Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реальный факт и художественный вымысел в творчестве И. А. Бунина (На материале рассказов и повестей "Деревня" и "Суходол") Смелковская Марина Юрьевна

Реальный факт и художественный вымысел в творчестве И. А. Бунина (На материале рассказов и повестей "Деревня" и "Суходол")
<
Реальный факт и художественный вымысел в творчестве И. А. Бунина (На материале рассказов и повестей "Деревня" и "Суходол") Реальный факт и художественный вымысел в творчестве И. А. Бунина (На материале рассказов и повестей "Деревня" и "Суходол") Реальный факт и художественный вымысел в творчестве И. А. Бунина (На материале рассказов и повестей "Деревня" и "Суходол") Реальный факт и художественный вымысел в творчестве И. А. Бунина (На материале рассказов и повестей "Деревня" и "Суходол") Реальный факт и художественный вымысел в творчестве И. А. Бунина (На материале рассказов и повестей "Деревня" и "Суходол") Реальный факт и художественный вымысел в творчестве И. А. Бунина (На материале рассказов и повестей "Деревня" и "Суходол") Реальный факт и художественный вымысел в творчестве И. А. Бунина (На материале рассказов и повестей "Деревня" и "Суходол") Реальный факт и художественный вымысел в творчестве И. А. Бунина (На материале рассказов и повестей "Деревня" и "Суходол") Реальный факт и художественный вымысел в творчестве И. А. Бунина (На материале рассказов и повестей "Деревня" и "Суходол") Реальный факт и художественный вымысел в творчестве И. А. Бунина (На материале рассказов и повестей "Деревня" и "Суходол") Реальный факт и художественный вымысел в творчестве И. А. Бунина (На материале рассказов и повестей "Деревня" и "Суходол") Реальный факт и художественный вымысел в творчестве И. А. Бунина (На материале рассказов и повестей "Деревня" и "Суходол")
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смелковская Марина Юрьевна. Реальный факт и художественный вымысел в творчестве И. А. Бунина (На материале рассказов и повестей "Деревня" и "Суходол") : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Елец, 2003 189 c. РГБ ОД, 61:04-10/1649

Содержание к диссертации

Введение

I. Глава первая Художественная трансформация реальных фактов в сюжетах произведений И.А.Бунина . С. 18

II. Глава вторая От прототипа к русскому национальному характеру: диалектика художественного воплощения . С.83

III. Заключение с.162

Библиография с. 167

Введение к работе

Начиная с 60-х годов, когда творчество И.А.Бунина вернулось на историческую родину, интерес к нему не ослабевает. Его произведения продолжают волновать читателя своим огромным интеллектуальным богатством и высокими художественными достоинствами. Однако несмотря на то, что бунинскому наследию в нашем литературоведении уделяется должное внимание и многие его стороны серьёзно исследованы, становится ясно, что потребуются ещё десятилетия, чтобы до конца постичь мир многогранного творчества самобытного русского писателя.

И.А.Бунин является не просто продолжателем традиций русского реализма, он создатель новой реалистической системы, так как темы, свойственные реалистам, решались им на другом художественном и философском уровне, вобрали в себя многие открытия литературного авангарда.

И.А.Бунину удалось выразить самосознание нации и обозначить ведущее направление общественного развития народа, с большой художественной силой воплотить типические черты русского национального характера. Только к концу XX века наступила пора осмысления бунинского творчества, появились предпосылки к тому, чтобы понять и оценить вклад писателя не только в отечественную, но и в мировую культуру, осознать истинную ценность художественных открытий Бунина.

Долгое время писателя традиционно характеризовали как мастера художественного стиля, воспевающего природу, радость жизни, счастье и драму любви. И действительно, творчество последнего классика русской литературы поражает широтой и содержательностью общекультурного фона его творений. Однако основным вкладом Бунина в мировую и отечественную культуру явилось художественное воплощение «в конкретных проявлениях... характера нации...», изображение «очень верное и очень глубокое, подводящее нас вплотную к загадке русской души». (141.с. 157)

Бунину удалось раскрыть для мира образ русского человека, Россию и показать её мелкопоместные дворянские усадьбы, деревни, населённые бывшими крепостными, уездные города с древней, почти сказочной историей. Главной темой для него оставалось духовное бытие российской действительности, противоречия русской души. Постоянное соотнесение конкретного с общечеловеческим, универсальным в целях воплощения мира как целого является одной из важнейших особенностей его творчества.

Будучи в эмиграции, Бунин продолжал создавать неповторимый художественный образ России, которую он знал, любил, помнил, вкладывая в этот образ глубочайший философский смысл. В глубинных пластах исторического времени, в «праросеианстве» он искал ответы на вечные вопросы о смысле русской истории, пытаясь разгадать непостижимую тайну русской души.

Творчество Бунина глубоко национально и не подвергается разрушительному действию времени, так как основано на добротном бытовом и историческом материале.

Воплощение России, национального характера осуществлялось Буниным на основе глубокого знания действительности и огромного личного опыта общения с людьми. Его произведения отличает поразительная лаконичность, особая семантическая «плотность», смысловая «спресованность» художественной детали, способной вместить в себя и раскрыть драматизм человеческого существования. Примечательной особенностью бунинской манеры письма был принцип строгого отбора и художественного преобразования реального жизненного материала: его привлекали типические явления действительности, именно те факты, в которых особенно ярко высвечивалась самоценность каждой человеческой личности и каждого мгновения бытия.

Писатель отличался феноменальной памятью, десятилетиями хранившей впечатления детства и отрочества, юности и зрелости, и считал её единственным средством, способным запечатлеть уходящее время, то есть дать ему «вечную жизнь». И всё это богатство фактов и событий, переживаний и знаний в преображенном творческой фантазией виде предстало в его гениальных произведениях. Бунину ^наблюдателю удалось уловить то конкретное, что необходимо для обобщенного художественного воссоздания человеческой индивидуальности.

Загадка сложного пути от конкретного факта к обобщённому художественному образу трудно постижима. И всё же попытка проникнуть в творческую лабораторию писателя может дать исследователю хотя бы относительное знание потаённых секретов его мастерства.

Проблема соотношения реальных фактов и их художественной трансформации в сюжетах и образах бунинских произведений рассматривается в нашем исследовании комплексно, с учётом вопросов, связанных с анализом структурных взаимоотношений автора и героя-повествователя, с определением путей и способов художественной типизации.

Присутствие действительных фактов и автобиографических черт в прозе Бунина не вызывает сомнения, что неоднократно отмечалось в современном буниноведении. Но пока ещё не до конца изученным остаётся «механизм» художественной перекодировки событий, фактов, прототипов в сюжеты и образы бунинских произведений. Сам Бунин настаивал на том, что в своих произведениях он всё выдумывал. На самом же деле сюжеты и образы многих его творений имеют реальную основу, которая дала толчок художественному вымыслу, позволившему выстроить сюжет, создать фон, столкнуть героев в сложных взаимоотношениях и конфликтах, обобщить все данные с учётом личного жизненного опыта и в результате создать единое художественное целое: рассказ, повесть, поэму, роман.

Как правило, от реальных событий писателя должно отделять временное расстояние, которое позволяет ещё ярче представить воскресшие переживания и ощущения, происходившие в прошлом. При этом автор учитывает политические и культурные события страны, позволившие оценить воспоминания с позиции сегодняшнего дня. Бунину удалось воссоздать национально исторический пласт жизни страны, а также глубоко индивидуальные общечеловеческие образы.

Известно, что в художественном образе неразрывно слиты объективно-познавательное и субъективно-творческое начала. Традиционно специфика образа определяется по отношению к двум сферам: реальной действительности и процессу мышления. Как отражение действительности, образ в той или иной степени наделён чувственной достоверностью, пространственно-временной протяжённостью, предметной законченностью, самодостаточностью и другими свойствами единичного, реально бытующего объекта, он ограничен рамкой условности, отделён ею от окружающей действительности и принадлежит внутреннему миру произведения. Он не просто отражает, но обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем, случайном - сущностное, неизменно пребывающее, вечное. Бунин не стремился в своих произведениях решить социальные проблемы, в его творчестве нет ярко выраженного классового противостояния, однако созданные им образы историчны и философичны.

Источник многозначности художественного образа у Бунина заключён в характере самого синтеза жизненных явлений, человеческого опыта, которые в нём воплощены, а также и в эмоциональном отношении к действительности.

В буниннских образах концентрируется творческое преображение реального материала, а так же синтезировано и свойственное началу века отдаление человека от природы, и неотъемлемая черта русского характера -желание уйти от духовной бедности. В работе над образом писатель использует новаторские формы психологизма и создаёт как бы новую разновидность памяти - «художественную». Переход чувственного отражения в мыслительное обобщение и далее в вымышленную действительность и её чувственное воплощение - такова внутренне подвижная сущность бунинского образа в его двусторонней обращённости от реального к идеальному и от идеального к реальному.

Цель создания образа - преобразить вещь, превратить её в нечто иное - сложное в простое, простое в сложное, но в любом случае достичь наивысшего смыслового напряжения между двумя полюсами, раскрыть взаимопроникновение самых различных планов бытия. Бунин, преодолевая конкретный материал, разворачивает в произведениях сущностные процессы жизни. Писатель не создаёт национальный идеал, но ему удаётся сформировать образьтосители национального характера, глубже проникнуть в дисгармонию действительности.

Поскольку человек существует не изолированно, писателю необходимо показать его во взаимодействии со всеми сторонами жизни в целом. В этом смысле образ является картиной человеческой жизни, индивидуализированной, обобщённой, созданной при помощи вымысла, в центре которой стоит человек. Поэтому созданным Буниным образам свойственней широкий диапазон авторских эстетических оценок и мотиваций характеров.

Образ - это живой и целостностный организм, способный к истинному отражению бытия, тогда как типичный образ представляет собой высшую ступень образа характерного. Типическое - это наиболее вероятное, так сказать, образцовое для определённой эпохи. Изображение его было одной из главных целей, равно как и достижений, реалистической литературы X ИХ века.

Художественный образ всегда несёт в себе обобщение, которое в творческой практике принимает разные формы, окрашенные авторскими эмоциями и оценками. Типизация - это отбор определённых сторон жизненных явлений и их подчёркивания, гиперболизации в художественном изображении. Именно для раскрытия тех или иных свойств, представляющихся писателю существенными, нужны вымысел, фантазия, претворение жизненного материала в художественный мир со своими законами. Об этом претворении убедительно свидетельствует творческая история многих произведений, в том числе и бунинских, в основе которых обнаруживаются какие-то конкретные события и прототипы. Право на вымысел, на отход от первичной реальности дорого для художника, так как оно даёт свободу самовыражения, мысленного пересоздания действительности. Литературу вымысла обогащает взаимодействие с мемуарами, дневниками, путевыми заметками. Именно здесь писатель находит новые характеры, сюжеты, которые обновляют жанровую традицию.

Что касается Бунина, то он всю жизнь вёл дневник, писал воспоминания и путевые заметки, заносил факты в записные книжки. Потом все эти запасники пережитого и увиденного неоднократно использовались им как источники сюжетов, конфликтов, образов. Эти записи он ценил настолько высоко, что дневник, например, считал главным жанром, которому принадлежит будущее. Более того, он говорил, что каждая записанная в дневнике мелочь может с течением времени обрести чуть ли не эпохальное значение. На этот счёт он выразился так: «Надо, кроме наблюдений о жизни, записывать цвет листьев, воспоминание о какой-то полевой станции, где был в детстве, пришедший в голову рассказ, стихи... Такой дневник есть нечто вечное»( 12I.e. 115). Собственные дневники были для Бунина нескончаемым источником творчества.

На конкретной жизненной основе И.А.Бунину удалось создать живую и движущуюся картину общества, точно, глубоко и многосторонне проанализировать внутренний мир человека с помощью мира «внешнего», раскрыть неповторимость индивидуального отношения к миру. В его произведениях перед читателем проходит целая вереница русских людей -нищих, купцов, юродивых, разорившихся помещиков, студентов, художников, простых крестьян. Все они вместе взятые являют миру тот воплощённый «артистическим талантом» писателя русский характер, который был отмечен в реляции о присуждении Бунину Нобелевской премии.

Создание типических образов - сложный творческий процесс, названный термином «типизация». В реальной действительности индивид несёт в себе случайные, «нетипичные» черты. Между тем в произведениях Бунина воссозданы типичные индивидуальности, каждое существенное проявление которых по-своему «закономерно», с наибольшей вероятностью вытекает из данных своеобразных обстоятельств. Происходит творческое соединение, синтезирование в одном человеческом образе типичных черт, которые художник нашёл у разных реальных людей. Писатель как бы замыкает острые противоречия действительности в опыте одного героя, в особенностях его индивидуальной психологиии. Именно в типических характерах, в их взаимодействии, в их связи с обстоятельствами воплощается художественное познание конкретного соотношения личности и общества.

Справедливо замечает Л.В.Чернец: «У писателей с индивидуально-авторским типом художественного сознания единство произведения обеспечивается прежде всего авторским замыслом творческой концепции произведения; здесь и истоки самобытного стиля, то есть единства, гармонического соответствия друг другу всех сторон и приёмов изображения. Материалы творческой истории многих шедевров свидетельствуют, что рождение оригинальной концепции художественного целого сами писатели считают решающим моментом в создании произведения, хотя бы воплощение от замысла разделяли годы и даже десятилетия, в течение которых замысел неизбежно претерпевает изменения»(52.с. 173).

Знание творческой истории произведения является важнейшим критерием объективности прочтения и ориентиром во множестве толкований, которым произведение подвергается в процессе своего функционирования. Для творческой истории произведений реалистической литературы, в большей степени основывающихся на реальных фактах, жизненных наблюдениях писателей, очень важны данные о протосюжетах и прототипах героев. Необходимо знать те жизненные и литературные факты, которые имели непосредственное влияние на писателя и его произведение.

Трудно согласиться с А.Б.Есиным, который считает необязательным и нежелательным установление реальных жизненных прототипов литературных персонажей, так как, по его мнению, это якобы «обедняет художественный образ, лишает его обобщающего содержания, упрощает представление о творческом процессе и вовсе не свидетельствует о реализме писателя»(72.с.38) На самом деле всё происходит как раз наоборот: изучение движения творческой мысли писателя от восприятия единичных фактов к художественным обобщениям даёт возможность понять исключительную сложность творческого процесса, убедиться в его реальной основе и приоткрыть секрет превращения реального прототипа в художественный образ, имеющий глубокое обобщающее содержание.

Изучение творчества Бунина имеет многолетнюю историю. По известным причинам наследие писателя-эмигранта почти полстолетия было нежелательным объектом исследования. Лишь в 50-е годы в потоке возвращенной к читателю изгнанной и задержанной литературы вернулось к нам и творчество Бунина. Но вернулось, к сожалению, не полностью: по цензурным и идеологическим соображениям оставались скрытыми от читателя и исследователей дневники и воспоминания писателя, тексты его публичных выступлений, очерки «Окаянные дни» и «Под серпом и молотом». По этой причине литературоведы не могли представить общую картину творчества великого писателя и дать ему объективную оценку.

60е и 70е годы были в нашем буниноведении периодом накопления фактов и общих оценок: изучение биографии писателя, обзоры его творчества, общий анализ отдельных произведений (работы А.Бабореко (22), О.Михайлова(147), Т.Бонами (34), Н.Кучеровский (128) и др.).

В 80е и 90е годы делаются попытки обобщить накопленный материал и обратиться к кардинальным проблемам творчества писателя: бунинская концепция человека (В.Линков) (133), проблема национального в прозе Бунина (Н.П.Пращерук) (175), новаторский характер его реализма (Ю.Мальцев( 141), Л.Колобаева (104)), философская концепция времени и пространства в его творчестве (Л.Крутикова (117), Ю.Мальцев(141), Л.Смирнова (197) и др.); Бунин и православие (Г.Климова (95) и др.).

В последнее десятилетие в орбиту исследовательских интересов постепенно включается вопрос об истоках сюжетов и образов бунинских произведений. В этом отношении значительный вклад в буниноведение внёс коллектив исследователей Елецкого государственного университета имени И.А.Бунина. Учёными вуза, земляками писателя, накоплен ценный краеведческий материал, проясняющий фактическую и конкретно-историческую основу творчества Бунина. Начиная с 60х годов, в регионе Ельца и прилегающих к нему районов проводились тщательные поиски следов жизни и творчества великого писателя, запечатленных в памяти старожилов, современников Бунина, в сохранившихся материальных ценностях, как-то связанных со знаменитым земляком. Краеведческие разыскания и находки уточняют факты биографии писателя, способствуют выявлению прототипов и протосюжетов бунинских произведений.

Краеведческие материалы в разные годы обобщались в научных статьях. В 1995 году появилась работа С.В.Красновой «...День мой догорел, но след мой в мире есть».(113) Автор статьи, побывавший в 1965 году в бунинских местах Измалковского района, расположенных в 40 километрах от Ельца, записала беседу с В.Д. Бекетовым, жителем деревни Осиновки, который был в приятельских отношениях с Буниным («хлеб-соль водили.. .иногда и чай пивали вместе» (113.с. 166). Он и другие старожилы деревни, С.А.Щедров и И.П.Полковых, дали очень доброжелательную оценку Бунину как человеку и сообщили важные детали, связанные с его творчеством: его интерес к местному фольклору, народным обычаям и др.

Обращение к краеведческому материалу способствует установлению фактов, лежащих в основе художественной типизации. Так, крестьянин Глотова Дёмкин, внук бунинского героя Таганка, сообщил ряд деталей из жизни прототипа. О Таганке дали ценные сведения и жители деревни Глотово. А крестьянин С.А.Щедров рассказал о Бородуле из рассказа Бунина «Последняя весна», о его характере и о том, как , с его точки зрения, писатель немного его «приукрасил».

В работе С.В.Красновой подтверждается и топографическая подлинность бунинских пейзажеа в окрестностях Глотова, Скородного, Колонтаевки, Крестов, Измалкова, Предтечева, Ефремова и других реальных мест.

О специфике бунинских пейзажей, их узнаваемости и конкретной топографической привязанности к местам детства и юности в Озерках, Глотово, Ефремове, Огнёвке, Каменке, о подлинных деталях расположения Озёрской усадьбы, сада, дома, отражённых в творчестве Бунина, говорится в статьях Л.И.Зверевой.(76),(80)

Художественное воплощение города Ельца в бунинском дискурсе рассматривается в работах Г.П.Климовой (100), в которых анализируются пространственные реалии хронотопа, детали елецкого пейзажа. Интересные наблюдения, характеризующие поэтику воплощения Ельца, содержатся также в работах Л.И.Зверевой, Н.Г Бочаевой, Н.А.Трубициной.(81),(82)

Создание образа Украины в бунинском дискурсе, художественная трансформация жизненных впечатлений, полученных во время плаваний писателя по Днепру и пеших хождений по местам «Слова о полку Игореве», отражено в статьях Л.Н.Юрченко (234), Л.А.Бурчак, Н.К.Островской (48), Л.И.Зверевой (79), СБ. Меренковой (145).

Вопрос о том, как Бунин в своих произведениях использовал материалы фольклора елецкой округи рассматривается в работах Н.АЛистяковой (225), С.А.Сионовой, (186),(187). Факты из истории взаимоотношений писателя с поэтами и прозаиками-современниками раскрыты в работах А.А.Дякиной (70),(71).

Нет сомнения в том, что краеведческий материал, введённый в научный оборот, сыграл большую положительную роль в прояснении источников, сюжетов и образов бунинских произведений. И всё же следует отметить, что авторы рассмотренных выше работ имели свою научную задачу: собирание и научное осмысление фактического материала. Однако способы художественной его трансформации, поэтика воплощения эмпирического материала в творческом процессе не были предметом специального исследования.

Значительное приближение к теме настоящей диссертации находим в подробных комментариях А.К.Бабореко в 6-томном издании произведений Бунина.(І) Автор комментариев сообщает о прототипах героев и об источниках сюжетов некоторых произведений Бунина. Однако в комментариях опять же лишь попутно говорится о роли творческой фантазии писателя, преобразующего фактический материал в художественный образ.

Интересный подход к исследуемой нами проблеме обозначен в работе Н.Г.Крюковой «Дневники И.А.Бунина в контексте жизни и творчества И.А.Бунина»(120). Однако здесь обнаруживается преимущественно констатация наличия того или иного события в создании конкретного художественного произведения. Вместе с тем следует отметить попытки проникновения в творческую лабораторию писателя. Однако главной задачей Н.Г.Крюковой был всё же анализ дневникового дискурса, а не художественных произведений Бунина.

Таким образом, несмотря на то, что научная буниниана в настоящее время представляет собой солидный корпус исследовательских работ, проблема воплрщения реального факта в художественной системе Бунина пока только поставлена на повестку дня.

Этим и определяется актуальность диссертационного исследования, представляющего собой попытку целостной интерпретации творчества Бунина с учётом его реальных жизненных источников.

Цель диссертации: выявить реальные факты, положенные в основу сюжетов и образов произведений Бунина, проследить их художественную трансформацию в творческом процессе и определить эстетический результат обращения писателя к реальным жизненным впечатлениям.

В диссертации решаются следующие задачи:

Выявить типологические связи жизненных и литературных фактов в рассказах и повестях Бунина, установить характер использования прототипов и протосюжетов в процессе создания художественных образов и характеров.

Рассмотреть формы художественного освоения Буниным фактического материала в его сочетании с художественным вымыслом в процессе формирования сюжетной структуры произведений.

Определить художественный результат обращения Бунина к реальным жизненным впечатлениям: расширение историко-культурного фона творчества, обогащение художественной системы писателя, создание типического народного характера.

4. Проследить наиболее значимые элементы художественной формы, определяющие масштаб видения, тон и пластический стиль изображения: соотношение реального и художественного хронотопа, мотив, своеобразный параллелизм сопоставляемых явлений. Научная новизна исследования. При наличии значительного количества литературы о творчестве Бунина пока ещё нет специального исследования, в котором соотношение действительного факта и художественного вымысла рассматривалось бы как важнейший элемент его художественной системы. Новизна настоящего исследования состоит в выявлении реальных источников бунинских произведений, систематизации этих источников и выяснении способов художественного воплощения эмпирического материала в рассказах и повестях «Деревня» и «Суходол».

Теоретическая значимость работы усматривается в её связи с теоретической проблемой художественной типизации. Изучение путей творческого замысла от конкретного восприятия к эстетическому осмыслению и художественному обобщению даёт возможность проникнуть в творческую лабораторию автора, выявить специфику его литературного труда, определить особенности его индивидуального стиля и проследить движение от конкретного факта к типическому образу.

Методологической основой диссертационного исследования послужил комплекс литературоведческих принципов, разработанных отечественными учёными: М.М.Бахтиным, В.Е.Хализевым, М.Б.Храпченко, Л.И.Тимофеевым, Б.О.Корманом, В.И.Тюпой, С.И.Кормиловым, А.Б.Есиным.

При выборе комплексного подхода к вопросу «реальный факт и художественный вымысел в творчестве Бунина» мы учитывали данные исследований буниноведов: А.К.Бабореко, Т.М.Бонами, Л.И.Зверевой, Г.П.Климовой, Л.В.Крутиковой, Н.В.Пращерук, Г.С.Спивак, Л.А.Смирновой,

Ю.М.Мальцева, Г.М.Благасовой и др. В ходе исследования мы опирались на опыт изучения творчества Бунина коллективом кафедры историко-культурного наследия Елецкого государственного университета имени И.А.Бунина.

Методы исследования базируются на задачах целостного анализа произведений с использованием сравнительно исторического, историко-биографического, сравнительно-типологического и интерпретационного методов.

Объектом изучения послужила проза Бунина, а именно рассказы разных лет и повести «Деревня» и «Суходол». В качестве основных источников , кроме художественных произведений писателя, используются дневники И. А. Бунина и В.Н.Муромцевой-Буниной, а также воспоминания Е.А.Бунина, Н.А.Пушешникова, Г.Н.Кузнецовой, А.В.Бахраха, И.Г.Одоевцевой, В.Н.Муромцевой-Буниной, Т.Д. Муравьёвой-Логиновой. Привлекается переписка писателя. -Практическое значение работы состоит в возможности использования основных её положений в вузовских курсах, спецкурсах и спецсеминарах по истории русской литературы, при написании дипломных и курсовых работ, а также при изучении творчества И.А.Бунина в общеобразовательной школе (в классах с гуманитарным уклоном).

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на региональной научно ^фактической конференции «Проблемы формирования политической культуры в Центрально-Чернозёмном регионе»(Старый Оскол, 2002г.); на научно-теоретическом семинаре в рамках кафедры социально гуманитарных дисциплин «Современные проблемы наук социально-гуманитарной направленности» (Старый Оскол, 2003); на Международной научной конференции, посвященной 70-летию со дня присуждения И.А.Бунину Нобелевской премиии и 50-летию со дня смерти писателя (Белгород, 2003г.); на Международной научной конференции, посвященной 70-летию вручения Нобелевской премии и 50-летию со дня смерти писателя (Елец, 2003). Содержание глав работы изложено в пяти публикациях.

Полный текст исследования обсуждался на заседании кафедры историко-культурного наследия Елецкого государственного университета имени И.А.Бунина.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Характер исследуемого материала определил её композицию, деление на главы. В первой главе рассматривается механизм художественной трансформации подлинных жизненных фактов в сюжеты рассказов И.А.Бунина. Вторая глава посвящена изучению путей художественного обобщения от прототипа - к типическому русскому национальному характеру. Материал диссертации изложен на 166 страницах. Библиография включает 242 источника.

Художественная трансформация реальных фактов в сюжетах произведений И.А.Бунина

Одной из важнейших особенностей литературного творчества является художественный вымысел, связанный со способностью представить, вообразить то, что могло бы быть в действительности. Писатель не всегда встречает в жизни человека, воплощающего черты времени, или ситуацию, в которой может проявиться характер его героя. Однако, основываясь на своем жизненном опыте, он может представить себе такого человека или вообразить такие обстоятельства, в которых герой мог бы оказаться. Отражение явлений жизни он всегда соотносит со своими представлениями о ней, как бы дополняя реальное, улавливая его потенциальные возможности. Поэтому, даже обращаясь к тому, что действительно было в жизни, писатель повествует о нем, как о том, что могло бы быть в ней, а не просто было. Художественный вымысел есть необходимая черта художественного изображения жизни.

Определение границы вымысла восходит к проблеме соотношения искусства и действительности. Вымысел как метод оказывается относящимся к любому виду человеческого творчества, как в искусстве, так и в науке. И если его границы определить практически невозможно, потому что в идеале они равны самой действительности, то его место в творческом процессе следует понимать как звено между действительностью и ее выражением, причем звено и неизбежное, и единственное.

Приступая к творческому созданию, писатель из непосредственно данных реальных фактов выделяет существенное, воображает его себе во всей яркости и рассказывает о нем так, чтобы оно представилось читателю конкретным жизненным фактом. С одной стороны, этого в действительности вроде бы и не существовало, а с другой стороны, этот творчески воссозданный факт вызывает у читателя представление о породившей его обстановке более отчетливо, чем конкретный имевший место в действительности: «Без этой творческой работы воображения художника не могло бы произойти такого сплава индивидуального и обобщенного, без которого нет образа. На основе своего знания и понимания жизни художник воображает такие жизненные факты, по которым лучше всего судить об изображаемой им жизни»(211.с.46).

Именно дар художественного воображения позволяет писателю превратить свои наблюдения и обобщения в образы, волнующие читателя жизненной убедительностью.

Вымысел художника не произволен, он подсказан ему его жизненным опытом. И чем крупнее, талантливее художник, чем шире и глубже его знание людей, событий, тем ярче и ближе к жизни его вымысел, тем правдивее его образы. Можно согласиться с оговоркой исследователя, отметившего: «При этом отказ от вымысла во имя следования правде факта, в ряде случаев оправданный и плодотворный, вряд ли может стать магистралью художественного творчества: без опоры на вымышленные образы искусство и, в частности, литература непредставимы».(219.с.93-94) Благодаря художественному вымыслу автор обобщает факты реальности и воплощает свои убеждения и взгляды на жизнь.

Бунин, как всякий художник, прибегал к художественному вымыслу. Однако в его творчестве вымысел, как правило, опирался не только на жизненный опыт писателя, но и на подлинные факты, свидетелем которых он был. Значительную роль в конструировании сюжетов произведений и создании художественных образов у Бунина играют прототипы: знакомые писателю люди, мелькнувшие в толпе характерные лица, личности, произведшие на него сильное впечатление, рассказы друзей об интересных человеческих типах.

Значительная часть материалов о людях и событиях нашла отражение в дневниках, письмах и воспоминаниях писателя, его жены Веры Николаевны Муромцевой-Буниной и близко знавших его друзей. Но самым неисчерпаемым источником творчества писателя была его память, в которой Бунин до конца своих дней хранил огромный запас впечатлений, знания людей, событий, конфликтов. Сопоставление дневниковых записей, использованных писателем в процессе творчества, с конечным результатом этого процесса - с рассказами, повестями, романом - позволяет понять диалектику художественного мышления автора, идущего от действительного факта через его трансформацию с использованием вымысла к художественному обобщению и типизации.

Наиболее ярко этот процесс можно проследить в таких произведениях И.А.Бунина, как «Казимир Станиславович»(1916) и «Ахмат»(1946). Оба произведения созданы на основе дневниковых записей, но в разный промежуток времени. Если первый рассказ был создан через два года, то создание рассказа «Ахмат» отделяет от дневниковой записи тридцать лет.

Запись в дневнике Бунина от 28 июля 1914 года: «Написать рассказ «Неизвестный». -Неизвестный выехал из Киева 18 марта в 1 час 55 дня ...» Далее идет краткое изложение и зрительных впечатлений, и сюжета: «Цилиндр, крашенные бакенбарды, грязный бумажный воротничок, расчищенные грубые ботинки. Остановился в Москве в «Столице». На другой день совсем тепло, лето. В 5 ч. ушел на свадьбу своей дочери в маленькую церковь на Молчановке. (Ни она и никто в церкви не знал, что он ее отец и что он тут). В номере у себя весь вечер плакал -лакей видел в замочную скважину. От слез облезла краска с бакенбард ...»(1.с.353-354)

От прототипа к русскому национальному характеру: диалектика художественного воплощения

Образное отражение и художественное моделирование действительности является основным в художественном творчестве. Художественный образ есть конкретно-чувственная форма воспроизведения и преобразования действительности. Образ передаёт реальность и в то же время заключает в себе новый вымышленный мир, который воспринимается как существующий на самом деле. Он непрестанно развивается и обогащается, вбирая в себя и обобщая огромное разнообразие явлений действительности, стремлений, эмоций человека, его представлений о мире, его общественные и эстетические идеалы, концентрирует в себе огромный духовный опыт людей.

Образ - основное понятие теории литературы, определяющее природу, форму и функцию художественно-литературного творчества. «Художественный образ - категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности»(237). В центре образа стоит изображение человеческой жизни, показываемой в предельно индивидуализированной форме, но в то же время несущей в себе обобщённое начало, позволяющее читателю угадывать за ним те закономерности жизненного процесса, которые формируют людей именно такого типа. Чтобы образ индивидуального человека приобретал обобщённый характер, в его создании принимает участие художественный вымысел. Писатель отбрасывает случайные подробности, добавляет черты, проясняющие то, что он считает важным, и в результате вымысел усиливает обобщённое значение образа, которое неотделимо от представления писателя об идеале, помогает утверждению этого идеала или противоречит ему.

Следует обратить внимание ещё на одну особенность художественного образа, который, по словам М.Б. Храпченко, «воплощая жизненную, психологическую правду, выражает также и восприятие её в определённом эмоциональном освещении. Важной чертой художественного образа является своеобразный эмоциональный коэффициент, эмоциональный ракурс раскрытия явлений человеческой жизни. Сливаясь с характерными свойствами объекта творчества, эмоциональный коэффициент делает их более рельефными и впечатляющими»(221).

Следует заметить, что при трансформации фактов в сознании писателя происходит определённое их изменение. Факт преображается сначала в памяти, затем, соединяясь с художественным вымыслом в творчестве, приобретает «статус вечности». Писателю необходима дистанция места и времени для создания материи прозы, так как современная реальность скрывает истину бытия. Память, являясь «субстратом творчества», носит эстетический характер.

Тематически произведения Бунина распадаются на две сферы его художественных влечений: цикл «деревенский», включая дворянские усадьбы, и произведения на «вечные» темы - о любви, красоте, природе. Подобное разграничение условно, так как обе названные сферы пересекаются, проникают друг в друга и объединяются интересом писателя к вечным загадкам общечеловеческого существования.

Творчество И.А.Бунина носит философско - созерцательный характер. Свойства сложной, противоречивой связи явлений выразительно выступают в освещении художником того мира, в котором живёт человек, в воплощении динамики процессов действительности, привлекавших неизменное внимание писателя. Он пытается разгадать «великие тайны жизни», тайны русского национального характера, который, по его мнению, наиболее ярко проявляет себя в любви. И сама любовь у него является одной из таких тайн. По мнению Бунина, любовь - чувство загадочное и необъяснимое. Она катастрофична, так как совершенно не укладывается в рамки обыденности и граничит с безумием.

Анализируя особенности творчества Бунина, можно увидеть, какого рода субъективность имеет место в его произведениях. Писатель выражает прежде всего свой личный опыт, который представляется ему более значимым и который благодаря силе художественного выражения таковым и становится. Герои произведений Бунина сохраняют свою яркую неповторимую индивидуальность и при этом дают представление о душевном состоянии, о внутренней жизни целого ряда людей. Чётко просматривается «диалектика частного - общего», когда герои и ситуации глубоко индивидуальны и в то же время типичны.

И.А.Бунин пережил в ранней молодости полное счастья и боли чувство первой любви, которое послужило неистощимым источником для создания образов героев, жизнь которых озарена этим чувством.Писатель _ пытался разгадать тайны магического очарования женщины, которое заставляет мужчину совершать невероятные поступки.

В произведениях 1910х годов встречаются слегка обозначенные силуэты женских характеров: Оля Мещерская в «Лёгком дыхании», Л ушка в «Грамматике любви», Аглая из одноимённого рассказа. В произведениях 20х годов женские характеры представлены более ярко в повестях «Дело корнета Елагина» и «Митина любовь». Повесть «Митина любовь» (1924) представляет собой важный этап в творчестве Бунина. Это повесть о муках, трагедии, обожании и счастье, одним словом, о природе любви.

Похожие диссертации на Реальный факт и художественный вымысел в творчестве И. А. Бунина (На материале рассказов и повестей "Деревня" и "Суходол")