Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лирика Арсения Несмелова Романова Ольга Николаевна

Лирика Арсения Несмелова
<
Лирика Арсения Несмелова Лирика Арсения Несмелова Лирика Арсения Несмелова Лирика Арсения Несмелова Лирика Арсения Несмелова Лирика Арсения Несмелова Лирика Арсения Несмелова Лирика Арсения Несмелова Лирика Арсения Несмелова
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Романова Ольга Николаевна. Лирика Арсения Несмелова : 10.01.01 Романова, Ольга Николаевна Лирика Арсения Несмелова : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Комсомольск-на-Амуре, 2002 200 с. РГБ ОД, 61:03-10/318-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ АРСЕНИЯ НЕСМЕЛОВА

1.1. Экзистенциальные мотивы и романтические концепты лирики А.Несмелова 18-50

1.2. Концепция поэтического творчества в сборнике «Уступы» и цикле «Белый остров» 51-68

ГЛАВА 2. МИФОПОЭТИКА А. НЕСМЕЛОВА

2.1. Историософская концепция А.Несмелова в ее мифопоэтической интерпретации 69-115

2.2. Сказочно-мифологические и христианско-религиозные образы в поэзии А.Несмелова 115-135

ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА АРСЕНИЯ НЕСМЕЛОВА

3.1. Поэтика парадокса в ранней лирике А. Несмелова 136-146

3.2. Принципы метафоризации образа в поэзии А.Несмелова 146-166

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 167-182

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 183-200

Введение к работе

Дальневосточная «ветвь» русской литературной эмиграции 1920-х -30-х годов представлена именами Алексея Ачаира, Валерия Перелешина, Всеволода Иванова, Николая Щеголева, Марианны Колосовой, Сергея Алымова, Леонида Ещина - и это еще далеко не полный перечень талантливых поэтов и прозаиков, оказавшихся после революции 1917 года в Китае. Арсений Несмелое (псевдоним Арсения Ивановича Митропольского) в литературных кругах «русского Китая» пользовался безусловным уважением, он негласно считался «мэтром» поэзии, учителем молодежи. Об авторитетности личности Несмелова свидетельствует, в частности, хорошо знавший его поэт Валерий Перелешин, который считал А. Несмелова «наиболее влиятельным среди поэтов двадцатых, тридцатых и сороковых годов нашего века» (31, 665). Известный писатель, переводчик и литературный критик «парижской» ветви русской эмиграции И.Н. Голенищев-Кутузов признал Арсения Несмелова «самым одаренным» среди русских писателей на Дальнем Востоке (22, 107). Все собиратели и исследователи творчества А. Несмелова убеждены, что поэзия и проза этого талантливого писателя представляют собой интереснейшую страницу русской литературы, «необходимое звено» в целостном явлении русской культуры XX века» (23, 146).

Литературная деятельность Арсения Несмелова началась в 1912-1913 годах, в Москве, из которой, как он сообщил в июне 1940 года журналистке Сентяниной Е.А. (матери В. Перелешина), уезжал дважды, «и оба раза - воевать» (31, 665). А. Несмелов в чине поручика служил Отечеству на австро-германском фронте, в 1918 году отправился в Омск, в армию Колчака, отступая с которой, он и попал на Дальний Восток. После перерыва, связанного с участием в белом движении, литературная деятельность Арсения Несмелова возобновилась во Владивостоке, в начале 1920-х годов. Во «владивостокский» период творчества (в течение 1921-

1924 годов) им было выпущено два сборника стихов и поэма «Тихвин». Произведения этих лет стали серьезной заявкой поэта на обретение собственного места в культурно-национальном пространстве России. Уже тогда А. Несмелое проявил себя как самобытный автор, жаждущий творческого самоопределения, как личность, ищущая собственную концепцию современной истории и главного ее события - русской революции 1917 года. Но поэтической судьбе А. Несмелова не суждено было воплотиться на родине в полной мере. Вынужденная эмиграция в Китай прервала связь поэта с русским читателем. Его имя долгие годы было известно только эмигрантским кругам Харбина, Шанхая, отчасти -Парижа и других европейских городов, где нашли пристанище русские «переселенцы». Самую точную и проницательную характеристику особенностям художественного таланта дальневосточного поэта-харбинца дал парижский литературный критик и переводчик И.Н. Голенищев-Кутузов. Он первым заметил главное отличие А. Несмелова от тех эмигрантов, которые развили в себе крайний индивидуализм, «роковым образом приводящий к самолюбованию» (22, 109). Критик также подчеркнул свойства исторического чувства А. Несмелова, указав, что этот поэт «остро ощущает смену лет и поколений, он чувствует все излучины и все пороги «реки времен», влекущей людей к адской расщелине, где все исчезает. <...> Само время становится в его сознании «мемуарным», жизнь - отраженной. Воспоминания юности порой просачиваются в железный мир поэта, образы детства туманят взор. Но медная музыка Арея снова торжествует, и он гонит от себя элегическую Музу» (там же). Голенищев-Кутузов назвал Арсения Несмелова «эпическим поэтом», и, на наш взгляд, данное замечание носит принципиальный характер. Эпическое мироощущение является основным фактором, определившим главные художественные особенности поэтических сборников А. Несмелова харбинского периода творчества.

Вдали от родины поэтом было выпущено восемь книг, самыми значительными из которых оказались сборники стихотворений «Кровавый отблеск» (Харбин, 1929 г.), «Без России» (Харбин, 1931г.), «Полустанок» (Харбин, 1938 г.), «Белая флотилия» (Харбин, 1942 г.).

Творчество А. Несмелова не ограничивается названными сборниками стихотворений. Настоящее исследование не включает в себя анализ поэтической повести (определение Несмелова) «Тихвин», поэм «Через океан», «Протопопица», «Дьяволицы», «Псица», «Тысяча девятьсот четырнадцатый», «Неронов сестерций», «Декабристы», «Как они поладили», а также прозаических произведений автора. В настоящем исследовании данные эпические произведения А.Несмелова не являются предметом рассмотрения. Также мы не обращаемся к национал-патриотическим произведениям поэта - поэмам «Георгий Семена», «Восстание», сборнику стихов «Только такие!». Индриксон Е. замечает в предисловии к одной из первых, после долгого перерыва, публикаций стихотворений А. Несмелова в журнале «Сибирские огни» (1988 г.): «Чтобы иметь право на жизнь и литературный труд в условиях «нового порядка» в Восточной Азии, он вынужден также писать торжественные оды харбинским чернорубашечникам, подписывая, правда, эти «ремесленные» стихи псевдонимом «Н. Дозоров» (26, 155). Нам представляется, что данный факт творческой биографии А.И. Митропольского требует специального внимания, так как поэтическая личность А.Несмелова заметно дистанцируется от нового авторского образа - Николая Дозорова, -представшего перед читателем в роли духовного проводника националистических идей партии русских фашистов. Насколько близки были взгляды одиозной партии убеждениям А.И. Митропольского и поэта А. Несмелова, думается, еще предстоит выяснить, в том числе документально. Пока же утвердилась точка зрения Е. Индриксон, поддержанная в работах В. Агеносова (13) и О. Бузуева (15), которые оценивают стихи и поэмы Н. Дозорова как «литературную поденщину»,

6 спасавшую поэта от безденежья и нищеты. О.А. Бузуев отмечает также «периферийное» место этих, «написанных словно бы по канонам социально-ангажированной поэзии времен революции и гражданской войны» произведений в творчестве А. Несмелова (15, 189). Даже поверхностный, беглый просмотр национал-патриотических стихотворений демонстрирует явную удаленность друг от друга и идеологических, и эстетических, и духовно-нравственных ценностей, проповедуемых Арсением Несмеловым и Николаем Дозоровым. «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед»,-строки Марины Цветаевой, к таланту которой А. Несмелов относился с огромным почтением, с полным правом могут быть отнесены и к судьбе его поэтического наследия. На родине более чем полувековое умалчивание имени А. Несмелова прервалось в 80-90-е годы XX века, когда в России был осуществлен ряд публикаций его произведений в журналах «Юность», «Знамя», «Сибирские огни». Вслед за первым читательским интересом к прозе и поэзии «русского харбинца» Арсения Несмелова, пришло время научно-объективного осмысления творчества этого самобытного автора.

Первые материалы, посвященные творчеству А. Несмелова, появились в центральных журналах в конце 1980 - начале 1990 годов. Предисловия Витковского Е., Ганкина A.M. и Янгирова P.M., Иванова Ю., Мелихова Г., Индриксон Е., Хаиндрава Л. к публикациям стихотворений Арсения Несмелова, а также статьи Крившенко С, Колесова А., Хисамутдинова А. в приморской прессе носили научно-популярный характер, ставили своей задачей возвращение читателю имени забытого на родине поэта.

Так, например, в 1990 году Ю. Иванов в статье «Встречи долгожданный час...»: О поэзии и судьбе А. Несмелова» писал, что «вопрос о традициях, особенностях изобразительной манеры А. Несмелова, интересный сам по себе, сейчас, на этапе первичного освоения его наследия - все-таки не главный» (23,146). «Основной» он называет тему личности поэта и его судьбы, воплотившейся в стихах. Но статья Ю. Иванова уже содержала в сжатом виде некоторые принципиальные характеристики основных идейно-эстетических особенностей поэзии Арсения Несмелова и явилась одной из первых серьезных заявок на научное исследование творчества этого поэта. «Центральным узлом» творческой и духовной биографии А. Несмелова стала, на взгляд Ю. Иванова, тема «поэт и Революция». Исследователь подчеркнул важную для понимания историософской позиции Несмелова тенденцию. Уважая революцию, «как всякое через, над и за...», как проявление «петровской закваски» России, поэт спорит с ней «с позиции человека, не чуждого национальной гордости, заинтересованного в перспективном пути Родины, искренне озабоченного тем, что она от него отклонилась» (23, 149). Критик первым отметил в творчестве А. Несмелова роль сказочно-мифологических сюжетов, связанных с решением темы исторического пути России, увидел соотношения между несмеловской интерпретацией данной темы с блоковской и волошинской (иллюстрируя примерами из поэмы Несмелова «Прощеный бес»).

К концу 90-х годов XX века значительно возрастает научно-исследовательский интерес к творчеству Арсения Несмелова. В одной из глав своей книги «Литература русского зарубежья (1918-1996)» Агеносов В.В. представил вниманию читателей краткий обзор поэтического наследия А.Несмелова, познакомил их с основными фактами биографии поэта. Автор отметил некоторые, по его мнению, ведущие для поэзии Несмелова мотивы. Так, например, мотивы воли и мужественного сопротивления судьбе, романтического поиска идеала героями раннего А. Несмелова Агеносов В.В. считает ключевыми. Заметим, что в исследовании данного автора несколько «выпрямлена» линия эволюционного развития поэта, упрощены те сложности и противоречия его художественного и духовного сознания, которые были далеко не однозначны, особенно в период «Стихов» и «Уступов». Агеносов В.В. намечает общие контуры эволюции идейно-эстетических воззрений Арсения Несмелова, указывает на появление в его поздней лирике библейских образов и религиозной проблематики (13, 275). Касаясь вопросов своеобразия поэтики А. Несмелова, исследователь, в частности, отмечает, что метафористика этого поэта «в чем-то близка метафористике любимого им С. Есенина», так как часто «строится на антропоморфизме» или, что метафоры поэта «становятся более глобальными» и близки опыту В. Маяковского в области поэтической образности (13, 276). Но данный тезис не получил в работе Агеносова В.В. развернутого вида и исчерпывающей аргументации.

Изучение творчества А. Несмелова было продолжено Бузуевым О.А., научный интерес которого сосредоточен на проблемах исследования литературы дальневосточного зарубежья. В его докторской диссертации «Литература русского зарубежья Дальнего Востока: Проблематика и художественное своеобразие (1917-1945 гг.)» поэзия А.Несмелова соотнесена с творчеством других поэтов русского дальневосточного зарубежья. Автором выявлено идейно-тематическое содержание и центральная проблематика ранних, относящихся к владивостокскому периоду, и поздних, харбинских, произведений поэта. Бузуев О.А. выделяет основные этапы творческой эволюции Арсения Несмелова, указывает на ведущие мотивы его поэтических сборников разных лет. Отдельные замечания автора диссертации, например, касающиеся роли библейской образности в последних поэтических сборниках А. Несмелова «Полустанок» и «Белая флотилия» и широты литературного контекста, в который составной частью входит лирика поэта, являются наиболее продуктивными для настоящего исследования. Особое внимание Бузуев О.А. отводит анализу почти не известной читателям поэмы «Протопопица». Особую ценность диссертационного исследования Бузуева О.А. представляет широкий обзор критических откликов на творчество поэта и восстановленная хронология его публикаций в русских литературных изданиях Харбина и Шанхая. В то же время автор указанной работы по творчеству А. Несмелова, отмечая многообразие ритмико-метрических приемов и своеобразие рифмовки стихотворений поэта, не касается других вопросов его поэтического мастерства. Исследование Бузуева О.А., сосредоточенное на задаче обзорного литературно-исторического описания творчества Арсения Несмелова, открывает широкие перспективы дальнейшего изучения лирического наследия этого талантливого поэта.

В 2000 году была защищена первая диссертационная работа монографического характера, посвященная проблемам творчества этого поэта русского дальневосточного зарубежья - работа Трусовой И.С. «Арсений Несмелов: поэтическая биография». В данном исследовании вопросы поэтической биографии А. Несмелова также рассматриваются в историко-литературном контексте. Особое внимание автор диссертации уделяет определению художественной специфики ранней поэзии Несмелова на фоне художественной практики поэтических направлений серебряного века: футуризма и акмеизма. В работе рассмотрены этапы эволюции лирического героя Несмелова, проанализированы основные темы творчества «владивостокского» и «харбинского» периодов, выделены ведущие идейно значимые образы. Нельзя не согласиться с рядом принципиальных выводов, сделанных Трусовой И.С. Особенно важным, на наш взгляд, является наблюдение, что в поэзии Несмелова «осмысление революционных потрясений России происходит через обращение к ее истории» (38, 18). В нашем диссертационном сочинении данный тезис получит свое развитие в новом, еще не отмеченном историками литературы аспекте - в связи с рассмотрением историософской концепции поэта. Трусова И.С. в своей работе обращает внимание на одну из главных проблем творчества А. Несмелова - проблему национального характера. Специфику проблематики творчества А. Несмелова Трусова И.С. констатирует, главным образом, на материале лиро-эпических произведений поэта (поэм «Протопопица», «Через океан», «Прощеный Бес»), На наш взгляд, несмеловская концепция национального русского характера непосредственно соотносится с его историософией и потому требует тщательного и всестороннего рассмотрения в этой связи. В настоящей работе будет предложен опыт определения философского взгляда поэта на историческую судьбу России и проблему русского национального характера сквозь призму мифопоэтических образов и мотивов.

Новаторские изыскания Агеносова В.В., Бузуева О.А. и Трусовой И.С. и др. не исчерпывают полностью тот круг проблем, который открывает перед читателем лирика А. Несмелова, и дают импульс дальнейшему исследованию его творчества.

На современном этапе развития истории литературы творчество поэтов и писателей русского зарубежья рассматривается как часть единой национальной культуры. Е. Эткинд, отмечая искусственную (вследствие политических катастроф) «расколотость русской поэзии XX надвое», подчеркнул, что все же пропасть, разделившая митрополию и эмиграцию, «оказалась не настолько глубокой, чтобы по обе ее стороны появились чуждые друг другу художественные системы, разные литературные языки» (208, 189). А.Чагин в монографии «Расколотая лира», посвященной проблемам взаимодействия так называемых «двух потоков» русской литературы 20-30-х годов XX века (советского и эмиграционного), замечает, что в основе их соотношения «лежал принцип не отталкивания, а компенсации, взаимодополняемости, обеспечивающий полноту и многообразие художественных поисков в пределах разделенной, но внутренне целостной русской литературы» (202, 254). Творчество поэтов русского дальневосточного зарубежья «первой волны» эмиграции является составной частью национального литературного процесса, неотъемлемым звеном общерусского культурного организма. В этом отношении поэзия А.Несмелова являет собой выразительный пример глубокого духовного сопряжения собственного художественного опыта как с русской литературной традицией, так и с идейно-эстетическими поисками

11 художников XX века. Указанный аспект изучения лирики Арсения Несмелова как возможный и перспективный отмечался в ряде вышеуказанных литературоведческих работ, но рассматривался в них попутно, с позиций заявленных в них проблем. Настоящее диссертационное исследование продолжает разрабатывать вопросы творчества поэта в данном направлении, перемещая их с периферии в центр внимания.

На наш взгляд, современное состояние изучения истории литературы дальневосточного зарубежья находится лишь на одном из первоначальных этапов, который необходим для дальнейшего, более глубокого ее постижения. Творчество Арсения Несмелова - одного, из самых одаренных представителей поэтической волны русской дальневосточной эмиграции - еще предстоит освоить в полном объеме. В настоящее время насущной задачей является исследование специфики художественного мира А. Несмелова, позволяющее обнаружить новые стороны и грани его творческого наследия. Необходимость осознания основных идейно-эстетических закономерностей лирического творчества А. Несмелова, постижение структурообразующих принципов его поэтики, без понимания которых невозможно осмысление художественного своеобразия лирики поэта, определили выбор темы данного диссертационного исследования.

