Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Куртуазный маньеризм: особенности рифменного дискурса Черкасская, Анастасия Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черкасская, Анастасия Александровна. Куртуазный маньеризм: особенности рифменного дискурса : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Черкасская Анастасия Александровна; [Место защиты: Орлов. гос. ун-т].- Орел, 2013.- 218 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/586

Введение к работе

Литературный процесс конца XX – начала XXI века в России характеризуется интенсивным поиском новых средств и форм художественной выразительности. Смена политических и экономических ориентиров неизбежно сопровождается изменением культурной парадигмы. Как и в эпоху Серебряного века, в конце ХХ – начале XXI столетия происходит глобальная переоценка всех культурных ценностей, которая затрагивает основы литературы и вновь ставит вопрос об обновлении поэтического языка.

Самым крупным и ярким поэтическим течением конца XX – начала XXI столетия, сформировавшим свою оригинальную поэтическую стратегию, безусловно, является куртуазный маньеризм, который выступает в исторической перспективе как своеобразный наследник лириков и философов «чистого искусства». «Артистическая теория» А.В. Дружинина, воспринятая в контексте провозглашенной в «Манифесте куртуазных маньеристов» концепции «овладения мировой литературой», существенно видоизменяется и трансформируется под влиянием доминирующих в современной литературе постмодернистских теорий и практик, во многом определяющих игровую природу поэтических текстов, богатую аллюзивность и сложную интертекстуальность, а также – противоречивую и ироничную стилистику. С другой стороны, энергия нарочитого эпатажа, сконцентрированная не только в творчестве представителей куртуазного маньеризма (В. Степанцов, В. Пеленягрэ, К. Григорьев, А. Добрынин, Д. Быков, А. Бардодым и др.), но и в самом стиле их литературной жизни, манере общения с публикой и, собственно – факте стремления к публичным выступлениям, роднит куртуазных маньеристов с футуристами и имажинистами начала ХХ столетия. Не случайно, что факт образования Ордена Куртуазных Маньеристов со своим Манифестом и поэтическими декларациями, активная издательская и концертная деятельность, многочисленные сайты в Интернете – все это оценивается критиками и исследователями как новый тип игры в литературу, а шире – как проявление постмодернистского дискурса.

Поэтика куртуазного маньеризма складывается на пересечении сразу нескольких культурных традиций, что предполагает особенное внимание ко всем элементам поэтической формы и особенно – к рифме как к традиционному и обязательному компоненту классической модели русского поэтического текста. Именно в рифменной стратегии видят куртуазные маньеристы, возрождающие и культивирующие экзотические жанры и изысканные художественные формы, источник усиления стилистической и эстетической маркированности лирического высказывания. Примечательно, что на уровне лексики и содержания произведения новых маньеристов достаточно часто оказываются близки к разговорной и снижено-бытовой стихии языка и контрастируют с формой, ориентированной на высокие классические образцы: все без исключения куртуазные маньеристы активно используют просторечия и обсценную лексику, обращаясь к эпатирующим читателя темам, связанным с «телесным низом». Именно этим, очевидно, и обусловлено неприятие критиками и историками литературы некоторых крайностей их творческого метода, который определяется как феномен «новой классики» (П.А. Ковалев), ориентированный на мистификацию и пародию «кода куртуазной любовной поэзии» (И.С. Скоропанова). Отсутствие однозначных оценок свидетельствует не только о сложности и неоднозначности явления, но и о девальвации в российской культурной среде представлений об иерархической природе литературы (Ю.М. Лотман). В этой ситуации особенную актуальность, на наш взгляд, приобретает изучение частных механизмов поэтического дискурса, таких, как рифменная стратегия, обладающая в равной мере формальным и содержательным статусом и выявляющая, подобно своеобразному катализатору, эстетические и художественные доминанты куртуазного маньеризма на высоком репрезентативном уровне.

Современный этап литературной эволюции в области рифменных отношений, по наблюдениям исследователей, характеризуется отчетливо выраженной амбивалентностью: на фоне наметившейся тенденции к полному или частичному отказу от рифмованных форм, уступающих место белому стиху и верлибру, выделяется особенная поэтическая стратегия куртуазного маньеризма, заключающаяся не только в сохранении за рифмой ее привычной роли, но и в предельном расширении ее функций, а также – в сознательном усложнении рифменной архитектоники поэтического текста. Эти тенденции свидетельствуют о перестройке, происходящей в российской поэзии под влиянием сложных внутренних и внешних факторов.

Гетероморфные тенденции в развитии современной русской рифмы создают огромный запас форм и способов эстетического воздействия на читателя.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью изучения процессов, происходящих в русской поэзии на рубеже XX–XXI столетий, так как именно в переломные моменты культурного развития в рамках вновь создающихся теорий деавтоматизации эстетически значимого художественного слова осуществляется закономерное переосмысление всех структурообразующих элементов поэтического текста. Эмпирические наблюдения современной критики нуждаются в детальном изучении и подтверждении с позиций исторической перспективы, что дает возможность реально оценить степень художественности и соответственно – эстетической значимости феномена куртуазного маньеризма.

Степень разработанности темы исследования может быть охарактеризована как незначительная. Творчеству куртуазных маньеристов посвящены разделы в диссертациях И.С. Скоропановой и П.А. Ковалева, а также несколько критических статей.

Объектом исследования является творчество куртуазных маньеристов как продолжение традиций «чистого искусства» и модернизма, переосмысленных в рамках постмодернистского дискурса.

Предметом диссертационного исследования выступают особенности поэтики куртуазного маньеризма в контексте эволюции русского поэтического дискурса, воплощенные в рифменной стратегии, создающей особый эффект полифункциональности и организуемой на основе архитектонических моделей русской рифмы.

При работе с текстами куртуазных маньеристов использовались как издания отдельных авторов (Добрынин А. «Черепословье: Избранные стихотворения», Григорьев К. «Курзал», Быков Д. «Призывник: Стихотворения и поэмы» и др.), так и коллективные сборники («Езда в остров любви. Русская куртуазная муза», «Красная книга маркизы. Венок на могилу всемирной литературы», «Клиенты Афродиты, или Вознагражденная чувственность», «Триумф непостоянства. Куртуазные маньеристы: Антология»), а также – материалы интернет-сайтов.

Цель данной работы заключается в определении места куртуазного маньеризма в истории русской литературы посредством выявления специфики рифменной стратегии, представляющей один из структурообразующих элементов в поэтике современных маньеристов. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- определение особенностей поэзии куртуазного маньеризма как эстетического феномена новой художественной парадигмы;

- анализ особенностей поэтической стратегии куртуазного маньеризма как постмодернистского течения современной отечественной поэзии;

- изучение рифменного дискурса куртуазного маньеризма как гетерогенного феномена, проявляющегося как на уровне композиции, так и на уровне архитектоники поэтического текста;

- выявление и классификация организуемых посредством рифменного созвучия архитектонических моделей в русской и мировой поэтической традиции, послуживших источником формирования рифменной стратегии куртуазного маньеризма;

- изучение инновационных рифменных механизмов, влияющих на архитектонические особенности произведений куртуазных маньеристов.

Научная новизна. Данная работа является первым опытом исследования поэтики куртуазного маньеризма в рифменном аспекте. Вписанный в широкий исторический контекст классификации рифменных механизмов, поэтический дискурс куртуазного маньеризма придает статус легитимности новой художественной эстетике и способствует расширению представлений об особенностях литературного процесса современности.

Теоретическая значимость работы связана с тем, что в ней обосновано выдвижение рифмы в качестве ведущего архитектонического механизма постмодернистской художественной стратегии; создана принципиально новая классификация рифменных созвучий, основанная на участии рифмы в архитектоническом строении поэтического текста, выявлена роль рифменных механизмов в формировании поэтики куртуазного маньеризма.

Практическая значимость определяется возможностью использования результатов данного исследования в системе общих курсов истории русской литературы, спецкурсах, спецсеминарах, посвященных творчеству куртуазных маньеристов и современной российской поэзии.

Основные концептуальные положения исследования использовались при чтении лекций и проведении практических занятий в рамках курсов «Литературоведческий анализ текста», «Введение в литературоведение» и «История русской литературы XX-XXI вв.» на филологическом факультете ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет».

Методологической базой диссертации выступают историко-литературный, историко-типологический, сравнительно-исторический и структурно-семантический методы исследования, используемые в рамках комплексного подхода.

Теоретико-методологической основой для изучения поэтического дискурса куртуазных маньеристов послужили работы современных ученых в области теории и практики постмодернизма – Р. Барта, О.В. Богдановой, Е. Деготь, И.П. Ильина, П.А. Ковалева, И.В. Кукулина, В.Г. Кулакова, В.Н. Курицына, Н.Л. Лейдермана, М.Л. Липовецкого, Н.Б. Маньковской, В.П. Руднева, И.С. Скоропановой, М.Н. Эпштейна и др.

В ходе исследования мы опирались на работы ученых, занимавшихся проблемами типологии и генезиса русской рифмы – В.М. Жирмунского, М.Л. Гаспарова, А.П. Квятковского, Ю.М. Лотмана, Ю.И. Минералова, Л.И. Тимофеева, Б.В. Томашевского, О.И. Федотова, Г.А. Шенгели и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Куртуазный маньеризм как явление постмодернизма выступает своеобразным наследником теории «искусства для искусства», восполняя тем самым утраченную традицию «чистой лирики», но развивая ее в рамках игрового и зачастую пародийного постмодернистского дискурса.

2. Понятие о функциональной специфике современного русского рифменного дискурса должно быть расширено посредством анализа архитектонического потенциала рифмы. Новая классификация рифменных отношений, основанная на рассмотрении всех традиционных и новаторских приемов, создает основу для определения генезиса новой художественной эстетики.

3. Рифма в поэзии куртуазных маньеристов представляет собой сложный гетерогенный феномен, участвующий как в организации содержательной композиции поэтического произведения, так и в его формальной структурной организации.

4. В поэтической системе куртуазных маньеристов находят отражение все, даже самые редкие, модели рифменного арсенала классического и модернистского поэтического дискурса, что свидетельствует об особой значимости рифмы как эстетического феномена в художественной парадигме современности.

Степень достоверности полученных данных определяется классификационным материалом, представленным во второй главе диссертации, а также – серией публикаций, посвященных проблеме формирования и функционирования рифменной стратегии ведущих поэтов-постмодернистов конца XX – начала XXI века.

Апробация работы. Апробация полученных результатов диссертационного исследования осуществлялась в виде докладов на научных конференциях: «Орловский текст российской словесности» (Орел, 2009, 2010, 2011, 2012), «Русская поэзия: проблемы поэтики и стиховедения» (Орел 2007, 2008, 2009, 2010), «Детская литература: прошлое и настоящее» (Орел, 2008), «Творчество Леонида Андреева: современный взгляд» (международная научная конференция, посвященная 140-летию со дня рождения писателя. Орел, 2011), IV Международная научно-практическая конференции «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество. М.В. Ломоносов и изучение русской литературы ХVIII века в школе и вузе (к 300-летнему юбилею ученого-энциклопедиста и писателя)» (Москва, 2011), «Гуманитарные науки глазами молодых исследователей» (Орел, 2009), «Фетовский текст русской литературы» (Орел, 2010), Клушинских чтениях (Орел, 2009), Тютчевских чтениях (Орел, 2013).

По теме диссертации опубликовано 9 статей, в том числе 2 – в рецензируемых журналах, аккредитованных ВАК, а также – 4 раздела коллективной монографии «Поэтический дискурс куртуазного маньеризма».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, имеющих внутреннюю рубрикацию, заключения и библиографического раздела.

Похожие диссертации на Куртуазный маньеризм: особенности рифменного дискурса