Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интертекстуальная поэтика прозы И.Д. Сургучева 1898-1920-го годов Маслова, Юлия Павловна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маслова, Юлия Павловна. Интертекстуальная поэтика прозы И.Д. Сургучева 1898-1920-го годов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Маслова Юлия Павловна; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т].- Ставрополь, 2012.- 235 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/1058

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. Творческое наследие Ильи Дмитриевича Сургучева (1881–1956) – одного из ярчайших представителей неореализма в русской литературе начала ХХ века – активно осмысливается и анализируется с конца 1980-х годов, когда появилась возможность в открытой печати опубликовать очерки о жизни и творчестве писателя. В 2000-х годах они переросли в серьезные биографические исследования Т.Н. Ильинской (М., 2005) и А.А. Фокина (Ставрополь, 2006), его же докторскую диссертацию (Ставрополь, 2008). Начиная с 2006 года интерес к самобытному автору значительно возрос, о чем свидетельствуют масштабные статьи и публикации ученых из ведущих научных центров России и ближнего зарубежья в сборниках материалов международных «Сургучевских чтений» (Ставрополь, 2006–2011). Постепенно внимание литературоведов и лингвистов сместилось в область поэтики И.Д. Сургучева. Наиболее разработанной в этом плане оказалась драматургия писателя, которой посвящены книга А.А. Фокина (Ставрополь, 2008), кандидатская диссертация И.С. Сергеевой (Харьков, 2010) и отчасти монография А.Т. Липатова (Йошкар-Ола, 2011).

В связи с этим актуальным по-прежнему остается исследование поэтики прозы И.Д. Сургучева, то есть рассказов и повестей, и прежде всего написанных с 1898-го по 1920-й годы, определяемые биографами как доэмигрантский период его жизни и творчества, период расцвета дарования. Художественные открытия Сургучева-прозаика нуждаются в системном, многоаспектном изучении, поскольку сыграли значительную роль в становлении и развитии русского неореализма, характеризуемого синтезом реалистических традиций и модернистских тенденций, поиском новых средств изобразительности, среди которых специфической, а подчас и доминирующей является интертекстуальность.

Совокупность интертекстуальных элементов (точечных цитат, парафраз, крылатых выражений, аллюзий, реминисценций; намеренного, подчас «игрового», использования образов, идей, сюжетов, жанров из творчества близких в эстетическом плане предшественников и современников) в тексте отдельных произведений И.Д. Сургучева, в творчестве писателя в целом отражают единый интертекст русской неореалистической прозы конца XIX – начала XX веков, динамику литературного процесса эпохи художественного экспериментаторства. Тем самым обеспечивается стратегия изучения роли интертекстуальности в литературно-эстетической системе писателя. Заметим, что в этот же период создается литературоведческие концепции (А.Н. Веселовского, А.А. Потебни, А. Белого и др.), во многом предвосхитившие теорию «чужого слова» М.М. Бахтина, транспонированную затем в теорию интертекстуальности, которая в современном литературоведении рассматривается как возможный и наиболее продуктивный раздел поэтики [Н. Пьеге-Гро, 2008].

Объектом исследования является совокупность рассказов и повестей И.Д. Сургучева, написанных в период с 1898 по 1920-й годы и опубликованных в составленных им самим четырех томах его сочинений, а также в ряде столичных и провинциальных периодических изданий, с учетом смысловых ассоциаций, обусловленных мотивами, образами, сюжетами и жанрами мировой культуры и литературы.

Предмет исследования – система интертекстуальных связей прозы И.Д. Сургучева с произведениями русских и зарубежных писателей, входившими в круг его чтения, актуальными для эпохи образцами театрального и музыкального искусства, произведениями живописи, скульптуры, архитектуры. Материалом исследования служат прежде всего рассказы И.Д. Сургучева 1898–1920-го годов, повести «Из дневника гимназиста», «Губернатор», «Мельница», наиболее ярко раскрывающие специфику феномена интертекстуальности в творчестве писателя. К исследованию привлекаются его публицистика и эпистолярий, при изучении автоинтертекстуальности, а также литературно-критические статьи и сведения биографического характера, которые позволяют охватить и описать обширный интертекстуальный слой художественной прозы писателя.

Эмпирическая база исследования – более 700 фрагментов из произведений И.Д. Сургучева, смысловыми центрами которых являются около 650 интертекстем. Отбор производился методом сплошной выборки и выверялся в соответствии со следующими источниками: 1) словарями крылатых выражений классиков русской литературы; 2) библейской симфонией; 3) литературоведческими наблюдениями к произведениям И.Д. Сургучева отечественных ученых; 4) автобиографическими и биографическими источниками; 5) собственными читательскими ассоциациями.

Цель диссертационного исследования – определение типологического своеобразия и особенностей функционирования интертекстем в рассказах и повестях И.Д. Сургучева доэмигрантского периода.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) изучить литературоведческие основания и положения теории интертекстуальности с целью определения исходных для исследования понятий, обосновать методику интертекстуального анализа;

2) представить интертекстуальные связи творчества И.Д. Сургучева как целостную систему, расширяющую возможности интерпретации его произведений;

3) проследить специфику авторской интерпретации интертекстем, соотнести ее с произведением и его смыслом в целом;

4) выделить доминантные интертексты, которые реализуются как конструкт жанра «пасхальная повесть»;

5) охарактеризовать индивидуальную художественную стратегию И.Д. Сургучева на основе культурных и этических доминант его творчества.

Научная гипотеза. Интертекстемы в произведениях И.Д. Сургучева активно подвергаются индивидуально-авторским трансформациям и выполняют содержательную, жанрообразующую и стилеобразующую функции.

Методологическую основу диссертации составили: концепции «чужого слова» и «диалогизма» М.М. Бахтина; концепции интертекстуальности зарубежных (Р. Барта, Ж. Женетта, Ю. Кристевой, Н. Пьеге-Гро, М. Риффатерра) и отечественных ученых (М.А. Алексеенко, И.В. Арнольд, А.В. Борисенко, Д.Б. Гудкова, И.В. Гюббенет, В.Я. Задорновой, Ю.Н. Караулова, И.П. Смирнова, Н.А. Фатеевой, В.Е. Чернявской и др.); труды по теории жанров М.М. Бахтина, В.М. Головко, Т.Т. Давыдовой, Н.Д. Тамарченко и др.; семиотике М.Ю. Лотмана и др.; литературоведческие работы, посвященные творчеству И.Д. Сургучева (Т.Р. Гавриш, Л.П. Егоровой, Т.Н. Марченко, А.Т. Липатова, Д.Д. Николаева, О.Н. Павловой, Л.А. Спиридоновой, А.А. Фокина и др.); труды по теории городского текста (В.Н. Топорова, К.Э. Штайн, В.И. Шульженко) и проблемам духовности в русской литературе (Л.И. Бронской, И.А. Есаулова, А.М. Любомудрова и др.).

Методы исследования обусловлены спецификой изучаемого объекта, характером материала и методологической базой. Основными методами изучения проблемы интертекстуальности традиционно выступают герменевтико-интерпретационный, историко-функциональный и метод интертекстуального анализа. Помимо этого применены дескриптивный метод, опирающийся на такие приемы, как наблюдение, описание, сопоставление, обобщение, типологизация выявленных интертекстов; историко-типологический метод, позволяющий выявить взаимосвязь творчества И.Д. Сургучева с предшествующими литературными традициями и творчеством писателей-неореалистов.

Исследование осуществлялось в рамках комплексных программ проблемной научно-исследовательской лаборатории «Русская литература ХХI века: проблемы духовности» кафедры истории новейшей отечественной литературы и научно-образовательного центра «Музей региональной литературы и литературного краеведения» Ставропольского государственного университета, а также Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по проекту «Антропологическая поэтика современной русской и национальных литератур субъектов Северо-Кавказского федерального округа» под руководством доктора филологических наук А.А. Фокина.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые произведения И.Д. Сургучева 1898–1920-го годов исследуются как уникальная художественная целостность с огромным смыслопорождающим потенциалом, в которой интертекстуальные средства становятся одним из способов построения смысла. Впервые на материале доэмигрантских рассказов и повестей писателя раскрываются способы репрезентации и функционирования интертекста, проводится анализ типов выявленных интертекстем, разработаны принципы их классификации. Изучены обширные и сложные синтагматические, парадигматические, ассоциативно-смысловые связи его произведений, создающиеся интертекстуальными средствами, их содержательная, функциональная (контакт с читателем), жанрообразующая и стилеобразующая функции. Впервые на материале произведений И.Д. Сургучева ставится проблема «город как интертекст».

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что предложено системное описание литературоведческих концепций, представляющих теорию интертекстуальности и смежных с ней теорий; углубляется научное представление об интертекстуальности как важной составляющей поэтики писателя; получил апробацию на материале неореалистической прозы начала ХХ века и развитие интертекстуальный метод анализа, находящийся на пересечении различных семиотических систем (театр, музыка, живопись, архитектура и др.) и позволяющий литературоведению опираться на достижения рецептивной эстетики, семиотики, культурологии, искусствоведения. Теория интертекстуальности была применена к проблеме жанрообразования.

