Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование принципов изображения героя в советской детской прозе 1920-х - 1930-х гг. Токарева, Татьяна Николаевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Токарева, Татьяна Николаевна. Формирование принципов изображения героя в советской детской прозе 1920-х - 1930-х гг. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Токарева Татьяна Николаевна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Воронеж, 2013.- 221 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-10/280

Введение к работе

В конце XX столетия русская советская литература стала предметом ожесточенных идеологических споров. Пафос разоблачения коснулся и детской литературы советского времени, несомненно, благодаря ее «воспитательному» акценту и официальной репутации. Но совместными усилиями исследователей, педагогов, библиотечных работников проблемы детской литературы в последние десятилетия заняли свое место, как в литературоведении, так и в истории литературы XX века.

Научные конференции и семинары (Саранск, 1995; Москва, 1997, 1998; Омск, 1997; Екатеринбург, 1999; Пермь, 2008; С.-Петербург, 1999, 2009; Петрозаводск, 1994, 2003, 2007 и др.), творческие лаборатории и научно-практические центры в рамках Ассоциации детских библиотек по изучению детского читателя и его интересов (Москва, Геленджик и др.) объединяли усилия разных специалистов, связанных с изучением проблем детства, воспитания подрастающего поколения.

Эта совместная, разнонаправленная работа свидетельствует об актуальности исследования детской литературы в историко-литературном контексте, необходимости изучения ее поэтики, ее связей с педагогикой, социальной психологией и др. гуманитарными дисциплинами.

Советское литературоведение исходило из постулата, что детская литература - явление принципиально новое в истории мировой культуры. С одной стороны, в этой самоаттестации были свойственные советскому времени завышенные декларации, но и осознание феномена собственно детской литературы, отличной по задачам и исполнению от детского чтения.

Литература для детского чтения ставит своей целью решение воспитательных и образовательных задач самого разного плана. Круг детского чтения складывается, как правило, из произведений, проблематика которых лежит в области общегуманитарных, нравственных проблем, социальная тематика в них неизменно отходит на второй план.

Советская детская литература - это произведения, созданные для детей с учетом возрастных особенностей юного читателя. Из множества существующих сегодня определений мы в качестве приоритетного избираем определение детской литературы В.Г.Минераловой, автор ряда учебных пособий и статей по теории и истории русской и детской литературы: «...детская литература - это мир художественных произведений о том, что такое и кто такой ребенок, что такое его микрокосм и что такое его макрокосм».

Говоря о детской литературе, мы имеем в виду произведения, адресованные непосредственно ребенку и рассказывающие о героях-детях, но вводящие своего читателя в мир природы и социума, знакомящих его с нравственными законами. Детская литература всегда педагогически ориентирована, что не отменяет художественных критериев в ее оценке.

Воспитательная, формирующая направленность детской литературы 1920-х-1930-х годов определила тип героя, преимущественные жанры. В нашем случае им стал подросток периода личностного становления, детализация процесса формирования обусловила внимание к его внутреннему миру.

Новизна исследования определяется тем, что в основу интерпретации детской литературы нами положен субъектно-объектный принцип изображения героя в его соотношении с ведущими идеологическими и воспитательными задачами времени.

В развитии советской детской литературы первой трети XX века мы различаем две тенденции. Первую мы связываем с произведениями, в центре внимания которых был герой, ставший субъектом повествования. Он определял и задачи, ставившиеся автором перед детской аудиторией. В качестве примера мы ссылаемся на повесть Н.Огнева «Дневник Кости Рябцева» (1927), уже в названии содержащую установку на самоидентификацию героя.

Вторая тенденция развития детской литературы представлена книгой А.С.Макаренко «Педагогическая поэма». В ней ребенок являлся объектом воспитательных действий, в результате которых он формировался как сознательный, активный член общества, «новый человек».

Несмотря на итоговое сходство педагогических установок, в этих тенденциях реализовывались разные механизмы формирования личности: субъект воспитания самостоятельно решал возникавшие жизненные проблемы, соотнося их с реальными жизненными задачами, объект действовал в рамках предлагаемых воспитательных, «образцовых» моделей. Эти же особенности определили различия и в поэтике художественных текстов.

