Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Искусство как жизнетворчество в повестях М. М. Зощенко 30-40-х годов Черепанова Ольга Петровна

Искусство как жизнетворчество в повестях М. М. Зощенко 30-40-х годов
<
Искусство как жизнетворчество в повестях М. М. Зощенко 30-40-х годов Искусство как жизнетворчество в повестях М. М. Зощенко 30-40-х годов Искусство как жизнетворчество в повестях М. М. Зощенко 30-40-х годов Искусство как жизнетворчество в повестях М. М. Зощенко 30-40-х годов Искусство как жизнетворчество в повестях М. М. Зощенко 30-40-х годов Искусство как жизнетворчество в повестях М. М. Зощенко 30-40-х годов Искусство как жизнетворчество в повестях М. М. Зощенко 30-40-х годов Искусство как жизнетворчество в повестях М. М. Зощенко 30-40-х годов Искусство как жизнетворчество в повестях М. М. Зощенко 30-40-х годов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Черепанова Ольга Петровна. Искусство как жизнетворчество в повестях М. М. Зощенко 30-40-х годов : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Москва, 2005 183 с. РГБ ОД, 61:05-10/1289

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование концепции искусства как жизнетворчества в повестях М.Зощенко 30-40-х годов 14

1. « Тяга культуры к жизни» как основа жизнетворческих исканий художественного сознания 20-30-х годов 14

2. Связь научного и художественного познания в повестях М.Зощенко 42

3. Исповедальность и формы авторского диалога с читателем в мемуарно-публицистическом жанре и повестях М.Зощенко 30-40-х годов 53

Глава 2. Новизна проблематики и ее образное выражение в трилогии 74

1. Художник-«фельдшер»: психотерапевтические идеи в повести МЗощенко «Возвращенная молодость» 78

2. «Тема пола: идеи психоанализа, русской философии и писателей - неонатуралистов в творчестве М.Зощенко 84

3. Принципы античной эстетики в формировании жизнетворческой концепции М.Зощенко 94

4. Художник и внешний мир: образы «окна» и «зари» в повестях как символы жизнеприятия 103

5. Образ «дома» в повести как выражение концепции творческой личности 110

Глава 3. Поиск «действенной» литературной формы 122

1. Специфика жанра повестей 122

2.Динамика сказовой формы 134

3. Формы авторского присутствия в повести «Перед восходом солнца» 149

Заключение 159

Библиография 165"

Введение к работе

Настоящее исследование посвящено изучению интереснейшего феномена в области словесного искусства — «трилогии»1 М.Зощенко, включающей в себя повести «Возвращенная молодость» (1933), «Голубая книга» (1935) и «Перед восходом солнца» (1943). Эти произведения отразили грандиозность преобразовательских задач, поставленных перед народом, стремление общества изменить жизнь к лучшему, преодолеть трагические противоречия, которые привели Россию к революционным переменам и которые в наши дни вновь стали определять ее судьбу.

М.Зощенко создал свою «трилогию», чтобы сформировать у читателей систему рациональных представлений об окружающем мире, представить способы творчества жизни «в себе самом» и «вокруг себя» (выражение М.Чехова), открыть перед людьми перспективы дальнейшего развития общества, устроенного по законам Разума и социальной справедливости. М.Зощенко с позиций «положительного знания» попытался указать читателю на необходимость создания правильных установок в повседневной жизни, помогающих долгие годы сохранять молодость и здоровье, быть активным строителем нового мира.

«Основополагающей тенденцией» в русском историческом процессе
прошедшего столетия современные ученые считают общественно-
политическую и культурную модернизацию, которая «определила лицо»
страны и направления всех сфер ее деятельности.2В области художественной
культуры модернизация выразилась в стремительном сближении

накопленного творческого опыта с жизненной практикой и, соответственно, в поисках художественным сознанием нового творческого мироотношения, которое было бы ориентировано на радикальное преображение жизни и соответствовало духовным и материально-практическим требованиям эпохи.

Зощенко М.М. О моей трилогии // Литературный Ленинград. - 1935. - 26 октября. 2 См. Алексеев В.В. Ключевая проблема российской истории XX века // Труды отделения историко-филологических наук РАН. - М., 2003. - Вып.1. - С. 148-169.

Результатом этих поисков стали новые представления об искусстве как жизнетворчестве.

Сама идея создания искусства как действенного способа преображения
жизни не нова в русской литературе. В XIX веке она отчетливо прозвучала и
в ряде случаев нашла образное воплощение в творчестве М.Ю. Лермонтова,
Н.В.Гоголя, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого,

Н.Г.Чернышевского, а позднее стала одной из основных в русской позитивистской литературе. В начале XX века многие писатели и деятели культуры, не отказываясь от объективной потребности связать искусство с действительностью, предложили свои пути к осуществлению этой цели. Приверженцы «художественного идеализма» и свободной эстетики — символисты писали в своих статьях о новом поэтическом миропонимании, задачей которого было создание новых форм искусства, способных творчески соединить разобщенные временем духовные устремления личности и ее земное бытие. Объектом их творчества был, прежде всего, человек, которого с помощью искусства должно было превратить из раба жизни в ее творца по образу и подобию Бога. Путь духовного совершенствования от человека к Богу пред

