Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика цикла И.А. Бродского "Осенний крик ястреба" Киселева, Виктория Александровна

Поэтика цикла И.А. Бродского
<
Поэтика цикла И.А. Бродского Поэтика цикла И.А. Бродского Поэтика цикла И.А. Бродского Поэтика цикла И.А. Бродского Поэтика цикла И.А. Бродского
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Киселева, Виктория Александровна. Поэтика цикла И.А. Бродского "Осенний крик ястреба" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Киселева Виктория Александровна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2011.- 219 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/1337

Введение к работе

Иосиф Александрович Бродский (1940 – 1996) — выдающийся русский поэт ХХ столетия, продолжатель в отечественной словесности традиций О.Э. Мандельштама, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой. Перечень написанного о Бродском в сегодняшнее время содержит сотни рецензий, заметок, статей; его творчеству посвящены конференции; о нем написаны научные работы как в России, так и за рубежом; различные аспекты творчества Бродского затрагивают в своих исследованиях поэты, писатели, философы и литературоведы. Однако, несмотря на значительное количество работ, посвященных различным сторонам творчества автора, поэтика Бродского (и в частности, поэтика такого его лирического цикла, как «Осенний крик ястреба») изучена, как думается, далеко не в полной мере, что и обусловило выбор объекта и предмета настоящего исследования.

На современном этапе развития литературоведения анализ поэтики стихотворного цикла имеет множество подходов: он отличается разнообразием теоретических акцентов и допускает выбор разных методологических оснований для его выполнения. Несомненно, что такое обилие методов и приемов изучения феномена циклизации, обнаруживающееся в практике разных исследователей, характеризует проблему анализа лирического цикла как вопрос достаточно непростой и весьма далекий от своего окончательного разрешения. Сложность проблемы усугубляется при обращении к творчеству Бродского, отличительными чертами художественного мышления которого является подчеркнутая многозначность текста, принципиальная установка на множественность и вариативность интерпретаций, подключение в качестве смысловой основы произведений широкого культурно-исторического контекста. Однако именно эта сложность, неоднозначность, масштабность материала и открывает перед литературоведом необходимые перспективы и определяет актуальность темы исследования.

Объектом исследования является цикл И. Бродского «Осенний крик ястреба». В том виде, в котором он был опубликован впервые (в составе сборника «Урания», выпущенного издательством «Ардис» в 1987 году), цикл включает 18 стихотворений: «Как давно я топчу, видно по каблуку…», «Развивая Платона», «Посвящается стулу», «Шорох акации», «Восходящее желтое солнце следит косыми…», «Шведская музыка», «Bagatelle», «Полдень в комнате», «Роттердамский дневник», «Над Восточной рекой», «Война в убежище Киприды», «Строфы» («Наподобье стакана…»), «Барбизон Террас», «Те, кто не умирают, живут…», «Новый Жюль Верн», «Помнишь свалку вещей на железном стуле…», «Ты, гитарообразная вещь со спутанной паутиной…», «Осенний крик ястреба». Стихотворения датируются 1973 – 1987 гг.

Предметом исследования является поэтика цикла «Осенний крик ястреба».

Методологической основой работы послужили труды Б. Томашевского, В. Жирмунского, Л. Гинзбург, Ю. Лотмана, Н. Тамарченко, Ю. Шатина, А. Жолковского, Ю. Щеглова, В. Тюпы, Б. Гаспарова, И. Силантьева, Л. Долгополова, В. Сапогова, И. Фоменко, М. Дарвина, Е. Семеновой, Л. Щемелевой, Ю. Левина, Д. Сегала, Р. Тименчика, В. Топорова, Т. Цивьян, Н. Осиповой, А. Ранчина и др.

Целью исследования является проанализировать поэтику цикла И. Бродского «Осенний крик ястреба», выявив возникновение циклообразующих связей как на уровне формы (в композиции), так и на уровне содержания (в мотивно-тематической структуре) произведения. В соответствии с поставленной целью мы формулируем следующие задачи исследования:

определить теоретические основы изучения лирического цикла;

рассмотреть современную теорию мотива;

выявить принципы изучения лирического цикла;

проследить отражение принципов семантической поэтики в творчестве Бродского;

описать историю создания и практику издания стихотворений, входящих в цикл «Осенний крик ястреба»;

проанализировать роль в цикле мотивов Слова / Безмолвия;

раскрыть циклообразующий потенциал системы мотивов;

выяснить роль антитезы локальной принадлежности Внутри / Снаружи;

охарактеризовать композицию цикла.

На защиту выносятся следующие положения.

  1. Мотив в лирическом цикле может рассматриваться как основной элемент циклообразующих связей произведения.

  2. Творчество Бродского продолжает собой развитие семантической поэтики и отражает ее основные принципы.

  3. Наблюдения над поэтикой цикла Бродского «Осенний крик ястреба» показали, что одним из центральных в нем является мотив Слова / Безмолвия. Вне зависимости от характера выраженности (мотив может быть выраженным эксплицитно, а может находиться в подтексте) он участвует в образовании структурно-семантических связей и является одним из наиболее значимых элементов образно-смыслового каркаса как отдельного стихотворения, так и цикла в целом.

  4. Структурированию пространства в цикле в большой степени служит антитеза локальной принадлежности Внутри / Снаружи. Необычность ее выражения заключается в том, что с ее помощью пространство подчас может быть маркировано одновременно как «свое» и «чужое». Так в поэтике цикла отражается трагическая суть автобиографической ситуации Бродского невозможность возвращения.

  5. Автобиографические события лежат и в основе композиции зеркальной, симметричной, что проявляется прежде всего в наполненности цикла стихотворениями-отражениями. Осью композиционной симметрии является стихотворение «Полдень в комнате»: если предшествующие ему стихотворения связываются в большей степени с пространством Родины, то следующие за ним произведения отображают пространство зарубежья.

Научная новизна исследования заключается в выявлении циклообразующего потенциала системы мотивов в лирике. Впервые объектом отдельного исследования становится материал цикла И. Бродского «Осенний крик ястреба». В диссертации обозначены характер и особенности функционирования мотивных связей в лирическом цикле, определена соотнесенность мотивов цикла как в «горизонтальной», так и в «вертикальной» проекции, охарактеризована ведущая роль заглавного стихотворения цикла в формировании векторов восприятия его мотивной структуры.

Теоретическая значимость работы. В диссертации предпринята попытка классификации принципов анализа мотива в лирическом цикле, предложен способ комплексного изучения мотивной структуры лирического цикла. Исследование способствует дальнейшей разработке принципов семантической поэтики, выявлению роли мотивной структуры в циклообразовании.

Практическое значение работы. Материалы исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории литературы на филологических и других гуманитарных факультетах высших учебных заведений, при проведении практических занятий по анализу художественного текста.

Работа прошла апробацию на ряде конференций.

VI Международная научная конференция «Русское литературоведение на современном этапе», март 2007 г. Тема доклада: «Образ войны в лирике И. Бродского («Стихи о зимней кампании 1980-го года»).

IX Международная научная конференция «Русское литературоведение на современном этапе», апрель 2010 г. Тема доклада: «Теория мотива в современном литературоведении».

Международная научная конференция VIII Андреевские Чтения «Литература ХХ века: итоги и перспективы изучения», январь 2011 г. Тема доклада «Мотивная структура стихотворения И. Бродского «Осенний крик ястреба».

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 297 наименований.

Похожие диссертации на Поэтика цикла И.А. Бродского "Осенний крик ястреба"