Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литературная критика газеты "Пермские губернские ведомости" : 1890-1917 годы Масальцева Татьяна Николаевна

Литературная критика газеты
<
Литературная критика газеты Литературная критика газеты Литературная критика газеты Литературная критика газеты Литературная критика газеты Литературная критика газеты Литературная критика газеты Литературная критика газеты Литературная критика газеты
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Масальцева Татьяна Николаевна. Литературная критика газеты "Пермские губернские ведомости" : 1890-1917 годы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Пермь, 2006.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/207

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Общая характеристика литературной критики «Пермских губернских ведомостей» рубежа XIX- XX веков 16

1.1. Литературная критика в газете рубежа XIX-XX веков 17

1.2. «Пермские губернские ведомости» в конце XIX - начале XX веков 25

1.3. Жанровое своеобразие литературно-критических публикаций «Пермских губернских ведомостей» 48

1.4. Критики «Пермских губернских ведомостей» о литературной традиции и критериях оценки современного литературного произведения

Глава II. Проблематика литературно-критических публикаций «Пермских губернских ведомостей» 97

2.1. Тенденции развития русского реализма в литературно-критических публикациях «Пермских губернских ведомостей» ...98

2.2. Литература русского модернизма в критических публикациях «Пермских губернских ведомостей» 111

2.3. Проблемы региональной литературы в литературной критике «Пермских губернских ведомостей» 126

Глава IIІ. Ведущие критики «Пермских губернских ведомостей» в конце XIX - начале XX веков 133

3.1. Н.А. Синицын (1896-1898 годы) 133

3.2. СВ. Виноградов (1909 -1910 годы) 144

3.3. Чубин («Черномор») (1912 -1916 годы) 156

Заключение 170

Список использованной литературы 175

Введение к работе

В отечественных гуманитарных пауках в последние полтора десятилетия все более отчетливо дает о себе знать своего рода провинциальный вектор. Он сказывается в существенном росте интереса к исследованиям проблем и фактов региональной истории и культуры, в усилении роли краеведени;:. В этой тенденции проявляется общий сдвиг внимания гуманитарных исследований от глобального к локальному, от универсального к частному, от центрального к периферийному. Характерно поэтому укрепление статуса микроистории и устной истории в историографии, интерес к повседневным речевым практикам в лингвистике, внимание к литераторам второго и третьего ряда, к явлениям массовой беллетристики и так называемому наивному письму в литературоведении.

В связи с развитием региональных историко-литературных исследований закономерен рост интереса к местной периодике, прежде всего к газетной. Для большинства провинциальных городов России в XIX и в. начале XX в. именно газета являлась едва ли не единственной площадкой литературной жизни. На. страницах газеты появлялись литературно-художественные публикации малых жанров, здесь нередко начинались творческие биографии будущих писателей, на страницах газеты развивалась местная литературная критика как одна из главных форм выражения культурного самосознания. . ,

Таким образом, изучение газетных материалов дает возможность реконструировать движение литературной жизни отдельного региона, динамику его развития, позволяет представить, как выглядела литература столиц в провинции, с точки зрения среднего провинциального читателя. Поэтому анализ газетной литературной критики в региональных изданиях занимает важное место в современном литературоведении и представляет несомненный научный интерес в теоретическом и в историко-литературном аспекте.

Рубеж XIX - XX вв. - время качественных перемен в литературной жизни России, вызванных'^противоречиями общественно-политического, экономического, идеологического развития государства. Литературная критика того времени определяется тенденциями в общественной жизни: появлением новых течений, пересмотром традиционной системы ценностей. Литературно-критические газетные публикации рубежа веков отразили практически весь спектр мнений, характеризуя возможно исчерпывающим образом новые тенденции развития литературы.

В начале XX в. количество газет в России стремительно увеличивалось. Именно у газетной литературной критики была наиболее многочисленная читательская аудитория. Газета превратилась в самостоятельную сферу литературной жизни рубежа веков, став важным фактором общего процесса ее демократизации. Характерно, что творческое становление многих писателей этого времени (А.П. Чехова, A.M. Горького, А.И. Куприна, А.В. Амфитеатрова, В.М. Дорошевича и др.) неразрывно связано с газетой.

Дореволюционная журналистика России, особенно газетная, а
провинциальная тем более, изучена пока ещё недостаточно, хотя
региональная газетная литературная критика - весьма важная часть русского
литературного процесса рубежа XIX - XX вв. Освоение пермской газетной
критики - еще один шаг к актуализации значения региональной газетной
Ь критики в общероссийском историко-литературном процессе.

Применительно г.. периоду конца XIX - XX вв., содержательное
изучение газеты как источника сведений о литературной жизни, анализ роли
газеты как фактора литературного процесса становится особенно
актуальным. В условиях ярко выраженной «литературоцентристскои»
ориентации культуры России газета превратилась в мощное средство
формирования литературных вкусов, она поддерживала литературную моду,
создавала литературные сенсации. При этом газетная литературная критика
f. становилась одним из проявлений тенденции сближения литературы и

газеты. Это новое качество газеты не раз отмечалось в исследованиях историков журналистики (Б.И. Если, Э.В. Летенков, С.Я. Махонина).

Несмотря на оживление интереса к проблемам дореволюционной русской литературной критики рубеж XIX - XX вв. остается достаточно сложной областью научной интерпретации. Проблемы литературной критики России (критики преимущественно журнальной) на рубеже XIX - XX вв. были рассмотрены в трудах Б. И.Есина, А. Н.Боханова, Б. П. Балуева, И.С. Вахрушева и многих других ученых в связи с анализом общественно-политической позиции отдельных газет или в связи с изучением творчества тех или иных писателей, но в литературоведческом аспекте они изучались мало. Критика газетная стала предметом научного анализа относительно недавно, долгое время обращение к газете как к источнику сведений о

1 литературном процессе носило факультативный характер; когда возникла

потребность в появлении специальных работ, в которых литературно-критический газетный материал стал бы предметом отдельного анализа. На это в своё время обратил вглмапие А.П. Чудаков, определивший значение «массовой» газетной критики в формировании литературного процесса, говоря о необходимости создания библиографии прижизненной критики.о Чехове.

Отечественные исследователи обращались к истории русской

\ периодики, изучая социологию литературы, анализируя процессы,

происходящие в литературной культуре (выделение различных сегментов читательской аудитории, создание или разрушение литературных репутаций и пр.). Опыт российских периодических изданий осмысляется, в частности, в работах Б.В. Дубина, Л..Д. Гудкова, А.И. Рейтблата. Однако литературная критика (преимущественно журнальная) изучалась как социокультурный механизм, контролирующий ^литературу, или как механизм выработки и распределения символических ценностей, таким образом, изучение

. литературно-критических публикаций в литературоведческом аспекте

практически не производилось.

Как отмечал казанский исследователь литературной газетной критики В.Н.Коновалов [Коновалов; 1996; 14], газетная критика регионов России и газетная критика вообще специально довольно слабо изучена, иногда включается в общий состав критики какого-либо литературного периода, направления или конкретного писателя. Связана эта традиция отечественного литературоведения, по-видимому, со сложившимся стереотипом восприятия газетной критики как явления второстепенного, предназначенного не для специалиста, а для общей читательской массы. Именно это качество газетной критики и является ее несомненным достоинством: на рубеже XIX - XX вв. только газетная литературная критика (далее ГЛК) имела возможность быстрого и действенного общения с читателем, формирования в последнем определенной системы взглядов. Кроме того, она включала в свое поле зрения практически все явления литературной и общественной жизни. Именно в ГЛК процессы выработки приемов и способов воздействия на читатедя на понятном ему языке постоянно совершенствовались: по мнению В.Н. Коновалова, критики писали с учетом аудитории, адаптируя формы своего языка к уровню читателя и подходя к этому творчески, изобретая новые приемы, в том чиілє и языковые. Таким образом, ГЛК была необходимой составляющей общественной жизни.

Нельзя сказать, что в связи с изменением системы печати и выдвижением газеты в качестве основного СМИ ГЛК стала определяющей формой литературной критики, но изменение самой системы литературной критики было несомненным. Именно на рубеже XIX - XX вв. функции ГЛК и журнальной критики окончательно сформировались и функционально отделились друг от друга: за журналом оставались «тяжеловесные» библиографические отделы, проблемные статьи и «гранд»-рецензии [Тертычпый; 2006; 221]; газета оперативно откликалась на текущие события литературного процесса, хотя и не чуждалась теоретических проблем. ГЛК, таким образом, предъявляла .новость, формировала читательский интерес к ней, давала ее первичную оценку, разъясняя культурную и общественную

значимость события. В свяЛі с этим особый интерес изучения ГЛК - в возможности анализа непосредственного отражения общественного сознания того времени.

Исследователи литературного процесса рубежа веков не склонны были брать в расчет литературную деятельность русской провинции, видимо, потому что жизнь в русской провинции традиционно представлялась средоточием застоя, косности, в котором нет места никакому развитию или движению вообще. Развитие литературного процесса традиционно считалось прерогативой Москвы и Петербурга. При всей их значимости в общероссийской литературной жизни, представление о провинции как о месте, где жизнь полностью заглохла, лишившись какой-либо значимой культуры, представляется, по меньшей мере, ошибочным. Провинциальная

* жизнь на рубеже XIX - XX вв. привлекала русских писателей и критиков

именно потому, что представляла собой неиссякаемый источник не только событий, процессов, развития промышленности, но и источник плодотворных идей, в каких-то случаях имеющих и общероссийскую значимость. Подобную точку зрения на литературные ресурсы провинции разделяли еще Н.А. Добролюбов [Добролюбов; 1962; 402] и А.Н. Пыпин. Они считали, что литература может быть национальной только тогда, когда включает в себя, перерабатывает литературные силы провинции, которые

$ наиболее непосредственно связаны с «живой общественной

действительностью, с практическими и нравственными потребностями» россиян [Пыпин; 1907; 359]. ;.

При этом критиками учитывалась определенная зависимость
провинциальной литературы от центральной, часто переходящая в
подражательность. Сразу отметим, что восприятие провинциальной
литературы, как литературы вторичной, подражательной существовало и в
литературоведении: в работах некоторых исследователей 1980-90-х гг.
; [Дед/сое; 1981; Куприяповскнй; 1988; Гудков; 1998] представлена подобная

точка зрения.

Безусловно, нами учитывается то обстоятельство, что в соответствии со сложившейся в России системой культуры провинциальные опыты литературной критики, как правило, не принимались во внимание исследователями, так как они характеризовались отставанием от столичных процессов, которое могло составить и несколько десятилетий.

Такой «отстающей» пермская литературная газетная критика действительно выглядела до конца 1890-х гг. XIX в., когда произошло резкое количественное и качественное изменение литературно-критических публикаций. Обратившись к периодике конца XIX - начала XX вв. и интерпретировав ее общественно-литературную миссию в местном культурном контексте, можно с уверенностью утверждать, что этот скачок во многом был подготовлен развитием газет и появлением газетных деятелей, а именно профессиональных журналистов-критиков.

Анализ литературно-критических опытов провинциальной прессы начался в 1970-80-е гг., когда обозначился устойчивый научный интерес к региональным литературным процессам, дополняющим представление о литературном процессе России в трудах Г.В. Антюхина, Х.С, Булацева, Л.Е. Бушканец, О.Г. Ласунского и др. [Лнтюхин; 1973; Булацев; 1981; Бушкапец; 1985; Ласунский; 1981]. Вследствие идеологической ангажированности общественного сознания материалом для исследования выбирались преимущественно частные региональные газеты, которые сравнивались с центральными. Весомый вклад в изучение собственно провинциальной ГЛК внесли работы, посвященные периодике Грузии [Баканидзе; 1983] и Сибири [Чмыхапо; 1993; Юсупова; 1970] , Таким образом, в 1970 - 1990-е гг. газетная критика изучалась постоянно и результативно: в научный оборот вводился и систематизировался материал, предлагались методики анализа крупных направлений критики и литературно-эстетических взглядов ведущих критиков. Однако говорить о том, что ГЛК регионов исследована в достаточной мере, было бы

преждевременным: до сего времени ряд провинциальных газет (особенно правого направления) оставался вне сферы научных интересов.

В связи с исследованием региональных литератур в 1980 - 1990-е гг, интерес литературоведов также сосредоточен на газете. Изучение литературной жизни любой провинции начинается с интерпретации газеты -основного источника как краеведческих, так и историко-литературных исследований. Методика анализа материалов провинциальных газет была представлена в диссертации тверской исследовательницы Л.Л. Смирновой «Провинциальная периодика как источник, материала для изучения литературной жизни Верхневолжья в XIX в.» (1996), а также в трудах казанской литературоведческой школы: В.Н. Коновалова, В.Н. Азбукина, Л.Я. Вороновой, Б. И. Кол макова, Л.М. Пивоваровой, Л.Ф. Хайрутдиновой и

г др. [Коновалов; 1996; Азбукин, 1996; Воронова; 1996; Колмаков; 1996;

Пивоварова; 1986; Хаирутдшюва, 2000]. Казанская школа сформировала традиции обращения к местной печати, выделила ГЛК в самостоятельный предмет изучения. Методика изучения ГЛК, предложенная казанской литературоведческой школой включает в себя выявление общих закономерностей развития различных направлений ГЛК определенного периода, своеобразие жанровой системы ГЛК и детальный анализ критических материалов отдельных газет разнообразных направлений, а

К также рассмотрение деятельности ведущих критиков этих газет в выбранный

период времени. Но труды литературоведов казанской школы касались только центральной и казанской периодической печати.

Изучение региональной ГЛК также вошло в сферу научных интересов
ученых Саратова. Проблемы читательского восприятия текстов, в том числе
и газетных, исследовались в работах саратовских ученых-филологов
В.В.Црозорова, Е.Г.Елиной, .Л.Е.Герасимовой [Прозоров; 2005; Губернская
власть и словесность; 2003] и других: труды этих авторов анализировали
S механизмы воздействия (идеологические, психологические, эмоциональные)

литературного критика на аудиторию.

Исследований, специально посвященных ГЛК губернских ведомостей нет, хотя существует исследование Л.Л. Смирновой, посвященное литературным публикациям Ярославских и Костромских губернских ведомостей.

Для исследований пермских ученых, анализирующих историю литературной жизни Перми, весьма существенна опора на традиции изучения региональной литературы, которые были заложены в 1920- 1930 гг. трудами Н.К. Пиксанова, И.М. Гревса, П.Н. Сакулина, Н.П. Анциферова [Пиксанов; 1928; Гревс; 1926; Сакулищ 1990; Анциферов; 1991]. В Пермском университете это направление научного краеведения в 1920-е гг. достойно представлял П.С. Богословский. В частности, в ряде статей он рассмотрел местную периодическую печать в качестве самостоятельного источника

- историко-литературных исследований. Отдельные аспекты становления

местной литературной критики были рассмотрены в статьях М.А. Галиной о пермской журналистике 1840 - 1960 гг. [Ганина; 1973], В.А. Кустова о газетных публикациях, посвященных проблемам фольклора [Кустов; 1973], В.В. Абашева [Абашев; 1998], Е.Г.Власовой [Власова; 2000]. Пермская периодика начала XX ..системно анализировалась в работах сотрудников Лаборатории городской культуры и СМИ кафедры журналистики Пермского госуниверситета. Важным результатом деятельности лаборатории стал

\ аннотированный библиографический указатель «Литературная жизнь России

конца XIX - начала XX вв. по материалам периодической печати Перми (1890 - 1917 гг.)», куда, в частности, вошли материалы, полученные в ходе реферируемого исследования. Однако, несмотря на имеющийся серьезный задел в научном освоении наследия пермской периодической печати, системных исследований литературно-критической деятельности пермской периодики ранее не проводилось.

Несмотря на формирование интереса литературоведов к газетным

; литературным материалам, ежедневная периодика в литературной жизни

именно рубежа XIX - XX. вв. не получила все же целенаправленного

литературоведческого внимания. Среди названных исследований только труды Л.Ф. Хайрутдиновои и Е.Г. Власовой связаны с интересующим нас периодом.

Актуальность диссертационной работы связана именно с повышенным интересом современного литературоведения к проблемам региональной культурной жизни, к месту региона в развитии культурной жизни всей страны, а также с постановкой проблемы роли газеты в литературной жизни провинции. Анализ литературно-критических публикаций способен дать представление о смене культурной парадигмы в общественном сознании на рубеже XIX - XX вв., а также о месте литературной критики в контексте культурой жизни провинции того времени.

г Новизна работы заключается в том, что она является первым

комплексным и наиболее полным исследованием системы и структуры. литературной критики «Пермских губернских ведомостей» (далее ПГВ), места и роли литературно-критического отдела в общем контексте газеты; выявлен и введен в научный оборот значительный по объему, содержанию и тематике критический материал, рассмотрено творческое наследие и художественно-эстетические взгляды ведущих критиков ПГВ. Также новизна исследования заключается в постановке проблемы соотношения в

і публикациях ПГВ общероссийского и регионального аспектов историко-

литературного процесса, iv: также в историко-литературном аспекте: исследование предлагает более полное представление о ГЛК того времени, распространении новаций центра в провинции.

Объектом диссертационного исследования являются литературно-критические материалы, опубликованные в ПГВ с 1890-го по 1917 г. (всего просмотрено 7156 номеров газеты). Это традиционно выделяемый в науке период истории русской литературы конца XIX - начала XX вв. С другой

* стороны, временные рамки этого периода образуют и естественные границы

процесса становления профессиональной литературной критики в ПГВ:

начальная дата связана с общим ослаблением цензуры в начале 1890-х гг., результатом которого стал выход самостоятельных выпусков неофициальной части губернских «Ведомостей», а разделение официальной и неофициальной частей ПГВ произошло в 1894 г. Последняя дата установлена в соответствии с теми изменениями, которые произошли в русской периодической печати после 1917 г., а именно закрытием ПГВ. Всего в ходе исследования было выявлено и проанализировано 2144 литературно-критических публикации разных жанров. Ценные для исследования материалы по истории и редакционной политике газеты обнаружены в архивных фондах сотрудничавших с ПГВ журналистов В.А. Весновского, Е.Н. Косвинцева, И.Г. Остроумова, А.К. Шарца (Государственный архив Пермской области). К сожалению, архив редакции ПГВ утрачен, поэтому

і подлинное авторство многих статей и заметок, опубликованных под

псевдонимами, установить не. представилось возможным.

Предмет диссертационного исследования - история литературной критики в ПГВ в ее жанровом, проблемно-тематическом аспектах, основных тенденциях и этапах развития. Особое внимание уделено анализу литературно-критической деятельности ведущих критиков газеты.

Цель исследования - комплексный анализ тематики, проблематики и жанровой системы литературной критики ПГВ в общественно-литературном

t контексте рубежа XIX - XX вв. Постановка цели работы определила задачи

исследования:

— проанализировать эволюцию системы литературно-критических
жанров газеты;

.— выявить ведущие темы и проблемы литературной критики;

— изучить тенденции развития литературно-критической
деятельности ПГВ;

— исследовать литературно-критические публикации ведущих
k критиков ПГВ, особенности их литературно-критических

концепций.

Выбор ПГВ основывается на социальной и литературной репрезентативности этого издания. Именно ПГВ оказались наиболее стабильным органом, позволившим объединиться всем творческим силам города в непрерывном и насыщенном локальном литературном процессе.

Литературно-критические материалы были выявлены в результате
фронтального просмотра перечисленных изданий, который был проведен на
базе основных хранилищ пермской дореволюционной периодики: Пермской
научно-технической областной библиотеки имени Горького, библиотек
Пермского краеведческого музея и Пермского государственного архива,
Российской Государственной библиотеки в Москве и Российской
национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. К сожалению, архив
редакции ПГВ утрачен, хотя материал по истории газеты содержится в
- архивных материалах ГАПО (фонды отдельных журналистов того периода,

позволивших восстановить неизвестные факты истории местной периодики). Другую часть источников составляют опубликованные материалы справочного характера. .

Методологическую .основу работы составляет историко-
типологический метод, сочетающий в себе изучение истории литературы,
литературной критики и журналистики с элементами культурно-
исторического метода, а также метода жанрового анализа. Теоретическую
і базу составили исследования, касающиеся специфики жанров газетной

критики (работы А.Г. Бочарова, М.С. Черепахова, В.В. Ученовой и других), а также специфики собственно газетной литературной критики (В.Н. Коновалова, Л.М. Пивоваровой, Л.Я. Вороновой, Б.И. Колмакова, Л.Ф. Хайрутдиновой). Кроме этого, мы опирались на труды по проблемам методологии и теории литературной критики (В.М. Горохова, Ю.Б. Борева, Б.Ф. Егорова, М.Г. Зельдовича, А.С. Бушмина, В.Д. Пельта).

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Во
і Введший содержится общая; характеристика работы, намечаются основные

направления, связанные с изучением ГЛК, определяется методологическая база исследования.

В первой главе «Общая характеристика литературной критики "Пермских губернских ведомостей" рубежа XIX - XX вв.» роль и значение «Пермских губернских ведомостей» рассматриваются в системе провинциальной печати рубежа XIX - XX вв. Здесь определяется также роль литературной критики в контексте газеты, характеризуется отражение в ПГВ общих тенденций развития прессы и прослеживается роль редакторов и некоторых журналистов в формировании направления газеты. Кроме этого, анализируется система литературно-критических жанров ПГВ и ряд критериев оценки литературного произведения.

Во второй главе «Проблематика литературно-критических публикаций «Пермских губернских ведомостей» рассмотрена основная проблематика литературно-критических публикаций ПГВ, через которую проявлялось главное направление газеты, а именно тенденции развития русского реализма, восприятие литературы русского модернизма в критических публикациях ПГВ, а также проблемы региональной литературы в литературной критике ПГВ.

В третьей главе «Ведущие критики «Пермских губернских ведомостей» в конце XIX -.начале XXвв.» рассматривается деятельность критиков Н.А.Синицына, С.В.Виноградова и Чубина, представляющих основные, выделенные в ходе исследования периоды развития литературной критики ПГВ. Их публикации оказались наиболее репрезентативными и не только повлияли на взгляды читателей и критиков-коллег, но и определили направление дальнейшего развития литературно-критических идей ПГВ.

В Заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы.

Диссертационное исследование имеет определенную теоретическую значимость. Она заключается в расширении представлений о развитии литературной жизни в провинции на рубеже XIX - XX вв., а также о

характере рецепции «большого» литературного процесса провинциальными критиками. Представляет интерес предложенная в работе периодизация развития литературной критики в крупном провинциальном центре России.

Апробация основных положений работы состоялась в докладах, представленных на международных, всероссийских, региональных и межвузовских научных конференциях в Тюмени, Екатеринбурге, Иваново, Перми и Соликамске. Основные идеи диссертации изложены в ряде публикаций автора1. Материалы исследования вошли также в аннотированный библиографический указатель «Литературная жизнь России конца XIX - начала XX веков по материалам периодической печати Перми (1890 - 1917 годы)», высоко оцененный экспертами и получивший грант института «Открытое общество» «Россия - XX век. Электронные публикации» (2001). Результаты исследования также используются в учебных курсах «История отечественной, журналистики XIX века» и «История пермской периодической печати», предназначенных для студентов, , обучающихся по специальности «Журналистика».

Пермская журналистика «серебряного века» о творчестве А.С. Пушкина (в связи со 100-летием со дня
рождения) // Пермский край: прошлое и настоящее: материалы Междунар. науч.-лракт. конф. - Пермь, 1997.
- С, 152; Значение наследия славянофилов для пермской журналистики «серебряного века» // Славянский
мир в контексте диалога культур: материалы 3-й Междунар, науч. конф. - Пермь, 1998. - С. 132-133;Жизнь
' и творчество Бальмонта в пермской журналистике «серебряного века» // Константин Бальмонт, Марина

Цветаева и художественные искания XX века: межвуз. сб. науч. тр. - Иваново, 1999. - С. 117-1 19;И.С. Тургенев в пермской журналистике «серебряного века» (поиски ценностных ориентиров русской провинции) // Славянский мир в контексте диалога культур: материалы 4-й Междунар. науч. конф, - Пермь, 1999. - С, 134 - 135; Образ предпришшагельства в русской литературе глазами пермского журналиста

«серебряного века» // Родовое сознание у, духовное предпринимательство: материалы Междунар, молодеж.
науч.-практ. конф. - Пермь, 2002. - С. 197-199; «Поиски идеальной женщины» в русской литературе: по
материалам пермской периодики «серебряного века» // Изменяющийся языковой мир: материалы
Междунар. науч. конф. - Пермь, 2002. - С. 41-43; Литература русского модернизма в пермской
журналистике (1890 - 1917 гг.) // Региональные культурные ландшафты: история и современность, -
Тюмень, 2004. - С, 270-276; Пермская журналистика «серебряного века» о мифологии повседневности // К
120-лстшо В.В, Каменского: материалы обл. юнош. чтений.-Пермь, 2004.-С.45-47; Пермские писатели па
страницах местной периодической печати (1890 - 1917 гг.) // Лингвистические и эстетические аспекты
анализа текста и речи. - Соликамск, 2005. - С. 420-425; Литературная критика «Пермских губернских
ведомостей» в 1890 - 1917гг. // Михаил Осоргип: художник и жутлшист. _ Пермь, 2006. - С. 157-164;
Русский литературный процесс 1890 - 1910 гг. в пермской периодической печати рубежа XIX - XX вв. //
Вести. Помор, ун-та. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». - 2006. - №6, - С. 295-298; Сергей
< Виноградов - ведущий критик «Пермских губернских ведомостей» // Литературное краеведение Прикамья:

материалы науч.-практ. конф. 25 аир. 2006 г. / Перм. гос. краев, универс. б-ка им. A.M. Горького. - Пермь, 2006.-С. 4549.

Литературная критика в газете рубежа XIX-XX веков

На рубеже веков количество газет и журналов растет настолько интенсивно, что исследователи (С. Махонина, Б. Есин, Э. Хайрутдинова) говорят о переживании системой печати настоящего бума. Справочник по русской периодической печати приводит цифры: в 1901 - 1916 гг. насчитывалось 14 000 периодических изданий (из них московских и петербургских - более 6 тысяч). К 1900 году в системе периодической печати России роль большой качественной газеты (основного типа СМИ в 1880-е годы) становится менее ..значимой; происходит развитие сложной многоярусной системы разнообразных типов и подтипов изданий, имеющих признаки качественной, информационной, массовой и бульварной газеты, выраженных в большей или меньшей степени. В первые десятилетия XX в. продолжается количественный рост ежедневных газет. К 1912 г. количество ежедневных газет возрастает до 417 [Махотша; 1991; 17].

Еще одна особенность газеты рубежа веков - преобладание среди ее сотрудников журналистов-профессионалов, журналистов-практиков [Летенков; 1988; 03]. Потребность газеты в образованных, мыслящих, владеющих пером людях способствовала формированию новой прослойки русской интеллигенции — журналистов-газетчиков. Яркими представителями этой профессии были в 1870 - 1880-е гг. А.С.Суворин, В.П. Буренин, В.А. Гиляровский, Вас.И. Немирович-Данченко. Газеты притягивали также многих видающихся ученых, писателей, критиков. В них охотно сотрудничали Ф.Д. Достоевский, В.Г. Короленко, Гл.И. Успенский, А.П. Чехов, П.Д.Боборыкин, Н.К.Михайловский. О том, чем привлекала газетная работа, написал в своих воспоминаниях A.M. Скабичевский: «Меня манила к себе газетная работа, меня увлекала перспектива быть ежеминутно начеку ежедневных злоб дня, откликаться, так или иначе, на каждую приходящую мелочь, подчас важную и волнующую, но недоступную тяжеловесным журнальным статьям именно как мелочь» [Русская литературная критика 70 - 80 гг.; 1986; 109]. Менялись и читательские требования к газете - повышенный интерес к газете универсального содержания определил необходимость оперативности и разнообразия публикуемых материалов . я сочетании с высокой информационной насыщенностью и легкостью, занимательностью изложения. Все это не могло не сказаться на структуре периодики России.

Изменения в структуре периодической печати России конца XIX -начала XX вв. сказались не только на соотношении изданий с той или иной социально-политической ориентацией или соотношении государственных и частных газет, а также универсальных и ведомственных [Кошаков; 1996; 15]. Изменилось и соотношение столичной и провинциальной печати в пользу последней; мощные технические достижения достигли провинции (информационные агентства, телеграф, типографии с усовершенствованным оборудованием) и способствовали более оперативному информационному обмену, поэтому русская провинция была включена в культурные процессы того периода, в том числе и литературный. Провинциальные газеты рубежа веков, как и столичные, участвуют в процессе формирования жанров массовой литературы или системы жанров литературной критики.

В исследованиях Э. Хайрутдиновой подчеркивается приоритетный рост провинциальной прессы по сравнению с прессой столиц, а также скачкообразный характер ее развития, обусловленный важнейшими общественно-политическими событиями (русско-японской войной, революцией 1905 г, и т. д.).

Особенностью русскс": прессы после октября 1905 г. становится политизация: увеличивается количество материалов, посвященных политической жизни России, появляются газеты, выполняющие функции партийных органов и общественных объединений. Это также период нестабильности большинства таких изданий в провинции: газеты появлялись и быстро исчезали вследствие санкций цензуры, но те же редакции выпускали их снова уже под другими названиями (примером может служить изменение названия газеты «Пермский Край» в 1906 г. на «Камский Край»). Здесь необходимо отметить, что далеко не все пермские газеты последовательно выдерживали заявленное направление, т. к. их политические пристрастия были трудноразличимы на фоне всеобщего критического настроя по отношению к действиям правительства и в ряде случаев вообще не носили принципиального характера.

«Пермские губернские ведомости» в конце XIX - начале XX веков

Исследователи газетной журналистики (Б.И. Есин, С.Я. Махонина, Г.В. Антюхин и др.) отмечают возникновение к концу XIX в. в провинции крупных частных газет, а именно в ряде промышленных центров России: Воронеже, Орле, Тифлисе, Казани Иркутске. Наиболее крупным газетным городом провинции была Одесса: с 1901 по 1916 гг. здесь выходило 170 изданий.

Пи замечанию О.Г. Ласунского, «во второй половине XIX века провинция установила весьма тесные контакты с Петербургом, как с умственным центром ... расцвела губернская журналистика ... печатное слово.;, книга мощным потоком, устремилась из столиц вглубь России На местах возникла профессиональная литературная деятельность» [Ласунский; 1985; 15]. Однако в Перми с появлением частных газет все обстояло далеко не так благополучно, так как в развитии периодической печати Урал отставал не только от столиц, но и от многих регионов Европейской России: «Говоря об Урале ... следует иметь в виду его оторванность от Центральной России, «замкнутость», «своеобразие его экономики. Это приводило к тому, что социальная и культурная жизнь края отставала в своем развитии» [Павлов 1995; 123].

В отставании были заинтересованы, прежде всего, власти губернии, стремящиеся сохранить за собой монополию на производство печатного слова в провинции. По подсчетам В.Л. Павлова в период 1880 - 1890-х гг, на Урале было отклонено порядка 10 прошений об открытии частных газет {Павлов; 1995; 124]. Даже в 1890-е гг. в Перми все еще продолжали выходить лишь ПГВ и «Пермские епархиальные ведомости» - газеты органов светской и духовной власти губернии. По отношению к другим либеральным самостоятельным пермским газетам, появившимся только начиная с 1900 г. (отставание от других регионов составляло около 30 лет!) широко применялись меры административного (взыскания, предупреждения, приостановка выхода газеты до шести месяцев, запрещение) или экономического (конфискация тиража, запрещение розничной продажи) давления; по замечанию Я.М. Шесткова (Я. Камасииского) [Шестаков; 1907; 12] редакторы газеты «Пермс.ий Край» в тюрьме сменяли друг друга.

Впрочем, в большинстве губерний первой неофициальной газетой стала в начале 1890-х гг. неофициальная часть ПГВ, потому что благодаря своей стабильности «Ведомости» могли обеспечить формирование собственных редакционных коллективов, вырастивших и объединивших вокруг себя местных журналистов и литераторов, лучшие литературные силы губернии. Этот процесс отмечает и В.А. Павлов: в 1890-е гг. «дворянско-монархическая и церковно-религиозная пресса не просто пополнила свои ряды (на восемь изданий), но и преобразилась: неофициальная часть губернских ведомостей отпочковалась от официальной, став самостоятельным изданием, иногда даже под собственными заголовками» [Павлов; 1995; 209]

В середине 1890-х гг. в большинстве губерний (Казань, Тверь, Воронеж и др.) выходили частные газеты, изменившие общую картину провинциальной печати. Первая частная газета Перми - «Пермский Край» появляется в 1900 г. Однако в период с 1892 по 1917 гг. в Перми помимо губернских и епархиальных ведомостей выходили следующие периодические издания: «Пермский край» ( ежедневная прогрессивная общественно-литературная газета 1900 - 1907; 1910 - 1912 гг.), «Пермский вестник» (еженедельная общественно-литературная, политическая и экономическая газета. 1906 - 1907), «Пермский вестник» (ежедневная общественно-литературная, политическая и экономическая газета, 1912), «Пермская жизнь» (ежедневная политическая и общественно-литературная газета. Орган

Уральского и Пермского комитета РСДРП. 1915 - 1917), «Пермяк» (общедоступная еженедельная русско-народная газета. Орган правой независимой мысли беспартийный 1913 - 1914), «Урал и Кама» (ежедневная общественная, политическая, литературная и экономическая газета. 1909) «Пермская земская неделя» (еженедельная газета, издание Пермского губернского земства. 1907 - 1917), «Народная Свобода» (ежедневная газета, 1917) «Искусство и жизнь» (журнал театра, литературы, местной жизни и спорта. 1911 - 1913), «Журнал учащихся (Общеучепический орган учащихся средних учебных заведений. 1907 -1908)», «Периодический сборник литературных произведений учеников Пермской мужской гимназии» (1908 - 1910). Кроме этого, в Перми в указанный период выходили .различные «сборники», «справочные листки», «известия», «сведения», «бюллетени», «телеграммы» ( например, «Сведения о ветеринарно-санитарном состоянии Пермской губернии», 1907 - 1917 и др.), Но большей частью выход этих изданий относится к 1900-м гг. Издания можно разделить на четыре группы: 1) научные издания, например, «Ученые записки Уральского общества любителей естествознания» 2)справочно информационные и торговые, например, «Листок объявлений» 3) специализированные (религиозные) «Пермские епархиальные ведомости» (1866 - 1917) 4) общественно-политические и литературные. Число газет последнего типа превышало все остальные.

Говоря о системе пермской периодической печати, необходимо сказать о том, что кроме местных газет и журналов читатели имели возможность знакомиться и со столичными изданиями, хотя они были доступны далеко не каждому. Некоторые пермские читатели получали периодику из других провинциальных городов России (например, «Вятскую газету»).

Общественность Пермского края в 90-е гг. XIX в. жаждала обрести возможность высказаться, и группировалась вокруг неофициальных отделов «ведомостей». Таким образом, можно предположить, что общие тенденции развития провинциальной прессы проявились, пусть в скрытом виде, именно в неофициальном отделе ПГВ, выполняющем в 1890-х гг. и позднее функции, свойственные скорее частным газетам, нежели официальному органу. Благодаря относительно независимым от официального отдела редакторам и постоянным сотрудникам, газета выражала довольно широкий спектр мнений того времени, отнюдь не ограниченный официальной идеологией.

Первый номер ПГВ3 вышел в 1838 гг. согласно правительственному решению о создании «Ведомостей» во всех губерниях и областях. Ценность первого периодического издания состоялась в том, что «в силу довольно большой распространенности (тиражи газет достигали нескольких тысяч экземпляров), они впервые стали приучать местное население к самому понятию газета» как к источнику информации .., будучи, как правило, единственным па всю губернию печатным органом, так или иначе, привлекали к себе местных деятелей, проявлявших склонность и способность к литературному творчеству» [Булаг$ев; 1981; 9].

Тенденции развития русского реализма в литературно-критических публикациях «Пермских губернских ведомостей»

На всем протяжении і 890 - 1917 гг. основное внимание пермской критики принадлежало реалистической литературе. Произведения, анализирующие разнообразные аспекты жизни русского социума, занимали главенствующее положение в литературных обозрениях. Подобный выбор приоритетов определялся и консервативностью оценок провинциальной критики, и влиянием традиции журналистики XIX в. - рассматривать жизни через призму литературы, используя в целях безопасности приемы параллелей и иносказаний. Поэтому и выбиралось для оценки современное литературное произведение, с помощью которого можно было начать разговор с читателем о злободневных вопросах.

Интересно отмети іь, что пермские критики изначально практически не использовали в своих статьях слова «реализм» в качестве литературного термина (хотя значительна: , часть рассматриваемых ими произведений должна быть соотнесена именно с этим литературным направлением). В то же время использовалось слово «реальный», например, «в повести Юшкевича чудовищное отражение жизни очень реально» [11 февраля, 1904] или «искания молодых поэтов выльются в нечто определенное, реальное и устойчивое» [30 января, 1913], когда речь шла о предъявлении к художественным произведениям критериев правдивости и достоверности, соответствия их тем или иным представлениям о том, как должны были совершаться события в действительности. Похоже, неуверенность в употреблении символов білпа характерна для провинциальной критики вообще на ранних этапах ее развития, так как на более зрелом этапе этим термином уже оперировали свободно.

Для 1890-х гг. характерен интерес как журналистов, так и литературных критиков к социально-типическому, к изображению социальных процессов. Подтверждение этому мы можем найти в обозрениях Н.А. Синицына. Показательной выглядит, например, его оценка творчества П.Д. Боборыкина в 15-ом «Письме периодической печати». Н.А. Синыцын знакомит пермского читателя с критическим очерком В.Я. Светлова о П.Д. Боборыкине «Летописец нашего времени, в котором Н.А. Светлов дает краткий обзор всего творчества писателя, рассматривает наиболее значительные произведения,{«Жертва вечности», «Дельцы», «Китай-город», «Из новых», Ходок», «Перевал» и др.). Свой выбор писателя «второго плана» для обозрения критик мотивирует собственной оценкой его статуса: «особенно резко выделился как летописец современных движений П.Д. Боборыкин, известный писатель .., Благодаря ему, привлекается внимание к вопросам первостепенной важности ... Живость изложения, «уловление» существенных вопросов действительности, самостоятельность и плодотворность - вот положительные качества его творчества .., . Везде Боборыкин зовет к добру, культурности, гуманности, вводит лучшие начала европейского просвещения» [1 ноября, 1896]. Такая оценка деятельности Боборыкина контрастирует с общепринятой, скажем, с последующей ее оценкой М. Ильиным (Осоргиным): «Боборыкин вовсе не принадлежит к числу тех из современных писателей, имена которых произносятся отчасти с благоговением, отчасти с патриотической гордостью» [27 октября, 1900]. Н.А. Синицын был уверен: произведение литературы должно приносить пользу потенциальной аудитории - нежно любимой Н.А. Синицыным провинциальной интеллигенции. В уже рассмотренном нами 11-ом письме он дал ее точную характеристику, говоря об унынии и пессимизме, присущем только столичной интеллигенции: «Иное дело — многочисленная "армия народных учителей и учительниц ... они борются, но не дают затягивать себя тине, бодро и весело несут вперед свое честное знамя, в надежде на недалекое светлое будущее!». Именно поэтому будущее — за русской реалистической литературой.

В начале XX в, огромную популярность завоевывают сборники товарищества «Знание», идейным вдохновителем которых был М. Горький. Выпустив за короткое время собрания сочинений М. Горького, А. С.Серафимовича, А.И. Куприна, В.В. Вересаева, С.Г. Петрова (Скитальца), Н.Д. Телешова, С.А. Найденова и др., «Знание» приобрело известность как наиболее прогрессивное издательство, ориентирующееся на широкие демократические круги читателей. В 1904 г. издательство приступило к выпуску «Сборников товарищества «Знание» (до 1913 г. вышло 40 книг). Тираж сборников доходил до 65 тыс. экземпляров.

О небывалом успехе первых сборников вспоминали впоследствии их участники, их приветствовачи и провинциальные журналисты, например, Н. Геккер в «Одесских новостях»; «Сборники "Знания" появляются в последнее время очень часто и превратились чуть ли не в периодические издания. Публике они очень нравятся, главным образом, тем, что она встречает в них почти все наиболее крупные произведения современной художественной литературы и современной художественной литературы и многих из наиболее любимых ее писателей» [Русская литература; 1971; 512].

Обновление реалистической литературы, найденное в формировании «знаньевского» реализма, приветствовалось и пермскими критиками. Почти каждый сборник и каждая книжка «Знания» включаются в обозрения, разбираются в рецензиях постоянно, начиная с 1906 г.

В качестве примера . приведем несколько рецензий критика под псевдонимом «С. Г-н», весьма показательных для выделенного периода времени. Первая посвящена восьмому сборнику «Знания» за 1906 г., состоящему из нескольких стихотворений, драмы С.С. Юшкевича «Голод», пьесы Е.Н. Чирикова «Мужики» и рассказа С.Г. Петрова (Скитальца) «Лес разгорался» [18 апреля, 1906]. Будучи ограниченным объемом публикации, рецензент сосредотачивает свое внимание па драме С.С. Юшкевича и пьесе Е.Н. Чирикова, считая, что рассказ Скитальца не производит должного впечатления: «...Красивая картина, красивые слова, но того, что хватает за душу и заставляет дрожать, нервы, в рассказе нет». Общая оценка как сборника із целом, тж и каждого произведения в отдельности, дается буквально в пределах одног-о-двух предложений; в качестве аргумента в пользу оценки используется- подробный пересказ, перемежаемый личными комментариями автора. Например, произведения, составившие сборник, «посвящены художественному изображению событий последнего времени, всколыхнувших всю Россию»; драма «Голод» ,, . из жизни бедного еврейства ... . Ее язык значительно живее и проще прежних рассказов того же автора ... . Драма производит сильное и тяжелое впечатление, С первого до последнего акта автор держит нервы читателя в напряжении». С. Г-н знакомит читателя с основным содержанием произведений, стараясь отчетливо обрисовать характеры персонажей: «...В Мире и Габае псрсонажах драмы «Голод» есть общая черта - они не способны покориться принижающей их, жизни, они стремятся к лучшему, из их душ рвется протест, который и выбивается впоследствии в реальную форму».

Н.А. Синицын (1896-1898 годы)

Приток в провинцию интеллектуальных сил, в том числе и вследствие влияния распространения народнических идей, активизировался в 1870 -1880-е гг.: «В 70 - 80-е годы некоторые губернские города становятся центрами сосредоточения интеллигенции. Это было вызвано, в частности, тем, что многим участникам, народного движения было запрещено жить в Петербурге и в Москве, и они были вынуждены жить в провинции, другие добровольно поселились в провинциальных городах, которые в их представлении были некими связующими звеньями между центром и деревней. Жизнь такого города открывала известные возможности для деятельности интеллигенции, хотя чаще всего такая деятельность сводилась к просветительству, борьбе z различного рода злоупотреблениями, заботами об экономическом и культурном развитии окраин...» [Очерки по истории русской журналистики .-і критики; 1965; 462]. Не избежала этого процесса и Пермь: ее в разное время посещали многие видные деятели народнической мысли: В.Г\ Короленко, Н.Г. Михайловский и др., Большое количество представителей пермской интеллигенции на рубеже XIX - XX вв. выросло воспитанным на идеалах народнической литературы. Кроме того, в Перми и Пермской губернии достаточно активно работали земские учреждения, контингент которых к идеям народников относился сочувственно: «К концу 90-х - началу 900-х IT. XIX в, земские учреждения стали все больше заполняться людьми идейными, шедшими не «служить», а работать. Среди разночинной интеллигенции идея сближения с народом стала реализовываться через службу в земствах и приобрела, таким образом, практическое значение. В России появился широкий слой земских врачей, учителей, агрономов, статистиков, ветеринаров...» [Волкова; 1991; 19 -20],

С возникновением неофициального отдела первой газеты пермской губернии ПГВ появилась возможность публикации развернутых публицистических статей, касающихся не только краеведения, истории России, этнографии и т.д., но и статей литературно-критического характера, например, так называемых обзоров «толстых» журналов. Начиная с 1890-х гг. сначала в ПГВ, затем в других пермских газетах появляются литературные обзоры публикаций столичных журналов, а также книжных новинок, текущих событий литературной жизни столиц. Увлечение идеологией народничества способствовало тому, что и литература, и литературная критика в провинциальной газете, находясь под сильным влиянием этих идей, должны были освещать проблемы, волнующие общество.

Одним из первых авторов-обозревателей был преподаватель словесности Пермской Мариинской женской гимназии Николай Алексеевич Сипицын. В период с 1896 по 1898 гг. он опубликовал цикл статей под общим названием «Периодическая печать. Письма»; таких писем за три года было издано 43, т. к. они появлялись еженедельно. II.А. Синицын делал обзор центральных периодических изданий; ведущими темами критика были проблемы педагогики и современной литературы. В центре обзоров журналы со «специально педагогическими статьями», такие как «Русская школа», «Русский начальный учитель», «Жизнь и школа», «Городской и сельский учитель», «Школиюе хозяйство», «толстые» журналы «Новое слово», «Вестник Европы», а также распространенные журналы для самообразования ««Мир Божий» и «Образование». Симпатии критика всецело на стороне последнего, как признавался он в 15-ом «Письме»: «Мы должны быть весьма благодарными этому педагогическому изданию за его живую связь с наукой и литературой, как западноевропейской, так и родной -русской. Этот журнал, несомненно, самый серьезный, самый полезный ... » [25 октября, 1896].

Несомненная заслуга Н.А. Синицына в том, что критик знакомил читателей с наиболее удачными, на его взгляд, и интересными статьями на литературные темы, такими как «Поэзия Полонского» A.M. Хирьякова, «Генрих Ибсен» 3. А.В мгсровой, «В.Г. Белинский» И.И. Иванова, «Французские декаденты и .символисты» Эдуарда Энгеля. Н.А. Синицын добросовестно и скрупулезно пересказывал суть журнальных статей, подчеркивая основные моменты и мысли авторов, отмечая сильные и слабые стороны каждой публикации. Иногда собственное мнение критик высказывал в достаточно резкой форме: «Как ... критиковать, т.е. беспристрастно оценивать и разбирать известное научное произведение, будучи совершенным профаном в "той научной области, которой принадлежит это произведение?! Как браться критику анализировать поэтическое произведение, если у него при массе научных сведений совершенно не развиты эстетический кус и чувства?!» [25 октября, 1896]. Автор полагал себя способным исправить сложившееся положение, стараясь представить в своих работах широкий круг і.ак научных, так и публицистических проблем.

Автор ставил перед собой задачу помочь читателю ориентироваться в том объеме литературы, который с увеличивающейся быстротой обрушивался на провинцию. В одном из писем, 16-ом, он ее впервые определяет: «Современная пресса, по крайней мерс, количественно, достигла грандиозных размахов — это ясно каждому ... именно в силу количественного развития в настоящее время науки и литературы. Как нельзя более кстати поднимать и обсуждать вопрос о выборе книг, о порядке чтения ... Поставленный вопрос о выборе книг есть ... вопрос жизненный он должен волновать каждого интеллигентного человека ... » (1 ноября, 1896]. Несмотря на то, что статьи были рассчитаны на массового читателя, в ряде публикаций автор определил свою аудиторию как «многочисленную армию народных учителей», учителей-практиков, деятельность которых, по мнению П.А. Синицыиа, приносила видимые результаты. В обозрениях Н.А. Сипицына, в силу его профессии преподавателя словесности и выбранного адресата - народного учителя, анализируются одновременно педагогические и литературные публикации журналов; преобладает «педагогический аспект» анализа — анализа их просветительной и воспитательной роли.

Структура обозрения . Н.А. Сипицына очень сложная, композиция эклектичная, так как в поле зрения автора попадали самые разные материалы журнальных страниц, и он добросовестнейшим образом, чувствуя себя ответственным перед читателем, старался вместить в публикации как можно больше полезной информации. В качестве примера возьмем 31-е письмо [6 мая, 1897]. Н.А. Сииицын сначала прокомментировал отклики [Русская мысль; март; 1897] на новинки современной беллетристики: роман «Плоскогорье» Л.Я. Гуревич, рассказ «Химера» СИ. Смирновой, роман «Живая жизнь» И.Н. Потапенко; потом изложил содержание статьи А.Г, Горнфельда «Критики и лирики» [Русское богатство; март; 1897] о «выдающихся критических работах последнего времени» - «Вечные спутники» Д.С. Мережковского и «Этюды о творчестве И.С. Тургенева» Д.Н. Овсянико-Куликовского; далее автор рассмотрел материалы полемики по поводу организации «Союза взаимопомощи русских писателей»; позже дал характеристику воспоминаний СВ. Максимова об Л.II, Островском; затем разобрал «психологический этюд» И.И. Иванова «Личность и поэзия Лермонтова» [Образование; март; 1897]; подробно пересказал критический очерк П.О. Морозова «Современная скандинавская литература». Свое развернутое выступление обозреватель заключил выводом, что «общее течение русской беллетристики уступает ... состоянию и развитию современной литературы других народов». Иногда, для удобства чтения объемного обозрения, автор выделял отдельные парафафы в пределах одного текста.

Похожие диссертации на Литературная критика газеты "Пермские губернские ведомости" : 1890-1917 годы