лагал Д.Мережковский и настаивал на создании «религиозной общественности». «Раб в образе божества - вот наше предназначение в культуре», - утверждал А.Белый.3

Другую позицию, выразившуюся в стремлении сделать искусство средством прямого, практического действия в условиях радикально меняющейся жизни, подвергнув критике идеально-духовную форму миропонимания, заняли поэты-авангардисты, В.Маяковский, М.Горький.4 Художники призывали начать борьбу с уродливыми формами бытия, «всяким вздором», чтобы «вычистить» из жизни страдания и сор, высвободить в людях энергию созидания, необходимую для радикальной переделки

Белый А. Творчество жизни // Арабески. - М., 1911. - С.54. 4 См. Дефье О.В. Проза М.Горького о художнике и искусстве. - М., 1996.

действительности. Революционные процессы, материально-практические требования эпохи подтолкнули писателей к поиску художественных принципов выражения нового типа деятельного, «созидательного» мироотношения. М.Зощенко под влиянием прагматических требований эпохи, а также идей М.Горького, призывавшего художников-практиков совершенствовать искусство, утверждающего «победу разума»5, в конце 20-х годов пересматривает свою писательскую позицию. Художник-наблюдатель в творчестве писателя уступает место художнику-практику, который, творя в русле прагматических идей в искусстве, стремится внести свой вклад в создание лучшей жизни. В течение целого десятилетия М.Зощенко увлеченно работал над повестями «Возвращенная молодость», «Голубая книга» и «Перед восходом солнца», отвечая на горьковский призыв к созданию «исцеляющего» и «побеждающего» жизнь искусства. И, хотя его намерение поделиться с читателями индивидуальным опытом преодоления душевных недугов вызывало в товарищах по перу (К.И.Чуковского, Ю.К.Олеши) лишь недоумение, М.Зощенко чувствовал свою правоту. Задумав трилогию о силе Разума, уже в первой повести - «Возвращенная молодость» - писатель актуализировал свою творческую задачу - быть полезным обществу, своей стране: «Мне попросту хотелось быть в этом смысле полезным в той борьбе, какую ведет наша страна за социализм».6

Объединив повести «Возвращенная молодость», «Голубая книга» и «Перед восходом солнца» в «трилогию», писатель указал на необходимость целостности восприятия данных произведений, их общность. В книгах отразилась единая концепция художника - активного участника преобразовательской практики жизни, творца не только произведений искусства, но и самого себя. Все три повести представляют собой различные подступы к решению проблемы совершенствования характера человека, к

5 См. Горький М. Беседы о ремесле // Горький М Собр.соч.: В 30 т. - М., 1953. - Т.25.; Федин К. Писатель. Искусство. Время. Собр.соч.: В 9 т. -М., 1962.-Т.9.

6 поиску путей самосозидания, которое, как мы увидим далее, является «отправной точкой» концепции жизнетворческого искусства М.Зощенко, что свидетельствует о творческом освоении писателем традиций Н.Гоголя, Л.Толстого, Ф.Достоевского, А.Белого, считавших идею творчества «в себе самом» первостепенной.

Разработка принципов жизнетворческого искусства в художественном сознании в целом служила цели, которую ставили перед собой писатели, ориентированные на поиск связей с мирозданием, на познание действительности и осознание своего предназначения в искусстве и общем движении бытия. Эта цель - общение с жизнью, представленной, как она есть, уход от литературных условностей в контексте формирующейся тенденции искусства к исканию способов, с помощью которых оно включается в жизнь и творит ее. Повести М.Зощенко «Возвращенная молодость», «Голубая книга» и «Перед восходом солнца» отразили основные тенденции эпохи и художественные принципы, получившие развитие в литературе первой трети XX века. В повестях писателя своеобразно преломились концепция художника - «практика жизни» и принцип следования «правде жизни», воплотившиеся в творчестве М.Горького.

В конце XX и начале XXI веков появляются работы, посвященные ранней прозе М.Зощенко, особенностям его повествовательной манеры (сказа) и природе комического. Пристальное внимание к наследию

6 Зощенко М.М. Возвращенная молодость. Голубая книга. Перед восходом солнца. — Л.,
1987. - Т.З. - С. 159 (далее ссылка на это издание дается в тексте с указанием номера
страницы).

7 Салагаев В.Г. Некоторые черты творческого контекста Михаила Зощенко. Автореф.
дисс. канд. филол. н. - Алма-Ата, 1975; Брякин В.В. Речевые средства создания
комического в сказе (на материале рассказов М.Зощенко). Автореф. дисс. канд. филол.
н. - М., 1981; Аулов А.А. Рассказы М.Зощенко 20-х гг.: (Проблема жанра и стиля).
Автореф. дисс. канд. филол. н. - М., 1998; Чжон Тэ Он. Природа комического в прозе
М.М. Зощенко. Автореф. дисс. канд. филол. н. - М., 1999; Комарова Н.А. Поэтика
сказа М.М. Зощенко 10-х гг. Автореф. дисс. канд. филол. н. - Томск, 2000; Попова Н.В.
Художественное своеобразие сатирической новеллистики М.Зощенко 20-х гг. Автореф.
дисс. канд. филол. н. - М., 1992; Филимонова А.А. Поэтика «серьезного» в сатире 20-х
годов: (М.Зощенко и П.Романов) Автореф. дисс. канд. филол. н. — М., 1993;
Вертянкина Н.Н. Поэтика анекдота в рассказах М.М. Зощенко 1920-х г. Автореф. дисс.
канд. филол. н. - Самара, 2001.

