Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэзия В. Ф. Ноздрева в контексте художественного творчества русских ученых Брусникина Светлана Анатольевна

Поэзия В. Ф. Ноздрева в контексте художественного творчества русских ученых
<
Поэзия В. Ф. Ноздрева в контексте художественного творчества русских ученых Поэзия В. Ф. Ноздрева в контексте художественного творчества русских ученых Поэзия В. Ф. Ноздрева в контексте художественного творчества русских ученых Поэзия В. Ф. Ноздрева в контексте художественного творчества русских ученых Поэзия В. Ф. Ноздрева в контексте художественного творчества русских ученых Поэзия В. Ф. Ноздрева в контексте художественного творчества русских ученых Поэзия В. Ф. Ноздрева в контексте художественного творчества русских ученых Поэзия В. Ф. Ноздрева в контексте художественного творчества русских ученых Поэзия В. Ф. Ноздрева в контексте художественного творчества русских ученых
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Брусникина Светлана Анатольевна. Поэзия В. Ф. Ноздрева в контексте художественного творчества русских ученых : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Москва, 2004 217 c. РГБ ОД, 61:04-10/1693

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Служение Музе и науке. Художественно-поэтическо творчество ученых

1. Философские основы науки и искусства слова. Истоки научной поэзии 22 - 27

2. Традиции научной поэзии и творчество В.Ф. Ноздрева 28 - 90

Глава 2. Литературная деятельность В.Ф. Ноздрева /Нравственно-философская поэзия В.Ф. Ноздрева /

1. Философские основы поэтического наследия В.Ф. Ноздрева / особенности мировидения поэта / 94

2. Философско-эстетические мотивы в творчестве В.Ф. Ноздрева / Лирико-философские мотивы в творчестве В.Ф. Ноздрева 111

3. Юмор и сатира в творчестве В.Ф. Ноздрева 170-193

Заключение 194- 203

Библиография 204- 214

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования литературного творчества В.Ф.Ноздрева в контексте поэзии ученых-поэтов не вызывает сомнений.

Темы, своеобразно раскрытые поэтом В.Ф. Ноздревым, -служения Отчизне, науки и искусства; историческая и военная тема; судьбы ученого-поэта в России, нравственных исканий в современном мире... - приобретают со временем все большую актуальность, научно-художественную непреходящую ценность.

Творчество В.Ф.Ноздрева стало частью духовно-интеллектуального феномена. Интерес В. Ноздрева к исторической теме, поэта и поэзии, науки и искусства нашел свое отображение и в его литературоведческом исследовании. Художественные искания поэта получили теоретическое обоснование в статье «Наука и поэзия», опубликованной в качестве предисловия к сборникам поэтических произведений ученых России - «Муза в храме науки» / 1982,1988/.

Тема диссертации определяется необходимостью решить одну из основных проблем, связанной с самостоятельной ориентацией и добыванием знаний в развивающемся мире литературы и в целом культуры общества, необходи-

мые при дальнейшем повышении уровня образования и самообразования, потому как умение понимать изменения в современном литературном процессе, а также их самостоятельно оценивать на основе первоисточника можно считать социально-нравственной основой, на которую требуется ориентироваться современной науке.

Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность изучения литературно-музыкальной культуры общества повысится, если существуют специальные знания, диссертационные исследования, монографии о поэтах-ученых и литературном, культурологическом значении их произведений для общественного развития, если будут осознаны особенности содержания, структуры, стиля музыкального и художественного оформления поэзии.

Все перечисленные в исследовании издания поэтических сборников В.Ноз-древа представлены в разделе «Источники» библиографического списка диссертации.

После смерти В.Ф.Ноздрева /1995/ его поэтические сборники не переиздавались.

Теоретической основой исследования поэтического творчества В.Ф.Ноздрева, поэзии ученых-поэтов XX века являются труды отечественных филологов, культурологов, философов, литературоведов, критиков, статьи профессиональных поэтов, ученых, нашедших свое второе призвание в литературном творчестве - «О филологии», «Избранные работы» / «Контрапункт стилей как особенность искусств», «О гипотезах в науке» / Д.С- Лихачева /109/, «Теория литературы» В.Е. Хализева /145/, «Эстетическое и художественное» Н.К. Гея /81/, «Эстетика словесного творчества» М.М. Бахтина/64/, «Научная поэзия» В.Я. Брюсова /67/, «Академия поэзии» А.Л. Чижевского

Методологической основой диссертационного исследования являются традиционные историко-литературные методы изучения поэтических произведений, их жанровых особенностей и образной системы в различных литературоведческих аспектах.

Трудность изучения поэзии русского ученого состоит в отсутствии методо-

логии создания и восприятия подобного монографического исследования.

В основе метода диссертационного изучения поэтического творчества В.Ф. Ноздрева - системный историко-литературный подход к прочтению поэзии, произведений, научных трудов, репринтных изданий, представляющих научно-художественную ценность.

