтика. -М.,1990,СЛ51,156.

11 Жирмунский В.М. Лирическая манера повествования. // Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. -Л.,1978,С.92.

18 Тимофеев Л.Й. Основы теории и истории русского стиха. - М.,1958,С48.

19 Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. - Саратов,1980,С238.

прозы обычно называется детальное, конкретное, уравновешенное, многостороннее изображение окружающего мира и характеров, поэтому такое "преображение" действительности, когда повествование становится эмоциональным, экспрессивным, а "конкретные образы, реальные люди приобретают символическое значение" большинством исследователей воспринимается как "поэтизация", шире - "лиризация", а тщательность в воссоздании конкретных деталей, напротив, - как "прозаизация". Так, например, Н.Н.Иванова, обращавшаяся к вопросу прозаизации поэзии в связи с изучением процесса "демократизации" русского стиха на современном этапе, пишет: "под прозаизацией стихотворной речи мы понимаем ощутимое усиление в ней повествовательного начала, которое выражается в различных признаках сближения языка лирического произведения с языком повествовательной прозы: отсутствии семантических смещений, тропов; в существенной роли бытовой детали, ее типизирующей функции в тексте; в конкретности изображаемых событий, послуживших основой лирического переживания; во внесении в текст социально-характеризующих моментов изображения",* а А.Шалыгин еще в начале XX века дает такое определение понятию "лиризм": "Лиризм, проникающий произведение, заключается в настроении произведения, в чувствах, которыми оно одушевлено, согрето", однако, чтобы достичь должной эмоциональности автор, по мнению А.Шалыгина, должен достаточно широко использовать "поэтические приемы изложения" самого различного характера.22 В.М.Жирмунский под лиризмом также понимает определенную "систему приемов, которые придают рассказу повышенную эмоциональную окраску, создавая впечатление заинтересованности автора, его эмоционального участия в судьбе своих героев, интимно личного, взволнованно лирического отношения к их словам и

20 Лилеева А.Г. Поэзия и проза в романе Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго". - Русская
словесность,1997^Ь4,С39.

21 Иванова Н.Н, Демократизация стихотворной речи (современный этап) / Григорьева А.Д., Иванова
Н.Н. Язык поэзии XIX- XX вв. -М.:Наука,1985,С.142-143.

22 Шалыгин А. Теория словесности. - Петроград,1916,СЛ39.

переживаниям, нередко даже как бы эмоционального отождествления поэта с личностью и судьбой того или иного из действующих лиц".23

Как можно заметить из приведенных выше цитат, ученые при исследовании соотношения поэзии и прозы часто обращают внимание не только на экспрессивность, эмоциональность поэтического текста и конкретность, детальность прозаического, но и на способы общения поэта с читателем, на такие качества произведения как субъективность. исповедальность, соотношение в тексте таких литературоведческих категорий, как "автор", "повествователь", "герой". Так Л.Озеров отмечает: "Говоря о вторжении прозы в поэзию, в лирику особенно, надо иметь в виду не только "отдельные словарные единицы", а всю сумму языковых и художественных средств, помогающих снижению исчерпывающего себя стиля (или манеры) <...> и установлению новых способов общения поэта с читателем".24 Многое дают для углубления представления о соотношении в поэтическом тексте литературоведческих категорий "автор" - "повествователь" - "герой" работы о лирике ЛЛ.Гинзбург, Т.И.Сильман, В.Сквозникова и др., по мнению исследователей, именно присутствие человека и как субъекта, и как объекта изображения (авторское сознание при этом может быть выражено в самых разных формах - от персонифицированного лирического, абстрактного образа поэта до всевозможных объективных персонажей, предметов, зашифровывающих лирического субъекта именно с тем, чтобы он продолжал сквозь них просвечивать); субъективность (лирический взгляд на мир возникает тогда, когда автор выражает индивидуальное личное отношение к окружающему миру, дается оценка объективного мира через "я" героя); исповедальность (непосредственное выражение переживаний автора, героев; на исповедь может падать главная роль в раскрытии духовного мира героя, мира, который не может раскрыть стороннее слово повествователя); тесная

23 Жирмунский В.М. Лирическая манера повествования. // Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. -
JL.1978.C.92.

24 Озеров Л. Вторжение прозы. // В мире Пушкина. - М.,1974,С.260.

связь мира вещей и природы с чувствами героев (вещь часто оповещает о своем владельце, а пейзаж меняется вместе с душевным состоянием персонажей, и мы даже перестаем понимать, природа ли влияет на настроение действующих лиц или же их настроение кладет свою печать на окружающий пейзаж; пейзаж не столько изображается, сколько переживается) способствуют лиризации текста.25 Д.С.Лихачев, В.Н.Альфонсов, В.М.Маркович, И.М.Дубровина и др. обращают внимание на проникновение в прозу поэтического начала при "субъективно-биографическом подходе" автора к задачам творчества» считая, что для субъективно-биографического подхода характерны: "переживание мира через собственную жизнь",26 особый акцент на задаче самораскрытия, когда реальный автор, создающий текст романа, "придумывает себе судьбу, в которой можно было бы наиболее полно раскрыть свою внутреннюю жизнь"27 и при этом "явно не стремится последовательно освобождать созданный в романе авторский образ и обозначенную в нем авторскую позицию от слитности с образом и позицией героя",28 более того "открытие мироощущения и мировоззрения автора <.. .> нагляднее всего обнаруживается через психологию его - в известной мере - alter ego".29 Маркович так же акцентирует наше внимание на том, что "сюжетное главенство героя" при таком подходе "оказывается сродни центральному положению лирического субъекта в стихотворных композициях".30

Неоднократно различными филологами (Л.Я.Гинзбург, Т.И.Сильман, В.Сквозниковым, В.М.Марковичем, Н.М.КопытцевоЙ, Ким Юн-Раном, Л.В.Чернец и др.) также обращалось внимание на то, что "поэтическую

Гинзбург Л.Я. О лирике. - М-Л.,1964; Теория литературы. Лирика. - М.,1964; Эткинд Е. Разговор о стихах. - М.,І970; Сильман Т.И. Заметки о лирике. - Л.,1978; Дрыжакова Е. В волшебном мире поэзии. - М.,1978; Вишневский К.Д. Мир глазами поэта. - М.,1979 и др.

26 Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. - Л.Д990,С72.

27 Лихачев Д.С. Размышления над романом БЛ.Пастернака "Доктор Живаго". // Новый
мир,1988,Ш,С.5-6.

28 Маркович В.М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. - С.-Пб.,1997,СЛ93.

29 Дубровина И.М. С верой в мировую гармонию; образная система романа Б.Пастернака "Доктор
Живаго". // ВМУ,Сер.9,Филология,199б,№1,С.95.

30 Маркович В.М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. - С.-Пб.,1997,С.18б.

направленность" в тексте "усиливает <...> прием недоговоренности, умолчания. создающий атмосферу таинственности".31 Причем "фрагментарность рассказа" может проявляться как на сюжетно-композицнонном, так и на глубинно-смысловом уровне - объяснения поступков героя, его позиции.32

И наконец, нельзя не упомянуть так же о том, что в последние десятилетия выделяется еще одно направление в изучении соотношения категорий "поэзия" - "проза". Все чаще исследователи обращаются к вопросам психологии восприятия поэтических и прозаических текстов (С-Левин, А.Донецкий, отчасти разделяет эти идеи В.ГХГригорев и др.) Обнаружение в тексте поэтичности ставится учеными этого направления в зависимость от степени подготовленности читателя к восприятию стихотворных текстов, от его навыков в чтении поэзии, его литературной (поэтической) компетенции, от его способности к сотворчеству. Восприятие того или иного текста как поэтического ставится в зависимость не от "соотнесения различных конструкций", а от "процесса поиска со стороны читателя", то есть, чтобы "текст воспринимался как поэтический, читателю должно быть "навязано" поэтическое отношение к слову", "читатель должен быть готов подвергнуть текст ряду "истолковывающих" операций, вскрывающих все потенциальные возможности текста, не используемые в обычном стандартном употреблении".33 Рассмотренный подход к решению проблемы несомненно представляет интерес, однако, чрезмерное увлечение подобными идеями и перенесение внимания с особенностей текста на роль читателя в определении

31 Ким Юн-Ран Об особенностях, организации повествования в романе Б.Л.Пастернака "Доктор
Живаго".//ВМУ,Сер.9,Филология,1997г№3,С22.

32 Гинзбург ЛЛ. О лирике. - М.-Л.,1964; Теория литературы. Лирика. - М.,І964; Сильман Т.И.
Заметки о лирике. - Л.,1978; Маркович В.М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. -
С.-Пб.,1997; Ким Юн-Ран Об особенностях организации повествования в романе Б.Л.Пастернака
"Доктор Живаго". // ВМУ,Сер.9,Филология,1997,№3; Л.В.Чернец О "поэтическом языке"
И.А.Гончарова. //Русская словесность, 1997,№1 и др.

33 См. об этом: Медведева СЮ. К истории изучения поэтического языка. // Структура и
функционирование поэтического текста. Очерки лингвистической поэтики. - М.,1985,С.64-70;
Донецкий А. К вопросу о трансформе литературного произведения. // Текст в гуманитарном знании.-
М.,1997,С.29-34.

эффекта произведения, как нам кажется, может привести к излишней неопределенности, субъективности в его анализе.

Второе значение термина "поэтический" - "художественный", "эстетически значимый ", то есть противостоящий низменному, будничному.34 Словом "поэтический" в этом значении могут быть с равным успехом оценены качества и стихотворного, и прозаического текста. Соответственно ученые, в работах которых на первый план выходит именно это значение слова "поэтичный", зачастую вообще отрицают лингвистическое различие между стихом и прозой.35 Такое расширение термина препятствует его научному использованию, что приводит к замене понятия "поэзия" в ряде работ - как времен М.Ю.Лермонтова,36 так и современных37 - более узкой в смысловом отношении категорией "стих". Термин "стих" значительно потеснил в литературоведческих изданиях понятие "поэзия" особенно в последние десятилетия. Положение это характерно фиксирует "Словарь литературоведческих терминов": "Целостность самого понятия "поэзия" в значительной мере условна, что затрудняет его исследование даже в пределах творчества одного автора. Вот почему "поэзия" в целом как литературоведческая категория изучается крайне редко".38 Тем не менее полной смены терминов не произошло, так как они по сути не идентичны. Выделение стиха в качестве объекта изучения неизбежно сдвигает внимание к вопросам формы: ритма, строфики, языковой семантики. Но наряду с

Согласно исследованиям Ю.С.Сорокина, в первой трети ХГХ слово поэзия функционировало в языке как в первом, так и во втором значении. См.: Сорокин Ю.С. Развитие словарного состава русского литературного языка. 30-е - 90-е годы XIX в. - М.-Л., 1965,С463.

См., например, такое высказывание: "...при ближайшем рассмотрении отношение проза - стих перестает быть оппозицией" (Папаян Р.А. Некоторые вопросы соотношения метра и жанра. // Учен, зап. Тартуск. ун-та,Тарту,1973,Вып.306,С49).

36 Н.Остолопов в "Словаре древней и новой поэзии" замечает: "Прозе не поэзия противополагается, а
стихосложение, ибо поэзия состоит не в механическом совокуплении слов". См.: Словарь древней и
новой поэзии, составленный Николаем Остолоповым... - СПб,1821,Ч.2,С.400,433.

37 Ю.Тынянов даже декларировал полный отказ от "расплывчатого понятия "поэзия" - ради
"конструктивной категории словесного искусства - стих". См.: Тынянов Ю. Поэтика. История
литературы. Кино. - М.,1977,С254.

38 Топоров Л. Поэзия. // Словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители:
Л.И.Тимофеев, СВ.Тураев. - М.,1974,С286.

исследованиями этого типа необходим и целостный подход - отсюда частая замена видового термина "поэзия" родовым - "лирика". Поэтому и мы, в свою очередь, следуя за ЛХинзбург, Т.И.Сильман, Б.М.Эйхенбаумом, Д.Е.Максимовым, И.Б.Роднянской, А.И.Журавлевой, ПДебрецени, В.ММарковичем и др. будем употреблять термины "лирика", "лиризация", "лирический" в видовом значении.

Поскольку термины "прозаизация" и "поэтизация" отсутствуют в литературоведческих словарях и литературных энциклопедиях, мы на основе проанализированной литературы попытаемся дать свои рабочие определения понятиям "прозаизация" и "поэтизация".

Под "прозаизацией" мы понимаем появление в структуре лирического произведения родовых элементов эпической прозы: наличие установки на разрушение повторяемости одних и тех же лексических и грамматических структур на одном и том же месте в строках; разрушение регулярной метрической структуры; астрофизм; использование белого стиха; обилие синтаксических переносов; конкретность изображаемых событий, послуживших основой лирического переживания; простоту речевых средств (чаще наименований бытовых реалий и конкретных действий); существенную роль бытовой детали, ее типизирующую функцию в тексте; значительное снижение количества семантических смещений, тропов, поэтических украшений речи и, напротив, введение низких, разговорных слов; проникновение в поэзию элементов сюжетности; появление эпических интонаций (эпическое спокойствие, широкий охват событий, воссоздание событий в подчеркнуто объективированной форме).

Под "поэтизацией" мы понимаем появление в структуре эпического произведения родовых элементов лирики; наличие "вторичных признаков" ритмической организации словесного материала (звуковые повторы, лексические повторения различного рода, параллелизм грамматических форм, выступающих в одинаковой синтаксической функции, художественное

упорядочение синтаксических групп, синтаксический параллелизм); особую значимость минимального элемента текста, то есть слова, его "высокую валентность"; насыщенность произведения поэтической образностью (метафоричность); обращение к поэтическим композиционным приемам, пронизанность текста словесно-смысловыми мотивами, выполняющими организующую роль; появление лирических интонаций (повышенная экспрессия, эмоциональность, сосредоточенность на внутреннем мире центрального героя).

