Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэзия Евгения Кропивницкого: примитивизм и классическая традиция Бурков, Олег Андреевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бурков, Олег Андреевич. Поэзия Евгения Кропивницкого: примитивизм и классическая традиция : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Бурков Олег Андреевич; [Место защиты: Новосиб. гос. пед. ун-т].- Новосибирск, 2012.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/1160

Введение к работе

Творчество Евгения Кропивницкого (1893 - 1979), поэта и художника, вокруг которого в 1950-х годах сформировалась так называемая Лианозовская группа, является знаковым для 1950-1960-х годов. И в артистической, и в поэтической деятельности Кропивницкий, как и его единомышленники Г.С.Сапгир, Л.Е.Кропивницкий, И.С. Холин, Я.А. Сатуновский и Вс.Н.Некрасов положили начало новому этапу развития русского авангарда и во многом определили пути развития неподцензурной поэзии во второй половине XX в. Однако степень изученности этого пласта русской литературы на сегодняшний день не соответствует его значению. Наша работа, посвященная поэтике Кропивницкого, стремится частично восполнить пробел в изучении неофициальной литературы советской эпохи.

Актуальность работы обусловлена возрастающим интересом к неподцензурной, андеграундной литературе советского периода, ее генезису и влиянию на современную российскую словесность. Роль Лианозовской группы и самого старшего поэта-лианозовца Евгения Кропивницкого в частности, представляется недооцененной. Многоаспектное исследование его поэтики позволит расширить представление о путях развития русской поэзии в эпоху, называемую «третьим авангардом» или «бронзовым веком» русской поэзии.

Научная новизна состоит в многоаспектном рассмотрении широкого круга текстов Е. Кропивницкого, чье литературное творчество до сих пор не становилось предметом специального монографического исследования. Многие стихотворения, анализируемые в работе, впервые вводятся в научный оборот. Помимо историко-литературных вопросов, работа затрагивает и теоретические проблемы литературного примитивизма — поэтика Кропивницкого представляется нам уникальной вариацией этого типа художественного дискурса. Таким образом, предметом исследования являются ключевые особенности поэтики Е. Кропивницкого: ее мотивно-тематический, стиховой, стилистический и интертекстуальный уровень.

Основным материалом исследования является наиболее полный на сегодняшний день собрание сочинений Кропивницкого «Избранное: 736 стихотворений + другие материалы», подготовленное к изданию И.А. Ахметьевым, отдельные стихотворения других поэтов-лианозовцев: Игоря Холина, Генриха Сапгира, Яна Сатуновского, а также материалы архивов Е.Кропивницкого (РГАЛИ, ф. 3135, ед. хр.26, 27, 34, 37, 159) и И. Холина (Институт Восточной Европы при Бременском университете, ф.116).

Целью исследования является анализ поэтики Е. Кропивницкого на широком материале как раннего, так и зрелого творчества, выявление и характеристика конструктивных принципов двух разнонаправленных аспектов его поэтики: примитивизма и классической традиции, анализ мотивно-тематического комплекса и интертекстуального фона его поэзии, а также соотнесение поэтики Кропивницкого с поэтикой других лианозовцев. В соответствии с целью исследования, мы ставим перед собой следующие задачи:

  1. анализ и описание комплекса основных тем и мотивов поэзии Кропивницкого в культурном контексте 1930-х – 1970-х годов;

  2. выявление типологических и интертекстуальных связей Кропивницкого с различными направлениями русской литературы и фольклора;

  3. экспликация литературной позиции Кропивницкого;

  4. анализ строфики Кропивницкого и его новаторства в использовании твердых поэтических форм;

  5. анализ системы поэтических субъектов и их функций в творчестве Кропивницкого;

  6. обнаружение черт примитивизма и классической традиции в поэзии Кропивницкого и описание их взаимодействия.

Исследование ведется в соответствии со 1) сравнительно-историческим методом, позволяющим описать генезис ведущих тем Кропивницкого и ряд интертекстуальных связей его поэзии с традициями русской литературы и фольклора, феноменологическим и структурно-семантическим методами; 2) структурно-семантическим методом, в рамках которого в анализируемых поэтических текстах выделяются различные уровни и указывается характер их взаимосвязей.

Теоретической и методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей по вопросам исторической поэтики и поэтики художественного текста: работы Ю.Н. Тынянова, Л.Я. Гинзбург, И.П. Смирнова, А. Ханзен-Леве; С поэтологической стороны учитывались труды А.А. Жолковского, Ю.К. Щеглова, Ю.Н. Чумакова. Во второй главе работы доминирует семантический анализ мотивно-тематического комплекса поэзии Кропивницкого, обусловленный самим характером материала: лирика Кропивницкого тесно связана с его живописным даром, и в словесном творчестве первичным для него является предмет, а не способ изображения, отсюда варьирование одних сюжетов в разных поэтических формах, стилях и жанрах. Предметность, телесность, материальность поэзии лианозовцев составляет важнейшую ее черту, вложенную в устоявшийся термин «конкретизм», которым описывают их творчество: «Материал сохраняет свое основополагающее значение, но становится уже не столько материалом, который нужно разъять, очистить, сколько готовой формой. Он не допускает абстрагирования, освобождения от своих внешних семантических связей, он именно конкретен, функционален» (Вл.Кулаков).

В толковании мотива мы следуем за «интертекстуальным» пониманием: Б. Гаспаровым, Ю. Щегловым, А. Жолковским, которые определяют мотив как элементарную единицу «поэтического мира». Тема понимается нами как семантическая сторона мотива, его смысловая направленность. Тема, согласно мысли тех же авторов, - своего рода начальная стадия толкования произведения, а определение этой темы (или нескольких тем) и есть процесс интерпретации.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Поэтика Кропивницкого строится на последовательном контрасте черт примитивизма (стилевые ошибки, отсутствие тропов и других выразительных средств, натуралистичные сюжеты стихотворений и др.) и признаков классического поэтического произведения (использование твердых поэтических форм, силлабо-тонической метрики, эпиграфов, заголовков, обширный интертекстуальный фон).

  2. В поэзии Кропивницкого доминируют темы обездоленности, пьянства, старости и смерти, а также связанные с ними мотивы. «Вечные» темы указывают на типологическое сходство примитивистской поэтики Кропивницкого с крестьянской поэзией второй половины XIX в. и городским фольклором, получившим распространение в тот же период (жестоким романсом).

  3. Центральные темы Кропивницкого могут быть возведены к «архитеме» его поэзии – теме всеобщей деградации, упадка или угасания, определяющей его мировоззрение.

  4. «Классическая» поэтика Кропивницкого включает в себя формальные признаки традиционного для русского стихосложения силлабо-тоническую метрику, традиционную строфику, последовательное развитие образа лирического героя и разнообразие типов поэтических субъектов, а также использование твердых поэтических форм в новой, металитературной, семантике.

  5. Формальные признаки классической поэзии, а также богатый интертекстуальный фон используются Кропивницким одновременно для установления связи с традицией, и ее пародирования. Двойная направленность приема придает поэзии Кропивницкого уникальные художественные черты и расширяет семантический потенциал его поэзии.

Теоретическая значимость работы состоит в разработке понятия поэтического примитивизма и описании одной из его уникальных разновидностей, повлиявшей на развитие русской поэзии второй половины XX в., расширении представлений о классическом каноне, включая семантику твердых поэтических форм, а также экспликации связей городского фольклора и литературного примитивизма.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее материал, анализ и результаты могут быть использованы при разработки и чтении курсов истории русской литературы XX века, разработке школьных и вузовских спецкурсов по истории русской литературы второй половины XX в, а также при создании новых исследований, посвященных Лианозовской группе, русскому примитивизму, русской неофициальной поэзии советского периода. Соответственно, область применения результатов составляют школьные и вузовские программы и учебные пособия по истории русской литературы.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены на следующих научных конференциях: «Международная конференция молодых филологов» (Тарту, Эстония, 2007), «Русская литература в европейском контексте» (Институт русистики Варшавского университета, Польша: март 2008, март 2010), Филологические чтения (октябрь 2010), конференции молодых ученых НГПУ (апрель 2010, апрель 2011), всероссийской научной конференции «Лирические и эпические сюжеты и мотивы в русской литературе» (Институт филологии СО РАН, 2011). Содержание работы отражено в … научных публикациях (включая две статьи в журналах, рекомендованных ВАК).

Структура исследования. Диссертация объемом 182 страницы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из 135 наименований.

Похожие диссертации на Поэзия Евгения Кропивницкого: примитивизм и классическая традиция