Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жанровая модель мира в произведении Д.Е. Галковского "Бесконечный тупик" : структура, идеология, контекст Оробий Сергей Павлович

Жанровая модель мира в произведении Д.Е. Галковского
<
Жанровая модель мира в произведении Д.Е. Галковского Жанровая модель мира в произведении Д.Е. Галковского Жанровая модель мира в произведении Д.Е. Галковского Жанровая модель мира в произведении Д.Е. Галковского Жанровая модель мира в произведении Д.Е. Галковского
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Оробий Сергей Павлович. Жанровая модель мира в произведении Д.Е. Галковского "Бесконечный тупик" : структура, идеология, контекст : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Оробий Сергей Павлович; [Место защиты: Дальневост. гос. ун-т].- Владивосток, 2009.- 256 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1525

Введение к работе

Актуальность исследования. Рассмотрение художественной природы произведения сквозь призму его жанровой специфики – один из закономерных и плодотворных путей литературоведческого анализа, ведь именно жанр воплощает модель эстетически переосмысленной действительности, фиксирует в своём содержании авторские представления о реальности. В этом отношении особое значение имеет анализ жанровых форм, представленных в отечественной литературе конца ХХ столетия. Широкий диапазон жанровых решений современных писателей – от утончённо-иронических «виньеток» А.К. Жолковского до «бесовских текстур» В.Г. Сорокина – свидетельствует о характерном плюрализме художественного мышления и не может не радовать своим многообразием. И всё же создание зрелой, целостной художественной картины мира во многом остаётся литературной утопией как для читателей, так и, по-видимому, для самих писателей. Тем ценнее выглядят отдельные опыты такого рода, тем актуальнее представляется непредвзятое внимание к ним. К их числу правомерно отнести одно из самых масштабных по широте художественного осмысления национального бытия в литературе последних десятилетий, а возможно, и в русской словесности в целом произведение Д.Е. Галковского «Бесконечный тупик» (1988).

Судьба этого произведения сложна. «Бесконечный тупик» фрагментарно публиковался в 1993-1994 годах в самых различных по идеологической направленности периодических изданиях («Новый мир», «Наш современник», «Континент», «Смена», «Литературная газета», «Независимая газета», «Логос», «Москва» и др.). Несмотря на значительный резонанс, вызванный журнальными публикациями 1992-1994 гг., объектом системного анализа литературоведов сложная культурфилософская концепция Галковского и неоднозначная жанровая форма её воплощения до настоящего времени не становились: не ставилось вопроса ни о специфике представленной автором модели мира, ни о культурном контексте «Бесконечного тупика», ни об адекватном методологическом подходе к столь неоднозначному явлению. Между тем сама постановка и попытки решения таких вопросов не ограничены лишь рамками заинтересованности этим произведением. Напротив, они позволяют обозначить более широкие, актуальные проблемы: специфическую маргинальность Галковского, несовпадение «Бесконечного тупика» с постмодернистским «каноном», причину появления столь странных «белых пятен» в истории литературы и критике.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется рядом факторов различного свойства: от важности обращения к жанровому опыту современных писателей в целом до насущной потребности адекватного прочтения одного из самых самобытных произведений конца ХХ столетия.

Цель и задачи работы. Цель данного исследования – целостный анализ жанровой модели мира произведения Галковского «Бесконечный тупик»: её внутренней структуры, художественной идеологии, воплощённого в ней художественного метода, подготовившего её появление историко-литературного контекста.

Для достижения заявленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

1. Определить общетеоретические установки, относящиеся к самой проблеме жанра, учитывая при этом специфику анализируемого произведения и общие жанровые закономерности историко-литературного периода, к которому оно относится.

2. Установить характер взаимодействия произведения с предшествующей историко-литературной традицией для определения своеобразия и степени художественной зависимости жанровой природы «Бесконечного тупика».

3. Проанализировать феномен жанра «Бесконечного тупика» в ракурсе его миромоделирующей функции, показав формы воплощения картины бытия писателя.

4. Определить сущность художественного метода, уточнить тип художественного мышления автора, его принципы обобщения явлений действительности.

5. Установить соотношение художественного и философского дискурсов в «Бесконечном тупике» и выявить доминирующий дискурсивный тип.

6. Определить особенности метаязыка, с помощью которого может быть описана поэтика произведения Галковского.

7. Выявить прагматические стратегии, реализованные в «Бесконечном тупике» (развитие осложнёно-провокационной формы обращения к читателю).

Материалом исследования является произведение Галковского «Бесконечный тупик», взятое в его системной полноте, то есть включающее все три части (это позволяет сделать издание 2008 года). Тем самым преодолена трудность, с которой невольно сталкивались предшествующие критики и литературоведы, писавшие о Галковском: о «Бесконечном тупике» они вынуждены были судить либо по фрагментарным журнальным публикациям, либо по полулегальному изданию 1998 года, включавшему лишь третью часть произведения (собственно корпус примечаний). Произведение рассматривается в широком культурном и литературном контексте. Объектом изучения является не только «Бесконечный тупик» как самостоятельный феномен, но и сам процесс рецепции Галковским творчества литературных предшественников. При сопоставительном анализе материалом исследования становятся как отдельные произведения русских и зарубежных писателей XIX-ХХ вв., так и дискурсивные направления в целом (например, реалистический дискурс XIX столетия, постмодернистский дискурс в его западно-европейском изводе), позволяющие определить более широкие историко-литературные тенденции.

История вопроса. Работы, в которых так или иначе рассмотрен «феномен Галковского» (статьи Т. Касаткиной, М. Бутова, Е. Иваницкой, В. Руднева, учебные пособия И. Скоропановой, Г. Нефагиной, С. Тиминой), затрагивают главным образом постмодернистский аспект художественного мира «Бесконечного тупика». Такая точка зрения во многом обедняет авторский замысел, мешает понять степень своеобразия произведения. В силу этих причин задача настоящего исследования состоит в том, чтобы установить историко-культурную соотнесённость и типологические особенности феномена «Бесконечного тупика», определить степень обусловленности этого произведения характером развития предшествующей русской культуры, а не только ближайшего постмодернистского контекста. Такой подход позволяет существенно уточнить устоявшуюся точку зрения на «Бесконечный тупик», обозначить это литературное явление во всей контекстуальной и типологической соразмерности.

Методологическая основа работы. Литературно-философская насыщенность произведения Галковского, необходимость его интерпретации и стремление к целостному освоению предопределяет использование междисциплинарного подхода, сочетание литературоведческого анализа с идеографическим (тематическим) принципом. Используемый в исследовании подход может быть назван аналитическим. Это значит, что он представляет собой синтез аналитических концепций анализа текста, которые были разработаны в XX веке: классический структурализм и постструктурализм (структурная поэтика и мотивный анализ); аналитическая психология в широком смысле (от психоанализа З. Фрейда до учения К. Юнга о коллективном бессознательном); аналитическая философия (философия языка Л. Витгенштейна); философская поэтика М.М. Бахтина.

Вместе с тем широк круг и собственно литературоведческих работ, к которым обращается автор на протяжении исследования. Рассматривая категорию жанра «Бесконечного тупика», он апеллирует прежде всего к трудам учёных, изучавших жанр в миромоделирующем аспекте, – М.М. Бахтина, О.М. Фрейденберг, Н.Л. Лейдермана. Важное значение для адекватного прочтения «Бесконечного тупика» имеет привлечение работ В.Б. Шкловского, В.Я. Проппа, Ю.Н. Тынянова, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, Е.М. Мелетинского, Б.М. Гаспарова, А.К. Жолковского, М.Н. Эпштейна.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые предпринимается попытка целостного описания художественной модели мира «Бесконечного тупика», а также философских и литературных истоков этого произведения. Изучение «Бесконечного тупика» позволяет в известном смысле реабилитировать и ввести в историю русской литературы ХХ столетия новое имя. Проделанный анализ даёт возможность рассматривать Галковского как писателя, принадлежащего к реализму и в значительной степени развивающего этот художественный метод. Данный вывод позволяет также поставить вопрос о специфике конкретно-исторического бытования реализма в современной отечественной литературе. Таким образом, исследование приобретает и теоретическое значение, так как осмысление реализма и его разновидностей является одной из актуальных задач сегодняшней теории литературы, а не только истории литературы ХХ столетия.

Практическая значимость. Материалы диссертационной работы могут быть использованы в курсе изучения современной отечественной литературы, в различных спецкурсах и спецсеминарах, посвящённых прозе этой эпохи, в исследованиях по теории и истории литературы, осмысляющих особенности литературного процесса второй половины минувшего столетия.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Создавая своё произведение в период смены культурных эпох, Галковский не только даёт одно из самых масштабных по широте художественного осмысления в литературе последних десятилетий (а возможно, и в русской словесности в целом) обозрение отечественной культуры, но и облекает свой замысел в оригинальную художественную форму. Сложность жанровой картины произведения, её несводимость к чётко выраженному эстетическому канону заставляет рассматривать его художественную природу в общетеоретическом контексте феномена жанровой деканонизации, то есть как качественно новый тип художественного завершения со всеми его особенностями.

2. При всей художнической самостоятельности Галковского как писателя его произведение теснейше связано не только с отечественной литературой и философией XIX-ХХ веков, но и с западноевропейской культурой. Для Галковского отношение к литературе прошлого – это не постмодернистская «игра в осколки»: исследование функционирования традиций в «Бесконечном тупике», при всей видимой пестроте картины (от розановских реминисценций до сближений с западноевропейской культурой ХХ столетия), свидетельствует о чётких критериях авторского отбора. Такой отбор мотивируется как философскими взглядами, так и присущими Галковскому эстетическими вкусами. Кроме того, контекстуальный подход к «Бесконечному тупику» позволяет зримо увидеть органическую обусловленность этого произведения предшествующим развитием отечественной культуры как в её собственно художественном, так и в идеолого-философском изводах.

3. Жанровый феномен «Бесконечного тупика» основан на идее синтеза, поэтому в его описании важно принимать во внимание необходимость взаимодополняющих характеристик. При этом категория «памяти жанра» применительно к «Бесконечному тупику» приобретает особое значение: во-первых, художественный мир произведения ориентирован на закономерное соотношение первичных (дневник, исповедь) и вторичных (роман) жанров; во-вторых, он сохраняет в себе чётко выраженную связь с собственно мифологическим планом повествования; в-третьих, поэтика произведения складывается на пересечении романного и эссеистического типов художественного завершения. Анализ жанровой природы «Бесконечного тупика» позволяет не только раскрыть тип художественного сознания писателя, но и представить его, в противоположность доминирующей точке зрения, не как постмодернистский, а как реалистический, синтезирующий. Этот вывод даёт возможность пересмотреть значение главного произведения Галковского в современной литературе, побуждает задаться вопросом о механизмах отечественного культурного сознания в целом.

Структура работы. Цели и задачи диссертационного исследования определили характер, структуру и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Жанровая модель мира в произведении Д.Е. Галковского "Бесконечный тупик" : структура, идеология, контекст