Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности синтетизма творчества М. Волошина Гордина, Мария Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гордина, Мария Александровна. Особенности синтетизма творчества М. Волошина : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Гордина Мария Александровна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Иркутск, 2013.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-10/297

Введение к работе

Исследование синтетизма как структурообразующей основы творчества художников Серебряного века является одной из актуальных задач современного литературоведения. Рубеж ХХ-ХХІ веков стал временем повышенного интереса к творческому наследию «возвращённых» авторов эпохи модернизма, основой миропонимания и творческого метода которых зачастую являлось стремление к синтезу как новому взгляду на искусство, мир и место в нём человека как художника и творца. Серебряный век унаследовал идею жизнетворчества от западных, в частности немецких романтиков, безусловно, внеся в неё свой особенный мистериальный колорит: «литургический синтез» Вяч. Иванова, А. Белого, «великая Мистерия» А. И. Скрябина и др. Значительное влияние на художников-модернистов оказало творчество немецких философов Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, И. Канта, работы Р. Вагнера, а также философские труды Вл. Соловьёва, И. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского, И. Ф. Фёдорова и других.

У истоков исследования синтетизма эстетики Серебряного века в российском литературоведении стояли такие учёные, как Ю. И. Минералов, И. Г. Минералова, И. А. Азизян, В. И. Альфонсов и др. Расширению поля изучения художественного синтеза посвящена ежегодно проводимая Учебно-научным филологическим центром Московского педагогического государственного университета конференция «Синтез в русской и мировой художественной культуре» под руководством доктора филологических наук, профессора И. Г. Минераловой. Изучению интермедиальной реализации художественного синтеза посвящены такие конференции, как «Синтез искусств и рождение стиля» (Москва, сентябрь 2004), III Международная конференция «Метафизика искусства. Мелос и логос: диалог в истории» (Санкт-Петербург, ноябрь 2004), «Литература в системе искусств: методология междисциплинарных исследований» (Санкт-Петербург, 2000) и др. Публикуемые по итогам конференций материалы вносят весомый вклад в историю изучения художественного синтеза и во многом формируют современное состояние изучения этой проблемы.

Данная работа посвящена исследованию художественной системы М. Волошина, творческие искания которого столь разнообразны

4 и взаимообусловлены (поэт, художник, литературный критик, искусствовед, публицист, краевед и т. д.), что имеет смысл говорить о «синтетическом характере его дарования» . Термины «синтез» и «синтетизм» являются основополагающими в данном исследовании, поэтому представляется целесообразным уточнить их содержание. И. Г. Минералова пишет, что «под синтезом в самом общем смысле понимается соединение разнохарактерных сторон и элементов в качественно новое целое» , подчёркивая важность для художников-модернистов «гегелевской вариации этого методологически безусловно верного осмысления, когда синтез является членом известной триады (тезис - антитезис - синтез), высшим и объединяющим в себе другие два члена, слитые в новое качество» . Таким образом, особенно важным является создание гармоничного единства, компоненты которого неразделимы и подчинены какому-либо интегрирующему замыслу. В рамках литературоведческих, культурологических и искусствоведческих исследований, как правило, речь идёт о рассмотрении различных вариантов воплощения художественного синтеза (синтез искусств, внутрилитературный синтез и т. д.). Термин «синтетизм» трактуется отечественными исследователями по-разному. В работах Г. В. Варакиной, например, синтетизм понимается как «целостная система, включающая не только синтетические явления, наблюдаемые в культуре Серебряного века, но и принцип мышления, нацеленный на преодоление дискретности современного мира в пользу органичности человека и его бытия» . Е. Замятин определяет синтетизм в качестве принципа творческого восприятия действительности, а также обозначает этим термином возникшее в начале XX века направление в искусстве . В данной работе синтетизм рассматривается как основополагающий принцип творчества М. Волошина, заключающийся в стремлении к синте-

Минералова И. Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма. -Москва: Флинта, 2009. - С. 217.

2 Там же. - С. 6.

3 Там же.

4 Варакина Г. В. Мистериальные истоки русского синтетизма в культуре
Серебряного века: автореферат диссертации на соискание ученой степени
доктора культурологии. - Кострома, 2009. - С. 1.

5 Замятин Е. О синтетизме // Лица: сборник статей. - Нью-Йорк:
Международное литературное содружество, 1967. - С. 231-234.

5 тичному познанию и художественному отображению мира, а также как свойство, качество, определяющее особенности текста поэта.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена интересом современного литературоведения к рассмотрению различных аспектов синтетизма культуры Серебряного века, а также к изучению творчества «возвращённых» поэтов. На современном этапе исследований особое внимание литературоведов обращено к проблеме изучения индивидуальной онтологии писателя, рассмотрению основных философско-мировоззренческих констант авторского художественного сознания, эксплицированных в тексте произведений. Исследование особенностей взаимодействия различных семиотических систем, в частности интермедиальной реализации художественного синтеза, также является одной из актуальных задач современной науки. В данной работе предпринимается попытка определения бытийной основы, исходного смысла текста М. Волошина, при этом творчество поэта рассматривается в рамках онтологической и интермедиальной поэтики, что соответствует общим тенденциям современного литературоведения и раскрывает не исследованные ранее аспекты художественной системы М. Волошина.

Степень изученности темы. Творческое наследие М. Волошина долгое время было доступно лишь немногим специалистам. Из печати его произведения пропадают ещё при жизни автора (в 1920-х годах). Одним из шагов к «возвращению» Волошина широкой публике стало возрождение интереса к его живописным работам в 1960-е годы. В конце 70-х, к 100-летнему юбилею поэта начинают издаваться отдельные стихотворения. Эти события приближают время пристального внимания исследователей к творческому наследию Волошина.

Следует также отметить интерес к произведениям Волошина на Западе, главным образом во Франции. Именно там уже в 1969 г. выходит сборник «Пути России», а в 1982-1983 гг. двухтомник его стихотворений и поэм.

Во второй половине XX века было создано множество работ, направленных на исследование биографии поэта (Е. Л. Ланн, И. Т. Куприянов, Л. К. Долгополов, В. Купченко и др.). Первая диссертация, посвященная творчеству М. Волошина («Формирование поэтической личности Максимилиана Волошина», Киев, 1971), написана старейшим исследователем творчества М. Волошина И. Куприяно-

вым. На её основании позже, в 1978 г., была написана книга «Судьба поэта». В 1981 г. организуется международная конференция «Волошинские чтения», которая и по сей день раз в два года проходит в Доме поэта в Коктебеле. В 1980-1990-е и последующие годы исследователи творчества Волошина всё чаще обращаются к изучению особенностей его поэтической системы, биографический подход уже не является доминирующим.

Исследованию киммерийского творчества Волошина (поэзия и акварели) посвящены работы Т. В. Саськовой, Е. В. Завадской,

A. В. Десницкой и др. К рассмотрению влияния античной эстетики на
творчество М. Волошина обратились Л. Н. Столович и Н. Г. Арефье
ва. Появляются исследования, направленные на изучение образов
пластических искусств в парижском творчестве поэта (Л. Генера-
люк).

Литературно-критическая деятельность М. Волошина становится объектом исследования Т.Н. Бреевой, И.Г. Киреевой, О.Б. Багеевой и др. Отражение в творчестве Волошина его историософских воззрений привлекает внимание Л.К. Долгополова, Н. Комолова,

B. Купченко, С. Пинаева и др. Изучению переводческой деятельно
сти М. Волошина посвящены работы В.А. Адамантовой и О.А. Бри-
гадновой. Особенности мифопоэтики М. Волошина исследуют
К. Бонецкая, СМ. Заяц, СМ. Пинаеви другие.

В 2002 и 2007 годах изданы две части книги В. П. Купченко «Труды и дни М. Волошина. Летопись жизни и творчества», посвященной творческой биографии поэта в периоды с 1877 по 1916 г. и с 1917 по 1932 г.

Существуют работы, в которых лирика М. Волошина рассматривается в контексте символизма, постсимволизма, импрессионизма. При этом большинство исследователей творчества поэта, в частности В. В. Палачёва, отмечают, что «для поэзии М. А. Волошина характерно освоение различных литературно-эстетических традиций» , и указывают на малую продуктивность исследования лирики Волошина в контексте какой-то одной культурной традиции. А. В. Кулинич также подчёркивает невозможность безоговорочно

6 Палачёва В. В. Поэма «Путями Каина» в контексте культурфилософских исканий М. Волошина: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Томск, 2003. - С. 5.

7 отнести поэзию Волошина к какому-либо из литературных течений из-за особенной широты творческого кругозора поэта.

Таким образом, в современном литературоведении внимание исследователей наследия Волошина сосредоточено в основном на изучении биографии, критики, переводческой деятельности поэта, а также на отдельных аспектах его художественного мира: мифологических и библейских образах, отражении культурфилософ-ских исканий поэта в отдельно взятых стихотворениях и поэмах, образности, восходящей к античной культуре, и т. д. Отсутствуют работы, в которых творчество Волошина исследовалось бы как единое целое, где произведения Волошина разных жанров литературы и разных видов искусства рассматривались бы как многообразные проявления уникальных особенностей его дарования и художественного метода, то есть в русле единой концептуальной идеи. Именно поэтому представляется целесообразной попытка определения исходного смысла текста Волошина, того, что определяет стремление поэта к синтезированию в своём художественном мире представлений различных культурных, религиозных, философских систем, что объясняет его живой интерес к искусству в целостности всех его видов и форм.

Объект исследования - особенности синтетизма творчества М. Волошина. Предмет исследования - различные формы и средства реализации синтетизма творчества М. Волошина. Материал исследования - стихотворения, лирические циклы, венки сонетов, поэмы, письма, критические статьи, акварельные работы автора. В работе использованы воспоминания современников, составившие мемуарную книгу «Воспоминания о Максимилиане Волошине», дневниковые записи самого поэта («История моей души»).

Цель работы - исследование средств реализации синтетизма творчества М. Волошина.

Задачи исследования:

рассмотреть особенности мировидения, художественной позиции и авторской онтологии М. Волошина;

выявить образы и мотивы творчества М. Волошина, являющиеся воплощением исходного смысла его текста (образ Киммерии, мотив жертвы, образ времени, профетические мотивы в творчестве о русской революции, образы, соотносимые с философией всеединства Вл. Соловьёва);

рассмотреть пути интермедиальной реализации синтеза литературы и пластических искусств в творчестве М. Волошина (экфра-стические описания, импрессионистичность лирики и живописи, взаимодействие художественных традиций Востока и Запада в творчестве М. Волошина, литературные портреты современников, представленные в «Ликах творчества»);

исследовать поэтику религиозного и светского экфрасиса в творчестве М. Волошина.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что творчество М. Волошина впервые рассматривается в целостности его разножанровых и разновидовых проявлений в рамках онтологической поэтики. Также в работе производится исследование особенностей интермедиальной реализации синтеза литературы и пластических искусств в творчестве М. Волошина, предпринимается попытка комплексного исследования поэтики религиозного (богородичного, храмового) и светского экфрасиса в лирике и эпистолярном наследии поэта. Литературные портреты, представленные в четвёртой книге «Ликов творчества», в данной работе впервые рассматриваются с точки зрения интермедиальной жанровой модификации и инкорпорации образов, соотносимых с живописными, архитектурными и скульптурными произведениями искусства разных художественных традиций и эпох.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили работы М. М. Бахтина, А. А. Потебни, Ю. М. Лотмана, А. Ф. Лосева по исследованию структуры художественного текста и философии языка, работы И. Г. Минераловой, И. А. Азизян, О.Ю. Юрьевой и других, посвященные изучению синтеза в литературе и искусстве Серебряного века, теоретические работы Вяч. Иванова, А. Белого, Н. Бердяева, П. Флоренского.

При рассмотрении синтеза как основного принципа организации образной системы М. Волошина автор во многом опирается на методологию онтологических исследований, направленных на изучение индивидуальной онтологии писателя, эксплицированных в его тексте мировоззренческих установок, на поиск глубинных бытийных смыслов авторского текста (работы Ю.М. Лотмана, Л.В. Кара-сёва, О.В. Сливицкой, В.П. Океанского и др.).

Для исследования интермедиальной реализации синтеза литературы и пластических искусств, в частности экфрастических описаний, в творчестве М. Волошина привлечена интермедиальная мето-

9 дология с опорой на работы М. Маклюена, О. Хансен-Лёве, Ю. М. Лотмана, Н. В. Тишуниной, И. П. Ильина, А. Ю. Тимашкова, И. А. Есаулова, Л. Геллера, Н. Меднис и других.

В диссертационном исследовании используются описательный, культурно-исторический, биографический и структурно-семантический методы исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Стремление к синтезу как обретению бытийной целостности является исходным смыслом творчества М. Волошина. Поэзия, проза, живописные работы М. Волошина являются воплощением синтетизма его творческих исканий.

  2. Наиболее значимые образы и мотивы творчества М. Волошина могут быть рассмотрены в качестве воплощения исходного смысла текста поэта. Это образы Киммерии, времени, образы, соотносимые с философией всеединства Вл. Соловьёва, мотив жертвы и профетические мотивы в произведениях о русской революции.

  3. Синтез литературы и пластических искусств в художественной системе М. Волошина получает «интермедиальное воплощение» и реализуется преимущественно в виде интермедиальной инкорпорации, частным случаем которой является экфрасис. Наиболее полно в творчестве поэта представлен религиозный экфрасис (богородичный и храмовый), характеризующийся контаминацией скульптурной, архитектурной и живописной образности.

  4. При исследовании парижской лирики М. Волошина наиболее выраженными представляются интермедиальные связи текста поэта с живописью французских импрессионистов. Цикл «Париж» представляет собой воплощение представления Волошина о формирующем, моделирующем влиянии живописи на восприятие зрителем окружающей действительности. Стихотворения данного цикла можно назвать поэтическими импрессионистическими пейзажами, созданными под воздействием полотен художников-импрессионистов.

  5. Акварели Волошина, представляющие собой синтетичные произведения искусства, воплощают евразийность художественного мира М. Волошина (интермедиальные связи с творчеством импрессионистов и японских гравюристов) и характеризуются неразделимостью поэтического и живописного текстов при восприятии работы.

  6. Литературно-критические портреты, созданные М. Волошиным, рассматриваются в данном исследовании в рамках реализации

10 интермедиальной жанровой модификации и характеризуются ми-фологичностью, импрессионистичностью изображения модели, а также синтезированием кодов различных искусств при создании образа описываемого художника.

Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что в ней реализуются различные методы и приёмы исследования художественного синтеза, воплощаются современные принципы онтологического исследования и интермедиального анализа художественного текста. Предлагается ряд новых интерпретаций художественных образов поэзии и прозы М. Волошина, раскрываются новые аспекты в исследовании литературных и живописных работ поэта.

Практическая ценность данного исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы при подготовке научных трудов, в общих курсах по истории русской литературы и культуры, при дальнейшей разработке интермедиального и онтологического подходов к изучению отечественной словесности. Результаты исследования также могут быть представлены в виде вузовского спецкурса или спецсеминара для студентов-филологов «Особенности синтетизма творчества М. Волошина».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были изложены в форме докладов на различных научно-практических конференциях: «Международные Волошинские чтения-2011» (Коктебель), международная научно-практическая конференция «Образование и наука без границ-2011» (Болгария), региональная научно-практическая конференция «Современные проблемы изучения и преподавания литературы» (в рамках Кудрявцевских чтений) (Иркутск, 2011, 2012), 65-я студенческая конференция ВСГАО по итогам учебного года (Иркутск, 2011), 66-я студенческая конференция ВСГАО по итогам учебного года (Иркутск, 2012), 67-я студенческая конференция ВСГАО (Иркутск, 2013), международная научно-практическая конференция «Филологическая компетентность в контексте современной образовательной парадигмы: содержание, формирование, пути оптимизации (Иркутск, 2011), «Современная филология: теория и практика-2012» (Москва, 2012), Байкальский научный форум «Судьба и творчество Достоевского: современное состояние изучения» (Иркутск, 2012).

Основные положения диссертации отражены в 12 публикациях общим объёмом 4,4 п. л., из них 3 - в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Диссертационная работа посвящена исследованию особенностей синтетизма творчества М. Волошина. Полученные результаты соответствуют пунктам 4, 8, 9, 12 и 19 паспорта специальности 10.01.01 Русская литература.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.