Однако сегодня пришла пора не только теоретического осмысления вопроса взаимодействия поэзии и прозы, но и конкретно-исторической разработки его в пределах сравнительно узких тем - творчества каких-либо конкретных писателей. Проблема прозаизации стиха Лермонтова и поэтизации его прозы, насколько нам известно, еще не стала предметом специального развернутого исследования, хотя отдельные указания на прозаичность некоторых стихотворений писателя и поэтичность его прозы уже существуют.

Так в лермонтоведении поднимался вопрос о существовании в творчестве Лермонтова синкретических в жанровом отношении произведений, отмечались близость личности писателя и героев его поэзии, прозы, драматургии, сосредоточенность поэта на немногих, владеющих его сознанием темах, образах, сюжетах, и, наконец, высказывались мысли о неразрывном единстве наследия писателя.

Одним из первых на особое качество лермонтовских произведений обратил внимание В.Г.Белинский. Критик обнаружил, что и для поэзии Лермонтова, и для его прозы характерны "субъективность", "удивительная замкнутость сознания", что даже в прозе изображаемый писателем характер "так близок к нему, что он не в силах был отделиться от него и объективировать его", что в главном персонаже "Героя нашего времени" "есть что-то неразгаданное, как бы недоговоренное", что "не составляя целого, в строгом художественном смысле, почти все эпизоды романа образуют собою

очаровательные поэтические миры", и что, в то же время, "Герой нашего времени" — это "вопль страдания, но вопль, который облегчает страдание". Своеобразие творческого наследия Лермонтова Белинский объяснял тем, что "Лирическая поэзия и повесть современной жизни соединились в одном таланте. Такое соединение по-видимому столь противоположных родов поэзии не редкость в наше время. Шиллер и Гете были лириками, романистами и драматургами, хотя лирический элемент всегда остается в них господствующим и преобладающим".39

Отчасти мысли В.Г.Белинского получили дальнейшее развитие в рассуждениях критика второго плана - А.Д.Галахова, пришедшего к заключению, что нельзя оценивать Печорина вне всего творчества Лермонтова, ибо перед нами "излюбленный герой Лермонтова, под разными именами выведенный в повестях и драмах", и он "есть одно и то же лицо". Более того, "в том же виде выступают черты этого лица и в лирических стихотворениях". По мнению А.Д.Галахова: "Орша, Арсений, Мцыри, Арбенин, Хаджи-Абрек, Измаил-Бей, Печорин, Демон - неодинаковые именем, но одинаковые сущностью (разочарование, перевес духа над телом, неумирающая мысль, непреклонная гордость, демонизм...) <.. .> могут быть названы видоизменениями Печорина", а, в свою очередь, "лицо Печорина есть отражение Лермонтова".40

В.О.Ключевский также отмечал, что Лермонтов везде "искал своего собственного отражения, которое помогло бы ему понять самого себя <„.> он высматривал себя в разнообразных явлениях природы, подслушивал себя в нестройной разноголосице жизни, перебирал один поэтический мотив за другим, чтобы угадать, который из них есть его собственный, его природная

39 Белинский В.Г. "Герой нашего времени". / Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3-х тг.Д.1. -
М.,1948,С.55б.

40 Галахов А.Д. "Русский BecnmK",1858,T.XVI,№13,C.60-92^14,C.277-311^16,0.583-612.

поэтическая гамма, и подбирая сродные звуки, поэт слил их в одно поэтическое звучание, которое было отзвуком его поэтического духа".41

Теоретическое обоснование эта проблема получила в работе Л.Гизбург "О лирике". По мнению исследовательницы, "в русской лирике XIX века именно Лермонтову принадлежит открытие лирической личности" как единого комплекса устойчивых "биографических", "сюжетных" черт.42

Особенно тщательно вопрос о структуре образа лирического героя и автора-повествователя в творчестве Лермонтова был изучен Д.Е.Максимовым.43 Литературоведом была проанализирована вся совокупность наследия Лермонтова, был особо рассмотрен вопрос о социальной и нравственной сущности "лермонтовского человека" - единого, цельного героя, действующего и в поэзии, и драматургии, и прозе, героя, являющегося отражением автора, его "тенью".

Последующие работы расширяют намеченную область исследования. Предметом внимания становится личностное начало в творчестве Лермонтова, его "философичность" как один из атрибутов лермонтовского стиля (И.Е.Усок, Т.А.Недосекина, В.И.Левин и др.), психологизм Лермонтова (Е.Пульхритудова, Б.Т.Удодов и др.), "диалогичность" жанров в поэзии и прозе (Турбин и др.), проблема символики, иносказательности (Найдич и др.).

Наибольшую ценность из последних работ, посвященных этому вопросу, как нам представляется, имеет сборник статей В.Н.Марковича, вышедший в 1997 году, и особенно статья ученого, посвященная сопоставительному анализу автора и героя в романах Лермонтова и Пастернака; исследователем было высказано множество важных мыслей. Так, сходство между названными

41 Ключевский В.О. Грусть. / Русская мысль,1891,Кн.У11,С.1-18.

42 Гинзбург Л. О лирике. - Л., 1974.С.162,155.

43 Максимов Д. Поэзия Лермонтова. - Л., 1959.

44 Ф.Шмульян также указывает на явное сходство мироощущения Лермонтова и Печорина, считая,
что их роднят "тоска неизбывного одиночества", "поиск оправдания", "незаурядное воображение",
"интенсивность мысли", необыкновенная развитость "индивидуальности", и "разъедающее душу
чувство недоверия". См.: Шмульян Ф. Незнакомый Печорин, или чтение по системе Станиславского.
//Литературная учебаДн.2-3,1995,март-апрель,С.218-225.

произведениями Маркович видит в том, что "в обоих случаях поэт-лирик стремится дополнить свое поэтическое творчество большим сочинением в эпическом роде", что удается лишь в самом конце творческого пути; существенно и другое - в обоих романах "реальный автор, создающий текст романа, явно не стремится последовательно освобождать созданный в нем авторский образ и обозначенную в нем авторскую позицию от слитности с образом и позицией героя", важную роль играет "дневник главного героя" и обнаруживаются типичные признаки "прозы поэта".45 Именно в этой и более ранней работе Марковича46 мы обнаружили подтверждение нашего предположения об особом качестве прозы Лермонтова: ученый не сомневается в наличии мощной лирической тенденции в романе Лермонтова "Герой нашего времени", считая, что "усилению лирического начала способствует сюжетно-композиционный "моноцентризм" <...> сосредоточенность вокруг центрального героя", комплекс настойчиво повторяющихся во всем творчестве писателя лейтмотивов и особая природа его стиля, сохраняющего "память о стихе". Утверждая мысль о связи лирики Лермонтова с его романом "Герой нашего времени", Маркович находит в последнем лирико-символический подтекст, "сообщающий повествованию и сюжету особое, изнутри исходящее смысловое напряжение и некое дополнительное содержание", особую систему "поэтического намека".