В соответствии с этим формулируем цель: исследовать принципы изображения героя в советской детской прозе 1920-1930-х гг.

Эта цель определила задачи исследования:

  1. Охарактеризовать особенности детского чтения изучаемого периода;

  2. Описать процесс целенаправленного формирования детской литературы на фоне стихийно складывавшегося круга детского чтения;

  3. Обозначить теоретические предпосылки детской литературы, ее педагогические и воспитательные аспекты;

  4. Показать особенности изображения героя детской литературой в свете формирующейся советской системы ценностей;

  5. Рассмотреть процесс формирования героя детской литературы в контексте общественного развития;

  6. Обозначить место и роль культурной традиции в развитии советской детской литературы первой трети XX века.

Художественная литература, обращенная к широкому читателю, опирается не только на «требования момента», но в значительной мере и на «память жанра» (М.Бахтин), проявляющую себя нередко и в неожиданных формах. В соответствии с этим в нашей работе мы говорим не только о советских влияниях и тенденциях в развитии детской литературы, но и о

взаимодействии формирующейся детской литературы советского времени с традициями русской и западноевропейской культуры.

Объект исследования - произведения А.С.Макаренко, Л.А.Кассиля, Н.Огнева, В.П.Катаева, А.П.Гайдара, В.А.Каверина и др.

Предмет исследования - ведущие принципы изображения героя в советской детской прозе 1920-1930-х годов, особенности ее аксиологии и поэтики.

Материалом исследования стала советская детская проза первой половины XX века, ориентированная на подростковую и юношескую аудиторию.

Методологическая основа нашей работы сложилась в результате
комплексного использования приемов историко-литературного,

типологического, структурно-поэтического, биографического методов.

Теоретической основой работы стали исследования по типологии романа воспитания в русской и западноевропейской традициях. Литературно-критический контекст работы определили исследования советского и постсоветского времен, рассматривающие особенности развития советской литературы указанного периода в целом, работы, посвященные изучению жанров детской прозы, творчеству детских писателей.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее положения и выводы могут стать основой дальнейшего исследования детской литературы советского периода. Предложенная нами классификация произведений детской литературы 1920-193-х годов может быть использована в практике преподавания детской литературы, в разработке курса истории советской литературы первой трети XX в.

Работа прошла апробацию на научных сессиях Воронежского университета (2011, 2012), на Эйхенбаумовских чтениях (Воронеж, 2010), на Международной конференции молодых ученых (Севастополь, 2011), обсуждалась на кафедре русской литературы XX и XXI веков, теории литературы и фольклора (2013).

Положения, выносимые на защиту:

1.В советской литературе 1920-1930-х годов круг детского чтени, и детская литература различаются задачами, которые они разрешают (нравственно-познавательная и идеологически-оценочная), выбором тем и героев.

2.Аксиология детской литературы складывалась в едином процессе формирования системы ценностей советской литературы 1920-1930-х годов, одной из главных задач которой осознавалось воспитание «нового человека». Воспитательная и социально-педагогическая задачи обеспечили содержательное и художественное родство «взрослой» советской литературы и детской литературы первой половины XX столетия.

З.В детской литературе изучаемого периода мы различаем две писательские стратегии — в одной герой является субъектом повествования, в другой — объектом реализации воспитательных моделей. В первой автор лишь наблюдает за героем, предоставляя ему возможность выбора, во второй заставляет его следовать заданным нравственным и гражданским образцам.

4.В детской литературе 1920-1930-х годов мы усматриваем развитие традиций западноевропейского романа воспитания и традиций «семейного» воспитания русской литературной классики, по-разному проявляющих себя в художественных текстах.

5.В детской литературе с конца 1930-х годов намечается возвращение к традиционным, «внеклассовым» ценностям (семья, нравственный долг, честь и пр.) - процесс, обеспечивший жизнеспособность лучших произведений детской литературы советского времени.

Диссертация состоит из Введения, трех глав, излагающих основное содержание работы, Заключения, Списка литературы, включающего 273 наименования.

Похожие диссертации на Формирование принципов изображения героя в советской детской прозе 1920-х - 1930-х гг.