Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принципы интерпретации художественных произведений в литературной критике Н. А. Добролюбова Крылов, Вячеслав Николаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крылов, Вячеслав Николаевич. Принципы интерпретации художественных произведений в литературной критике Н. А. Добролюбова : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / АН СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького.- Москва, 1990.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-1/340-0

Введение к работе

Актуальность тем». Особым гигом интерпретации худсхественно-го произведения является литературно-критическая интерпретация. Она обусловлена спецификой критики, личностью критика, социокультурным контекстом эпохи, а созданный критикой целостный "образ" произведения входит в общественное и эстетическое C03HGH516, становясь важным элементом национальной культури. Но теория критической интерпретации разработана недостаточно, поэтому постижение ее логики и структуры - это проблема, требующая детального изучения. С обращением к ней связывается теоретическая актуальность исследования."

Понять специфику критической интерпретации можно лишь в контексте таких актуальных проблем, как теория интерпретации в целом, специфика литературной критика, преемственность развитая культуры я т.д. Изучение критической интерпретации представляется актуальным и потому, что выявление ее структуры, процесса, а также субъективных и объективных факторов, влиявших на конечный результат, дают возможность выработки объективных критериев ценности критического суждения с учетом тех целей и задач, которые ставит критик в каадом конкретном случае. Такой подход требует и выработки особой методики исследования критической интерпретации.

Материалом для обоснования теоретической концепции и предметом исследования являются принципы интерпретации художественного произведения в критике Н.А.Добролгобова.

Литературно-критическое наследие Добролюбова - ценнейшее достояние русской национальной культуры. Важная составная часть этого наследия - добролибовские интерпретации произведений русской литературы. Они ценны не только в качестве предмета историко-литературного изучения восприятия текста художественного про-

2 изволения, яо и для анализа функционирования литературной критики в полом. Такой аспект изучения наследия Добролюбова приобретает особую актуальность в связи с современными дискуссиями о путях развития русской эстетической мысли XIX века, о месте революционно-демократической критики в втом процессе. Ш исходили из

і того, что "реальная критика" Добролюбова выступает как живое, далеко но исчерпанное явление, которое требует прочтения с "учетом

1

перспектив, открытых временем".

Такая возможность открывается в целостном анализе критических статей Добролюбова о учетом современных теоретических концепций интерпретации, природи литературной критики, Добролюбов-окие интерпретации рассматриваются в диссертации как процесс, обусловленный взаимосвязью таких структурных элементов, как метод "реальной критики", установка статьи, мировоззрение и творческая индивидуальность критика. Эти факторы влияют в каждом конкретном случае на жанровую структуру, аргументацию и ритмико-иптонационную органпзатде статей, что, в свою очередь, определяет не только форму, яо и содержательные рамки интерпретации произведения. Такой тип исследования добролюбовской критики предпринимается впервые. В нем главное - не только и не столько изучить метод, критическую установку, личность критика и т.д. (что изучено, хотя и не в равной степени), сколько установить связь этих факторов с процессом и результатом интерпретации гексга. Это позволит о,новой точки зрения рассмотреть совокупность литературно-критических оценок Добролюбова, выявить сильные и слабне стороны того типа интерпретации,.который был присущ "реальной критике"

^Егоров Б.Ф. Перспективы, открытые временем // Вопросы литературы. - 1973. - JS 3. - С.П4-І36.

Добролюбова, определять их конкретно-историческую и общеэстоти-ческую обусловленность и ценность, а такав выработа?ь методологию изучения критической интерпретации вообще.

Степень разработанности теш. При написаний диссертации бил использовав обширный круг литературу, вюгочащей в себя различные аспекты изучения наследия Добролюбова. Тема дг -сертации нэ является обособленной: она тесно связана с такими сложившимися направлениями исследований, как метод "реальной критики", "реальная критика" на фоне эстетической и критической мноля 60-х годов 19 в., взаимодействие ревояюциошю-демократичг зкой критики з русской литературн 19 в., проблема мастерства критика п т.д. Такое изучение истории формирования "реальной критики", динамики и логики обоснования метода в критике 60-х гг. позволило уточнить критерии ценностного анализа в "реальной критике", соотношение эстетичеокого п публицистического начала в методо. Этому посвящено работы А.А.Демченко, Б.Ф.Егорова, Г.Г.Еялпаготи-ной, М.Г.Зельдовича, П.А.Николаева, О.Д.Оло:шковой, Г.Л.Соловьева п др. Результаты этих исследований позволяют дифференцированнее подойти и к типологии интерпретаций в критике Добролюбова. Однако в большинстве работ статьи Добролюбова рассматриваются в том аспекте, который не совпадает с направлением диссертации. Исследователей интересует взгляд Добролюбова на литературное явление в контексте литературного процесса. Они рассматривают, как постигал критик творческий метод писателя.^

^Елпзаветина Г.Г. Н.А.Добролюбов и литературный процесс его времени. - М.: Наука, 1989.

