Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственные искания писателей-традиционалистов второй половины XX века Соколова Лариса Васильевна

Духовно-нравственные искания писателей-традиционалистов второй половины XX века
<
Духовно-нравственные искания писателей-традиционалистов второй половины XX века Духовно-нравственные искания писателей-традиционалистов второй половины XX века Духовно-нравственные искания писателей-традиционалистов второй половины XX века Духовно-нравственные искания писателей-традиционалистов второй половины XX века Духовно-нравственные искания писателей-традиционалистов второй половины XX века Духовно-нравственные искания писателей-традиционалистов второй половины XX века Духовно-нравственные искания писателей-традиционалистов второй половины XX века Духовно-нравственные искания писателей-традиционалистов второй половины XX века Духовно-нравственные искания писателей-традиционалистов второй половины XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соколова Лариса Васильевна. Духовно-нравственные искания писателей-традиционалистов второй половины XX века : 10.01.01 Соколова, Лариса Васильевна Духовно-нравственные искания писателей-традиционалистов второй половины XX века (В. Шукшин, В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев) : Дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.01 СПб., 2005 381 с. РГБ ОД, 71:06-10/80

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1: «ДЕРЕВЕНСКАЯ ПРОЗА» В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ И ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ КРИТИКИ 17

1.1. Народная жизнь и народность художественного творчества: социально-философские и художественные предпосылки «деревенской прозы»; концептуальная новизна литературного течения 17

1.2. Дискуссии о «деревенской прозе» в критике 60-90-х годов. «Деревенская проза» в контексте споров о «русскости» и проблеме «Россия-Запад» 25

1.3. «Деревенская проза» в контексте англо-американской критики (к проблеме русско-западных межлитературных схождений) 35

1.4. Новизна художественного метода писателей-традиционалистов 44

Примечания 53

ГЛАВА 2: ТРАДИЦИОНАЛИЗМ КАК СПОСОБ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ В «ДЕРЕВЕНСКОЙ ПРОЗЕ»..66

2.1. Исторические корни традиционализма как способа художественного мышления в литературе второй половины XX века..66

2.2. «Деревенская проза» в свете идей русской философии 69

2.3. Духовно-нравственные константы древнерусской литературы в творчестве писателей-традиционалистов 91

Примечания : 120

ГЛАВА 3: ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ-ТРАДИЦИОНАЛИСТОВ И ТРАДИЦИЯ С.ЕСЕНИНА 129

3.1. Идея гармонии и формы ее художественной реализации в поэзии С.Есенина и в прозе писателей-традиционалистов 129

3.2. Образ Дома в поэзии С.Есенина и в произведениях писателей- традиционалистов 152

Примечания 182

ГЛАВА 4: ОБРАЗ «СВЯТОЙ РУСИ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ-ТРАДИЦИОНАЛИСТОВ 188

4.1. Национальные образы-символы и события-символы в произведениях писателей-традиционалистов 188

4.2. «Житийный» персонаж как выражение авторского идеала в произведениях писателей-традиционалистов. Возвышенное и земное в структуре народного миросозерцания 201

Примечания 235

ГЛАВА 5: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОИСК «ДЕРЕВЕНСКОЙ ПРОЗЫ» НА ИСТОРИЧЕСКОМ ПЕРЕЛОМЕ 80-90-Х ГОДОВ И «УЧИТЕЛЬНАЯ» ТРАДИЦИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 239

5.1. «Деревенская проза» в контексте литературного процесса второй половины 80-х годов и в контексте «учительной» традиции 239

5.2. Актуализация эстетических принципов древнерусской литературы в повести В.Распутина «Пожар» 247

5.3. «Учительное» слово и жанровая трансформация романа В.Астафьева «Печальный детектив» 269

5.4. Кризисное состояние мира в романе В.Белова «Все впереди» 296

5.5. Духовно-нравственный поиск писателей-традиционалистов 1990-х годов (малая проза В.Распутина и роман В.Астафьева «Прокляты и убиты») : 312

Примечания ...335

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 346

БИБЛИОГРАФИЯ 357 

Введение к работе

"Деревенская проза" и творчество крупнейших прозаиков (В.Белов, В.Шукшин, В.Астафьев, В.Распутин), сформировавшихся в ее русле, стали предметом исследования с середины 60-х годов не только в отечественном, но и зарубежном литературоведении. О "деревенской прозе" написано немало монографий (Hosking G. The Russian peasant rediscovered "Village Prose" (1973); Теракопян Л.А. Пафос преобразования. Тема деревни в прозе 50-70-х гг. (1978); Сурганов В.А. Человек на земле. Тема деревни в русской современной прозе 50-70-х гг. (1981); Лапченко А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов: В.Распутин, В.Астафьев (1985); Gillespie D. Valentin Rasputin and Soviet Village Prose (1986); Кузнецов Ф.Ф. Самая кровная связь: Судьбы деревни в современной прозе (1987); Porter R. Four Contemporary Russian writers (1989); Никонова Т. Прощание: Размышления над страницами "деревенской прозы" (1990); Недзвецкий В.А.,Филиппов В.В. Русская "деревенская проза" (1999); Kathleen F.Parthe. Russian Village Prose. The Radiant Past (1992), Большакова А.Ю. Нация и менталитет (феномен «деревенской прозы) (2000) и др.), а также огромное количество статей. В данных исследованиях содержится не только глубокий и полный анализ проблематики и тематики крупнейших произведений представителей этого течения; «деревенская проза» рассматривается в широком контексте русской классической традиции (Никонова Т., Недзвецкий В.А., Филиппов В.В.), а также в контексте многонациональной советской литературы XX столетия (Теракопян Л., Белая Г.А.). Следует подчеркнуть, что в таких объемных и многоплановых монографиях о «деревенской прозе», как, например, «Пафос преобразования. Тема деревни в прозе 50-70-х годов» Л.А.Теракопян, «Человек на земле. Тема деревни в русской современной прозе 50-70-х гг.» В.А.Сурганова, «Русская «деревенская проза» В.А.Недзвецкого, В.В.Филиппова идея преемственности становится доминирующей и определяет важнейший вывод исследователей о «деревенской прозе» как о наследнице традиционной русской культуры.

Наибольший интерес исследователей привлекает творчество В.Распутина, В.Белова, В. Астафьева и В.Шукшина, с которыми правомерно связывается расцвет "деревенской прозы" 70-х годов. Проблематика и поэтика произведений этих крупных прозаиков была достаточно полно исследована в работах И.Золотусского, И.Дедкова, Ю.Селезнева о В.Белове; С.Семеновой, Н.Тендитник, Н.Котенко, Н.Яновского о В.Распутине; Л.Емельянова, В.Апухтиной, В.Горна о В.Шукшине; А.Макарова, В.Курбатова, Л.Ершова, А.Лапченко, Т.Вахитовой о В.Астафьеве. Надо отметить, что именно в этих работах внимание ученых акцентируется на духовно-нравственном аспекте произведений писателей-«деревенщиков»; огромной заслугой вышеназванных исследователей является то, что они не только под новым углом зрения рассмотрели эстетические принципы и художественное новаторство В.Белова, В. Шукшина, В.Астафьева, В.Распутина и других представителей «деревенской прозы», но и показали масштаб и исключительную роль данного течения в литературном процессе XX века. Новый поворот в исследованиях обозначился в работах Е. Вертлиба "Василий Шукшин и русское духовное возрождение" (1990) и В. Сигова "Русская идея В.М.Шукшина" (1999), в которых важнейшая для писателей-"деревенщиков" проблема народного характера и национальной судьбы проецируется на социально-исторический контекст текущего времени; в исследованиях Е. Вертлиба и В. Сигова также преимущественное внимание уделено таким актуальным аспектам данной темы, как драматический национальный раскол и духовное воскресение человека. Однако, несмотря на обилие исследований как о "деревенской прозе" в целом, так и о крупнейших прозаиках, сформировавшихся в ее русле, многие аспекты данной темы остаются либо малоизученными, либо нуждаются в новом подходе и осмыслении с позиции сегодняшнего дня.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется тем, что духовно-нравственный поиск писателей-"деревенщиков" нуждается сегодня в непредвзятом теоретическом обсуждении. "Деревенская проза" долгое время (с момента своего возникновения) была и остается предметом острой полемики (см. об этом подробнее гл. 1,2), а в настоящее время - в условиях крайней поляризации этико-эстетических взглядов - она становится объектом крайне агрессивных нападок со стороны писателей-постмодернистов, а также их адептов и апологетов. Сами понятия т р а д и ции и традиционализма - ключевые для В.Шукшина, В.Распутина, В.Астафьева и В.Белова - ныне становятся ареной серьезных расхождений и мировоззренческих противостояний, которые имеют прямое отношение не только к литературоведению, но и к текущей истории и культуре.

В этом смысле правомерно разграничить два значения слов "традиция" и "традиционализм". Во-первых, это опора на прошлый опыт в виде его повторения и варьирования; такого рода традиции строго регламентированы и имеют форму обрядов, этикета, неукоснительно соблюдаемых. Традиционализм был влиятелен в литературном творчестве на протяжении многих веков, вплоть до середины 18 столетия; позднее он утратил свою роль и стал восприниматься как помеха художественной деятельности. В изменившейся культурно-исторической ситуации, когда обрядово- регламентирующее начало стало сводиться к минимуму, приобрело акту альность( это особенно ясно просматривается в XX веке) другое значение терминов "традиция" и "традиционализм", под которыми стали разуметь инициативное и творческое ( активно избирательное и обогащающее) наследование культурного ( в частности, словесно-художественного) опыта, который предполагает достраивание ценностей, составляющих достояние общества, народа, человечества.

Для "деревенской прозы" и крупных прозаиков данного направления неоспоримо важны традиции, естественно, прежде всего во втором значении слова. Именно такая органически усвоенная традиция стала для "деревенской прозы" своего рода духовно-нравственным ориентиром, можно сказать, некой духовно-практической стратегией. Причастность к национальной традиции в творчестве В.Шукшина, В.Белова, В Распутина и В.Астафьева проявляется не только в виде ясно осознанной ориентации на духовно-нравственные константы русской культуры, но и в формах стихийных, интуитивных. По мысли русского философа начала XX века В.Ф.Эрна, человечество существует благодаря свободному следованию традициям: "Свободная традиция .. есть не что иное, как внутреннее метафизическое единство человечества"(1).

Рассмотрение понятий "традиция" и "традиционализм" (как в их формально-структурной стороне, так и в глубинных содержательных аспектах) на материале творчества крупнейших прозаиков "деревенской прозы" представляется актуальной и насущной задачей, так как в современном литературоведении (в основном авангардистски ориентированном) широко бытует иное, противоположное представление о традиции, преемственности, культурной памяти. В настоящее время именно на "деревенскую прозу" обрушились антитрадиционалистские голоса. Стоит обратить внимание на осуществляемую русским постмодерном "деканонизацию культуры": так , например, для В.Ерофеева "постмодерн -это полный разрыв с традиционной литературой" (2). Одна из книг В.Ерофеева "Энциклопедия русской души. Роман с энциклопедией" (1999) откровенно полемична по отношению к "деревенской прозе", воссоздающей прежде всего духовно-нравственные константы русского национального мира; вот лишь несколько встречающихся здесь суждений, которые не нуждаются в комментариях: "Национальная идея русских -никчемность. Нет никакой другой идеи, которую они проводили в жизнь более последовательно"; "Русские, как правило, неэстетичны. Неряшливы. С пятнами"; "Русские - самые настоящие паразиты" (3). В своей книге В.Ерофеев пытается убедить современного читателя, что у такого народа и литература обречена на утрату специфичности. Именно в этом пытается убедить и один из адептов постмодернизма М.Эпштейн: "Национальные особенности литературы будут исчезать - и возвращаться уже на уровне метанеотторжимости. Национальная принадлежность будет становится делом вкуса, стиля, эстетического выбора"(4). По М.Эпштейну, вообще " в российской цивилизации заложена интенция самостирания, саморазрушения" (5). Данные теории склонны к воинствующему "антитрадиционализму", проникнуты недоверием к преемственности. В своем большинстве новаторские веяния русского постмодерна и его адептов замешаны на дрожжах ницшеанского атеизма и нигилизма.

