Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семантическая структура поэзии Георгия Иванова: тематика и образный мир Василевская Анна Леонидовна

Семантическая структура поэзии Георгия Иванова: тематика и образный мир
<
Семантическая структура поэзии Георгия Иванова: тематика и образный мир Семантическая структура поэзии Георгия Иванова: тематика и образный мир Семантическая структура поэзии Георгия Иванова: тематика и образный мир Семантическая структура поэзии Георгия Иванова: тематика и образный мир Семантическая структура поэзии Георгия Иванова: тематика и образный мир
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Василевская Анна Леонидовна. Семантическая структура поэзии Георгия Иванова: тематика и образный мир : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Василевская Анна Леонидовна; [Место защиты: Смол. гос. ун-т]. - Смоленск, 2008. - 189 с. : ил. + Прил. (130 с.: ил.). РГБ ОД, 61:08-10/724

Введение к работе

Актуальность исследования. В России Иванова-эмигранта в советское время не знали, поэт известен был лишь по ранним книгам. С конца 80-х годов его произведения стали публиковаться в России. К 100-летию со дня рождения выходит Собрание сочинений Георгия Иванова в 3-х томах. В 90-е годы начинается активное изучение творчества Иванова в России. Имя поэта появляется в русских энциклопедиях и словарях, учебных пособиях. В первую очередь исследователи обращаются к эмигрантскому периоду творчества Иванова. В периодических изданиях публикуются статьи, посвященные рассмотрению отдельных тем и образов поэзии Иванова. Глубокие наблюдения, касающиеся особенностей поэтического мира Иванова и, в частности, тематики и образной системы, содержатся в работах крупных исследователей истории русской литературы В.В. Агеносова, В.С. Баевского, Н.А. Богомолова. Внимание авторов диссертационных работ об Иванове привлекает вопрос о связи стиля Иванова с эстетикой акмеизма, индивидуальными стилями некоторых поэтов первой трети ХХ в. (диссертация Н.А. Кузнецовой). В работе А.В. Трушкиной особенности поэтического мира Иванова 1920-1950-х годов исследуются с применением бахтинской теории «диалогизма», выявляется своеобразие лирического сознания, анализируются некоторые темы и образы. В работе Ю.В. Несыновой творчество поэта рассматривается в следующих аспектах: архитектоника сборника / книги, поэтический мир (пространственно-временной континуум, ключевые образы, ведущие мотивы), эмоциональная атмосфера, жанровые доминанты, субъектная организация, функции интертекстуальности. Отдельные аспекты поэтики Иванова исследуются в диссертациях И.Н. Ивановой (эволюция иронии), М.Ю. Гапеенковой (проблема трагизма мироощущения). Образная система поэта на уровне тропов изучена в меньшей степени. В диссертации Е.А. Алековой рассматриваются некоторые виды тропов: эпитеты и сравнения, в частности, выделяется такой тип, как «сравнение - наоборот». Здесь же содержатся замечания общего характера об олицетворении и метафоре в поэзии Иванова. В.В. Агеносов выделяет дихотомичность метафор и сравнений у Иванова.

Названные работы выполнены без применения количественных методов. Наше обращение к данной проблеме обусловлено тем, что, хотя исследование отдельных тем и образов Иванова было предпринято ранее, до настоящего времени не существует систематического анализа тематики и образной системы поэзии Г. Иванова, основанного на количественных методах. Наша диссертация опирается на количественный анализ.

Цели исследования – воссоздать модель поэтического мира Иванова, выявить его структуру, описать в синхронии и диахронии, рассмотреть особенности тематики поэзии Г. Иванова периода эмиграции в целом и каждой из книг в отдельности, описать образную систему на уровне тропов, классифицировать тропы поэзии Иванова в зависимости от семантики основания сопоставления, охарактеризовать семантику наиболее значительных образов, исследовать структуру сложного образа, представить объективный взгляд на определяющие аспекты творчества Иванова, опираясь на данные составленных нами частотных словарей лексики и словаря образов пяти его поэтических книг, созданных в эмиграции.

Объект исследования – поэтический мир Георгия Иванова 1923-1958-го годов с точки зрения тематики и образного строя.

Предмет исследования – особенности тематики и образной системы поэзии Георгия Иванова 1923-1958-го годов в сопоставлении с поэтическим миром других поэтов.

Материалом исследования стали тексты 233 стихотворений пяти эмигрантских книг Г. Иванова: «Розы» (1931), «Отплытие на остров Цитеру» (1937), «Портрет без сходства» (1950), «Дневник» (1958), «Посмертный дневник» (1958), опубликованные в следующем издании: Иванов Г. Собр. соч.: В 3-х томах. Т. 1. Стихотворения / сост., подготовка текста, вступит. ст. Е.В. Витковского, коммент. Г.И. Мосешвили. – М.: Согласие, 1994. Тексты стихотворений цитируются по названному изданию, в круглых скобках указывается номер страницы.

Методологической основой диссертации являются труды В.М. Жирмунского, Ю.Н. Тынянова, Г.О. Винокура, Р.О. Якобсона, Ю.М. Лотмана, В.С. Баевского, Н.В. Павлович и ряда других исследователей истории русской литературы ХХ века.

Методы исследования. В работе сочетаются сопоставительный и структурный методы исследования. Применены следующие методики: методика составления и анализа частотных словарей, метод рангового корреляционного анализа по Спирмену, методика исследования поэтических образов, разработанная в трудах Н.В. Павлович.

Применение методики составления и анализа частотных словарей позволяет максимально полно изучить лексический состав текста, воссоздать и проанализировать поэтический мир книги. Каждое знаменательное слово в стихотворном тексте мы, вслед за В.М. Жирмунским, Ю.Н. Тыняновым, Г.О. Винокуром, Р.О. Якобсоном и рядом других, в том числе современных исследователей, считаем минимальной темой. Минимальные темы, взаимодействуя в тексте, образуют большие сюжетные темы (например, жизни и смерти, добра и зла, творчества, счастья, любви и др.).

Под тропом мы понимаем слово, употребленное в переносном значении. Вслед за Павлович, в каждом тропе мы видим частный случай реализации одной из образных парадигм русского поэтического языка. Структурная схема парадигмы: Х Y, где левый элемент парадигмы (Х) - основание сопоставления; то, что сравнивается, заменяется, а правый элемент парадигмы (Y) - образ сопоставления; то, с чем происходит сопоставление, отождествление. Стрелка показывает направление отождествления и обозначает признак сопоставления.

Теоретическая значимость. Выводы, полученные в диссертации, позволяют углубить и уточнить представление об особенностях поэтического мира Иванова. Дальнейшую разработку получила теория тропов сложной структуры: выявлены особенности структуры образа, установлены пути образования сложного тропа оригинальной структуры в поэзии Иванова.

Практическая ценность. Выводы диссертации могут быть полезны для исследователей творчества Г. Иванова, истории русской литературы ХХ века. Материалы работы могут быть использованы в лекциях по истории русской литературы ХХ века, для подготовки спецкурса по литературе русского зарубежья, в школьном преподавании. Раздел «Приложения» содержит значительный справочный материал, который также может быть использован другими исследователями творчества Г. Иванова и русской поэзии ХХ века.

Научная новизна работы состоит в практическом применении названных выше методик к творчеству Георгия Иванова. Как результат в диссертации представлены частотные словари лексики и словарь образов пяти книг Иванова, созданных в эмиграции. Новым является исследование структуры сложного образа в поэзии Иванова.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Поэтический мир Георгия Иванова не является единым, происходит качественное изменение тематики и поэтического мира в целом, выделяются два больших периода – петербургский (1910-1922) и эмигрантский (1923-1958) .

2. Поэтический мир Иванова 1923-1958-го годов сосредоточен вокруг тем жизни и смерти, России, счастья, человека и его чувств, состояний, мира природы, взаимоотношений человека и природы.

3. В книге стихов «Розы» закладываются основные темы эмигрантской поэзии Иванова, которые развиваются в последующих книгах. Тематика «Отплытия на остров Цитеру», в отличие от «Роз», отражает неоромантические веяния. Тематика третьей книги «Портрет без сходства» по сравнению с двумя предыдущими более оригинальна и независима. Книга стихов «Дневник» вобрала в себя наиболее значимые темы предшествующих книг и стала итоговой для поэта. Особняком стоит книга стихов «Посмертный дневник». Тематика данной книги не связана с тематикой ни одной ранней и эмигрантской книги.

4. Традиции романтизма, символизма, акмеизма, воспринятые в раннем периоде творчества и проявившиеся с наибольшей силой в книге «Лампада», хотя и ослабевают, но все же сохраняются в эмигрантских книгах.

5. В поэтическом мире Иванова эмигрантского периода воссоздается весьма мрачная картина. Восприятие мира Ивановым трагично. В поэзии преобладает безрелигиозный тип отражения жизни.

6. Поэзия Иванова на образном уровне развивается в русле поэтической традиции русской литературы. Оригинальные черты связаны с предпочтением тех или иных понятий, выступающих в роли основания или образа сопоставления, с набором малых парадигм, входящих в более крупную парадигму, а также оригинальностью воплощения малых парадигм – конкретных реализаций тропов в тексте.

7. Поэзии Иванова свойственны тропы сложной структуры. Образование сложных тропов оригинальной структуры происходило следующими способами: путем наращения сложного тропа традиционной структуры одной или несколькими парадигмами; путем усложнения одновременно структуры и основания, и образа сопоставления исходной парадигмы; при помощи параллелизма и оригинальности структуры присоединительных сравнений.

Апробация работы. Результаты исследования отражены в 9 публикациях. По материалам диссертации сделано 8 докладов на научных конференциях разного уровня: на ежегодных аспирантских научных конференциях кафедры истории и теории литературы СГПУ в 2000, 2001, 2002, 2003 гг.; на Третьей межвузовской научной конференции «Риторика в свете современной лингвистики» (СГПУ, 2003); на двух международных научных конференциях «Современные пути изучения художественного произведения и истории литературы» (СГПУ, 2003 и 2004 гг.) и международной научной конференции, посвященной памяти академика М.Л. Гаспарова «Современные пути исследования литературы» (СмолГУ, 2006).

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний, списка источников текстов и списка литературы, четырех приложений.

Основная часть диссертации изложена на 160 страницах, 14 страниц занимают примечания, 15 страниц – список источников и литературы, 130 – приложения.

Похожие диссертации на Семантическая структура поэзии Георгия Иванова: тематика и образный мир