Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Метафора в художественной системе драматургии Л.М. Леонова Тимонина Марина Сергеевна

Метафора в художественной системе драматургии Л.М. Леонова
<
Метафора в художественной системе драматургии Л.М. Леонова Метафора в художественной системе драматургии Л.М. Леонова Метафора в художественной системе драматургии Л.М. Леонова Метафора в художественной системе драматургии Л.М. Леонова Метафора в художественной системе драматургии Л.М. Леонова
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тимонина Марина Сергеевна. Метафора в художественной системе драматургии Л.М. Леонова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Тимонина Марина Сергеевна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2008.- 145 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/204

Введение к работе

Литературоведческое определение метафоры включает в себя целый комплекс особенностей употребления, её реализации и доминирования в художественном произведении. Метафора – инструмент, с помощью которого автор может донести важную для него информацию. В рамках данного исследования эта позиция стала определяющей для понимания функций метафоры в драматургическом творчестве Л.М. Леонова.

Изучению особенностей поэтики пьес писателя посвящено немало научных работ. Внимание литературоведов привлекали стиль и специфические драматургические приёмы, особенности композиции и конфликта, многообразие и глубина характеров персонажей писателя. Многие исследования содержат указания на наличие в пьесах Леонова различных групп метафор. Место и функции метафор в произведениях писателя по-разному оцениваются литературоведами и театральными критиками, актерами и читателями.

Появление каждой пьесы Леонова всегда сопровождалось спорами, неоднозначными суждениями критиков, что уже говорит о яркости и сложности театра писателя. Можно выделить два основных периода в изучении драматургического наследия Леонова: критика до 50-х гг. и критика после 50-х гг. XX в. Периоды эти различаются глубиной анализа пьес писателя. Исследователей раннего творчества драматурга интересует в большей степени не конфликт или идейно-художественное своеобразие пьес Леонова, а то, насколько его герои подходят или не подходят современной литературе (А.С. Форштейн, М.И. Бурский и др.). Среди прочих выделяется работа П.А. Маркова «Театр Л. Леонова». Его идеи об «особом театре Леонова», «театре мысли», о новом герое в последующем будут развиты исследователями драматургии Леонова уже после 50-х гг., например, в работах Е.Д. Суркова.

Первые критики леоновских пьес пытались выяснить нарушения драматургических канонов и промахи Леонова в создании образов, последующий период характеризуется стремлением исследователей показать становление таланта писателя. Эти работы не были возведены в общую систему, представлены в отрыве от общей поэтики драматургии Леонова. В настоящее время исследованию пьес Леонова посвящается все меньше работ, в отличие от анализа романного наследия Леонова. Например, сейчас леоноведы изучают драматургическое наследие писателя, анализируя философское, идеологическое содержание вместе с особенностями художественной формы произведений. Радует тот факт, что в одном из новейших учебников по истории русской литературы ХХ века кроме прозы писателя широко раскрывается вопрос об особенностях психологизации характеров в пьесе Леонова «Нашествие». Возможно, это даст новый толчок к более детальному изучению поэтики драматургии писателя и созданию её стройной теории.

Исследователи творчества Леонова давно заметили, что использование метафоры – характерная особенность индивидуального стиля писателя. Например, Н.П. Люлько в статье «Леоновское слово» утверждает, что в повести «Evgenia Ivanovna» «…метафоризация является определяющей чертой словоупотребления у Леонова». В.А. Ковалёв развивает мысль о существенной роли метафоры в композиционном строе произведений писателя и пишет о её участии в создании образов: «Леонов умеет придать с помощью сравнений и метафор наглядно-зримое впечатление о явлениях, событиях, людях». Большинство работ о словесно-поэтическом мастерстве писателя посвящено исследованию его эпического наследия. Однако следует заметить, что и в драматургическом творчестве к переносно-образному значению слова (в том числе и метафоре) Леонов обращается очень часто.

