Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лирика А.М. Жемчужникова : Проблематика и поэтика Капитонова, Наталья Александровна

Лирика А.М. Жемчужникова : Проблематика и поэтика
<
Лирика А.М. Жемчужникова : Проблематика и поэтика Лирика А.М. Жемчужникова : Проблематика и поэтика Лирика А.М. Жемчужникова : Проблематика и поэтика Лирика А.М. Жемчужникова : Проблематика и поэтика Лирика А.М. Жемчужникова : Проблематика и поэтика Лирика А.М. Жемчужникова : Проблематика и поэтика Лирика А.М. Жемчужникова : Проблематика и поэтика Лирика А.М. Жемчужникова : Проблематика и поэтика Лирика А.М. Жемчужникова : Проблематика и поэтика
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Капитонова, Наталья Александровна Лирика А.М. Жемчужникова : Проблематика и поэтика : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 Мичуринск, 2005

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 . «Чтобы день не минул ни единый...» Особенности художественного мира поэта (Стихотворения 1851-1892) 15-88

Глава 2. «Нет мне сегодня приюта милее...» Мотивы и образы сборника «Песни старости» 89-136

Глава 3. « Он теперь покоя просит...» Композиция, проблематика и поэтика сборника «Прощальные песни» 137-189

Заключение 190-192

Примечания 193-199

Библиография 200-229

Введение к работе

Богатство русской романтической поэзии не без оснований связано с великими именами и литературным наследием В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Е. А. Боратынского, Ф. И. Тютчева, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета. Не малый интерес для изучения романтизма представляют и поэты, чей вклад в русскую поэзию не так весом и значителен, как вклад классиков русской поэзии, но без учета сделанного ими картина русского романтизма явно не полна. К полузабытым поэтам, без которых, тем не менее, трудно представить русскую поэзию, относится А. М. Жемчужников (1821-1908), ныне более известный как один из авторов «Козьмы Пруткова», сатирик, автор поэм и фельетонов, чем как оригинальный поэт-лирик.

Судьба творческого наследия А. М. Жемчужникова сложилась поистине драматично. В 50-60-х гг. XIX века он зарекомендовал себя идейным бойцом, поэтом-гражданином. Этому способствовал и созданный поэтом вместе с братьями A.M. и В.М. Жемчужниковыми и графом А.К. Толстым бессмертный образ Козьмы Пруткова, а так же ряд фельетонов и эпиграмм на злободневные темы.

Между тем лирическое творчество A.M. Жемчужникова, опубликованное в составе двухтомника «Стихотворения» (1892) и двух поздних сборников «Песни старости» (1900), «Прощальные песни» (1908), не было причудой маститого поэта-гражданина, а являлось важным фактом русской поэзии второй половины XIX в., в котором проявились традиции Г. Р. Державина, А.С. Пушкина, Е.А. Боратынского, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А. Фета.

Известный поэт выпустил свой первый сборник - «Стихотворения А. М. Жемчужникова» - в Петербурге в 1892 году. В первый том вошли лирические стихотворения, стихотворные фельетоны, заметки, эпиграммы. Во второй - поэмы, комедии в стихах и сцены. Это издание появилось в

4 результате тщательной авторской подготовки текстов. В первый том не вошли юношеские стихи, в силу своей слабости, и также те, которые автор посчитал несвоевременными. Иные не вошли по цензурным соображениям. Выход двухтомного собрания стихотворений А. М. Жемчужникова был настолько удачным, что издатели сочли возможным несколько раз переиздать его (1898, 1901, 1910). Добавили в сборник только одно стихотворение А. М. Жемчужникова «Современному гражданину».

Во второй сборник стихотворений «Песни старости» вошли произведения, написанные в период с 1892 по 1898-е годы. Его первое издание вышло в свет в 1900 году в Петербурге. В том же 1900 году «Песни старости» вышли без изменений вторым изданием.

После этого в течение восьми лет поэт продолжал писать и публиковать новые стихотворения, которые впоследствии и были собраны родственниками поэта в посмертный сборник стихотворений

A. М. Жемчужникова «Прощальные песни». Сборник появился на суд
читателя в 1908 году.

Необходимо отметить и «Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова», вышедшее в свет в 1884 году. Здесь были собраны стихотворения, написанные поэтом в соавторстве с А. К. Толстым и братьями Владимиром и Александром Жемчужниковыми. Сборник готовил к печати

B. М. Жемчужников при участии поэта. Книга имела небывалый успех.
Сразу же потребовалось новое издание. Владимир и Алексей решили
немного его переработать и дополнить. По некоторым обстоятельствам это
намерение не было выполнено. Но вышедшее в 1885 году второе издание
книги из прижизненных изданий является наиболее точным.

