Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачева Гавриков Виталий Александрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гавриков Виталий Александрович. Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачева : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Гавриков Виталий Александрович; [Место защиты: Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина].- Брянск, 2007.- 255 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-10/711

Введение к работе

С развитием технологий в современной мире появляются и новые формы искусства. Так, широкий доступ к аудио- и видеозаписи привел к тому, что поэзия конца ХХ века заметно утрачивает свою «бумажность» и при добавлении двух субтекстов – музыкального и перформативного – приобретает синтетический характер. Первыми «поющими поэтами», внесшими вклад в развитие русской литературы, стали так называемые «барды» (представители авторской песни). Однако в их творчестве музыкальная и перформативная составляющие еще не играли существенной роли для смыслообразования. В конце 70-х – 80-х гг. в нашей стране активно развивается новая синтетическая поэзия – поэзия рока. Здесь уже важность экстралингвистических аспектов для адекватного понимания композиции заметно возрастает.

Подобный синтез музыки, слова и действа генетически связан с древнейшими ритуальными формами. Однако современная рок-поэзия сознательно ориентируется на архаическую поэтику, причем, по двум направлениям: жанровому и функциональному. Поэзия рока стремится выразить «невыразимое», прикоснуться к трансцендентальному, эзотерическому. Отсюда – тяготение представителей русского рока к магическому слову, к мифу в его изначальном значении.

Творчество Александра Башлачева, одного из ярчайших русских рок-поэтов, стало попыткой создания авторского мифа, причем мифа, претендующего на выражение в слове мистического, сверхчувственного опыта. Это определило задачу анализа башлачевской мифопоэтики через призму работ как отечественных (Я.Э. Голосовкер, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Е.М. Мелетинский, А.А. Потебня, В.Н. Топоров, О.М. Фрейденберг), так и зарубежных (Р. Барт, Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Дж. Фрейзер, К. Хюбнер, Ф.В.И. Шеллинг) исследователей мифа. Для решения этой задачи диссертанту необходимо было разобраться в специфике феномена, называемого «рок-поэзия», поскольку на данном этапе развития «рокологии» еще не существует базового теоретического труда, освещающего общие принципы и механизм создания рок-композиций, хотя уже созданы предпосылки для его возникновения. В этом плане представляют интерес работы Ю.В. Доманского и С.В. Свиридова, неоднократно обращавшихся к общетеоретическим аспектам бытования рок-произведений.

Таким образом, актуальность темы обусловлена недостаточной исследованностью как творчества Александра Башлачева (особенно в плане системных интерпретаций его мифопоэтики), так и русской рок-поэзии в целом, которая, несомненно, является важной частью историко-литературного процесса конца ХХ века.

Объектом и материалом исследования стали поэтические тексты А. Башлачева, первично представленные в фонограммах (поскольку фонограмма – основной способ существования рок-текста) и вторично – в печатных сборниках башлачевской поэзии, наиболее полный из которых был выпущен в Твери.

Предметом исследования является мифопоэтика Башлачева в структурном аспекте ее репрезентации.

Цель исследования: выявить глубинные механизмы построения мифопоэтической системы А. Башлачева, охарактеризовать ее структурно-смысловые особенности.

Задачи исследования:

определить специфические особенности рок-поэзии и создать адекватный звучащему тексту аналитический инструментарий для изучения творчества Башлачева;

обозначить характерные компоненты поэтики рок-певца;

доказать системность башлачевского поэтического мифа в его структурном выражении.

Методология исследования основывается, во-первых, на общетеоретических трудах Я.Э. Голосовкера, Э. Кассирера, К. Леви-Стросса, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова и других ученых, занимавшихся проблемами мифопоэтики, и, во-вторых, на работах, непосредственно посвященных изучению отечественной рок-поэзии (Д.М. Давыдов, Ю.В. Доманский, Е.А. Козицкая, С.В. Свиридов).

Методы исследования обусловлены, с одной стороны, содержанием и характером анализируемого материала, а с другой, – основной целью и производными от нее конкретными задачами анализа художественных текстов. Используются структурно-семиотический, интерпретационный, сравнительно-сопоставительный методы с привлечением некоторых методических приемов аналитического описания «звучащего» рок-текста.

Новизна исследования в первую очередь заключается в предмете исследования. В литературоведении нет специальных трудов, посвященных системному изучению поэтического наследия А.Башлачева, хотя на его художественный опыт обратили внимание в своих диссертационных работах Т.Е. Логачева, В.С. Глинчиков. В нашем исследовании впервые рассматривается мифопоэтика А. Башлачева в структурном аспекте (как пятиярусная система).

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в разработке проблемы исследования «звучащего» текста в целом; в создании аутентичного «звучащей» поэзии научного инструментария для изучения художественной практики рок-поэтов; в аналитическом описании экстралингвистических способов структурно-семантической организации рок-поэзии.

Практическое значение. Результаты и материалы исследования могут быть использованы в вузе на лекционных, практических занятиях по истории русской литературы XX века, в спецкурсах и спецсеминарах, а также будут полезны для преподавания в средней школе, включившей рок-поэзию в учебные программы для старших классов.

Положения, выносимые на защиту.

1. «Звучащее» слово рок-поэзии обладает огромными возможностями варьирования и умножения смыслового потенциала. Для адекватного исследования рок-произведения требуется создание специфического инструментария, аутентичного «звучащему» материалу.

2. Творчество А. Башлачева представляет собой единый жестко структурированный миф. В центре этого мифа – оппозиция «морфология – синтаксис» (или точнее: «корень – синтаксис»). Главный предмет поэтического поиска Башлачева – древние корни (протокорни), которые поэт выявляет посредством паронимической аттракции и расщепления идиом.

3. Мотивная структура башлачевской поэтической системы представляет собой клубок «перетеканий». В центре мифопоэтики певца – мотивы: зерна, огня, звезды, нити, смерти, России, боли, молока, поэта, видения.

4. Поэтическая система Башлачева – особым образом упорядоченная структура, мифологичная на всех пяти уровнях: уровне единого для многих песен мифологического квазисюжета (верхний ярус), мотивном уровне, уровне «перетеканий», протокорневом уровне, и, наконец, на уровне первокорня или Имени Имен (нижний ярус).

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в виде докладов на Международных конференциях (2005-2007 гг.). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры русской литературы ХХ века факультета русского языка и литературы Брянского государственного университета. По теме диссертации опубликовано 10 статей, 1 монография, включающая более обширный материал, чем тот, что изложен в данном диссертационном исследовании.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, включающего 191 источник и приложения. Общий объём работы – 255 страниц (из них 243 страницы основного текста, 12 страниц – приложения).

Похожие диссертации на Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачева