Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система жанров в драматургии А.М. Володина Малахова, Татьяна Ивановна

Система жанров в драматургии А.М. Володина
<
Система жанров в драматургии А.М. Володина Система жанров в драматургии А.М. Володина Система жанров в драматургии А.М. Володина Система жанров в драматургии А.М. Володина Система жанров в драматургии А.М. Володина
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Малахова, Татьяна Ивановна. Система жанров в драматургии А.М. Володина : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Малахова Татьяна Ивановна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т].- Москва, 2011.- 208 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/265

Введение к работе

Принципы системного подхода к изучению литературы сформулировал еще Ю. Н. Тынянов, считавший изучение жанров «вопросом наиболее трудным, наименее исследованным»1: «...Литературное произведение является системою, и системою является литература»2. Идею жанровой системности активно разрабатывает современная теория литературы. Так, в работе М. Г. Соколянского и В. А. Цыбульской подчёркивается научная продуктивность системного изучения жанров и выделяются возможные «поля исследований» жанровой системы. Первое «поле» — это «существование жанровой системы в рамках отдельных историко-литературных направлений, течений, школ, каждая из которых вписывается в пределы определенной историко-культурной эпохи»; второе — индивидуальная жанровая система писателя. Изучение индивидуальной жанровой системы возможно только в том случае, если речь идет о «разнообразном в жанровом отношении литературном наследии крупного писателя»3.

Динамика развития драматургического творчества А. Володина не только отражает эволюцию отечественной драмы, но во многом и определяет её. На глубину и невероятное разнообразие художественного мира произведений А. Володина обращают внимание исследователи творчества драматурга, сценариста, поэта, писателя. Однако до сих пор нет специального научного труда, посвященного изучению жанровой системы драматурга.

Литература о А. Володине представляет собой, прежде всего, журнальные и газетные публикации, отразившие полемику, разворачивавшуюся после появления практически каждой новой пьесы драматурга (статьи Л. Барулиной и П. Дёмина, М. Строевой, Е. Холодова, М. Алексеева, Л. Малюгина и многие другие). Единственная монография о нём Т. В. Ланиной освещает творческий путь А. Володина в целом4. Различные аспекты поэтики жанров драматургии А. Володина

1 Тынянов Ю. Н. О литературной эволюции // Поэтика. История литературы.
Кино. - М.: Наука, 1977. - С. 272.

2 Там же. -С. 271.

3 Соколянский М. Г., Цыбульская В. А. Система жанров как литературо
ведческая категория // Zagadnienia rodzajow literackich - Вопросы литературных
жанров. - Лодзь, 1999. -V. 42. z. 1/2. -С. 14.

4 Ланина ТВ. Александр Володин: Очерк жизни и творчества. - Л.:
Сов. писатель: Ленингр. отд-е, 1989. - 319 с.

стали целенаправленно изучаться сравнительно недавно и не сложились в единую систему5.

В последние десятилетия всё более активно развивается теория жанров драматургиивцелом. ВышликнигиС. Я. Гончаровой-Грабовской«Комедия в русской драматургии конца XX - начале XXI века»6 (2006), Т. Н. Свер-биловой «Трагикомедия в советской литературе»7 (1990), Б. С. Бугрова «Русская советская драматургия. 1960-1970-е годы»8 (1981), В. В. Фролова «Судьбы жанров драматургии: Анализ драматических жанров в России XX века»9 (1979); защищены диссертации М. Н. Кипниса «Трагикомедия как жанр драматургии. Генезис и особенности развития»10 (1990), И. Л. Даниловой «Стилевые процессы развития современной русской драматургии»11 (2002) и др. В 2000-е годы появились учебные пособия И. А. Канунниковой «Русская драматургия XX века»12 (2003), М. И. Громовой «Русская драматургия конца XX - начала XXI века13 (2005).

Активное развитие теории жанра в целом и синтетических жанров в особенности, интерес к внутренним закономерностям развития современной драматургии вообще и творчеству А. Володина в частности свидетельствуют об актуальности нашего исследования.

5 Журчева О. В. Жанровые особенности драматургии Александра Володина //
Содержательность художественных форм. - Куйбышев, 1987; Журчева О. В.
Эволюция драматургии Александра Володина: Конфликты, характеры, жанры:
дис.... канд. филолог наук. - Самара, 1994; Кондратенко В. Т. Психологическая драма
в творчестве А. Володина // Развитие традиций и формирование жанров в советской
литературе: Межвузовский сборник научных трудов. - М.: МОГТИ, 1991.

6 Гончарова-Грабовская С. Я. Комедия в русской драматургии конца
XX - начала XXI века. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 279 с.

7 Свербилова Т. Н. Трагикомедия в советской литературе. - Киев: Наукова
думка.-1990.-147 с.

8 Бугров Б. С. Русская советская драматургия, 1960-1970-е годы. - М.:
Высшая школа, 1981. -286 с.

9 Фролов В. В. Судьбы жанров драматургии: Анализы драматических жанров
в России XX века. - М.: Советский писатель, 1979. - 424 с.

10 Кипнис М. Ш. Трагикомедия как жанр драматургии. Генезис и особенности
развития: Автореферат дис... канд. филол. наук. -Киев, 1990. -23 с.

11 Данилова И. Л. Стилевые процессы развития современной русской драма
тургии: Автореферат дис. ... д-ра филол. наук. - Казань, 2002. - 43 с.

12 Канунникова И. А. Русская драматургия XX века: учебное пособие. -
М.: Флинта, Наука, 2003. - 207 с.

13 Громова М. И. Русская драматургия конца XX - начала XXI века: учебное
пособие. - М.: Флинта; Наука, 2005. - 368 с.

Материалом исследования являются драматургические произведения А. Володина — пьесы (за исключением одноактных) и сценарии: «Фабричная девчонка», «Пять вечеров», «Моя старшая сестра», «Назначение», «Похождения зубного врача», «Загадочный индус», «Кастручча», «Две стрелы», «Ящерица», «Происшествие, которого никто не заметил», «Дульсинея Тобосская», «Мать Иисуса», «Дочки-матери», «С любимыми не расставайтесь!», «Осенний марафон», «Блондинка», «Графоман», «Портрет с дождем».

Объект изучения — драматургические произведения А. Володина. Большинство пьес драматурга имеет несколько редакций. Для исследования привлекаются более поздние варианты, в которых автор облекает свои размышления о мире и человеке в максимально продуманную, завершённую жанровую форму.

На современном этапе традиционная драма функционирует в различных видах — это собственно драма и кино- (теле-, видео-) сценарии, пьесы для театра и пьесы для чтения. Поскольку А. Володин, начиная с первых произведений, постоянно нарушает принятые каноны, включая в пьесы элементы повествовательных форм, которые не желают «умирать в спектакле», мы будем изучать своеобразие жанровой поэтики драматурга в целом, учитывая взаимодействие разных форм.

Предмет исследования — жанровая система драматургии А. Володина, системообразующие признаки, определяющие её специфику.

Цель работы состоит в выявлении, систематизации и анализе жанровых признаков в пьесах А. Володина, определяющих своеобразие жанровой системы в драматургии автора.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

проанализировать жанровое содержание пьес А. Володина: своеобразие тематики, особенности героя и конфликта, специфика пафоса;

выявить своеобразие поэтики пьес А. Володина: особенности проявления авторской субъектности, специфика композиции и пространственно-временной организации;

раскрыть роль повествовательного начала в системе ремарок;

рассмотреть интертекстуальные связи и определить их функцию в пьесах А. Володина.

В наши задачи не входит последовательное выявление эволюции драматического творчества А. Володина. Проблемы его динамики мы будем касаться при определении особенностей жанрового содержания и специфики формы пьес драматурга.

