Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика пространства и времени в лирике Арсения Несмелова Панишева, Наталья Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Панишева, Наталья Александровна. Поэтика пространства и времени в лирике Арсения Несмелова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Панишева Наталья Александровна; [Место защиты: Вят. гос. гуманитар. ун-т].- Киров, 2013.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/303

Введение к работе

Диссертационное исследование посвящено изучению поэтики пространства и времени в лирике поэта и прозаика первой волны русской литературной эмиграции, обосновавшегося в Китае, Арсения Несмелова (Арсения Ивановича Митропольского; 1889–1945). Несмелов – один из самых значительных поэтов «русского Китая». В тридцатые годы XX века стихи Несмелова можно было встретить не только в периодической печати Харбина и Шанхая, но и на страницах литературных газет, журналов и альманахов Парижа, Праги, Берлина, Чикаго, Сан-Франциско и многих других центров русской эмиграции. Его творческое наследие – шесть поэтических сборников, изданных при жизни автора, около двухсот стихотворений, не вошедших в сборники, пятнадцать поэм, а также повести, мемуары и рассказы.

На страницах отечественных периодических изданий произведения Несмелова появились сравнительно недавно – в 1980-х годах. Первые публикации поэта-эмигранта на родине представляли собой небольшие поэтические подборки, которые предварялись короткими вступительными статьями биографического характера. В 1990 году была издана книга Несмелова «Без Москвы, без России», куда вошли прижизненно изданные поэтические сборники Несмелова, несколько поэм и рассказов. В 2006 году во Владивостоке было выпущено двухтомное собрание сочинений Несмелова, в которое были включены почти все выявленные к тому моменту поэтические произведения писателя (написанные под основным псевдонимом «Арсений Несмелов»), а также поэмы и прозаические произведения.

Высокое художественное дарование Несмелова, публикации его стихов в различных журналах, альманахах и литературных энциклопедиях, переводы его произведений на другие языки, значительное число исследований, посвященных его творчеству, свидетельствуют о том, что оно востребовано в современной России.

Научная разработанность темы. Научный интерес к творчеству представителей дальневосточной ветви русской эмиграции определился в 90-х годах XX века. На писателей «русского Китая» обратили внимание такие исследователи, как В. В. Агеносов, Е. В. Витковский, А. А. Забияко, Г. В. Мелихов, А. А. Хисамутдинов, С. И. Якимова и др. На первых этапах изучения литературы Дальнего Востока интерес для исследователей представляли история литературы Дальневосточного зарубежья, общие тенденции ее развития, проблематика и художественное своеобразие русской поэзии на Дальнем Востоке. В начале XXI века был опубликован ряд работ, посвященных жизни и творчеству представителей дальневосточной ветви русской эмиграции, среди этих публикаций были и работы, посвященные творчеству Несмелова.

К изучению творческого пути Несмелова обращались такие исследователи как О. А. Бузуев, Н. В. Епишкина, О. Н. Романова, Т. К. Савченко, И. С. Трусова и др. Внимание авторов работ в основном было сосредоточено на изучении творческой биографии Несмелова, проблемах его поэтической системы, культурного контекста творчества, а также особенностях языка и стиля Несмелова.

Обзор научной литературы, посвященной жизни и творчеству Несмелова, позволяет сделать вывод о том, что интерес к литературе «русского Китая» и, в частности, к Несмелову, стабильно растет. Однако в научном освоении поэзии Несмелова существует ряд проблем, степень разработанности которых нельзя считать достаточной. Одной из них, на наш взгляд, является проблема системного исследования пространственно-временной организации художественного мира Несмелова. Этим обуславливается актуальность работы, посвященной анализу хронотопа лирических произведений Несмелова.

Научная новизна работы определяется обращением к ранее специально не изучавшемуся вопросу формирования и изменения пространственно-временных координат в лирике Несмелова. Результаты исследования выявили специфику и эволюцию художественного творчества поэта. В работе впервые проанализированы мотивы пространственного перемещения и ключевые для лирики Несмелова хронотопические образы.

Объектом исследования являются лирические произведения Несмелова, опубликованные с 1921 по 1941 годы. Предметом исследования стали категории пространства и времени в указанных произведениях, их функции и способы воплощения в художественных текстах.

Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы выявить особенности формирования и эволюции пространственно-временной системы художественного мира Несмелова. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

– выявить значимые хронотопические мотивы и образы в лирике Несмелова;

– проанализировать особенности их формирования и функционирования в ранней и зрелой лирике поэта;

– определить художественные приемы, используемые поэтом для создания основных пространственно-временных образов;

– рассмотреть эволюцию поэтики Несмелова, основываясь на анализе изменений пространственно-временной структуры художественного мира Несмелова;

– проанализировать роль пространственно-временной категории граница в произведениях Несмелова;

– рассмотреть комплекс мотивов, воплощающих ситуацию преодоления границы.

На защиту выносятся следующие положения

1. Определяющей особенностью поэтики хронотопа у Несмелова является организация художественного пространства и времени на основе оппозиций, таких как родина/чужбина, реальность/иллюзия, имманентное/трансцендентное.

2. В ранней лирике (владивостокский период) имманентное пространство реального мира (сфера временного) противопоставляется трансцендентному пространству грез, условной реальности вдохновения (вечное).

3. В зрелой лирике (харбинский период) в основе организации художественного мира лежат социально-историческая антитеза родина/чужбина и онтологическая антитеза жизнь/смерть.

4. Разделение художественного мира на независимые пространственно-временные системы становится возможным вследствие деструктуризации изначального гармоничного пространства. Под деструктуризацией мы понимаем последовательное разрушение пространственно-временных связей, в процессе которого деформируется привычная система координат художественного мира Несмелова.

5. Идеальное пространство утраченной родины соотносится в лирике Несмелова с концепцией линейного времени и объединяет в себе идеальное пространство прошлого, сферу иллюзий и область небытия. Пространство чужбины противопоставляется пространству родины и соотносится с концепцией циклического времени.

6. Организующим центром художественного мира Несмелова является граница, не только разделяющая художественный мир на автономные пространственно-временные системы, но и представляющая собой самостоятельное пространство, к которому зачастую принадлежит лирический герой.

7. Центральным сюжетом большинства зрелых произведений Несмелова становится ситуация преодоления лирическим героем границы между самостоятельными художественными пространствами, реализующаяся через мотивы памяти, сна, а также через мотивы пространственного перемещения, такие, как полет и отплытие.

8. Значимыми хронотопическими образами в лирике Несмелова являются топосы степи, поля, железной дороги, а также топосы, реализующие семантику границы, такие, как река, окно, берег моря.

9. Цветовые и звуковые образы в лирических произведениях Несмелова наиболее распространены как способы выражения пространственно-временных отношений.

В качестве методологической и теоретической базы исследования были использованы труды В. В. Абашева, Н. П. Анциферова, М. М. Бахтина, А. Н. Веселовского, Б. М. Гаспарова, А. К. Жолковского, В. В. Заманской, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, В. Я. Проппа, Н. Д. Тамарченко, В. Н. Топорова и др., а также работы основных исследователей дальневосточной ветви эмиграции и творчества Несмелова, таких, как В. В. Агеносов, О. А. Бузуев, Е. В. Витковский, А. А. Забияко, Ю. Иванов, Б. Кодзис, В. Крейд, И. С. Трусова, Э. Штейн и др. Основой исследования стали системно-типологический, структурно-функциональный и сравнительно-исторический методы, сочетающиеся в диссертации с принципом целостности анализа художественного произведения.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней представлено системное исследование пространственно-временной организации художественного мира Несмелова и выявлены изменения пространственно-временной структуры, связанные с эволюцией художественных исканий автора. Анализ хронотопической организации художественного мира Несмелова позволяет расширить представление о его философских взглядах, об отношении автора к важным историческим событиям и о самобытности его поэтической системы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения хронотопа в поэмах и прозе Несмелова. Выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в разработке учебных курсов по литературе русского зарубежья, спецкурсах и семинарах, посвященных творчеству Арсения Несмелова и в целом дальневосточной ветви эмиграции, при чтении лекционных курсов по истории литературы русского зарубежья на филологических и других гуманитарных факультетах высших учебных заведений.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре русской и зарубежной литературы Вятского государственного гуманитарного университета. Основные положения диссертационного исследования излагались в докладах на научных конференциях: Международные юбилейные Гриновские чтения (Киров, 2010 г.), IV Международная научно-практическая конференция «Современная филология: теория и практика» (Москва, 2011 г.); нашли отражение в 6 опубликованных работах.

Структура и объем диссертации. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 122 наименования. Общий объем диссертации 150 страниц.

Похожие диссертации на Поэтика пространства и времени в лирике Арсения Несмелова