Объектом и методологическим полем диссертации является поэзия В.Ф. Ноздрева - в контексте художественного творчества русских ученых.

Материалом к исследованию послужили: собрания сочинений ученых-поэтов; сборники «Муза в храме науки» /1982,1988/; предисловие В.ФЛоз-древа «Наука и поэзия» к сборникам стихов выдающихся ученых, поэтические сборники В.Ф.Ноздрева, периодические издания / журналы, альманахи/, в которых опубликованы стихи и басни В.Ф. Ноздрева; немногочисленные литературоведческие статьи и рецензии о поэзии русского ученого; исследования по теории литературы; работы по истории науки, философские труды ученых - для обоснования темы диссертации, выводов. В структуре диссертации каждая глава отображает своеобразие поэта оригинального, участника Великой Отечественной войны.

В формулировках названий глав исследования подчеркнуты концептуально значимые моменты для литературоведческого рассмотрения поэтической деятельности В.Ф.Ноздрева.

Большая часть диссертации посвящена литературно-библиографическому изучению поэтического творчества В.Ф.Ноздрева в контексте поэзии русских ученых.

В качестве предмета диссертации выступает поэтическое творчество ученых.

В первой главе исследования рассматриваются произведения русских ученых XX столетия / и стихи В.Ф.Ноздрева в том числе /, продолживших традиции великих предшественников ХУШ-ХХ веков, совершивших подвиг во имя науки и нашедших свое второе призвание в поэтическом творчестве.

Необходимо подчеркнуть вклад ученых-поэтов в поэтическую и музы кал ь-

ную культуру общества.

В диссертации исследуется поэтическое творчество В.Ф.Ноздрева в связи с его выдающейся научной деятельностью.

Цель исследования - изучить с точки зрения современного литературоведения поэтические произведения В.Ф.Ноздрева, определить основные научные направления работы ученых-поэтов и их преломление в литературном творчестве. Необходимо выявить характерные черты творческой индивидуальности русского ученого и деятеля в области искусства В.Ф.Ноздрева, отметить продолженные поэтом традиции великих предшественников и новаторство; подчеркнуть особенности стиля; определить вклад ученого-поэта в поэтическую культуру современного общества. Задачи исследования:

Рассмотреть поэтическое творчество В.Ф.Ноздрева в контексте поэзии русских ученых; определить основные направления развития научной поэзии.

Проследить процесс формирования творческой индивидуальности поэта.

Выявить литературные традиции, продолженные В.Ф.Ноздревым, отметить поэтику произведений.

Подчеркнуть особенности стиля поэта.

Исследовать с точки зрения современного литературоведения сатирические и юмористические произведения В.Ф.Ноздрева: стихи, басни; отметить продолженные автором традиции и новаторство.

Обоснована научная новизна диссертации.

Научных работ, трудов, монографий, посвященных исследованию поэзии В.Ф.Ноздрева и ученых-поэтов XX века, в настоящий момент нет.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые предприня-та попытка проведения историко-литературного анализа поэтических произведений и фундаментальных научных трудов В.Ф.Ноздрева.

Новизна диссертации объясняется научными, историко-литературными, методологическими причинами.

Диссертация представляет собой завершенную научно-исследовательскую

работу, в которой дается общая характеристика литературной деятельности В.Ф. Ноздрева.

Публикация поэтических сборников, фундаментальных научных трудов, работ / в том числе и литературоведческих / русского ученого позволяет приступить к диссертационному изучению его литературной деятельности.

Целесообразно рассмотрение научной концепции культуры, представленной в трудах, поэзии В.Ф.Ноздрева.

Научно-практическая значимость диссертации объясняется необходимостью исследования для изучения художественной культуры эпохи, основные результаты диссертации могут быть полезны в научном комментировании поэтических сборников, трудов профессора В.Ф.Ноздрева.

В работе представлен материал для изучения литературного процесса XX века.

Содержащиеся в диссертации материалы могут быть использованы в вузовском преподавании курса истории русской литературы, в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам русской поэзии, при составлении программ гуманитарных предметов университетов, институтов и других учебных учреждений.

Увлекательный мир поэзии ученых требует особого внимания современных исследователей.

Практическое значение диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в разных областях духовно-интеллектуальной культуры - философии, искусствоведении.

Достоверность работы научно обоснована выверенностью первоисточников.

При изучении поэтического творчества В.Ф.Ноздрева, литературной и научной деятельности русского поэта и ученого общетеоретические положения, намеченные в трудах Б.В.Томашевского, Н.К.Гея, Г.Н. Поспелова, В.Е. Ха-лизева... находят подтверждение и применение в качестве методологической и методической базы.

Апробация работы. Основные положения диссертации представлены на

межвузовских научных конференциях, посвященных: 1/ 100-летию Л.М. Леонова / МПУ. 20 июня 1999 года /; 2 / 55-летию Победы и 95-летию М.А. Шолохова / МГОПУ. 22-24 мая 2000 года /; международной Шолоховской конференции «Шолохов в современном мире» / 21-24 мая 2001 года. МГОПУ/.

Объем и структура научной работы. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографии, приложения.

По теме диссертации опубликовано 3 статьи - «Судьба ученого-поэта в России» / 34, 5 /, « «Старый поэт» В.Ф.Ноздрев /55, 8-12/, «В.Ф.Ноздрев. Жизнь и творчество» / 32, 23-31 / - в газете «Народный учитель», межвузовском сборнике научных трудов «Актуальные проблемы современного литературоведения», «Объединенном научном журнале».

Во введении к диссертации обоснована актуальность темы, раскрываются научные подходы к изучению проблемы исследования; формулируются цели, задачи работы; выявляется научная новизна и степень изученности темы. Представлена биография В.Ф. Ноздрева.

Первая глава диссертации / «Служение Музе и науке. Художественно-поэтическое творчество ученых» I посвящена изучению поэзии ученых-поэтов и литературного наследия В.Ф.Ноздрева, осмысливающего научную деятельность; в работе изучаются размышления о поэтических произведениях ученых. В.Ф.Ноздрев известен и как исследователь, открывший для читателей удивительные и до настоящего времени не изученные поэтические произведения российских ученых ХУШ-ХХ веков.

Ноздрев продолжил и традиции научной поэзии. В первой главе диссертации представлено изучение поэтического творчества В.Ф.Ноздрева в контексте поэзии русских ученых. Ценно в диссертации изучение наследия российских ученых-поэтов.

На закате жизненного пути, когда уже пора подводить итоги творчества В.Ф.Ноздрев обращается к теме «Наука и поэзия». В диссертации представ-

лены философские, эстетические размышления, суждения поэта о науке и искусстве. Сочетание в одном лице ученого и поэта способствует все более полному художественному познанию мира и разумом, и чувством. Изучение поэтического творчества русских ученых ценно для выявления духовных возможностей человека будущего, личности, сочетающей в себе черты ученого и поэта, мыслителя. В.Ф.Ноздрев пытается обстоятельно осмыслить проблемы взаимосвязи науки и искусства слова в их историческом разавитии. И перед читателями и исследователями открывается увлекательный мир истинной поэзии.

Великолепным образцом поэтического откровения можно считать произведения ученых.

В параграфе главы диссертации «Философские основы науки и искусства слова. Истоки научной поэзии» представлены некоторые аспекты изучения философии искусства. Общеизвестно, что философские труды нередко обретали форму художественных произведений, а многие поэты и писатели были и философами-мыслителями.

В.Ф.Ноздрев в научных трудах пишет о глубокой самобытности русского искусства, культуры. В исследовании «Наука и поэзия» автор размышляет о том, как объяснить достижения в науке и искусстве, какие были у выдающихся ученых - корифеев науки и поэзии. Ноздрев утверждал также, что некоторые из этих загадок нашли решение в современной науке.

С давних пор наука и поэзия органически связаны между собой. Многие ученые излагали открытия и в поэтической форме.

Искусство и наука призваны постигать истинное, красоту и гармонию мира, бытия. Литературное творчество ученых весьма многообразно.

Научно-теоретическое мышление характеризуется ученым и поэтом В.Ф. Ноздревым как понятийная деятельность, в искусстве основной формой освоения мира является художественный образ. Неслучайно В.Ф.Ноздрев назвал сборники стихотворных произведений ученых-поэтов «Муза в храме науки».

В сборниках представлены произведения из собраний сочинений русских ученых.

В сборнике «Муза в храме науки» /1988/ опубликованы поэтические произведения корифеев российской науки ХУШ-ХХ столетий - ученых старшего поколения - М.В. Ломоносова, И.И.Хемницера, Г.С.Батенькова, Ф.Н. Глинки.../ и их достойных последователей XX века - В.Ф. Ноздрева, А.Л. Чижевского, Н.К.Рериха, А.Н.Несмеянова, ПЛ.Драверта...

В.Ф. Ноздрев - автор произведения о гении русской науки М.В.Ломоносо-ве - цикла стихов «Северное сияние» / «Верность отчему дому». 50-55 /.

Уроки величайших представителей науки и поэзии - в открытии новых возможностей познания мира и разумом, и чувством.

Словесное творчество не может обойтись без языка понятий и символов. Без образа немыслимо произведение. Что же касается символа, то он присутствует не только в науке, но и в поэзии.