Основная исследовательская гипотеза заключается в следующем: среди пьес А. Володина практически отсутствуют «чистые» образцы комедии, драмы, трагедии; доминируют разного рода синтетические образования (трагикомедии, «драмокомедии», трагифарс и пр.), определяющиеся характером конфликта, своеобразием героев и сочетанием комического, драматического, трагического пафоса.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Для пьес А. Володина характерно единство внешнего и внутреннего конфликтов, причем конфликт внешний мыслится как причина/ следствие наиболее значимого для драматурга конфликта внутреннего, который обусловлен экзистенциальными проблемами, связанными с осознанием героем смысла бытия и своего места в нем.

  2. Специфика конфликта в драматургии А. Володина определяется тем, что даже в том случае, когда внешний конфликт разрешён, внутренний конфликт, как правило, остаётся неразрешённым (исключение составляют пьеса «Пять вечеров» и сценарий «Звонят, откройте дверь!», в которых разрешены все конфликты).

3. Драматургию А. Володина отличает сложность жанрового
мышления, которая в первую очередь проявляется в доминировании
синтетических, гибридных жанров в творчестве автора (лирическая
комедия, трагифарс, «драмокомедия» и др., которым сложно подобрать
краткое обозначение);

  1. Маргинальные герои А. Володина осознают свою непохожесть на других и более или менее последовательно и успешно отстаивают свою индивидуальность в противостоянии деструктивному влиянию окружающего мира (Женька, Ильин, Лямин, Чесноков, Фокусник, Дульсинея и др.).

  2. Структура личности героя в володинских пьесах, представляющих собой синтетическое жанровое образование, имеет свои специфические свойства: он, в отличие от героя трагического, проявляет пассивность, не пытаясь изменить обстоятельства; в отличие же от героя комедии, он не статичен, а динамичен, подвержен изменению (Женька, Ильин, Лямин, Чесноков, Фокусник, Дульсинея и др.).

  1. Особенности поэтики пьес Володина свидетельствуют о расширении жанрово-родовых границ драматургических произведений автора, что находит выражение в изменении функции автора в системе текста по сравнению с традиционной драмой; в трансформации пространственно-временной структуры (нарушается последовательное течение событий, отдельные сцены не связаны причинно-следственными отношениями и др.); в реализации монтажной композиции.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые предпринимается системное изучение драматургии А. Володина, реализующее два основных направления: выявление и анализ системы признаков, определяющих жанровое своеобразие каждой пьесы, и осмысление драматургического творчества А. Володина как целостной системы жанров.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды М. М. Бахтина, С. Н. Бройтмана, А. И. Журавлевой, Б. И. Зингермана, Г. Н. Поспелова, Н. Д. Тамарченко, Б. В. Томашевского, Ю. Н. Тынянова, В. И. Тюпы, В. Е. Хализева.

Цель и задачи исследования обусловили выбор методов анализа. Работа выполнена в рамках широкого понимания поэтики (как «системы средств выражения в литературных произведениях»14) и жанра (как «исторически сложившейся совокупности поэтических элементов разного рода, не выводимых друг из друга, но ассоциирующихся друг с другом в результате долгого сосуществования»15). В работе используется системный подход, объединивший историко-литературный, сравнительно-исторический и историко-функциональный методы исследования.

Теоретическая значимость состоит в применении системного подхода к анализу володинской драматургии в жанровом аспекте, что способствует выработке исследовательской модели жанрового анализа драматургических произведений как единой художественной системы.

Материалы настоящего исследования могут быть использованы в вузовских курсах, спецкурсах, спецсеминарах по истории русской литературы XX века, по современной драматургии, по творчеству А. Володина, а также теории драмы, что определяет практическую значимость диссертации.

Апробация работы. Концепция, идеи и основные результаты исследования отражены в четырёх публикациях и докладах, прочитанных на международных конференциях в Москве и Тамбове в 2009, 2011 гг.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Объем работы — 192 с. Библиографический список состоит из 184 источников.

14 Гаспаров М. Л. Поэтика // Литературный энциклопедический словарь. -
М.: Советская энциклопедия. - 1987. - С. 295-296.

15 Там же.

Похожие диссертации на Система жанров в драматургии А.М. Володина