Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика К. К. Случевского : (проблемы полифонизма и прозаизации лирики) Мадигожина, Наталья Валентиновна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мадигожина, Наталья Валентиновна. Поэтика К. К. Случевского : (проблемы полифонизма и прозаизации лирики) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Томск. гос. ун-т.- Томск, 1991.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-1/1556-8

Введение к работе

Актуальность работы определяется следующими обстоятельства ми:

  1. Активизацией исследовательского интереса к лирике "переходных" эпох, в том числе к поэзии 0-х годов XIX века, так как в это время обновлялся поэтический язнк, зарождались многие художественные приемы,, получившие дальнейшее развитие в поэзии XX столетия;

  2. В современном литературоведении мошо отметить рост внимания к проблемам поэтики того или иного автора, поскольку именно такой подход дозволяєт в полной мере получить представление об особенностях его поэтического "голоса".

Лирика К.Случевского с первых творческих опытов этого автора вызывала противоречивые оценки масштабов его таланта и степени его оригинальности. Дебют поэта, состоявшийся в 60-е годы, вызвал восторженную реакцию А.Григорьева и резкую критику со с'хороші сотрудников журнала "Современник" - после чего дебютант замолчал почти на два десятилетия.

Исследоваїєли чаще относят Случевского к "восьмидесятникам" - и не только потому, что большинство стихотворений било написа-іі.'і им на рубеже веков, но и потому, что тематика, эмоциональная окраска, поэтика его лирических произведений больше соответствовали настроениям и творческим исканиям эпохи "безвременья".

Однако и в конце XIX столетии тізорчеоіво «того по?га оценивалось противоречиво и вызывало ожесточенные споры. Его называли резонером, рїгіорои ( Н.'Іуйш) и талантливейшим поутс.м ( А.Кл-\)Шч]оїш, Д.Михайлов) . СЙ.Напсон ушорялшл, чт>> К.(>уч-4-011^( "иыресчфурч о ипкдоії написанной т строко;' , а Я.Во.чхннор считан, что "стили '.мою аморн П"«и;<шеш<н in ямзшлу , *-*i m

^ Ііаагон СЯ. У.Пчуи-fсічііі. linnv.u, <шники, г.'П'уп-гк'Р'-чнф. /f Лиr^pfliyрине (-чг.рки,- 0116,1'".'!?.-'J.Г:і-Я.

.-4-

только, что плохи, па форме"2. Из современников наиболее серьезная попытка разобраться в особенностях поэтического '.'голоса" К. Случевского принадлежит.С.А.Андреевскому, который пришел к выводу, что "вся поэзия К.Случевского... лишь черновые наброски, чтобы выработать сперва содержание, а затем и форму новой лирики"3.

"Младшие современники К.Случевского ( В.Соловьев, К.Бальмонт, В.Бргасов^ принимали его произведения восторженно, охотно печатали в своих альманахах. В.Брюсов в своей благожелательной статье о Случевском назвал его "поэтом противоречии" - и это очень точная характеристика ї,жроощущения и поэтики изучаемого автора.

Творчество этого лирика с его экспериментами и трагизмом долго оставалось за пределами, внимания советского литературоведения. В 40-е годы можно отметить лишь рецензию Б.Бухштаба на сборник стихотворений К.Случевского, изданный в,малой серии "Библиотеки поэта", а в 60-е года - вступительную статью А.Федорова к книге избранных произведений этого автора.

Зарубежные исследователи( Д.Чижевский, Г.Мейер, В.Ильин, С. Маковский) уже в 50-е - 60-е годы нашего столетия проявляли значительный интерес к лирике забытого поэта. Однако работы, принадлежащие критикам русского зарубежья, были посвящены, главным образом, мировоззрению Случевского, обоснованию его пессимизма и анализу религиозных противоречий. Проблемы поэтики оставались в стороне.

В 70-е и-80-е годы XX века, когда в советском литературоведении р.езко. .возрос интерес к поэзии "переходных" эпох, появилось около .двух десятков статей, посвященных анализу лирики К.Случевского, сопоставлению его творчества с произведениями ф.М.Досто— евского, Ф.Тютчева, Н.іїекрасова. Были защищены.две кандидатские диссертации -.по творческой биографии поэта (Т.П.Маэур) и о жан-рово-тематпческом своеобразии лирики К.Случевского ( 0.В.Мирошни-ковой ) .

Метрика.я.ритмика К.Случевского были описанн стиховедами Дж.Бэйли и М.Л.Гаспаровым.

* Волжанов Д. 0 форме стихотворений Случевского //Искусство.-

1883.-№2 8.-С.321. 3 Андреевский С.Л. Внроідепво риф.м // Литерат.очерки.-CIW.1W2.

- С.462.