В диссертации, в параграфе «Традииии научной поэзии и творчество В.Ф. Ноздрева». исследуются философские, эстетические суждения ученых-поэтов о науке и искусстве, нашедшие обоснование в поэтическом творчестве. Исследования выдающихся ученых-поэтов - в открытии перспективы, новых возможностей все более полного художественного познания мира. Это познание немыслимо без взаимодействия науки и поэзии. В диссертационной работе определяются основные направления развития научной поэзии и их преломление в творчестве В.Ф.Ноздрева, исследуются традиции поэтической культуры ученых-поэтов и творчество В.Ф.Ноздрева.

Мир поэзии ученых многолик. Деятелей в области науки и искусства XX века вдохновляли художественные искания, разносторонность интересов, целеустремленность российских ученых старшего поколения.

В.Ф.Ноздрев утверждает мысль о ценности научного, поэтического подвижничества, подвига интеллигенции.

Насыщенность стихов ученых приметами времени, воссоздание царившей в их времена духовности - особенности художественно-поэтического творче-

ства ученых.

Ученые были участниками Отечественных войн, участвовали в декабристском, народовольческом, революционном движении. Поэзия ученых-пюэтов отличается эстетическим совершенством.

Специальность же ученых отражена лишь в их философских обобщениях, где научное мировоззрение определяет поэзию, ее образы, лексику, стилистику. Такие произведения мы относим к научной поэзии. Российские ученые внесли вклад не только в поэтическую, но и в музыкальную культуру общества. Приоритет открытий принадлежит им не только в науке, но и в искусстве. Поэтическое творчество ученых стало интересным явлением в русской и мировой культуре.

Философские основы науки и искусства слова. Истоки научной поэзии

Изучение аспектов философии искусства несомненно. Как известно в науке, философские труды обретали стиль, а иногда и форму художественных произведений. Многие поэты и писатели были и философами-мыслителями. В искусстве основной формой освоения мира является художественный образ. Научное мышление - понятийная деятельность. С давних пор наука и поэзия неразрывно, органически связаны между собой.

Еще только на заре цивилизации в поэтической форме выражались по сути научные открытия в виде афоризмов, загадок, примет и других форм фольклора.

Практически все формы устного народного творчества могут быть названы своеобразными путями, ведущими к знанию - «величайшим опытом народа».

Сочиненные людьми с поэтическим дарованием, афоризмы, пословицы, приметы содержат примеры великолепных метафор, сравнений и других изобразительно-выразительных особенностей искусства слова, развивают воображение, открывают особое мировидение.

Наука - область познания, для которой характерна точность суждений, «наука как систематизированное исследование закономерностей природы и общества» / 140, 375 / и есть стремление «к объяснению мира из него самого» /140, 375/. Наука служит обеспечению материальной стороны жизни человека.

