Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтическая идеология В.В. Маяковского Попонова Юлия Римовна

Поэтическая идеология В.В. Маяковского
<
Поэтическая идеология В.В. Маяковского Поэтическая идеология В.В. Маяковского Поэтическая идеология В.В. Маяковского Поэтическая идеология В.В. Маяковского Поэтическая идеология В.В. Маяковского
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попонова Юлия Римовна. Поэтическая идеология В.В. Маяковского : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Попонова Юлия Римовна; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Саратов, 2009.- 232 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1089

Введение к работе

Проблема единства творчества В.В. Маяковского – одного из ярчайших поэтов первой трети ХХ века – остается актуальной для современного литературоведения, несмотря на многочисленность исследований, посвященных изучению его наследия. Концепция «двух Маяковских», пережив ряд трансформаций от 1920-х к 1990-м годам, вновь оказалась востребована в последнее десятилетие завершившегося столетия, определив накал страстей вокруг его имени и творчества. Но и сегодня, в начале ХХI века, не утратил своей остроты вопрос: как поэт, «завещанный нам авангардом» (А. Жолковский), стал «талантливейшим поэтом <…> советской эпохи», давшим «власти дар речи» (Ю. Карабчиевский).

Убедительное решение данной проблемы, имеющее для нас концептуальное значение, предложено исследователями творчества В.В. Маяковского как феномена утопического сознания (И. Иванюшина, С. Семенова и др.). Эстетическая утопия, определившая специфику понимания поэтом задач нового искусства, воплотилась в поэтической идеологии В.В. Маяковского.

Опираясь на опыт прижизненной критики и отечественного маяковедения, мы ставим перед собой задачу - выявить внутренние причины динамики художественного мира В.В. Маяковского через анализ его творчества в аспекте поэтической идеологии. Наше понимание данной категории противостоит традиционному для советского литературоведения истолкованию идеологии В.В. Маяковского как воплощения большевистского мировоззрения автора, его идейного роста, участия в классовой борьбе средствами поэтического искусства.

Поэтическая идеология понимается в диссертационном исследовании как категория авторского сознания, определяющая структуру художественного мира поэта, его мировоззренческие, аксиологические, эстетические основания. Являясь открытой системой, поэтическая идеология В.В. Маяковского вступает во взаимодействие с различными идеологическими сферами современности (от идеологии эстетической школы до идеологии государства), оказывающими на нее динамизирующее воздействие, запускающими механизмы ее трансформации. В результате такого взаимодействия поэтическая идеология В.В. Маяковского приобретает модус незавершенности, изменчивости.

Единство творчества В.В. Маяковского определяется константами его поэтической идеологии - ее проективным характером, волей к осмыслению и преображению реальности средствами поэтического слова, авторской интенцией к формированию непротиворечивой концепции мироздания.

В реферируемой работе поэтическая идеология исследуется как категория художественного мышления, обладающая сложной структурой, вбирающей несовпадающие, но взаимосвязанные уровни: рефлексию о взаимоотношениях слова и идеи, вербализованную в декларативных произведениях (манифестах, статьях и программных поэтических текстах), и образную реализацию аксиологических предпочтений автора (от поэтических до политических), воплотившуюся в концентрированном виде в системе художественных идеологем.

Начало изучению поэтической идеологии В.В. Маяковского как воплощенной в его творчестве системы ценностей было положено поэтами-современниками (О. Мандельштам, Б. Пастернак, В. Ходасевич, М. Цветаева и др.) и критиками 1920-х годов (Б. Арватов, Г. Лелевич, Ю. Тынянов, Н. Устрялов, Г. Шенгели, Р. Якобсон и др.), продолжено литературоведами последующих десятилетий, рассматривавших социально-политическую, нравственно-философскую, эстетическую, религиозную проблематику его произведений (В. Альфонсов, М. Вайскопф, Л. Долгополов, М. Дунаев, В. Зайцев, И. Искржицкая, Ю. Карабчиевский, Л. Кацис, А. Метченко, А. Михайлов, Т. Никонова, З. Паперный, В. Перцов, К. Петросов, Ф. Пицкель и др.).

Система эстетических взглядов поэта, отрефлексированных в декларативных текстах, также неоднократно становилась объектом анализа, как имманентного - на уровне творческой индивидуальности, так и контекстуального - в русле авангардных исканий. Однако вопрос о характере и мере соотнесенности теоретического и практического уровней поэтической идеологии Маяковского нуждается в более детальном изучении.

В 2000-е годы появились исследования, в которых рассматриваются отдельные аспекты, соприкасающиеся с проблематикой нашей работы, но в несколько иных ракурсах и без обращения к понятию поэтическая идеология (М. Маркасов, Е. Тырышкина, М. Чернякова, И. Фадеева и др.).

Другой гранью исследуемой нами проблемы является вопрос о характере взаимодействия поэтической идеологии В.В. Маяковского с идеологией футуризма как литературной школы в дореволюционный период творчества и государственной идеологией и государственным мифом в советскую эпоху. Опираясь на работы, посвященные теории и истории авангарда (В. Альфонсов, С. Бирюков, Е. Бобринская, И. Васильев, В. Дзуцева, И. Иванюшина, Е. Иньшакова, Т. Казарина, Е. Ковтун, В. Марков, В. Сарычев, И. Сахно, Н. Сироткин, И. Смирнов, Р. Спивак, Е. Фарыно, Н. Харджиев и др.) и исследования по проблемам социалистического реализма (Г. Белая, С. Бойм, Ю. Волков, А. Гангнус, Б. Гройс, Х. Гюнтер, Е. Добренко, И. Есаулов, А. Овчаренко, Г. Поспелов и др.), автор диссертации обращается к осмыслению динамики поэтической идеологии В.В. Маяковского в 1910-1920-е годы. Не стремясь к выявлению всей полноты и сложности художественного мира поэта, диссертант уделяет основное внимание анализу механизмов трансформации представлений В.В. Маяковского о специфике взаимодействия слова и идеи, сформулированных в декларативных текстах в дореволюционный и советский периоды, в сопоставлении с их реализацией в художественных произведениях на уровне системы идеологем.

Необходимость специального исследования поэтической идеологии В.В. Маяковского обусловлена в современной научной ситуации двумя факторами. Во-первых, отсутствием обобщающих работ, раскрывающих целостность его художественного мира на уровне соотношения эстетической рефлексии и поэтической практики, а также выявляющих внутренние механизмы трансформации его художественной идеологии от дореволюционного – футуристического – периода к пореволюционному – советскому. Во-вторых, необходимостью переосмысления содержательного наполнения понятия идеология в контексте современного гуманитарного знания. Актуальность исследования обусловлена, таким образом, как историко-литературными, так и теоретическими аспектами проблемы, настоятельно требующими изучения.

Анализ творчества В.В. Маяковского в единстве его поэтической и идейной сущностей становится возможным через обращение к воле лирического субъекта, организующей художественное пространство. Понимание поэтической идеологии В.В. Маяковского как наличествующей в творчестве поэта воли к осмыслению, структурированию и преображению мира в слове с позиции авторской системы ценностей, позволяющей увидеть мир в его целостности, составляет научную новизну диссертационного исследования. Такой подход открывает возможности для изучения творчества В.В. Маяковского, с одной стороны, в единстве его поэтической и идейной составляющих, с другой – во взаимодействии статики и динамики.

Трактовка понятия идеология и разработка категориального аппарата исследования определяют теоретическую новизну данной работы. Благодаря обращению к смежным с литературоведением гуманитарным наукам – философии, социологии, политологии, культурологии – удалось уточнить границы понятия поэтическая идеология. Принципиальное значение для автора диссертации имеет характер соотношения идеологии и научного знания (К. Маркс), идеологии и утопии (К. Мангейм), идеологии и мифа (Р. Барт), идеологии и культурной системы (К. Гирц). В определении содержательного наполнения термина мы опираемся на труды М. Бахтина, репрезентирующие его представления о знаковой природе идеологии, а также на работы отечественных (Б. Бухштаб, А. Барзах, И. Иванюшина, И. Шевеленко) и западных (М. Кольхауэр) филологов, которые, продолжив бахтинскую «деидеологизацию» понятия, рассматривают идеологию как эстетическую категорию, исследуют именно поэтическую идеологию.

Ведущими теоретическими понятиями в диссертационном исследовании являются поэтическая идеология, идея-прототип и идеологема. В качестве рабочих определений нами предлагается следующее содержательное наполнение данных терминов:

Поэтическая идеология – вербализованное суждение автора-идеолога о мире, обусловленное его волей к целостному видению действительности, при котором изображаемая реальность структурируется, о-пределяется осмысляющим субъектом. Поэтическая идеология находит свое выражение в системе ценностей (эстетических, этических, политических), формируемых в авторском сознании на уровне идеи-прототипа, реализуемой в структуре текста через систему идеологем средствами художественных образов.

Идея-прототип – концептуальное ядро поэтической идеологии (идеологическая «формула», идеологический «вывод» автора, мыслящего о мире и о роли искусства в изменяющейся реальности), воплощающееся как в риторической, так и поэтической форме.

Идеологема – языковой знак, занимающий приоритетное положение в картине мира личности, иерархически подчиняющий другие единицы, значения, смыслы. Такое понимание идеологемы как единицы поэтической идеологии в творчестве В.В. Маяковского дает возможность рассматривать поэтическую идеологию как иерархическую систему, где центральные ценностные элементы обладают наибольшим по объему содержанием и выражаются в языковом знаке синкретически, при этом их эмоционально-оценочное значение является превалирующим.

Поскольку изучение идеологического содержания языкового знака связано с осмыслением способа проявления авторского сознания в художественном тексте, в диссертации с опорой на труды М.М. Бахтина и современные структурно-семиотические исследования в качестве основных терминов используются также такие понятия, как автор-идеолог, идеологическая точка зрения и др.

Предметом диссертационного исследования является поэтическая идеология В.В. Маяковского в ее становлении и развитии, во взаимодействии замысла (идеи-прототипа), формирующегося в декларативных текстах (манифестах, статьях, программных поэтических произведениях), и его воплощения в художественных текстах через систему идеологем.

Объектом изучения стали стихотворения поэта 1912-1930-го годов; драматические произведения «Владимир Маяковский» (1913), «Мистерия-буфф» (1918); поэмы «Облако в штанах» (1914-1915), «Флейта-позвоночник» (1915), «Война и мир» (1915-1916), «Человек» (1916-1917), «150000000» (1919-1920), «Люблю» (1922), «IV Интернационал» (1922), «Пятый Интернационал» (1922), «Про это» (1923), «Владимир Ильич Ленин» (1924), «Летающий пролетарий» (1925), «Хорошо!» (1927), «Во весь голос» (1929-1930), [Неоконченное] (1930); окна сатиры РОСТА (1919-1922); статьи, заметки, выступления (1913-1930).

Цель диссертационного исследования – осмыслить единство художественного мира В.В. Маяковского и его динамику через категорию поэтической идеологии. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

раскрыть проективный характер идеи-прототипа, проанализировав представления В.В. Маяковского о природе поэтического слова, его роли в о-пределении и о-смыслении действительности, высказанные в статьях, выступлениях и художественных произведениях поэта раннего и послеоктябрьского периодов творчества;

выявить систему идеологем в художественных текстах раннего и послеоктябрьского творчества поэта;

вскрыть специфику идеологической точки зрения лирического героя через соотношение идеи-прототипа и системы идеологем;

исследовать механизмы устойчивости/изменчивости поэтической идеологии В.В. Маяковского.

Методологической базой исследования являются труды отечественных (М. Бахтин, Ю. Лотман, Б. Успенский) и западных (Р. Барт, К. Гирц, М. Кольхауэр, К. Мангейм, Л. Монроз ) филологов и культурологов. В изучении поэтической идеологии В.В. Маяковского автор диссертации опирается на работы исследователей отечественного авангарда (И. Иванюшина, Т. Казарина, И. Смирнов и др.), художественного слова (Г. Винокур, Б. Гончаров, К. Петросов, В. Тренин, Н. Харджиев и др.), идейно-философского и нравственного содержания художественного творчества (В. Альфонсов, Л. Долгополов, М. Дунаев, Л. Колобаева, Ф. Пицкель, В. Сарычев и др.), мифологии (Р. Якобсон, Л. Долгополов, М. Вайскопф), утопического сознания (И. Иванюшина, С. Семенова) поэта.

Методика исследования предполагает комплексный анализ, учитывающий историко-литературный, функциональный и структурно-семиотический аспекты изучения поэтического текста в соответствии с поставленными задачами.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в выявлении специфики поэтической идеологии В.В. Маяковского и механизмов ее трансформации; в уяснении значения данной эстетической категории как смысло- и структурообразующей доминанты художественного мира поэта; в обогащении категориального аппарата и представлений о содержании понятия поэтическая идеологии и формах ее репрезентации в лирических, агитационных и публицистических текстах.

Практическая значимость работы: результаты диссертационного исследования могут быть использованы при изучении художественного наследия В.В. Маяковского в контексте русской литературы; при подготовке спецкурсов, посвященных творчеству писателя. Теоретические и практические выводы настоящей работы могут войти в общие курсы по истории русской литературы первой трети XX века, в спецкурсы и спецсеминары по проблеме поэтической идеологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Анализ поэтической идеологии В.В. Маяковского позволил выявить единство его творчества, обусловленное определяющей ролью воли лирического субъекта, организующей художественное пространство; векторной направленностью авторского сознания на осмысление действительности и воплощение результатов этого осознания в слове; взаимодействием поэтической идеологии с различными идеологическими сферами современности; направленностью во внеэстетическую среду, заключающей в себе интенцию преображения действительности; наличием ярко выраженной системы ценностей.

2. Поэтическая идеология В.В. Маяковского проявляет себя в творчестве поэта через идею-прототип, которая включает представления о соотношении слова и идеи. Спецификой слова на уровне идеи-прототипа, вербализованной в статьях и выступлениях поэта, является его способность передавать любую разделяемую поэтом идею; преображать и даже конструировать реальность согласно воззрениям поэта, которые могут меняться в зависимости от конкретной исторической ситуации, рождающей новый «цикл идей». Характер развития поэтической идеологии от дореволюционного к советскому периоду творчества В.В. Маяковского определяет устойчивость интереса к формальной стороне словесного знака и изменчивость его содержательной составляющей.

3. Система идеологем на протяжении всего творчества строится на противопоставлении творческого и пассивного начал. В процессе развития поэтической идеологии от футуристического к советскому этапу творчества, изменению подвергаются не сами ценности, а те системы координат, внутри которых эти ценности располагаются. Однако при смене одной системы координат на другую поэт воплощает исповедуемые ранее ценности в новых формах, пытается найти им место в новой системе координат.

4. В художественном творчестве В.В. Маяковского идея-прототип вступает во взаимодействие с системой идеологем, представляющее собой противоборство, взаимовлияние, взаимопроникновение систем. Художественное творчество В.В. Маяковского, будучи подлинно поэтическим явлением, демонстрирует более широкий спектр своих проявлений, нежели предполагает декларируемая автором-идеологом система ценностей. В то же время поэзия претерпевает трансформацию в русле разделяемой поэтом идеологии: обращение волевого усилия на формальную составляющую словесного знака в раннем творчестве привело поэта к разрушению целостности авторской модели мира, а в послеоктябрьский период – к ограничению роли «я» поэта в сфере производства ценностей.

5. Поэтическое слово в пореволюционный период движется от идеологизации поэзии к поэтизации идеологии, при этом происходит переориентация источника формирования системы ценностей с поэтической личности на государственный миф. Сонаправленность воли поэта с волей передового класса и его авангарда – партии, прокладывающих, как считал В.В. Маяковский, путь в будущее, достигается ценой принуждения поэтического дара. Переход от идеологии поэтической школы (футуризм) к государственной идеологии, внеположенной поэзии (советская идеология), не является результатом насильственного подчинения, диктата власти, но свидетельствует об отказе от первенства поэтического слова по отношению к идее.

6. Динамика поэтической идеологии В.В. Маяковского обусловлена ее проективным характером, открытостью по отношению к другим идеологическим системам, спецификой формирования иерархии ценностей. Свойственное поэтической идеологии В.В. Маяковского возведение в абсолют относительных ценностей - результат влияния идей Ф. Ницше, отказа от христианской парадигмы в ситуации духовного кризиса.

Материалы диссертации прошли апробацию на ежегодных Всероссийских научных конференциях молодых ученых «Филология и журналистика в начале XXI века» (Саратов, 2000-2003), Учредительной конференции объединения молодых ученых при Головном совете по филологии Минобразования РФ «Автор – текст – аудитория: филологические науки в социокультурном пространстве XXI века» (Саратов, 2002), Межвузовской научно-практической конференции «Междисциплинарные связи при изучении литературы» (Саратов, 2003), Международной конференции «Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции: история и современность» (Саратов, 2008).

Основные положения диссертации отражены в 9 публикациях, в том числе 1 в реферируемом издании, рекомендованном ВАК.

Структура работы служит выявлению внутренней логики трансформации поэтической идеологии В.В. Маяковского от раннего творчества к послеоктябрьскому.

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, каждая из которых содержит по два параграфа, заключения и списка литературы, включающего 303 наименования. Общий объем диссертации – 232 страницы.