Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Естественно-природное и социальное в пространственной картине мира раннего творчества М. Горького Шапошников Анатолий Анатольевич

Естественно-природное и социальное в пространственной картине мира раннего творчества М. Горького
<
Естественно-природное и социальное в пространственной картине мира раннего творчества М. Горького Естественно-природное и социальное в пространственной картине мира раннего творчества М. Горького Естественно-природное и социальное в пространственной картине мира раннего творчества М. Горького Естественно-природное и социальное в пространственной картине мира раннего творчества М. Горького Естественно-природное и социальное в пространственной картине мира раннего творчества М. Горького
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шапошников Анатолий Анатольевич. Естественно-природное и социальное в пространственной картине мира раннего творчества М. Горького : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Шапошников Анатолий Анатольевич; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Воронеж, 2008.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-10/834

Введение к работе

Понятия художественного пространства и времени устойчиво и уже поэтому традиционно выступают для научной мысли как важнейшие категории, конституирующие авторскую картину мира в художественном «космосе» писателя. Творчество М. Горького в этом плане не составляет исключения и неоднократно привлекало внимание в указанном аспекте, продуктивность которого представляется по-своему неисчерпаемой.

Категориальная соотнесенность художественного пространства и художественного времени в понятии хронотопа заключает неизбежное противоречие в понимании доминантного - пространственного, либо временного начал при их неразрывности. Обращение к развитию теории хронотопа в контексте мировоззренческих моделей отечественной и зарубежной философской мысли XX столетия позволяет увидеть сосуществование двух различных подходов, ориентированных на вышеуказанные доминанты, где в известной степени превалируют представления о первостепенном конституирующем значении пространственных категорий в картине мира и структуре художественного текста, и пространственные ориентиры, в отличие от абстрактного восприятия временной перспективы, конкретизируют модель аналитической трактовки литературных явлений. В ряду фундаментальных трудов, где художественное пространство выступает приоритетом анализа хронотопа произведения, показательны работы Ю.М. Лотмана, Е.А. Мельниковой, Б.Н. Путилова, В.Н. Топорова и др.

Указанное направление исследований и предстает исходным ориентиром для нашей работы, где художественное пространство горьковских текстов рассматривается как важнейшее слагаемое их хронотопа, не «исчерпывающее» полностью его образно-смыслового наполнения, но по-своему маркирующего динамику общего и особенного в построении авторской картины мира.

Проблема художественного пространства в раннем творчестве М. Горького, как правило, не рассматривалась в качестве специального предмета исследования, но, тем не менее, уже в первых критических откликах современников наблюдались фрагменты пространственной аналитики (Н.К. Михайловский, A.M. Скабичевский, В.В. Боровский, М. Гельрот), которые носили частный характер или символически интерпретировали авторскую идею. Впоследствии как в советском горьковедении (А. Волков, Б.А. Бялик, И.А. Груздев, Э. Бабаян, СВ. Заика, Н.Е. Крутикова, Г. Богач, Н.А. Гуляев), так и в исследованиях зарубежных славистов (А. Труайя, И. Уайл, Г. Хьетсо) указанная тема, так или иначе, затрагивалась на уровне отдельных наблюдений и в различных аспектах изучения творчества художника.

Вместе с тем ближе к исходу XX столетия в горьковедении
актуализировались философско-эстетические трактовки его творческого
феномена, где по-своему акцентировалась проблема соотношения
естественно-природного и социокультурного начал (П.В. Басинский,
Л.А. Спиридонова, Т.Д. Белова, Е.Г. Мущенко, А.Б. Удодов, Т.А.
Никонова, Н.Н. Примочкина, А.В. Прошунин). Здесь одним из

важнейших, на наш взгляд, направлений исследований становится рассмотрение горьковского феномена в свете проблем национальной идентичности, где личностно-творческая самореализация художника предстает как самоидентификация в горизонте отечественной культуры.

Все это свидетельствует об актуализации исследования художественной топологии писателя в культурологической парадигме, где традиционная тема соотношения природного и социокультурного начал представляется одной из ключевых. Вместе с тем следует констатировать, что монографических исследований художественного пространства применительно к указанной теме в творчестве Горького на сегодняшний день не существует. Необходимость же обобщения накопленного опыта и его концептуального осмысления в намеченном аспекте, думается, объективно назрела. Все это и определяет, по нашему мнению, наличие определенной научной проблемы и побудительные мотивы нашего исследования, обусловливая и его актуальность для современного горьковедения.

Объектом исследования является раннее творчество Горького: от его первого литературного опыта - публикации в 1892 году рассказа «Макар Чудра» - до выхода трехтомника горьковских сочинений в 1898 -1899 годах, после чего он получает широкую всероссийскую известность как писатель.

Предметом исследования предстают пространственно-образные концепты в их структурно-топологических слагаемых, содержательно отражающие естественно-природные и социокультурные реалии.

Материалом исследования служит художественное,

публицистическое, эпистолярное наследие писателя - с приоритетным рассмотрением текстов художественной прозы.

Основная цель диссертации - прояснение структурно-типологического своеобразия естественно-природного и социального хронотопов раннего творчества Горького в их пространственной очерченности и динамике взаимодействия.

Достижение указанной цели предполагает постановку следующих задач:

- определение топологической структуры естественно-природного
хронотопа в его пространственных координатах и образно-смысловых
доминантах;

- выявление образно-функциональных особенностей сказочно-

аллегорического хронотопа в его типологической очерченности;

рассмотрение социального хронотопа на уровне пространственной модели концепта «город» в социокультурном контексте российского социума-страны;

прояснение генезиса и взаимодействия естественно-природного и социокультурного начал в художественной картине мира писателя.

Комплексное решение указанных задач определяет научную новизну исследования, где естественно-природное и социокультурное начала в пространственной очерченности представлены впервые как слагаемые концептосферы писателя в процессе его художнического становления, что позволяет углубить современное представление о горьковской художественной картине мира.

Теоретико-методологическая основа диссертации предполагает обращение к теории хронотопа и актуализирует для нашего исследования фундаментальные труды отечественного и зарубежного литературоведения (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Д.С. Лихачев, Р. Якобсон, У. Эко, Г. Башляр, Г. Барт); в свете философских воззрений современной Горькому эпохи (Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, О. Шпенглер). Мы опираемся также на труды, посвященные проблемам художественного пространства в различных эстетических системах (Б.О. Корман, А.Я. Гуревич, Н.Т. Рымарь, Е.А. Мельникова, Б.Н. Путилов, В.Н. Топоров, Е.М. Таборисская, И.Н. Сухих, А.Б. Удодов и др.). Такой подход адекватен намеченному предмету исследования и подразумевает применение конкретных методов анализа: историко-культурного, структурно-типологического, сравнительно-генетического.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Категория художественного пространства обладает высокой степенью репрезентативности для уяснения специфики хронотопа в раннем творчестве Горького.

  2. В реалистических и сказочно-аллегорических произведениях, публицистике и письмах писателя прослеживаются устойчивые топологические ряды, очерчивающие естественно-природную и социальную типологию горьковского хронотопа.

3. Для естественно-природного хронотопа различных типов
повествования доминантными выступают топосы степи, неба, моря
(в тяготении к антагонизму или гармонии между ними); для социального
хронотопа центральным предстает топос города (в структурирующей
оппозиции «центра-окраины» и социокультурном контексте,
расширяющемся до масштабов всей России).

4. Соотношение естественно-природных и социальных топических
образований являет в раннем творчестве писателя сложное системное
единство, где взаимодействие двух разнонаправленных
тенденций - центробежной и центростремительной - генерирует динамику

разомкнутости и замкнутости пространственных форм при ценностной оппозиции природы / цивилизации.

  1. Тотальная пространственная оппозиционность в структуре горьковских текстов актуализирует понятие границы, разделяющей топические образования, - как особым образом организованного пространства, наделенного функциональной спецификой. Пограничный топос формирует видение альтернативы и ситуацию выбора в реализации смысложизненных устремлений личности.

  2. Пространственно выраженная маргиналъностъ горьковских образов-персонажей становится в авторской картине мира определенной нормой, - адекватной ментальной специфике национального самосознания, сформированного российским геоисторическим «пограничьем» и имеющем соответственные (в том числе и пространственные) формы ценностной ориентации.

Теоретическая значимость исследования видится в разработке типологии пространственных констант в художественном мире писателя, что создает предпосылки для дальнейшего углубления исследований в намеченном аспекте.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что ее материалы, положения и результаты могут быть использованы в научной и образовательной практике: в исследованиях литературоведов, вузовских лекционных курсах, спецкурсах и семинарах, в школьном преподавании литературы.

Апробация основных положений диссертации осуществлялась в научных конференциях в Воронежском государственном педагогическом университете (2002, 2004, 2006, 2007 гг.) и на ежегодных региональных учительских конференциях в Воронежском областном институте повышения работников образования (Воронеж: ВОИПКРО; 2005, 2007 гг.). Диссертация обсуждалась в Научно-практической лаборатории по изучению литературного процесса XX века (ВГПУ, 2007 г.) и на кафедре русской литературы XX века и зарубежной литературы (ВГПУ, 2008 г.).

Основные положения диссертационного исследования отражены в 6 публикациях.

Структура работы состоит из Введения, двух глав, Заключения, раздела «Примечания», списка использованной литературы, включающего 280 наименований, и выстроена в соответствии с логикой исследования - по задачам и этапам.

Похожие диссертации на Естественно-природное и социальное в пространственной картине мира раннего творчества М. Горького