Практическая значимость. В диссертации разработан и опробован инструментарий, который, при условии его дальнейшего совершенствования, может служить моделью интертекстуального анализа повествовательных структур русского неореализма. Выявленные интертекстемы могут быть использованы при составлении научных комментариев к изданию полного собрания сочинений И.Д. Сургучева. Материалы диссертационного исследования могут быть адаптированы к учебному процессу, использованы на лекционных и практических занятиях по истории русской литературы ХХ века, при разработке семинаров и спецкурсов, посвященных изучению литературы первой половины ХХ века, литературного краеведения, а также творчеству И.Д. Сургучева на филологических факультетах вузов, в практике школьного преподавания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Интертекстуальность понимается нами как текстопорождающая и смыслообразующая категория поэтики, реализуемая в процессе диалогического взаимодействия текстов и в плане содержания, и в плане выражения, как на уровне художественного целого, так и отдельных смысловых и формальных элементов. Интертекстуальный анализ художественной прозы И.Д. Сургучева 1898–1920-го годов заключается в выявлении интертекстуальных вкраплений, соотнесении их с первоисточником, изучении авторских трансформаций, смысловых приращений, описании системы образных средств, создающихся интертекстемами, и классификации их в соответствии с функциями в художественных произведениях и межтекстовыми связями.

2. Интертекстемы в произведениях И.Д. Сургучева 1898–1920-го годов выполняют содержательную, жанрообразующую и стилеобразующую функции. Они употребляются в сильных позициях текста: заглавиях, эпиграфах и других паратекстуальных образованиях; участвуют в формировании дополнительных смыслов произведения. Интертекст доэмигрантских произведений писателя обширен и неоднороден; его основными источниками являются Библия, город-текст («ставропольский текст»). Наиболее частотны интертекстуальные связи с произведениями А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М. Метерлинка. Структурно-смысловое значение в ряде рассказов выполняют интертекстемы из русских народных песен, поговорок, городского фольклора, произведений оперного, театрального искусства, музыки, живописи, архитектуры. Интертекстуальность проявляется на разных уровнях поэтики И.Д. Сургучева, представлена всем спектром функциональных связей и создает единую художественно-эстетическую систему образных средств его прозы.

3. Автор как творческий субъект, чья текстообразующая деятельность предполагает освоение и интерпретацию художественных смыслов, эксплицирует интертекст в новое текстовое пространство в соответствии с собственной художественной картиной мира. Художественный мир И.Д. Сургучева, глубинные пласты его творчества, скрытые авторские интенции открываются при выявлении и анализе способов функционирования в них библейского текста, что является манифестацией творческой индивидуальности писателя, его мировоззренческих и творческих идеалов и ценностей, воплощением их в художественной практике.

4. В качестве интертекста И.Д. Сургучев использует в своих произведениях различные жанровые модели (притча, житие, новелла и др.), устоявшиеся в творчестве конкретных писателей, отдельные их структурно-композиционные находки. Анализ жанровой природы произведений И.Д. Сургучева, их сопоставление с произведениями писателей-современников позволяют особо выделить его повести «Губернатор» и «Мельница» и представить их как уникальное с точки зрения типологии жанров явление для русской литературы начала XX века – «пасхальную повесть».

5. Особое место в прозе И.Д. Сургучева занимает город-текст и городской интертекст. Он реализуются и как текстовые взаимодействия, когда в основе создания художественного произведения лежит исходное произведение не только вербального, но и визуального характера, и как интермедиальность (литература – музыка, литература – театр, литература – опера, литература – живопись, литература – архитектура). Ставрополь как город-текст, являясь доминантным интертекстом, обретает неповторимый облик и мифологический статус в пространстве произведений И.Д. Сургучева. В основу мифа кладется идея города как сакрального центра мира. Каждый рассказ, каждая повесть предстает герметичной моделью текстовой полифонии, многократно варьируемой комбинацией одних и тех же интертекстем городского интерьера, архитектурного текста, автобиографического интертекста и автоинтертекстуальности.

Апробация исследования. Концепция работы, ее основные положения обсуждались на кафедре истории новейшей отечественной литературы Ставропольского государственного университета. Отдельные разделы, теоретические положения, выводы и результаты диссертационного исследования были представлены в виде статей и докладов на международных, всероссийских, межрегиональных научно-практических конференциях: «Фразеологические чтения» (Курган, 2006); «Университетская наука – региону: «Филология, журналистика, культурология в парадигме современного научного знания» (Ставрополь, 2007, 2009); «Сургучевские чтения» (Ставрополь, 2007–2010); «Poetica: инновационные идеи молодых ученых-филологов» (Ставрополь, 2007); «Регионально-ориентированные исследования филологического пространства» (Оренбург, 2008); «Творчество В.В. Кожинова в контексте научной мысли рубежа XX–XXI веков» (Армавир, 2009) «Моральные принципы в жизни современного общества» (Ставрополь, 2011).

Основные положения и выводы работы отражены в 14 публикациях, общим объемом 7,24 п.л., в том числе в изданиях, включенных в перечень ведущих периодических изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, включающего 220 источников. Общий объем работы 235 страниц.

Похожие диссертации на Интертекстуальная поэтика прозы И.Д. Сургучева 1898-1920-го годов