ТЕМА диссертационного исследования «Лирика Арсения Несмелова: проблематика, мифопоэтика, поэтический язык» предполагает: - анализ проблематики, имеющей принципиальный для художественной практики поэта характер и определяющей его мироощущение и мировосприятие; выявление роли мифопоэтической образности в решении центральных тем поэзии А.Несмелова - темы революции и истории; исследование эстетических закономерностей поэтического языка А.Несмелова;

Думается, что избранный аспект исследования будет способствовать утверждению творческой личности Арсения Несмелова в культурно-историческом сознании российского читателя. Работа представляет собой попытку рассмотрения лирического творчества А.Несмелова с позиций его эстетической значимости и самоценности.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ объясняется рядом факторов, главными из которых являются следующие: - лирическое наследие А.Несмелова не рассматривалось в современном литературоведении с точки зрения феноменологии художественного сознания поэта, не до конца определены конституирующие художественный мир Несмелова-лирика идейно-эстетические принципы; - лирика А.Несмелова еще не являлась предметом изучения и с точки зрения исследования историософских концепций автора в их мифопоэтической интерпретации; - до настоящего времени отсутствовали исследовательские работы, в которых наблюдения над поэтическим языком и стилем А.Несмелова составляли бы более или менее строгую систему, объясняющую общие закономерности образного строя его лирики. Исследование творчества Арсения Несмелова представляется весьма актуальным не только в теоретическом, но и в историко-литературном аспекте.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является поэтическое творчество Арсения Несмелова 1921 - 1942 годов, представленное сборниками стихотворений «Стихи» (Владивосток, 1921 г.), «Уступы» (Владивосток, 1924 г.), «Кровавый отблеск» (Харбин, 1928 г.), «Без России» (Харбин, 1931 г.), «Полустанок» (Харбин, 1938 г.), «Белая флотилия» (Харбин, 1942 г.).

ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ РАБОТЫ является рассмотрение содержания поэтических сборников А. Несмелова с точки зрения их идейно-эстетического и стилевого своеобразия в рамках того культурно- философского континуума, с которым сопряжены духовные искания автора.

Для решения обозначенной проблемы и реализации поставленной цели были определены следующие КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

1) рассмотреть философско-мировоззренческие предпосылки, определившие формирование системы романтических и экзистенциальных мотивов в ранней лирике А.Несмелова;

2) проследить эволюцию идейно-художественных взглядов А.Несмелова «владивостокского» и «харбинского» периодов его творчества;

3) определить историософскую концепцию поэта и ее содержание в аспекте ее мифопоэтической реализации;

4) исследовать поэтический язык А.Несмелова: выявить его своеобразие: рассмотреть поэтику парадокса и изучить структуру метафорических образов поэта.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗОЙ настоящего исследования стали труды отечественных учёных, посвященные проблемам системного анализа художественного текста: Бахтина М.М., Гинзбург Л.Я., Жирмунского В.М, Лотмана Ю.М., Кормана Б.О., Гиршмана М.М. и др. Важную роль в подготовке диссертационного исследования сыграли научные работы, посвященные проблемам философии и эстетики русской культуры начала XX века. Так, в частности, в диссертационном сочинении были учтены исследования Бройтмана С.Н., Гаспарова Б.М., Долгополова Л.К., Жолковского А.К., Клинга О., Келдыша В.А., Колобаевой Л.А., Мескина В.А., Смирновой Л.А., Эткинда Е.Г. Анализ мифопоэтики А.Несмелова проводился с учетом научных изысканий по теории мифа и неомифологизма как феномена культуры начала XX века: Голосовкера ЯЗ., Лосева А.Ф., Мелетинского Е.М., Максимова Д.Е., Минц З.Г., Топорова В.Н., Кихней Л.Г. Исследование поэтического языка поэта основывалось на теории метафоры, представленной в классических трудах Кассирера Э., Барта Р., а также в работах современных ученых: Маркова В.А., Ермиловой Е.В., Масловой В.А. и др. При обращении к проблеме философско-мировоззренческого становления А.Несмелова, определения его историософской концепции в данном исследовании привлекались программные работы русских и европейских мыслителей конца XIX -начала XX века: Соловьева B.C., Бердяева Н.А., Шестова Л., Трубецкого Н.С., Ницше Ф., Камю А., Сартра Ж.П. При изучении культурно-исторического контекста литературы дальневосточного зарубежья и исследовании творческой индивидуальности А.Несмелова мы обращались к работам современных авторов, занимающихся данной проблематикой: Агеносова В.В., Бузуева О.А., Иванова Ю., Крившенко Н.Ф., Таскиной Е.П., Трусовой И.С., а также к откликам, критическим статьям и рецензиям современников исследуемого поэта: Голенищева-Кутузова И.Н., Перелешина В., Терпиано Ю., Слонима М., Щербакова М.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являются историко-литературный, структурно-типологический и мотивный методы литературоведческого анализа.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫДВИГАЕМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

В лирике А.Несмелова 1920-х годов обнаруживаются черты идейно-эстетической «диффузности» его художественного мира, в стихотворениях первого сборника поэта «Стихи» взаимодействует и парадоксальным образом соединяется романтическая и экзистенциальная проблематика.

Тема творчества и места поэзии в действительности — одна из основных в лирике А. Несмелова. При решении данной темы поэт обращается к эстетическим концепциям ведущих поэтических направлений серебряного века: символизма, акмеизма и футуризма. Поэт в лирике А. Несмелова - и демиург, и «мастер», «ученый-труженик», а поэзия - и изнурительная работа, и экзистенциальный акт духовного восхождения по «уступам» творчества.

