Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина" Барабаш Ольга Владимировна

Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа Л.Н. Толстого
<
Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа Л.Н. Толстого Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа Л.Н. Толстого Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа Л.Н. Толстого Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа Л.Н. Толстого Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа Л.Н. Толстого Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа Л.Н. Толстого Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа Л.Н. Толстого Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа Л.Н. Толстого Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа Л.Н. Толстого Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа Л.Н. Толстого Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа Л.Н. Толстого Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа Л.Н. Толстого
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Барабаш Ольга Владимировна. Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Барабаш Ольга Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова]. - Москва, 2008. - 208 с. РГБ ОД, 61:08-10/100

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. «Анна Каренина» в контексте духовных исканий Л. Н. Толстого 1870-х гг 21

1. Литературно-мировоззренческие интересы Л. Н. Толстого в 1870-е годы 21

2. Отношение Л. Н. Толстого к искусству; эволюция во взглядах на общественную миссию и нравственный долг писателя 47

Глава 2. Психологический анализ в русской прозе XIX века и в творчестве Л. Н. Толстого 61

1. Психологизм в русской прозе XIX века (теоретический аспект) 61

2. Психологизм как художественная доминанта романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» 66

Глава 3. Основные приемы психологического анализа в романе «Анна Каренина» 77

1. Композиционно-повествовательные формы как средство психологического анализа 77

2. Типология портретов в романе 90

3. Психологическая деталь в повествовательной структуре романа 108

4. Диалектика сознательного и бессознательного в романе 117

5. Внутренний монолог 124

6. Особенности пейзажных зарисовок, их роль в анализе внутреннего мира человека 129

7. Вещное окружение как способ иллюстрации психологического состояния героя 141

8. Стилевые формы психологического анализа в романе 144

Заключение 167

Библиография 174

Введение к работе

Современное литературоведение уделяет большое внимание изучению поэтики Л. Н. Толстого. Однако психологический анализ, его формы и способы воплощения в романах писателя представляются недостаточно освоенными современной наукой. Это связано, в первую очередь, с особенностями мировоззрения Л. Н. Толстого, с необыкновенной глубиной художественного осмысления им действительности и мира человеческой души.

Определим степень изученности проблемы психологического анализа в творчестве Л. Н'. Толстого, в частности, в его романе «Анна Каренина».

А. В. Дружинин в статьях «„Метель" — „Два гусара". Повести графа Л. Н. Толстого» (1856) и «Военные рассказы графа Л. Н. Толстого» (1856) указывает на «редкое слияние могучего анализа с тонкой поэзиею, которое само по себе, без всяких посторонних примесей, ставит графа Толстого прямо в ряды первоклассных русских писателей»1. «Дар «могучего анализа» - в другом месте — «великая сила анализа» — это и есть по существу то, что тремя месяцами позже Н. Г. Чернышевский назовет глубиной психологического анализа, «диа-лектикой души» в военных рассказах Толстого»". «Примечательно, что, указывая на самостоятельность Толстого-художника, Дружинин рассматривает ее как условие полноценного художественного развития, главной целью которого является правда изображения, всесторонность поэтического восприятия. Но ведь это и есть реализм, реализм художественный, составляющий полную противоположность дагерротипности» .

Н. Г. Чернышевский, рецензируя ранние произведения писателя, впервые вводит понятие «психологический анализ», определяет его содержание в литературном произведении, ставит некоторые теоретические вопросы.

1 Дружинин А. В. «Метель» - «Два гусара». Повести графа Л. Н. Толстого / Дружинин А. В. Прекрасное и веч
ное.-М., 1988.-С.166.

2 Щеблыкина Л.И. Эстетическая теория А.В. Дружинина и русская литература 40-50-х годов XIX в. - Пенза,
1998.-С. 66.

3 Там же.

Сравнивая особенности психологического изображения у разных писателей, критик приходит к выводу, что «психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого - влияния общественных отношений и житейских столкновений; третьего - связь чувства с действиями; четвертого — анализ страстей; графа Толстого всего более - сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином» .

Таким образом, Н. Г. Чернышевский намечает основные формы психологического анализа в литературе, указывает на их связь с особенностями индивидуального стиля писателя. Термином «диалектика души» Н. Г. Чернышевский обозначал процесс возникновения и развития чувств и мыслей литературного персонажа. Критик обращает внимание на уникальную особенность таланта Л. Н. Толстого: писатель изображает не только результат психического процесса, но и сам процесс, «едва уловимые явления внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайною быстротою и неистощимым разнообразием». По мнению Н; Г. Чернышевского, изображение лишь начала и конца психического процесса, свойственное многим писателям, «шумом борьбы» противоположных чувств часто отвлекает наше внимание от законов и форм их возникновения. Особенностью же Л. Н. Толстого является умение показать само течение чувств, их бесконечный переход друг в друга. «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходят в другие чувства, снова возвращаются к прежней исходной точке и опять и опять странствуют, изменяясь по всей цепи воспоминаний; как мысль, рожденная первым ощущением, ведет к другим мыслям, увлекается дальше и дальше, сливает грезы с действительными ощущениями, мечты о будущем с рефлексией о настоящем»5.

4 Чернышевский Н. Г. Поли. собр. соч. - Т.З. - М., 1947. - С. 426.

5 Там же.

Более того, эта особенность, по мнению Н. Г. Чернышевского, была бы невозможна без стремления Л. Н. Толстого к неутомимому самонаблюдению. С этим нельзя не согласиться, ведь «законы человеческого действия, игру страстей, сцепление событий, влияние обстоятельств и отношений мы можем изучать, внимательно наблюдая других людей; но все знание, приобретаемое этим путем, не будет иметь ни глубины, ни точности, если мы не изучим сокровеннейших законов психической жизни, игра которых открыта перед нами только в нашем собственном самосознании» .

Таким образом, критик видит в склонности Л. Н. Толстого к самонаблюдению один из источников глубокого психологизма художника, его умения воссоздать «внутреннего человека» поэтическими средствами.

Н. Г. Чернышевский четко разделяет формы и средства психологического анализа. Так, средством выражения «диалектики души» он считает внутренний монолог героя. Однако критик не делает попытку классифицировать подобные средства, отталкиваясь от представления, что у каждого писателя есть излюбленные формы психологического анализа, которые уже, в свою очередь, и диктуют выбор тех или иных средств.

Как мы видим, для Н. Г. Чернышевского характерен дифференцированный подход к изучению проблемы психологического анализа: от общего, наиболее широкого понятия психологического анализа, он переходит к выявлению его форм, затем к обнаружению его средств и далее указывает на возможность варьирования этих средств.

Наша работа опирается на теорию Н. Г. Чернышевского о принципе «диалектики души» в творчестве Л. Н. Толстого. Однако мы стремимся развить и дополнить ее в рамках исследования психологизма как конструктивного компонента поэтики романа «Анна Каренина».

Роман Л. Н. Толстого начал публиковаться в 1875 году на страницах журнала М. Каткова «Русский вестник». Обратившись к содержанию наиболее

6 Чернышевский Н. Г. Поли. собр. соч. - T.3. - М., 1947. - С. 426.

влиятельных в 1870-е годы журналов , нельзя не отметить, что роман «Анна Каренина» вызывал множество откликов и в годы его печатания отдельными главами, и после выхода окончательной редакции. Вокруг нового произведения

Л. Н. Толстого сразу разразилась полемика . Необходимо уточнить, что камнем преткновения в спорах современников становится, прежде всего, идейно-содержательная сторона его произведения.

Однако наше особое внимание привлекли статьи, авторы которых размышляют о поэтическом мастерстве Л. Н. Толстого, о способах создания образов в романе, о психологизме.

Так, уже в майском номере «Русского вестника» за 1875 год мы находим статью «По поводу нового романа графа Толстого», подписанную литерой А. и принадлежащую, по всей видимости, В. Г. Авсеенко. Автор сетует на вкусы современной ему публики, ожидающей от каждого литературного произведения изображения характеров и типов «по покрою журнальной идеи», то есть выразителей той или иной общественной позиции. Между тем, роман «Анна Каренина» замечателен, по мнению критика, такими тонкими и глубокими психологическими наблюдениями, что «по одному намеку автора внезапно озаряются светом самые интимные тайники женского сердца»9.

А. Станкевич в литературно-критическом очерке «Каренина и Левин», опубликованном в апрельском номере «Вестника Европы» за 1878 год, размышляет о причинах, приведших жизнь Анны к трагическому финалу. Автор считает, что причины эти заключены, прежде всего, в характере героини. «Чтобы понимать увлечение, падение, раскаяние, поступки, страдания и даже самую смерть Анны, - пишет А. Станкевич, - мы должны не забывать это легкомыслие, эту природу мотылька, эту родственную природу брата и сестры

Мы имеем в виду, прежде всего, «Русский вестник», в котором с 1875 по 1877 гг. печатались главы романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина», а также «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Русский мир».

8 Споры об «Анне Карениной» подробно рассматривались в работах литературоведов. См.: Комментарий

Э. Г. Бабаева к роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина» /Л. Н. Толстой. Собр. соч. в 22-х т. T.9. - М., 1982; а также: Жданов В. Творческая история «Анны Карениной». Материалы и наблюдения. - М., 1957; Горная В. 3. Мир читает Анну Каренину. - М.,1979.

9 По поводу нового романа графа Толстого // Русский вестник. Журнал литературный и политический. - М.:
В университетской типографии (Катков и К) на Страстном бульваре. - 1875. -№ 5. - С. 418.

7 Облонских, как бы ни истолковывал ее автор в развитии романа, в каком бы трагическом освещении ни представлял он нам жизнь и участь Анны» .

К. Н. Леонтьев в статье «Отец Климент», появившейся в «Русском вестнике» в ноябре 1879 года, очень тонко отмечает одну из важнейших поэтических особенностей романа «Анна Каренина». Он обращает внимание на то, что «одно слово, сказанное тем или другим лицом в одной из первых частей, отзывается действием в последующей; одно сильное ощущение, для других лиц романа вовсе незаметное, изображенное автором в каком-нибудь месте, одна мысль, блеснувшая в уме того или другого героя, влекут за собой неизбежные последствия в будущем»11. В 1890 году К. Н. Леонтьев, в его «Анализе, стиле и веянии», также опубликованном в «Русском вестнике», указывает на органическую связь анализа внутренней жизни персонажей «Анны Карениной» с движением сюжета. Он выявляет «крепкую сеть внутренней психической связи»12 в романе, которая делает глубоко оправданной каждую деталь в поведении героев.

Ф. М. Достоевский, называя роман «совершенством», отмечает в нем «огромную психологическую разработку души человеческой», «страшную глубину и силу» и «небывалый доселе у нас реализм художественного изображе-ния» . Одним из первых в русской критике Ф. М. Достоевский сделал попытку интерпретировать эпиграф к роману. Его вывод («Человек же не может браться решать ничего...») созвучен мысли самого Л. Н. Толстого.

М. С. Громека, современник Л. Н. Толстого, заявляет, что роман «Анна Каренина» - это «есть дилемма семейного счастья и история душевной эмансипации рефлектирующего русского человека XIX столетия» .

10 Станкевич А. Каренина и Левин. Литературно-критические очерки. (Анна Каренина. Роман в восьми частях
Гр. Льва Толстого. Москва, 1878.) // Вестник Европы: Журнал Истории - Политики - Литературы. - Петербург:
Типография M. М. Стасюлевича, 1878. - № 4 (апрель) - С. 791.

11 Леонтьев К. Н. Отец Климент // Русский вестник. Журнал литературный и политический. - М.: В универси
тетской типографии (Катков и К) на Страстном бульваре. - 1879, ноябрь. - С. 57.

12 Леонтьев К. Н. Поли. собр. соч. - Т. 8. - M., - С. 294.

13 Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч. в 30 т. - Т. 25. Л., 1972. - С. 200 - 201.

14 Громека М. С. Последние произведения графа Л. Н. Толстого: Критический этюд. - М., 1884. - С. 134.

Л. Е. Оболенский в 1885 — 1886 гг. публикует в «Русском богатстве» статьи и этюды, в которых ведет тщательный разбор философских воззрений Л. Н. Толстого, в том числе его взглядов на «женский вопрос».

Современники Л. Н. Толстого размышляют над проблемой супружеского счастья, поставленной в романе «Анна Каренина» (Е. Жураковский, «Симптомы литературной эволюции», 1903), пишут о философии Левина и жизненной позиции Анны (Н. Энгельгардт, «История русской литературы XIX столетия: 1850-1900 годы», 1903).

Представляются ценными замечания Ю. Айхенвальда в книге «Силуэты русских писателей» (1906) о некоторых деталях психологического изображения Л. Н. Толстым человека. Ю. Айхенвальд обращает внимание на склонность писателя к «микроскопическому анализу» даже мимолетных впечатлений, которые оставляют след в душе человека.

В. Г. Короленко в статье «Лев Николаевич Толстой», опубликованной в журнале «Русское богатство» в 1908'году, утверждает, что «вся многообразная история толстовских душевных переживаний сводится... к жадному исканию цельности и гармонии духа»15.

Начало XX века - это эпоха начала осмысления великого художественного наследия, принесенного золотым веком русской словесности. В этом ключе написана книга М. П. Неведомского «Зачинатели и продолжатели. Поминки, характеристики, очерки по русской литературе от дней Белинского до дней наших» (Пб., 1919), в которой особое место отведено личности Л. Н. Толстого. П. М. Неведомский указывает на способность Л. Н. Толстого-художника показать психические процессы героев «изнутри», раскрыть во всей полноте движения их души.

В. Вересаев в статье «Художник жизни: (О Льве Толстом)», опубликованной в журнале «Красная новь» в 1921 году, раскрывает взгляды Л. Н. Толстого на брак и семейную жизнь. Эти сведения являются необыкновенно цен-

Короленко В. Г. Лев Николаевич Толстой (статья первая) / Л. Н. Толстой в оценке русской критики. — М., 1978.-С. 169.

9 ными для понимания проблематики, а, следовательно, и поэтики романа «Анна Каренина».

Мировоззрение Л. Н. Толстого, глубинные причины его «ухода» из Ясной Поляны подвергаются художественному осмыслению в книге И. А. Бунина «Освобождение Толстого» (1937).

Наиболее тонко к пониманию творческого и философско-религиозного наследия подошли Д. С. Мережковский, И. А. Ильин.

М. Горький в «Книге о русских людях» (1919) приводит свои воспоминания о личности Л. Н. Толстого, фиксирует некоторые беседы и короткие встречи с ним, создавая удивительный художественный образ великого русского писателя. Важным здесь для нас оказывается фраза Л. Н. Толстого, точнее его риторический вопрос, переданный М. Горьким, о природе ревности, причинах ее возникновения. «Может быть, ревность, — спрашивает Л. Н. Толстой, — от страха унизить душу, от боязни быть униженным и смешным?»16. Это высказывание невольно отсылает нас к роману «Анна Каренина», в котором мотив ревности сопутствует основному мотиву пагубной страсти.

В первой половине - середине XX века ученые-толстововеды направляют пристальное внимание на частные вопросы поэтики в произведениях писателя. В романе «Анна Каренина» исследователей интересуют, в первую очередь, вопросы сюжета и композиции (Р. В Автамонова, Б. В. Рождественский, А. А. Реформатский, В. Шкловский), приемы создания образов и раскрытия их духовного облика (М. Алпатов, Г. Скворцова, М. Шкерин). Такая характеристика персонажа, как портрет, рассматривается преимущественно в сравнительном срезе на примере писателей второй половины XIX века (М. Алпатов, Б. Е. Галанов). Б. И. Бурсов в книге «Роман „Анна Каренина"» (1955) затрагивает историю создания, идейно-художественные особенности, систему образов романа Л. Н. Толстого.

Целостный взгляд на жизнь и творчество Л. Н. Толстого представлен в фундаментальном труде Н. К. Гудзия «Л. Н. Толстой. 1828 - 1910» (1949). Ав-

16 Горький М. Книга о русских людях. - М., 2000. - С. 279.

10 тор указывает на новые психологические глубины, открытые Л. Н. Толстым в «Анне Карениной».

Одним из крупнейших исследований 1950-х годов следует считать труд В. А. Жданова «Творческая история «Анны Карениной». Материалы и наблюдения». Эта работа становится ключом к пониманию творческого процесса создания романа «Анна Каренина», движения замысла писателя. Под редакцией

B. А. Жданова в 1955 году в издательстве Академии Наук СССР выходит и
«Описание рукописей художественных произведений Л. Н. Толстого», которое
дает возможность последующим поколениям исследователей творчества
Л. Н. Толстого ориентироваться в огромном количестве подлинных вариантов
его произведений, в том числе и романа «Анна Каренина».

Приемам создания образов в романе «Анна Каренина» посвящена диссертация В. 3. Горной17. Сопоставляя рукописные варианты романа и его окончательную редакцию, она прослеживает совершенствование мастерства Л. Н. Толстого при создании портретных и речевых характеристик героев, раскрытии их характеров.

В. 3. Горная и другие отечественные и зарубежные ученые середины XX века, говоря о стиле и художественной манере Л. Н. Толстого, отмечают глубокий психологизм творений художника. Среди работ, характеризующих мастерство Л.Н. Толстого-психолога следует назвать монографию Т. С. Карловой «Вопросы психологического анализа в наследии Л. Н. Толстого (По материалам статей, писем, дневников)» (Казань, 1959), статью М. Бойко «Внутренний монолог в произведениях Л. Ы. Толстого и Ф. М. Достоевского» (М., 1959), работу И. В. Страхова «Л. Н. Толстой как психолог» (Саратов, 1947), книгу

C. Л. Франка «Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия» (Па
риж, 1956).

В 1961 году в издательстве Академии Наук выходит 69-й том «Литературного наследства», в котором помещены статьи таким именитых авторов, как

17 Горная В. 3. О художественном мастерстве Л. Н. Толстого в романе «Анна Каренина» (Вопросы создания образов): Автореф. дис. ... канд. филол. наук: (10.01.01.) — М, 1960. - 20 с. (Моск. облает, пед. ин-т им. Н. К. Крупской).

В. Ф. Асмус, Л. Д. Опульская, К. Н. Ломунов, Б. С. Мейлах, В. А. Жданов, Э. Е. Зайденшнур.

Авторы статьи «О некоторых проблемах изучения Толстого» - К. Н. Ломунов и Б. С. Мейлах - размышляют о преемственности в развитии литературы и искусства на разных исторических этапах. Они ведут речь об органическом продолжении толстовской традиции создания психологического образа в творчестве русских писателей XX века. Так, например, образ Аксиньи в «Тихом Доне» М. Шолохова, как и Анны Карениной в романе Л.Н. Толстого, — «поэтический образ, взятый из жизни, но созданный по законам искусства»18.

В. Ф. Асмус в статье «Мировоззрение Толстого» раскрывает религиозно-философские поиски художника, его взгляды на задачи и проблемы искусства.

Стремление толстововедов второй половины XX века всесторонне осмыслить личность и судьбу Л. Н. Толстого проявляется в создании очерков о его жизни и творчестве (Н. К. Гудзий, К. Н. Ломунов, Е. А. Маймин, А. И. Шифман, Н. Н. Арденс), в сборе материалов к биографии того или иного периода (Л. Д. Опульская, Н. К. Гусев, Б. М. Эйхенбаум). Выходят в свет воспоминания о писателе И. П. Толстого, В. Ф. Булгакова. Б. М. Эйхенбаум в монографии «Лев Толстой. Семидесятые годы» углубляется в историю создания «Анны Карениной», выявляет преемственность пушкинской традиции в романе Л. Н. Толстого, определяет особенности его художественного метода и философских воззрений, восходящих к учению Шопенгауэра, указывает на влияние лирики Тютчева и Фета, которое выразилось в использовании Л. Н. Толстым в «Анне Карениной» символических образов. Книга Б. М. Эйхенбаума дала плодотворную почву для многих исследований, ориентированных на более узкие проблемы в творчестве Л. Н. Толстого.

В то же время, не ослабевает интерес исследователей к стилистике произведений Л. Н. Толстого, к особенностям построения системы образов в его произведениях, к изображению «диалектики души». Этими проблемами плодо-

18 Ломунов К. Н., Мейлах Б. С. О некоторых проблемах изучения Толстого // Литературное наследство. Лев Толстой.-Т. 69.-Кн. 1.-М., 1961.-С. 224.

12 творно занимались М. Б. Храпченко, А. В. Чичерин, В. 3. Горная, А. П. Григорян, Н. К. Гей, П. П. Громов, В. Г. Одиноков, Л. Кузина, К. Тюнькин, В. А. Ковалев, В. В. Ермилов, А. Н. Дремов, Л. М. Мышковская, Ю. Б. Борев, 3. Богуславская, Л. Я. Зивельчинская, Т. Т. Наполова, Ю. Олеша, Н. Е. Прянишников.