Зельдович !Д.Г. Проблема творческого метода писателя в критике Добролюбова // Н.А.Добролюбов: Статьи п материалы. - Горький, 1965. - С.IB-Si.

Ближе к теме данной работы окі. итаются исследования, посвященные мастерству критика (Б.Ф. Егоров, М.Г.Зельдович, Г.Н.Ищук и др.). В то же время авторы этих работ не рассматривают, как правило, структуру критической интерпретации текста Добролюбовым с учетом системы факторов, влияющих на процесс и результаты интерпретации.

Научная новизна работы состоит в следующем:

в исследовании интерпретаций Добролюбова как целостной системы, что позволяет более полно охарактеризовать их логику и структуру, увидеть возможности критического метода Добролюбова; в теоретическом обосновании специфики литературно-«ригячоекой интерпретации художественного произведения, ее отличил от других типов интерпретации ;

в методике исследования: интерпретация в критике Добролюбова рассматривается в органической связи с методом, целями

и задачами статей, личностью критика, соотносится о выявленными
вами закономерностями связи интерпретации и яанрових структур,
интонационного строя и аргументации статей. ,

Цель и задачи исследования.. Основная цель диссертационной работы: опираяоь на современные теоретические концепции интерпретации, обосновать специфику критической интерпретация произведения и на этой основе рассмотреть принципы интерпретации художественных произведений в критике Добролюбова. В связи с этим решаются такие' задачи :

обосновать специфику литературно-критической интерпретации художественного произведения;

разработать методику анализа критической интерпретации ;

рассмотреть влияние критического метода, калач статьи,

личности критика на установку л направление интерпретаций ;

определить дополнительные возможности, йоторіїе дает для выявления структуры интерпретации жанровая специфика статей Добролюбова, ритмико-янгоиацпонннй строй, система аргументация стптей ;

выявить конкретно-историческую и общээстетическую значимость критических трактовой Добролюбова.

Методологической" основой работы является ленинский принцип системно-целостного анализа общественных явлений: "Изображение процосса в целом, учет всех тенденций и определения их равнодействующей или их суммы, их результата". Vte опираемся также на суждения К.Шркса и В.И.Ленина, в которых дана оценка значения деятельности революционных демократов, в том числа, и Добролюбова. Учитываются методологические концепции различных -направлений в критике я эстетике 19 - начала 20 века и дискуссия по поводу наследия революционно-демократической критика в современном литературоведении и публицистике.

Практическая значимость работы определяется предложенным системным подходом к исследованию критической интерпретации и основанной на этом возможности нового прочтения классических статей Н.Л.Добролюбова. Диссертация мокот быть использована при дальнейшей разработке проблем теории и истории критики. Предложенная методика изучения критической интерпретации мояет служить ориентиром при анализе статей других критиков. Результаты исследования могут быть использованы при чтении курса по истории русской литературной критики, специального курса го проблемам критической интерпретации произведения.

1Ленин В.И. Поли.собр.соч. Т.27. -С.195-196.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены і? четирох публикациях, в догладах на ежегодных научных конференциях кафедры русской ь зарубежной литературы Казанского университета, межвузовских конференциях молодых ученых, научных чтениях памяти Е.И.Покусаова (1987, Саратов), на Всесоюзной научно-практической конференции, посвященной вопросам функционирования и интерпретации текста (1989, Казань), на ІУ Добролюбовских чтениях (1989, Горький).

Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры русской а зарубежной литературы Казанскою государственного университета имени В.И.Ульяновэ-Лонйна,

Структура диссертации. Постановка цели я задач определила и структуру диссертации, логику ее внутренних разделов.

Работа состоит из аводения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Принципы интерпретации художественных произведений в литературной критике Н. А. Добролюбова