Целым рядом исследователей (В.Н.Турбин, И.Б.Усок, В.И.Коровин, А.М.Песков, Д.П.Муравьев, К.А.Кедров, Н.И.Осьмакова, И.Б.Роднянская. Л.М.Щемелева, Р.А.Гальцева, Ю.В.Манн, Е.М.Пульхритудова, Б.А.Старостин, АДЖижина, А.КЖуравлева, Л.Ф.Киселева, В.М.Маркович и др.) неоднократно указывалось, что наследие Лермонтова "в наибольшей степени

4 Маркович В.М. Автор и герой в романах Лермонтова и Пастернака ("Герой нашего времени" -

"Доктор Живаго"). / Маркович В.М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. - С.-Пб.,

1997,0.185,186,187.

46 Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман ХГХ века. - Л., 1975.

поддается исследованию с точки зрения мотивов"47 благодаря его сосредоточенности на "немногих, владеющих его сознанием темах и образах", а также присутствии в его творчестве устойчивых "филосфско-психических констант". Формирование "мотивного" аспекта в изучении творчества Лермонтова чрезвычайно важно для нас, поскольку именно такой подход позволяет выделить "первоэлементы", роднящие поэзию и прозу писателя. Одной из первых на присутствие в прозе Лермонтова поэтических мотивов, на "образно-символическое единство" творчества писателя обратила внимание А.И.Журавлева, посчитавшая в связи с этим возможным назвать прозу Лермонтова "поэтической".49 Однако работа, проведенная исследовательницей, отличается конспективностью (для рассмотрения выделены только образы "из мира природы", а анализ их ограничивается подбором фрагментов, где эти образы упоминаются, собственно символического их толкования не дается, а тем более не проводится разбора нюансов, отличающих реализацию этих мотивов в лирике от их актуализации в прозе). Исследованием мотивов, общих для поэзии Лермонтова и его романа "Герой нашего времени", также отчасти занималась Л.Ф.Киселева, в результате своей работы ученый приходит к выводу о философском единстве творчества Лермонтова.50

В.А.Мануйлов одним из первых привлек внимание исследователей к проблеме структуры романа "Герой нашего времени". Исследователем была восстановлена хронологически правильная последовательность событий, проанализировано соотношение ее с ходом событий в романе, выявлены причины, побудившие Лермонтова прибегнуть к этому приему: особенности развития творческого замысла романа, проблема создания в русской

47 В целом термин мотив по отношению к творчеству Лермонтова большинством исследователей
употребляется в значении: "устойчивый смысловой элемент текста" (Л.М.Щемелева), характерные
для поэта лирические темы, комплекс чувств или переживаний, константные свойства лирического
образа.

48 Щемелева Л.М. Мотивы. / Лермонтовская энциклопедия. - М.,1981,С290.

4' Журавлева А.И. Поэтическая проза Лермонтова. / Русская речь,1974,№5,С.21-27.

50 Киселева Л.Ф. Переход к мотивированному повествованию: М.ЮЛермонтов. // Смена

литературных стилей.- М.,1974.

литературе крупной прозаической формы, нарушение хронологии как прием, способствовавший постепенному раскрытию характера центрального героя, а также созданию особого "сюжетного напряжения", способствовавшего усилению читательского внимания.51 Е.Михайлова также обращает внимание на своеобразную структуру романа, на то, что в основе каждой отдельной повести лежат не связанные друг с другом события: "роман, состоящий из таких эпизодов, образует в своей композиции как бы прерывистую, зубчатую линию, состоящую из отдельных вершин - проявлений действенной, беспокойной энергии героя*'. Тем не менее, на наш взгляд, исследовательнице не удается ответить на вопрос: почему повести объединяются в роман, что цементирует их, сплачивает в единое целое. На этот вопрос отчасти ответил У.Фохт, обративший внимание на то, что в отличие от других циклов первой трети XIX века, повести, входящие в "Героя нашего времени", "более тесно спаяны единым центральным героем",53 однако, литературовед оставил эту мысль без развития, сосредоточив основное внимание на анализе соотношения "романтических элементов" и "реалистической основы" в творчестве Лермонтова, и особенно в "Герое нашего времени". В результате ученый приходит к выводу, что романтизм в романе Лермонтова проявился "не в методе, но в объекте изображения",54 каковым является внутренний мир героя. Любопытно приведенное в связи с этим замечание ученого о том, что "В соответствии с характерным для лирики Лермонтова жанром "думы", роман <...> своего рода "дума". Это касается романа в целом".5 Из дальнейших исследований, посвященных сюжетно-композиционному своеобразию романа "Герой нашего времени", для нас особо ценной оказалась статья Н.М.Копытцевой, натолкнувшая нас на размышления о том, что сюжет "Героя нашего времени" близок сюжету поэтического произведения —

51 Мануйлов В.А. Роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Комментарий. - Л.,1975.

52 Михайлова Е. Проза Лермонтова. - М.,1957,С.2Ю.

и Фохт У. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. / Пути русского реализма. - М., 1963,С207. 54 Там же, С.202. я Там же, С.202.

исследовательница подчеркивает, что в центре "Героя нашего времени", как психологического романа, оказывается душа главного героя, его переживания, а не развитие событий: "Новаторство Лермонтова заключается <...> в том, что он создал психологический роман, то есть роман, в котором сквозной сюжет строится не на событийной связи, а на анализе внутренней противоречивости Печорина, которая определяет его поведение, поступки, облик. В отличии от романа, где в центре стоит событие, имеющее начало, развитие и завершение, в психологическом сюжете экспозиционные обстоятельства воплощены не в событии, в котором заложена возможность и неизбежность конфликта, а в душевно-психологической коллизии, в которой оказался центральный герой".56 Литературоведением же сюжет поэтического произведения часто рассматривается именно как "отражение процесса развития чувства", лирическим сюжетом называется "само движение души, эмоции, мысли, отклик на события".57

Ю.М.Лотман, В.В. Виноградов, КХВ.Манн обращаются к анализу объективных причин, способствовавших появлению в начале XIX века прозы, ориентированной на поэзию и прозаизированного стиха.58

Так Ю.М.Лотман тщательно продумывает гипотезу, согласно которой стихотворная речь оказывается генетически исходной по отношению к речи художественной прозы: "стихотворная речь (равно как и распев, пение) была первоначально единственно возможной речью словесного искусства. Этим достигалось "расподобление" языка художественной литературы, отделение его от обычной речи. И лишь затем началось "уподобление": из этого — уже относительно резко "непохожего" - материала создавалась картина действительности".59 Таким образом, эстетическое восприятие прозы

56 Копытцева Н.М. Проблема сюжета в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени*'. /

Филологические науки,1985,№4,С.21.

" Веденяпина Э.А. Сюжет в лирике Лермонтова. / Лермонтовская энциклопедия. - М.,1981,С557.

38 Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л.,1972; Виноградов В.В. Стиль прозы Лермонтова. //

Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей от Карамзина до Гоголя. - М.,1990; Манн Ю.В.

Поэтика русского романтизма. - М.,1976.

59 Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. -Л.,1972,С23.

первоначально (в начале XIX века) оказалось возможным лишь на фоне поэтической культуры, поскольку "художественная проза возникла на фоне определенной поэтической системы как ее отрицание".60 Тем не менее, по мнению Ю.М.Лотмана, позднее придет "обратное отношение", когда поэзия начнет "воприниматся на фоне прозы", которая будет выполнять "роль нормы художественного текста".61 Подобное понимание отношения поэзии и прозы позволяет диалектически взглянуть на "проблему границы этих явлений" и эстетическую природу пограничных форм.

В.В.Виноградов анализирует процессы прозаизации стиха и поэтизации прозы с точки зрения языка, стиля, особо отмечая, что в конце XYIII - начале XIX века стихотворное искусство господствует над прозой, стиховой стиль занимает центральное место в системе средств литературного выражения, стихи являются той художественной лабораторией, в которой выковываются нормы и формы нового национального русского литературного языка, подчеркивая, что "метафизический" стиль авторского повествования и речей романтических героев в начале XIX века был близок по образам, фразеологии, синтаксису стилям романтической лирики - все это в совокупности как раз и способствует проникновению поэтических элементов в прозаическое произведение.

Этот же процесс исследуется Ю.В.Манном на жанровом уровне. В своей монографии "Поэтика русского романтизма" ученый пишет: "Развитие романтической прозы представляет собою обогащение той системы поэтики, которая сложилась на почве лирики и поэмы"63 и продолжает "близость к поэзии, к лирике - хорошо известная черта романтической прозы и драмы, сознательно культивируемая и теоретически обосновываемая и самими романтиками <...> это важно и как выражение генетической связи прозы и

60 Там же, С.29.

61 Там же, С.26.

62 Виноградов В.В. Стиль прозы Лермонтова. / Язык и стиль русских писателей от Карамзина до
Гоголя.-М.,1990,СЛ82.

63 Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. - М.,1976,С.235.

драмы с лирикой и поэмой. В кульминационные, высшие моменты писатель и его персонажи (чаще всего центральный) словно переходят на язык "старших" жанров - тех, которые содействовали формированию романтической прозы и драмы".64

И наконец, в лермОнтоведении неоднократно высказывались мысли о неразрывном единстве наследия писателя, о существовании в его творчестве синкретических в жанровом отношении произведений. Например, Л.Гинзбург обнаруживает среди стихотворных текстов Лермонтова "лирические новеллы",65 К.Н.Григорьян считает, что роман "Герой нашего времени" даже "по своей жанровой природе <...> является произведением лирическим",66 а Д.Максимов говорит о том, что "лермонтовский роман представляет собою сочетание своего рода "лирических теорем", скрытых и растворенных в его образной ткани".67

Особое значение в этом отношении для нашего исследования имели некоторые мысли Б.Эйхенбаума. Намного раньше других исследователей ученый обнаружил, что Лермонтов в ходе работы над лирикой переходит "от лирической напряженности стиля, сосредоточенного вокруг авторского "я", от прямых и открытых лирических формул, от жанра исповеди к пластике и созданию психологических образов и сюжетов, к иносказаниям", а затем "вырывается из плена" собственной лирики, заставлявшей его смотреть на мир только с точки зрения авторского "я". Хотя при этом литературовед неоднократно повторяет, что для любого произведения Лермонтова "центром служит не внешняя биография, а именно личность человека — его душевная и умственная жизнь, взятая изнутри, как процесс". Также Эйхенбаум особо подчеркивает, что "психологическая" тема в прозе Лермонтова сосуществует с темой "исторической", и, в соответствии с таким тематическим делением,

64 Там же, С.242.

65 Гинзбург Л. О лирике. - М-Л.,1964.

66 Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман "Герой нашего времени". - Л.,1975.

67 Максимов Д. Поэзия Лермонтова. - Л.,1959.

находит в раннем лермонтовском прозаическом опыте "Вадим" "поэтическую прозу" и "эпическую". Логично было бы рассмотреть эту идею применительно и к поздней прозе Лермонтова, что мы и попытались сделать во второй главе нашего исследования.

Т.П.Голованова обращает внимание на идейно-образную ("наиболее очевидными, опорными образованиями в работе Лермонтова становятся смысловые "кусты" произведений, принадлежащих к разным литературным видам и жанрам, но объединенных магистральными для писателя идеями") и сюжетную ("в романе усматриваются, кроме исходных мыслей, пунктирные черты образов, а иногда и словесные сочетания, "тезисы" текста стихотворений") связь лирики Лермонтова с "Героем нашего времени".69

А.Либерман также замечает, что и в поэзии, и в прозе, и в драмах "Лермонтов неукоснительно следует однажды избранной схеме <...> Таким образом биография героя в точности воспроизводит жизнь самого поэта".70

И.Серман, сравнивая пейзажи лирических и прозаических произведений Лермонтова, не только отмечает их сходство, но даже доказывает, что "пейзажи "Тамани" по выразительности не уступают тому, что было создано к этому времени не только Лермонтовым, но и всей русской поэзией".71

П.Дебрецени предполагает, что "Герой нашего времени" "близок к жанру лирической поэмы". Под этим термином филолог понимает эпическое по форме, но лирическое по внутреннему содержанию литературное произведение. По его мнению, лиризм лермонтовского романа "порождается тем обстоятельством, что главное внимание автора сосредоточено на изучении, тщательном описании и разгадывании душевного склада центрального героя". Поскольку, - говорит П. Дебрецени, - в "Герое нашего времени" автор ставит

68 Эйхенбаум Б. Статьи о Лермонтове. - М.-Л.,1961,С.86,35,251,221,21.

69 Голованова Т.П. М.КХЛермонтов. // История русской литературы в 4-х тт., Т.2. - Л.,1981,
С.440,453.

70 Либерман А. Лермонтов и Тютчев. / Михаил Лермонтов. 1814 - 1989. Норвичский симпозиум по
русской литературе и культуре. - С.-Пб.,1992,С.99-116.

Серман И. Судьба поэтического "я" в творчестве Лермонтова. / Михаил Лермонтов. 1814 - 1989. Норвичский симпозиум по русской литературе и культуре. - С.-Пб.,1992,С.39-52.

себе задачей не объективное изображение людей, а передачу известного душевного состояния, постольку весь роман оказывается "пронизан лирическим духом, как бы продиктован единым поэтическим вдохновением".72

ЛА.Белова много размышляет о философской основе творчества Лермонтова. Для нас важным оказывается предположение исследовательницы о том, что ответы на "философские" вопросы, мучившие писателя, нельзя найти только в "глубинах романа", для получения исчерпывающей информации необходимо обратиться и к другим его произведениям, особенно к стихотворениям, созданным в последние годы жизни.73

Вышеперечисленные работы дают основания и инструментарий для исследования "прозаизации" поэзии Лермонтова и "поэтизации", "лиризации" его прозы, а значит, появляется возможность по-новому, системно ответить на ряд вопросов, связанных с творчеством писателя, и, прежде всего, по-новому определить специфику лермонтовского художественного стиля.

Предмет исследования: эволюция взаимодействия поэтических и прозаических элементов в творчестве Лермонтова.

Материал исследования: поэзия и проза (художественная, дневниковые записи, заметки, наброски, письма) Лермонтова 1828 — 1841 годов. В процессе работы над диссертацией за основные были приняты тексты из собрания сочинений М.Ю.Лермонтова в 6-ти томах (М.-Л.,1954-1957). Более ранние издания и журнальные публикации в "Отечественных записках" принимаются во внимание как воспомогательные источники.

Актуальность исследования:

При большом количестве работ, посвященных различным аспектам жизни и творчества Лермонтова, до сегодняшнего дня проблема взаимодействия, "взаимоформирования" поэзии и прозы писателя еще не

Дебрецени П. "Герой нашего времени" и жанр лирической поэмы. / Михаил Лермонтов. 1814 -1989. Норвичский симпозиум по русской литературе и культуре. - С.-Пб.,1992,С.69-80. 73 Белова Л.А. "Для какой цели я родился?" О философской основе "Героя нашего времени" М.Ю.Лермонтова. / Литература в школе,1994,№6,С.14-16.

являлась предметом специального исследования. Между тем, литературоведческий, лингвостилистический, стиховедческий анализ произведений писателя способствует созданию более полного, глубокого представления не только о жанрово-родовой специфике наследия поэта, чертах его творческой индивидуальности, своеобразии художественного метода и стиля, но и общих процессах развития русской поэзии и прозы 1830-1840-х годов, эволюции ее поэтики на пути взаимодействия, наложения, синтеза двух основных типов организации речи. Полное представление о специфике русской литературы этого времени невозможно без учета движения ее от поэзии к прозе и анализа пограничных, возникающих на стыке двух типов организации речи, форм.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые:

Проблема приемов "прозаизации" стиха и "поэтизации" прозы рассматривается системно: на материале как фундаментально исследованных, так и малоизученных произведений одного автора. Это позволяет выявить системные закономерности, связи процесса дифференциации и синкретизации стиха и прозы.

Сопоставительный анализ поэзии и прозы Лермонтова проводится в тесной связи с эволюцией творчества писателя, в историко-литературном контексте. Это помогает приблизиться к пониманию жанрово-родового развития русской литературы 1830-1840-х годов.

Исследование взаимодействия процессов "прозаизации" поэзии и "поэтизации" прозы дает возможность более глубоко понять основные особенности поэтики писателя: определить место метрических, строфических экспериментов Лермонтова в рамках его поэтического наследия, приблизиться к пониманию жанровой природы появляющихся в творчестве писателя "лирических новелл", внести некоторые коррективы в трактовку элементов композиции романа "Герой нашего времени", наметить новые подходы к исследованию проблемы автора-героя в поэзии и прозе

Лермонтова, причин появления в его текстах устойчивых образов, мотивов, повторяющихся сюжетов.

Проведенный анализ позволяет обнаружить взаимопроницаемость жанрово-
родовой системы Лермонтова, активное обогащение прозы и поэзии за счет
друг друга; уточнить хронологические рамки отдельных периодов; раскрыть
художественное своеобразие основных этапов творческой эволюции
Лермонтова с точки зрения поставленной проблемы.

Методологической основой работы явилось комплексное применение нескольких подходов: структурно-типологического, сравнительно-исторического, историко-генетического, лингвостилистического и стиховедческого.

Цель работы заключается в исследовании своеобразия процессов "прозаизации" поэзии и "поэтизации" прозы в творчестве М.Ю.Лермонтова.

В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи:

Определение границ понятий "поэзия", "стих", "проза", "поэтизация", "прозаизация" применительно к творчеству Лермонтова.

Анализ характерных для творчества Лермонтова приемов "прозаизации" стиха и "поэтизации" прозы.

Исследование видоизменения прозопоэтических структур в творческом
наследии писателя.

Апробация работы:

Основные положения исследования были изложены автором на конференции "Малые жанры в русской литературе XVIII - XIX вв. Теория и история" (Иваново, Ивановский государственный университет), на научной конференции молодых исследователей "Текст в гуманитарном знании" (Москва, Российский государственный гуманитарный университет, Российско-французский центр исторической антропологии имени Марка Блока, Институт европейских культур), на конференции по лингводидактике и филологии (Ульяновск, Ульяновский государственный университет), На Карамзинских

чтениях, посвященных теме "Восток и Запад в русской культуре XVIII - XIX вв." (Ульяновск, Ульяновский государственный педагогический университет, Институт Русской литературы РАН (Пушкинский Дом)), на VI Всероссийской научно-практической конференции "Человек в культуре России", посвященной Дню славянской письменности и культуры (Ульяновск, Ульяновский государственный педагогический университет), на конференции "Традиция в истории культуры" (Ульяновск, Ульяновский государственный университет), а также были использованы в практическом курсе истории русской литературы XIX века.

Возможность практического применения результатов диссертации: Полученные результаты могут использоваться в практической научно-исследовательской деятельности. Основной материал исследования может быть применен в вузовских курсах истории литературы XIX века, спецкурсах и спецсеминарах по творчеству М.Ю.Лермонтова; в курсе теории литературы; в практикуме "Анализ поэтического текста", в работе гуманитарных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.

Структура диссертации определяется целями, задачами работы, а также хронологическим и проблемным анализом. Работа состоит из 190 страниц машинописного текста, включающего введение, две главы, заключение и библиографию.

Психологическое осмысление деятельности педагога в современной культурно- образовательной ситуации

Для начала определимся с понятием "образование". В классической латыни глагол educo имеет смысл воспитывать в значении: создавать, взращивать, кормить, выводить и т.д., a educator - воспитатель, руководитель, кормилец, наставник. Корень этих слов "duco" очевиден в своем значении водителя, вождя, проводника, а префикс "е" означает движение вверх, извлечение. В зрелой латыни предпочитали использовать греческое слово педагог, означающее слугу типа дядьки, смотрящего за ребенком. Педагог в представлениях древних римлян вырос в своем значении от обозначения раба, сопровождающего ребенка в школу и обратно до учителя наставника, воспитателя. В Греции педагогика означала искусство воспитания. В английском языке есть глагол to breed , означающий развивать кого-либо тренировкой и образованием. Наши предки вкладывали в смысл "образования" создание образа человеческого подобного Богу или, по крайней мере, к тому стремящегося. В.И. Даль писал об образовании как об образовании ума и нрава, как о научном развитии личности и ее воспитании, утверждая, что науки образовывают ум и знания, но далеко не всегда нрав и сердце.

В современной психолого-педагогической литературе образование трактуется как созидание человеком образа мира в себе самом путем активного полагания себя в мире предметной, социальной и духовной культуры (А.А.Вербицкий), как механизм овладения культурой (П.Г.Щедровицкий), как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности (А.Г.Асмолов).

Благодаря реформе образования активизировался интерес к идеям культурно-исторического подхода к развитию человека. Педагогическая деятельность определяется как "особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, на создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению социальных ролей в обществе" (316, с.24). Стратегией поиска педагогических технологий становится стратегия построения развивающего образа жизни, различных обучающих и воспитывающих сред.

