Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема национальной идентичности в прозе А.И. Куприна Кулагин Сергей Александрович

Проблема национальной идентичности в прозе А.И. Куприна
<
Проблема национальной идентичности в прозе А.И. Куприна Проблема национальной идентичности в прозе А.И. Куприна Проблема национальной идентичности в прозе А.И. Куприна Проблема национальной идентичности в прозе А.И. Куприна Проблема национальной идентичности в прозе А.И. Куприна Проблема национальной идентичности в прозе А.И. Куприна Проблема национальной идентичности в прозе А.И. Куприна Проблема национальной идентичности в прозе А.И. Куприна Проблема национальной идентичности в прозе А.И. Куприна Проблема национальной идентичности в прозе А.И. Куприна Проблема национальной идентичности в прозе А.И. Куприна Проблема национальной идентичности в прозе А.И. Куприна
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кулагин Сергей Александрович. Проблема национальной идентичности в прозе А.И. Куприна : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Кулагин Сергей Александрович; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2009.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/321

Введение к работе

Творческие открытия выдающегося русского писателя А.И.Куп-рина (1870-1938) находятся в фундаменте многих художественных достижений отечественной литературы ХХ века. Многогранное наследие писателя отличается яркой национальной выразительностью и вписано в широкий национальный исторический и культурный контексты. В этой связи творческие достижения А.И.Куприна могут стать отправной точкой в постижении проблем этнического характера как в идейно-философском, так и в поэтико-художественном аспектах.

В конце ХХ – начале XXI веков в культуре, науке, искусстве, литературе громко заявили о себе процессы, связанные со всплеском интереса во всем мире к национальной идентичности. Однако в отечественном литературоведении в силу причин идеологического характера долгое время вопросы, связанные с национальной спецификой литературно-художественных, публицистических явлений, оставались на периферии исследовательских интересов. За десятилетия существования советской науки о литературе можно назвать всего несколько работ Б.И.Бурсова, Е.Н.Купреяновой, Г.П.Макогоненко, Д.С.Лихачева, Г.Д.Гачева, прямо обращавшихся к национальному своеобразию русской литературы. Ситуация стала меняться только в конце 1990-х – начале 2000-х годов, когда произошел настоящий взрыв интереса к национальной проблематике в отечественных гуманитарных науках: истории, политологии, психологии, культурологи, журналистике, социологии, педагогике. Возникла насущная потребность в формировании методологических основ изучения этнических явлений, в том числе и в науке о литературе. Не случайно в 2004 году Н.Ю.Желтовой были обоснованы необходимость и продуктивность формирования особого научного направления – этнолитературоведения. В этой связи проза А.И.Куприна является благодатной почвой для теоретических построений, разработки подходов к изучению национальной идентичности, механизмов, способов и форм ее проявления в словесно-художественном, публицистическом творчестве.

В России теоретико-методологическое исследование национальной идентичности на литературоведческом поле началось примерно десятилетие назад. Сегодня под национальной идентичностью в широком смысле понимают «осознание тождества, самоопределительное отнесение личности к конкретной этнической группе». По оценке Н.Ю.Желтовой, «в литературе национальная идентичность может проявляться в форме моделируемой автором этнодействительности, выраженной в различных комбинациях этнообразов».

Актуальность исследования обусловлена, во-первых, соответствием его проблематики приоритетному направлению современной литературоведческой науки, изучающей национальное своеобразие художественных явлений в междисциплинарном аспекте, во-вторых, необходимостью комплексного изучения художественной прозы и публицистики А.И.Куприна.

Действительно, писатель всегда был национально мыслящим художником. Однако национальные приоритеты, национальная выраженность творческого наследия А.И.Куприна до сих пор не стала предметом специального развернутого исследования. Советское литературоведение в силу определенных идеологических догматов практически не обращало внимания на национальную специфику прозы писателя, его особую идейно-художественную позицию в области этнической проблематики.

Между тем творчество Куприна привлекало внимание видных критиков начала ХХ века: А.А.Измайлова, П.М.Пильского, В.В.Воров-ского, К.И.Чуковского, Е.А.Колтоновской, С.А.Венгерова. Именно они впервые отметили «русскость» писателя, его восприимчивость к проявлениям «своего» и «чужого» в национальном аспекте, то «был он самым русским из всех писателей, пожалуй, и чрезмерно русским, если возможна здесь чрезмерность». В последствии эта «чрезмерная» русскость мешала Куприну жить и писать в эмиграции, где он буквально задыхался без России.

Однако основу именно научного изучения творчества писателя составили работы уже советских исследователей: А.А.Волкова, Н.Н.Фо-няковой, Л.В.Никулина, О.М.Михайлова, П.Н.Беркова, Ф.И.Кулешова, В.Н.Афанасьева, Л.В.Крутиковой. Вывод о характере этих научных поисков звучит в статье Ю.Дружникова: «Последующие полвека <после смерти Куприна. – С.К.> можно охарактеризовать как апофеоз советского куприноведения. К сожалению, с потерей <…> чувства исторической реальности…». Хотя А.И.Куприна нельзя полностью причислить к списку «возвращенных» имен, непростая судьба постигла и его творческое наследие. Доэмигрансткая проза писателя в СССР активно переиздавалась, но публицистика, хоть и тщательно отфильтрованная, доходила до читателей крайне скупыми дозами. Еще в 1964 году, отмеченном выходом первого наиболее полного собрания сочинений в девяти томах, звучали реплики о том, что публицистика Куприна «ждет своего опубликования». Настоящий сдвиг в этом направлении был совершен лишь с выходом сборников «Голос оттуда» (М., 1999) и «Мы, русские беженцы в Финляндии: публицистика (1919-1921)» (М., 2001), в которых впервые на родине увидела свет эмигрантская публицистика писателя.

В настоящее время национальная проблематика в творчестве Куприна также остается без внимания ученых, поскольку отсутствует системное изучение его наследия: куприноведения как отрасли современной науки литературе не существует. Достаточно сказать, что в последнее десятилетие было защищено всего несколько диссертаций.

Материал исследования – художественные, литературно-критические, публицистические произведения А.И.Куприна: «Поход» (1901), «Болото» (1902), «В цирке» (1902), «На покое» (1902), «Рецензия на повесть Р.Киплинга «Смелые мореплаватели» (1903), «Мирное житие» (1904), «Памяти Чехова» (1904), «Памяти Чехова» (1905), «Поединок» (1905), «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни» (1906), «Как я был актером» (1906), «Немножко Финляндии» (1907), «Мелюзга» (1907), «Листригоны» (1907-1911), «О Кнуте Гамсуне» (1908), «Редиард Киплинг» (1908), «О Чехове (из записной книжки)» (1910), «Умер смех» (1910), «Гранатовый браслет» (1910), «Заметка о Джеке Лондоне» (1911), «Фараоново племя» (1911), «Лазурные берега» (1913). Для сравнительного анализа привлекаются также произведения раннего и эмигрантского периода творчества А.И.Куприна: «Дознание» (1894), «Ночная смена» (1899), «Джек Лондон» (1916), «Юнкера» (1932), «Светлана» (1937) и другие.

Объектом исследования является идейно-художественная структура произведений Куприна наиболее плодотворного в творческом отношении периода – 1901-1914 годов.

Предметом изучения в диссертации стала проблема национальной идентичности в художественном и публицистическом наследии А.И.Куприна.

Цель работы – осмысление проблемы национальной идентичности в прозе А.И.Куприна периода 1901-1914 годов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

определить формы и механизмы проявления национальной идентичности в художественном творчестве А.И.Куприна;

выявить функции национальных культурных констант в прозе писателя;

проанализировать формы национальной рефлексии в публицистике Куприна;

рассмотреть особенности реализации принципа этнической толерантности в очерках «Листригоны», «Памяти Чехова»;

обозначить способы авторской этноидентификации в ракурсе жанровых экспериментов Куприна.

Целью и задачами обусловлен выбор методики исследования, включающей сравнительно-типологический, структурно-поэтический, текстологический, семантический, системный подходы.

Теоретико-методологической базой исследования создавалась с учетом научных концепций, отраженных в трудах представителей разных литературоведческих школ и направлений: М.М.Бахтина (теория автора, вопросы методологии гуманитарных наук), М.М.Голубкова (литература как сфера воплощения национального сознания), Г.Д. Гачева (национальные образы мира), Н.Ю.Желтовой (проблема национальной идентичности, поэтика русского национального характера), Д.С.Лихачева (национальная выразительность поэтики русской литературы, учение о концептосфере), В.К.Мальковой (выражение этнических аспектов в публицистике), Л.В.Поляковой (теоретические аспекты русской литературы ХХ века), М.К.Поповой (отражение национальной идентичности в художественном сознании), Ю.С.Степанова (культурные константы), А.А.Тертычного (теория жанров периодической печати), а также с опорой на достижения ученых, обращавшихся к творчеству А.И.Куприна: В.Н.Афанасьева, А.А.Волкова, П.Н.Бер-кова, Ю.Дружникова, Л.А.Колобаевой, Ф.И.Кулешова, Л.В.Крутико-вой, О.Н.Михайлова, О.С.Фигурновой, Н.Н.Фоняковой, С.И.Чуприни-на. В формировании концепции исследования были использованы также критические статьи и воспоминания современников писателя: Г.В.Адамовича, И.А.Бунина, В.В.Воровского, А.А.Измайлова, Е.А.Кол-тоновской, К.А.Куприной, М.К.Куприной-Иорданской, К.Г.Паус-товского, П.М.Пильского, К.И.Чуковского.

Учтен опыт работы кафедры истории русской литературы Тамбовского университета над проблемой национальной выразительности русской литературы ХХ века.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Проза и публицистика А.И.Куприна периода 1901-1914 годов отличается яркой национальной выразительностью, пристрастным вниманием художника к проблеме этнической идентичности. Формами ее проявления в прозе Куприна становятся национальные культурные константы (концепты, мифы, стереотипы, идеалы), обращение к специфическим чертам русского национального характера. Одним из главных способов этноидентификации Куприна становится оригинальное авторское наполнение национальных концептов (тоска, душа, мужик, барин, страх, Бог, судьба).

2. Механизмы проявления национальной идентичности в прозе Куприна тесно связаны с категорией русского национального характера, который рассматривается писателем сквозь призму бинарности и принцип противопоставления. Образная система, композиция и сюжетные элементы произведения отражают этническое сознание писателя, его переживания, мысли, чувства, мечты. На уровне художественного произведения они проявляются через обращение писателя к конкретным реалиям русской этнодействительности, к таким традиционно выделяемым чертам национального характера, как русская удаль и жажда праздника.

3. Ярким проявлением национальной идентичности в прозе Куприна становится использование им принципов социальной мифологии (в частности, мифа о непобедимости русского оружия, мифа о «дворянском гнезде»), когда писатель, с одной стороны, выступает как транслятор уже существующих национальных мифологических установок, а с другой – сам выступает в качестве мифотворца.

4. Одним из продуктивных способов авторской этноидентификации является противопоставление «своего» «чужому» в разножанровых произведениях А.И.Куприна. Национальная идентичность писателя реализуется также посредствам столкновения авто- и гетеростереотипов, выражающих его представления о собственной и чужой нациях. Действенным механизмом проявления этноидентичности является обращение Куприна к фольклору, через аксиологию которого в прозе писателя осуществляется развитие его представлений о национальных идеалах.

5. Основные механизмы, используемые Куприным в художественной прозе для выражения национальной идентичности, реализуются и в его публицистике, но в измененном, дополненном и усложненном виде. Реализация национальной идентичности тесно связывается писателем с принципом этнической толерантности, который позволяет Куприну в публицистических выступлениях переместить акцент с этнической идентичности на гражданскую. При этом активно используемый автором принцип этнической корректности вносит изменения и в механизмы национальной рефлексии: происходит изменение противопоставления «свой» – «чужой», характерной для художественной прозы писателя, на сопоставительную схему «мы» – «они». При этом национальная рефлексия становится одними из наиболее заметных направлений в публицистике А.И.Куприна периода 1901-1914 годов.

6. Этноидентификационные механизмы (авто- и гетеростереотипы, принципы этнической толерантности и рефлексии), находящиеся в творческом арсенале писателя, оказали влияние на содержание и основные компоненты традиционных для писателя публицистических жанров: очерка, статьи, рецензии.

Научная новизна диссертации заключается в целостном рассмотрении художественной прозы и публицистики А.И.Куприна в рамках конкретного творческого этапа и в ракурсе проблемы национальной идентичности, в применении нового литературоведческого инструментария к многогранному наследию А.И.Куприна, в обозначении национального начала как неотъемлемого свойства философии и поэтики произведений писателя.

Теоретическая значимость состоит в том, что на примере творчества А.И.Куприна разработаны принципы и способы авторской этноидентификации, определены формы и механизмы ее реализации в прозе писателя, раскрыты особенности его жанровых экспериментов, выявлена национальная специфика построения системы образов, сюжета, композиции, уточнены хронологические рамки наиболее плодотворного творческого периода художника.

Практическая значимость диссертации связана с возможностью использования ее результатов в курсах лекций по истории русской литературы и журналистики рубежа XIX-XX веков, при чтении спецкурсов по проблемам современной литературы, журналистики, культурологии. Кроме того, полученные выводы могут послужить в качестве практических рекомендаций для работников СМИ, пишущих на этнические темы.

Основные результаты диссертационного исследования были апробированы в 14 научных публикациях (из них 2 помещены в изданиях, рекомендованных ВАК), в докладах на следующих научных конференциях: общероссийских Х, XI, XII, XIII, XIV «Державинских чтениях» (Тамбов, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009); международных «Филологических чтениях» (Оренбург, 2007); международной конференции «Россия и славянский мир: единство и многообразие» (Коломна, 2007); Х международной конференции «Славянский мир в ментальном измерении: стратегия развития – национальные и межнациональные проекты» (Пермь, 2007); всероссийских «XIII Шешуковских чтениях» (М., 2008); III международной конференции «Журналистика и медиаобразование – 2008» (Белгород, 2008); всероссийской конференции «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы» (Воронеж, 2008);
III всероссийской конференции «Изменяющаяся Россия – изменяющаяся литература: художественный опыт XX – начала XXI веков» (Саратов, 2009); всероссийской конференции «Филология и журналистика в начале XXI века» (Саратов, 2009); VI всероссийской конференции «Наука. Образование. Молодежь» (Майкоп, 2009); международной конференции «Литературный персонаж как форма воплощения авторских интенций» (Астрахань, 2009); Международном конгрессе литературоведов: К 125-летию Е.И.Замятина (Тамбов, 2009). Кроме того, основные положения диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры истории русской литературы Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина, на занятиях межвузовского научного семинара студентов и аспирантов «Русская литература
ХХ века: взгляд из сегодня» при Международном научном центре изучения творческого наследия Е.И. Замятина в Тамбове.

Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения. Прилагается Список использованной литературы, состоящий из 186 источников.

Похожие диссертации на Проблема национальной идентичности в прозе А.И. Куприна