В силу того, что лирическое творчество A.M. Жемчужникова плохо укладывалось в жесткие социологические схемы истории русской литературы, принятые в советской истории русской литературы и методике школьного преподавания литературы, после Октября 1917 года

5 A.M. Жемчужников оказался среди не отвергаемых, но отчасти замалчиваемых русских поэтов.

Необходимо отметить выход лишь в конце 1950-х, середине 1960- х, в 1980—е годы трех сборников лирики и поэм А.М.Жемчужникова, подготовленных Б.И.Илешиным1 (1959), Е.И.Покусаевым2 (издание в серии «Библиотека поэта», 1963) и С.Е.Бирюковым (1988)3.

До революции 1917 г. о лирической поэзии А.М.Жемчужникова писали
поэт Я.П.Полонский, философ B.C. Соловьев, академики А.Н.Веселовский,
Н.А. Котляревский, критики М.А.Протопопов, С.П.Весин,

С.Старосивильский, П.И.Астров, К.Арсеньев, мемуарист Н.В.Давыдов,
методист и педагог В.П.Острогорский. Высоко оценивая гражданственность
поэзии А.М.Жемчужникова, авторы брошюр и статей признавали
несомненный лирический дар А.М.Жемчужникова, раскрывали особенности
его глубокого духовного внутреннего мира, посвящали ему

проникновенные научные и литературно-критические анализы. Не было и в этих оценках единства. Если И.Игнатов утверждал, что Жемчужников -«поэт гражданских мотивов», то B.C. Соловьев давал поэту более глубокую и тонкую характеристику, определяя его как «лирического поэта, сатирика и юмориста». И далее: «Несмотря на преобладание у Ж. патриотической сатиры, в его поэзии много чистого лиризма»4. Дальнейшее изучение поэзии А. М. Жемчужникова пойдет по линии изучения именно гражданственных мотивов и сатиры, а «чистый лиризм» на долгие годы окажется вне сферы научного изучения.

После революции 1917 г. положение резко меняется. А.М.Жемчужников высоко ценим советским литературоведением как создатель большинства текстов Козьмы Пруткова, а лирическое творчество уходит в тень, продолжая, тем не менее, привлекать издателей и организаторов детского чтения.

Для восприятия творчества А.М.Жемчужникова характерны следующие особенности. Учебники по истории русской литературы XIX

века, изданные в 1950-60-х годах, по-прежнему несправедливо обходят имя нашего поэта. Не только в вузовских учебных курсах, но и в академической истории русской литературы Жемчужников бегло упоминается лишь как участник прутковского кружка. «Поэт, находившийся в русле некрасовского направления», - сообщает об А. М. Жемчужникове автор обзора «Поэзия шестидесятых годов»5, затем его имя вовсе исключается из истории русской поэзии.

Ни разу не встречается имя А. М. Жемчужникова и в главе «Поэзия 70-80-х годов», «между тем как в том же академическом труде находится место для А. П. Барыковой и О. Н. Чюминой, в стихах которых педантично регистрируются микроскопические «некрасовские» влияния, или для совсем уж безвестных И. А. Бойчевского и Ф. Ф. Филимонова»6, - пишет в своей статье об А. М. Жемчужникове Е. И. Покусаев. Именно этому глубокому исследователю русской литературы XIX века принадлежит заслуга воскрешения А.М.Жемчужникова как лирического поэта.

Статья Е.И.Покусаева предваряет сборник стихотворений А. М. Жемчужникова, подготовленный и составленный им в 1963 году. Его работа, состоящая из вступительной статьи, тщательной подготовки текста и подробных комментариев к каждому стихотворению А. М. Жемчужникова, вошедшему в сборник, является наиболее крупной и фундаментальной, не потерявшей своего научного значения и по сей день. Работа Е. И. Покусаева является самой крупной и основательной из всех работ, посвященных жизни и творчеству А. М. Жемчужникова, как лирическому поэту.

Е. И. Покусаева удивляло, на чем основывается автор монографии «Некрасов и поэты - демократы 60-80-х годов XIX века», рассматривая творчество поэтов некрасовской школы, если А. М. Жемчужникова он не только не увидел в этой интересной плеяде, но и даже не назвал его7.

Словно отзываясь на негодование Е. И. Покусаева, Н.В. Банников в книге «Три века русской поэзии», составителем которой он является, уделяет место для ознакомления с некоторыми аспектами творчества

7 A. M. Жемчужникова . Он дает общепринятое представление о творчестве поэта и не забывает отметить, что значительное место в его творчестве всегда занимала лирика.

Однако второе же издание школьной хрестоматии «Три века русской поэзии» (2003) упоминает поэта А. М. Жемчужникова лишь вскользь: « В 50-е же годы А. Толстой вместе с тремя братьями Жемчужниковыми создает вымышленный образ Козьмы Пруткова, от имени которого авторы писали сатирические и юмористические стихи, пьесы, афоризмы, приобретшие большую популярность»9.

В современных .учебниках по русской литературе XIX века имя замечательного поэта тоже, к сожалению, ни разу не встречается, и его произведения не анализируются10.

Лишь во втором издании учебника «История русской литературы XIX века» под ред. Н.Н. Скатова (1991), в синхронических таблицах, созданных с целью дать представление о литературном процессе в целом, упоминаются «Стихотворения» (1-2 тт.) А. М. Жемчужникова11.

Бывали, правда, в вузовской практике случаи, когда поэзии А. М. Жемчужникова уделялось достойное место при характеристике русской литературы последних десятилетий XIX века. Объективная оценка творческого наследия А. М. Жемчужникова принадлежала литературоведам, связанным с Тамбовом. Имею в виду учебник «История русской литературы XIX века», где и редактором и автором главы о русской поэзии конца XIX века стал известный славист, профессор Н. И. Кравцов, руководивший много лет кафедрой литературы Тамбовского государственного педагогического института, вместе с доцентами С. Б. Прокудиным и Л. Г. Яковлевым12.

Антология «Русская поэзия серебряного века. 1890-1917 гг.» так же посвящает жизни и творчеству А. М. Жемчужникова одну страничку. Это краткая характеристика заслуг поэта и его лирики: «Критика не без оснований говорила о «цветущей старости» Жемчужникова, чью позднюю

8 лирику отличали чувство радости бытия, самоирония, живая реакция на происходящее, «разговорный» стих»13.

В 1970-е годы исследователь творчества Козьмы Пруткова литературовед и переводчик Д.А. Жуков в своей книге-реконструкции «Козьма Прутков и его друзья» немало места уделяет характеристике жизненного и творческого пути одного из «родителей» Козьмы Пруткова A.M. Жемчужникова, вводит в оборот неизвестные архивные материалы, устанавливает неразрывность лирики Алексея Михайловича и его «козьмапрутковских» сочинений (стихи, афоризмы, пьесы), при этом в стихах поэта чаще выделяет его ориентацию на голос народного печальника Некрасова, обличительное начало, грубоватый юмор, но и не забывает указать на нравственно-философские «чистые» мотивы, на религиозность его мировосприятия, хотя и не считает их определяющими облик A.M. Жемчужникова14.

В биобиблиографическом словаре «Русские писатели 1800 - 1917 годов» в статье Е.Е. Войналович и М.А. Кармазинской15 дается подробный биографический и библиографический материал с портретом поэта.

Обыкновенно же А. М. Жемчужникову, его вкладу в русскую поэзию не везет. Примеры современных вузовских учебников в их отношении к поэту весьма показательны.

Даже в конце XX в. признанный ценитель русской поэзии академик Ю. М. Лотман, едва удостаивают краткого упоминания братьев Жемчужниковых, чей вклад в русскую литературу без всякого преувеличения велик (создана маска «Козьмы Пруткова»)16.

Поэтому неудивительно, что тридцать лет тому назад вопрос о месте поэта А. М. Жемчужникова в русской литературе специально был задан в научном журнале: «Этот значительный поэт «выпал» из вузовских курсов и даже в академической 10-томной «Истории русской литературы»

упоминается только как участник кружка Козьмы Пруткова» . Хотя именно

9 A. M. Жемчужников является последним поэтом великого золотого века русской литературы и дворянской культуры.

И откликом на поставленный вопрос можно считать выход нескольких изданий, где имя А. М. Жемчужникова возвращено в контекст русской литературы конца XIX века.

В кратком очерке «История русской литературы XI - XX веков» А. М. Жемчужников отмечается не только как создатель бессмертного «Козьмы Пруткова», но и наряду с именами А. Апухтина, И. Бунина, А. Майкова, С. Надсона, А. Плещеева, Я. Полонского, К. Случевского, И. Тургенева, А. Фета входит в ряд писателей, обогативших русскую поэзию своими произведениями 80 - 90 годов18.

XX век внес свой вклад в изучение творческого наследия поэта. Среди литературоведов, глубоко изучавших поэзию A.M. Жемчужникова, его творческий путь - П.И.Астров, Б.В.Томашевский, П.Н.Берков, Б.Я.Бухштаб, Е.И. Покусаев, В.Д.Сквозников, Б.И. Илешин, Д.А. Жуков, СЕ. Бирюков, А.С. Курилов, И. Игнатов, И. Щуров и другие. В их трудах даны интерпретации текстов поэта и сатирика, прокомментированы его сочинения.

Во вступительных статьях к сборникам заметны традиции восприятия А.М.Жемчужникова как поэта социального и сатирического, заложенные П.Н.Берковым, Б.Я.Бухштабом, Е.И.Покусаевым.

Творчество А.М.Жемчужникова привлекает внимание специалистов для подробного научного изучения. В 1981 г. была защищена первая кандидатская диссертация Г. В. Поляковой, посвященная изучению поэм, сатир и сатирических циклов в поэзии А. М. Жемчужникова19. Литературное наследие замечательного русского поэта в этом исследовании впервые было представлено как неотъемлемая ценность русского литературного процесса. Не только сочинения Козьмы Пруткова, но и поэмы А.М.Жемчужникова, его поэтические циклы (прежде всего сатирические) проанализированы как явление русской поэзии.