Опасной тенденцией в современном литературоведении представляется и трактовка авангардизма как средоточия главных ценностей искусства истекшего столетия: " Подводя итоги XX века, - пишет Вяч.Вс.Иванов, - можно заключить, что авангард остался основным его стилистическим ориентиром" (6). Русский постмодерн в большинстве случаев трактуется как благой уход искусства от проблемности, серьезности, духовных глубин - от всего, что напоминает учительство и пророчество, - уход во имя игровой легкости, вольной эссеистики и нескончаемого обновления художественного языка. Особенно опасной представляется тенденция подмены проблемы авторской ответственности ироническим авторским дискурсом. В этом смысле особую актуальность приобретает исследование творчества ярких представителей "деревенской прозы" в контексте древнерусской традиции. Данный аспект творчества писателей- "деревенщиков" малоизучен. Исследование творческого преломления духовно-нравственных констант древнерусской литературы в произведениях В.Шукшина, В.Белова, В.Распутина, В.Астафьева не только расширяет и углубляет представления о феномене писателей- традиционалистов, но и способствует раскрытию динамики взаимодействия современной литературы с духовной традицией. Особого внимания, на наш взгляд, требует исследование одной из коренных идей древнерусской культуры - духовного авторитета художественного слова - в творчестве писателей-традиционалистов, что дает возможность не только выявить преемственность развития русской культуры, но и раскрыть успешное противостояние писателей-традиционалистов кризисным явлениям современного искусства и опровергнуть широко распространенные в современном литературоведении представления о тупике и умирании искусства.

Известный социолог Питирим Сорокин, размышляя о современной эпохе, заметил, что техника и технический разум выхолащивают источники искусства и ведут его к гибели, что ныне совершается медленная смерть искусства (7). В свое время негативным сторонам художественной современности посвятил специальную монографию (1937) В.В.Вейдле, один из видных гуманитариев русского зарубежья. Он утверждал, что ныне резко возросла "отчужденность художника среди людей", понимаемых им как безликая масса, что "культура все дальше уходит от органической совместности человека и природы", что художественная деятельность перестала питаться христианской верой (8). В этом смысле особую акту альность представляет исследование религиозно-нравственной традиции, воссоздание образа «Святой Руси» в произведениях писателей-традиционалистов. Данная проблема остается малоизученной и исследование "деревенской прозы" в этом направлении не только раскрывает новые аспекты в творчестве писателей-традиционалистов, но и может служить веским опровержением бытующих в современном литературоведении представлений о тотальном кризисе искусства и раскрыть несостоятельность мыслей о тупике искусства.

Один из важных аспектов темы диссертации заключается в том, что в ней предпринята попытка исследования творческого преломления традиции С.Есенина в произведениях писателей-традиционалистов. О традиции Есенина в творчестве писателей-традиционалистов упоминают многие исследователи, но данная проблема оставалась не разработанной . Исследование творчества В.Шукшина, В.Белова, В.Распутина, В.Астафьева в контексте есенинской традиции способствует, на наш взгляд восстановлению общей картины развития русской литературы XX века, развивавшейся под знаком трагических расколов, так как подключение писателей-традиционалистов к оборванной есенинской традиции имело важный смысл - восстановление связи времен.

