Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Невербально-пластический аспект в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина" Лебедева, Александра Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лебедева, Александра Владимировна. Невербально-пластический аспект в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Лебедева Александра Владимировна; [Место защиты: Иван. гос. ун-т].- Иваново, 2011.- 255 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/485

Введение к работе

Н.Г. Чернышевский в восьмом номере «Современника» за 1856 год определил особенности психологического анализа Л.Н. Толстого термином «диалектика души». Вслед за ним многие исследователи творчества Толстого преимущественно обращают внимание на формы воссоздания «диалектики души», говоря словами самого Чернышевского, через внутренние «психические монологи», «картины внутренних движений человеческой мысли». Иначе говоря, через тот комплекс способов и приемов, которые вслед за исследователем И.В. Страховым можно назвать «прямой» формой психологизма – «изображением характеров “изнутри”, то есть путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения».

Однако, помимо «прямого» психологизма, Толстой прекрасно владел и формами, свойственными психологизму косвенному, – «психологическим анализом “извне”, выражающимся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимических и других средств внешнего проявления психики». Еще П.В. Анненков обратил внимание, как бы мы сказали сегодня, на синтез изобразительного (то есть невербально-пластического) и психологического начал в ранних произведениях Толстого. Анненков замечает, что автор «Детства» так изображает человека, «что у него в одном жесте, в незначительной привычке, в необдуманном слове человека скрывается иногда душа его и что они часто определяют характер лица так же верно и несомненно, как самые яркие, очевидные поступки его». На рубеже веков Д.С. Мережковский одним из первых причину наделения Толстым своих литературных героев многочисленными телесными приметами объяснил мировоззренческой установкой писателя в постижении и осмыслении человека, по принципу «от телесного к душевному, от внешнего к внутреннему». И именно Мережковский ввел в мир толстоведения понятие телесности/плотскости толстовских персонажей.

К осмыслению телесности, пластики, семантики и психологии жестов персонажей Толстого обращались многие исследователи XX века, такие как В.В. Виноградов, Я.Е. Эльсберг, Л.Я. Гинзбург, А.П. Скафтымов, Л.Д. Опульская, В.Е. Хализев, П.П. Громов, Л.И. Ерёмина, В.Д. Днепров, О.В. Сливицкая. По аналогии с термином Чернышевского «диалектика души» В.И. Порудоминский ввел понятие «диалектика тела» толстовских персонажей. Но данная особенность художественного метода Толстого учеными скорее отмечается и осмысляется в рамках другой научной проблематики, нежели исследуется как отдельная тема. Работы же В.И. Порудоминского, Л.М. Шелгуновой, Н.С. Манаева, В.Е. Хализева, В.Д. Днепрова, Ю.А. Рубичевой посвящены конкретно пластическим/жестовым особенностям толстовских героев, но представляют собой небольшие статьи, написанные преимущественно на материале романов «Война и мир» и «Воскресение».

Предметом данной работы стал роман «Анна Каренина» и его невербально-пластическая составляющая, которая изучена явно недостаточно. Объектом исследования явилась невербально-пластическая сфера в творчестве Толстого, ее истоки и своеобразие.

Интерес к роману «Анна Каренина» обусловлен и тем, что в 1870-е годы психологическая манера писателя в изображении литературного героя существенно меняется, поскольку меняется его взгляд на человека и мир. Некоторые исследователи приходят к выводу, что метод «диалектики души» начиная с 70-х годов в творчестве писателя видоизменяется.

Л.Д. Опульская полагает, что в поздних произведениях Толстого – «это всегда человек, застигнутый катастрофой, находящийся в периоде кризиса, ломки», что на первый план выходит не «“диалектика души” с ее “подробностями чувств”, пространными внутренними монологами и диалогами, снами, воспоминаниями, а, употребляя выражение самого Толстого, “душевная жизнь, выражающаяся в сценах”». С.Г. Бочаров также отмечает, что в «Анне Карениной» «на смену эпической рассредоточенности анализа приходит концентрация <…> с укорочением “диалектики души” и ее драматизацией (переломы, разрывы, кризисы)», что более полно метод «диалектики души» проявился в романе-эпопее «Война и мир». Наиболее радикальна точка зрения О.Н. Осмоловского, который считает, что в романе «Анна Каренина» писатель вообще отказывается от принципа «диалектики души». По мнению исследователя, Толстой «уже не воспроизводит всего хода душевного потока, а концентрирует психологический анализ на кризисных процессах сознания». Толстовский интерес к «текучести» человека сменяется интересом к его «психической природе, диалектике полярных сил сознания».

Исследователями абсолютно верно отмечается, что душевные переживания героя в романе «Анна Каренина» во многом раскрываются через косвенный психологизм, пластические характеристики. Многие переживания персонажа подаются в виде намека, уходят в психологический подтекст, а не изображаются прямым аналитическим способом через внутреннюю речь, что в большей степени свойственно героям романа-эпопеи «Война и мир».

Актуальность представленной работы обусловливается тем, что ранее не проводилось целостного анализа невербально-пластического поведения героев романа «Анна Каренина». Исследователи, говоря о косвенных, пластических характеристиках, жестах, позах, мимических выражениях персонажей, часто рассматривают их в рамках одной сцены (причем в большей степени на материале романа «Война и мир»), упуская из виду их «сцепленность», взаимозависимость, логику развития в контексте всего произведения (что особо значимо для романа «Анна Каренина»). Не раскрыта также многофункциональность и лейтмотивность невербально-пластических элементов в данном произведении.

Научная новизна заключается в целостном анализе романа Толстого «Анна Каренина» с точки зрения выявления в нем значения невербально-пластического аспекта в соотношении с его идейно-художественной концепцией.

Цель работывыявить истоки и своеобразие невербально-пластической сферы изображения человека в творчестве Толстого и ее роль в художественном мире романа «Анна Каренина». Для этого нужно было решить следующие задачи:

– опираясь на работы критиков и историков литературы, прояснить специфику творческого метода Толстого;

– сопоставить творческие принципы писателя с творческими поисками его предшественников и современников;

– показать многофункциональность невербально-пластической сферы в художественном мире Толстого;

– выявить соотнесенность невербально-пластического и мыслительного начал в романе «Анна Каренина».

Помимо романа «Анна Каренина», материалом диссертации явились романы «Война и мир», «Воскресение» и другие произведения Толстого, а также письма и дневники писателя; «Мертвые души» Н.В. Гоголя и «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова; работы Ч. Дарвина, И.М. Сеченова, так или иначе соотносящиеся с проблематикой диссертации.

Методологической базой послужили теоретико-литературные и историко-литературные труды исследователей (Л.Я. Гинзбург, В.Е. Хализева, С.Г. Бочарова, Ю.М. Лотмана, П.П. Громова, А.Б. Есина, И.В. Страхова и др.), посвященные проблеме психологизма и невербально-пластической составляющей художественного текста, принципы историко-генетического и типологического методов, некоторые идеи невербальной семиотики.

Диссертация строится по принципу от частного к общему, то есть от единичного невербально-пластического элемента к осмыслению целостного комплекса «диалектики тела» и невербально-пластического поведения литературного героя в романе «Анна Каренина».

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке представлений о многообразии проявлений невербально-пластической сферы, характере ее связи с психологическим и мыслительным (художественно-концептуальным) началами произведения.

Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты могут найти применение в процессе разработки общих и специальных учебных курсов и семинаров по русской литературе XIX века, в спецкурсах, посвященных творчеству Л.Н. Толстого. Материалы и положения диссертации также могут быть использованы при дальнейшем изучении творчества Толстого и других писателей в невербально-пластическом аспекте.

Положения, выносимые на защиту:

1. Синтез изобразительной (невербально-пластической) сферы и психологизма – характернейшее свойство художественного мира Толстого;

2. Названный синтез есть результат свойственного Толстому видения мира и его ориентации на предшествующую культурную и литературную традицию (в данном случае особенно значим художественный опыт М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя);

3. Невербально-пластическая сфера в творчестве Толстого многофункциональна (то есть одновременно служит различным творческим установкам: от жизнеподобия – до психологизма и создания «лабиринта сцеплений» в романе «Анна Каренина»);

4. Невербально-пластическая сфера, ее семантика неразрывно связана с художественной концепцией (мыслительным/идейным началом) романа «Анна Каренина»;

5. Наряду с термином «диалектика души» (в том случае, когда он замкнут на внутреннюю речь персонажа) есть основания шире пользоваться термином «диалектика тела»/«телесное поведение» толстовских персонажей.

Соответствие содержания диссертации паспорту специальности, по которой она рекомендуется к защите. Диссертация соответствует специальности 10.01.01 «Русская литература». Диссертационное исследование выполнено в соответствии со следующими пунктами паспорта специальности: пункт 3 – история русской литературы XIX века (1880 – 1890-е годы); пункт 8 – творческая лаборатория писателя, индивидуально-психологические особенности личности и ее преломления в художественном творчестве; пункт 19 – взаимодействие литературы с другими видами искусства.

Апробация работы. По проблематике работы сделаны доклады на конференциях: межвузовских («Молодая наука в классическом университете», Иваново, 2005 – 2008; «Малые жанры в русской и зарубежной литературе: вопросы теории и истории», Иваново, 2005, 2007), всероссийских («Методические чтения памяти В.П. Медведева», Иваново, 2006) и международных («Поэтика и лингвистика», Тверь, 2006; «XXXI Международные Толстовские чтения, посвященные 180-летию со дня рождения писателя», Тула, 2008).

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и Библиографического списка.

Похожие диссертации на Невербально-пластический аспект в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина"