Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Коммуникативно-композиционные структуры в прозе А.П. Чехова 1890-х-1900-х годов Груздева, Юлия Алексеевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Груздева, Юлия Алексеевна. Коммуникативно-композиционные структуры в прозе А.П. Чехова 1890-х-1900-х годов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Груздева Юлия Алексеевна; [Место защиты: Ульян. гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова].- Ульяновск, 2012.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/694

Введение к работе

На сегодняшний день в литературоведении накоплен богатый опыт исследования различных аспектов творчества А.П.Чехова. Подробно и всесторонне рассмотрены специфика чеховского героя, особенности сюжета в его прозаических и драматических произведениях, особый характер авторской позиции, специфика повествования в произведениях писателя, а также немало внимания уделялось рассмотрению литературных связей А.П. Чехова.

При этом коммуникативный аспект творчества писателя остается наименее изученным, так как интерес к нему появился в литературоведении сравнительно недавно.

Отечественные литературоведы разрабатывали ряд важных проблем, так или иначе соотносимых с проблемой коммуникации в произведениях А.П. Чехова. В частности, исследователи говорили об одиночестве героев писателя, отчужденности людей друг от друга в міфе Чехова, рассматривали причины невозможности полноценного межличностного контакта (ВБ. Катаев, В Л. Камянов, ВЛ. Линков, АЛ. Чудаков). Современные чеховеды разрабатывают вопросы специфики повествования в прозе А.П. Чехова (СП. Степанов, О.В. Моргулева), соотношения речи героя и авторской позиции (Е.М. Андреева), специфики функционирования диалога в прозе писателя (Н.В.Изотова), парадоксальности мышления АЛ.Чехова, проявляющейся в том числе и на коммуникативном уровне (В.Л. Паркачева). При этом проблемы коммуникации исследуются как вспомогательные и главным образом на содержательном уровне.

Проблема межличностной коммуникации как одна из основных черт художественной системы писателя рассмотрена в работах А.Д. Степанова (Проблемы коммуникации у Чехова. М., 2005) и А. Енджейкевич (Рассказы Антона Чехова- исследование человеческого общения. Варшава, 2000).

Однако вопрос о выразительных возможностях коммуникативной составляющей произведений АЛ. Чехова как средства поэтики остается практически неисследованным.

Между тем именно в позднем творчестве 1890-x-l 900-х годов формируется особая чеховская «поэтика выразительности», основой которой становятся коммуникативно-композиционные структуры произведения.

В рассмотрении коммуникативного аспекта прозы писателя как органического элемента чеховской поэтики и заключается актуальность данного исследования.

Объект исследования - художественная проза АЛ. Чехова 1890-х—1900-X годов.

Предмет исследования - специфика и функционирование коммуникативно-композиционных структур в прозе АЛ. Чехова названного периода.

Цепь исследования - проанализировать особенности поэтики прозы А.П.Чехова 1890-Х-1900-Х годов, выявив специфические элементы

художественной структуры, носящие коммуникативно-композиционный характер.

Для этого предполагается решение следующих задач:

- рассмотреть точки зрения исследователей на проблему соотношения
коммуникативного и композиционного аспектов произведения;

-рассмотреть понятие «коммуникативная ситуация», а также охарактеризовать ее состав и функции в структуре повествовательного дискурса;

- выявить специфику изображения и функции феномена молчания
персонажей в структуре произведений А.П. Чехова 1890-х-1900-х годов;

определить семантику и функциональные особенности устного монологического высказывания (вставного рассказа) персонажа в прозе названного периода;

выявить формы проявления и специфику письменного дискурса персонажей в произведениях писателя.

Материал исследования определяется целями и задачами диссертации -это художественные рассказы и повести А.П. Чехова 1890-1904 годов.

Теоретико-методологическую основу работы составляют труды по
теории коммуникации и нарратологии Ж. Женетта, В. Шмида, Ю.М. Лотмана,
П. Рикёра, В Л. Тюпы, ИЛ. Ильина. Диссертационное исследование
проводится с использованием историко-литературного и

структурно-семиотического методов, разработанных в трудах Г.П. Бердникова, А.Белкина,Г.П Вялого, ИЛ. Сухих,Б.А. Успенского.

Наиболее значимыми для данного исследования предстают монография А.Д. Степанова «Проблемы коммуникации у Чехова» (2005) и статья И.П.Ильина «Между структурой и читателем (Теоретические аспекты коммуникативного изучения литературы)», которые во многом предопределили цель и предмет данного исследования.

Не менее важны и работы выдающихся чеховедов, позволившие осознать основные закономерности художественного мира А.П. Чехова: М.П. Громова (1989), И.А.Гурвича (1970), А.Дермана (1959), Н.А. Дмитриевой (2007), В.Б. Катаева (1979), ВЛ. Линкова (1982), З.С. Паперного (1976), Э.А. Полоцкой (статьи 1974,1992, монография 1979), АЛ. Чудакова (1971,1986).

Научная новизна работы состоит в следующем:

обоснована продуктивность использования общенаучного понятия «коммуникативная ситуация» при анализе художественного произведения;

охарактеризована специфика коммуникативной ситуации в прозе АЛ. Чехова исследуемого периода и ее роль в формировании поэтики писателя;

-выявлены формы проявления феномена молчания и особенности его функционирования в структуре произведений А.П.Чехова 1890-х-1900-х годое;

- выявлены выразительные возможности устного монологического
высказывания персонажа и коммуникативной ситуации рассказывания в
структуре произведений А.П. Чехова исследуемого периода;

- определены устойчивые приемы чеховской поэтики, основанные на
введении в художествен нута структуру произведений письменных
высказываний персонажей в форме записок, телеграмм, писем и дневниковых
записей.

Теоретическая значимость настоящего исследования определяется тем, что в понятийный аппарат литературоведения введено понятие «коммуникативная ситуация»; показан принцип системного анализа данного явления как элемента поэтики; к анализу поэтики применены элементы теории коммуникации.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы в школьном и вузовском преподавании общих и специальных курсов по истории русской литературы.

Основные подозрения, выносимые на защиту:

  1. Анализ научно-критических источников показал недостаточную разработанность вопроса о соотношении коммуникативного и композиционного аспектов произведения, что выявило необходимость применения общенаучного понятия «коммуникативная ситуащш» к исследованию художественных произведений.

  2. Коммуникативная ситуацій является частью общей структуры художественного произведения, соотносится и взаимодействует со всеми его элементами. В прозе А.П.Чехова 1890-х-1900-х годов активизируется ее взаимодействие с композицией, поэтому коммуникативная ситуация становится базой для функционирования коммуникативно-композиционных структур.

  3. Феномен молчания персонажей в прозе А.П. Чехова 1890-х—1900-х годов в изображаемой реальности оказывается нейтральным и выступает средством активизации дискурса повествователя, поскольку вне повествовательного контекста молчание утрачивает смысловую и функциональную полноту.

  4. Устное монологическое высказывание персонажа в прозе рассматриваемого периода АЛ. Чехов наделяет противоположными качествами (подчеркнутая диалогичность адресации и монологичность сознания субъекта высказывания), в изображаемой реальности оно приобретает автокоммуникативные черты, повышая значимость внетекстовой коммуникативной ситуации.

  5. В произведениях А.П. Чехова 1890-х—1900-х годов прямая коммуникативная функция письменного дискурса персонажей в его основных формах уходит на второй план, вместо чего активизируются психологические и ассоциативные связи письменных высказываний в структуре произведения.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях: Творческая индивидуальность писателя:

теоретические аспекты изучения (Ставрополь, 2008), Молодежь и наука: реальность и будущее: II Международная научно-практическая конференция (Невинномысск, 3 марта 2009), Гуманизация и гуманитаризация образования 21 в.: Проблемы современного образования (Ульяновск, 16-17 октября, 2009, 2010), Русское слово: Международная научно-практическая конференция памяти проф. Е.И. Никитиной (Ульяновск, 18 февраля 2010), Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании (Москва, 13-14 марта, 2010), Филология и образование: современные концепции и технологии (Казань, 3-5 июня 2010), Современные проблемы изучения и преподавания литературы (Иркутск, 2011).

Результаты исследования представлены в десяти опубликованных статьях, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Все статьи посвящены различным аспектам исследуемой в диссертации проблематики.

Структура работы определяется поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Коммуникативно-композиционные структуры в прозе А.П. Чехова 1890-х-1900-х годов