Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Лица святых от Иисуса к нам" в контексте художественно-философских исканий Д.С. Мережковского периода эмиграции Атрохин Андрей Михайлович

<
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Атрохин Андрей Михайлович. "Лица святых от Иисуса к нам" в контексте художественно-философских исканий Д.С. Мережковского периода эмиграции : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Атрохин Андрей Михайлович; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2010.- 149 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1216

Введение к работе

Изучение богатого творческого наследия Дмитрия Сергеевича Мережковского имеет уже достаточно длительную исследовательскую традицию. Это связано со спецификой религиозно-философской мысли писателя, объединявшего в себе многообразие сторон творческой личности историка, поэта, прозаика, религиозного философа, публициста, переводчика, одного из ведущих теоретиков символизма. Даже с переходом на положение эмигранта Мережковский продолжал оставаться рупором духовных запросов русской эмиграции, ее характерных черт, настроений, интересов. Эмигрантское творчество Д. С. Мережковского в этом контексте и сейчас заслуживает самого пристального внимания, а исследование его представляет несомненную актуальность, потому что может воссоздать сложную картину художественно-эстетических исканий русской эмиграции, вписывающихся в общий вектор развития литературы Серебряного века.

Возросший интерес к творческому наследию Д. Мережковского связан и с актуальностью тех проблем, которые поднимал писатель в своем эмигрантском творчестве как историк и религиозный философ. Это и разработка жанров исторической прозы, внимание к проблемам, связанным с судьбами цивилизации, проблеме Восток-Запад, к религиозно- христианским вопросам и судьбам религии в конце XX - начале XXI века. В художественном осмыслении названных тем Мережковскому принадлежит одно из ведущих мест - не случайно он был выдвинут на соискание Нобелевской премии; и хотя не он, а И, Бунин был удостоен ее, сам факт этого выдвижения говорит об авторитете писателя как одного из ярких представителей русской литературы в Европе.

Между тем, творчество писателя периода эмиграции еще находится в процессе предварительного изучения. И здесь актуально обращение к последней прижизненно изданной книге писателя - «Лица святых от Иисуса к нам», отражающей не только ужас ожидания новой катастрофы, которая «на сей раз поглотит всю Европу», но и потребность в новой духовной платформе, способной ей противостоять. Книга обращена в первую очередь к европейской интеллигенции (в том числе и русской диаспоре), находящейся в состоянии пассивного ожидания, в противоречии между потребностью веры и неспособностью верить. Обозначенные тенденции нашли наиболее полное и органичное воплощение в «Лицах святых...»: концепция Третьего Царства Духа, которая еще до эмиграции волновала писателя, реализуясь в книге, призвана была способствовать возвращению истинного смысла христианства, возрождению в церкви и природе человека духа свободы и тем самым возрождению России и единству христианского мира перед лицом опасности.

В эмиграции Д. С. Мережковский продолжал неустанно подчеркивать основополагающее значение религии для духовной, нравственной, общественной и политической жизни. Особый исследовательский интерес представляют такие аспекты религиозно-философских взглядов Мережковского, отраженные в «Лицах святых...», как поиск универсального религиозно-нравственного основания истории, практических путей осуществления духовного идеала в реальной жизни, связь прошлого и настоящего как прообраз будущего и т. д.

Большинство писавших о Д. С. Мережковском современников приходили к выводу, что его творчество (как до, так и после эмиграции) посвящено одной и той же теме - религиозно-философской. Однако следует признать, что внутри этой повторяющейся темы писатель находит новые акценты, которые только сейчас могут быть осмыслены в своей глубине. Такая же судьба была уготована книге «Лица святых от Иисуса к нам», ее считали незаконченной, а потому не заслуживающей пристального внимания.

Анализ жанровой и художественной специфики этого произведения, приемов, с помощью которых Мережковский воплощает свои сложные фи-лософско- религиозные концепты в структуре последней книги, актуален и в связи со все возрастающим интересом как к творчеству русской диаспоры, так и непосредственно к произведениям Д. С. Мережковского одного из ярчайших художников и философов XX века.

Д. С. Мережковский значим для нас в этой книге как мыслитель, рассматривавший проблемы вечных ценностей. «Предельные» или «проклятые» вопросы бытия, касающиеся смысла жизни, ценности человеческой личности, свободы, преодоления зла, не только нашли своеобразную интерпретацию в «Лицах святых...», позволяющую раскрыть их для современного человека с новой стороны, но и были воплощены в своеобразной, экспериментальной, актуальной и ныне художественной форме.

Следует также подчеркнуть, что в контексте культурных и научных событий года, объявленного ЮНЕСКО годом Франции в России и России во Франции, исследование творчества Мережковского периода французской эмиграции приобретает особую актуальность для ученых и читателей обеих стран.

Состояние научной разработанности проблемы. Многогранность личности и творческого наследия Д. С. Мережковского (он был поэтом, литературным критиком, публицистом, историческим романистом, драматургом, религиозным мыслителем) объясняет наличие значительного числа посвященных ему работ историко-философского, историко-культурного, литературоведческого, биографического характера. Полнее и последовательнее всего изучено дооктябрьское творчество писателя. Исследователи обращаются к художественному творчеству (3. Г. Минц, О. В. Кулешова,

Бернис Г. Розенталь) философско-религиозной публицистике (Л. Н. Флорова)1.

Гораздо менее глубоко изучена эмигрантская линия творчества Мережковского, рассмотрение которой страдает явной неполнотой. Серьезные монографии (как у нас, так и за рубежом) практически отсутствуют, несмотря на то, что известно достаточно много частных исследований, посвященных жизни и деятельности писателя в эмиграции, его творческим исканиям. Так, например, следует выделить работы Т. Пахмусс и О. В. Кулешовой2.

Между тем, книга «Лица святых от Иисуса к нам» до сих пор не стала предметом внимания филологов (за исключением некоторых эмигрантских рецензий, научное рассмотрение её практически не предпринималось).

Она упоминается лишь в общих работах о писателе или коротких рецензиях (Т. Пахмусс, О. Мандельштам, П. Пильский). Тем более не приходится говорить о целостном монографическом исследовании произведения, которым не просто завершается творческий путь Мережковского, но и открываются новые возможности для такого типа прозы, ибо книга, на наш взгляд, «стягивает» воедино все основные «нити» его художественно-религиозной философии, синтезирует все жанры его творчества - роман, историю, историческую и научную биографию, прозаический цикл, легенду и др. в едином художественном пространстве.

Обращение к последнему изданному при жизни произведению Мережковского «Лица святых от Иисуса к нам» в системной целостности позволит более глубоко исследовать те стороны наследия писателя, которые до сих пор не являлись объектом изучения историко-культурной, литературоведческой, историко-философской науки.

Научная новизна работы состоит в том, что диссертация представляет собой первое монографическое исследование, посвященное анализу жанровой специфики последней книги Д. С. Мережковского «Лица святых от Иисуса к нам». На основе анализа как до- так и послереволюционных религиозно-философских концептов писателя в диссертации раскрываются способы воплощения данных концептов в жанровом своеобразии и поэтике книги Мережковского в контексте эмигрантского творчества.

1 Минц 3. Г. О трилогии Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист» // Мережковский Д. С.
Христос и Антихрист. М., 1989;Кулешова О. В. Третий завет Д. С. Мережковского в контексте
мировой культурной традиции // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. Диалог
культур; 2004. ежегодник / РАН. ИНИОН. - М., 2004. - с. 61-68. Rosenthal В. Dmitri Sergeevich
Merezhkovsky and the Silver Age. - The Hague, 1915; Флорова Л.Н. Проблемы творчества
Д.С. Мережковского М., 1996.

2 Pachmuss Т. D. S. Merezhkovsky in Exile: The Genre of Biographie Romancee. Bern, Switzeland:
Peter Lang Verlag, 1990; Кулешова О. В. Притчи Дмитрия Мережковского. Единство философ
ского и художественного. - М.: Наука, 2007.

Объектом исследования является творчество Д. С. Мережковского периода эмиграции, взятое в контексте его религиозно-философских и художественных исканий.

Предметом исследования является жанровая специфика книги Д. Мережковского «Лица святых от Иисуса к нам» в ее идейно-художественной целостности и контексте религиозно-философских идей.

Цель диссертационной работы - интерпретация и анализ идейно-художественного содержания и жанровой специфики книги Мережковского «Лица святых от Иисуса к нам» как выражения эволюции религиозно-философских и художественных исканий писателя от доэмигрантского к эмигрантскому периоду творчества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

проанализировать спектр исследований, отражающих основные подходы к эмигрантскому творчеству Д. Мережковского, и в частности «Лицам святых...», как в зарубежной, так и в российской критической мысли;

выявить наиболее существенные константы религиозно-философской доктрины Д. Мережковского в «Лицах святых...» в аспекте ее генезиса и эволюции;

определить место книги «Лица святых...» в эмигрантском творчестве писателя в контексте эволюции и итогов его религиозно-философских исканий;

исследовать своеобразие жанра книги «Лица святых...» как выражения синтеза религиозно-философских, научных, художественных сторон, композиционных особенностей, образной специфики и т.д.

Личный вклад диссертанта в получение научных результатов, изложенных в диссертации, состоит в самостоятельной выработке научной концепции работы, её методологии и подтверждается эмпирическими наблюдениями над текстами писателя.

Теоретическая и методологическая основа исследования

Теоретическую базу работы составили труды исследователей разных сфер гуманитарного знания: теории и истории жанров (М. Бахтин, Н. Бар-ковская, Н. Лейдерман, А. Ханзен-Леве, Л. Силард, Л. Чернец, А. Эсалнек и др.), теоретиков и философов культуры (С. Аверинцев, О. Шпенглер, Э. Кассирер и др.), теоретиков и историков религии (И. Бахофен, М. Элиа-де, Дж. Кэмпбелл и др.), литературы (теоретическая история литературы и проблема персональных моделей в работах Д. Лихачева).

В диссертации в качестве основополагающего избраны герменевтический метод и интерпретационный анализ текста, используется метод историко-культурной реконструкции текстов, системный и сравнительно-типологический методы. В работе над диссертацией привлекались также методы сопредельных гуманитарных наук - философии, истории науки,

философии культуры. Стремление к методологической интегративности позволяет выстроить научную концепцию, адекватную предмету и задачам диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном монофафическом анализе книги «Лица святых от Иисуса к нам», последней изданной при жизни Д. С. Мережковского.

  1. Впервые книга Д. Мережковского «Лица святых...» представлена как выражение основных религиозно-философских концептов писателя.

  2. Основательно и последовательно изучена жанровая специфика книги, показана ее обусловленность контекстом творчества писателя и лежащим в его основе комплексом идей.

  3. Подробно проанализированы главы-биофафии книги сквозь призму образной системы и стилевых принципов.

  4. Представлен анализ идейно-художественной функции образа автора и его роли в раскрытии религиозно-философской концепции книги.

  5. Впервые привлечен целый ряд иноязычных источников, ранее не попадавших в поле зрения исследователей.

Основные положения, выносимые на защиту

  1. Книга «Лица святых от Иисуса к нам» может быть рассмотрена как итоговое произведение писателя периода эмифации, что проявляется не только в хронологии написания и выхода книги, но и тесной связи её с произведениями, созданными в изгнании. Это проявляется не только в общности и разработке проблем, нашедших отражение в других произведениях, но и в том, что в ней сконцентрированы практически все идеи писателя - философа и историка - как доэмифантского, так и эмифантского периодов творчества.

  2. «Ядром» идейно-художественной концепции книги является религия Третьего Завета, сформировавшаяся в сознании писателя до эмифации и определившая его интерес к интерпретации исторического материала.

  3. Сложность и неоднозначность книги «Лица святых от Иисуса к нам» обусловили противоречивое отношение к ней эмигрантской и современной русскоязычной критики, отказывающей ей в оригинальности и художественной значимости, что представляется односторонней и необъективной оценкой итогового произведения Д. Мережковского.

  4. Идея нового религиозного ренессанса формирует общую концепцию книги и выбор материала, основанного на целом спектре традиций -биофафической, документально-исторической, романной, агиофафиче-ской, эссеистической и др. Религиозно-философские и художественные искания писателя в рамках новой жанровой формы синтезируют черты таких жанров, как жизнеописание, роман, легенда, житие, диалог, комментарий и др., что придает циклической форме книге целостность, обусловливает многообразие форм организации материала и его интонационно-стилевое разнообразие.

  1. Система выбора персонажей (апостола Павла, бл. Августина, Иоахима Флорского, Франциска Ассизского, Терезы Авильской, Жанны д'Арк) формирует отбор материала, линейно-концентрическую композицию книга (постепенное развертывание идеи, трансформация известной «триады» Д. Мережковского), систему хронотопа (от вечности к современности), особенности авторской позиции (историк, писатель, современник персонажей, их двойник и т. д.).

  2. Стилевая палитра книги последовательно раскрывает сложность авторской позиции (цитатность, художественные функции деталей, описательно-повествовательная сфера, соотношение лирического и драматургического элементов и др.).

Теоретическая значимость диссертационного исследования.

В теоретическом отношении работа представляет разработку методики интегративного подхода к литературным произведениям, сочетающим разные дискурсы (научный, художественный, религиозно-философский), а потому нуждающимся в выработке специального инструментария для анализа подобных текстов. Выводы исследования позволяют расширить представление о литературном процессе, развивающемся в пространстве двух ветвей русской литературы - за рубежом и в пределах метрополии.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в комплексном анализе религиозно-философских идей Мережковского, воплощенных в книге «Лица святых от Иисуса к нам» в контексте всего предшествующего творчества писателя. Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по истории русской литературы начала XX века, по культуре русской эмиграции, истории философии, истории религии и культурологии, а также могут оказать помощь в дальнейшем изучении разностороннего литературно-философского творческого наследия писателя и мыслителя.

Апробация диссертации. Результаты исследования были представлены на международных научных конференциях в Москве «Русское литературоведение на современном этапе» (МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009, 2010 гг.), на Седьмых и Восьмых «Андреевских чтениях» (УРАО - МГУ, 2009, 2010). Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры зарубежной литературы МГГУ им. М. А. Шолохова и изложены в изданной монографии и трех статьях, две из которых опубликованы в изданиях, рецензируемых ВАК.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Общий объем диссертации - 147 страниц.

Похожие диссертации на "Лица святых от Иисуса к нам" в контексте художественно-философских исканий Д.С. Мережковского периода эмиграции