Поэзия же есть словесное художественное творчество / преимущественно стихотворное /; поэзия, воспитывая и образовывая, должна тем самым «воздействовать на человека в этико-политическом отношении» /140, 453 /; поэзия «находит художественные связи между индивидуальным и всеобщим» /140,453. «Словарь античности» /. Научная поэзия - один из видов художественной литературы - была известна 2000 лет назад / см. «Поэтический словарь». 99 /. Деятели в области науки и искусства с помощью художественных средств поэтически лаконично выражают открытия. Эстетически ценны поэтические открытия ученых. Античная натурфилософия облекает миропонимание в научные формы, сохраняя в то же самое время интуитивно верные представления, которые содержались в поэтически обработанной мифологии. Известна популяризация научных трудов средствами искусства слова. Философия, как и мифология, объясняет все многообразие мира из некоего единства, ищет основные законы его строения, организации - это и Логос Гераклита. Безусловно, поэзия мифов и философия стоят рядом, может быть, даже соприкасаясь. Например, Космос, по Платону / ученику Сократа/ - живое существо, наделенное душой и умом. В центре его - невидимая мировая душа, которая окутывает небо извне. Надмировая душа воплощается в менее возвышенных формах бытия: звездах, солнце, олимпийских богах. Платон тем самым не скрывает свои взгляды на мифологически-поэтическое мировосприятие: включает мифы в систему научных размышлений. Сошлемся также для примера на философа-материалиста, выдающегося представителя теории атомистики в Древнем Риме - философа и писателя -Лукреция Кара / ок. 96-55 до нашей эры /, одного из последователей учения Эпикура. Лукреций в написанной им в традиции дидактического эпоса поэме «О природе вещей» излагает основные положения философской системы своего времени, тем самым распространяя в поэтической форме учение, которое могло бы помочь человеку достичь душевного покоя и невозмутимости, избавить его от страха перед богами и смертью. Труд Лукреция имеет огромное значение. В современную эпоху он является основным источником по изучению античной атомистики. Каждая эпоха по-своему смотрит на гениев прошедших времен. И поэтому в настоящем, приобщаясь к интеллектуальным и духовным богатствам культуры, мы не должны забывать о том, что она сформировалась под влиянием гениальных мыслителей и, одновременно, поэтов прошлого. Как объяснить достижение успехов и в науке, и в искусстве, какие были у Лукреция, Леонардо да Винчи, Гете, Ломоносова и других корифеев науки в различных областях знаний? Творческая работа в науке является философским фундаментом для поэзии. Титаном науки и искусства эпохи Возрождения является Леонардо да Винчи - итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер. Известно также, что Леонардо да Винчи писал притчи. Но сам гений, как ни парадоксально, скептически относился к популярному в его эпоху идеалу ученого-эрудита, хотя сам таковым и был. Иоганн Вольфганг Гете - великий немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель, выдающийся представитель Просвещения, один из основоположников литературы нового времени. Сама жизнь Гете стала легендой. Русская культура неповторима. Поэтическое мировосприятие - очень ценное качество личности. В церковной книжности отразились древнейшие верования славян. Гениальность, талант, многосторонняя одаренность в России вечны, о чем свидетельствуют памятники славянской письменности и культуры. С давних пор наука и поэзия органически связаны между собой. Закономерно, что сборник стихов «Муза в храме науки» /1988/, одним из авторов и составителем которого является В.Ф.Ноздрев, открывают произведения из поэтического наследия гения русской науки М.В. Ломоносова. Известна популяризация многих научных трудов средствами поэзии. М.В. Ломоносов проложил путь для развития науки и поэзии. Он и первый российский ученый-естествоиспытатель мирового значения, и поэт, и филолог, заложивший основы русского литературного языка, и историк, и поборник просвещения, можно сказать, первый русский интеллигент. Круг научных знаний Ломоносова был необычайно широк - филология, физика, математика, техника, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география, история. М.В.Ломоносов затронул вопрос об эктогенезе славян, высоко ценил древнюю культуру. Ломоносов, ученый и поэт, разгадывал тайны Космоса, высказывая гениальные мысли о причинах северного сияния / «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве» / 20,236-238 /. М.В.Ломоносов, ученый-энциклопедист, русский интеллигент, в высоких одах рисовал картины будущего процветания России, строил программы развития отечественной культуры / «Ода 1747 года» / - русской. Читателю хорошо известен научный трактат М.В.Ломоносова «Письмо о пользе стекла» / 1752 /, написанный стихами. М.В. Ломоносов создал образцы философской лирики. Поэт прославлял открытия ученых в различных областях знаний. Предсказания гениального поэта и ученого находили обоснования через много лет, столетия - и в творчестве выдающихся ученых Х1Х-ХХ веков. Размышляя о поэте и поэзии в современном мире, необходимо отметить значительную роль в деятельности / научной и литературной / интуиции.

Творческая работа в науке является и философской основой для поэзии. Многие корифеи русской науки и поэзии были талантливыми композиторами, художниками, мыслителями. Возможно, великие ученые черпали в высоком искусстве вдохновение.

Традиции научной поэзии и творчество В.Ф. Ноздрева

Традиции научной поэзии и творчество В.Ф. Ноздрева Возможности и богатства науки, поэзии неисчерпаемы. В научной поэзии представлены новые темы, терминология, образы. В XX столетии, в начале XXI века все больше выявляется ученых - авторов поэтических сборников. Знакомство с научными и художественными принципами эстетически ценно, должно открывать ученым и поэтам новые темы и возможности их освещения. Научная поэзия соответствует требованиям времени. Ученые XX столетия обращались к теме взаимодействия науки и искусства слова - А.Л.Чижевский в проекте «Академия поэзии», В.Ф. Ноздрев в предисловии «Наука и поэзия» к сборникам стихов ученых-поэтов «Муза в храме науки» и др. Используя основные методы и возможности исследования в различных областях знаний, ученые стремятся к научно-философскому осмыслению бытия, познанию мира и разумом, и чувством. Тема науки и искусства вызывает особый интерес в наше время, в савремен ную эпоху. Исследуя сборники стихов «Муза в храме науки» / 1982, 1988 /, предисловие В.Ф.Ноздрева «Наука и поэзия», труды выдающихся деятелей науки и искусства, мы открываем увлекательный мир поэзии ученых. Поэзия - душа народа. Многосторонне одаренные личности - явление не часто встречающееся - и в прошлом и в настоящее время. Известно, что многие научные труды излагались и в стихотворной форме. В решении глубочайших проблем бытия, в стремлении к возможно меньшему числу обобщений задачи искусства слова аналогичны задачам науки. На закате жизненного пути, когда уже пора подводить итоги творчества, Ноздрев обращается к изучению поэтических произведений выдающихся ученых, пытается обстоятельно проанализировать проблемы взаимодействия науки и искусства слова в их историческом развитии. Перед читателями и исследователями открывается увлекательный мир истинной поэзии, достойной особого внимания современных исследователей.Великолепным образцом поэтического откровения можно назвать произведения выдающихся ученых. В.Ф. Ноздрев / русский ученый и поэт XX века / -известный исследователь, открывший для читателей поэтические произведения ученых. В 1982 году выходит в свет первый сборник стихов ученых-поэтов «Муза в храме науки» под редакцией профессора В.Ф. Ноздрева, в 1988 году - второй сборник под тем же названием. Мысль о создании сборников у профессора В.Ф. Ноздрева «... появилась после прочтения книги Е.Н.Павловского «Поэзия, наука и ученые» / 126, 2. С. 8 /, в которой опубликованы стихи выдающихся ученых старшего поколения / 1958 года издания /. Многие русские ученые были и талантливыми художниками, композиторами, поэтами... В.Ф.Ноздрев одним из первых обратился к научно-поэтической мысли деятелей в области науки и искусства. Необходимо отметить в настоящей диссертации, что, работая над созданием названных выше сборников, В.Ф. Ноздрев опирался и на принципы научности, целостности, последовательности в подборе и изложении материалов исследования. Поиски в государственных, частных архивах, периодической печати укрепили профессора, доктора физико-математических наук В.Ф. Ноздрева в мысли о необходимости, несомненной актуальности обращения к изучению поэтических произведений, возможности издания неизвестных читателям и исследователям стихов из собрании сочинений ученых-поэтов. В настоящее время необходимо изучить основные научные направления работы ученых и поэтов и их преломление в литературном творчестве. Поэтическое мировидение является стимулом к творчеству / научному и художественному /. В сборниках «Муза в храме науки» представлено обстоятельное освещение проблемы роли поэта и поэзии, науки и искусства в современном мире. Можно предположить, что исследования творчества ученых-поэтов ценны для выявления духовных возможностей человека будущего. Весьма интересно исследовать социально-психологические основы личности, сочетающей в себе дарования, например, ученого и композитора, ученого и поэта, ученого и художника, ученого и музыканта, ученого и писателя «Психология научного творчества показывает, что даже в точных науках первоначальный импульс к рождению гипотезы - эстетический», - отмечает Д.С.Лихачев, определяя творчество русских ученых /108,460 /. Поэзия обеспечивает духовное развитие личности. Ученый и поэт XX столетия В.Ф. Ноздрев назвал сборники стихов ученых «Муза в храме науки». Открытая профессором В.Ф.Ноздревым тема науки и поэзии приобретает со временем все большую актуальность. В первом издании сборника «Муза в храме науки» /1982/, составителем и одним из авторов которого является профессор В.Ф.Ноздрев, опубликованы стихи ученых-поэтов послеоктябрьского периода. Второе, дополненное и переработанное издание охватывает период от Ломоносова до наших дней. В.Ф.Ноздрев — известный русский ученый и поэт, работая над созданием и изданием сборников «Муза в храме науки», определяет целью литературной деятельности - изучение поэзии выдающихся ученых-поэтов, что является новаторством.

Философские основы поэтического наследия В.Ф. Ноздрева / особенности мировидения поэта /

Философско-эстетические мотивы в творчестве В.Ф. Ноздрева В последнее десятилетие XX века, в начале XXI столетия в отечественном литературоведении наметились перемены, назрела необходимость научного осмысления поэзии В.Ф.Ноздрева. Литературная деятельность Ноздрева была исторически необходима. Поэзия В.Ф.Ноздрева характеризуется мно готемностью и многопроблемностью. Поэтическое творчество В.Ф.Ноздрева весьма разносторонне - философские раздумья о смысле земного бытия, о высоком предназначении человека, о красоте и величии родного края; и лирика пейзажная; сатира и юмор...

Имя Ноздрева-поэта стало известно после Великой Отечественной войны. Видимо, ученый-поэт почувствовал необходимость выразить свое понимание смысла бытия, мировидение, раскрыть свою художественную концепцию. Известны публикации стихов Ноздрева в журналах и альманахах. Небывало философски глубоким предстает мир поэзии русского ученого. В.Ф. Ноз-древ - автор многочисленных поэтических книг.

В поэзии В.Ф.Ноздрева запечатлены нравственные ценности эпохи, идеалы современности, она содержит и философские раздумья о смысле земного бытия, о высоком предназначении Родины, природы, человека. Уже в самих названиях поэтических сборников / «Я шел, сражаясь за Россию...», «Верность отчему дому», «Журавли над Россией», «Осенние раздумья», «Память любви» .../ содержатся основные идеи, мысли поэта-фронтовика, художнижа слова. О художественном творчестве русского ученого опубликованы немногочисленные критические статьи не только в сборниках стихов, но и в различных изданиях, в частности, в газете «Красный воин», в журнале «Огонек» В. Архипова и др. В поэзии В.Ф.Ноздрева традиционные в русской литературе темы / нравственных исканий в современном мире, обществе; военная тема; человека и природы; науки и искусства.../ находят своеобразное продолжение и переосмысление.

Сборники стихов и свидетельствуют об уникальности, неповторимом совер шенстве его поэтического художественного наследия. Литературное творчество Ноздрева невозможно отделить от путей развития отечественной поэзии. Но феномен В.Ф. Ноздрева, философские основы его художественного мира, особенности поэтического слова еще предстоит изучить. Поэтические произведения В.Ф.Ноздрева отличает глубокий философско-эстетический подтекст.

Исследуя поэтические сборники В.Ф. Ноздрева, осознаем: в святой любви к Родине, народу видит поэт смысл жизни, предназначение ученого. Духовная жизнь современного ему общества была сложна и противоречива.

В 1965 году опубликован первый поэтический сборник В.Ф. Ноздрева -«Верность отчему дому», в 1968 году - второй сборник - «Я обойду мой край родимый», в 1970 - третий - «Я шел, сражаясь за Россию...». 1950-1970 годы - время творческих исканий поэта Василия Федоровича Ноздрева. Сборники стихов и свидетельствуют о неповторимости его поэтического мира. 31а многие годы творческой деятельности Ноздрев проявил себя как поэт весьма оригинальный, автор сборников стихов. Хотя В.Ф.Ноздрев поэт стал известен в 1950-1960 годы, он является и поэтом военного времени, героического поколения. Патриотические стихи В.Ф.Ноздрева отличаются многотемно-стью и многопроблемностью. Наследие поэта весьма разносторонне -патриотические стихи, и высокая гражданская и философская поэзия...

В.Ф .Ноздревым продолжены героико-патриотические традиции русской литературы. Значительную тему своего творчества - военную - В. Ноздрев завоевал самой жизнью. Многие стихи Ноздрева - о войне, о пережитом в 1941 году. Для лирического героя военной поэзии В.Ф. Ноздрева характерно неприятие жестокости, войны, гибели. Прекрасное для поэта, участника Великой Отечественной войны, - героизм, патриотизм как проявление высокого духа. Поэт пишет о духовно-нравственных ценностях эпохи. Художественная культура создала величайшие произведения литературы и искусства, признанные в мире. Актуальность изучения творчества В.Ф. Ноздрева бесспорна. Проблемы и вопросы, поставленные в поэзии В. Ноздрева, приобретают особую значимость в эпоху нового времени. Святую любовь к России пронес поэт через всю свою жизнь. Участник Великой Отечественной войны, В.Ф. Ноздрев тревожится за судьбу Родины, мира. Внимание свое поэт акцентирует, осмысляя проблемы, явления бытия, на глубинных духовно-нравственных основах, непреходящих ценностях, их возрождении и сохранении в душе человека. Чувства и мысли лирического героя нравственно-философской лирики В.Ф. Ноздрева вырастают из всей сложности мировосприятия поэта. В недрах души Ноздрева возрождается творческая идея осмысления тенденции раскрытия исторического предназначения, духовной роли России. Тема России, ее судьбы в творчестве В.Ф.Ноздрева является художественным воплощением одной из традиционных линий русской национальной культуры, которая реализуется в осмыслении исторической судьбы, призвании нации. Идея осуществляется в пределах научного творчества, опыта поэтического откровения и материалистического осмысления философских проблем. В поэзии В.Ф. Ноздрева прослеживается свойственное ученому стремление к духовно-нравственному наставничеству. Прозрения поэта основаны на опы те предшествующих поколений. Творческое наследие Э-Ф- Ноздрева / и научное, и поэтическое / представля ет огромную художественную, духовно-интеллектуальную ценность. Исторические судьбьі России традиционно связываются поэтом с проблемами бытия, современности. Русский поэт отмечал главной целью творчества — осмысление необходимости обретения единства людей на основе идей патриотизма, святой любви к Родине. Ноздреву, безусловно, принадлежат завоевания в области научной и поэтической мысли.

Философско-эстетические мотивы в творчестве В.Ф. Ноздрева / Лирико-философские мотивы в творчестве В.Ф. Ноздрева

Печаль в нашем сердце нашла. / «Осенние раздумья». «Кручина». С. 84 /. Поэт пишет о святости России. Один из представителей русской интеллигенции, эпохи времени, В.Ф. Ноздрев еще помнил иные времена - тяжелый труд, войну, горе и тревоги, свет лучины в крестьянской избе. И именно Россия со всеми деталями внешнего облика, природного убранства остается в сознании поэта основой нового бытия. Поэзию В. Ноздрева отличает глубокий лиризм и гуманизм. Родная страна, суровая русская земля / см. сборники стихов «Верность отчему дому», «Осенние раздумья», «Память любви».../ - Россия дорога поэту. В.Ф. Ноздрев, ученый и поэт, пишет произведения о произошедших во второй половине XX века преобразованиях в стране. Огромное значение для творческой эволюции Ноздрева имели его поездки по стране и за границу - в Европу, Америку, - в 1960-1970 годы, научная работа. В.Ф. Ноздрев отмечает пагубные для живой природы последствия войны, начало социально-политического, экономического, экологического кризиса в 1970-е годы.

Поэт глубоко осмысливает в своем поэтическом творчестве образ России с ее вековыми традициями прошлого и произошедшей в XX столетии ломкой ее устоев. Меняется облик родного края, России. Созданы все условия для жизни. В поэзии В.Ф. Ноздрева представлены преданья старины глубокой и современных поэту достижений научно-технического прогресса / «Изба», «Кручина», «Врагам советской России», .../.Но реформы в стране могли быть перспективными. Происходило нарушение духовно-нравственных основ бытия. Поэт В.Ф. Ноздрев в 60-70 годы XX века пишет о чувстве ответственности человека за землю. В стихах, составляющих поэтические сборники «Верность отчему дому», «Осенние раздумья», «Земной космос», обнаруживаются приметы современной В.Ф. Ноздреву действительности. Неисчерпаемы богатства души русского поэта. Продолжая традиционные темы русской поэзии, привнося в произведения приметы своего времени / 60-80-х годов XX столетия /, В. Ноздрев с помощью характерных образов, построения метафор передает чувство тревоги, сожалеет о былом, помнит историю русской культуры. Богат внутренний мир «старого поэта», стремящегося поделиться с современниками воспоминаниями. В философской лирике Ноздрева приметы времени представлены как прямо / в политической, патриотической поэзии; в научно-философской /, так и опосредованно / в нравственно-философской лирике /. Поэт тревожится за судьбу Родины, мира, планеты, уставших от войн, суеты.

Философская лирическая поэзия. Поэтические произведения русского ученого В.Ф. Ноздрева философски значимы. Определяющими в мире поэзии В.Ф. Ноздрева стали темы России, родной земли, мотив пути, подвига, подвижничества, составляющие философско-нравственную основу осмысления поэтом проблем бытия / см. сборники «Осенние раздумья», «Я обойду мой край родимый», «Память любви».../. Поэт стремился запечатлеть качесвенно новую картину мира, прогресса, современности. Лирика В.Ф. Ноздрева фило софична. Поэт размышляет о возможной гармонии мира, бытия, выражает тревогу за настоящее и будущее общества, определяет нравственный идеал. В диссертации раскрываются лирико-философские мотивы в творчестве В.Ф. Ноздрева, но и особенности поэтического наследия русского ученого. Лирика В. Ноздрева пронизана патриотическими чувствами. Поэт и ученый, преодолевший суровые жизненные испытания, участник Великой Отечественной войны, В.Ф. Ноздрев ценил выдающиеся достижения современной ему действительности. Преклонение перед родной землей, радостное / оптимистическое / восприятие бытия, мудрое понимание мира, свойственные поэту и ученому, будут современны всегда.

Для поэта характерна системность миросозерцания, пристальный взгляд исследователя - и, как результат, особое видение мира и системы ценностей в этом мире. Поэт стал творцом своей философско-эстетической системы. В.Ф. Ноздрев - и поэт-мыслитель, и поэт-лирик. Нравственно-философские взгляды выражены в его поэтическом наследии: лирике, сатире. В литератур ном творчестве В.Ф. Ноздрева представлены духовно-нравственные ценности, идеалы современной ему эпохи. Истоки творческого вдохновения Ноздрева -в обращении поэта к русским национальным корням жизни, к русской научной и поэтической мысли. Для поэта характерно реалистическое художественное освоение современного ему мира.

Традиционные обращения к нравственно-эстетическим идеалам продолжает и развивает в своей поэзии В.Ф. Ноздрев. Образная интуиция поэта проеци руется на все художественное пространство. Творчество поэта эпохи нового времени, осознающего и воплощающего в философской лирике реальность бытия, неповторимость русской культуры, раскрывается в произведениях. Философская поэзия русского ученого представляет особую художественную ценность. Поэту важно было запечатлеть память о времени, о том образе мира России / навсегда оставшемся в памяти поэта /, который актуален в. современной поэту действительности. В поэзии В.Ф. Ноздрева прослеживаются лирико-философские мотивы. В поэтическом творчестве художник следует классическим образцам. Своеобразно философичны раздумья поэта об общественном развитии. Контекст времени / эпохи «ренессанса социализма» / определил тональность многих поэтических произведений русского ученого В.Ф. Ноздрева. Ученый и поэт видел в современности радикальные перемены. В поэзии В.Ф. Ноздрева представлены контрастные описания далекой старины, важнейших исторических событий и современных достижений научно-технического прогресса. Русский поэт В.Ф. Ноздрев пишет о противоречиях современной ему действительности.

Похожие диссертации на Поэзия В. Ф. Ноздрева в контексте художественного творчества русских ученых