Педагог, учитель при таком понимании процесса образования "превращается в социального архитектора образа жизни ребенка" (16,с.615). В обществе формируются новые ценности - ценности саморазвития и самообразования, которые стали основой личностно ориентированного образования.

В новых социальных условиях роль педагога существенно расширяется: специалист - предметник уже не способен удовлетворить запросы современной педагогической практики. Требуется педагог-профессионал, который, "во-первых, является субъектом педагогической деятельности, а не носителем совокупности научных знаний и способов их передачи; во-вторых, ориентирован на развитие человеческих способностей, а не только на трансляцию знаний, умений, навыков; в-третьих, умеет практически работать с образовательными процессами, строить развивающие образовательные ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачи" (321, с.73).

Вместе с тем, традиции новоевропейской системы образования таковы, что опыт, передаваемый посредством обучения, деперсонифицирован и опредмечен: передаются "предметы", знания, отрасли науки. В самом основании образования заложен приоритет нормативного знания и, в целом, императивной культуры. На вершине иерархии ценностей классической рациональности - научное знание, понимаемое как знание - истина, тождественное знанию - власти и знанию-пользе (202, с. 140). Современная система образования привела к отрыву научно-теоретического сознания от живой действительности, где реально складываются и существуют человеческие ценности. Возникла позиция "теоретизма" как такого отношения к миру, при котором уход от принятия решений и ответственности является нормой.

Психоаналитический подход

Педагог воспроизводит в своей деятельности тот стиль отношений, который проявляли по отношению к нему родители. Бессознательное стремление к. отреагированию травм переносится на общение с детьми в виде гипертрофированного стремления к власти, потребности в признании и в других трансферных формах взаимодействия. На основе анализа теорий, объясняющих феномен власти в педагогическом процессе (A.Adler, D.Cartwright, D.Franch, D.Mac-Clelland)

российский исследователь Н.А. Аминов утверждает важность тезиса А. Адлера об особой роли стремления к превосходству, к совершенству и социальной власти среди ведущих мотивов личностного и профессионального раз&г ik (6).

Педагог, погруженный в свои чувства, связанные с детством, проявляет неспособность "почувствовать" ребенка. При этом он неосознанно затрагивает "некоторые стороны своей собственной личности, еще не справившейся с чем-то, еще чувствующей себя втянутой во что-то непонятное, страдающей от того, что он "не прореагировал" в ушедшей в прошлое ситуации "правильно" (46, с.81). В такие минуты в учителе актуализируются его детские травмы.

Взаимодействие в процессе обучения предполагает принятие педагогом себя и другого, понимание своих и его действий. На этапах принятия и понимания особенно важную роль играют чувства. Они могут носить травматический характер и требуют от участников взаимодействия сильного Эго. Основная ответственность за эмоциональное сопровождение обучения лежит на педагоге, так как ребенок в силу несформированного Эго не может этого делать.

Благоприятное или неблагоприятное прохождение педагогом этапов психосексуального развития приводит к тому, что те или иные типы реакций преобладают в его отношениях с учениками. В.Шрамль (W.Schraml), в рамках классического аналитического подхода, предлагает следующую классификацию (типологию) педагогов (421): 1.Принуждающий педагог. Фиксация личности на анальной стадии приводит к формированию таких черт личности как пунктуальность, скупость, чрезмерная чистоплотность и упрямство. Такой учитель любит порядок во всем, не допускают ни малейшего отклонения от сложившихся правил и норм поведения, не склонны к изменениям в своей работе. Нарушения порядка и дисциплины вызывают у него раздражение, непослушание воспринимается как посягательство на личность. Из страха потерять контроль над собой и учениками принуждающий педагог стремится преодолеть сопротивление строптивых учеников любой ценой. При неподавленной агрессивности педагог проявляет авторитарно-доминируюшее поведение, частично с садистскими наклонностями. 2.Фаллический тип. Такой педагог энергичен, активен,, но легко разочаровывается, если его усилия не приносят мгновенных результатов. Основная потребность - быть значимыми в глазах окружающих. 3. Депрессивный тип. Педагог этого типа зависим от любви учеников. Малейшее проявление недоброжелательности со стороны учеников вызывает у него чувство несостоятельности и вины. 4. Нарциссический (эгоцентрический) тип не способен к подлинному межличностному взаимодействию, так как ставит в центр всего происходящего себя. В большинстве случаев педагоги такого типа имеют невротические тенденции и не способны к педагогический деятельности. Данная классификация не лишена недостатков, в частности - в ней только декларируется введение единого основания для типологии -успешность прохождения стадий психосексуального развития, но описаны не все из них.

В аналитической психологии К.Юнга во главу угла ставится психологическое здоровье педагога как объекта подражания, а также полная осознанность им средств воздействия на сознательные и подсознательные структуры личности учащихся. В общении педагога и учеников обе стороны учатся интерпретировать свои чувства, приобретают опыт ощущения своей самости, а значит, приближаются к своей индивидуации, которая является конечной целью развития любой личности. Задача педагога, по мнению К.Юнга, состоит в постепенном переводе ученика от исходной бессознательности к сознанию и к процессу индивидуации. Однако было бы неправомерно рассматривать личность ребенка по тем же законам, что и взрослого. "Аналитические познания должны служить; в первую очередь, собственной установке учителя, ибо, как хорошо известно, детям свойственно жуткое качество -инстинктивно чуять личные недостатки воспитателя.

Исследование ценностно-смысловых оснований деятельности современного российского педагога

Исследование ценностей, установок, идеалов - традиционная и давно разрабатываемая сфера теоретического и прикладного знания. Еще в работах французского социолога-позитивиста Э.Дюркгейма проводился анализ ценностно-нормативных систем общества (99). В работах немецкого ученого Г.Риккерта философия рассматривается как наука о ценностях, которые образуют "...совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта" (287), мир трансцендентного смысла. Наряду с бытием, Риккерт выделяет 6 сфер (логика, эстетика, мистика, этика, эротика, религия) и соответствующие им типы ценностей (истина, красота, надличностная святость, нравственность, счастье, личная святость). Американские ученые У.Томас и Ф.Знанецкий были первыми, кто объединил социально-философский и психологический подходы к изучению ценностей (423). Ценности понимаются ими как объекты, организующие социальные системы и, в то же время, ценности анализируются как элементы ориентации и установок. -Одной из первых методик для изучения ценностей был тест, разработанный Г.Олпортом, П.Верноном и Г.Линдсеем. Опросник позволяет измерить относительную силу основных ценностных ориентации: теоретических (поиск истины, эмпирический, критический, рациональный подход); экономических (полезные, практические ценности, стереотип преуспевающего бизнесмена); эстетических (красота стиля и гармония; изящность, соответствие ситуации); социальных (любовь к детям, альтруизм, филантропия); политических (личная власть, влияние, известность) ; религиозных (мистический настрой, стремление осознать космос как целое). В 1960 году Р.Вильямс составил полный перечень главных ценностей американцев (245). Среди них были следующие: личный успех; активность и упорный труд; эффективность и полезность; прогресс; вещи; уважение в науке. Широкую известность получила методика определения ценностей, предложенная М.Рокичем. На бланке в алфавитном порядке перечислялись ценности: 18 терминальных (связанных с целями жизни) и 18 инструментальных (средства достижения этих целей). Предлагалось расположить их по порядку, важности, как руководящие принципы жизни. Среди доминирующих ценностей - целей жизни выделены такие как здоровье, счастливая семейная жизнь, безопасность семьи, уверенность в себе, самоуважение, жизнь с комфортом и др. Проведенные в разных странах исследования показали, что если прямые вопросы позволяют выявить инструментальные ценности, то с терминальными ценностями I дело обстоит сложнее: люди просто не осознают их. В работе американского философа-позитивиста Ч.Морриса представлена попытка, используя факторный анализ, определить различия жизненного пути и ценностей, лежащих в их основе у студентов разных стран - Индии, Китая, Японии, США, Канады и Норвегии (416). Им было выделено пять составляющих ценностного отношения к жизни. Первое «г измерение связано с предпочтением ответственного участия в жизни. Второе - с радостью активных действий при преодолении препятствий. В третьем измерении выделяется ценность самодостаточной внутренней жизни с развитым самосознанием. Важным является проникновение в самого себя и других. Четвертое измерение связано с восприимчивостью к природе и людям. Пятое измерение определяется чувственными удовольствиями и наслаждениями. Ценятся открытость жизни, отдача себя моменту. В отечественной психологии и социологии начало изучения ценностей можно отнести к 60-м годам нашего столетия. Отличительная черта этих исследований - многообразие определений, различия подходов и методического инструментария (В.П.Тугаринов, О.Г.Дробницкий, М.С.Комаров, Б.Д.Парыгин, Б.Ф.Поршнев, Д.Узнадзе и др.). Среди исследователей, рассматривающих социальную детерминацию ценностей, можно назвать социологов М.М.Бобневу, А.Г.Здравомыслова, В.Б.Ольшанского, В.А.Ядова. Одна из последних фундаментальных работ, посвященных специфике ценностных ориентации населения современной России, вышла в 1996 году (189).

Методологическое и теоретическое обоснование методов работы школьного психолога, используемых при реализации ценностно-рефлексивного подхода

Мы уже зафиксировали тот факт, что ...„.- _ .. .„- психология как наука не имеет в своем арсенале достаточно таких методов, которые бы удовлетворяли запросы практики и практиков. Научный работник преимущественно ориентирован на "выдачу" рекомендаций и не владеет в полной мере практической ситуацией. Практик, в свою очередь, не владеет аппаратом науки и не может "встраивать" ее достижения в свою деятельность. Предваряя описание сущности методов психологического обеспечения педагогической деятельности необходимо зафиксировать некоторые важные моменты, носящие предпосылочный характер. В своем исследовании мы опираемся на некоторые постулаты, имеющие философско-мировоззренческий характер. В древности идеальное и реальное были синкретично слиты. В дальнейшем выделились задачи отражения реального в идеальном - задачи познания. Разработка методов познания привела к возникновению науки. Традиционно метод понимается как "совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности" (353). Научно построенный метод включает в себя описание системы принципов, моделей и процедур для научного познания и преобразования действительности. Назначение любого метода - служить средством достижения результатов в духовном и материальном производстве. Задача воплощения идеальных построений в реальность, на определенном этапе, вызвала необходимость в нахождении специальных методах. В ответ возникли такие виды деятельности, связанные с практическим преобразованием как: конструирование, проектирование , (Ю.Н. Емельянов, Г.А.Ковалев, Л.А. Петровская, В.А. Кан-Калик, Н.В. Клюева, Х.Й.Лийметс, Т.С.Яценко, S.Black, N.Kemp, M.Levine, N.Margulies), организационное развитие (А.И.Пригожин, И.Перлаки, А.А. Тюков, W.Bennis), управленческое консультирование (В.С.Дудченко, В.С.Лазарев, М.М. Поташник, Т. Cristiane, R.George). В области социальных практик формируется особый тип научности, а именно система практико-ориентированных наук проектно-программного типа. Теория деятельности в "НИХ выступает как инструментальная система проектирования и прогнозирования (86). Эта работа связана с. созданием конкретных проектов на основе теоретического видения ближайшего шага развития практики и одновременно построения особого типа теорий, выявляющих принципы создания подобных проектов. Однако, использование новых методов в ситуациях решения конкретных проблем, показывает, что эти средства не всегда надежны, так как специфика условий каждой конкретной школы требует их серьезной модификации, адаптации к сложившимся в школе традициям и нормам взаимодействия, стилевым особенностям управленцев, особенностям организационной структуры школы и ее окружения. Необходимость такой модификации требует принципиально иного использования имеющихся методов и способов решения проблем педагогов, в частности, отношения к ним как к материалу, который должен быть переформирован в соответствии с требованиями ситуации данной организации в конкретных условиях. В качестве основы для построения системы психологического обеспечения деятельности педагога и создания условий для взаимодействия таких субъектов образовательного процесса как администрация образовательного учреждения, педагоги, психолог, нами были использованы общетеоретические положения отечественных психологов о личности как активном субъекте жизнедеятельности (К.А.Абульханова-Славская, Б.С.Братусь, А.В.Брушлинский, В.И. Слободчиков,), концепции формирования личности педагога как профессионала (В.А.Кан-Калик, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина, А.Н.Реан, В.А.Сластенин), системно-деятельностный и программно-целевой подходы, устанавливающие целостность профессиональной педагогической системы, направленной на взаимодействие и достижение определенных результатов (А.Г.Асмолов, И.В.Блауберг, С.А.Гильманов, В.С.Дудченко, В.И.Загвязинский, B.C. Лазарев, М.М.Поташник, А.И.Пригожин, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин, В.А.Якунин); коммуникационно-диалогический подход, предполагающий налаживание четких взаимосвязей и равноправных отношений между субъектами образовательного процесса (Ю.В.Громыко, В.В.Давыдов, В.В. Рубцов); теория и практика контекстного обучения (А.А.Вербицкий), рефлексивно-управленческий подход, утверждающий приоритетность самоосознания, самоопределения, саморегуляции и самоутверждения субъектов образовательного процесса и их влияние на развитие школы как организации (Е.П.Варламова, И.Н. Семенов, С.Ю.Степанов, А.А. Тюков, Т.И.Шамова); личностно-ориентированный подход, учитывающий интересы каждой личности и направленный на создание единого образовательно-развивающего пространства (А.Г.Асмолов, Р.Бернс, С.Л. Братченко, И.В.Дубровина, В.Я.Ляудис, А.Б.Орлов, К.Роджерс, В.И. Слободчиков); методология теории и практики организационного развития, ориентирующая на совершенствование управления в организациях на основе социально-психологических методов (Ю.Н.Емельянов, Г.А.Ковалев, Л.А.Петровская, Т.С.Яценко), а также традиции экзистенциально-гуманистического подхода в психологическом консультировани (Д.Бьюдженталь, Р.Кочюнас, И.Ялом).

Похожие диссертации на Динамика взаимодействия поэзии и прозы в творческой эволюции М. Ю. Лермонтова