В 1960 - 1970-е годы роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» рассматривается, преимущественно, в рамках национального своеобразия русской литературы, в его отношении к истории развития русского романа как такового (Б. И. Бурсов, Г. А. Гачев, В. Д. Днепров, Н. Калитин, В. Кирпотин, В. Г. Ма-ранцман, Г. Н. Поспелов, Г. М. Фридлендер, В. Т. Плахотишина). Среди наиболее крупных работ подобного плана следует назвать принадлежащие Б. И. Бур-сову исследования: «Лев Толстой и русский роман» (1963), «Национальное своеобразие русской литературы» (1964), «Реализм всегда и сегодня» (1967).

Значимым этапом в развитии русской романистики представлена «Анна Каренина» в двухтомной «Истории русского романа» (1964) Е. Н. Купреяновой (глава «Война и мир» и «Анна Каренина» Льва Толстого»).

Нельзя обойти вниманием «Лекции по русской литературе» В. Набокова, где писатель проявляет оригинальный- подход к поэтике романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». В. Набоков много внимания уделяет символике произведения, особенностям его построения, что также открывает новые возможности для исследования романа.

В конце 1960-х - начале 1970-х годов интерес к проблеме психологического изображения в произведениях Л. Н. Толстого набирает силу. При этом внимание толстововедов приковано, прежде всего, к его эпопее «Война и мир» (А. В. Ковалев, Т. Ф. Курдюмова) и к роману «Воскресение» (Л. Кузина, К. Тюнькин). Как правило, психологический анализ рассматривается в рамках заложенной Н. Г. Чернышевским традиции (Л. Н. Морозенко), в основе которой лежит идея об изображении Л. Н. Толстым «диалектики души». Ряд исследований данного периода посвящен рассмотрению явления психологизма в творчестве Л. Н. Толстого и других писателей. Художественная манера Л. Н. Толстого аналитически сравнивается с манерой Стендаля (А. П. Скафтымов), Ф. М. Дос-

13 тоевского (Н. Н. Арденс, X. Ш. Нальгиева, В. Я. Кирпотин, Е. Л. Лозовская), И. С. Тургенева (Н. П. Лощинин). Вновь появляются работы, в которых психологическая проза рассматривается в теоретическом аспекте (Л. Я. Гинзбург, А. М. Мириманян). Некоторые исследователи затрагивают психолингвистический уровень художественных текстов Л. Н. Толстого (Н. Д. Арутюнова, Л. Г. Бабенко, М. П. Демидова). Выявляются элементы подтекста в языке произведений Л. Н. Толстого, в том числе в романе «Анна Каренина» (Л.И. Еремина).

В конце 1970-х — начале 1980-х годов огромный вклад в изучение художественно-эстетических и социально-философских исканий Л. Н. Толстого внесли труды Г. Я. Галаган.

Целый ряд работ данного периода посвящен проблеме нравственно-философских и религиозных исканий Л. Н. Толстого (И. В. Чуприна, А. С. Полтавцев, И. И. Виноградов, Н. С. Козлов).

В 1980-е годы в научном мире возрастает интерес к диалектике этического и художественного в творчестве Л. Н. Толстого (Е. П. Барышников), к эстетической системе писателя в целом, к его взглядам на искусство как «орган прогресса» человечества. Эта тема широко раскрывается в «Очерках эстетики и творчества Л. Н. Толстого» (1981) Э.Г. Бабаева, где автор анализирует взаимоотношения Л. Н. Толстого с современниками-литераторами, их полемику по вопросам искусства, а также отражение этой полемики в романе «Анна Каренина».

В работах толстововедов в 1980-е годы рассматривается довольно широкий круг вопросов, связанных с изучением специфики художественного метода Л. Н. Толстого. Исследуются жанровые особенности его произведений (Н. П. Утехин, Н. Т. Рымарь, В. Я. Фрейдин), творческая работа художника над словом (В. И. Порудоминский), над созданием образов (Н. М. Фортунатов, Л. И. Еремина, А. М. Левидов, С. Вайман). Поднимается проблема художественности литературного произведения (Н. К. Гей, Я. Билинкис, В. И. Тюпа), на-

14 следие Л. Н. Толстого рассматривается с точки зрения художественных ориентиров для писателей XX века (Д. В. Затонский).

Появляются работы, затрагивающие отдельные вопросы поэтики романа «Анна Каренина», в частности особенности портретных описаний (М. Ю. Фе-досюк), сюжетные параллели с «Дамой с собачкой» А. П. Чехова (Н. И. Пруц-ков), символику произведения (Л. И. Еремина). Подробное изучение получают языковые повторы в романе (Н. А. Кожевникова).

Принимая во внимание успех романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» не только среди отечественных читателей, но и в зарубежной читающей среде, исследователи задаются вопросом о феномене типического в романе (В. 3. Горная). В целом, роман рассматривается как шедевр реалистического искусства.

В конце 1980-х и в 1990-е годы наблюдается всплеск исследований, ориентированных на изображение Л. Н. Толстым мира человеческой души. Среди наиболее крупных можно назвать работы В. Д. Днепрова («Искусство человековедения: Из художественного опыта Льва Толстого», 1985); А. Б. Есина («Психологизм русской классической литературы», 1988); В. Я. Линкова («Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина», 1989); Н. Г. Набиева («Человек в мире Л. Н. Толстого», 1999). М. Б. Храпченко в работе «Познание литературы: Теория. Пути современного развития» называет художественный метод Л. Н. Толстого «эпико-психологическим реализмом»19 и прослеживает его влияние на творчество писателей XX века.

К этому времени в литературоведении основательно закрепилось понятие психологической прозы, что дало ученым возможность еще более продуктивно исследовать проблему психологического анализа в творчестве Л. Н. Толстого. Новые подходы к изучению мастерства писателя открывают докторская диссертация В. А. Свительского «Герой и его оценка в русской психологической прозе 60 - 70-х гг. XIX в.», а также диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук В. И. Немцевой «Эволюция психологизма в

19 Храпченко М. Б. Познание литературы: Теория. Пути современного развития / АН СССР. - М., 1987.

15 художественном творчестве Л. Н. Толстого 1870 — 1880-х годов (Особенности изображения героев и конфликтов)».

Исследователей последнего десятилетия интересует, прежде всего, проблема духовной эволюции Л. Н. Толстого (А. В. Гулин, Б. И. Берман, Б. Ф. Сушков, И. А. Белая, Е. В. Николаева, Н. В. Волохова, П. М. Мирза-Ахмедова). Роман «Анна Каренина» также рассматривается, преимущественно, как факт художественного выражения преддверия духовного кризиса Л. Н. Толстого.

Сравнивается мастерство психологического анализа Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, в частности в способах передачи внутренней речи героев (И. В. Артюшков); утверждается идея о «доминанте бессознательного» в мироощущении таких русских писателей, как И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский (Г. М. Самойлова). Достаточно продуктивно развивает идею эволюции толстовского психологизма Л. Чжан.

Особое место среди литературоведческих работ за последние пятнадцать лет занимают исследования на тему смерти и бессмертия в творческом наследии Л. Н. Толстого. Затрагиваются разнообразные аспекты данного вопроса — от религиозно-философского до конкретно-поэтического его воплощения. Так, категории смерти в религиозно-нравственной философии Л. Н. Толстого посвящены работы Н. В. Волоховой, В. Н. Назарова, С. А. Меситовой, С. Марее-ва. Функционирование опорного слова «смерть» в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого рассматривается в статье авторов Г. В. Звездовой и Ю. В. Гридуновой. Художественной танатологии в творчестве Л. Н. Толстого 1850 — 1880-х годов посвящена диссертация Ю. Г. Семикиной. Проблема страха смерти и поиска смысла жизни в произведениях писателя отражена в работах П. М. Бицилли, А. С. Гагарина, И. И. Гарина, Ю. Н. Давыдова, К. А. Кедрова. Несмотря на многостороннее обращение к данной тематике, обращает на себя внимание тот факт, что философия жизни и смерти в творчестве Л. Н. Толстого до сих пор в достаточной мере не рассматривалась применительно к особенностям психологического анализа в романах писателя, в частности в «Анне Каре-

ниной». В то же время, связь эта представляется очевидной, если учитывать проекцию нравственно-философских поисков и связанных с ними психологических «тупиков» Л. Н. Толстого на его персонажей.

На рубеже XX - XXI столетий появился ряд новых исследований педагогического наследия Л. Н. Толстого в контексте его литературной деятельности (Е. А. Жуков, Т. Т. Бурлакова, Фудзинума Такаси).

Исследованию творческого метода Л.Н. Толстого, элементов его эстетической системы посвящены работы многих ученых последнего десятилетия XX - начала XXI вв. (В. Б. Ремизов, Н. М. Федь, Э. Г. Бабаев, Ю. И. Сохряков, Н. А. Карлик, С. Н. Гуськов, Л. Н. Кузина, Е. С. Серых, А. П. Чудаков, В. И. Гусев, Н. И. Бурнашева, О. М. Герасимова, Ю. И. Парахин, В. И. Порудоминский, В. Свеницкий, В. Тростников, Н. С. Манаев, В. Руднев, М. Мейер, Г. М. Самойлова, В. А. Свительский, Р. Т. Киреев, И. Ю. Лученецкая-Бурдина, А. А. Нестеренко, И. В. Страхов, И. Гольдфайн, И. И. Гарин, Н. Н. Апостолов, И. Е. Бабушкина и др.).

Представляют немалый интерес труды общетеоретического плана, тем или иным образом освещающие некоторые вопросы эстетики и поэтики Л. Н. Толстого. Это работы М. М. Бахтина «Эпос и роман», Б. А. Успенского «Поэтика композиции», В. Е Хализева «Ценностные ориентации русской классики», «Теория литературы», А. Я. Эсалнек «Типология романа (Теоретический и историко-литературный аспекты)».

Новые подходы к изучению романа «Анна Каренина» обозначились в трудах таких исследователей, как Н. Ф. Ежова, К. Н. Леонтьев, Д. Орвин, Л. Ка-стлер, М. Г. Уртминцева, Е. В. Мацыяка, А. Г. Гродецкая, И. В. Высоцкая, Н. В. Гуреева, Н. О. Кирсанов, В. И. Сахаров, Б. Лённквист, Д. М. Шевцова, Ю. Сато, А. М. Буланов, В. Н. Азбукин, Т. Д. Проскурина, О. В. Сливицкая. Ставится вопрос о преемственности традиций романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» в творчестве И. Шмелева (Е. В. Николаева).

К сожалению, как показывает анализ многочисленных научных исследований, в той или иной степени посвященных изучению романа Л. Н. Толстого

17 «Анна Каренина», среди них нет работ, содержащих целостную характеристику приемов психологического изображения в этом произведении. Однако рассмотрение лишь отдельных аспектов психологического анализа в «Анне Карениной», на наш взгляд, не дает возможности оценить во всей полноте феномен Л. Н. Толстого-психолога и воспринять его роман как закономерный этап в развитии индивидуального стиля писателя, а также новую ступень в эволюции русского психологического романа. Между тем необходимость подобного ин-тегративного подхода представляется существенной, чем и определяется актуальность предпринятого нами исследования. Она обусловлена также тем, что такая постановка проблемы позволяет расширить и углубить представления о генезисе и способах выражения психологизма как конструктивного компонента поэтики Л. Н. Толстого.

Следует при этом оговориться, что, заявляя о попытке интегративного подхода к проблеме психологического анализа в романе «Анна Каренина», мы не претендуем на исчерпывающее ее решение, ибо этого не позволяет многогранность толстовской поэтики.

Главным объектом изображения в художественной литературе является человек. В наибольшей степени антропоцентризм свойствен психологической прозе, внимание которой приковано к постижению законов человеческой психики, человеческой души. Роман Л. Н. Толстого, «Анна Каренина», выбранный объектом нашего исследования, является уникальным в этом отношении: анализ приемов психологического изображения в данном произведении позволяет понять суть психологизма как основополагающего качества прозы Л. Н. Толстого. Детальное изучение приемов психологического анализа в романе «Анна Каренина» дает возможность не только проследить эволюцию творческого метода писателя, но и наметить некоторые тенденции в развитии русской прозы в целом.

Предметом исследования явились те элементы поэтики романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина», которые в совокупности дают представление о психологизме в данном произведении.

18 Цель работы - выявить и систематизировать приемы психологического анализа в системе" поэтических средств романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина», определить их взаимосвязь. Так как поставленная цель связана с рядом теоретических и историко-литературных вопросов, она требует решения следующих задач:

1) уточнить содержание понятия психологизма и охарактеризовать ос
новные его формы, сложившиеся в русской реалистической прозе XIX века;

2) выявить нравственно-религиозные и эстетические убеждения
Л. Н. Толстого в 1870-е годы, предопределившие его углубленный интерес к
семейным отношениям и миру «женской души», ищущей идеала;

  1. проанализировать дневниковые записи, письма, отражающие мировоззренческие и эстетические установки Л. Н. Толстого в 1870-е годы;

  2. выделить микроконтексты, в которых реализуются те или иные приемы психологического анализа;

  3. проследить работу Л. Н. Толстого над психологической деталью в рукописных вариантах «Анны Карениной» и соотнести их с окончательной редакцией романа;"

  1. определить, каким образом доминанта психологизма соотносится с сюжетными линиями романа, его композиционно-повествовательными формами, типологией героев, пейзажными зарисовками, поэтико-стилистическими деталями, а также ключевыми концептами произведения;

  2. составить классификацию приемов психологического анализа в произведении;

  3. обобщить и дополнить знания о том, каковы поэтико-стилистические особенности изображения внутреннего мира человека в романе.

Целостного анализа романа «Анна Каренина» с подобной позиции в литературоведении еще не было, что позволяет говорить о новизне данной работы. Обращение к проблеме психологического анализа дает возможность уточ-

20 Большая часть рукописных вариантов романа «Анна Каренина» опубликована в 20-м томе Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого (юбилейное издание). Однако поставленная в диссертации задача потребовала непосредственного обращения к рукописям писателя, содержащим многочисленные исправления и заметки на полях. Работа с рукописными материалами велась в архиве Государственного музея Л. Н. Толстого в Москве.

19 нить движение и обновление жанровых признаков русского романа 1870 — 1880-х годов XIX века по линии углубления психологизма.

Методология. Работа строится на сочетании сравнительного, исторического, генетического и типологического методов, анализе и обобщении научного опыта по исследуемому вопросу. Подобный системный подход дает возможность многостороннего изучения особенностей психологического анализа в художественной структуре романа «Анна Каренина» и позволяет рассматривать литературные явления в их целостности и в историко-литературном процессе. С помощью поэтико-структурного анализа текста произведения выявляются приемы психологического изображения героев, ведется поиск идейно-художественного единства элементов стиля писателя. Более того, исследуемая проблема потребовала обращения к таким областям гуманитарного знания, как психология, эстетика, философия, которые помогают приблизиться к пониманию изучаемого феномена.

Научно-практическая значимость работы обусловлена тем, что ее содержание и выводы могут быть использованы при написании лекционных вузовских курсов по истории русской литературы XIX века, спецкурсов по творчеству Л. Н. Толстого, а также на уроках литературы в старших классах. Материал, касающийся теоретической стороны проблемы, а именно содержание понятия «психологизм» и классификация приемов психологического анализа, может найти применение в курсах «Введение в литературоведение» и «Теория литературы». Обобщения, сделанные в работе, могут быть учтены при дальнейшем, более широком изучении русской психологической прозы XIX века.

Апробация работы осуществлялась на Всероссийской научной конференции «Язык и мышление: Психологический и лингвистический аспекты» (Москва, Пенза: Институт языкознания РАН; ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2002); Международном юбилейном симпозиуме «Актуальные проблемы науки и образования» (Пенза, ПТУ, 2003); Международной конференции «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (Москва, МГГУ им. М. А. Шолохо-

20 ва, 2005, 2006); Международных Толстовских чтениях (Москва, ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2006).

Основные положения и выводы работы опубликованы в статьях и в учебно-методическом пособии.

Структура диссертации определяется задачами и предметом исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Эволюция мировоззренческих и эстетических принципов Л. Н. Толстого-художника 1860 — 1870-х годов определила не только идейно-тематическое богатство содержания романа «Анна Каренина», но и обновление творческого метода писателя, создавшего уникальную систему приемов психологического анализа.

  2. Психологизм в романе «Анна Каренина» выступает как художественная доминанта и обусловлен реализацией двух основных принципов психологического изображения: «диалектикой души» и принципом «психологических координат».

  3. Традиционные приемы психологического анализа получают обогащение в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Это происходит за счет расширения их функциональности, а также включения в их комплекс способов изображения изначально непсихологического толка.

  4. Приемы психологического анализа в романе «Анна Каренина» образуют сложную, многоуровневую систему средств поэтического изображения внутреннего мира человека. Источником средств психологического анализа в романе выступают: сам человек в художественном произведении (его портрет, речевая характеристика, сновидения, внутренние монологи, психологические детали поведения, мотивирующие душевное состояние); мир, окружающий героя (вещи, обстановка, природа); внутритекстовая организация повествования (сюжетно-композиционные формы); некоторые особенности художественного стиля писателя.

Выделенные нами элементы анализируются в соответствующих разделах диссертации.

Литературно-мировоззренческие интересы Л. Н. Толстого в 1870-е годы

«Искусство Льва Толстого — великого реалистического писателя — неотделимо от его мировоззрения. В романах, рассказах, которые принесли ему славу великого художника, гениально рисуя действительность, Толстой изображал те самые противоречия русской пореформенной и дореволюционной жизни, которые рассматриваются в его произведениях, посвященных вопросам педагоги-ки, философии, истории, публицистики, морали, религии»" . Действительно, все художественные произведения писателя проникнуты страстным поиском ответов на те же вопросы, которые постоянно звучат в дневниках, в записных книжках, в переписке Л. Н. Толстого, а также в его статьях и трактатах на публицистические и философско-религиозные темы. Поэтому, разбирая ту или иную эстетическую проблему в творческом наследии Л. Н. Толстого, нельзя обойти вниманием его мировоззренческие интересы и позиции, ибо они определяют собой идейно-художественное наполнение произведений в те или иные периоды жизни писателя.

Одним из фундаментальных трудов, посвященных Л. Н. Толстому в интересующий нас период, является книга Б. М. Эйхенбаума «Лев Толстой. Семидесятые годы», в которой автор рассматривает биографию и творчество писателя на широком социально-историческом фоне.

Богатейший фактографический материал о жизни и творчестве писателя содержит труд Н. Н. Гусева «Материалы к биографии Льва Николаевича Толстого с 1870 по 1881 год». Мировоззрение писателя раскрывается здесь путем обращения к его обширной переписке, в первую очередь, с Н. Н. Страховым и С. А. Толстой.

Проблеме духовного идеала и его выражения в творчестве Л. Н. Толстого 1850 — 1870-х годов посвящена докторская диссертация А. В. Гулина, открывающая новые возможности для изучения религиозно-философских взглядов писателя и особенностей художественного осмысления им действительности. .

Семидесятые годы жизни и творчества Л.Н. Толстого в литературоведении часто определяют как предкризисный период.

Назревающий «переворот» в мировоззрении писателя и его взглядах на задачи художника в конце 1870-х - начале 1880-х годов отмечают в своих работах В. Ф. Асмус, Э. Г. Бабаев, Б. И. Бурсов, Я. С. Билинкис, Н. К. Гудзий, В. В. Ермилов, М. Б. Храпченко, К. Н. Ломунов, В. Б. Ремизов.

Однако широкий круг исследователей интересуется, прежде всего, более поздним периодом, начавшимся в 1880-е годы, когда духовный перелом Л. Н. Толстого становится вполне очевидным и выливается в создание им таких сочинений, как «Исповедь» (1879 - 1882), «В чем моя вера?» (1884).

Наиболее ценной среди современных научных работ, отражающих духовный и творческий поиск Л. Н. Толстого в 1880 - 1900-е годы, представляется монография Е. В. Николаевой «Художественное своеобразие творчества Л. Н. Толстого 1880 - 1900-х годов (Способы выражения основ авторского мировоззрения в позднем творчестве писателя)».

Действительно, именно последние десятилетия жизни писателя в наибольшей степени связаны с критической переоценкой им действительности, с усилением религиозно-философского начала в его творчестве, с неутомимым поиском истины.

В то же время духовный «перелом» Л. Н. Толстого, свершившийся на рубеже 1870 - 1880-х годов, явился, по нашему предположению, итогом длитель ного процесса, многие стороны которого уже сформировались к семидесятым годам. Вот почему мировоззрение писателя в 1870-е годы, отраженное в художественном творчестве, и, прежде всего, в романе «Анна Каренина», вызывает особенный интерес и является необыкновенно важным для понимания глубинных истоков поздних этико-философских воззрений Л. Н. Толстого.

Завершив написание «Войны и мира», Л. Н. Толстой оказался на пороге новых духовных и творческих исканий, в его жизни началась полоса сомнений, борьбы с самим собой. Б. М. Эйхенбаум метко назвал этот период «промежуточным»"": завершенный труд еще не отошел в прошлое, творческая инерция требует продолжения работы, однако художника раздражает нежелание подражать самому себе. К этому моменту «отошла не только работа над романом, длившаяся пять лет, - отошла целая эпоха, отошли все люди, с которыми Толстой вступил в литературу (Тургенев, Анненков, Дружинин, Боткин, Чичерин), отошла, наконец, и та литература, в которой он чувствовал себя своим»" . Семидесятые годы были критическими для многих писателей. Произведения молодых авторов встречались влиятельной критикой недоброжелательно, порой жестоко; о чем свидетельствует пресса тех годов: «Да, в наше время положение писателя вообще, а начинающего в особенности - ужасное положение! Нужно много храбрости, чтобы выступить на сцену, и еще больше энергии и силы воли, чтобы на ней удержаться. При первом поднятии занавеса, при первых звуках первого монолога раздаются свистки и шиканье»24. Однако авторам, уже обладающим именем и популярностью (И. С. Тургеневу, А. Ф. Писемскому, И. А. Гончарову, Н. С. Лескову), было так же нелегко. Л. Н. Толстой принимает решение не писать более или, по крайней мере, не печатать своих произведений, ибо писательская деятельность казалась ему «слабостью» и даже «дурной страстью».

Отношение Л. Н. Толстого к искусству; эволюция во взглядах на общественную миссию и нравственный долг писателя

Л. Н. Толстой не считал себя теоретиком искусства, однако эстетические воззрения писателя составляют неотъемлемую часть его художественного наследия.

Проблемы эстетического характера были намечены и в «Севастопольских рассказах», и в «Семейном счастье», и в рассказе «Альберт». Первоначально Л. Н. Толстой разделял позицию сторонников «чистого искусства». В 1850-е годы Л. Н. Толстой сотрудничает с журналом «Современник», где сплотилась «гвардия нашей словесности: Тургенев, Дружинин, Анненков, Гончаров,

Григорович, Панаев, впоследствии Писемский» . Собираясь у Тургенева или у Некрасова, литераторы почти каждый день читали друг другу свои сочинения и «шумно обсуждали их целым синклитом» . Вернувшись из Крыма, Л. Н. Толстой прочитал свои «очень хорошие главы» из «Юности» и «частичку «Севастополя в августе». Огарев прочитал свой «Зимний путь», Гончаров - отрывки из «Обломова», таким образом «кутежи у них действительно перемежались с изящным, и, как впоследствии указывал Л. Н. Толстой, — изящное служило для них оправданием тогдашних веселий»79.

Однако еще до перелома в миросозерцании Л. Н. Толстой постепенно меняет свою эстетическую позицию. Вспоминая этот период уже в «Исповеди», Л. Н. Толстой негодует на то, что его старшие товарищи-литераторы внушили ему тогда ложное, но выгодное отношение к художественному труду. «Взгляд на жизнь этих людей, моих сотоварищей по писанию, — вспоминает Л. Н. Тол-стой, — состоял в том, что жизнь вообще идет развиваясь и что в этом развитии главное участие принимаем мы, люди мысли, а из людей мысли главное влияние имеем мы - художники, поэты. Наше призвание — учить людей. Для того же, чтобы не представился тот естественный вопрос самому себе: что я знаю и чему мне учить, - в теории этой было выяснено, что этого и не нужно знать, а что художник и поэт бессознательно учит» . То есть, Л. Н. Толстой постепенно отходит от мысли, будто художники наделены бессознательной мудростью, которая дает им право учить человечество, не учась самим. «Исповедь» была написана Л. Н. Толстым после окончания романа «Анна Каренина», в котором отразились духовные искания писателя в 1870-е годы и его эстетические взгляды. В 1878 году романом «Анна Каренина» завершился значительный период творческой биографии Л. Н. Толстого, предшествующий духовному кризису писателя и его попытке отказаться от литературной деятельности ради моральной проповеди. В романе «Анна Каренина» Л. Н. Толстой достаточно четко

обозначил те эстетические вопросы, которые он будет решать в своих позднейших философских и публицистических произведениях. А. П. Чехов говорит в письме к А. С. Суворину: «В "Анне Карениной", как и в "Онегине", не решен ни один вопрос, но они Вас вполне удовлетворяют потому только, что все вопросы поставлены правильно». Это высказывание А. П. Чехова вполне можно отнести и к вопросам эстетического плана, поставленным в романе. Действительно, в «Анне Карениной» взгляды Л. Н. Толстого на искусство становятся строже, и их выражение в романе приобретает значение некоторых предварительных итогов эстетической системы писателя.

К собственно теоретическим вопросам искусства Л. Н. Толстой обращается преимущественно в поздний период своего творчества, имея за плечами богатый писательский и читательский опыт. «Стать великим писателем и мыслителем мирового значения было невозможно без осмысления практики европейского и мирового искусства, без обращения ко всему художественному и духовному опыту человечества».82

Свою эстетическую позицию Л. Н. Толстой излагает в трактате «Что такое искусство?» (1897 - 1898), в ряде статей и предисловий к сочинениям различных авторов, а также в письмах и дневниковых записях.

В статье «Об искусстве» (1891) Л. Н. Толстой делает попытку вывести формулу совершенного произведения искусства, определить, каким условиям оно должно удовлетворять, чтобы быть поистине шедевром. Так, он выделяет три признака, по которым можно судить о том или ином произведении: «произведение искусства хорошо или дурно от того, что говорит, как говорит и на-сколько от души говорит художник» .

Психологизм в русской прозе XIX века (теоретический аспект)

Прежде, чем приступать к раскрытию проблемы психологического анализа в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина», необходимо сделать ряд уточнений теоретического характера.

Понятие «психологизм», в широком смысле, применяется в искусстве при обозначении «всеобщего свойства искусства, заключающегося в воспроизведении человеческой жизни, в изображении человеческих характеров. Отражая и художественно осваивая социальную, общественную характерность жизни людей, искусство, и в частности литература, создает не только общественные, но прежде всего психологические типы. В искусстве социальное как бы превра- щается в психологическое, воплощается в нем, получает через него свое выражение. Искусство познает социальные явления через явления психологические»118. Иными словами, психологизм в литературе - это воспроизведение социального через неповторимое индивидуальное в человеке, через его характер. Однако это довольно широкое понимание, которое ведет к такой серьезной ошибке, как смешение представлений о психологической и непсихологической художественной манере. В отечественном литературоведении, особенно на начальных этапах освоения категории психологизма в творчестве русских и зарубежных писателей, нередко можно наблюдать смешение двух понятий психологизма - узкого и широкого (Л. М. Мышковская, Т. С. Карлова). Этот факт никак не умаляет высокого научного достоинства наблюдений и обобщений литературоведов, однако на современном этапе необходимо четкое различение универсальной и сугубо конкретной, специфической составляющей понятия «психологизм».

В чем же специфичность психологизма как литературно-художественного явления?

Художественная литература антропоцентрична по своей сути. Однако это вовсе не означает, что любое произведение, в котором рисуются человеческие характеры, будет обладать психологизмом как непременным конструктивным качеством. Ибо психологический анализ как таковой подразумевает изображение внутреннего мира, внутренней жизни человека, что не вполне исчерпывается описанием характера героя. Нередко характер, изображенный в художественном произведении, являет собой тип, воплотивший в себе устойчивые черты в индивидуальной форме. Таковыми, например, видятся большинство персонажей Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова, некоторые герои И. С. Тургенева. Поэтому, утверждая, что писатель показал психологию русского человека в контексте того или иного времени, мы подразумеваем именно изображение типического. Вот почему психологизм - не единственный, хотя, безусловно, важнейший критерий художественности литературного произведения. «Психологизм лишь в том случае является достоинством художественного произведения, когда он в этом произведении внутренне необходим»119.

Психологизм в наиболее конкретном значении - это особое качество прозы, которое достигается автором художественного произведения с помощью системы поэтических средств, раскрывающих- внутренний мир героя, движение его чувств и мыслей, сознательных и импульсивных порывов. При этом индивидуализированные черты личности преобладают в психологическом описании.

В наибольшей степени психологизм такого рода свойствен прозе последней трети XIX века. Однако в художественной литературе психологический анализ как таковой не был исключительным открытием Л. Н. Толстого, ибо принцип психологического изображения героев был свойствен многим великим его современникам и предшественникам. Каждая культурная эпоха совершала свое открытие в области изображения внутреннего мира человека, его чувств, мыслей, мотивов поступков. «Формы освоения душевно-духовной сферы со временем меняются и обогащаются»120. Л. Я. Гинзбург1" отмечает при этом, что психологизм, в его строгом и прямом понимании, несовместим с рационалистической схематизацией внутреннего мира, что выражено, например, в эстетике классицизма (антитеза страсти и долга) и сентиментализма (антитеза чувствительности и холодности). Поэтому принято считать, что психологизм достиг наиболее полного своего художественного выражения в творчестве писателей XIX - XX столетий.

Чтобы в достаточной мере верно определить, в чем состоит особенность психологического анализа Л. Н. Толстого, в использовании каких изобразительных средств он явился новатором, необходимо, на наш взгляд, дать хотя бы краткое, может быть, несколько схематичное, определение психологическому методу наиболее крупных прозаиков XIX века.

А. С. Пушкин в повестях и в «Евгении Онегине», М. Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени», Н. В. Гоголь в «Мертвых душах», А. И. Герцен в «Былом и думах» и в романе «Кто виноват?», И. С. Тургенев в «Рудине», И. А. Гончаров в «Обломове», Ф. М. Достоевский в «Преступлении и наказании» ставили и решали проблему развития человеческой личности, формирования ее характера и духовного содержания как важнейшую проблему современной им социально-исторической действительности. Вот почему психологический анализ стал одним из ведущих художественных способов изображения личности и получил широкое развитие в литературе XIX века.

Композиционно-повествовательные формы как средство психологического анализа

В ноябре 1876 года Л. Н. Толстой рассказывает жене: «Сижу я внизу, в кабинете, и разглядываю на рукаве халата белую шелковую строчку, которая очень красива. И думаю о том, как приходит в голову людям выдумывать все узоры, отделки вышиванья; и что существует целый мир женских работ, мод, соображений, которыми живут женщины. Что это должно быть очень весело, и я понимаю, что женщины могут это любить и этим заниматься. ... И вдруг мне эта строчка дала целую главу. Анна лишена этих радостей заниматься этой женской стороной жизни, потому что она одна, все женщины от нее отвернулись, и ей не с кем поговорить обо всем том, что составляет обыденный, чисто женский круг занятий» 73. Из этого признания видно, какое огромное значение для внимательного взора художника имеет незначительная, казалось бы, деталь. Настоящему художнику свойственно особое видение предмета, в нем для пытливого взора заложен огромный потенциал для вдохновения и творчества. Отсекая лишнее, истинный писатель всегда сможет найти и выделить ту деталь, которая отразит самую сущность предмета.

Рассмотрим и проанализируем детали подобного свойства в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Отметим, что в контексте нашего исследования под приемом психологической детали мы подразумеваем, прежде всего, изображение таких .элементов поведения и состояния героя, которые раскрывают его духовный мир и являются выражением.авторской оценки в романе.

Одним- из приемов психологического анализа в романе выступает изображение внешних проявлений внутренней жизни героев (мимика, жестикуляция, особенности речи, физиологические изменения).

Л. Н. Толстой отводил «физиономике» большую роль в выявлении характера и душевного состояния человека: в позе, особенностях речи и жестикуляции человека писатель видел проявление его внутреннего мира.

Интерес русских писателей к «телесному» выражению внутреннего мира человека обострился еще в конце XVIII - начале XIX вв., что было вызвано выходом в свет «Физиономических отрывков» Иоганна-Каспара Лафатера на немецком языке в 1775 - 1778 гг. и на французском в 1801 - 1806 гг. Как указывает Н. К. Гудзий, лафатеровская теория о связи физических признаков человека с его душевным миром взволновала умы многих русских поэтов, писателей и мыслителей и получила тот или иной отклик) в их произведениях и письмах. Одним из ранних почитателей труда Лафатера в России явился Н. М. Карамзин, о чем свидетельствуют его письма к Лафатеру и отзыв на его трактат в «Письмах русского путешественника». А. Н. Радищев в главе «Новгород» «Путешествия из Петербурга в Москву» пишет: «Если точных не спишу портретов, то доволен буду их силуэтами. Лафатер и по них учит узнавать, кто умен и кто глуп» . Упоминание о лафатеровской теории встречается в письмах М. Ю. Лермонтова и в его драме «Странный человек», в рассказе К. Ф. Рылеева «Провинциал в Петербурге», в «Дубровском» А. С. Пушкина, в дневниковых записях Н. Г. Чернышевского, в рассказе «Первая встреча» и в предисловии к одному из ранних изданий «Былого и дум» А. И. Герцена. Все это свидетельствует о большой популярности «физиономического трактата» Лафатера среди русских писателей, поэтов и мыслителей XIX века.

Имя Лафатера, несомненно, было известно и Л. Н. Толстому, не случайно в первой части первого тома «Войны и мира» оно упоминается из уст Василия Курагина: «Что делать? Лафатер сказал бы, что у меня шишки родительской любви». Однако такие исследователи, как И. В. Страхов , Н. К. Гудзий считают, что «нет оснований предполагать, что Толстой мог читать монументальный труд Лафатера по физиономике на- немецком или на французском языке. Этого редкого и дорого стоившего труда мы не находим, кстати говоря, в яснополян-ской библиотеке» . ТемчНе менее лафатеровская теория была, безусловно, известна писателю, и он действительно интересовался вопросами физиономики. Подтверждение этому мы находим в дневниковой записи Л. Н. Толстого от 9 июня 1856-го года: «Для меня важный физиономический признак — спина и главное, связь ее с шеей; нигде столько не увидишь неуверенности в себе и подделку чувства»

Так и в романе «Анна Каренина», рисуя своих героев в той или иной ситуации, писатель непременно наделяет их такой художественной деталью, которая отражает внутренний мир. Назовем эту особенность повествовательной структуры романа приемом изображения внешних проявлений внутренней жнз ни героев, к которым относятся жесты, мимика, специфика речи, физиологические изменения. Причем нужно иметь в виду, что это; индивидуализированные проявления. Думается, что такой: прием психологического изображения позволяет читателю и взглянуть на героя, словно на реального человека, и прочувствовать его эмоциональное состояние, а также уловить отношение автора к происходящему.

Похожие диссертации на Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина"