Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И. А. Бунина эмигрантского периода Снежко Елена Владимировна

Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И. А. Бунина эмигрантского периода
<
Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И. А. Бунина эмигрантского периода Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И. А. Бунина эмигрантского периода Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И. А. Бунина эмигрантского периода Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И. А. Бунина эмигрантского периода Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И. А. Бунина эмигрантского периода Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И. А. Бунина эмигрантского периода Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И. А. Бунина эмигрантского периода Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И. А. Бунина эмигрантского периода Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И. А. Бунина эмигрантского периода
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Снежко Елена Владимировна. Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И. А. Бунина эмигрантского периода : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Москва, 2005 173 с. РГБ ОД, 61:05-10/1013

Содержание к диссертации

Введение 3-22.

Глава первая. Мемуарная публицистика И. Бунина 23-53.

Глава вторая. Лирико-автобиографическое повествование в

романе "Жизнь Арсеньева" 54-91.

Глава третья. Мемуарно-философская проза И. Бунина 92-143.

  1. Иван Бунин о Л.Н. Толстом 92-108.

  2. Воспоминания И.А. Бунина об А.П. Чехове 108-123.

  3. Книга И.А. Бунина "Воспоминания" 123-145.

Заключение 146-150.

Библиография 151-173.

Введение к работе

В России после октября 1917 года произведения Ивана Алексеевича Бунина долгое время не издавались. Эта ситуация в некоторой степени изменилась к лучшему в период "оттепели". В очерке "Иван Бунин" К.Г. Паустовский писал, что "Второй съезд советских писателей встретил овацией слова о том, что Бунин должен быть возвращен русской литературе"(17,330).

В 1956 году вышло в свет 5-томное собрание сочинений писателя, не включавшее, однако, большинства произведений, созданных им в эмиграции. Благодаря усилиям и авторитету А.Т. Твардовского, редактора "Нового мира", в 1965-1967 годах выходит 9-томное собрание сочинений Бунина. В нём впервые были напечатаны произведения эмигрантского периода творчества: роман "Жизнь Арсеньева" (1927-1952), цикл рассказов "Темные аллеи" (1937-1945); в усеченном виде были опубликованы многие очерки из книги "Воспоминания" (1950).

В период "оттепели", в 1950-1960-е годы, в отечественном литературоведении уже начали появляться достаточно тонкие исследования творчества Бунина, мало затронутые влиянием советской идеологии.

Так, в 1961 году вышел в свет калужский сборник "Тарусские страницы", который включил проникновенный очерк К. Паустовского "Иван Бунин". В нем впервые в советской литературе И.А. Бунин был назван автором "блестящих, совершенно классических рассказов" и "первоклассным поэтом"(17,340). В последней авторской редакции 1967 года, которую Константин Георгиевич подготовил для сборника "Наедине с осенью" ("Советский писатель", 1967), очерк о Бунине он включил в свою книгу о писательском мастерстве "Золотая роза" (1956).

Следует отметить также вступительную статью А.Т. Твардовского "О Бунине" (1965) к 9-томному собранию сочинений писателя. В статье

4 автор пишет о биографии Бунина, отмечает художественные заслуги писателя в русской литературе: его "верность классическим традициям русского реализма" (1,1,10), "развитие им и доведение до высокого совершенства чисто русского и получившего всемирное признание жанра рассказа или небольшой повести" (1,1,33). Твардовский также подчеркивает яркую и цельную писательскую индивидуальность Бунина, музыкальность его прозаического письма, редкостную выразительность и точность языка, внимание к тончайшим подробностям, деталям, оттенкам и запахам окружающего мира.

В 1967 году была издана книга известного буниноведа А.К. Бабореко, много сделавшего для возвращения художественного наследия Бунина к отечественному читателю "И.А. Бунин: Материалы для биографии с 1870 по 1917" (2-е изд. М., 1983). Эта книга была результатом многолетней работы автора и до сих пор является ценным источником о жизни Бунина, творческой истории его произведений. В ней исследователем был собран и систематизирован в хронологическом порядке архивный и малоизвестный материал о Бунине (документы, письма, дневники, отзывы и воспоминания современников).

В период 1960-1970-х годов вышло множество исследований, посвященных изучению именно раннего творчества Бунина. В работах Т.М. Бонами "Художественная проза И. А. Бунина (1887-1904)" (Владимир, 1962), П.В. Забелина "Сюжет и стиль в первых рассказах И.А. Бунина" (Иркутск, 1974), И.П. Вантенкова "Бунин-повествователь" (Минск, 1974), О.В. Сливицкой "Фабула, композиция, деталь" (Орел, 1974) и других авторов на основе анализа бунинских рассказов рассматриваются особенности стиля, сюжета, композиции, творческой манеры и мастерства писателя, способы создания им художественного образа.

В 1970-1980-х годах в литературоведении появились работы одного из ведущих исследователей творчества Бунина О.Н. Михайлова "Строгий

5 талант" (М., 1976), "Иван Бунин. Очерк творчества" (Тула, 1987). На широком историко-литературном фоне с привлечением малоизвестных в то время документальных, архивных и мемуарных материалов автор глубоко прослеживает эволюцию Бунина-художника, раскрывает основы мировоззрения писателя.

Для изучения творчества Бунина представляют большой интерес работы литературоведа Л.А. Смирновой: "Реализм Ивана Бунина" (М., 1984), "Философско-эстетическая функция пейзажа И. Бунина" (М., 1984), "Грани взаимодействия поэзии и прозы Ив. Бунина: Конец 1880-х - 1890-х годов" (М., 1988), "Пушкин в поэтическом мире Бунина" (М., 1989), "А.П. Чехов и И.А. Бунин: Об одной архитектонической особенности рассказов" (М., 1991), "Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: Книга для учителя" (М., 1991) и другие.

Книга Л.А. Смирновой "Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество" с подзаголовком "Книга для учителя" является обобщающим монографическим исследованием автора. Эта книга объединила ряд предыдущих работ Л.А. Смирновой о творчестве писателя. В ней рассказывается о сложном творческом пути И.А. Бунина, анализируется взаимосвязь ранней поэзии и прозы писателя конца 1880-х - начала 1900-х годов. Автор исследует родственные мотивы и образы в рассказах Бунина "Мелитон" (1900), "Сосны" (1901) и в его стихотворениях "Крещенская ночь" (1886-1901), "Родина" (1896), "Лесная дорога" (1902) и других.

Л.А. Смирнова сравнивает поэзию Бунина с поэзией его предшественников: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Н.А. Некрасова. Исследовательница отмечает, что "Бунин в большей степени, чем другие художники эпохи, тяготел к опыту Пушкина. Их сближало поэтическое выражение философско-эстетических раздумий в богатейшем реальном материале: явлений, лиц, наблюдений, переживаний... Обоим было присуще чувство истории, интерес к

6 прошлому славянских народов. Оба тяготели к древним восточным учениям (скажем, Корану)" (217,60-62). Лирику Бунина Л.А. Смирнова рассматривает не только в аспекте преломлении им традиций русской литературы XIX века, но и в историко-литературном контексте, сопоставляя творческие поиски Бунина-поэта с исканиями современников, в частности, русских поэтов-символистов.

Целую главу в книге автор посвящает анализу прозы 1910-х годов, в которой Бунин размышляет о судьбах русской деревни и крестьянства: повесть "Деревня" (1910), рассказы "Веселый двор" (1911), "Захар Воробьев" (1912), "Игнат" (1912), "Ермил" (1912), "Худая трава" (1913), "При дороге" (1913) и другие.

Автор также раскрывает трагедию личности в прозе Бунина 1910-х годов, интерпретируя рассказы "Чаша жизни" (1913), "Братья" (1914) "Господин из Сан-Франциско" (1915), "Легкое дыхание" (1916), "Сны Чанга" (1916), "Петлистые уши" (1916), "Соотечественник" (1916) и другие.

