Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проза Г. Чулкова: проблематика и поэтика Исеналиева, Дина Германовна

Проза Г. Чулкова: проблематика и поэтика
<
Проза Г. Чулкова: проблематика и поэтика Проза Г. Чулкова: проблематика и поэтика Проза Г. Чулкова: проблематика и поэтика Проза Г. Чулкова: проблематика и поэтика Проза Г. Чулкова: проблематика и поэтика
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Исеналиева, Дина Германовна. Проза Г. Чулкова: проблематика и поэтика : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Исеналиева Дина Германовна; [Место защиты: Астрахан. гос. ун-т].- Астрахань, 2011.- 202 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/915

Введение к работе

К числу несправедливо забытых и почти вычеркнутых из литературной истории имен относится Георгий Иванович Чулков – поэт, прозаик, драматург, литературный критик, секретарь редакции журналов «Новый путь» и «Вопросы жизни», историк, теоретик символизма и пропагандист теории мистического анархизма.

В монографиях, антологиях, разделах учебных пособий, посвященных изучению творчества писателей и поэтов «серебряного века», имя Г.И. Чулкова либо не встречается, либо упоминается в группе поэтов-младосимволистов.

Из специальных исследований следует назвать статьи Л.А. Сугай «Георгий Чулков и его поэма “Русь”», Л.В. Селезневой «Антропоцентрический аспект категории модальности (на примере повести Г. Чулкова “Вредитель”)», А.К. Жолковского «Пять интертекстуальных этюдов с мемуарным предисловием».

Примечательны работы М.В. Михайловой: «“…Ничего, кроме Пушкина, в ум нейдет” (Пушкиниана Г.И. Чулкова)», «В.Я. Брюсов и Г.И. Чулков», «З.Н. Гиппиус и Г.И. Чулков», «Интересный и безукоризненно честный писатель», «Максимилиан Волошин и Георгий Чулков», «Пристрастный летописец эпохи», «Г.И. Чулков и Вл. Соловьев», «Г.И. Чулков и Ф.М. Достоевский».

Интерес представляет диссертационное исследование О.А. Богдановой «Традиции “идеологического романа” Ф.М. Достоевского в русской прозе конца ХIХ – начала ХХ века».

Несмотря на то, что по творчеству Г. Чулкова существует определенный корпус исследовательской литературы, практически все труды носят литературно-критический характер. Научного осмысления в полном объеме проза писателя еще не получила. Изучение проблематики и поэтики художественного мира Г. Чулкова позволит расширить представление об историко-литературном процессе начала XX века, особенностях символистской прозы. Это и определяет актуальность исследуемой темы.

Объектом исследования является художественная проза Г. Чулкова.

В качестве основного материала используются произведения Г. Чулкова: рассказы (1909–1924 гг.), повести «Слепые», «Вредитель», романы «Сатана», «Метель».

Предмет исследования – проблематика и поэтика художественной прозы Г. Чулкова.

Цель работы состоит в выявлении своеобразия проблематики и особенностей поэтики прозы Г. Чулкова.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть проблематику прозы Г. Чулкова;

- раскрыть сюжетно-композиционные особенности произведений писателя;

- охарактеризовать способы создания художественного образа в рассказах и повестях;

- выявить мотивы и образы русской литературы XIX века в романах «Метель», «Сатана»;

- определить роль аллюзий и реминисценций в повести «Вредитель».

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые охарактеризован круг тем и проблем (художник и искусство, интеллигенция и народ, человек и общество, Россия и национальное самоопределение), выявлены такие доминирующие черты поэтики художественной прозы Г. Чулкова, как соотношение «своего» и «чужого» слова, ироническая модальность, пародийность, открытый финал, сюжетная полифония. Произведения писателя рассматриваются в культурно-историческом контексте, в качестве претекста выступает творческое наследие А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского.

Теоретической базой послужили фундаментальные литературоведческие труды, в частности, работы В.В. Виноградова, Б.В. Томашевского, М.М. Бахтина, Р.О. Якобсона, Б.А. Успенского, И.П. Смирнова, И.В. Фоменко, В.Е. Хализева, Л.В. Чернец, Н.А. Фатеевой, Е.С. Добина, А.К. Жолковского, Ж. Женетта, Д. Каллера; работы блоковедов З.Г. Минц, Д.Е. Максимова; исследования отдельных аспектов поэтики символизма русской литературы начала ХХ века А. Ханзен-Леве, Х. Барана, Л.А. Колобаевой, Н.Д. Тамарченко, Е.В. Ермиловой, Т.И. Ерохиной, С.П. Ильева, А.В. Лаврова, С.В. Ломтева, И.Г. Минераловой, А. Пайман.