При осмыслении исторического пути России поэт создает собственную историософскую концепцию, воплощенную в системе мифопоэтических координат. «Диффузность» и парадоксальность идейно-эстетических воззрений раннего А. Несмелова проявляется в характере его поэтики, определяемой эстетикой парадокса.

Метафорические образы у А. Несмелова являют собой подобие «редуцированного» мифа, либо «свернутого» литературного текста. В метафорах поэта локализованы архетипические модели или «коды» культурных мифов.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы обусловлена тем, что поэтический мир Арсения Несмелова в заявленном аспекте (экзистенциальная проблематика, мифопоэтика, историософия, поэтика парадокса) еще не был объектом аналитического освещения в современном литературоведении.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертационной работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в дальнейшей разработке актуальных проблем современного литературоведения: мифопоэтики, поэтики парадокса, теории метафоры. Наблюдения, выводы и материалы исследования могут быть востребованы при чтении общих и специальных курсов по истории русской литературы, в преподавании курсов «Теория и практика литературного анализа» и «Русское Зарубежье» в вузовском и в школьном обучении.

АПРОБАЦИЮ основные результаты исследования получили в докладах, представленных на Международной конференции «Литература и философия: постижение человека» (Комсомольск-на-Амуре, апрель 2002 г.), на Второй международной научной конференции «Россия и Китай на дальневосточных рубежах» (Благовещенск, май 2002 г.). Материалы работы использовались при ведении спецсеминара «Русская поэзия начала XX века» и спецкурса «Теория и практика литературоведческого анализа».

По теме диссертации опубликованы следующие статьи: 1. Романова О.Н. Романтические концепты в образной структуре поэтических сборников Арсения Несмелова // Россия и Китай на

16 дальневосточных рубежах. Материалы Второй международ, конферен. (15-17 мая, 2002 г.), Вып. 3. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2002. - С. 523-528.

Романова О.Н. Тема Родины в лирике поэта Русского Дальневосточного Зарубежья Арсения Несмелова (на материале сборника «Без России») // Материалы к устному экзамену по литературе для поступающих в Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический университет. Вып. 3. - Комсомольск-на- Амуре: Комсомольский-на -Амуре гос. пед. ун-т, 2002.-С. 56-67.

Романова О.Н. Сборник «Уступы» в творческой эволюции А.Несмелова // Гуманитарные науки: Научно-теоретические и логико-методологические аспекты. Материалы регион, науч.-теоретич. конференции (26-27 апреля 2002 г.). - Комсомольск-на Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2002. - С. 122-125.

4. Романова О.Н. Особенности хронотопа в поэзии НТумилева // Литература в контексте культуры. Материалы науч.-практич. конференции (26-28 октября 1994 г.) - Комсомольск-на -Амуре: Изд-во Комсомольского- на-Амуре гос. пед. ин-та, 1995,- С. 62-69. (К проблемам поэтики лирического произведения).

Романова О.Н. О некоторых темах и образах книги Ф.Ницше «Так говорил Заратустра» в раннем творчестве В.Маяковского // Литература в контексте культуры. Материалы науч.-практич. конференции (26-28 октября 1994 г.). - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос. пед. ин-та, 1995. - С.53-61. (К проблеме взаимодействия философии и литературы в России начала XX века).

Романова О.Н. Диалог культур в поэтической дилогии В.Ходасевича «Про себя» // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сб. науч. трудов каф. философии МИГУ. Вып. XII. - М.: Прометей, 2001. - С. 191-197. (К теме поэта и поэзии в эмигрантской лирике 20-30-х годов).

Романова О.Н. Поэтика заглавия стихотворения А.С.Пушкина «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» // Теория и практика литературоведческого анализа. Учеб. Пособие в 2-х частях. Ч. 2, -Комсомольск-на-Амуре: Изд-во КГПУ, 2001. - С.10-17. (К проблемам поэтики лирического произведения).

СТРУКТУРА РАБОТЫ: диссертация состоит из введения, трех глав, соответствующих логике исследования, заключения и списка литературы.

Экзистенциальные мотивы и романтические концепты лирики А.Несмелова

Первые значительные поэтические произведения А. Несмелова, созданные во владивостокский период (1920-1924 г.г.), дают основания утверждать, что в русскую поэзию XX века влился еще один самоценный и вполне оригинальный творческий голос. Поэтический сборник Арсения Несмелова «Стихи», изданный во Владивостоке в 1921 году, ознаменовал вхождение поэта в большую литературу. Исследователи, интересующиеся творчеством А. Несмелова, отмечают, что начало 20-х годов было для него «периодом становления», когда Несмелов «...пробует себя во всем, ищет свой стиль, свое место в литературе» (38, 12). Не остался без внимания исследователей (Агеносова В, Бузуева О., Трусовой И.) и подражательный характер многих стихотворений, включенных в первый сборник «Стихи», «использование приемов различных поэтических школ, выраженное в сборнике стремление поэта «обрести себя в сонме поэтических новаций и экспериментов - отголосков серебряного века» (15, 167).

Но, как нам представляется, значение сборника «Стихи» не ограничивается только заявкой Арсения Несмелова на место в русском литературном процессе 20-х годов XX века. Несмотря на то, что в сборнике не представлен законченный, целостный характер лирического героя, еще не устоялась образно-стилевая система его лирики, именно он может считаться своеобразной точкой отсчета в духовной и поэтической биографии автора. Стихотворения сборника интересны тем, что представили читателю нового, самобытного поэта, мыслящего неожиданно, дерзко, оригинально. В сборнике отразились философско-эстетические искания А. Несмелова, охваченного напряженной духовной работой, сконцентрированного на онтологических проблемах познания мира и человека и размышляющего о злободневных, современных ему исторических событиях.

