Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование "Мысли народной" в творчестве Л. Н. Толстого 1950-х - начала 1960-х годов: движение к эпосу Масолова, Елена Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Масолова, Елена Александровна. Формирование "Мысли народной" в творчестве Л. Н. Толстого 1950-х - начала 1960-х годов: движение к эпосу : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Уральск. гос. ун-т.- Свердловск, 1991.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-2/193-3

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В эпическом подход.э Толсто-'0 к действительности, в эпическом мироотражении - новаторство іисателя, проявление сути его тоорчєстза. Истоки "Войны я і/яра" -і произведениях Толстого 1850 - начала 1860-х годов: здесь идет армирование "мысли народной" возникают открытия, каторие обус-овили и отчэ.сти даяе предвосхитили решение аналогичных проблем романе-эпопее 'а также в тюеледушом творчестве художника). В го рантах произведениях возникают эпические замыслы, рокдается сплоченная в "Войне и мире" концепция многоликого и многомзрно-о народа, определяется основа эпического единения людей, идет ыработка эпического стиля. Первое десятилетие творчества Толс-ого есть этап самоопределения эпического таланта; изучение его эроманного наследия должно представлять анализ становления пи-ателп, исследование эволюции его художественного мыллекия и по-тихи на пути эпического воссоздания жизни.

Степень разработанности проблет<ы.. Проблема эпической направ-энности творчества Толстого фрагментарно представлена в рабо-IX, посвященных анализу мировоззрения писателя. К ним следует гнести труды М. де-Богюэ, Л.Е.Оболенского, Ф.П.Преображенокого, .Неведомского, Л.Аксельрод-Ортодокса, Р.Люксембург, Б.М.ЭЯхен-іума, Г.Я.Галаган, П.П.Громова, И.П.Егоровой, А.К.Исламовой, .В.Краснова, Е.Н.КулреяшвэЙ, Ю.М.Лотмана, И.В.Чуприни и др.

. Ряд литературоведов, рассматривая эволюцию мастерства Толс-»го пне непосредствзн-ной связи с эпосом, по сути говорят об іическом начале его произведений. Таковыми являются исследова-т Б.М.Эйхенбаума, П.П.Громова, Е.Н.Купреяновой. Работ., Б.И, рсова, М.БЛрапченко и Р.Янчулевой, посвященные преим„чцестзен- вопросам эпоса, затрагивают частіше аспекты эпического в pan-it творчестве Толстого.

Глубинное постижение эпического в произведениях писателя оисходит при выявлении принципов изображения Народа, Подобный алия проведен в трудах Н.В.Болдырева, В.А.Громова, Б.Л.%рова, И.Кулешова, Н.П.Лощинина, В. М. Малинко веко го, Т.К.Науменко, И.Парахина, Р.С.Спивак, А.Г.Цейтлина и др.

Изучению роли автора-повествователя в творчестве Толстого святдены работы Е.А.Грузинского, Н.В.Артемьевой, Т.С.Карловой,

Г.Б.Курляндстой, С.И.Леулезой, Л.Л,Нестеренко, Н.В. Ніиолаєзой и др.

Попытки вскрыть специфику универсального типа художественного мышления Толстого сделана б исследованиях Б.М.Эйхенбаума, З.В.Кухича, В.Г.Одинокова.

Несмотря на разноплановый анализ наследия Толстого, многие вопросы движения к эпосу в его раньих пропзведе.чпях остались кз-исследовашку.и или требуют уточнения и переосмысления.

Цель диссертационной работы рассмотреть цельный и системный характер эволюции "мысли народной" в тзорчостзе Толстого 1850 -начала 1360-х годов d направлении эпического воспроизведения дай' ствителькостн. Данная цель мог.<зг быть конхрежз'лросака в следующих aagav\?i:

- определить новую концепцию эпического в трилогии;

. - уточнить эпическое начало в кавказских рассказах и Севастопольском цикле:

рассмотреть заанг.гаогкоаежя интеллектуального героя с народом и выявить объединяющее общенациональное начало в мирной жизни;

исследовать наиболее значимые и наименее изученные аспекты изменения поэтики произведений в плане детерминации эпическим сознанием: изображение народа и народного быта, соотношение исторического и эпического на стаетно-комлознционком уровне. '

Литературоведческой методологией диссертации являются прян-' ципы исторнко-типологического и системно-типологического рассмотрения литературного процесса и творчества отдельного, писателя.

Научная новизна работы состоит в раскрытии закономерной,логики развития эпического мышления Толстого, в выявлении принципиальных этапов постижения и освоения "шели народней".

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие положения, вмкосимые на защиту:

- Николенька Иртекьев становится своего рода проекцией
взросления человечества, индивиду&льнейшим гпепком всеобщего
развития челозеческой мысли, и в этом тш ><: он герой эпического
масштаба; новая концепция эпического оказывается сознанием новой
эпохи, формирующимся под воздействием крупнейших идеологических
открытий, идейных, религиозных, художественных течений времени;

- в "Севастополе з декабре" опическсе интегральное чапало
превращает всех защитников города в высоких эпических героез;

з "Севастополе в !,'.ае" ставится проблема косоетветствля человека глеоки;.; алипсски.м образцам л критерия сценки человека; в "Севас- в августе" показана сложность в.чутранчзго развития чело-зека, приходящего - вопреки складывавшимся обстоятельств) - к ипическому уироотнощенм;:, которое по своей силе it сп.и.чизамгему ичалу более весомое, чек з первом очерке: моральная нолой-глсг:-'.ость лдде/t, терпящие факчзехое пораг.енне, - залог высглего об-;енацконалького единения ради свободи родиш;

- Толстей развенчивает попытки интеллектуального героя экс-
.еркмектиросать на народной жизни к приводит его к квобходимос-
н сопряжения своего "я" с рядом нравственных норм коллектива;

э пока писатель не видит конкретных путей обретения зтого еди-ения; выявляя предпосылки субстанциональноЯ связи с "мы", Тол-той переводит проблему устойчивых и характерологических черт в лан общечеловеческий; объединяющее все сословия начало увсли-квается» следовательно, возрастает возможность взаимопонимания эдей; я творчестве Толстого начала 1860-х годов при изображении ітриаруального крестьянства формируется локальная модель "долгого" мироздания, которую в романэ-эпопеа писатель зкетралоли-/ет на все человечество;

-- в плане изображения психологии народа творчество Толсто-> вплоть до "Утра помещика" представляет качественную перера->тку традиций натуральной гаколы, а "Казаки" и "Псликушка" - по-!тку совместить психологические и алсихологизиро ванные приїзди -I изображения, что приводит к стереоскопическому воссозданию ійстзчтельности и является предтечей эпических полотен; в ''Тине и Маланье" и "Идиллии" преимущественное значение гожзбре-ют эпсихологизированше принципы описания народа; "Отрывки есхазов из деревенской жизни" - необходимое звено перехода к оинилированным приемам воплощения 'Числи і-ародной" в "Войне и ре";

Толстой идет от ятнографического изображения всех особенней быта мужиков российской деревни, от социальной характв-логии бытовы< реалий к этнологии, к воссозданию бытия народа;

s "Касаках" историческое подчинено эпическому; художник

возводит все, в том числе и сюжетно-композиционную систему, к детерминации эпическим сознанием;

- этыш творческого становления Толстого, его поэтики представляют своеобразную триаду: "утверждение" - "отрицание" "синтез"; через наследование и творческую переработку, поиск иных путей мироотражения и создание своей принципиально коеой структуры писатель осваивает любо Л материал, любые ;судо:кест-венные принципы изображения действительности, причем - в зависимости от решения конкретных идсЧно-ху/оя.рственных вопросов -этап "утверждения" проявляется в трилогии (при конструировании внесословного характера), в "Севастополе э декабре" (эпическое интегрирующее начало), в "Утрз пометика" (психологические прин ципы изображения народа), в "Казаках" (решение проблемы подчинения человека эпосу); соответственно, этап "отрицания" кокет Лыть и в "Севастополе з мае", и в последующих произведениях художника вплоть до "Кдиллкк"; "Отрывки рассказез из деревенской яиэь'и" - переходное звено от "отрицания" к "синтезу"; этап "синтеза" воплощен в "Войне и мире".

Научно-практическая значимость 'работы. Полученные ь работе результата могут быть использованы яри подготовке лекционных и специальных курсов по поэтике Толстого, а также при изучении дальнейшего развития эпических жанров.

Апробация диссертации. Основные выводы и разделы диссер- тации были обсукдекы на научных конференциях: "Проблема худо-, жертвенности и анализ литературного произведения (в вузе и школе)" (Пермь, 1989); "Форма и содержание в языке, фольклоре и литературе" (Свердловск, 1909); "Проолемы современной филологии и некоторые тенденции развития филологического образования' (Барнаул, 1990); "Проблема характера в литературе" (Челябинск, 1990).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Содержание работы изложено на 189 страницах, список литературы включает 333 наймано вания.

Похожие диссертации на Формирование "Мысли народной" в творчестве Л. Н. Толстого 1950-х - начала 1960-х годов: движение к эпосу