Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика фольклора в художественной системе «слова о полку Игореве» Новосёлова Антонина Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Новосёлова Антонина Николаевна. Поэтика фольклора в художественной системе «слова о полку Игореве»: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Новосёлова Антонина Николаевна;[Место защиты: Дальневосточном государственном университете].- Владивосток, 2007.- 19 с.

Введение к работе

Диссертационное исследование посвящено рассмотрению особенностей поэтики «Слова о полку Игореве» в свете фольклорной традиции.

«Слово о полку Игореве» - это выдающееся литературное произведение светского характера, основанное на историческом материале, написанное неизвестным автором ХП века. Изучение «Слова» выявило его важную художественную особенность: являясь самобытным авторским произведением, ориентированным на жанровые и стилевые литературные традиции своего времени, оно в то же время обнаруживает тесную связь с фольклором. Это проявляется на разных уровнях поэтики: в композиции, в построении сюжета, в изображении художественного времени и пространства, в стилистических особенностях текста. Одной из характерных особенностей средневековой литературы, имеющей с фольклором общие традиции, была анонимность. Автор древнерусского произведения не стремился прославить своё имя.

История вопроса. Исследование вопроса о взаимоотношении «Слова» и фольклора получило развитие в двух основных направлениях: «описательном», выразившемся в поисках и анализе фольклорных параллелей к «Слову», и «проблемном», приверженцы которого ставили своей целью выяснить природу памятника - устно-поэтическую или книжно-литературную.

Впервые наиболее яркое и полное воплощение идея о связи «Слова» с народной поэзией нашла в работах М.А.Максимовича. Однако в работах Вс. Ф. Миллера были рассмотрены параллели между «Словом» и византийским романом. Полярные точки зрения - о фольклорности или книжности «Слова» - впоследствии объединились в гипотезу о двойственной природе памятника. Некоторые итоги разработки проблемы ««Слово» и фольклор» были подведены в статье В.П. Адриановой-Перетц ««Слово о полку Игореве» и русская народная поэзия», где было указано, что сторонники идеи «народнопоэтического» происхождения «Слова» часто упускают из виду, что «в устной народной поэзии лирика и эпос имеют каждый свою художественную систему», тогда как в цельной органической поэтической системе автора «нерасторжимо слиты лучшие стороны лирического и эпического стиля» [19, 19]. Д.С. Лихачев также обоснованно указывал на близость «Слова» к фольклору, особенно к народным плачам и славам, по идейному содержанию и по форме. Так была заявлена неразрешённая ещё в литературоведении проблема о соотношении фольклорных и литературных элементов в тексте известнейшего памятника древнерусской литературы.

В ряде работ высказывались идеи о родстве «Слова» с отдельными жанрами фольклора. Различные аспекты проблемы взаимосвязи памятника и фольклора освещались в работах И. П. Еремина, Л.А. Дмитриева, Л.И. Емельянова, Б.А. Рыбакова, С.П. Пинчука, А.А. Зимина, С.Н. Азбелева, Р. Манна. Эти и многие близкие им по типу работы объединяет общая установка: по мнению их авторов, «Слово» генетически и по форме связано с народно-поэтическим творчеством, к которому оно уходит своими корнями.

В своё время очень точную, с нашей точки зрения, мысль высказал академик М.Н. Сперанский, который писал: «В «Слове» мы видим постоянные отзвуки тех элементов и мотивов, с которыми мы имеем дело и в устной народной поэзии... Это показывает, что ««Слово» есть памятник, соединяющий в себе две области: устную и письменную» [213, 103]. Эта установка и стала для нас стимулом обращения к сравнительному изучению «Слова о полку Игореве» и фольклорной традиции и необходимости затронуть вопрос о происхождении и связи мифологических образов с мировоззрением автора.

Научная новизна: Несмотря на научные поиски исследователей, о которых сказано выше, вопросы формирования художественного мастерства автора в эпоху раннего средневековья, опоры на фольклорную традицию еще не получили исчерпывающего ответа в литературоведении. Д.С. Лихачев писал: «Сложный и ответственный вопрос… о взаимоотношении системы литературных жанров древней Руси и системы жанров фольклорных. Без ряда больших предварительных исследований вопрос этот не только не может быть разрешен, но даже …правильно поставлен [128, 66].

Данная работа является попыткой разрешить вопрос о том, почему «Слово о полку Игореве» так насыщено фольклором, а также ключевой вопрос о взаимоотношении системы литературных жанров древней Руси и системы жанров фольклорных. В работе проводится комплексный анализ фольклорной традиции в «Слове о полку Игореве»: выявляется, как мировоззрение влияло на оформление замысла и воплощение идеи произведения, внесены уточнения в проблему изучения системы фольклорных жанровых форм, использованных автором, проанализирована связь элементов фольклорного хронотопа, фольклорных образов и поэтических приемов, которые обнаруживаются в тексте литературного памятника ХП века, с образами и тропами «Слова о полку Игореве».

В исследовании доказывается, что поэтическая система, сформировавшаяся в устном народном творчестве, несомненно, повлияла на поэтику формирующейся средневековой русской литературы, в том числе и на художественную структуру «Слова о полку Игореве» потому, что в период художественных поисков, в период становления письменной литературы отработанная веками культура устного поэтического творчества

влияла на формирование литературы тем, что уже были готовые жанровые формы и художественные поэтические приемы, которые использовались древнерусскими писателями, в том числе автором «Слова о полку Игореве».

«Слово» обычно публикуется параллельно: на языке подлинника и в переводе или же отдельно в каждом из этих двух вариантов. Для нашего анализа «Слова о полку Игореве» необходимо было обратиться к древнерусскому тексту, поскольку текст подлинника позволяет лучше понять художественную специфику произведения.

Объектом исследования является текст «Слова о полку Игореве» на древнерусском языке, а также фольклорные тексты разных жанров в записях Х1Х-ХХвв., необходимые для сопоставительного анализа.

Актуальность работы. Обращение в диссертационном исследовании к взаимоотношению устной (фольклорной) и письменной (древнерусской литературной) традиций весьма актуально, т.к. выявляет взаимосвязь поэтики литературного произведения с поэтикой фольклора, а также процесс влияния одной художественной системы на другую в ранний период становления русской литературы.

Предмет исследования - реализация фольклорной поэтики в тексте древнерусского литературного памятника.

Целью диссертационного исследования является комплексное изучение особенностей поэтики фольклора в художественной структуре «Слова о полку Игореве.

На основе общей цели сформулированы следующие частные задачи:

Выявить основу художественного мировосприятия автора, определить роль ее различных структурных элементов в поэтике «Слова», рассмотреть элементы анимистических и языческих верований, отраженных в произведении.

Рассмотреть в «Слове» элементы фольклорных жанров, общие жанровые модели, элементы композиции, особенность хронотопа, общие с фольклором, фольклорные образы.

Определить в «Слове» специфику изображения человека, типа героя, его связь с фольклорной системой образов.

Выявить художественные особенности, общие стилистические закономерности в создании текста памятника и фольклорных произведений.

Методологической основой диссертации послужили фундаментальные труды академика Д.С. Лихачева «Человек в культуре Древней Руси», «Развитие русской литературы XI - XVII веков: эпохи и стили», «Поэтика древнерусской литературы», «Слово о полку Игореве. Сб. исследований и статей (Устные истоки художественной системы «Слова о полку Игореве». А также работы В.П. Адриановой-Перетц «Слово о полку Игореве и русская народная поэзия», «Слово о полку Игореве и памятники русской литературы XI - XIII веков» Сб. исследований. Данные работы позволили рассмотреть следующие аспекты поэтики «Слова»: категории художественного времени и пространства, систему художественных средств в контексте фольклора.

Методика исследования включает в себя комплексный анализ текста, сочетающий историко-литературный, сравнительно-типологический методы.

Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном изучении особенностей поэтики фольклора в художественной системе «Слова о полку Игореве», что немаловажно для понимания эстетических ценностей древнерусской литературы в целом. Выявление фольклорных традиций на разных уровнях поэтики текста предполагает дальнейшую разработку проблемы в литературоведении.

Практическое значение исследования: материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении лекций в вузовских курсах по истории русской литературы, в спецкурсе «Литература и фольклор», для составления учебных и методических пособий по древнерусской литературе, а также в школьных курсах литературы, истории, курсов «Мировая художественная культура».

Положения, выносимые на защиту:

1. Поэтика «Слова» отражает мировоззрение древнерусского человека, впитавшего древнейшие мифологические представления славян о мире, но уже воспринимающего их на уровне эстетических категорий. В литературу проникают мифологические персонажи, связанные с древними представлениями об окружающем мире, но они воспринимаются уже не как божественные существа, а как некие мифологические волшебные персонажи.

2. В «Слове о полку Игореве» выявлены элементы многочисленных фольклорных жанров. Из обрядового фольклора отмечаются следы свадебного и похоронного обрядов, присутствуют элементы заговора и заклинаний.

В художественной структуре памятника заметно влияние эпических жанров, в частности, сказочного и былинного: в элементах композиции, в сюжетостроении, в хронотопе. Система образов близка волшебной сказке, хотя обнаруживаются типы героев, сходные с былинными. Фольклорные образы-символы лирической песни повлияли на поэтику «Слова». Малые жанровые формы – пословицы, поговорки, притчи являются средством характеристики и усиления эмоциональности.

3. В «Слове» используется характерная для фольклора неразделимость тропов и символов, с помощью которой автор дает яркую и образную характеристику героям, выясняет причины их поступков. Синтаксис памятника архаичен (влияние устной традиции) и во многом связан с поэтическим синтаксисом народной лирической песни. Ритмический строй «Слова» создает художественный контекст, соотносимый с эпической традицией воспроизведения текста.

4. Фольклор был той «питательной средой», которая повлияла на формирование художественной системы древнерусской литературы в ранний период ее становления, что явствует из анализа выдающегося произведения ХП века, пронизанного фольклорными традициями. В период создания «Слова о полку Игореве» углубляется процесс формирования литературной поэтики, происходящий под влиянием фольклора.

Структура диссертации, определяемая целями и задачами исследования, включает введение, три главы (первая и вторая главы состоят из четырех параграфов, третья содержит три параграфа), заключение и библиографический список использованной литературы, включающий 237 наименований. Общий объем диссертации - 189 страниц.

Похожие диссертации на Поэтика фольклора в художественной системе «слова о полку Игореве»