М.Зощенко связано с возрождением интереса к писателю, чье творчество — как раннего этапа (рассказы), так и более зрелого (повести) — практически не имело последователей. В исследованиях 90-х гг. XX века, посвященных «Возвращенной молодости», «Голубой книге» и «Перед восходом солнца», актуализируется тема «Н.В.Гоголь в творческой рефлексии М.Зощенко», изучается влияние философии Ф.Ницше на формирование мировоззрения писателя.8

К исследованию повестей «Возвращенная молодость», «Голубая книга», «Перед восходом солнца» обращается А.Т.Сатарова в работе «Философская проза Михаила Зощенко (20-40-х годов)», подчеркивая просветительскую ориентацию исследуемых произведений и отмечая, в частности, что в «Голубой книге» М.Зощенко проявляется традиция русской просветительской философии и прозы XVIII века.9 Исследовательница называет произведения М.Зощенко «Возвращенная молодость», «Голубая книга» и «Перед восходом солнца» «философскими». Однако, на наш взгляд, следует внести уточнение. В повестях «Возвращенная молодость», «Голубая книга» и «Перед восходом солнца», несомненно, усилено просветительское начало, а также комплекс философских идей (Ф.Ницше, материалистического понимания природы человека и действительности). Но философская проза предполагает сосредоточение автора, прежде всего, на собственных размышлениях, поиске путей самоопределения и осознания своего места в истории. Однако в замысле повестей М.Зощенко важнейшим является намерение ввести высказанные идеи в практику жизни, найти точки их соприкосновения с действительностью, предвосхитить итоги приложения собственных и научных открытий к жизни современного человека в будущем. Практическое жизнетворчество была противопоставлено самим М.Зощенко созерцательной мечтательности и бесполезному теоретизированию:

Кадаш Т.В. Мировоззренческие аспекты творчества М.М. Зощенко. Автореф. дисс. канд. филол. н. - М., 1997.

9 См. Сатарова А.Т. Философская проза Михаила Зощенко (Повести 20-40 гг.) Автореф. дисс. канд. филол. н. - М., 1993.

«Возвращенная молодость», как признается писатель, написана «не для того, чтобы пофилософствовать. Я никогда не уважал такой бесцельной философии» (159). А в «Голубой книге» автор призывает читателя к действию: «В общем, заместо отвлеченной болтовни о том о сем, давайте перейдем к делу» (357). Позитивистское отношение к действительности (дать человеку своего рода инструментарий для творческой, полезной жизнедеятельности) лежит в основе всех трех повестей и определяет включенность в их содержание комплекса философских, научных и психотерапевтических идей. Принимая во внимание свидетельство автора, научный характер материала, собранный им для повестей, а также тенденции развития литературы и время, в контексте которых появились рассматриваемые нами сочинения М.Зощенко, они могут быть названы «философской прозой» лишь с большими оговорками.

Ученые также предпринимают попытки «контекстного изучения» творчества писателя: Н.А.Даренская рассматривает особенности восприятия писателем культурного наследия рубежа веков, «диалог» художественной системы, созданной М.Зощенко, с творчеством Ф.Сологуба, А.Блока, В.Розанова, В.Маяковского.10 Исследовательница указывает на важнейшее типологическое сходство повести М.Зощенко «Перед восходом солнца» с «Опавшими листьями» В.Розанова: «доминантой жанрово-стилевого сближения» названных произведений является их «интимно-исповедальный характер».11 Выявление сходства повести М.Зощенко «Перед восходом солнца» с «рукописностью души» В.Розанова будет предпринято и в нашем исследовании.

Отдельные аспекты формы «Возвращенной молодости», «Голубой книги» и «Перед восходом солнца» исследовались неоднократно,

10 См. Даренская Н.А. Проза М.М. Зощенко в литературном контексте рубежа 19-20 вв.
Дисс... канд. филол. н. - Барнаул, 2000.

11 Даренская Н.А. Проза М.М. Зощенко в литературном контексте рубежа 19-20 вв.
Дисс... канд. филол. н. - Барнаул, 2000. - С.110.

указывалось на «философский», «просветительский», «исповедальный» характер повестей, анализировалась их идейная направленность и типологическое сходство с творчеством отдельных писателей. Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что данные повести М.Зощенко рассматриваются как отражение концепции жизнетворческого искусства, созданной писателем с целью ее практического применения в деле преобразования человеком самого себя и окружающей жизни. Впервые в изучении художественного наследия М.Зощенко применяется необычный ракурс - попытка увидеть истоки жизнетворческих идей писателя в античном философско-эстетическом сознании.

Учитывая обнаруженную в предыдущих исследованиях связь творчества М.Зощенко с модернистским искусством и тенденцию литературы послеоктябрьского периода к сближению с практикой жизни, мы, опираясь на анализ вышеназванных повестей, рассматриваем комплекс новых представлений об искусстве и его роли в преобразовании действительности, который отразился в творчестве М.Зощенко 30-х - 40-х годов.

Таким образом, предметом исследования является концепция жизнетворческого искусства, которая оформилась у М.Зощенко в 30-40-е годы в повестях «Возвращенная молодость» (1933), «Голубая книга» (1935), «Перед восходом солнца» (1943). В этих книгах, с одной стороны, отражается общая для художественного сознания первой трети XX века, ориентированного на практическое жизнетворчество, устремленность к радикальному преображению действительности; с другой стороны, в повестях писатель поставил задачу установить прямой разговор с читателем, чтобы донести до его сознания идеи здоровой жизни, самосозидания, творчества собственной личности. Чтобы верифицировать в опыте идеи здоровой жизни, писатель пошел на медицинский эксперимент с самим собой, ход и результаты которого воплотились в названных повестях, обусловив их своеобразие и вместе с тем органичность материально-практическим требованиям эпохи.

Актуальность исследования объясняется научной перспективностью темы и обращением к повестям М.Зощенко, публикация которых вызывала горячие споры и противоречивые суждения критиков, а последняя книга из трилогии была названа «пошлой», «антихудожественной» вещью. Нападки критики были для писателя началом той «карательной» кампании, которую развернула партия после публикации журналом «Звезда» (№5-6 1946г.), причем без ведома самого М.Зощенко, его рассказа «Приключения обезьяны». При жизни писателя о нем выходили работы молодых критиков Е.Журбиной, Ц.Вольпе, исследовался лингвистический аспект его прозы,12 но после «разгромного» Постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» в августе 1946г. имя М.Зощенко стало одиозным, двери издательств, особенно ленинградских, для него закрылись (в московских издательствах его сочинения ложились «под сукно»). Советским литературоведением долгое время игнорировались повести М.Зощенко. В первой, посвященной М.Зощенко, монографии Л.Ф.Ершова, вышедшей в 1973 году, сохраняются вульгарно-социологические методологии исследования творчества писателя.13 Только в конце 70-х годов появилось свободное от них исследование М.О.Чудаковой («Поэтика Михаила Зощенко», 1979). Одним из важнейших достижений в зощенковедении является исследование Б.Сарнова «Пришествие капитана Лебядкина (Случай Зощенко)» (М., 1993). В конце 1990-х годов А.К.Жолковский исследует произведения М.Зощенко, используя приемы разработанной им и Ю.К.Щегловым «Поэтики выразительности».14 В 2000 г. современный исследователь русской философско-юмористической прозы Н.С.Выгон впервые предприняла попытку составить целостное «представление о философско-эстетической позиции Зощенко».15 В 2001 г. вышла книга

12 См. Виноградов В.В. Язык Зощенки (Заметки о лексике) // Михаил Зощенко: статьи и
материалы. - Л., 1928.

13 См. Ершов Л.Ф. Из истории советской сатиры. - Л., 1973.

14 См. Жолковский А.К. Михаил Зощенко: поэтика недоверия. - М., 1999.

15 Выгон Н.С. «Свифт, которого приняли за Аверченко»: М.Зощенко // Выгон Н.С.
Юмористическое мироощущение в русской прозе. - М., 2000. - С. 141-160.

11 Б.Рубена о судьбе и творчестве М.Зощенко в свете противоречий и трагичности обстоятельств советского времени («Алиби Михаила Зощенко).16 В последние годы опубликованные произведения и рукописное наследие М.Зощенко широко изучается А.И.Павловским, В.А.Прокофьевым, Т.М.Вахитовой, В.Ю.Вьюгиным, В.В.Перхиным, В.Н.Запеваловым, Е.И.Колесниковой и другими исследователями, открывающими все новые аспекты творчества и мировоззрения писателя.

На наш взгляд, актуальным является изучение типологических
признаков жизнетворческого искусства М.Зощенко и художественного
сознания эпохи, что позволит вписать творчество писателя 30-40-х годов в
контекст литературно-художественных жизнетворческих исканий и
мемуарно-публицистической прозы. Необходимо подчеркнуть

своевременность изучения названных повестей М.Зощенко сегодня, когда
российское общество напряженно ищет пути выхода из социально-
политического кризиса, распространяющегося практически на все другие
области жизни, и миллионы людей нуждаются в действенных способах
преодоления психологических проблем, возникших вследствие острой
реакции на происходящее, отсутствия жизненных целей. ^

Цель исследования состоит в том, чтобы вписать повести М.Зощенко «Возвращенная молодость», «Голубая книга» и «Перед восходом солнца» в контекст жизнетворческих исканий, предпринятых литературно-художественным сознанием эпохи, выявить связывающие их типологические признаки, раскрыть индивидуальные представления писателя об искусстве как жизнетворчестве и показать пути и способы их выражения в указанных произведениях.

Логика достижения поставленной цели в диссертации потребовала решения следующих задач:

См. Сарнов Б. Феномен Сталина. Версия Михаила Зощенко. - М., 1990; Сарнов Б. Пришествие капитана Лебядкина (Случай Зощенко). - М., 1993; Рубен Б. Алиби Михаила Зощенко. - М., 2001.

