Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Древнерусский Октоих XII-XIV вв. как памятник средневековой гимнографии Крашенникова, Ольга Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крашенникова, Ольга Александровна. Древнерусский Октоих XII-XIV вв. как памятник средневековой гимнографии : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Москва, 1997.- 26 с.: ил.

Введение к работе

В настоящее время в филологической науке ощущается настоятельная потребность в фундаментальных исследованиях целого ряда памятников письменности, незаслуженно обойденных вниманием ученых. Это прежде всего касается обширной группы памятников славянской гимнографии и литургики, составляющих значительную, ' если не преобладающую часть дошедших до нас рукописей древнейшего периода.

В книжный комплекс переводных книг, сложившийся уже в первоначальный период распространения христианства на Руси, помимо книг Священного Писания, входили различные певческие сборники, содержавшие разнообразные по характеру, объему и жанру поэтические произведения, исполнявшиеся во время богослужения. Уже в XI веке этот комплекс включал в себя Служебные Минеи, Триоди, Октоих, Ирмологий и другие книги. Характер, тип, состав их на протяжении веков значительно менялся. До сих пор у нас не создана общая история древнерусской богослужебной книги, которая * была бы написана с учетом новейших достижений текстологии, палеографии, лингвистики, хотя необходимость в таком научном описании давно назрела.

Диссертация посвящена изучению славянского Октоиха наиболее важного гимнографического сборника в православной . литургической традиции. Название его происходит от греческого оюта - восемь и f]%og - глас, мелодия. Октоих содержит тексты изменяемых песнопений восьми гласов для подвижных дней седмичного

круга. Принцип осмогласия, положенный в основу его композиции, является важнейшим принципом средневековой музыки, возводящим все разнообразие церковных напевов к восьми основным мелодическим типам. Исполнение всех церковных текстов - в том числе песнопений Миней и Триоди - основывается на глзсах Октоиха.

Осмогласие является такие и основой богослужебного календаря. Все песнопения Октоиха одного гласа исполняются в течение одной церковной седмицы, после чего происходит смена гласа и цикл повторяется снова. Если песнопения Минеи и Триоди звучат лишь один раз в году, то тексты Октоиха пропеваются в течение года шесть раз, составляя музыкальную и смысловую основу литургии. Линейному времени Минейного комплекса в богослужении противопоставлено круговращение циклов Осмогласника: если первый символизирует историческое время ( и потому постоянно пополняется в каждую новую историческую эпоху ), то второй - вечное, вневременное, что выражается в сравнительно устойчивом составе его частей.

Смысловым центром и точкой отсчета седмичного цикла в Октоихе являются песнопения воскресного дня, дополняемые гимнами в честь различных "ликов" святых - ангелов, пророков, апостолов, святителей, мучеников, Божией Матери, распределенных по остальным дням недели.

Главное содержание книги восьми гласов, в которую вошли гимны Иоанна Дамаскина, Феодора Студита, Феофана Начертанного, Иосифа Гимнографа и других византийских авторов VIII-X вв., составляет поэтическое изложение основных догматов православного вероучения.

Универсальный характер песнопений Октоиха делает их удобными литургическими формами, используемыми при создании

служб конкретным святым. Так, гимны византийского Осмогласника, переведенные на славянский язык, служили образцами при создании оригинальных служб славянским и древнерусским святым.

Актуальность предлагаемого исследования определяется общей неизученностью славянского гимнографического наследия. Если история славянской Триоди и Миней анализировалась у нас в капитальных работах И.Карабинова1, М.Моминой2, публикациях В.Ягича3, то вся научная литература об Октоихе, созданная в нашей стране, сводится к изданию Струмницкого Октоиха архимандритом Амфилохием*. небольшой брошюре епископа Модеста5 и статье Н.Шеламановой6. Недалеко ушла и западная наука7. По-прежнему нет

1 Карабинов И. Постная Триодь: Исторический обзор ея плана, состава, редакций и славянских переводов. СПб., 1910.

2Момина М.А. Вопросы классификации славянской Триоди // ТОДРЛ. Т. XXXVII. Л., 1983. С. 25-38.

3Ягич И.В. Служебные Минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь в церковнославянском переводе по русским рукописям 1095-1097 гг. СПб., 1886.

4Амфилохий, архим. О само древнейшем Октоихе XI века юго-славянского юсового письма, найденном в 1868 г. А.Ф.Гильфер-дингом в Струмнице. М., 1874.

5Модест, еп. Люблинский. О церковном Октоихе. Киев, 1885.

еШеламанова Н.Б. Славяно-русский Октоих ( ненотированный ) XII-ХРУ вв. // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып. 2, ч. II. М., 1976. С. 340-388.

7 Библиографию см. ниже.

- і -

"исследований, в которых бы специально рассматривался вопрос об истории сложения этой книги, ее редакциях, подробно бы изучался состав и тексты древнего Октоиха"8.

/(елью настоящей работы является изучение истории становления

и развития рукописного славяно-русского Октоиха как литургической

\ книги на раннем этапе существования славянской письменности ( к.

XII- н. XV вв.). Для осуществления этой цели потребовалось

решение нескольких конкретных задач:

1) Опираясь на анализ структуры имеющихся списков Октоиха,
выделить основные, наиболее общие типы этой литургической книги в
славянской и русской рукописной традиции конца XII - начала XV
веков и определить их греческие источники.

2) Продолжить подробную классификацию рукописей Октоиха, включив
в нее характеристику различных редакций этой книги, выделяемых
внутри отдельных типов в зависимости от состава песнопений.

  1. Реконструировать историческое ядро песнопений славянского Октоиха, используя материал древнерусских списков Студийского устава ХІ-ХІІ веков.

  2. Определить наиболее архаические типы славянского Октоиха, описать имеющиеся списки этих памятников, дать характеристику их основных редакций, строения и состава песнопений.

  3. Определить греческие источники архаических типов славянского Октоиха, время перевода их на славянский язык и время создания первой древнерусской редакции Октоиха.

  4. Дать литургический и исторический комментарий к редким текстам славянского рукописного Октоиха, не вошедшим в состав печатного Осмогласника.

аШеламанова Н.Б. Славяно-русский Октоих... С. 348.

Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые в науке делается попытка исторического изучения славяно-русского Осмогласника, причем его становление как литургической книги рассматривается в тесной связи с эволюцией византийского Октоиха. В работе впервые сделана подробная классификация всех имеющихся в собраниях нашей страны ранних списков этой книги и перечислены основные признаки различных редакций славянского Осмогласника. Впервые подробно описывается редкий и интересный тип Изборного Октоиха, изучение которого может прояснить вопрос о происхождении и источниках первого славянского перевода Октоиха. Большой интерес представляет также предыстория этого сборника песнопений восьми гласов, традиция которого уходит корнями в византийскую гимнографию VII-IX веков. Наблюдения над структурой славянского Изборного Октоиха и сопоставление ее с различными греческими источниками помогает представить картину поэтапного развития византийского Октоиха от эпохи Иоанна Дамаскина ( VIII в. ) к эпохе Иосифа Гимнографа ( IX в. ). Материал древнегрузинского Иадгари, впервые привлеченный для исследования данной темы, показал, что Иоанн Дамаскин в своем творчестве опирался на богатую предшествующую ему традицию раннеиерусалимской гимнографии V-VII веков.

Целями и задачами исследования определялись и применяемые в нем методы. Сложная и разнообразная композиция сборника обусловила использование метода структурно-типологического анализа рукописных Октоихов в сочетании со сравнительным анализом состава славянских и греческих источников. Применялся также комплексный подход к описанию памятников гимнографии, учитывающий особую специфику его текстов как текстов литургических.

Материалом исследования послужили рукописные славяно-русские

Октоихи конца XII - начала XV веков из собраний РГАДА, РНБ, ГИМ, РГБ, БАН, а также микрофильмы греческих списков Октоиха IX-XII вв. из собрания Синайского монастыря св. Екатерины. В качестве дополнительных источников привлекались древнерусские списки Студийского устава XI—XII вв. и описания южнославянских и греческих рукописей, выполненные зарубежными исследователями.

Теоретическая и практическая значимость диссертации СОСТОИТ в том, что она вносит вклад в изучение славянской и византийской гимнографии, заполняя существующий в современной науке пробел в исследовании истории Октоиха как литургической книги. Проведенная работа является необходимой предпосылкой для подготовки современного научного издания древнеславянского Октоиха и V создания общей истории славянской богослужебной кант. Предложенная классификация рукописей может быть использована палеографами при определении типа и редакций Осмогласника. Редкие тексты славянского Октоиха, впервые введенные в научный оборот, могут быть полезны филологам-славистам, историкам, специалистам в области церковной археологии и литургики. Особый интерес полученные в исследовании результаты вызовут у музыковедов.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в докладах, сделанных на заседаниях Общемосковского семинария исследователей Древней Руси и Отдела древнерусской литературы ИМЛИ РАН, на Научной конференции молодых специалистов "Вопросы славяно-русского рукописного наследия" ( ИРЛИ, Пушкинский Дом, октябрь, 1990 ), на XVIII и XIX Международных конгрессах византинистов ( Москва, август 1991, Копенгаген, август 1996 ), Богословской конференции памяти прот. Be. Шпиллера ( МГУ, январь 1994 ), Конференции "Россия и Запад" ( ИМЛИ, май 1996 ), X Кирилло-Мефодиевских чтениях ( ИРЯ, июнь 1996 ),

Научной конференции "Памяти протоиерея Димитрия Разумовского" ( к 130-летию Московской консерватории - Московская государственная консерватория, сентябрь 1996 ).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения, в котором помещен Краткий словарь гимнографических терминов и текст стихир апостолу Петру по древнерусскому списку Изборного Октоиха РГАДА, Син. тип. Ш5.

Похожие диссертации на Древнерусский Октоих XII-XIV вв. как памятник средневековой гимнографии