10 В 1989 году в Тартусском университете защищена вторая диссертация

О. А. Ронинсон «Истоки языковой и литературной позиции создателей

Козьмы Пруткова» . Руководил подготовкой этой диссертации крупнейший

филолог нашего времени Ю.М. Лотман.

В 1989 году защищается третья диссертация Е.Н.Пенской «Генезис

пародийной маски Козьмы Пруткова в русской литературе ХУ111-Х1Х

1

в.в.» . Работа тоже основана на анализе творчества Козьмы Пруткова и его пародийного театра.

Все три диссертации уделили основное внимание анализу социальных стихотворений, поэм, циклов, имевших резкий общественный резонанс, хотя лирическая поэзия А.М.Жемчужникова, так же, как и его сатира, волнует читателя и представляет интерес для литературоведческой науки.

Последняя по времени монографическая работа о поэзии А.М.Жемчужникова принадлежит П.И.Астрову, которая вышла сразу после смерти поэта в 1908 году22.

Актуальность исследования продиктована интересом к изучению малоизвестных явлений русской литературы рубежа XIX—XX веков, к которым относится и творчество А.М.Жемчужникова, поворотом современного литературоведения к изучению литературного наследия регионов России. В начале XXI века встает насущная необходимость вернуться к поэзии А. М. Жемчужникова и попытаться понять ее не только как фактор общественной мысли (гражданский и сатирический пафос, объекты сатирического обличения, поэтика сатиры и т. д.), но и как явление художественное, в первую очередь.

Целесообразность исследования связана также с необходимостью изучения богатого разрозненного архива поэта, который пока исследован избирательно. Рукописи, дневники и эпистолярное наследие Жемчужникова помогают восстановить творческую историю его произведений, осмыслить проблематику и поэтику лирики, понять особенности художественного мышления поэта. Научный интерес представляют и отзывы современников о

его творчестве, многообразные связи А.М.Жемчужникова с русской культурой второй половины XIX века, общественной жизнью страны.

В науке накоплен опыт осмысления поэзии A.M. Жемчужникова, но этот опыт не охватывает всех сторон дарования поэта. Поэтому целостное изучение лирики А.М.Жемчужникова, анализ его лирического наследия, обогатившего русскую поэзию оригинальными мотивами, образами, поисками универсальной поэтической формы, но не становившего предметом специального исследования, составляет научную новизну исследования. Диссертационное исследование преодолевает представление о поэте как лирике односторонне гражданственном.

Методологическую и теоретическую базу работы составляют
отдельные положения виднейших отечественных литературоведов в области
изучения русской литературы XIX века, русского романтизма, особенностей
русской литературы на границе XIX и XX столетий, прежде всего труды
Ю.Н. Тынянова, Л.Я. Гинзбург, Г.П. Макогоненко, Ю.М.Лотмана,

В.Н. Аношкиной, В.И.Коровина, В.А.Келдыша, Т.К. Батуровой, В.П. Зверева. Осмысление творческого наследия A.M. Жемчужникова опирается на сложившиеся в науке представления о периодизации литературной деятельности, об эволюции русского романтизма, о творческих взаимосвязях писателей. В работе учитываются конкретные анализы и оценки поэзии A.M. Жемчужникова, сделанные В.С.Соловьевым, Я.П.Полонским, П.И.Астровым, Е.И. Покусаевым, Д.А. Жуковым, Г.В. Поляковой, О.А. Ронинсон, Е.Н. Пенской, С. Е. Бирюковым.

Лирические циклы А.М.Жемчужникова рассматриваются на основе фундаментальных работ о лирическом цикле, проблемах его истории, теории, поэтики и жанре современных поэтов и литературоведов А.С. Кушнера, И.В.Фоменко, М.Н. Дарвина.

В диссертации рассматривается вопрос о творческом методе поэта. Большую роль в проведении исследования сыграли идеи о романтизме как творческом методе русской поэзии XIX в. А.Н.Веселовского, И.И.Замотина,

12 В.В.Сиповского, П.С.Когана, Г.А.Гуковского, П.Н.Сакулина, Б.С.Мейлаха, А.М.Гуревича, У.Р.Фохта, А.Н.Соколова, В.В.Ванслова, И.Ф. Волкова, Н.А. Гуляева, В.Н. Аношкиной, И.В.Карташовой и др.

Основным методом исследования является биографический метод, который позволяет выстроить художественную биографию поэта, основываясь на его литературных сочинениях (образец такого подхода -книга А.Н. Веселовского «В.А.Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения»). Используются сравнительно-типологический, структурно-поэтический методы, стиховедческие подходы.

Объектом исследования являются сборники стихотворений А. М. Жемчужникова «Стихотворения» (1892), «Песни старости» (1900) и «Прощальные песни» (1908).

Предметом изучения становятся проблематика и поэтика

лирического творчества А. М. Жемчужникова.

Цель исследования - ввести в науку малоизученный материал -лирическое наследие замечательного поэта середины XIX - начала XX веков A.M. Жемчужникова, осмыслить особенности его проблематики и поэтики. Реализации поставленной цели способствует решение ряда задач:

оценить и проанализировать лирику поэта как художественную систему конкретных образов и мотивов;

провести жанровый и стилевой анализ стихотворений лирических сборников поэта: «Стихотворения», "Песни старости" и "Прощальные песни", осмыслить их поэтику как выражение соотношения двух граней дарования, лиризма и гражданственности;

- изучить философско-эстетические и нравственно-этические мотивы лирики А. М. Жемчужникова на уровне типологической общности и поэтического контекста русской литературы XIX в.

В ходе исследования определились положения, выносимые на защиту:

1. Творчеству А.М.Жемчужникова в критике уделялось недостаточное

внимание, и облик автора, замечательного русского лирика, не осознан и не

13 раскрыт. Его знают как одного из создателей Козьмы Пруткова и называют « певцом гражданской чести». На самом же деле А.М.Жемчужников - и самобытный поэт с интересными сборниками лирических стихов, оставившими четкий след в русской литературе конца XIX - начала XX веков. Стихи A.M. Жемчужникова и ныне входят в золотой фонд русской лирики.

2. Целостный анализ произведений A.M. Жемчужникова дает основание утверждать, что в художественном сознании поэта сочетались либерализм и гражданственность на основе духовно-религиозной самостоятельности личности. И сама гражданственность А. М. Жемчужникова была выражением его жажды справедливости, ненависти ко лжи, насилию. A.M. Жемчужников высоко ставил имя Человека, человеческое достоинство, честь и свободу.

3. В сборниках A.M. Жемчужникова преобладает образ поэта -романтика, сумевшего в разные годы своей большой жизни сохранить высокий настрой души и возвышенный романтический строй лирики, черты романтической эстетики и поэтики. Этими чертами отмечен высокий и благородный пафос сборников, традиционно возвышенный образ поэта, то погруженный в философские размышления, то осуждающий общественные пороки. Романтическая эстетика проявляется и в контрастном противопоставлении высокого идеала автора и несовершенной действительности, в духовно-творческом преображении мира внешнего, в раскрытии особенностей духовно-религиозных основ своего внутреннего мира.

4. Поэзия A.M. Жемчужникова, последнего представителя «золотого века» русской литературы, сохраняет до сих пор свою эстетическую свежесть и привлекательность для читателей разных поколений, особенно для молодого читателя. Высокие идеалы, реализованные в проблематике его стихотворений, отточенная поэтическая форма, простота и изящество стиха делают его поэзию актуальной и в XXI веке.

14 Практическая значимость. Результаты научного исследования могут

быть использованы в практике преподавания литературы в вузе и школе, в лекционных и специальных курсах, на семинарских занятиях и спецсеминарах. Некоторые предварительные итоги диссертационного исследования нашли выражение в подготовленном диссертантом пособии для учителя «Завет добра и света»: О поэзии A.M. Жемчужникова» (М.: изд-во МГОУ, 2005), которое используется студентами, учителями, исследователями в научных и методических целях.

Апробация диссертационного исследования. Основные идеи

диссертации отражены в докладах автора на научных конференциях: на ежегодной научной конференции филологического факультета МГПИ (март 2001); на конференции, посвященной 60-летию филологического факультета Воронежского государственного университета (ноябрь 2001); на научно-практической конференции «Культура русской провинции. Новые исследования», проведенной Тамбовским областным краеведческим музеем (октябрь 2002); на Второй Международной конференции «Русское литературоведение в новом тысячелетии» в Московском государственном областном педагогическом университете (апрель 2003); на «Первых литературных чтениях в доме М. А. Боратынского» в Тамбове (май 2005). По теме диссертации опубликовано учебное пособие для учителей и 3 статьи.

В связи с задачами, поставленными в исследовании, определяется
структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав,

заключения и библиографии.

Список использованной литературы состоит из 11 разделов и включает в себя 433 наименования.

. «Чтобы день не минул ни единый...» Особенности художественного мира поэта (Стихотворения 1851-1892)

Талант А. М. Жемчужникова с годами становился сильнее, глубже и ярче. Те годы, когда у других поэтов вдохновение обыкновенно гасло, были для нашего поэта годами, когда оно разгоралось. Лучшие свои стихи он написал в возрасте от шестидесяти до восьмидесяти лет. Он не мог не задумываться над неожиданно вернувшейся к нему музе (вторая молодость). Ему естественно должна была придти в голову мысль, что подводить итоги пока еще рано.

В 1892 году А. М. Жемчужников издал свои стихотворения в виде особого сборника «Стихотворения», в двух томах. В этот сборник вошли все те стихотворения, которые были напечатаны в разное время в различных периодических изданиях: «Отечественные записки», «Искра», «Библиотека для чтения», «Русский вестник», «Петербургские ведомости», «Московские ведомости», «День», «Вестник Европы», «Русская мысль», «Северный вестник», «Современник». Автором кое-что было исправлено, сокращено или переработано; несколько стихотворений А. М. Жемчужников предпочел убрать из рукописи сборника, как не понравившиеся. Некоторые же преднамеренно не стал помещать в этот сборник, так как считал, что их появление в печати несвоевременно.