- показать закономерность появления повестей «Возвращенная
молодость», «Голубая книга», «Перед восходом солнца» М.Зощенко в эпоху
практического жизнетворчества, побудившую художественное сознание к
поиску новых представлений о характере взаимоотношений искусства и
действительности;

- выявить связь поставленных писателем жизнетворческих целей с
аналогичными устремлениями художников первых десятилетий XX века и
традицией осмысления этих целей в творчестве Н.Гоголя и Л.Толстого;

обнаружить типологическую общность исследуемых текстов М.Зощенко с мемуарно-публицистическим жанром, который в XX веке актуализировался в творчестве В.Розанова и в новом качестве, в разных творческих модификациях получил развитие у В.Шкловского, О.Мандельштама, М.Пришвина, Ю.Олеши и других писателей;

выявить новаторство и специфику образного воплощения жизнетворческого искусства в повестях М.Зощенко.

Методологическую основу исследования составляют труды
А.Н.Веселовского, С.С.Аверинцева, М.М.Бахтина, А.Ф.Лосева,

Ю.М.Лотмана, Г.Н.Поспелова, Л.С.Выготского, а также авторов «Исторической поэтики (литературные эпохи и тип художественного сознания)» М.Л.Андреева, М.Л.Гаспарова, П.А.Гринцера, А.В.Михайлова. При анализе содержательной специфики повестей использованы работы о физиологическом методе И.П.Павлова, психоанализе З.Фрейда и современных направлениях в психологии личности. Исследование материала ведется с опорой на историко-литературный, сравнительно-сопоставительный, типологический и структурный методы изучения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке лекционных и специальных курсов по истории русской литературы первой половины XX века и советской эпохи в целом. Наблюдения и выводы, сделанные в работе, могут расширить представления о творчестве М.Зощенко в школьном

образовании и составить основу элективного курса для старшеклассников по изучению малоизвестных произведений этого автора.

Апробация работы. Положения диссертации представлены в публикациях и докладах на конференциях на филологическом факультете МПГУ «Проблемы эволюции русской литературы XX века» (2002, 2004); «Синтез в мировой художественной культуре» (2005) и «Пушкинских чтениях - 2002» ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН и ЛГОУ имени А.С.Пушкина; на международной конференции, посвященной 110-летию М.Зощенко (Пушкинский Дом, 2004), а также на заседаниях аспирантского объединения при кафедре русской литературы XX века МПГУ.

Структура работы организована в соответствии с целями исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Текст диссертации изложен на 164 страницах. В заключение приводится список библиографии, насчитывающий 233 источника.

Тяга культуры к жизни» как основа жизнетворческих исканий художественного сознания 20-30-х годов

Все преобразовательские процессы, происходившие в стране в первые десятилетия XX века, были мотивированы главной объективно-исторической потребностью эпохи, - потребностью в модернизации всех сфер общественной жизни. Модернизация, определявшая, по мнению современных ученых, «лицо России в двадцатом столетии», повлияла на художественное сознание, стимулировала возникновение тяги искусства к практике жизни. Культура устремилась к освоению окружающего мира с целью его дальнейшего преобразования, приближения грандиозных перспектив и реализации фантастических возможностей, которые порождала новая эпоха.

В художественном сознании со всей очевидностью проявилось представление об искусстве как «творчестве жизни». «Творчество жизни», как полагали художники, может идти по двум направлениям: к устремленному вовне «преображению рода», или человечества, и «преображению личности», по А.Белому. Актер М.Чехов предложил свою формулу: соответственно творчество жизни «вокруг себя» и «в себе самом». Однако каждое из направлений потребовало от писателей духовно -эстетических поисков путей сближения культуры с реальной действительностью.

Художественные формы выражения жизнетворческих замыслов у представителей различных эстетических ориентации были разнообразны. Так, у теоретиков Пролеткульта развилось представление о «производственном» типе литературного творчества, получившем прагматическое, утилитарное назначение. Все нарастающий непримиримый радикализм нового типа художественного сознания выразился в творчестве поэтов-авангардистов. В.Маяковский, стремясь к радикальному преображению действительности, ориентировался на отражение в искусстве основных результатов революционной практики. В символизме проявилось стремление творца, «демиурга» соединить созерцание и созидание, идеально-духовное содержание и реально-практические основы, устранить «неравновесие» между «высоким» и «низким» (Д.Мережковский, А.Белый, Ф.Сологуб, А.Блок и другие). Символисты также увидели естественные основания для современных жизнетворческих идей в традициях реалистического искусства XIX века. Так, Д.Мережковский писал, что прав был Гоголь, когда хотел установить «связь» «со временем, историей, обществом, государством, народом»; преобразующие энергии Д.Мережковский видел и в творчестве Ф.М.Достоевского, называя великого классика «революционером».18 На восприятии жизни в искусстве такой, как она есть, настаивали акмеисты, видевшие в акте творчества не мистическое откровение, а ремесло. В 1923 г., отойдя от акмеизма, О.Мандельштам настаивал на том, что творческий потенциал искусства заключен именно в его миметической (подражательной) способности: «Собственно творческой в поэзии является не эпоха изобретения, а эпоха подражания. Когда требники написаны, тогда-то и служить обедню» («Буря и натиск», 1923г.).19 А М.Горький, чей образ жизнетворческого искусства и художника - «практика жизни» во многом определили дальнейшее развитие литературы, указал жизненную направленность нового, провозглашенного им «победного»20 типа творчества, призвал художников разрушить «старые формы жизни», высвободить нравственные силы искусства, воспитать в себе и в людях здоровое, радостное мировосприятие. Представления о художнике-творце жизни, который выразились в ранних рассказах писателя («Читатель», Об одном поэте», «О писателе, который зазнался»), горьковский образ «победного» искусства были восприняты многими писателями: К.Фединым, И.Катаевым, В.Кавериным, О.Форш, а также М.Зощенко, который решил подчинить свое литературное дело задаче исцеления общества от трагических противоречий прошлого, изломанной рефлексии, помочь людям гармонизировать мироощущение, привить идею здоровой жизни. Так в 1933г. М.Зощенко обращается к новой теме, которая, по его убеждению, «у всех почти на уме, которая всем почти близка, и понятна, и необходима, как вода, как еда и как солнце, - это наша жизнь, наша молодость, наша свежесть и наше умение распоряжаться этими драгоценными дарами» (15). Писатель считал, что это «единственная настоящая тема после политики», потому что ее актуализируют современные тенденции в жизни общества и с ней взаимодействует прогресс, «ибо социальное переустройство общества ведет к новым, здоровым формам жизни, а стало быть, и к новому здоровью» (15). Тема возвращенной молодости, преодоления душевных невзгод, по мнению писателя, должна объединить всех людей, которые ставят перед собой высокие цели и хотят реализоваться в жизни. Сам писатель осознавал, что его выступление с этой темой в литературе было новаторским: «...ничего особенно путного и положительного, а главное, доступного и понятного всем людям не было сказано в этой области» (14).

Связь научного и художественного познания в повестях М.Зощенко

Достоверное отражение в искусстве тенденций научной жизни страны, раскрытие их значимости, практической ценности для последующего развития общества оказалось востребовано послеоктябрьской эпохой. А.Белый писал: «Орудием творчества является знание». Неслучайно поэтому искусство с жизнетворческой направленностью устремилось к освоению знания, как практического, так и теоретического. Обращение писателей к науке, к ее достижениям и перспективам в преобразовании окружающей жизни стало одним из важнейших признаков литературно-художественного сознания 20-30-х годов, ориентированного на практику жизни.

Первая треть XX века в России была отмечена крупными научными открытиями в области медицины. Физиолог И.П.Павлов и психоневролог В.М.Бехтерев экспериментально доказывали взаимосвязь духовной субстанции (души) с физическими процессами в организме (с материей), и в своей работе ученые ставили перед собой цель найти универсальные ключи к разгадке психической деятельности человека. Открытия в области физиологии и психоневрологии, таким образом, выводили науку на прочную позицию материализма. С точки зрения материалистического курса эпохи, неприемлемыми для советской идеологии и мироощущения людей были прежний философский идеализм и метафизика, а также новомодное буржуазное «субъективистское» направление в психологии - психоанализ З.Фрейда, который, однако, нашел много сторонников в России. Психоанализ, построенный на «ковырянии в душах», индивидуализме, объяснении душевной жизни человека через комплекс сексуальных представлений, объявлялся чуждым «задачам строительства социалистического хозяйства». Но оба подхода к постижению загадок души - психоаналитический (исследование области бессознательного) и психофизологический (объяснение явлений психики через нейрофизиологические процессы) — оказались важны для развития отечественной психологии.54 Ведь даже при всей разности способов и методов, которыми они оперировали, и психофизиология, и психоанализ представляли собой поворот к недогматическому пониманию психической жизни человека: исходя из принципа познаваемости души, оба подхода в разной мере ориентировались на познание психики через установление психофизических связей. М.Зощенко, воплощая процесс самоисследования в повести «Перед восходом солнца» частично опирается на психоанализ З.Фрейда, ища причину психотравмы в ранних впечатлениях детства, но главную роль в создании собственной программы оздоровления души и дальнейшего творчества жизни М.Зощенко отводит идеям И.П.Павлова: «Бессознательный мир - это более обширный и более разнообразный мир, который можно вообразить, имея в виду только лишь сексуальные импульсы. ... И патологические торможения в сексуальной сфере являются лишь составной частью патологических торможений, характеризующих психоневроз.

Механизмы головного мозга, открытые Павловым, подтверждают это с математической точностью» (621). Популяризация идей русского ученого и стала одной из ведущих тем в повестях «Возвращенная молодость» и «Перед восходом солнца».

Чтобы увидеть открытые И.П.Павловым законы «условных рефлексов» и «временных нервных связей «в действии», в книге «Перед восходом солнца» автор избрал областью эксперимента частную жизнь и попытался объяснить собственный случай психоневроза. Можно сказать, что писатель обратился к вечному вопросу - «Познай самого себя», - который в лекции «Об уме» И.П.Павлов назвал великой заповедью, «завещанной классическим миром последующему человечеству», захватывающей «все в жизни человека».

Принципы работы мозга, раскрытые И.П.Павловым, взялся описать М.Зощенко, чтобы показать читателю: управлять свой внутренней жизнью может каждый, стоит только «научиться обращаться» с физиологическими механизмами с «искусством, достойным высокого сознания» (575).

М.Зощенко в повестях «Возвращенная молодость» и «Перед восходом солнца» ярко, зримо, увлекательно и доступно, приводя примеры, высказывая собственные догадки и предположения, рассказывает об идеях, выросших в научных лабораториях. Опираясь на фактический материал, М.Зощенко как будто следует павловской манере чтения лекций и ведения научных бесед. «Речь Ивана Петровича была удивительно простой, даже разговорной. Очень часто как бы самому себе он ставил вопрос и тотчас же отвечал на него. Говорил он понятно, специальных терминов не употреблял».56

Избегает сложной речи, говоря о серьезных вещах, и М.Зощенко. Выступая просветителем, писатель привносит в литературу необыкновенно наглядную, оригинальную действенную манеру изложения сложного фактического материала, который нужно было предварительно обработать, чтобы сделать его достоянием искусства. И в этом отношении М.Зощенко проделал огромную работу.

Художник-«фельдшер»: психотерапевтические идеи в повести МЗощенко «Возвращенная молодость»

В 1918 г. в «Арабесках» появился психологический очерк о душевном здоровье нации после большевистской революции, где автор - Н.Краинский -констатировал: «Психика людей устала. Это несомненно».99 Будучи новатором «темы исключительной важности» в литературе, М.Зощенко уловил своевременность и жизненную необходимость разговора о сбоях и ненормальностях работы человеческой психики, которые в первые десятилетия XX века приобрели «эпидемиологический» характер. И первую попытку поговорить с читателем о правилах руководства собственным телом М.Зощенко предпринял в 1933 г. в «Возвращенной молодости», включившей в себя беллетристическую историю о профессоре Волосатове и комментарии научно-публицистического характера.

В монографии, посвященной М.Зощенко, Л.Ф.Ершов считает, что «научно-философский трактат», который вводится в «Возвращенную молодость», «разумеется, комически стилизованный. Поэтому странно было бы принимать всерьез некоторые зощенковские рецепты. ...

Следовать медицинским советам автора «Возвращенной молодости» столь же плодотворно, как изучать историю Франции по «острову пингвинов» А.Франса или России - по «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина»

Однако исследователь не учел, что обнаруженные писателем на собственном опыте пути преодоления душевных невзгод изначально являются субъективными решениями субъективной проблемы. Более того, руководствуясь фактами и доказательствами развивающейся науки (физиологии, неврологии) и горьковской идеей мужественной, сильной личности, готовой вступить в сражение со слабостью, уверенный в успехе исцеления, М.Зощенко отчасти интуитивно, отчасти путем логических рассуждений приходит к идеям, которые впоследствии найдут применение в практике различных направлений психотерапии. Рассматривая идеи «перестройки» личности, выраженные в повести «Возвращенная молодость», мы сталкиваемся с беспрецедентным случаем предвосхищения художником, не имеющим специального образования, открытий, значимых уже в наше время для медицины, в частности, для психотерапии. М.Зощенко подчиняет искусство выполнению своей жизнетворческой задачи - заставить читателя не плыть по течению жизни, а быть творцом собственной личности, биографии и, наконец, окружающего мира, не зависеть от внешних обстоятельств, встать на путь оздоровления и самосозидания. Оригинальной особенностью повестей М.Зощенко становится соединение в них психотерапии и искусства. Благодаря увлекательному повествованию, присутствию авторского голоса, ярким образам и примерам, иллюстрирующим основные идеи (максимы жизненного поведения), а также отражению богатого индивидуального опыта писателя, книги обладают исцеляющим, психотерапевтическим воздействием, что подтверждается огромным количеством писем, которые М.Зощенко в течение нескольких лет получал от благодарных читателей.

Исследуя состояние тоски, меланхолии, писатель пытается найти возможные ее источники, чтобы показать, что не столько сама тоска, сколько ее причины могут лишить человека стимула к жизни, к ее познанию и самосовершенствованию.

Одним из источников хандры, которая мешает человеку жить, чувствовать, расти, может стать несчастье в любви. Однако, как замечает М.Зощенко, художник должен обратить ситуацию в свою пользу и реализоваться в творчестве, чтобы обогатить мир созданными ценностями. Энергию можно черпать из нерастраченной любви, которая, занимая мысли и чувства человека в обратной ситуации (благополучной, когда чувства взаимны), лишает его вдохновения. М.Зощенко, рассказывая о механизме перевода нерастраченных чувств в творческую энергию (сублимации), приводит примеры из жизни Бальзака, Руссо, Пушкина в период «болдинской осени» и других творцов. Обстоятельства лишали этих художников объекта любви, но, как подчеркивает М.Зощенко, именно в подобные «несчастливые» периоды своей жизни они создавали великие произведения.

Таким образом, М.Зощенко говорит о способности переключаться на другие ценности. Идея переключения и реализации потенциалов личности в творчестве — одна из главных в направлении экзистенциального анализа и логотерапии, созданной австрийским врачом - психотерпевтом В.Франклом (1905 - 1992), который призывал людей обратиться к вопросу о смысле существования. По В.Франклу, радость, удовольствие и счастье не могут быть смыслом жизни, а напротив, лишь трудные условия позволяют человеку сделать выбор между созидательными ценностями и обессмысливанием собственного существования. Созидательные ценности, по Франклу, обогащают бытие, в любви же мало заключается смысла жизни. Созидательного потенциала не видит в любви и М.Зощенко, который пишет в «Возвращенной молодости»: «Величайшее творчество никогда почти не шло рука об руку со спокойным, размеренным благополучием и тем более - с удачной любовью к женщинам», иными словами, «счастливая, равномерная жизнь, благополучие, любовь к женщине - все это весьма плохие обстоятельства для вдохновения» (94).