В работе учитываются статьи и отзывы критиков, публицистов начала ХХ века о произведениях Г. Чулкова. К исследованию привлечены мемуарные и эпистолярные источники, публицистические и критические труды Г. Чулкова, сочинения Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева.

Методологической основой диссертации являются сравнительно-типологический, культурно-исторический методы, а также методы интертекстуального и мотивного анализа.

Теоретическая значимость проведенного исследования определяется возможностью использования результатов работы для осмысления специфики символистской прозы, а также расширения и углубления представления об иронии как одной из конституирующих категорий художественного мира русского модернизма.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения полученных данных для изучения творчества писателей «серебряного века», вопросов взаимоотношения литературы и философии, литературы и истории, литературы и других видов искусства (живопись, музыка). Результаты диссертации могут быть использованы в вузовских и школьных курсах по истории русской литературы начала ХХ века, теории литературы, в элективных курсах и спецсеминарах, посвященных теоретическим проблемам автора, символистского романа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Проза Г. Чулкова является литературным феноменом, идейно-эстетические корни которого восходят к христианской системе ценностей, антропоцентрической парадигме Ф.М. Достоевского, теории мистического анархизма, учении о Софии В.С. Соловьева.

2. Сюжетная ситуация рассказов Г. Чулкова индивидуально-конкретна, непредрешима и вероятностно-множественна, что свидетельствует об опыте усвоения символического сюжета с его открытым финалом. Связь с христианской парадигмой реализуется в центростремительной динамике сюжета, направленного к постижению Абсолюта (присутствие мотивов поиска и обретения). Мотивная система произведений писателя (ведущие: первая группа – мотивы поиска, пути, странничества, одиночества, скуки, утомления, слепоты, игры, воспоминания; вторая – мотивы двойничества, сумасшествия, ожидания, встречи, сна-смерти; второстепенные: мотивы сумасшествия, музыки, ночи, космоса, луны, неба) раскрывает его миросозерцание, сознательно ориентировавшегося на традиции русской классической литературы и в то же время преломлявшего «вечные» темы, образы и настроения в символическом ракурсе.

3. В рассказах и повестях наряду с традиционными способами создания художественного образа (портрет, речь, система двойников, характеристика героя другими действующими лицами, психологический параллелизм) Г. Чулков использует прием символизации имени героя; повторяющаяся портретная деталь становится способом раскрытия амбивалентности образа (лукавая улыбка / фатальная и ядовитая).

4. Заимствование образов, сюжетных мотивов из произведений русской литературы XIX века (А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Метель», «Капитанская дочка»; Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы»), использование именных аллюзий позволяют Г. Чулкову экспериментировать с художественной формой, находить свой ракурс освещения исторических событий. Романы «Метель», «Сатана» являются примерами литературной игры, так как не только представляют собой совокупность множественных рецепций творчества А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского, но и выражают символистские убеждения писателя (воплощение идеи мистического анархизма, мистического национализма, категории Вечной Женственности, идеологии «целомудренной любви» как варианта символистского «жизнетворчества»).

5. Обращение Г. Чулкова в повести «Вредитель» к многочисленным фрагментам «чужих» высказываний (Евангелие, И. Кант, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, К. Маркс, А.А. Блок, В.В. Маяковский, идеологемы советского периода начала ХХ века), к элементам, генетически связанным с творческим наследием русской литературы XIX века (дневниковые записи), активное использование приемов пародии (стилизации и вариации), включение текстов предшествующей и современной автору литературы на различных уровнях интертекстуальности (паратекстуальности) образуют в структуре повести семантическое поле игры со смыслами, с множеством коннотаций.

Апробация диссертации. Основные положения исследования изложены в форме докладов на Всероссийской научной конференции (Астрахань, 2007), Международной научной конференции «Русский язык в поликультурном пространстве» (Астрахань, 2007), Х Международных Хлебниковских чтениях (Астрахань, 2008), III Кирилло-Мефодиевских чтениях (Астрахань, 2008), Международной заочной научной конференции «Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя» (Астрахань, 2010).

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Проза Г. Чулкова: проблематика и поэтика