Характерно, что сборник «Стихи», в отличие от всех последующих («Уступы», «Кровавый отблеск», «Без России», «Белая флотилия» и др.), имеет предельно обобщенное, образно нейтральное, непритязательно-простое заглавие. Фатеева Н.А. справедливо отмечает, что о заглавии необходимо говорить как о «полнозначной единице уровня целого текста» (195, 108). В данном случае «целым текстом» можно считать весь стихотворный состав сборника «Стихи». Заглавие первого поэтического сборника Несмелова минимально информативно, оно как будто намеренно утаивает какое бы то ни было авторское предуведомление (тематическое, эмоциональное, ассоциативное) об идейно-образном составе книги. Но, может быть, за его внешней непритязательностью скрывается определенный расчет: читателю предлагаются только «стихи», интерпретацию и оценку которым он должен дать сам.

Заглавие «Стихи» явно не соответствует ведущим эстетическим тенденциям, определяющим поэтику заглавий поэтических сборников начала XX века. Заглавие поэтических сборников в эпоху серебряного века мыслилось не только как формальный компонент, а прежде всего как элемент содержательный, художественно значимый. В.Я. Брюсов писал: «В те дни все русские поэты, появляясь перед публикой, считали нужным просить снисхождения, скромно предупреждая, что они сознают недостатки своих стихов и т.п. Мне это казалось ребячеством: если ты печатаешь свои стихи, возражал я, значит, ты их находишь хорошими; иначе незачем их печатать. Такой свой взгляд я выразил в заглавии своей книжки» (69, ПО) /Брюсов говорит о своём сборнике «Chefs d Oeuvre» («Шедевры»)/.

Показателен в признании В. Брюсова тот факт, что заглавие является актом преднамеренного, сознательного выбора автора. Заглавия поэтических сборников начала XX века, как правило, выражают тот или иной, значимый для автора художественный смысл. Вспомним, например, заглавия поэтических книг В. Ходасевича: «Молодость», «Счастливый домик», «Путём зерна», «Тяжёлая лира», «Европейская ночь» - все они имеют «знаковый», содержательно-концептуальный характер. Подобной смысловой ёмкостью обладают заглавия сборников стихотворений А. Блока («Ante lusium», «Стихи о Прекрасной даме», «Распутья», «Страшный мир», А. Ахматовой («Вечер», «Чётки», «Белая стая», «Ветер войны») и других поэтов начала XX века. Необычайно образные, эмоционально экспрессивные заглавия давали своим поэтическим сборникам К. Бальмонт, Н. Гумилёв, В. Брюсов.

Заглавие первого сборника Арсения Несмелова как будто намеренно игнорирует отмеченную эстетическую тенденцию. Думается, отсутствию тематического и образного содержания заглавия «Стихи» можно дать следующие объяснения: с одной стороны, в нем не содержится установки на подчиненность стихотворений сборника единой мировоззренческой концепции, что предоставляет автору необходимую свободу философского и творческого самовыражения. В заглавии сборника Несмелова отсутствует авторская претензия на особую значимость, знаковый смысл, он как будто отказывается давать какие бы то ни было установки читателю. Автор тем самым предоставляет адресату возможность непредвзятого, свободного чтения. С другой стороны, смысловая «аконцептуальность» заглавия свидетельствует о неопределенности, «неоформленности» авторской идейно-эстетической позиции. Подчеркнем, что заглавиям поэтических сборников выражено концептуальный смысл стал придаваться лишь в эпоху серебряного века, следовательно, непритязательностью заглавия своего первого сборника Несмелое следует не столько опыту своих непосредственных предшественников, старших современников, сколько традиции русской классической поэзии XIX века. Хотя обращает на себя внимание тот факт, что стихотворения сборника «Стихи» (в своем большинстве) озаглавлены весьма экстравагантно, порой эпатажно, в духе футуристического «натурализма»: «Урод», «Гнилой старичок», «Самцы», «Неврастеник», «Гнус», «Оборотень». Заглавия этих стихотворений сборника указывают на близость творческих устремлений Несмелова эстетике футуристов. Заглавия других стихотворений обращают на себя внимание тем, что они непосредственно сопряжены с реалистической традицией: например, заглавия «Страдающий студент», «Фельетонист», «Сестричка», «Буржуазка», своей смысловой однолинейностью и предметной конкретностью образа соотносимы с заглавиями стихотворений Н.А. Некрасова. На наш взгляд, в поэтике заглавий А. Несмелова отражается одна из ведущих тенденций его раннего творчества -сопряжение классических традиций русской поэзии с современной автору эстетикой.

Первое знакомство с сборником оставляет впечатление некоторой «мозаичности», «калейдоскопичности» его жанрово-тематического состава, подборка стихов кажется бессистемной. Тематическое пространство сборника достаточно свободно соединяет разнородные и далекие тематические группы стихов. В сборник включены стихотворения, отражающие сложное, а, порой, и парадоксальное сознание лирического героя Несмелова, его философско-эстетическую позицию («Урод», «Отверженность», «Бронзовые парадоксы» и др.). В других стихотворениях сборника дана попытка анализа кульминационных исторических событий века и вовлеченных в них человеческих судеб («Мятежница», «Оборотень», «Смерть Гофмана»). Есть в сборнике и стихотворения -отклики на «злобу дня», своеобразные лирические или жестко-натуралистические зарисовки действительности («Сказка», «Подруги», «Убийство»), а также, по авторскому определению, «рассказы в стихах» бытового и психологического плана («Шутка», «Приключение»).

Жанровый состав сборника «Стихи» также лишен целостности, монолитности, его отличает отсутствие жанровых приоритетов. Жанровая картина сборника А.Несмелова очень пестра и разнообразна. Она составляется из поэтических «посвящений» (например, стихотворение «Оборотень» имеет пометку - «гению Маяковского», а «Пираты» -Леониду Ещину), эпитафий («Сестричка», «Памяти друга»), баллады («Дьявол»), «конспекта поэмы» («Смерть Гофмана»), «лирического репортажа» («Истеричка»), «рассказов в стихах», «иронического портрета» («Фельетонист»), лирических миниатюр, траги-фарсовых стихотворений /курсивом выделены авторские определения жанра/.

А. Несмелое свободно вводит в лирику прозаические элементы: многие стихотворения имеют сюжетно-повествовательный план, насыщены бытовизмами и образами вещного, предметного мира. Поэт тяготеет, как это заметно по первому сборнику, к лиро-эпическим структурам: его стихи фабульны, ситуативны, персонажно развернуты, многоголосы. К тому же, его лирические произведения достаточно объемны, семь из них состоят из нескольких, композиционно выделенных частей (мини-поэмы). А. Несмелов пользуется всем арсеналом поэтических и прозаических жанров, не боится эксперимента, жанровых новаций. Очевиден авторский поиск таких жанровых форм, которые бы адекватно выражали его художественное сознание и отвечали бы его мироощущению в целом. Образно-тематическая пестрота, жанровая «разбросанность» сборника «Стихи» является, на наш взгляд, следствием недостаточной определенности, устойчивости мировоззренческой и эстетической позиции автора, показателем того состояния идейно-художественного поиска, в котором он находится.

Первая книга стихотворений Арсения Несмелова обнажает парадоксы сознания человека, мироощущение которого формировалось в обстоятельствах духовного кризиса начала XX века, когда «широкое распространение получили рассуждения Ницше, Фрейда, их единомышленников о «сумерках богов» ... Людям, отторгнутым или отказавшимся от Бога, вдруг открылась пугающая пустота в душе там, где был Он - Творец,, Судья, Защитник. Мысль о Боге столетия определяла смысл человеческого существования и отказ от нее не мог пройти безболезненно. Человек не мог ощутить при этом своего одиночества во вселенной, не испугаться экзистенциальной свободы, не задуматься о своей беззащитности, не испытать страха перед бесконечностью космоса, с таинством его стихий, и неизбежным концом собственной жизни» (146, 61). Искусство рубежа веков исполнено трагических эсхатологических предчувствий, ожидания грядущих катаклизмов, знаменующих последние дни человечества. Мескин В.А., обобщая философские предпосылки всеобщего кризиса сознания данной эпохи, делает вывод о том, что в литературе отмечается повышенное внимание к индивидуальному сознанию, «к эксцентричным субъектам, что, в свою очередь, лишает писателей определенности в формулировке основных идей» (146, 125). Думается, что общее состояние неблагополучия, фаталистических предчувствий, усилившихся потрясшими Россию революциями и войнами, объясняет противоречивость идейно-эстетических взглядов Арсения Несмелова и определяет характер мироощущения его лирического героя.

Историософская концепция А.Несмелова в ее мифопоэтической интерпретации

Второй владивостокский сборник стихов А.Несмелова «Уступы» (1924 г.) можно рассматривать и как переходный этап творческого становления поэта, и как своеобразный предварительный итог его художественных и мировоззренческих поисков. Сборник концентрирует в себе духовный и эстетический опыт автора, окончательно убедившегося в своем поэтическом предназначении. Исследуя творческую биографию А.Несмелова, И.Трусова отмечает, что тема поэта и поэзии является «доминирующей в сборниках «Стихи» и «Уступы» (38, 10).

Исследовательница считает, что «лирический герой-поэт» Несмелова «воспринимает окружающий мир через призму поэтического дара, мыслит поэтическими образами», и что «в лирике Несмелова начала 1920-х годов поэзия выступает в качестве наивысшей творческой ценности» (38, 11). С данным утверждением можно полностью согласиться. В то же время, на наш взгляд, следует отметить, что тема поэта и поэзии включается А.Несмеловым в более широкий тематический план: она является составной частью темы творчества, творческого отношения к действительности в целом и не ограничивается рамками «владивостокского» периода, а продолжает свое развитие и в лирике поэта 1930-х годов (например, в цикле «Белый остров»).

Заглавие сборника «Уступы» символично: в стихотворении «Жерар де Нерваль» появляется образ «уступов» — ступеней жизни, ведущих человека к смерти. Семантика образа «уступов» связана, с одной стороны, со значением «восхождения», подъёма на вершину, движения «вверх», но, с другой стороны, образ заключает в себе и значения «опасности», «трудности» этого пути. Таким образом, заглавием сборника автор выражает не только свою устремлённость к совершенству, фиксирует определенные этапы самосознания и мировидения, но и признаёт сложность, неимоверную трудность стоящих перед ним творческих задач. Образ уступов является образом-символом поступательного движения художника по «ступеням» поэтического мастерства. В этом сборнике стихотворений ещё в большей степени, чем в сборнике «Стихи», проявляется «диффузность», перекрещивание разных эстетических тенденций, ощущается влияние достаточно удаленных друг от друга самоценных творческих методов и стилей. С одной стороны, Несмелов вступает в диалог с классической литературной традицией, представленной именами поэтов XIX века: Н.Языкова, М.Лермонтова, Ф.Тютчева, С другой стороны, сборник насыщен поэтическими реминисценциями, образными пересечениями с творческим наследием известных поэтов-современников Несмелова: В.Маяковским, И.Анненским, В.Ходасевичем, НТумилевым. В поэтическом пространстве второго сборника стихов «Уступы» проявляют себя элементы романтической, символической, акмеистической и футуристической эстетик. Так, в стихотворении «Паровоз» А.Несмелов создает оригинально-неповторимый образ Музы. Муза нового «железного века» находит у него соответствующее характеру эпохи образное воплощение. Русская поэзия знала музу-вакханку, музу-подругу, музу-крестьянку;

Поэтика парадокса в ранней лирике А. Несмелова

На наш взгляд, одной из ключевых категорий художественного сознания раннего Арсения Несмелова и важнейшим принципом его лирической системы является парадокс. Распространяя категорию парадокса на область поэтики, необходимо иметь в виду не только содержательный, но и формальный план художественного образа. Парадокс в поэтике первого сборника Несмелова является активно работающим приемом, способом создания образа. Парадокс по определению предполагает суждение, которое резко расходится с общепринятым, традиционным. Любой парадокс выглядит как отрицание мнения, кажущегося безусловно правильным. Парадокс обладает чертами оригинальности, дерзости и остроумия, часто «выворачивает» наизнанку ходовые сентенции и заповеди; может выражать глубокую мысль в сочетании с разоблачительной иронией (80, 267). Не случайно программное стихотворение сборника «Стихи» озаглавлено поэтом «Бронзовые парадоксы» (анализ стихотворения представлен в параграфе 1.1. первой главы).

Парадокс оказался категорией, востребованной духовным и эстетическим сознанием А.Несмелова раннего периода творчества. «Диффузность» его идейно-эстетического мира вызвала «комплекс парадокса» в поэтике: в процессе взаимодействия романтической и экзистенциальной проблематики были неизбежны сближения далеко отстоящих друг от друга или даже взаимоисключающих друг друга концептов, неожиданных образных соединений. Позиция «парадоксалиста» определяла историческую концепцию Несмелова 1920-х годов: современную историю он представлял как проявление космического «беспорядка», как парадокс, разрывающий извечный круг закономерностей (см. параграф 2.1.) Поэт пытался в эстетике парадокса выразить конфликтность собственного сознания и разрешить ведущие противоречия современной ему эпохи, именно этот фактор и определяет иронико трагическую пафосную доминанту его первого сборника «Стихи». Новая культурно-историческая ситуация, спровоцировавшая всеобщее настроение растерянности, экзистенциального страха, тоски, вынуждала поэта искать специфические формы выражения своего мировосприятия. Лирический герой А.Несмелова целенаправленно «выстраивает» своего рода защитную модель личностного поведения, позволяющую ему устоять перед абсурдом бытия. В программном стихотворении «Бронзовые парадоксы» Арсений Несмелое определяет своё философское, творческое и жизненное кредо:

И тебя, приблизившийся Некий, Свой пред кем увязываю труп, Я сражу не мудростью Сенеки, А усмешкой истончённых губ. Ты идёшь по городу пустому Уловлять звенящие сердца, Но - века! И ты поймёшь истому, Усмехаясь, тонко созерцать. (7, 66)

Герой Несмелова чувствует наслаждение от «истомы» насмешки в трагический момент смертельно опасного противостояния хаосу современной жизни и делает парадоксальный выбор: «Усмехаясь, тонко созерцать». Мотив созерцания у Несмелова трансформирует известный тютчевский образ «зрителя высоких зрелищ», созерцания мира в его «минуты роковые» («Цицерон»). Но если «зритель» у Тютчева лишь свидетель происходящего грандиозно мистериального действа, то герой А.Несмелова находится в эпицентре трагических событий, чувствует реальную опасность гибели. В бытии, развивающемся законами противоречий, герой А.Несмелова избирает мудрость «картавящего Петрония», саркастическая позиция которого, сомнение в возможности познания абсолютной истины оказывается для него плодотворнее попыток ее обретения абстрактно-логическими синопсисами. Ирония героя А.Несмелова принимает тотальный, всеобъемлющий характер, распространяется не только на материальное бытие, но и на ту сферу, где властвует «Некий», - символ трансцендентных сил, управляющих судьбой человека, и, одновременно, символ современности, воплощающий собой ее новый социально-исторический облик. Признавая, что все явления бытия изначально амбивалентны, двойственны, парадоксально сопряжены, герой А.Несмелова видит себя и жертвой, и победителем в споре с историей, временем, «новым» человеком.

Ирония в стихотворениях поэта владивостокского периода творчества приобретает характер мировоззренческого принципа, и в этом смысле она сродни романтической иронии. Берковскии Н.Я., опираясь на концепцию романтической иронии, теоретически обоснованной Ф.Шлегелем, замечает, что «вся полнота мировой жизни - в иронии и через иронию держит свой суд над ущербными явлениями ... . Ирония -устремленность к целокупной истине...» (65, 84-85). По замечанию Мехтиева В.Г. «... поэт-романтик, будучи свободным во всех проявлениях своего мироощущения, не знающий никаких ограничений в стиле, не был свободен от иронии, придавал её чуть ли не религиозное значение. В новом понимании иронии, благодаря которой романтик одновременно мог быть шутливым и серьёзным, откровенным и притворным заключалась энергия отрицания...» (147, 29-30). Романтическая ирония стала своего рода первичной моделью «нигилистической» иронии декадентской литературы начала XX века, выразившейся как в снижении социально-этических требований к творчеству, так и в «тотальном пародировании и самопародировании искусства» (131, 132). Колобаева Л.А., обращаясь к поэзии И.Анненского, художественное мироощущение которого, на наш взгляд, во многом совпадает с несмеловским, делает вывод, что ирония в творчестве этого поэта, называвшего себя «сыном больного поколения», 139 «не просто один из элементов поэтической формы, а фундаментальное качество мировосприятия, философии поэта» (116, 21). Ирония у Анненского, считает исследовательница, «всеохватывающая и трагическая, становится универсальным способом его поэтического видения» (116, 25). Ирония в творчестве многих поэтов начала XX века становится не просто расхожим поэтическим приемом, а экзистенциальным «способом существования», ирония помогает заявить художникам о своем неприятии несовершенства мира.

За иронией в стихотворениях раннего Арсения Несмелова чаще всего скрывается не только скептическая усмешка, но и отрицание существования «окончательной истины». Ирония обнажает экзистенциальный характер мироощущения поэта: признание абсурдности бытия, отчужденности личности от мира. Траги-ироническая интонация окрашивает все программные стихотворения сборника, становится своеобразным индивидуальным «знаком» стиля поэта владивостокского периода творчества.