Научная новизна предлагаемой диссертации определяется следующими моментами:

  1. Способы моделирования "чужого" сознания и специфика поэтического языка К.Случевского впервые являются предметом специального исследования.

  2. В работе предлагается новый подход к изучению многоголосых стихотворений и дается типология таких произведений, основанная на различной степени отчувденности реплик персонажей от авторского монолога.

  3. В работе впервые рассмотрена поэтика последних произведений К.Случевского. До настоящего времени стихотворные циклы "Загробные .песни" и "В том мире" не вызывали интереса у советских исследователей и считались не имеющими художественной ценности.

  4. В диссертации осмыслены роль и место К.Случевского в осуществлении, процессов .прозаизадии и полифонизации руссгой лирики.

Материалом для исследования послужили лирические стихотворения К.Случевского, опубликованные в собрании сочинений этого автора в 6-ти томах, а также вышедшие отдельными..книжками в 1683-1903 годах. В ряде случаев удобнее было пользоваться сборником избранных произведений (Большая серия "Библиотеки поэта",

і9єа;.

Учитывая тот факт, что Случевский "относится к типу писателей, для которых главным в творчестве является не развитие, а позиция, система ценностей и принципиальное нежелание автора датировать свои стихи, мы отказались от хронологического метода

изучения особенностей поэтического "голоса" К.Случевекого и

предпочли структурно-типологический.

При изучении моделей "чужого" сознания и особенностей способов прозаизадии в поэзии К.Случевского привлекаются сравнительно-типологический и историко-генетическил аспекты исследования.

Сравнительно-типологический аспект изучения предполагает анализ поэтического "голоса" К.Случевского на фоне общей картины развития русской лирической поэзии второй половини XIX века; для

4 Назовем, например, диссертацию О.В.Миротпикок>й о лирике Слу-

'! ЄЯСКОГО.

R Мцрошшійва О.В. Лирика К.Случевского зганрогю-тбчтгяпеское своеобразие : Днсс.,.к<шл.1*л.няуг.-Л,іда.-<З.РГ>

этого привлекается лирика Полонского, Майкова, Фета, Апухтина, А.К.Толстого и особенно Некрасова, чей вклад в полифонизацию и прозаизацшо поэзии был наиболее значительным.

Историко-генетический аспект исследования проявляется в том, что поэтика К.Случевского, роль этого автора в процессе прозаизации лирики рассматривается с учетом реформ Пушкина в области стихотворной речи, а также проецируется на творчество представителей последующего периода развития русской лирики -символистов и футуристов.

Методологическую и теоретическую основу предлагаемой диссертации составляют работы Б.О.Кормана, М.М.Бахтина, Л.И.Тимофеева, В.В.Виноградова, а также другие литературоведческие и лингвистические исследования, посвященные проблеме автора и процессу прозаизации русской лирики.

Целью предлагаемого исследования является изучение особенностей поэтического "голоса" К.Случевского. В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:

  1. Анализ различных моделей "чужого" сознания в лирике К.Случев-ского.

  2. Создание типологии многоголосых лирических произведений.

  3. Выявление художественных функций прозаизмов в лирике К.Слу-чевского, исследование роли различных лексических пластов в построении поэтической модели мира изучаемого автора.

  4. Расшотрешіе основных разновидностей отклонений стихотворной речи Случевского от литературных языковых норі и раскрытие художественного эффекта подобных "ошибок".

  5. Сопоставление особенностей поэтик Некрасова и Случевского в целях выяснения значения каждого из авторов в процесса:: полифо-низации и прозаизации лирики.

Практическая ценность диссертации заключается в том, что материалы и положения работи могут быть использованы при дальнейшем изучении поэзии К.Случевского, в общих курсах русской литературы XII века, при разработке спецкурсов и спецсеминаров.

Результаты исследования будут полезными для тех, кто занимается проблемой форм выражения авторского сознания в стихотворном тексте, а также вопросами традиции и новаторства в русской поэзии.

Новый подход к изучению многоголосых произведений и гро.гг.лп-

жєнная типология в силу своей универсальности могут быть применены при анализе поэзии различных авторов.

Апробация работы осуществлялась посредством публикации статей и тезисов докладов по теме диссертации, отдельные разделы предлагаемого исследования обсужцались на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы и ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Алма-Атинского государственного педагогического университета имени Абая, представлялись на всесоюзную межвузовскую конференцию "Проблемы стиховедения и поэтики", проходившую в городе Алма-Ате в 1990 году и республиканскую конференцию молодых ученых - КазГУ, Алма-Ата, 1990 г. По. материалам данного диссертационного исследования разработан спецкурс "Русская поэзия второй половшш XIX века", оп читался в 19S1 году на филологическом факультете КазПТУ им. Абая.

Похожие диссертации на Поэтика К. К. Случевского : (проблемы полифонизма и прозаизации лирики)