Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект Зырянов, Олег Васильевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зырянов, Олег Васильевич. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.01 / Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького.- Екатеринбург, 2004.- 42 с.: ил. РГБ ОД, 9 04-3/2250-3

Введение к работе

Реферируемая диссертация представлена в виде опубликованной монографии «Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект» (Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. 548 с.) и является результатом работы, ведущейся автором на кафедре русской литературы Уральского государственного университета им. А.М. Горького в рамках научной темы «Эволюция форм художественного сознания в русской литературе».

Актуальность исследования. В последние десятилетия в отечественном литературоведении становится все более актуальным пересмотр теоретических категорий, относящихся к области целостного анализа поэтического произведения (жанр, род, стиль, авторство, эстетический модус художественности), а также уяснение их взаимных отношений и роли в алгоритме целостного анализа художественного произведения.

Указанная проблема осложняется обстоятельством фундаментально-исторического свойства. Именно на рубеже XVIII-ХГХ веков (с которого, собственно говоря, и начинается лирика нового времени1) в онтологических основах художественного сознания происходят важнейшие тектонические сдвиги: на смену традиционно-рефлективной художественной формации заступает эстетика «рефлективного антитрадиционализма» (С.С. Аверин-цев) или, иначе, «поэтика художественной модальности» (С.Н. Бройтман), что самым непосредственным образом сказывается на внутренних изменениях в концептуальной парадигме автор - стиль - жанр. При этом обнаруживается существенное противоречие: категории авторства и стиля - эти конституирующие центры художественных инноваций и надежные оплоты индивидуальной картины мира - уже давно получили достойное представительство в характеристике художественной целостности произведения, тогда как категория жанра еще не имеет того

1 Важное в рамках диссертационной работы понятие «новое время» (пишется со строчной буквы, в значении этапа литературного развития) не следует смешивать с эпохальным явлением Нового времени, отчет которого в европейском масштабе! врв^од^Кадх^а/до!

] БИБЛИОТЕКА I

3 ! іїжзт

II і - п—-—*

статуса, который она реально заслуживает в условиях эстетической практики искусства нового времени. А между тем повышение роли авторства в творческом процессе, переориентация с нормативной поэтики на эстетику художественного творчества, что в целом отвечает настоятельным запросам современного эстетического сознания, требует и новой, теоретически обоснованной, в основе своей динамической, концепции жанра.

Поэтому важнейшей для данного диссертационного исследования задачей стало реабилитировать категорию «жанр» как незаслуженно оттесняемую современными теоретиками литературы на периферию их методологических интересов, задать по возможности новый - феноменологический - угол зрения на саму природу жанровых процессов. От жанра как устойчивой абстрактно-теоретической модели, единицы классификации литературных феноменов - к жанру как исторически изменчивому типу формально-содержательной художественной целостности (иначе, полноправному «субъекту» литературной эволюции), а также неотъемлемой категории художественного мышления и, шире, феноменологического опыта, закрепляющего в индивидуальном творческом процессе связь художника с культурно-исторической «памятью жанра» (жанровой традицией) - так можно было бы определить существенное движение исследовательской мысли, обретающей в данной диссертации динамическое «измерение» новой жанровой концепции.

Объектом диссертационного исследования стал широкий массив русской лирической поэзии XIX-XX веков, как в ее классической (А. Пушкин, Е. Боратынский, М. Лермонтов, Ап. Григорьев, Н. Огарев, Я. Полонский, Ф. Тютчев, Н. Некрасов, А. Фет, А. Апухтин), так и модернистской разновидностях (И. Аннен-ский, А. Ахматова, О. Мандельштам, И. Бунин, В. Ходасевич, И. Бродский и др.). Предмет исследования - эволюционные процессы лирического жанрообразования, выводящие к пониманию эволюции как существенного фактора жанрово-родового развития.

Основная цель диссертационной работы - осмысление изменившейся в поэтике художественной модальности природы лирического жанра сразу же в двух взаимосвязанных аспектах: эс-тетико-фенеменологическом и исторко-эволюционном.

Этим, собственно говоря, и продиктована постановка конкретных исследовательских задач, напрямую определяющих структуру диссертации:

  1. решение актуальных вопросов жанровой теории — уточнение «материи» существования жанра в составе художественной целостности произведения, объяснение механизма жанровых «смещений» и природы жанрового синтеза в условиях эстетической практики нового времени;

  2. выявление границ и эволюционных возможностей жанра элегии в индивидуальном творческом сознании А. Пушкина, сравнительный анализ альтернативных вариантов элегики в творчестве А. Пушкина и Е. Боратынского;

  3. установление жанровой модели сонета и прослеживание динамики жанрообразовательных процессов в оригинальных опытах сонетной формы - от М. Муравьева до И. Бродского;

  4. рассмотрение генезиса и функционирования в лирике нетрадиционных жанровых форм и метажанровых контекстов (драматизированные монолог и фрагмент, новеллизированная баллада, стихотворная новелла, «роман-лирика»); определение роли эволюционных тенденций жанрообразования (драматизация, но-веллизация и романизация) в существенном расширении эстетической парадигмы лирического рода литературы;

5) осмысление проблемного статуса жанровой «материи» в
условиях модернистской эстетики, выявление скрытого потен
циала жанрового мышления в условиях сознательно принятой
художниками новейшего времени интертекстуальной стратегии.

Методологическую основу исследования составляет ком
плексный подход к феномену жанрового сознания русской лири
ки, сочетающий приемы теоретической и исторической поэтики,
принципы системно-типологического и структурно-

генетического анализа. Выбор феноменологической парадигмы исследования продиктован вниманием к философско-эстетическим идеям М.М. Бахтина, А.Ф.Лосева, Г. Шпета, Т. Райнова, М. Шелера, М. Мерло-Понти. Важнейшим научным ориентиром для автора диссертации явились капитальные исследования по эстетике художественного творчества (М.М. Бахтин, М.М. Гиршман, В.И. Тюпа, Л.А. Закс) и исторической поэтике лирического рода литературы (Ю.Н. Тынянов, Л.Я. Гинзбург,

В.В. Виноградов, Б.О. Корман, С.Н. Бройтман, Ю.В. Шатин), а также специальные исследования в области эволюции лирических жанров (Б.М. Эйхенбаум, В.А. Грехнев, В.Н. Турбин, В.Э. Вацуро, С. Сендерович, СИ. Ермоленко и др.).

Научная новизна исследования. В диссертации последовательно проводится взгляд на жанр как на индивидуальную художественную форму, один из важнейших аспектов целостности художественного произведения, напрямую соотносящийся с категориями стиля и эстетического модуса художественности, различными видами дискурса. В свете феноменологической концепции предлагается оригинальное объяснение механизма жанровой эволюции: в систему понятий, связанных с жанром, вводится категория авторства, в связи с чем процесс лирического жанрообра-зования нового времени осмысляется как имманентный художественному сознанию поэтов-лириков, что находит адекватное выражение в развертывании неповторимо индивидуального эстетического опыта, в своего рода авторской феноменологии жанрэволюция жанрообразования в поэзии нового времени прослеживается в диссертации по трем основным направлениям. Во-первых, это существенная трансформация традиционных жанров, чья генеалогия хорошо известна и может быть возведена к традиции античности (элегия), позднего Средневековья (сонет) или преромантической культуры (баллада). Во-вторых, это возникновение новых, дотоле неизвестных родовой традиции лирики, структурно-содержательных форм, заставляющих говорить об устремленности лирических жанров к другим жанрово-родовым разновидностям, об освоении в рамках отдельного стихотворения или целого цикла таких возможностей, которые традиционно считаются достижениями эпико-драматических жанров. Апробированная в данной работе система теоретических понятий, обозначающих тот или иной тип межжанровых и межродовых взаимодействий: например, лирики и драмы (драматизация), лирики и новеллы (новеллизация), лирики и романа (романизация) - позволила представить результаты жанровой эволюции как актуализацию имманентного лирике структурно-семантического потенциала, расширение художественно-эстетической парадигмы лирического рода литературы. Наконец, третье направление исследования - обращение к опыту «исполняющего понимания»

(О.Э. Мандельштам) лирического интертекста, выявление системно-контекстуальных оснований герменевтической интерпретации, обнаружение различных форм творческого диалога с жанровой традицией в эпоху модернизма и постмодернизма.

Теоретическое значение. В диссертации заявлено оригинальное понимание важнейшей теоретико-литературной категории «жанр» в ее отношении к «жанровому типу» и «жанровому архетипу», введена новая категория поэтики - «жанровое сознание», обоснованы важнейшие факторы жанровой эволюции русской лирики нового времени, представлены конкретные образцы анализа отдельных лирических стихотворений в жанровом аспекте.

Практическое значение. Основные положения и результаты диссертации могут быть использованы при чтении общих историко-литературных и теоретических курсов, а также при подготовке специальных курсов по поэтике лирических жанров и методике анализа художественного произведения. Материалы диссертации частично введены автором в учебный процесс при разработке спецкурсов и спецсеминаров, которые читаются на филологическом факультете Уральского государственного университета и в Специализированном учебно-научном центре (Лицее) УрГУ.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Анализ индивидуальных жанровых форм в феноменологической парадигме исследования предполагает осмысление жанровых инноваций как имманентных художественному сознанию автора, что находит адекватное выражение в феноменологическом поле сознания художника, в своего рода авторской феноменологии жанра. Именно феноменологическая концепция жанровой эволюции, базирующаяся на идее творческого диалога художника с миром культуры, позволяет объяснить сам механизм исторической изменчивости жанра в индивидуальной практике поэтов нового времени.

  2. Рецепция жанровой традиции в лоне индивидуальных художественных сознаний предполагает, в свою очередь, включение в некий общий процесс исторической эволюции. Применительно к лирической поэзии нового времени обосновывается оригинальная категория поэтики - жанровое сознание, что способст-

вует выявлению логики историко-литературного развития, установлению ведущих тенденций прогресса жанровых форм и типов лиризма, определению основных параметров расширения эстетической парадигмы лирического.

  1. Бытование жанра элегии в художественном сознании А. Пушкина подтверждает агонический характер жанрового мышления в тот исторический период, когда элегия вступает в отношения творческого соперничества с жанровыми формами фрагмента, антологической миниатюры, медитации, романса и новеллы, не теряя при этом, однако, собственного «лица». Актуализация в семантической структуре болдинской «Элегии» («Безумных лет угасшее веселье...») жанрового архетипа приводит к возникновению эталонного текста жанровой традиции.

  2. Наряду с классическим (строгого употребления) и вольным типами сонета в русской поэтической традиции, особенно отчетливо начиная с пушкинской эпохи, выделяется жанрово-композиционная модель - сонетная форма. Именно она выявляет с наибольшей динамикой структурно-семантические и стилевые возможности, присущие феноменологии сонетного жанра.

  3. В проблеме лирической драматизации разграничиваются два аспекта: структурно-повествовательный и жанрово-родовой. «Драматическое» обосновывается как особая эстетическая категория, специфический модус художественности, смыкающийся с архитектонической формой полифонического романа.

  4. Органическая близость структурно-содержательных особенностей новеллистического жанра и формально-семантической специфики лирического рода литературы приводит к обоснованию феномена лирической (стихотворной) новеллы. На материале русской лирической поэзии вьщеляются два основных типа новеллизации, утверждается тезис о взаимном влиянии баллады и стихотворной новеллы.

7) Обзор различных вариантов романа-лирики (циклы «Борь
ба» А. Григорьева, «денисьевский» Ф. Тютчева и «панаевский»
Н: Некрасова) показывает, насколько продуктивна их роль в про
цессе романизации интимной лирики, а также в становлении
классической формы русского романа. Романизация «несобран
ных» циклов Тютчева и Некрасова в их специфически жанровых
модификациях (с ориентацией в первом случае на высокую бы-

тийную трагедию, а во втором - на драматический модус художественности) обнаруживает тенденцию к персонализации, обретение полифонической структуры - проводника романического мышления в лирике.

8) Выработка феноменологического подхода к природе лирического интертекста позволяет отследить жанрообразующую роль устойчивой сюжетной ситуации «любви к мертвой возлюбленной» в русской поэтической традиции XVIII-XIX веков, а также механизм «зеркального» отражения своеобразной «смысловой монады» - пушкинского интертекста «чудного мгновенья». «Свертывание» жанра до отдельного микроэлемента поэтики (мотива, метра, интонационно-строфического рисунка и т. п.), перевод жанра на уровень субстрата или, наоборот, эстетического модуса художественности - таковы наиболее очевидные формы «теневого» (или «превращенного») бытия жанровой «материи» в эпоху модернизма и постмодернизма.

Апробация диссертации.- Основное содержание диссертации отражено в монографии, двух учебных пособиях и целом ряде статей (список изданий приводится в конце автореферата). Отдельные результаты исследования были изложены автором в форме докладов на следующих научных конференциях: Международные юбилейные конференции, посвященные 200-летию со дня рождения Е.А. Боратынского и Ф.И. Тютчева (Москва, 2000, 2003), Международная конференция «А.С. Пушкин: филологические и культурологические проблемы изучения» (Донецк, 1998), Болдинские чтения (1994, 1996), Майминские чтения (Псков, 1998, 2000), Кормановские чтения (Ижевск, 1997, 2001), Дерга-чевские чтения (Екатеринбург, 1992,1994, 1996,1998,2000,2002) и др. Текст диссертационного исследования обсуждался на заседаниях кафедры русской литературы Уральского государственного университета им. A.M. Горького и кафедры теоретической и исторической поэтики Российского государственного гуманитарного университета.

Структура и объем исследования. Диссертация представлена в виде опубликованной монографии (общим объемом 548 стр.) и состоит из введения, пяти глав (каждая глава включает в себя по пять разделов), заключения и списка цитируемой литературы, насчитывающего 474 наименования.

Похожие диссертации на Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект