Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественное своеобразие малой прозы Людмилы Улицкой : на материале сборника "Люди нашего царя" Лю На

Художественное своеобразие малой прозы Людмилы Улицкой : на материале сборника
<
Художественное своеобразие малой прозы Людмилы Улицкой : на материале сборника Художественное своеобразие малой прозы Людмилы Улицкой : на материале сборника Художественное своеобразие малой прозы Людмилы Улицкой : на материале сборника Художественное своеобразие малой прозы Людмилы Улицкой : на материале сборника Художественное своеобразие малой прозы Людмилы Улицкой : на материале сборника
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лю На. Художественное своеобразие малой прозы Людмилы Улицкой : на материале сборника "Люди нашего царя" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Лю На; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2009.- 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/329

Введение к работе

Творчество Людмилы Евгеньевны Улицкой (р. 1943г.) прочно завоевало признание читателей. Книги писательницы переведены на многие языки мира, неоднократно произведения Л. Улицкой удостаивались международных премий.

Первый сборник рассказов «Бедные родственники» вышел в 1994 году, а в 1996 году выходят роман «Медея и ее дети», затем «Казус Кукоцкого» (2000), «Искренне ваш, Шурик» (2004), «Даниэль Штайн, переводчик» (2006) и сборник рассказов «Люди нашего царя» (2007).

Л. Улицкая создала новый тип героя, воплотила в художественные тексты неповторимое мировидение, войдя в современную русскую прозу как устойчивый значительный феномен.

Творчество Л. Улицкой находится на самой начальной стадии изучения, критическим разборам и литературоведческому анализу подвергались исключительно крупные произведения писательницы, такие как «Сонечка», «Казус Кукоцкого», «Медея и ее дети», «Искренне ваш, Шурик», «Даниэль Штайн, переводчик», а малая проза, особенно последний основополагающий философско-поэтический цикл рассказов «Люди нашего царя», не получили научного освещения.

Актуальность и значимость диссертационного исследования определяются связью с приоритетным направлением современного литературоведения – изучением прозы конца XX – начала XXI века, научным анализом художественного мира ярких творческих художнических индивидуальностей.

В диссертационной работе анализируются рассказы Л. Улицкой, входящие в сборник «Люди нашего царя», определяется поэтико-аксиологическая парадигма малой прозы писательницы, выявляется специфика ее творчества.

Материалом диссертации послужили рассказы, а также повести и романы Л. Улицкой, посвященные поиску нравственного идеала и истинного смысла человеческого бытия, в первую очередь рассказы, помещенные в сборник «Люди нашего царя».

Этот обширный материал прозы Людмилы Улицкой стал объектом диссертационного изучения, а выявление специфических черт поэтико-философской парадигмы малой прозы писательницы является предметом исследования в данной работе.

Целью исследования является определение художественного своеобразия рассказов Людмилы Улицкой, изучение и анализ циклообразующих элементов книги «Люди нашего царя», выявление философско-поэтического мотивного содержания произведений писательницы, а также основных способов выражения авторского сознания.

Задачи диссертационной работы вытекают из заявленной цели:

1. Изучить систему мотивов, составляющих тематику книги Л. Улицкой «Люди нашего царя»;

2. Проанализировать циклосоставляющие факторы, определяющие художественное единство произведений сборника;

3. Определить роль интертекста в решении проблемы «биологического и духовного» в человеке;

4. Выявить способы поэтического воплощения лейтмотива Веры в сборнике рассказов «Люди нашего царя»;

5. Проанализировать специфику повествовательной структуры в рассказах Л. Улицкой;

6. Исследовать способы выражения авторского сознания, обозначить место цикла рассказов «Люди нашего царя» в художественном мире Людмилы Улицкой.

Методология исследования сочетает структурно-поэтический, интерпретационный (герменевтический), нарратологический и интертекстовый анализ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Символика названия сборника рассказов «Люди нашего царя» Людмилы Улицкой содержит расшифровку авторской интенции, заключающейся в намерении определить значимость христианской аксиологии в жизни человечества; уяснить связь русского характера с евангельской нравственностью; выявить соотношение российской ментальности с общемировыми религиозно-нравственными и социальными процессами.

2. Система мотивов цикла «Люди нашего царя» включает лейтмотивы соотношения «биологического» и духовного в человеке, разные варианты которого рассматриваются в произведениях пяти рубрик книги «Люди нашего царя».

3. Применяя интертексты Библии и мировой классической литературы, Л. Улицкая утверждает необходимость поиска Царя (Бога), дающего высший смысл человеческой жизни, демонстрирует двойственность души человека, страдающего от сомнения в вере и «безблагодатности». Реализуя эту авторскую идею, Л. Улицкая использует символ «детство – утерянный рай», ведя своеобразный эстетический спор в своих художественных произведениях с Татьяной Толстой.

4. Повествовательная стратегия Л. Улицкой в цикле рассказов «Люди нашего царя» обусловлена сложной задачей: показать мучительный процесс поиска человеком смысла бытия, от которого зависят итог земной жизни и память о нём как знак жизни вечной. Двуголосое повествование, эффект двойного авторства (биографический автор и фиктивный повествователь) преобразуется в конце концов из эстетического спора в слияние жизненных и этико-философских позиций выдуманного повествователя и биографического автора. Уточнить свои взгляды читателям позволяет именно иронический «авторский взгляд со стороны» (Л.Улицкая), исполняющий миромоделирующую функцию.

5. Важнейшим способом выражения авторского сознания в цикле рассказов «Люди нашего царя» являются хронотопические связи. Циклический и метафизический хронотопы выражают идею автора о возможном возвращении человечества к гармонии через искупление и преодоление греха.

С помощью внутренних и внешних хронотопов показывается духовная эволюция или духовная деградация героев («Путь осла»), «Великий учитель», «Приставная лестница», «Коридорная система»). Наличие двух внешних хронотопов в композиции рассказов (основного и дополнительного) знаменует резкое изменение душевного состояния и поведения персонажей («Певчая Маша», «Тело красавицы», «Короткое замыкание» и др.), а в инфернальных хронотопах герои проходят испытания духа («Кошка большой красоты», «Дезертир», «Последняя неделя»), которые чаще всего заканчиваются поражением.

6. Портретные и пейзажные описания Л. Улицкой полифункциональны, выполняют в основном психологическую, обстановочную, сопоставительную и параллелистическую функции, отражая взгляды автора на персонажей, события, действия. Через пейзажи утверждается главная идея цикла «Люди нашего царя» о важности христианской ментальности.

7. Рассказы книги «Люди нашего царя» Л. Улицкой представляют собой циклическое метатекстовое единство, в котором проблемно-тематический мотивный комплекс находится в развитии, усиливаясь от произведений первой рубрики к последней; обрамляющие рассказы «Путь осла» и «Общий вагон» подытоживают и обобщают авторскую философско-эстетическую интенцию; сквозной персонаж объединяет концептуальную канву произведения.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в рамках специального рассмотрения впервые представлен филологический анализ цикла рассказов Л. Улицкой «Люди нашего царя»: выявлен смысл названия книги, раскрывающей авторскую интенцию; изучен лейтмотивный комплекс; определена повествовательная структура; проанализированы включения интертекстуальные и архитектоника цикла, объяснена символика рубрикации и определены циклообразующие характеристики, установлено место книги «Люди нашего царя» в системе всего творчества писательницы.

Рабочая гипотеза, выдвигаемая автором диссертационной работы, связана с научной новизной исследования и заключается в предположении, что сборник рассказов «Люди нашего царя» Людмилы Улицкой представляет собой циклическое образование, определяемое единством тематического содержания (проблема поиска нравственного идеала), общим героем-повествователем (Женя), единством поэтической, повествовательной и интертекстуальной стратегий. Книга рассказов «Люди нашего царя» является метарассказом, все структурные части которого (рубрикация) направлены на утверждение главной авторской идеи: приоритетности высокодуховного, основанного на христианской нравственности в человеке.

Теоретико-методологическая база диссертации включает теоретические работы В.В. Виноградова, Б.В. Томашевского, Д.С. Лихачева, М.М. Бахтина, Б.О. Кормана, Ю.М. Лотмана, В.Е. Хализева, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпы, Ю.Б. Борева, а также исследователей новейшей литературы: Г.Л. Нефагиной, М.А. Черняк, Т.М. Колядич, М.В. Межиевой, С.И. Тиминой, Н.Л. Лейдермана, М.Н. Липовецкого, Н.А. Габриэлян, М.А. Горелик, И.М. Поповой и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что диссертация способствует более глубокому пониманию теоретических аспектов поэтики современной прозы в такой её модификации, как цикл рассказов. Анализ проблемно-поэтической структуры, теоретических аспектов повествовательной стратегии и способов воплощения авторского сознания позволяет уточнить определённые черты эстетики феномена «женской прозы».

Практическое значение работы связано с возможностью использования её результатов в курсах лекций по проблемам современной русской литературы (конец ХХ – начало XXI веков), при чтении спецкурсов и проведении семинарских занятий.

Апробация исследования: научные результаты диссертации были представлены на Международной научно-практической конференции «Человек и природа в русской литературе» (К 95-летию С. П. Залыгина) в Мичуринском госпединституте в мае 2008 года; на Интернет-конференции «Поэтические школы Тамбова. Прецедентные феномены тамбовских писателей в современной русской литературе» (2008 год), на Международном конгрессе литературоведов к 125-летию Е.И. Замятина в Тамбовском госуниверситете имени Г.Р. Державина в октябре 2009 года, а также на Международной научно-практической конференции «Квалификационная филологическая подготовка» в Борисоглебском госпединституте (апрель 2009 года).

Структура и объем диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Список использованной литературы включает 101 наименование.

Похожие диссертации на Художественное своеобразие малой прозы Людмилы Улицкой : на материале сборника "Люди нашего царя"