В книге Л.А. Смирновой освещаются личные и творческие взаимоотношения И.А. Бунина с писателями-современниками: А.П. Чеховым, Л.Н. Толстым, А.И. Куприным, М. Горьким, Л.Н. Андреевым и другими, проведено основательное сопоставление художественных систем И.А. Бунина и А.А. Блока и выделен ряд общих образов (океана, корабля, "бездны голубой", "гармонии небесной", "чудесного и неземного") в лирических циклах стихов А. Блока "Снежная маска", "Страшный мир" и в прозе И. Бунина 1910-х годов.

Особое внимание Л.А. Смирнова уделяет эмигрантскому периоду творчества Бунина. Она анализирует художественные особенности повести "Митина любовь" (1925), дневниковой книги "Окаянные дни" (1935), романа "Жизнь Арсеньева" (1927-1952). Литературовед определяет последний как "совершенно новый тип бунинской прозы" (217,152). В монографии уделяется немало внимания истории создания и

7 художественным особенностям мемуарных книг Бунина "Освобождение Толстого" (1937), "О Чехове" (1955), убедительно истолковоны многие рассказы из книги Бунина о любви "Темные аллеи" (1937-1945). Поэзию и прозу Бунина послевоенных лет литературовед связывает с традициями поздней лирики Ф.И. Тютчева. На протяжении всей книги автор привлекает многие очерки из книги Бунина "Воспоминания" (1950). Заключая исследование, Л.А. Смирнова отмечает, что бунинские темы, образы и мотивы получили развитие в произведениях русских писателей-прозаиков 60-80 годов XX века: Ю. Бондарева, Ю. Казакова, Г. Семенова, В. Белова, В. Астафьева, В. Распутина, Е. Носова, В. Потанина и многих других.

Важную роль в изучении творчества сыграла книга Ю.В. Мальцева "Иван Бунин" (М., 1994), который изучал материалы Парижского архива Бунина. В книге Ю. Мальцев дает глубокий литературоведческий анализ дореволюционного творчества писателя и некоторых произведений, написанных Буниным в эмиграции ("Окаянные дни", "Жизнь Арсеньева", "Темные аллеи"). В работе содержится общая характеристика книги Бунина "Воспоминания", упоминается о его книгах "Освобождение Толстого" и "О Чехове". Важным вкладом в буниноведение является определение Ю. Мальцевым творчества Бунина как феноменологического в своей основе. Исследователь отмечает, что рассказчик в произведениях Бунина выполняет двойную роль, являясь одновременно и повествующим субъектом, и объектом повествования.

Литературовед Л.А. Колобаева в своих работах продолжает разрабатывать феноменологический подход к изучению бунинского наследия, впервые предложенный Ю. Мальцевым. Так, например, в статье "От временного к вечному. Феноменологический роман в русской литературе XX века". (М., 1998) Л.А. Колобаева рассматривает художественные особенности романа И. Бунина "Жизнь Арсеньева" и романа Б. Пастернака "Доктор Живаго". В результате сравнительного

8анализа автор приходит к выводу, что в основе обоих романов лежит феноменологическое мировосприятие, феноменологический художественный принцип, определяющий их структуру и жанровые особенности. По мнению автора, "именно в этом и таится основной источник поэтичности и художественной прелести романов, ставших крупными событиями в литературе XX века" (144,142).

В конце 1990-х годов вышли также работы Л. Колобаевой "Иван Бунин и модернизм" (М., 1998) и Е. Калининой "Жизнь Арсеньева" в контексте традиций символистского романа" (М., 1998), рассматривающие соотношение творчества Бунина с поэтикой писателей-символистов. В статьях авторы исследуют "глубинные типологические связи Бунина с модернизмом, прежде всего с русским символизмом" (143,174), отмечают "прозаические приемы" (134,29), унаследованные Буниным от поэтики символистов.

В конце 1990-х годов вышла в свет докторская диссертация М.С. Штерн "Проза И.А. Бунина 1930-1940-х годов: Жанровая система и родовая специфика" (Екатеринбург, 1997) и её же монография "В поисках утраченной гармонии. Проза Бунина 1930-1940-гг" (Омск, 1997), посвященные изучению прозы писателя как прозы философского метажанра. В диссертации и в монографии рассматриваются наиболее значительные произведения И.А. Бунина, созданные им в эмиграции: "Жизнь Арсеньева", "Освобождение Толстого", "Темные аллеи". Автор отмечает, что фрагментарность, дискретность сюжетного развития является отличительной чертой поздней прозы Бунина. Исследовательница выявляет жанровое своеобразие рассматриваемых произведений, описывает жанровые структуры, характерные для бунинской прозы 1930-1940-х годов.

С 1960-х до середины 1980-х годов XX столетия создавались диссертационные исследования, посвященные в основном анализу поэзии и прозы Бунина доэмигрантского периода. Начиная с 1990-х годов и по настоящее время, выходят диссертационные работы, авторы которых глубоко исследуют художественные произведения Бунина, созданные им в эмиграции.

В изучении художественного наследия писателя на современном этапе представляют интерес диссертационные исследования А.В. Полупановой, Е.А. Новиковой, О.А. Астащенко.

В диссертационной работе А.В. Полупановой "Формы выражения авторского сознания в автобиографической прозе И. Бунина и М. Осоргина ("Жизнь Арсеньева" - "Времена")" (М., 2002) анализируются субъектные и некоторые внесубъектные формы выражения авторского сознания в романах Бунина и Осоргина. Автор рассматривая субъектные формы выражения авторского сознания, показывает особенности повествовательной структуры романов "Жизнь Арсеньева" и "Времена", выявляет диалектику взаимодействия концепированного автора и героя в них.

Исследовательница анализирует также некоторые внесубъектные формы выражения авторского произведений И. Бунина и М. Осоргина: сюжетно-композиционные особенности, хронотоп, систему мотивов, функции пейзажа. Автор приходит к выводу, что тип авторского сознания у И. Бунина и М. Осоргина глубоко индивидуален. А.В. Полупанова подчеркивает, что авторское сознание в рассматриваемых романах характеризуется устойчивым комплексом доминантных черт и может быть определено как монологическое (моносубъектное), эгоцентричное, созерцательное, лирическое, обостренно-чувственное, эмоционально-оценочное, пассеистическое, космическое, сильнее всего выраженное в системе пейзажных описаний, феноменологическое, экзистенциональное и антиномичное, амбивалентное. В диссертационной работе автор дает подробную характеристику каждому из предложенных проявлений авторского сознания в романах "Жизнь Арсеньева" и "Времена". Исследовательница

10 делает вывод, что "выявленные ценностно-смысловые доминанты, во взаимоотнесенности реализуясь в индивидуальном художественном мышлении писателя, конституируют тип авторского сознания, воплощенный также в субъектных и внесубъектных формах авторского присутствия" (191,23).

В диссертационном исследовании Е.А. Новиковой "Мировосприятие и философия автора и героев в художественном мире И.А. Бунина" (М., 2002) последовательно анализируется цельная художественно-философская система писателя. В работе нетрадиционно интерпретируется краеведческий контекст некоторых бунинских произведений ("Поздний час", "Жизнь Арсеньева" и других). В главе диссертации "Мир природы и человека в поэзии Бунина" автор рассматривает поэзию писателя 1900-х годов, подробно анализирует поэму "Листопад" (1900). Исследовательница отмечает, что природа у Бунина не пейзаж, а главное действующее лицо, природа дана в цвете, звуках, запахах. Е.А. Новикова выявляет "особые приметы бунинского стиля конца XIX века: 1) мягкий лиризм и строгая форма; 2) отсутствие внешней интриги, замена ее движением настроения героя; 3) умение сжато набросать картину и внести в нее настроение" (180,9-10). Диссертантка также рассматривает стихотворные произведения Бунина 1912-1917 годов и эмигрантского периода творчества.

Похожие диссертации на Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И. А. Бунина эмигрантского периода