Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

М. Ю. Лермонтов и его спутники :Жизненные и творческие связи Резник Наталья Анатольевна

М. Ю. Лермонтов и его спутники :Жизненные и творческие связи
<
М. Ю. Лермонтов и его спутники :Жизненные и творческие связи М. Ю. Лермонтов и его спутники :Жизненные и творческие связи М. Ю. Лермонтов и его спутники :Жизненные и творческие связи М. Ю. Лермонтов и его спутники :Жизненные и творческие связи М. Ю. Лермонтов и его спутники :Жизненные и творческие связи М. Ю. Лермонтов и его спутники :Жизненные и творческие связи М. Ю. Лермонтов и его спутники :Жизненные и творческие связи М. Ю. Лермонтов и его спутники :Жизненные и творческие связи М. Ю. Лермонтов и его спутники :Жизненные и творческие связи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Резник Наталья Анатольевна. М. Ю. Лермонтов и его спутники :Жизненные и творческие связи : Дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.01 : М., 2004 509 c. РГБ ОД, 71:05-10/148

Содержание к диссертации

Стр.

  1. Введение 4

  2. Глава I. Годы школы. Учителя Лермонтова 12

1. В Московском университетском благородном пансионе 12

2. В Московском университете 30

3. А.Ф. Мерзляков 49

4. С.Е.Раич 71

5. В.А. Жуковский 90

3. Глава П. Окружение Лермонтова в послеуниверситетский период.... 111

1. В гусарском кругу 111

2. В семье Н.С. Мордвинова 138

3. Лермонтов - защитник памяти А.С. Пушкина 160

4. А.И. Одоевский 176

5. Лермонтов и славянофилы 203

6. А.С. Хомяков 228

7. В кругу сотрудников «Отечественных записок» 244

4. Глава III. Лермонтов в «свете» и женском окружении 271

1. В.А. Соллогуб 271

2. А.О. Смирнова-Россет 295

3. Е.П. Ростопчина 311

4.Е.А. и Д.Н. Свербеевы 330

5. В семье Лопухиных 341

6. Эмилия Верзилина в воспоминаниях Е.А. Шан-Гирей 360

7. Стихотворение «Ангел и Демон» в альбоме Ольги Киреевой,

дочери А.В. Алябьевой (к вопросу об авторстве Лермонтова) 370

  1. Заключение 380

  2. Библиография по теме диссертации 385

7. Приложение 418

I. Письма 418

П.1. Письмо Александра Ивановича Тургенева А.Ф. Мерзлякову. 1802

г 418

П.2. Письмо А.Ф. Мерзлякова (Тургеневу Ивану Петровичу). 4 июня

1803г 419

II. Записки 421

П.1. «Докладные записки неустановленного лица о состоянии учебной

и хозяйственной части Московского университета и о его

профессорах» 421

П.2. Записка А.П. Елагиной «О милосердии, о христианской любви в

жизни женщины» 431

III. Статьи 443

П. 1. Незавершенная статья Л.К. Ильинского о Лермонтове 443

П.2. Работа И.И. Власова «Лермонтов на берегах Клязьмы» 447

П.З. Работа И.И. Власова «Записочка Лермонтова к М.Л. Дурново». 460
ПАЧерновые материалы статьи И.И. Власова о родственнице

Лермонтова Анне Григорьевне Столыпиной (Философовой) 466

IV. Сведения о светской жизни в начале XIX века 470

П. 1. Наставление сыну, вступающему в свет 471

П.2. Совет юной подруге 474

П.З. Правила поведения для женщин 478

V. Воспоминания. «Семейная хроника» Е.И. Елагиной 479

Введение к работе

Почти все исследователи Лермонтова говорят о загадочности его творчества и цитируют слова А.А. Блока об отсутствии «почвы для исследования», о «биографии нищенской»1. Судьба наследия Лермонтова также трагична, как и его собственная. В собраниях сочинений поэта намного больше ранних его произведений (которые он, кстати, не публиковал), чем тех, которые были написаны им в последние годы, лучший период творчества. Часть их была утрачена на Кавказе. Е.П. Ростопчина сообщала А. Дюма, что на Кавказе пропали две-три тетради Лермонтова. Не все написанное поэтом при его жизни можно было издать по цензурным соображениям. Произведения, не предназначенные для печати, нередко терялись безвозвратно. После смерти поэта его черновики и бумаги были разобраны друзьями на память и при описи вещей пятигорским властям достались только записная книжка, подаренная князем В.Ф. Одоевским, да несколько лоскутков бумаг «с собственными сочинениями покойного». Бабушка поэта дарила тетради, рисунки на память о внуке. Родственник Лермонтова А.П. Шан-Гирей, хранивший рукописи поэта, после его смерти уничтожил часть переписки и некоторые произведения - то, что ему представлялось недостойным публикации. Муж Варвары Лопухиной Н.Ф. Бахметев был ревнив и уничтожил то, что поэт адресовал ей.

Помимо художественных текстов, пропало множество документальных источников. Существует, но неизвестно, где находится, дневник Лермонтова. Об этом в свое время сообщил И.Л. Андроников. Переписка поэта, безусловно, обширная, также в значительной степени утрачена. Недостаток документальных материалов побудил исследователей искать в лермонтовских произведениях то, что связано с его личностью.

1 Блок А.А. Собр. соч.: В 8 т. - M.-Л.: Гослитиздат, 1962.-Т.5.-С. 27.

Творчество Лермонтова, безусловно, может многое сказать о нем. Но, к сожалению, Лермонтов был понят далеко не всеми. По отношению к его личности высказано множество противоположных мнений. В первую очередь, это связано с противоречивостью отзывов современников. Воспоминания о поэте писали разные люди: и те, кто его знал достаточно близко и встречался с ним в узком кругу, и те, кто встречался с ним эпизодически, и те, кто видел его мимолетно. Слишком буквальное истолкование тех или иных высказываний современников, порой основанных на мимолетных впечатлениях, высказываний самого поэта, вне соспоставления различных источников, их анализа, исторического контекста, в «изоляции» Лермонтова от него самого, его жизненных и творческих связей, привело к ряду неточностей. Исследователи не раз спорили о добре и зле, религиозности-нерелигиозности Лермонтова, отождествляли его с Печориным и Демоном.

В работах о Лермонтове ему «доставалось» и как человеку, и как автору. Современники поэта СП. Шевырев и П.А. Плетнев, в отличие от В.Г. Белинского, который заявил, что «Пушкин умер не без наследника», отдавая должное таланту, упрекали Лермонтова в подражательстве. Объективная оценка жизни и творчества Лермонтова может быть дана с учетом совокупности разных факторов, среди которых немалую роль играет общение, жизненные и творческие связи поэта.

Общение было важным фактором литературно-общественной жизни пушкинской эпохи. После 1825 года все изменилось. Если в период поэтического становления Пушкина существовало много литературных и иных обществ, то в 30-40-ые годы, в николаевскую эпоху, их становится значительно меньше. Если раньше в поэзии прославляляся тесный круг друзей, то теперь актуальными становятся темы одиночества, узничества, странничества. Все это отозвалось в творчестве Лермонтова. В отличие от Пушкина, в отечественном литературоведении он представляется одиноким скитальцем. Подобное мнение не лишено оснований. Мотивы одиночества,

странничества - одни из ведущих в его творчестве. И в исследованиях о поэте одной из популярных стала тема одиночества, которая соотносилась с одиночеством поэта в жизни. Это обусловлено фактами его биографии -одиночеством в детстве, долгой службой на Кавказе, где он часто видел смерть и терял тех, кто был рядом с ним. В творениях Лермонтова нет того культа дружбы, который был присущ его предшественникам. Между тем круг его общения, несмотря на непродолжительность жизни, был достаточно широким. Миф об одиночестве поэта, некогда популярный, благодаря усилиям лермонтоведов стал рассеиваться.

В кругу проблем, связанных с изучением жизни и творчества Лермонтова, одной из центральных является проблема изучения его окружения и, прежде всего, спутников - тех, с кем он был особенно близок. В конце XIX века биография Лермонтова весьма основательно изучалась П. А. Висковатым, A.M. Скабичевским, П.К. Мартьяновым, В.Х. Хохряковым. В XX веке И.Л. Андроников, Н.Л. Бродский, В.Э. Вацуро, Э.Г. Герштейн, А.И. Журавлева, В.А. Захаров, В.И. Коровин, В.И. Кулешов, Т.М. Левит, Ф.Ф. Майский, В.А. Мануйлов, A.M. Марченко, Э.Э. Найдич, И.С. Чистова, И.П. Щеблыкин и другие значительно пополнили страницы лермонтоведения. Весомым вкладом стала «Лермонтовская энциклопедия» (1981). В последнее время вновь наметился поворот к изучению окружения Лермонтова («Тарханский вестник»). В то же время сколько-нибудь целостного исследования, посвященного жизненным и творческим связям Лермонтова и его спутников, нет.

В обширной литературе о Лермонтове (Н.Л. Бродский, В.Э.Вацуро, П.В. Владимиров, Л.П. Гроссман, А.Н. Иванов, Т.М.Левит, Ф.Ф. Майский, Б.В. Нейман, Б.М. Эйхенбаум) недостаточно освоена его «школа». В определенной степени это связано с тем, что Лермонтов был самобытным автором. Во многом новаторским было его творчество. Чем гениальнее автор, тем меньше говорят о воздействии на него «школы». Это касается не только Лермонтова. Мало известно об учителях Пушкина, особенно о А.И.

Галиче. Безусловно, гений не возникает сам по себе, как это нередко представляется. Он вбирает предшествующий и современный опыт, учится на образцах, в общении с другими талантливыми писателями, учится у жизни. В данной работе особое внимание обращено на «школу» современников Лермонтова - его учителей А.Ф. Мерзлякова и СЕ. Раича, «школу» Жуковского и их роль в жизни и творчестве поэта.

О взаимоотношениях Лермонтова и его внелитературных спутников, в том числе родственников, известно немного. Внелитературное окружение вообще изучается мало. Среди «забытых» имен - родственник поэта Н.С. Мордвинов. Неоднозначно оцениваются взаимоотношения Лермонтова и А.А. Столыпина-Монго, внука Мордвинова. Мало исследований посвящено гусарской поре в жизни поэта.

Большой интерес представляет литературное окружение поэта. Среди них - сотрудники журнала «Отечественные записки», декабристы, славянофилы. На отрезке первой половины XIX века лучше изученными представляются первые десятилетия, по сравнению, например, с 30-40-ыми годами XIX века, лучше исследовано околодекабристское окружение, чем, например, околославянофильское. Очевидно, именно поэтому имена супругов Д.Н. и Е.А. Свербеевых, общавшихся со знаменитыми современниками, оказались малоизвестными. Литературные салоны Свербеевых, А.П. Елагиной и их вклад в развитие отечественной словесности, в том числе, в связи с Лермонтовым, еще не в полной мере освещены.

Женское окружение, женская тема в творчестве также рассматривались мало. Авторы не ставили своей задачей исследование женской темы в творчестве Лермонтова, упоминали о ней «попутно». Преимущественно в центре исследовательских поисков - герои, а не героини. Однако у Лермонтова немало произведений, посвященных женщинам. Она может быть существом воображаемым, но чаще Лермонтов изображал женщин, которых знал. В связи с этим небезынтересно изучение адресатов его лирики, среди

которых В.А. Лопухина, Е.А. Сушкова, Н.Ф. Иванова, Е.П. Ростопчина, А.О. Смирнова-Россет и другие.

Среди исследователей Лермонтова есть те, кто оказался незаслуженно забытым. Краевед И.И. Власов (1862-1942) опубликовал мало работ, но научные планы его, судя по черновикам, хранящимся в РГАЛИ, были обширны. Власов занимался окружением поэта - исследованием взаимоотношений Лермонтова и А.И. Одоевского, Лермонтова и Аннет Столыпиной (А.Г. Философовой), Лермонтова и Н.Ф. Ивановой и т.д.

Проблема жизненных и творческих связей Лермонтова с его спутниками остается одной из самых неизученных и актуальных. В окружении поэта многие имена оказались забыты, о других сообщается фрагментарно, о ком-то суждения весьма противоречивы. Недостаток материалов побудил обратиться к поиску новых документов той поры с тем, чтобы полнее и точнее представить картину жизни и творчества Лермонтова. С целью уточнения, проверки фактов, расширения сведений большое внимание уделялось неизвестным архивным материалам, малоизвестным источникам, мемуарам, письмам, дневникам, альбомам, запискам.

В научный оборот введены новые источники, дается их комментарий. Архивные находки позволяют открыть новые страницы творческой биографии поэта, дополнить и расширить представления о ранее известном.

Предмет исследования обозначен в названии работы: «М.Ю. Лермонтов и его спутники: жизненные и творческие связи».

Методологической основой работы является соединение традиционных литературоведческих подходов - историко-генетического, сравнительного, отчасти типологического - и иных способов изучения творческой индивидуальности писателя и духовных основ его личности.

Целью диссертации является сообщение новой и уточненной информации о Лермонтове и его окружении, о его жизненных и творческих связях и на этой основе обновление представлений о его творческой индивидуальности.

Задачи диссертации:

определить значение преподавателей Московского университетского

благородного пансиона и Московского университета в становлении

поэтического дарования Лермонтова;

расширить сведения о литературных спутниках Лермонтова и

творческих связях поэта с ними;

рассмотреть жизненные и творческие связи поэта с внелитературным

окружением - родственниками, друзьями.

изучить влияние женщин на жизнь и творчество Лермонтова, обозначить значение женских альбомов;

ввести в научный оборот «забытые имена», неизвестные и малоизвестные документы, уточнить различные эпизоды личной и творческой биографии Лермонтова.

Работа не претендует на исчерпывающую характеристику окружения Лермонтова. В лермонтовском кругу предпочтение отдается тем, кто, представляется, оставил заметный след в его жизни и творчестве, а также «забытым» именам.

Научная новизна исследования связана с тем, что впервые в научный оборот вводятся неизвестные и малоизвестные документы, связанные с жизнью и творчеством Лермонтова и его окружения. В тексте диссертации воспроизводятся полностью и частично ранее не издававшиеся статьи И.И. Власова (РГАЛИ), незаконченная статья Л.К. Ильинского о Лермонтове и Жуковском (РГАЛИ), отрывки из незавершенной статьи Н. Звездина о друге поэта М. Шубине (ГЛМ), отрывки из неизвестной работы Н.А. Любович «Лермонтов в походах по Кавказу» (РГАЛИ), неизвестные письма современников Лермонтова (А.Ф. Мерзлякова, А.И. Тургенева, К.А. Булгакова и т.д.), неизвестные записки о Московском университете и его профессорах, записки А.П. Елагиной о роли женщины в обществе, воспоминания Е.А. Шан-Гирей, Е.И. Елагиной, дневниковые записи о Лермонтове неустановленного лица, записи из альбомов современниц

Лермонтова, автограф Акима Шан-Гирея и т.д. Некоторые из работ, в которых использованы неизвестные архивные документы, были опубликованы ранее'.

Научно-практическое значение исследования определяется тем, что в нем представлены новые материалы о жизни и творчестве Лермонтова, его окружения, о современной Лермонтову эпохе. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курса истории русской литературы XIX века, при подготовке спецкурсов, спецсеминаров; уточнения и дополнения о Лермонтове и его спутниках могут использоваться в работах справочного характера, при переиздании произведений Лермонтова и поэтов его круга, при издании сочинений «забытых авторов» того времени, в работах других исследователей.

Апробация работы. Основные научные положения и результаты работы отражены в двух монографиях и статьях, опубликованных в процессе работы над темой, в докладах на международных конференциях в Москве («Русская литература и христианство», 1994), Белгороде («Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX-XX вв.», 2000), Пскове («Забытые и второстепенные писатели XVII-XIX веков как явление европейской культурной жизни», 2002; «Забытые и «второстепенные» писатели пушкинской эпохи», 2003), Пятигорске («Лермонтовский дискурс: текст, метатекст, интертекст», 2003), Пензе («Изучение творчества М.Ю. Лермонтова на современном этапе», 2004); в сборниках научных работ кафедры русской классической литературы Московского государственного областного университета; журнале «Русская литература» (2004, №2). В Югорском государственном университете был прочитан спецкурс, посвященный жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Материалы

1 См. : Резник Н.А. Лермонтов или Рылеев (К вопросу об авторе стихотворения «Краса природы, совершенство...») // Четвертые майминские чтения. Забыбые и «второстепенные» писатели пушкинской эпохи. - Псков, 2003. - С.146-153; Резник Н.А. Стихотворения Николая Ермолова в альбоме Е.П. Ростопчиной // Литература и история. Вып.З. М.,2002. - С.90-98.

исследования использовались в чтении курса лекций по истории русской литературы XIX века.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии по теме диссертации и приложения. В диссертации 509 страниц.

Похожие диссертации на М. Ю. Лермонтов и его спутники :Жизненные и творческие связи