Актуальность настоящего диссертационного сочинения состоит также в том, что оно содержит исследование довольно спорного периода (80-90-е годы) в развитии "деревенской прозы". Произведения, созданные в этот период, вызвали в большинстве своем резко негативную критику и бурную полемику, обусловленную кризисным периодом социально-исторического развития и вновь обострившимся спором между "славянофилами" и "западниками". На наш взгляд, эти произведения требуют непредвзя того теоретического анализа. Исследование романов и повестей В.Распутина, В.Астафьева, В.Белова 80-90-х годов в контексте "учительной" традиции древнерусского искусства не только расширяет представления о духовно-нравственной эволюции писателей- традиционалистов, но и раскрывает жанровую новизну и экспериментальность художественной формы произведений, созданных в эпоху социально-исторического перелома.

Актуальным, на наш взгляд, является также рассмотрение "деревенской прозы" в контексте западно-европейской и отечественной критики. Полемика вокруг "деревенской прозы" и творчества писателей-традиционалистов как в отечественной, так и в зарубежной критике симптоматична и выявляет важную тенденцию в искусстве XX века: противостояние традиционалистского искусства ( в котором наиболее ярко проявляется национальная специфика культуры) контркультурным веяниям технической эпохи и революционным, радикально модернистским художественным установкам в литературе XX века.

Актуальным является также рассмотрение творчества писателей-традиционалистов в контексте идей русской философии, в частности в контексте "почвеннических" идей XIX и XX века. Специальных исследований по этой проблеме не существует; между тем разработка данной проблемы позволяет выявить не только творческое преломление доминирующих философских идей XIX и XX века в творчестве писателей-традиционалистов, но и определить устойчивые духовно-нравственные доминанты русской литературы XX века.

Потребностью актуализации важнейших аспектов "деревенской прозы" объясняется и сам выбор материала диссертационного исследования: он связан с творчеством крупнейших прозаиков (В.Белов, В.Астафьев, В.Распутин, В.Шукшин), качественно трансформирова в ш и х облик "деревенской прозы". Речь в данном случае идет не об игнорировании богатейшего опыта писателей-«деревенщиков», а о том новом качестве «деревенской прозы», которое воплотилось в творчестве данных прозаиков.

Круг писателей, включаемых в "деревенскую прозу", очень широк. Начало "деревенской прозы" традиционно связывается с переходом деревенской тематики в область собственно художественной литературы на рубеже 50-60-х годов. Динамичность развития "деревенской прозы" середины 50-х - начала 60-х годов определяется движением от проблемно-публицистических "Районных будней" В.Овечкина к исследованию взаимосвязей между человеком и обстоятельствами в рассказах А.Яшина ("Рычаги") и В.Тендрякова ("Ухабы"). Разные по жанру произведения В.Овечкина, Е.Дороша, А.Яшина, В.Тендрякова и др. были объединены не только тематически, но и ориентацией на традицию социально-проективной, программной литературы (9). Констатируя социально-нравственное неблагополучие советской деревни, вышеназванные писатели в своих произведениях предлагали обществу социальный проект, тщательно разработанную программу переустройства жизни села, выхода из замкнутого круга проблем.

Второй этап (середина 60-х - конец 70-х) развития "деревенской прозы" связывается с появлением в печати рассказов, повестей и романов Ф.Абрамова, В.Солоухина, В.Астафьева, В.Белова, С.Залыгина, В.Лихоносова, Е.Носова, В.Шукшина, В.Распутина и др. Большинство исследователей традиционно объединяет столь разных по эстетическим системам и авторским установкам писателей ( В.Сурганов, Л.Теракопян, Ф.Кузнецов, Л.Вильчек, В.Чалмаев, И.Дедков, А.Лапченко, М.Дунаев, К.Менерт, К. Парте, К.Кларк и др.). Однако, на наш взгляд, творчество В.Белова, В.Астафьева, В.Распутина и В.Шукшина существенно отличается от тематически близких книг таких писателей, как Ф.Абрамов, С.Залыгин, Б.Можаев и др., прежде всего возросшим интересом к истокам рус ской культуры (в частности, к духовно-нравственным константам древнерусской культуры) и философско-метафизической направленностью. Ф.Абрамова, С.Залыгина, Б.Можаева и др. по преимуществу волновали социальные драмы и судьбы крестьянского мира за полстолетие с начала коллективизации; в этом смысле Ф.Абрамов, С.Залыгин, Б.Можаев и др. вслед за В.Овечкиным, А.Яшиным и др. актуализировали ту классическую реалистическую парадигму, которой присущ исследовательский пафос, представления о мире прежде всего как о феномене социальном, с ориентацией на поиск секрета человеческого характера в обстоятельствах, на него воздействующих. Но данный подход обнаружил свои слабые стороны: цельная картина национальной жизни, национального русского мира разрушалась, крестьянский мир брался не в его целом, а в отдельных, "осколочных" проявлениях. Появление же в "деревенской прозе" таких писателей , как В.Распутин, В.Астафьев, В.Белов и В.Шукшин, привело к качественной трансформации "деревенской прозы", ибо вышеназванные писатели, не отрываясь от социально-исторической действительности, обратились к исследованию глубинных духовно-нравственных ценностей перед лицом роковой для крестьянского мира исторической ситуации. Духовно-нравственный аспект стал приоритетным в "деревенской прозе" 70-х годов; именно в этот период "деревенская проза" вступает в контакт и сложным образом соотносится не только с традицией классической русской литературы, но и с дре в н е ру с ской традицией, а также с некоторыми явлениями русской философской мысли.

Немаловажен и тот факт, что именно под влиянием качественно изменившейся "деревенской прозы" 70-х годов сформировалось целое поколение прозаиков третьей волны: В.Крупин, В.Личутин, Ю.Галкин, Г.Скобликов, А. Филиппович, И.Уханов, П.Краснов и др.

В последнее время в литературоведении усилилась тенденция к расколу и противопоставлению писателей-традиционалистов: такое противопоставление В.Распутина, В.Белова В.Шукшину и В.Астафьеву обнаруживается, в частности в исследованиях Лейдермана Н.Л и Липовецкого М.Н. по "деревенской прозе"(10), поэтому одна из важнейших целей диссертационного сочинения - выявление общих тенденций в творчестве писателей-традиционалистов, связанных с их духовно-нравственным поиском и сильнейшей ориентацией на константы древнерусской литературы, а также раскрытие специфики традиционализма как формы художественного мышления в литературе второй половины XX века.

В соответствии с этим в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

- рассмотрение роли национальной традиции (и прежде всего традиции Древней Руси) как залога «устойчивости» национального русского мира в творчестве писателей-традиционалистов;

исследование исторических и этико-эстетических аспектов традиционализма;

- рассмотрение творчества писателей-традиционалистов в контексте отечественной и западно-европейской критики с целью раскрытия своеобразия творческого метода писателей;

- рассмотрение творчества писателей-традиционалистов в контексте «почвеннических» идей русской философии;

- исследование творчества писателей-традиционалистов в контексте есенинской традиции; главным здесь представляется анализ идеи гармонии и форм ее хужожественной реализации в поэзии Есенина и в произведениях писателей-традиционалистов;

- исследование проблемы народного характера и национальной судьбы в творчестве писателей-традиционалистов (позитивный потенциал народного характера, духовно-нравственные потери на трагическом историческом пути, национальный раскол и задачи духовного воскресения);

- анализ ситуации «кризиса творчества» (М.Бахтин) в творчестве писателей-традиционалистов 80-90-х годов в контексте «учительной» традиции, выявление трансформаций жанра и стиля, рассмотрение эволюции авторского слова в произведениях данного периода.

Похожие диссертации на Духовно-нравственные искания писателей-традиционалистов второй половины XX века