Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роман Н. Е. Вирты "Одиночество": историко-литературный контекст и поэтика Костылева Светлана Юрьевна

Роман Н. Е. Вирты
<
Роман Н. Е. Вирты Роман Н. Е. Вирты Роман Н. Е. Вирты Роман Н. Е. Вирты Роман Н. Е. Вирты Роман Н. Е. Вирты Роман Н. Е. Вирты Роман Н. Е. Вирты Роман Н. Е. Вирты
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Костылева Светлана Юрьевна. Роман Н. Е. Вирты "Одиночество": историко-литературный контекст и поэтика : историко-литературный контекст и поэтика : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Тамбов, 2004 204 с. РГБ ОД, 61:05-10/165

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Роман «Одиночество» в историко-литературном и историческом контекстах: расстановка героев 15

Глава II. Жизнь текста и поэтическая структура романа «Одиночество» 79

Заключение , 149

Примечания 158

Библиография 163

Введение к работе

Сегодня в литературоведческой науке особенно пристальный взгляд обращен к писателям, в творчестве которых отразились важнейшие исторические события прошлого века, дух эпохи. События колоссального значения засвидетельствовала литература конца 1920-1930-х годов. Это время отличало становление новой литературы с ее поисками героя, обращенностью к великой и трагической эпохе. Среди других актуальной художественной задачей в этот период становится осмысление и воссоздание судьбы русского крестьянства. В первой трети XX века М. Горький, А. Толстой, И. Бунин, А. Чехов, А. Неверов, Вяч. Шишков, С. Сергеев-Ценский, А. Чапыгин, С. Есенин, С. Клычков, Л. Леонов, Вс. Иванов, А. Серафимович, А. Веселый, М. Шолохов избирают предметом своего художественного исследования крестьянство как главного производителя материальных благ, необходимых для всего общества, как основу многих социальных потрясений и, наконец, как конденсатора и охранителя русских национальных традиций, русской духовности.

В художественную летопись крестьянской жизни России внес свой вклад Николай Евгеньевич Вирта (1906-1976). В его романах о русском крестьянстве, созданных в переломные моменты развития нашей страны, бьется пульс нашей живой и трагической истории.

Н.Е. Вирта принадлежит к активным участникам литературного процесса в основном конца 1920-1970-х годов. В созданных им книгах отразился его бесценный опыт человека, гражданина и художника. Он честно свидетельствовал о том, что видел и чувствовал, поднимал в своей художественной прозе и драматургии экономические, социально-психологические, нравственные проблемы, которые сохранили актуальность и остроту до сих пор. Опираясь на опыт предшественников и современников, на собственные представления о крестьянском быте, нравах, обычаях, традициях, на знания

4 его нужд и поведения, Н.Е- Вирта к постижению судьбы крестьянства в новых исторических условиях шел через намеренно подчеркнутый художественный анализ противостояния крестьянства и власти, противоречивости крестьянского характера и в то же время приверженности человека-труженика к стабильному государству, традиционно существовавшему в России.

Материалом художественного исследования Н.Е. Вирта всегда избирал характер сильный, незаурядный, яркую личность, внутреннее содержание которой контаминирует основные национальные черты. Это пристрастие, бесспорно, отличительная черта творческой индивидуальности писателя.

Практически нет такого жанра, распространенного в литературе первых десятилетий советской власти, в разработке которого автор не проявил свою одаренность, не оставил заметного следа. Н.Е. Вирта известен как автор большой и малой эпической художественной прозы, драматургических произведений, театральных и кинематографических сценариев, либреттист, публицист и литературный критик. Однако лучшее, по признанию самого писателя, что удалось создать, — это романы «Одиночество» (1935), «Закономерность» (1937), «Вечерний звон» (1951). Объединенные одними героями, они составляют как бы трилогию. Уже на закате своей жизни художник признавался: «...я автор эпического склада творчества. Это во мне не истребимо - и, как в романах, так и в фильмах, эта эпичность присутствует в любом эпизоде и в любой главе (сценария, пьесы, романа)» [1].

Романы Н.Е. Вирты «Одиночество», «Закономерность», «Вечерний звон» в сущности посвящены одной главной теме - крестьянскому восстанию в Тамбовской губернии в 1919-1921 годах. Произведения объединены единым замыслом, общей темой судьбы русского крестьянства на протяжении более чем полстолетия, с конца XIX и до начала 30-х годов XX векси, Эта тема раскрыта на местном тамбовском материале, она и сделала Н.Е. Вирту замечательным писателем своего времени. Его романы во многом до-

5 кументальны, основаны на живом историческом материале. Изменения, произошедшие в деревне в результате реформы 1861 года, острая классовая битва, события гражданской войны, вошедшие в историю под названием «анто-новщины» и то, что произошло впоследствии, - хронологический диапазон романов Н.Е. Вирты.

Что касается главного творения Н.Е. Вирты, романа «Одиночество», то это самостоятельное и, так сказать, самодостаточное повествование, что, к слову сказать, осознавал и сам писатель. Успех его был обусловлен художественным синтезом исторической достоверности и психологической глубины, что позволяет говорить о произведении как о знаменательном явлении в советской прозе 1930-х годов. Роман при поддержке Всеволода Вишневского был напечатан в журнале, имевшем в середине 1930-х годов военно-патриотическую ориентацию, «Знамя» (1935, №10). И не случайно: события периода гражданской войны в тамбовской деревне действительно разворачивались по военно-патриотической схеме..

Роман «Одиночество» принес писателю невероятную известность. Только в одном 1936 году произведение издавалось более 20 раз, позже оно было переведено на многие языки мира и союзных республик. Автор был отмечен самыми высокими Государственными наградами, среди них Орден Ленина. В 1930-е же годы молодой писатель переработал роман в пьесу «Земля», которая с неизменным успехом многие годы шла на сцене МХАТ в постановке В.И. Немировича-Данченко. Т.Н. Хренников написал оперу «В бурю», в основу которой легло либретто Н.Е. Вирты. По его же сценарию снят фильм «Одиночество» (1952), в нем снимались лучшие актеры тех лет.

Отношение же критики к роману, представленное в основном журнальными и газетными рецензиями и обзорами, в первые годы выхода романа и в последующее время было неоднозначно: наряду с обстоятельными характеристиками произведения, появлялись разгромные отклики, большая часть ко- торых напоминала скорее политические обвинения. Главной мишенью нападок был герой романа Петр Сторожев, враг революции, но человек смелый, целеустремленный, не лишенный обаяния. Запоминающимся своим ярким и бескомпромиссным характером был и Александр Степанович Антонов. Многих критиков эти герои откровенно раздражали [2],

В прижизненном литературоведении предпринимались попытки рассмотреть роман «Одиночество» в сопряжении с «Тихим Доном» МА. Шолохова, однако это сравнение заканчивалось лишь констатацией сходных черт в портретах Петра Сторожева и Григория Мелехова [3]. В кандидатской диссертации А. К. Морье «Революционные процессы в деревне в изображении русской советской прозы 20-30-х годов» (М., 1973) роман несправедливо рассматривался в рамках вульгарно-социологического метода. На страницах этой работы трактовка художественных образов Петра Сторожева и Александра Антонова не выдерживает никакой критики и скорее именно она, эта трактовка, а не художественный метод Вирты, является образцом вульгарно-социологического подхода к явлениям искусства.

При всем интересе критики к прозе и драматургии художника, следует признать, что его творчество в научном плане по сути не освещено: нет ни одной монографии, в диссертационном зале РГБ, комплектуемого с 1944 года, исследований,посвященных творчеству Н.Е. Вирты, нет.

В фундаментальных работах по истории советской литературы о советской исторической и крестьянской прозе Н.Е. Вирте уделяется явно недостаточное внимание: отмечается, но не раскрывается, его оригинальность в изображении психологии кулака в годы гражданской войны. В «Истории русского советского романа» «Одиночество» рассматривается в тесной связи со спецификой развития советского романа, его проблематикой и характерными явлениями и тенденциями советской литературы, обусловленными конкретно-исторической обстановкой [4].

7 В 1930-1970 годы критическая литература о Н.Е. Вирте состояла, главным образом, из поверхностных газетных и небольших журнальных статей, появлявшихся в связи с выходом в свет его произведений. Исключение составляет рецензия Н. Пасхина на «Одиночество», опубликованная в журнале «Что читать» {1939, №3. С.44-48.), в которой весьма основательно для небольшой работы дан разбор некоторых исторических фактов, использованных в романе, исследуется идейно-тематическое его содержание. Первое, что отмечает критик, это оригинальность темы: путь классового врага, изображение его психологии, его исторической обреченности. «П.И. Сторожев, - констатирует Н. Пасхин, — наиболее удачный, жизненный и правдивый образ классового врага в советской литературе» [5]. Автор рецензии прослеживает пути двух героев: Антонова и Сторожева и заключает: художественный домысел писателя, проведшего героев через ряд эпизодов, характеризующих трансформацию их внутреннего мира, вполне оправдан и объективно не противоречит историческому образу героев. Известный французский писатель Луи Арагон посвятил «Одиночеству» специальную статью в «Юманите», где говорил о неизбежности ухода партии эсеров с политической сцены, о неизбежности одиночества класса, выброшенного на обочину истории [6].

Е.Л. Соколовская в брошюре «Н. Вирта. «Одиночество». Материалы для работы с читателями» (М., 1941) сделала попытку обобщить ранний период творческой деятельности Н.Е. Вирты и проанализировала некоторые образы романа, однако в ряде мест характеристики суммарные и оценки, в основном, декларативные. Почти не затронуты особенности изображения в романе самого восстания, причин его возникновения и поражения.

А. Лейтис в обзорной статье «Одиночество», помещенной в «Литературном обозрении» (1936, №18.) провел схематичную сверку отдельного издания «Одиночества» с его первоначальным текстом, напечатанным в журнале. Критик отметил очищение текста от мелодраматических сюжетных

8 схем, от некоторых батальных эффектов, от нагромождения лишних слов и эпитетов, переработку ряда сюжетных эпизодов [7].

Пытаясь отойти от мелочей сюжета и разбора «стилистических шероховатостей» и проникая в глубину романа, почти все критики сходились в одном: основное достоинство «Одиночества» в его правдивости.

Оценивая критическую литературу о романе, можно сделать следующий вывод: так как эта литература очень малочисленна и представлена газетными и журнальными публикациями, говорить о какой-нибудь «истории изучения» романа не приходится. Рецензенты, как правило, выдвигают общие теоретические суждения, чаще всего ограничиваются декларативными заявлениями, не подкрепляя свои суждения конкретным анализом художественной структуры произведения. Многие трактовки даются с ориентацией только на марксистско-ленинские установки и партийные постановления.

Современный человек особенно нуждается в сохранении исторической памяти. В последнее десятилетие обнаруживается интерес к истории крестьянства той части России, которая обозначена как Центрально-Черноземный регион, к истории крестьянских войн, со времени заселения нашего края достигавших небывалого размаха и ожесточенности. Многочисленные крестьянские волнения XX века, сопровождавшиеся стихийными погромами помещичьих имений, со времени прихода советской власти, провозгласившей себя рабоче-крестьянской, переросли в крестьянскую войну под предводительством А.С. Антонова, известной под названиями «антоновский мятеж», «ан-тоновщина». В настоящее время рассекречены многие документы, которые позволяют исторической науке на новом этапе рассмотреть причины возникновения и поражения этой крестьянской войны, оценить действия обеих противостоящих сторон с точки зрения исторической целесообразности [8].

На эти и другие вопросы еще в тридцатые годы взял на себя смелость художественно ответить Н.Е. В и рта, рассматривая крестьянское восстание под предводительством А.С. Антонова не как отдельный эпизод внутренних противоречий, а как имманентную часть гражданской войны, и тем самым вписал свое эпическое повествование в общую картину художественного национального эпоса начала 1920-1930-х годов, периода, на который приходится расцвет русского исторического романа. Этим и обусловлена актуальность предпринятого диссертационного исследования.

Материалом диссертации стала изданная и неизданная проза писателя, его дневники и записные книжки, переписка, архивные материалы, статьи и рецензии о его произведениях, воспоминания М.Н. Тухачевского и других современников НЕ. Вирты, сборник «Крестьянское восстание в Тамбовской губернии в 1919-1921 гг. («Антоновщина»): Документы и материалы» (Тамбов, 1994).

Объектом научного осмысления в диссертации избрана художественная структура романа Н.Е.Вирты «Одиночество» в его взаимодействии с контекстом творчества писателя и взаимовлиянии с общенациональным историко-культурным и историко-литературным контекстом.

Предмет изучения — пути художественного воссоздания исторических реалий «исторически взбудораженной» крестьянской жизни и крестьянского характера на страницах романа Н.Е. Вирты «Одиночество». Совершенно очевидно, что в оценках литературы о советском крестьянстве нужны новые подходы, с учетом не только появившихся сегодня, ранее не известных исторических документов, но и новых историко-культурных взглядов на процессы становления обновленной нравственной, гражданственной, эстетической ментальности прозы первых десятилетий «железного» XX века. В соответствии с этими целями, имеющими общеконцептуальный характер, а также с опорой на реальную художественную, историко-литературную, историко-культурную значимость романа Н.Е. Вирты «Одиночество», его аккумулирующую роль в общем литературном процессе конца 1920-1930-х годов и социокультурном контексте среднерусской провинции, на территории которой разыгрывалась общенациональная трагедия, на страницах диссертации решаются следующие историко-литературные задачи: изучить литературный процесс 1920-1930-х годов и прежде всего «крестьянскую» составляющую, проанализировать роман Н.Е. Вирты «Одиночество» в контексте литературы этого периода о деревне, а также в аспекте «несвоевременных мыслей» М. Горького на страницах его работы «О русском крестьянстве»; проанализировать влияние на формирование творческого взгляда писателя и поэтическую структуру произведения тамбовского фольклора как главного стимулятора культурной эволюции в регионе; осмыслить эпическую структуру повествования романа; исследовать особенности художественного синтеза исторической достоверности и психологической глубины проникновения Н.Е. Вирты в характеры и мотивы поведения исторически «взбудораженного» человека; определить место в художественной характерологии писателя образов Петра Сторожева и Александра Антонова; изучить образную систему романа и проследить эволюцию в его структуре образа Земли; осмыслить и теоретически сформулировать тип романного жанра в «Одиночестве».

С целями и задачами связана методика исследования, в основе которой — синтез историко-литературного, сравнительно-исторического, текстологического, социологического, герменевтико-интерпретационного, историко-функционального и биографического методов и подходов. Теоретико-методологическая база исследования создавалась на основе фундаментальных трудов отечественных литературоведов по проблемам теории и истории литературы XX века.

Вопросы теории жанра и эпического повествования решаются с опорой на классические труды В.Г. Белинского, А.Н. Веселовского, М.М. Бахтина,

В.Я. Проппа, Л.Я. Гинзбург. Проблемы теории документальной и исторической художественной прозы освоены с помощью идей монографических трудов A.M. Абрамова, Г.И. Ломидзе, А.И. Овчаренко, Л.К. Оляндэр. В исследовании поэтики прозы ориентиром служили работы А.Ф. Лосева, Д.С. Лихачева, В.М. Жирмунского, Ю.Н. Тынянова.

В качестве источников фактического материала в диссертации использованы работы по истории восстания А.С. Антонова, сборник документов «Крестьянское восстание 1919-1921 гг. («Антоновщина»). (Тамбов, 1994), воспоминания М.Н. Тухачевского и других современников.

Учтен опыт работы над литературно-краеведческой и фольклорно-краеведческой проблематикой кафедры истории русской литературы ТГУ им.Г.Р.Державина. Использованы труды историков Ю.А. Кораблева, С.А. Есикова, Л.Г. Протасова, В.Л. Дьячкова.

Научная новизна исследования определяется тем, что диссертация является первым опытом целостного исследования наследия Н.Е. Вирты, в научный оборот вводится большое количество архивных, рукописных, эпистолярных материалов (прежде всего из личного архива писателя), записи бесед с со знавшими писателя современниками. Предложена периодизация творчества писателя, соотнесенная с историко-литературными этапами, определяется место романа «Одиночество» в литературном процессе конца 1920-1930-х годов, широко представлен сопоставительный историко-литературный контекст. В процессе текстологического анализа, сравнения разных вариантов текста романа, либретто оперы «В бурю», пьесы «Земля» определяются художественные доминанты романа, выявляется система образов, метафор, символов.

На страницах диссертации аргументируются основные положения, выносимые на защиту:

1. В творческой эволюции и в утверждении творческой индивидуальности Н.Е.Вирты роману «Одиночество» принадлежит ведущее место. На его

12 страницах произошел отбор жизненного материала (жизнь деревни, крестьянская проблематика), ставшего для писателя стимулятором творчества и миромоделирующим фактором.

2. Название романа «Одиночество» дает основание утверждать, что оно имеет синтезирующий характер и представляет собой объемную метафору, характеризующую состояние изоляции основных групп общества, ведущих героев произведения (Александра Антонова и Петра Сторожева) и самоощу щение автора романа. Мотив одиночества является архетипическим и помо гает высветить ведущую характерологическую черту литературного героя Н.Е. Вирты на протяжении всего его творческого пути.

3. Контрметафорой одиночества в романе является метафора Земли. Именно изъятие земли становится причиной крестьянского возмущения. Для израненной человеческой души Земля является спасительной и объединяю щей силой, стимулом активности человеческого поведения, непреходящей ценностью. «Одиночество» имеет документальную основу. Способ опоры писателя на реальность диктовал тип повествования по историко-хронологическому принципу в центре с исторической личностью, что и дает основание рассматривать роман как исторический,

Текстологический анализ разных редакций романа позволяет говорить об эволюции авторского подхода к героям и событию. Для ранней редакции (Знамя. 1935. №10) характерна романтизация, героизация, идеализация крестьянского мятежа и его вождя А.С. Антонова, которые позже Н.Е. Вирта значительно скорректирует.

В исследовании противоречивости характера русского человека у Н.Е. Вирты были предшественники, прежде всего Л.Н. Толстой и А.П. Чехов. Именно им он обязан обращением к психологической прозе. Писатель был последователем и шолоховской эстетики. На раннее творчество Н.Е. Вирты заметно влиял М. Горький, однако основных подходов этого писателя к рус-

13 скому мужику, запечатленных в его публицистических выступлениях «Несвоевременные мысли» и «О русском крестьянстве», автор «Одиночества» не разделял,

7. Индивидуальными доминантами композиции и стиля писателя следует считать эпически спокойное повествование с элементами драматургии, многоплановость сюжета.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что изучен и в отдельных моментах описан единый историко-литературный контекст конца

1920-1930-х годов, проанализированы различные пути художественного решения крестьянской проблематики. Исследованы творческие взаимосвязи автора романа «Одиночества» не только с Л.Н. Толстым и А.П. Чеховым, но и с М.А. Шолоховым и М. Горьким. Осмыслена текстологическая картина романа «Одиночество», изучена поэтика, дана характеристика индивидуального художественного стиля Н.Е. Вирты, предпринята попытка периодизации его творчества.

Практическое значение работы. Материал диссертации может быть использован для уточнения общей концепции истории русской литературы XX века, обращенной к крестьянской проблематике; при чтении лекционных курсов, спецкурсов, проведения спецсеминаров, факультативов по научному краеведению в вузе и школе; в процессе написания учебников, учебных по собий, образовательных программ и планов научных исследований в средней и высшей школах. ^ Апробация идей исследования осуществлялась на II и III Междуна- родной научной конференции «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (МГОПУ им.М.А.Шолохова, 2003, 2004); XV Пуришевских чтениях (Mill У, 2003); XIII Ершовских чтениях (Ишимский государственный педагогический институт им.П.П. Ершова, 2003); Международной научной конференции «Литература: миф и реальность» (Казанский государственный педа-готический университет, 2003); на ежегодных Державинских чтениях (1999,

14 2000, 2001, 2002, 2003, 2004), аспирантском семинаре и заседаниях кафедры истории русской литературы Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина. Научный проект по материалам диссертации по результатам конкурса 2003 г. на соискание грантов для поддержки научно-исследовательской работы аспирантов высших учебных заведений Министерства образования и науки отмечен фантом А03-1.6-261. Основные положения изложены в 12 публикациях, среди которых 5 статей и отдельное издание: Костылева СЮ. Поэтичекая структура романа Н.Е.Вирты «Одиночество»: Научно-исследовательский эскиз / СЮ. Костылева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, каф. истории рус. лит. / Под ред. проф. Л.В. Поляковой. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. — 51 с. Общий объем публикаций 6 п.л.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и подробной, впервые составленной, наиболее полной научной библиографии. Объем диссертации ^?4 страницы.

Роман «Одиночество» в историко-литературном и историческом контекстах: расстановка героев

В условиях, когда стали доступными документальные свидетельства об обстоятельствах национальной трагедии в период революции, гражданской войны и коллективизации, углубился интерес и возросло понимание значимости судьбы русского крестьянства. Сегодня познается смысл антикрестьянской официальной политики 1920-1930-х годов ушедшего столетия.

Понять своеобразие романа о крестьянстве 1920-1930-х годов «Одиночество» (1935) помогает рассмотрение жизненного пути писателя и непосредственной литературной предыстории романа.

Жизненный путь Н.Е. Вирты проложен через невероятные взлеты и падения, непонимание, идеологическую «проработку» за самостоятельность суждений и поступков, через трудное осмысление жизненного материала. Творческий путь Н.Е. Вирты-это и путь, по которому шла русская литература XX века. Она создавалась не только столичными писателями, но и художниками, чей путь начинался в русской провинции, чей человеческий талант был оплодотворен вековым народно-культурным опытом, чье творчество корнями своими уходит в самую толщу народной жизни. Хорошее знание деревни позволило художнику разрабатывать свою историческую, психологическую и социальную тему.

Творчество Н.Е. Вирты представляет собой неотъемлемую часть советского литературного процесса. В нем нашли отражение личный взгляд автора и общие устремления литературы. Художественная проза, сценарии, газетные репортажи, фельетоны, публицистика писателя основаны на доскональном знании жизни, на личном опыте, на фактах, добытых в результате большой самостоятельной работы мысли. Знание жизни, обнаруженные документы, факты, услышанные рассказы свидетелей и очевидцев, обязательно проверенные в архивах и авторитетных источниках, - вот та база, на которой выстраивал свое творчество художник.

Научная периодизация творчества Н.Е. Вирты по основным своим этапам совпадает с его обращением к тому или иному жанру прозы. Вошел в литературу писатель решительно. После нескольких рассказов, напечатанных в районной периодике, заявил о себе романом «Одиночество», выступив с новым решением уже укрепившейся в литературе темой крестьянства в революции и гражданской войне. Это совпадает с общим тяготением литературы конца 1920—1930-х годов к роману во всех его жанровых разновидностях, когда была особенно сильна эпическая струя, что во многом связано с осмыслением уже ставших историей событий.

Писатель, окрыленный стремительным успехом «Одиночества», продолжает исследование крестьянской проблематики, но выбирает современное поколение. Исследуя жизненный путь детей участников революционных событий, пишет роман «Закономерность» (1937). К этому же времени относится и начало работы в драматургии, освоение особенностей сценического искусства. Главным творческим итогом Вирты-драматурга становится пьеса «Земля» (1937), написанная по мотивам романа «Одиночество». Учеба в студии МХАТа у В.Н. Немировича-Данченко и К.С. Станиславского сильно повлияла на молодого писателя, и в предвоенные годы он написал ряд пьес, некоторые из которых с успехом шли на сцене ведущих театров страны: «Заговор» (1938), «Клевета» (1939).

В военные годы в творчестве писателя преобладают очерк, рассказ, написаны несколько драматургических произведений на военную тематику: «Мой друг полковник» (1942), «Солдатские женки» (1943), «Солдаты Сталинграда» (1944), «Есть на волге утес» (1944), «Секретная миссия» (1945), «Сталинградская битва» (1946). В них отражены непосредственные события войны, так сказать, глазами очевидца (Вирта прошел всю войну до Берлина в качестве военного корреспондента и фоторепортера газеты «Правда»). Писателя больше интересует военный быт, простые человеческие чувства обычных людей, заброшенных на фронт, и, по-прежнему - сильные человеческие характеры. Подвиг выведенных героев писатель видел не в показном патриотизме, а в способности сохранить в условиях войны человеческое лицо и русский характер. Художник исследует обостренное чувство жизни, жажду жизни.

В послевоенные годы Н.Е. Вирта продолжает военную тематику, осмысливая события эпически. Его интересуют характеры и мотивы поведения известных военных деятелей. Результатом многочисленных дружеских бесед с фельдмаршалом Паулюсом стала повесть «Катастрофа», где художник пытается проникнуть в психологию простого немецкого офицера, вынужденного действовать по приказу, в котором побеждает человеческая правда опытного военного, профессиональные знания которого шли в разрез с приказами штаба, не знающего положение изнутри. Не видя целесообразности войны, немецкий генерал берет на себя командование Сталинградской операцией, тем самым остановив фашистскую армию под Волгой. В 1974 году в предисловии к роману Н. Бораненкова «Тринадцатая рота» Н.Е. Вирта написал: «В огромной армии Фюрера, бесспорно, были не только умелые командиры, но и честные люди, попавшие в вермахт просто в силу подчинения приказу и страдавшие от того, что свершалось на их глазах».

Жизнь текста и поэтическая структура романа «Одиночество»

Произведение истинного художника ценно именно тем, что оно несет в себе собственную оригинальную концепцию действительности- Стиль писателя выражает характерные особенности индивидуального видения мира, воплощает в слове собственную манеру образного мышления художника, определяется множеством разнообразных индивидуально-психологических факторов, жизненным опытом, личными наблюдениями и впечатлениями.

Жизненный опыт Н.Е. Вирты, специфика материала действительности, положенного в основу романа «Одиночество», творческая индивидуальность писателя определяют своеобразие стиля романа, особенности его художественной структуры. В стиле Н.Е. Вирты мы находим и элементы индивидуального мастерства, и поэтические приемы, восходящие к литературной традиции русской классики.

Изучение поэтической структуры романа «Одиночество», исследование своеобразия образно-художественной ткани произведения и приемов использования писателем изобразительных средств, раскрытие закономерностей речевой экспрессии, принципов метафоризации, образной синонимии и применения средств грамматической и синтаксической изобразительности, определение специфики образного и стилистического новаторства в сравнении со сложившимися традициями романного жанра, позволяют выявить особенности писательской манеры Н.Е. Вирты, его творческого метода.

В основе романа «Одиночество» - история гражданской войны. Произведение написано в классической манере русского реалистического романа, отличается мастерством типизации характеров, монолитной композицией, общим впечатлением от емкости стиля и языка. Задача, которую ставил перед собой автор — показать житийную летопись исторического, эстетического и нравственного пути русского народа в экстремальных исторических обстоятельствах, решается в рамках романной формы с включением элементов других жанровых образований.

Драматизм событий деревенской жизни, сложное переплетение человеческих судеб, острота конфликтов — все это характерные черты романа. Вместе с тем, описание событий и анализ исторического процесса выходят далеко за рамки локального характера (гражданская война в Тамбовском крае), показана трагедия общенационального масштаба, отношение к происходящему различных слоев населения, в связи с чем произведение приобретает эпические черты.

Г.Н. Поспелов дает такое определение романа и эпопеи: «Романы - это эпические произведения, какой бы формы повествования они не отличались, в которых их главный персонаж (или персонажи), как отдельная личность, на протяжении значительного периода своей жизни обнаруживает развитие своего социального характера, вытекающее из противоречия его интересов и его положением в обществе, с теми или иными нормами жизни этого общества»... Здесь же предлагается и определение эпопеи как жанра; это произведения в основном «национально-исторические по общим особенностям своей проблематики и могущие содержать в этой связи более или менее широкие картины социально-политической жизни той или иной эпохи. Однако при этом их основные действующие лица, принимая активное участие в изображаемых гражданских конфликтах, обнаруживают в процессе такого участия существенное развитие своих социальных характеров. Такие произведения часто называют «романами-эпопеями» [1].

Композиция «Одиночества» в книгах построена таким образом, что на переднем плане первых двух книг преобладает историческая проблематика. Собственно романическое начало предстает производным, но включает в себя эволюцию характеров отдельных персонажей. Поэтому первые две из трех книг произведения - «Мятеж», «Разгром» — можно отнести к роману с элементами героико-романической эпопеи. Завершающая книга под названием «Волк», безусловно, имеет романный характер, она богата элементами психологического анализа, что дает основание говорить об использовании автором шолоховской традиции.

Н.Е. Вирту интересуют здесь прежде всего личностные начала героев. Героический план снижен или просто сведен на нет. Писатель обращается к углубленному изучению индивидуальной человеческой души, дает детальный анализ характеров, проявляет себя как мастер психологической прозы. Именно последняя книга существенно обогатила произведение, как бы дотянув его до романа.

Первые две книги романа построены по принципу хронологического изложения фактов. В основе последней — диалектика индивидуальной человеческой души. Необычность формы произведения, где выдерживалась бы документальность исторического повествования и в то же время не был отброшен вымысел, подчеркивал сам писатель после того, как окончательно остановился на выборе формы, назвав свое произведение «романом».

Остановившись на хроникальном принципе построения композиции своего произведения, Николай Вирта не однажды говорил, что события антоновского восстания сами по себе настолько интересны, что не нуждаются в каком-либо искусственном выстраивании. Антоновщина — ее «корни, предпосылки, окружение, последствия», - являются, по определению автора, «готовым сюжетом»; «...выражаясь языком Станиславского, я старался сохранить сквозное действие, а оно вытекало из того, что виделось, слышалось, в чем принимал я участие» [2]. Поэтому отдельные элементы сюжета - экспозицию, завязку, ход действия, кульминацию и развязку — можно определить не по отношению к одному герою романа и даже не к группе героев, а ко всему движению сюжета в целом.

Экспозицией является обширный экскурс в социальную, экономическую и политическую жизнь губернии. Яркими мазками исторически и художественно показана жизнь всех слоев общества накануне антоновского восстания: чиновников, судей, купечества, мещанства, духовенства, помещиков, рабочих и крестьян. С документальной точностью описана борьба политических партий в период между двумя революциями и расстановка политических сил после разгона Лениным Учредительного собрания во главе с Керенским. Писатель документально воспроизвел эпизод захвата большевиками местного Учредительного собрания при помощи вооруженных рабочих 43-го оборонного завода. Последствия внутренней и внешней войн, обострение экономического конфликта, крестовый поход за хлебом и, как следствие, возникновение еще одной войны - войны за хлеб, против кулаков - все это подготовка к.главному действию. Примечательно, что художник впервые в историографии рассматривает мятеж мобилизованных крестьян в Тамбове 17—18 июня 1918 года как одну из закономерных предпосылок неизбежной крестьянской войны. В исторической науке это первое самостоятельное выступление крестьян против государства-города на протяжении нескольких десятилетий в хронологические рамки антоновщины не включалось. Между тем, на его примере писатель показал, что в сущности восстание на почве голода и отчаяния масс, ограниченное незначительной территорией, легко подавляемо, и крестьянская война под предводительством А.С. Антонова в укрупненном масштабе лишь воспроизвела проклюнувшееся в июне 1918 года.

Похожие диссертации на Роман Н. Е. Вирты "Одиночество": историко-литературный контекст и поэтика