Специфика жанра повестей

Воплощение новой темы и новых знаний у М.Зощенко было закономерно связано с исканиями жанра, способного исчерпывающе отобразить тот комплекс идеи, который помогал писателю выполнять «внутренний» социальный заказ и участвовать в творческом преобразовании действительности. Прежние, традиционные формы и жанры, как считал писатель, в послеоктябрьском искусстве могут считаться анахронизмом, тогда как эпоха требует художественных исканий. Так, в письме к Ю.Олеше 27 марта 1936 г., в год начала работы над повестью «Перед восходом солнца», М.Зощенко настаивает на разработке нестандартной формы: «Хотя сейчас все литературные речи сводятся (в основном) к «унижению» формы, но именно-то сейчас и есть время, когда следует поискать новые формы, потому что написать роман (обычного образца) разве что дурак возьмется».138 Заметим, что М.Зощенко считал жанр романа анахроничным, о «конце романа» еще в 1922г. писал О.Мандельштам, но в конце 20-х годов в русской литературе именно в этом жанре начинают создаваться величайшие произведения, такие, как, например, «Мастер и Маргарита» М.Булгакова (1929-1940), «Тихий Дон» М.Шолохова (1928-1940).

Художественные поиски М.Зощенко «действенной» художественной формы в начале 30-х годов привели к появлению в его творчестве своеобразной жанровой модификации повести.

Определение жанра на сегодняшний день представляется одним из актуальных аспектов изучения рассматриваемых повестей М.Зощенко.

Сразу после выхода в свет сначала «Возвращенной молодости», а затем и «Голубой книги», критики столкнулись с трудностями в определении принадлежности произведений к тому или иному жанру: критик Ц.Вольпе считал, что «Возвращенная молодость» - это «особый» - «беллетризованный научный трактат»;139 относительно «Голубой книги» сам М.Зощенко настаивал на обсуждении повести 8 марта 1936г. на том, что «по внутреннему содержанию книга - роман».140 В книге «Перед восходом солнца» новеллы, повествующие о прошлом писателя, самим автором названы «этюдами» и скреплены в «повесть».

Заметим, что именно повесть лучше всего позволяет вместить в единую форму разножанровое содержание, которое является особенностью рассматриваемых произведений М.Зощенко и следствием разносторонних путей освоения писателем действительности (через наблюдения, науку или историю). Г.Н.Поспелов относит «повесть» к разряду тех литературных форм, которые позволяют «в творчестве писателей разных эпох и направлений выражать совершенно различное жанровое содержание».141 Кроме того, единое для трех книг определение «повести», данное М.Зощенко, выступает как знак искусства, форма, в которой выражали свои мысли и чувства величайшие художники, почитаемые писателем - Н.Гоголь, Л.Толстой, М.Горький. И, хотя о М.Зощенко и заговорили как о «проповеднике», «моралисте», «просветителе», амплуа художника для него было не менее важно: «...Жанр художника здесь вовсе не слабей», - писал М.Зощенко о третьей книге трилогии.

Автор первого советского исследования о М.Зощенко Л.Ершов считает, что «если «Возвращенную молодость» еще можно было бы с некоторой долей условности назвать повестью, то к остальным произведениям лирико-сатирической трилогии («Голубая книга», «Перед восходом солнца», 1943), испытанные жанровые определения - «роман», «повесть», «мемуары» и т.п. -уже не подходили».142 В то же время, Л.Ершов не дает обозначения единой жанровой формы «Голубой книги», но, говоря о книге «Перед восходом солнца», придерживается традиционного названия «повесть». Здесь нужно вспомнить, что соединение трех книг в трилогию предпринято самим писателем, а характеристика «лирико-сатирическая» принадлежит Л.Ершову. Однако, думается, сатирическое начало, хотя и присутствует в повестях, не является таким определяющим признаком формы, как в раннем творчестве писателя. М.Зощенко отступает от сатиры, не удовлетворенный смеховой реакцией читателя, искавшего в рассказах только развлечение: «Но я писал не для того, чтобы посмешить».

В начале 30-х годов М.Зощенко, обратившемуся к необычным для собственно литературы темам, таким, как «поиски потерянной молодости, возвращение здоровья, свежести чувств», пришлось отойти от жанра «веселеньких» историй и найти для действительно важных вопросов «жизнетворческую», действенную форму. Ведь прогресс общества, как полагал писатель, зависит от той внутренней работы, которую каждый должен проделать, поэтому и затрагиваются в «Возвращенной молодости» «вопросы о переустройстве всей нашей жизни и о возможностях этого переустройства, о капитализме и о социализме и о выработке мировоззрения» (7).

Похожие диссертации на Искусство как жизнетворчество в повестях М. М. Зощенко 30-40-х годов