Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фольклорные традиции в русской комической опере последней трети XVIII века Кнышева, Дина Викторовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кнышева, Дина Викторовна. Фольклорные традиции в русской комической опере последней трети XVIII века : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Кнышева Дина Викторовна; [Место защиты: Ульян. гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова].- Самара, 2011.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/427

Введение к работе

Актуальность темы исследования. XVIII век в решающей степени определил развитие России во многих областях, в том числе и театральном искусстве. Динамичная смена петровской, елизаветинской и екатериновской эпох была подчинена единой логике становления новой культуры -принципиально зрелищной, светской. Кульминационным событием в истории музыкального театра стало начало формирования отечественной композиторской школы, для которой основным жанром явилась комическая опера. В последнее время внимание ученых, занимающихся историко-литературным процессом в России XVIII века, все больше привлекают вопросы изучения синтетических жанров, в частности комической оперы. Исследователи установили связь комической оперы с европейской оперой (Л.Г. Данько, Т.Н. Ливанова, А.А. Гозенпуд, А.С. Рабинович); определили жанровые параллели комической оперы с комедией (Л.И. Кулакова, Н.К. Либталс, В.Д. Кузьмина, П.Н. Берков) и слезной драмой (Е.Д. Кукушкина); изучили процессы генезиса, эволюции, межжанровых связей комической оперы (И.Д. Немировская). С истоков возникновения русская комическая опера формировалась как демократический жанр, основываясь на народной музыке, в тесной связи с фольклорными формами и народным театром. Многие ученые (В.Н. Всеволодский-Гернгросс, О.Б. Лебедева, Б.Н. Асеев, П.Н. Берков и др.) указывают на значимость фольклора в формировании жанра: исследован узкий аспект обрядовой стороны (СВ. Тышко), но влияние фольклора на развитие комической оперы в полном объеме, включая драматургическую, языковую и музыкальную стороны на диссертационном уровне не затрагивалось. Так как большинство исследователей комической оперы в своих работах в той или иной мере затрагивали вопросы о связи фольклора с изучаемым жанром, то данный факт убеждает автора в том, что эта проблема является одной из ключевых в изучении музыкально-драматического наследия России.

Объектом исследования является русская комическая опера последней трети XVIII века как сложный театрально-музыкальный жанр.

Предмет исследования - использование фольклорных традиций в комической опере, где под фольклорными традициями понимаются творческие процессы собственно-народной художественной специфики.

Источниками исследования будут являться тексты и партитуры русских комических опер последней трети XVIII века, восстановленные А.С. Розановым, Ю.В. Келдышем, Е.М. Левашевым, И.М. Ветлициной, И.А. Сосновцевой.

Цель исследования - определить и проанализировать связи между русской комической оперой последней трети XVIII в. и фольклором, регламентируемые традицией на различных уровнях (драматургическом, стилистически языковом, музыкальном). Для решения поставленной цели были сформулированы задачи исследования, которые заключаются в том, чтобы:

Рассмотреть русскую комическую оперу последней трети XVIII века как феномен культуры.

Определить истоки формирования изучаемого жанра.

Показать влияние народного театра на становление жанра русской комической оперы.

Проанализировать стилистику языка комических опер и выявить их взаимосвязь с народной речью.

Рассмотреть музыкальные номера комических опер и раскрыть их взаимосвязь с народной музыкой.

Изучить процесс становления и развития жанра комической оперы.
Историография по вопросу. Одним из первых попытку исторического

обзора развития музыкального искусства в России предпринял академик Якоб фон Штелин в XVIII столетии. В своем труде «Музыка и балет в России XVIII века» он изложил сведения о русской опере в хронологическом порядке, отображая не только отдельные события, но и различные художественные процессы, происходившие в государстве.1 Автор поднимает важный вопрос о заимствовании и развитии европейских музыкальных форм, в частности комической оперы, в отечественном искусстве.

Не менее ценными являются и многие мемуарно-документальные публикации историков, литераторов и драматургов конца XVIII века (Ф.В. Берхгольца, А. Богданова, В. Рубан, И.Г. Георги, А.В. Храповицкого и др.), которые тесно сотрудничали с музыкантами, совместно создавая такие синтетические жанры как балет, опера, вокальная музыка. В их суждениях современному исследователю открываются новые стороны творческого процесса, происходившего в XVIII-XIX столетиях.

Значимым периодом в историографии проблемы является вторая половина XIX - начало XX века. Это время систематизации сведений о жанре русской комической оперы. В данный период происходит накопление и собирание фактического материала, уточнение времени написания опер и их постановки. Именно формирование базы фактического материала дает исследователям впоследствии возможность научного анализа.

1 Штелин Я.Я. Музыка и балет в России XVIII века. СПб., 2002. С. 63-87.

Первую попытку классификации русской комической оперы предпринял С.Ф. Светлов в работе «Русская опера в XVIII столетии».2 С.Ф. Светлов делит оперы на две категории: водевили и пьесы более серьезного содержания. Ценностью данной работы является приложение, где помещён список опер.

В первой половине XX столетия в историографии происходят существенные изменения, связанные с формированием советской школы музыковедения. Дополнения по изучаемому вопросу внёс труд Н.Ф. Финдейзена «Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века», ставший своеобразным промежуточным звеном между предшествующим периодом изучения в академической науке и традиций середины XX столетия. Отличием позиции Н.Ф. Финдейзена, музыкального историка и источниковеда, было то, что он опирался на систематическое изучение музыкальных материалов и связанных с ними исторических документов эпохи, открывая для рассмотрения ранее неизвестные музыкальные пласты. Однако Н.Ф. Финдейзен в то же время продолжал теоретически развивать выводы о художественно-стилевой несостоятельности отечественной композиторской школы XVIII века.

Начало подлинно научному, во многом эталонному освоению музыкального наследия XVIII века положил Б.В. Асафьев. В работе «Об изучении русской музыки XVIII века и двух операх Бортнянского»4 были подведены практические итоги всему предшествующему опыту изучения. Принципы, заложенные Б.В. Асафьевым, продолжили его коллеги А. Финагин, В. Прокофьев, А. Дружинин, авторы сборника «Музыка и музыкальный быт старой России»5, а также исследователи А.С. Рабинович и Т.Н. Ливанова.

Монографию А.С. Рабиновича «Русская опера до Глинки»6 можно считать одним из самых глубоких исследований, где автор дает подробную характеристику комических опер доглинкинского периода. Работа интересна тем, что в ней впервые намечается анализ как музыкальной, так и литературной стороны жанра русской комической оперы XVIII века. А.С. Рабинович был одним из первых музыковедов, рассматривавших жанр

2Светлов С.Ф. Русская опера в XVIII столетии // Ежегодник императорских театров. Сезон 1897 -1898. Прилож. № 2. СПб., 1899. С. 26-37.

'Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России: в 2 т. М.; Л., 1928-1929. "Асафьев, Б. В. Об исследовании русской музыки XVIII века и двух опер Бортнянского // Асафьев Б. В. Избр. тр.: в 4 т. Т. 4: Работы по русской музыкальной культуре. М, 1955.

5 Музыка и музыкальный быт старой России: материалы и исслед. Т. 1: На грани XVIII-
XIX столетий: сб. работ ист. секции I Гос. ин-т истории искусств (Р.С.Ф.С.Р). Л., 1927.

6 Рабинович А.С. Русская опера до Глинки. М., 1948.

русской комической оперы XVIII века во взаимосвязи с развитием европейского музыкального искусства, тем самым подчеркивая значимость первых отечественных музыкально-драматургических опытов.

Поставленные А.С. Рабиновичем вопросы нашли свое отражение в работе Т.Н. Ливановой «Музыкальная культура XVIII века в её связях с литературой, театром и бытом»7. В данном исследовании подчёркивается значимость развития русского оперного театра, а также выявляется особая роль русской литературы XVIII века и, конкретно, русских писателей и публицистов, которые изучали музыкально-эстетическую проблему становления национальной оперы.

Важное значение для диссертационной работы имело фундаментальное исследование Ю.В. Келдыша «Русская музыка XVIII в.». Автор учел сведения предшествующих работ отечественных ученых о творчестве русских композиторов и о музыкальной жизни России XVIII и начала XIX столетия: «Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры», двухтомник «Русская музыкальная культура XVIII века» Т.Н. Ливановой, «Очерки по истории русской музыки (1790-1825)» под редакцией М.С. Друскина и Ю.В. Келдыша, книги В.И. Музалевского и А.Д. Алексеева по истории исполнительства, а также книгу Б.Л. Вольмана «Русские печатные ноты XVIII века».8 Ю.В. Келдыш создал цепь портретов-монографий о композиторах XVIII века: В.А. Пашкевиче, Е.И. Фомине, Д.С. Бортнянском, М.С. Березовском, а также дал музыкальный анализ первых комических опер.

Одной из последних работ, дополнившей сведения о музыкальной культуре и искусстве XVIII века, является издание Т.В. Ильиной, М.Н. Щербаковой «Русский XVIII век: изобразительное искусство и музыка».9 Значительное внимание в исследовании уделено творческим взаимоотношениям отечественных мастеров и представителей «Россики», воссозданию концептуально-целостной картины профессионального становления и развития отечественной музыки, и в частности развитию жанра комической оперы, а также определению места русского искусства и музыки в ряду европейских школ.

Представленный научный историографический материал, посвященный изучению музыки в XVIII веке, ещё раз доказал, что ни один из новых музыкальных жанров в России XVIII века не воплотил с такой

7 Ливанова Т.Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой,
театром и бытом: исслед. и материалы: в 2 т. М., 1952-1953.

8 Вольман Б. Русские печатные ноты XVIII века. Л., 1957.

9 Ильина Т. В. Русский XVIII век: изобразительное искусство и музыка. М., 2004.

полнотой новых свойств музыкальной культуры, новых признаков стиля, новых творческих тенденций, как русская комическая опера. Это и дает автору право именно в ней, при её общественном значении, видеть важный рубеж для истории национальной музыкальной культуры.

Вторым компонентом исследования будет являться фольклор, интерес к изучению и собиранию которого в XVIII веке был велик.

В многообразии фольклорных жанров в XVIII веке пристальным объектом внимания писателей, поэтов, любителей музыки становится народная песня. Возникает потребность публикаций народно-песенных образцов, которые сначала издаются без нот в виде текстов. Таким является «Собрание разных песен» М.Д. Чулкова (1771-1871 гг.)10. Вслед за ним издается первый нотный сборник В.Ф. Трутовского «Собрание русских простых песен с нотами в 4-х частях» (1776-1795гг.)11. В.Ф. Трутовского по праву можно назвать первым собирателем русского фольклора, так как своей основной задачей он считал сохранение подлинных напевов.

Вторым крупным событием фольклористики XVIII века было «Собрание народных песен с их голосами», изданное НА. Львовым и И. Прачем в 1790 году12. Это расширенное в сравнении со сборником В.Ф. Трутовского собрание было для своего времени явлением выдающимся. Сборнику предпослан небольшой трактат Н.А. Львова «О русском народном пении», касающийся вопросов теории народной песни, ее происхождения, основных жанров разновидностей и особенностей музыкального строения. Здесь отразилась первая попытка научного осмысления фольклорного материала.

Эпическая песня - жанр, полностью отсутствующий у В.Ф. Трутовского и Н.А. Львова, - составляет основу одного из интереснейших фольклорных изданий XVIII века «Сборник Кирши Данилова»13. В этот сборник, созданный на юго-западе Сибири и в Приуралье в 40-60-х годах XVIII века, вошли былины, исторические песни, духовные стихи с полными текстами. Сборник Кирши Данилова высоко оценили как современники, так и фольклористы, музыковеды, литераторы последующих столетий.

Ценность этих работ весьма значима, так как именно к ним прибегали
композиторы, поэты и драматурги при создании опер последней трети XVIII
века. '

'" Азадовский М.К. История русской фольклористики. М., 1963.

11 Труговский В.Ф. Собрание русских простых песен с нотами / под ред. и с вступ, статьей
В. Беляева. М., 1953.

12 Львов Н.А. О русском народном пении: предисл. к первому изд. «Собрания русских
песен с их голосами»// Собрание народных русских песен. М., 1955.

13 Келдыш Ю.В. Русская музыка XVIII века. М., 1965. С.184.

Отдельные главы, посвященные жанру комической оперы, вошли в труды по «Истории русской литературы»14 Г.А. Гуковского и «Истории русской драматургии XVIII века - первой половины XIX века» , а также в другие издания. На современном этапе историография проблемы дополнилась значительным комплексом литературоведческих работ, например О.Б. Лебедевой «История русской литературы XVIII века»16.

Особого упоминания заслуживает работа «Русская комедия и комическая опера XVIII века» П.Н. Беркова, где впервые публикуются тексты комических опер Н.П. Николева («Розана и Любим»), А.О. Аблесимова («Мельник - колдун, обманщик и сват»), Я.Б. Княжина («Несчастье от кареты»), М.А. Матинского («Санктпетербургский Гостиный двор»)17. Помещая оперы рядом с комедиями, П.Н. Берков дает возможность читателю сделать сравнительный анализ двух жанров и проанализировать взаимовлияние этих драматургических направлений.

О комической опере пишет один из ведущих исследователей русской литературы XVIII века ОМ. Буранок в издании «Русская литература XVIII века»18. О.М. Буранок поддерживает точку зрения исследователя П.Н. Беркова о том, что возникновение жанра комической оперы связано с «общими тенденциями в развитии русской литературы, обратившейся в это время к фольклору»19.

Глубоким трудом, посвященным изучению комической оперы, является диссертация И.Д. Немировской «Жанр русской комической оперы последней трети XVIII века. Генезис. Роль Н.А. Львова в развитии жанра»20. В данном исследовании достаточно подробно рассматривается жанр русской комической оперы, начиная от предпосылок формирования в начальный период развития до его полного становления. Большое место в работе отводится изучению жанровых разновидностей драматургии рассматриваемого периода, а также показывается связь комической оперы с комедией, трагедией, «мещанской» драмой, водевилем и европейской оперой. И.Д. Немировская синтезировала подходы к анализу жанра русской

" Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М, 2003.

15 История русской драматургии XVII - первая половина XIX века / отв. ред.
Ю.М.Лотман. Л., 1982.

16 Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. М, 2000.

17 Берков П.Н. Русская комедия и комическая опера XVIII в.: антология. М.; Л., 1950.

18 Буранок О.М. Русская литература XVIII века: учеб.-метод, комплекс. М., 1999.

19 Там же. С. 331.

20Немировская И.Д. Жанр русской комической оперы последней трети XVIII века: Генезис. Роль Н.АЛьвова в развитии жанра: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Самара, 1997.

комической оперы и попыталась создать целостную картину его формирования.

В последней трети XX века интерес российских исследователей к проблеме возникновения и развития жанра комической оперы значительно возрос, что обусловило появление ряда научных работ, посвященных драматургии опер (Е.Д. Кукушкина), принципов претворения обрядового фольклора (СВ. Тышко), развитию симфонизма (A.M. Галкина) в изучаемом жанре.21

XVIII век и жанр русской комической оперы вызвал интерес и у театроведов. Б.Н. Асеев в работе «Русский драматургический театр XVII-XVIII веков» анализирует взаимоотношения театра XVIII века с театральной культурой Западной Европы.22 Прослеживая пути формирования реализма в драматургии и актерском искусстве, Б.Н. Асеев указывает и на то, что такое взаимовлияние и развитие не обходит стороной оперный театр.

В монографии «Русский театр второй половины XVIII века»23 и в первом томе «История русского драматического театра»24 В.Н. Всеволодский-Гернгросс рассматривает взаимовлияние общественной мысли на развитие русского театра, с этой точки зрения анализируются и комическое оперы. Такого же подхода придерживается и А.А. Гозснпуд в книге «Музыкальный театр в России (от истоков до Глинки)»25. Рассматривая проникновение прогрессивных тенденций на сцену, автор, детально изучая комическую оперу, показывает, что развитие данного жанра привело к расширению тематики и обогащению выразительных средств как в музыке, так и в литературе.

В свете поставленной проблемы изучения театральности в жизни и искусстве XVIII века как основы для появления жанра комической оперы интересен сборник статей под редакцией Е.В. Дукова «Развлекательная культура России XVIII-XIX вв.»26, где рассматриваются формы праздничной и церемониальной культуры, зрелища и увеселения (куда входит и

21 Тышко СВ. О принципах претворения обрядового фольклора в русской опере XVIII -
начала XIX в.: дис. ... канд. искусствовед. Киев, 1984; Кукушкина Е.Д. Драматургия
русской комической оперы XVIII в.: дис.... канд. филол. наук. Л., 1980; Галкина А.М.
Развитие симфонических принципов в русской театральной музыке XVIII - XIX веков:
дис. ... канд. искусствовед. М, 1974.

22 Асеев Б. Н. Русский драматический театр. От его истоков до конца XVIII века. М., 1977.
^Всеволодский-Гернгросс В. Н. Русский театр второй половины XVIII века. М.:, 1960.
^Всеволодский-Гернгросс, В. Н. Русский театр. От истоков до середины XVIII в. М.:,
1957.

"Гозенпуд А. Музыкальный театр в России: от истоков до Глинки. Л., 1959. ^Развлекательная культура России XVHI-XIX вв.: очерки истории и теории / под ред. Е.В. Дукова. СПб., 2001.

комическая опера), их атрибутика, а также элементы официальной ценностно-нормативной системы.

Проблематикой развлекательной культуры XVIII-XIX вв. в последнее десятилетие занимаются такие исследователи как Д.Д. Зелов, Н.А. Огаркова, Е.Э. Келлер. Можно считать, что каждый из ученых в своем ракурсе предпринял попытку на конкретных образцах концептуально осмыслить процесс становления массового художественного сознания и соответствующей ему области художественной деятельности.

Значительным событием на рубеже XX-XXI веков становится выход в свет энциклопедического словаря «Музыкальный Петербург. XVIII век»27. В этом издании нашел логическое завершение весь опыт исследовательского освоения истории отечественной музыки и музыкальной культуры XVIII века.

Таким образом, усилиями литературоведов, музыковедов и историков театра определено место русских комических опер в системе сценических жанров XVIII в., выделены группы произведений в соответствии с их тематикой (крестьянские, купеческие, сатирические, развлекательные), определены основные этапы эволюции изучаемого жанра. Однако автор приходит к выводу, что несмотря на перспективные идеи, заложенные во многих трудах, посвященных изучению комической оперы, явление фольклора в данном музыкально-драматическом жанре исследовано недостаточно. Поставленная проблема изучения фольклорных традиций поможет воссозданию единой концептуально целостной картины становления жанра комической оперы последней трети XVIII века.

Научная новизна работы состоит в том, что это одна из первых попыток изучения синтетического жанра русской комической оперы в тесной связи с театрализацией, фольклорными традициями и народным театром.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Зарождение русской комической оперы в последней трети XVIII
века с одной стороны тесно связано с явлением театральности, которое было
присуще всевозможным аспектам быта на протяжении всего XVIII столетия,
и популяризацией русского фольклора среди различных слоев населения, с
другой.

2. Интерес к устному народному творчеству был обусловлен
особенностями общественного, историко-литературного развития XVIII в..
Именно в рамках жанра русской комической оперы происходит

27 Музыкальный Петербург. XVI11 век: энцикл. словарь: в 9 кн. / отв. ред. А.Л. Порфирьева. СПб., 1996-2006.

взаимодействие профессионального светского искусства и фольклора наиболее многогранно в связи с синтетичностью изучаемого жанра.

  1. Истоки русской комической оперы XVIII в. связаны с народными играми, обрядами, сочетавшими пение и пляски, а также русской народной драмой. В своеобразных музыкально-сценических формах, свойственных фольклору, отражается как быт народа, так и его отношение к действительности, что впоследствии станет сюжетной основой русских комических опер.

  2. Проникновение фольклорных элементов в русскую комическую оперу на текстологическом уровне наиболее полно проявилось в области стилистики языка и поэтического стиля. Авторы популярных произведений не только вводили отдельные народные выражения в литературный язык, верно передавали структуру народной речи, идиомы, но и показывали способ народного мышления, вследствие чего речь становилась средством раскрытия образов. Однако отношение к народному творчеству и мастерство использования фольклорного материала были различны, поэтому изучаемый жанр отразил сложность, неоднородность этого процесса.

  1. Попытка усвоения народных традиций в области языка, стилистики, синтаксиса, которая предпринята в жанре русской комической оперы XVIII века была весьма значима для русской литературы, а также заложила основы для развития и становления художественного языка произведений уже XIX века.

  2. Народная песня явилась одним из важных факторов формирования национального стиля русской музыки и стала основой музыкальных номеров комических опер. Но в этом явлении наблюдалась следующая специфика:

а) преимущественно индивидуально автором подбираются народные
песни для цитирования (лирические, лирико-драматические, обрядовые,
исторические);

б) в зависимости от уровня музыкальной подготовки композитора по-
разному происходил процесс гармонизации музыкальных номеров
комических опер;

в) именно композиторами XVIII в. в рамках жанра комической оперы
закладывались традиции музыкальной стилизации в народном духе.

Методологической основой диссертации стали принципы, выработанные отечественным литературоведением и искусствоведением. Это принципы историзма и целостного анализа художественного произведения с точки зрения генетического и типологического подходов. Мы опирались на труды ученых, проследивших взаимовлияние фольклора и литературы (В.М. Жирмунского, Ю.М. Лотмана, В.Я. Проппа, В.Н. Топорова, Д.Н. Медриша),

развитие и смену литературных направлений последней трети XVIII века (Г.А. Гуковского, В.А. Западова, Д.С. Лихачева, Г.П. Макогоненко, Н.И.Либана, В.И. Федорова) и смену музыкальных направлений (Б.В. Асафьева, М.С. Друскина, Ю.В. Келдыша, Т.Н. Ливановой); на работы исследователей, анализирующих специфику драмы (А.А. Аникста, М.С. Кургинян, В.Е. Хализева, В.Д. Кузьминой, И.В. Данилевича, М.О. Янковского); а также на исследования, определившие принципы анализа драматического произведения (П.Н. Беркова, В.А. Бочкарева, А.С. Демина, А.С. Елеонской, Г.В. Москвичевой, Ю.В. Стенника).

Материал исследования. Говоря о материале, на основании которого решалась исследуемая задача, нельзя не отметить тот факт, что круг литературных, театральных и музыкальных источников, так или иначе связанных с темой исследования, весьма обширен. Сюда, в первую очередь, относятся многотомные издания: «Ранняя русская драматургия», «Российский театр, Полное собрание всех российских феатральных сочинений», «Летописи русской литературы и древностей», «Литературное наследство», «Музыкальное наследство», «Памятники русской музыкальной культуры».

Существует и целый ряд воспоминаний, оставленных современниками: актерами, историками искусства, критиками, которые дают материал для сегодняшних исследований. Особо стоит выделить следующие работы: «Известия Я. Штелина о музыке и балете в России XVIII века», «Записки императрицы Екатерины II», «Карманная книжка для любителей музыки на 1796 год», «Воспоминания о московском театре при М.О. Медоксе» Ф. Кони и др. Огромный фактографический материал дает периодика. Для нас были особенно полезны следующие издания: «И то и сио» (1769), «Живописец» (1772), «Санкт-Петербургский Вестник» (1778-1791), «Зритель» (1792).

В работе над диссертацией автор обращался к материалам, хранящимся в Музее Книги РГБ, рукописном отделе РГБ, Отделе редкой книги Самарской областной научной библиотеки.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что её результаты могут найти применение при исследовании следующих проблем:

  1. Изучении театральной культуры в жизни и искусстве XVIII века;

  2. Исследовании развития светской музыки и оперного театра России;

  3. Изучении русской музыки XVIII века в контексте празднеств и церемоний;

  4. Анализе влияния комических опер XVIII века на развитие оперного жанра XIX века.

5. Рассмотрении использования элементов фольклора в
художественных произведениях;

6. Изучении стилистики языка героев комических опер XVIII века.
Практическая значимость диссертации. В работе затронут круг

проблем, связанный с историей становления и развития жанра русской комической оперы в тесной связи с фольклорными традициями и тенденцией к театрализации жизни и искусства XVIII века. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в курсах по истории русской литературы, истории русской музыки, истории русского драматического театра и мировой художественной культуры, проведении спецкурсов, практических занятий, создании учебных программ и пособий по этой проблематике.

Похожие диссертации на Фольклорные традиции в русской комической опере последней трети XVIII века