«Стихотворения его отличаются оригинальностью, неподдельностью, истинно поэтическою красотою описаний и сравнений, глубокою задушевностью и нередко не менее глубокою грустью и скорбью, но не безнадежною, в которой бы слышался вопль отчаяния. Особенно сильно трогают лучшие чувства читателя стихотворения А. М. Жемчужникова, печатавшиеся им в 80-х и 90-х годах. Вот почему его стихотворения неоспоримо должны занять почетное место в нашей отечественной поэзии», так писал в своем кратком очерке поэтической деятельности А. М. Жемчужникова С. Старосивильский(1, с. 8).

После того, как было издано первое собрание сочинений A.M. Жемчужникова, при жизни поэта двухтомник выдержал еще 3 издания в 1898, в 1901 и в 1910 годах. Это было связано не только с интересом именно к стихам Жемчужникова, но с повышением интереса к поэзии вообще, которое проявилось именно в конце века. Интерес этот возбудил Семен Надсон, которого поддерживал и Плещеев, и другие поэты старшего поколения. В этот период активно издаются Я. Полонский, К. Случевский. Параллельно им начинают действовать молодые символисты Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. Ситуация по-своему уникальная. Читатель не поспевал за сменой литературных имен. И в этой ситуации Жемчужников занял, наконец, подобающее ему место.

Нас интересует первый том стихотворений, так как именно он привлекает своей художественной лирической стороной, второй же том в основном включил в себя сатирические произведения (комедии, сцены и пьесы).

В первом томе «Стихотворений» 110 стихотворений.

На первом же листе тома есть фотография А. М. Жемчужникова. Нам предстает уже пожилой и мудрый поэт. Но, несмотря на возраст, глаза его горят юношеским блеском, прекрасно сочетающимся со среброкудрой головой.

Открывается сборник «Автобиографическим очерком», где поэт дает краткие сведения о себе. Очерк представляет собой настолько характерный документ, что обойти его никак нельзя.

Основную часть очерка занимает рассказ о его литературной деятельности. Автор старательно оправдывается и извиняется перед своим читателем за столь длительные перерывы в стихотворном творчестве. Литературные занятия А. М. Жемчужникова очень сильно зависели от обстоятельств жизни. «Я начал писать еще в училище, преимущественно стихами и писал немало. Но там скучная служба и рассеянная жизнь заставили меня замолкнуть. В печати я появился не прежде 1850 года. Сперва писал мало и лениво, как бы в минуты пробуждения» , - так писал о своем увлечении поэт.

Затем последовала отставка, с тем, чтобы иметь возможность мыслить и чувствовать свободно, но А. М. Жемчужников замолкает. У него рождаются сомнения в дельности его литературных занятий. Ему казалось, что в такое серьезное время его стихи никому не нужны. Практически вся поэзия того времени была проникнута гражданскими мотивами, А. М. Жемчужникова тоже тянуло к ней. «Главным певцом» времени, создателем этих песен был Н. А. Некрасов. Живя в одно время с великим народным поэтом, испытывая его влияние, A.M. Жемчужников, тем не менее, был озабочен раскрытием своей индивидуальности, он понимал, что мог бы заниматься и чистой поэзией. Но, как писал он в биографическом очерке, «я чувствовал, что моя муза не обладает ни лиризмом, ни красотою, которые я почитал необходимыми принадлежностями чистой поэзии»2.

Вот почему он тогда почти бросил писать стихи и обратился к прозе, так как делиться с обществом своими мыслями он все-таки чувствовал потребность. Его статьи издавались в «Русском вестнике», «Московских ведомостях», «Петербургских ведомостях», в газете «Голос».

«Когда я жил за границей, во мне вновь родилась потребность писать стихи. Второй перерыв в стихотворстве совпадает со временем болезни и смерти моей жены. Затем, в особенности с 1883 года, я начал писать сравнительно много. В 1884 году я вернулся в Россию. Мне казалось, - и продолжает казаться до сих пор, - что у меня есть что сказать, и мне хочется высказаться»2. В этом настроении чувствуется желание наверстать потерянное время и сознание, что возможность писать стихи может прекратиться со дня на день, оборваться в одно мгновение. Только подход к лирике меняется полностью.

«Нет мне сегодня приюта милее...» Мотивы и образы сборника «Песни старости»

Удивительно разнообразную и широкую историческую панораму раскинула жизнь перед А. М. Жемчужниковым. Вспомним только, что он родился еще в дни царствования императора Александра Павловича (10 февраля 1821 года), в знаменательный год смерти Наполеона 1. Эти времена так далеки от нас, что начинают теряться в тумане исторического предания.

Поэту было 16 лет, когда умер А. С. Пушкин. Он мог быть знаком с ним, говорить с ним; во всяком случае, Пушкин был для него живым человеком, - Пушкин, который для нас становится легендой.

Как характер, как темперамент, как ум А. М. Жемчужников рос и развивался в длинные, серые годы Николаевского царствования. Он видел обманчивую славу этого царствования, его внешний блеск, его образцовый показной порядок, и сильно было для поэта искушение вступить в ту проторенную дорогу чиновной службы, которая в виду его связей могла тихо и постепенно поднять его на большую высоту общественного положения.

Но он устоял против этого соблазна и не горевал о том, что он — неудачный чиновник. Несколько раз А. М. Жемчужников делал попытку как-нибудь приноровиться к делу, но все эти попытки приводили его к сознанию непримиримой розни, которая существовала между складом его поэтической души и прозой жизни.

Прямым участником в этой жизни поэт не пожелал быть и стал созерцать ее, сначала издали, живя долгое время за границей, а потом в разных укромных уголках провинции России.

Уже на шестидесятом году жизни его по-настоящему увлекло поэтическое творчество. Именно умножающиеся с годами испытания в его жизни углубили его поэтическое чувство и его творческую фантазию.

С. П. Весин в своей работе «Фет, Полонский и Жемчужников» писал: «Ряды талантливых русских писателей давно уже стали редеть, без пополнения освободившихся мест равными литературными силами. Русский роман понес в этом отношении особенно чувствительные утраты. В сравнительно непродолжительное время он лишился таких видных представителей, как Достоевский, Писемский, Тургенев, Гончаров, Данилевский. В этот же промежуток времени драма потеряла саму крупную силу - Островского, и только лирика оказалась более счастливой. Из ее старых, наиболее талантливых представителей еще живы Майков, Полонский, А. Жемчужников, и только в недавнее время умер Фет.» (1, с. 1)

Восьмидесятые годы. Один за другим сходят в могилу крупные художники. Некрасов умер. Вслед за ним ушли Достоевский, Писемский, Тургенев, Островский, Щедрин. Гончаров молчит. Лев Толстой произнес свое отречение от искусства. Майков, Полонский и Фет допевают свои песни слабеющим голосом. Зреют молодые таланты, но в поэтической силе уступают старикам. Нервный крик острой душевной боли слышится в рассказах Гаршина, так неожиданно прерванных смертью. Что-то бодрящее хочет сказать сквозь слезы Надсон, но смерть не дает и ему выговорить последнее слово. С большой теплотой начинает Короленко напоминать о Христовой проповеди, любви к утруждающимся и обремененным; а чеховская острая наблюдательность и психологизм становятся понятны читателю.

И вот среди старых голосов, быстро умолкающих и быстро забываемых, и среди новых голосов по-прежнему слышится закованная в звонкий стих речь А. М. Жемчужникова, слова поэта, на протяжении десятилетий умевшего владеть своими чувствами и поэтической формой.

Для своего времени это единственная по темпераменту песня. Любитель искусства оценит ее высоко, должен оценить ее равно и историк.

О А. М. Жемчужникове обычно существует представление как о поэте гражданских доблестей. Не оспаривая это восприятие поэта, имеющее веские основания в его творчестве, считаем, что А. М. Жемчужников - поэт, интересный именно художественной стороной своей лирики.

В книге «История русской литературы XIX века» (1910), в главе о А. М. Жемчужникове А.Н. Веселовский писал: «Так еще недавно «он между нами жил», и его чудная, чуть ли не смолоду среброкудрая, голова, с вдохновенным взором, с неизгладимой печатью мысли и мужества, весь образ ветерана социальной поэзии, светло выделялись из страшной, серой массы малодушия, рабства, корысти, жестокости, обскурантизма, - а для его долгой, изумительно долгой жизни, которая сознательно началась в дни Пушкина и окончилась среди нашего безвременья, уже настал суд истории».2 Природа родины моей, Издавна бывшая мне другом, Теперь, когда на склоне дней Томлюсь я старости недугом, Еще мне ближе и милей...(3, с. 20)

Так более ста лет назад поэт отозвался о Тамбовском крае, где после длительного пребывания за границей, жизни в родовой усадьбе Жемчужниковых в орловской деревне Павловке и рязанском селе Стенькино в усадьбе А. С. Мерхелевича, мужа племянницы поэта, А. М. Жемчужников проживал свои последние годы жизни.

«Он теперь покоя просит...» Композиция, проблематика и поэтика сборника «Прощальные песни»

Последние годы жизни А.М.Жемчужников посвятил работе над двумя сборниками стихотворений «Песни старости» (1900) и «Прощальные песни» (1908). Оба сборника были изданы типографией М.М.Стасюлевича с разницей в восемь лет. Каждый сборник обладает своим оригинальным художественным обликом. «Прощальные песни» - не повтор прежде сказанного, а новое слово поэта в его художественном развитии. Здесь собрана интимно -психологическая лирика. Она очень задушевна и легка. Но легкость эта обманчива. В стихотворениях сборника преобладают философские размышления поэта. Поэт и критик С.Бирюков писал: «У каждого поэта своя «программа», которую он должен исполнить на земле. Таланту Жемчужникова было как бы предначертано долгое созревание и развертывание в полную силу именно в последнее двадцатилетие его жизни». Сборник «Прощальные песни» открывается фотоснимком поэта в своем кабинете, «утонувшего» в вольтеровском кресле в момент поэтического философствования. Поэт, запечатленный на снимке, вступил в восьмидесятый год жизни. Но это веселый, бодрый и остроумный старец. Глаза его горят юношеским блеском, когда он воодушевляется. Очень легко представить, как тверд и звучен его голос; речь его льется живо и плавно; он - увлекательный собеседник. Такие старцы на Руси редки; таких жизненных старцев, кажется, сама природа бережет, как свою гордость, любуясь ими; и они любят природу, как любят дети, с тою недетской особенностью, которая бьет из души их живым, искрящимся ключом, когда эти Божьи любимцы остаются среди природы. Сборник вышел в свет уже после смерти А.М.Жемчужникова, но был приготовлен самим поэтом. На это указывает маленький раздел «Посмертные стихотворения». В него включены два стихотворения «Графу Льву Николаевичу Толстому» и «Итоги». Эти стихи были написаны автором после завершения работы над композицией сборника. Составители (скорее всего, это дочь поэта О.А.Боратынская и ее муж М.А.Боратынский) не сочли возможным нарушить авторский замысел, и два последних стихотворения выделили в особый, пусть и маленький, раздел. А можно сказать, что Бог и жизнь распорядились так, что сборник досоставлен судьбой. Музыкальные словари разъясняют: «Прелюдия - (от лат. «praeludiun» -предварительная игра), а «прелюдировать» - подготовить слушателей к восприятию последующего основного звена».(3, с.131) Предварительный характер Прелюдии чем-то похож на эпиграф, но Прелюдия отличается музыкальностью, это музыкальная пьеса, а не просто начало сочинения. Стало быть, поэт своей Прелюдией указал нам на музыкальный характер своего последнего сборника. Прелюдия написана красивым, легким и грациозным пятистопным амфибрахием. А тема прелюдии, в контраст со стихом, повествует о приближении смертного часа, о трагическом человеческом предсмертье. Перечитывая последние строки прелюдии «и с миром ты ныне, о, жизнь, отпускаешь меня», невольно вспоминаешь эпизод из Библии, Евангелия от Луки. В Иерусалиме жил старец Симеон. Святой дух предсказал ему, что тот не может умереть, пока не увидит Христа. Симеон услышал о рождении Спасителя и пришел в храм. Он взял из рук Марии младенца, благословил Бога и сказал: 29. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром. 30. Ибо видели очи мои спасение Твое 31. Которое Ты уготовал пред лицем всех народов.4 Поэт - носитель культуры. Жемчужников хоть и взял в основу Прелюдии библейский текст, но создает ее с помощью контраста между строгим богословием и поэтическим вольнодумством. В самой прелюдии есть намек на свободомыслие. В стихотворении «У выходной двери» А.М.Жемчужников пишет, что «свободомыслие совместно с религиозностью души»(с. 41). Прелюдия является музыкальным ключом к сборнику стихотворений «Прощальные песни». Сам сборник тоже создан по законам музыки. В отличие от сборника «Песни старости» для своих «Прощальных песен» А.М.Жемчужников выбирает несколько другую композицию. Но ее внешним пластом остается хронология. Для поэта все так же важна связь его стихотворений с местом и временем их создания. В конце каждого стихотворения автор указывал, где оно было написано. Стихотворения о природе выходили из-под пера А. М. Жемчужникова в Петербурге и Тамбове, и в селах Стенькино, Павловка, Ильиновка. Самые красивые стихи, на мой взгляд, рождались в тамбовском имении Ильиновка. На этот счет со мной наверняка вступили бы в дискуссию литературоведы Липецкой земли ( место орловской усадьбы Жемчужниковых Павловки теперь находится на территории Липецкой области). Но как патриот своего края хочу отметить, что мое убеждение в красоте именно Ильиновских и Тамбовских стихотворений A.M. Жемчужникова не беспочвенно. Приятно соглашаться с коллегой из Липецкой области А. Яблонским, с его высказыванием, относящимся к стихотворениям, написанным в Павловке: «Они, так же, как и стихи последних его сборников, продолжили традицию классической русской поэзии, за что критики называли его «уцелевшим колосом доброй старой русской литературной нивы»5. Эти стихотворные пейзажи не только сохраняют черты виденного поэтом, но и передают его восхищение русской природой, раскрывают его задушевные мысли о русском народе. Да и внутренний мир поэта раскрывается в этих пейзажах.

Похожие диссертации на Лирика А.М. Жемчужникова : Проблематика и поэтика