Работы Л.А. Финка – одна из первых серьезных попыток осмыслить место и значение всех пьес в эволюции творчества Леонова. Интересны отдельные высказывания исследователя о метафорах писателя. Ученый пристально наблюдает за леоновской особенностью комментировать метафоры в самих пьесах для более ясного и четкого отображения идеи. Исследования Л.А.Финка содержат важные замечания по поводу использования символики в драматургическом творчестве и о её взаимодействии с метафорическим контекстом произведений. «Вырвавшись из плена символизма, Леонов сохранил символ в своей художественной манере, сделав его своеобразной широко развернутой метафорой, приёмом осмысления конкретного, выражения сущности частного. Этот приём, постоянно совершенствуя, стремясь к его максимальной выразительности и ясности, Леонов донес и до "Русского леса", и до "Золотой кареты"», - пишет ученый.

Л.А. Финк отмечает важную особенность всего творчества Леонова – вовлечение в ткань произведения наибольшего числа граней окружающей действительности, многообразия жизненных ситуаций. Для исследователя это мерило талантливости художника. «Леонов, – пишет он, – на своем метафорическом языке говорит о необходимости строить произведение на максимально возможном количестве координат». Обилие этих координат должно помочь как можно глубже проникнуть в глубины человеческой психики. Разнообразие координат позволяет понять драматический характер в процессе его формирования и предугадать направление его дальнейшего развития.

Л.А. Финк, приводя разрозненные размышления о метафорической природе драматургии Леонова, констатируют главное: основные идеи пьес часто доносятся писателем языком метафор.

Автор докторской диссертации «Своеобразие драматургии Л.М.Леонова и проблемы жанра» Г.Н. Щеглова обращает внимание на использование метафор в тексте пьес в связи с анализом языка действующих лиц. Язык каждого леоновского персонажа своеобразен и неповторим, а индивидуализирует образ каждого героя именно отвлеченно-метафорическая образность.

В последнее десятилетие появились работы, в которых утверждается необходимость серьезного изучения символов и метафор Леонова в отдельных произведениях, а также во всём его творчестве в целом. Для одних исследователей подобная форма и стиль изложения сделали писателя своеобразным пророком эпохи (А.В. Степанов), другим ученым важно показать органическую взаимосвязь символической канвы одного произведения с поэтикой всех произведений, проследить взаимовлияние сложной эпохи и творчества писателя (В.И. Хрулев).

Таким образом, леоноведение располагает достаточным запасом разрозненных наблюдений над метафорической системой писателя, не объединённых до настоящего момента в единое исследование. О необходимости подробного изучения проблемы функционирования метафоры в творчестве Леонова заявляют многие учёные. Например, в монографии «Леонид Леонов» к внимательному прочтению метафор писателя призывает Е.В. Старикова: «Метафора Леонова чрезвычайно ёмкая вещь, достойная самых серьёзных размышлений».

Все приведенные точки зрения на функционирование метафоры в творчестве Л.М. Леонова позволяют не только констатировать существенную роль метафорического начала в пьесах писателя, но и подводят к требованию дальнейшего детального изучения данной проблемы. Благодаря появлению новых материалов и изменению теоретического научного фундамента считаем возможным проведение с обновленных современных позиций тщательного анализа структурно-поэтической функции метафоры в пьесах Леонова.

Актуальность темы исследования заключается в её связи с ведущими тенденциями современности – с обострением в настоящее время в литературе интереса к проблеме функционирования метафоры в художественной системе произведения. Актуальность определяется также неоднократным подчёркиванием в работах современных исследователей важности пересмотра драматургического наследия писателя. По словам Б.С. Бугрова, «само время диктует сегодня необходимость корректировки прежних представлений о «сквозных линиях» творчества Леонова».

Основным материалом диссертационного исследования стали пьесы Л.М. Леонова «Половчанские сады» и «Золотая карета». По нашему мнению, в данных произведениях явление метафоризации проявлено в большей степени, чем в других драматургических произведениях писателя. По мере необходимости на страницах диссертации исследуются и другие его пьесы: «Унтиловск», «Усмирение Бададошкина», «Волк», «Метель», «Нашествие».

Объектом исследования является драматургия Л.М. Леонова. Предметом исследования стала метафора и её модификации в системе драматургии Л.М. Леонова.

Цель работы заключается в определении структурно-поэтической функции метафоры в драматургии Л.М. Леонова.

Достижению представленной цели способствует решение ряда конкретных задач:

рассмотреть основные темы и мотивы пьес Леонова в метафорическом контексте произведений;

раскрыть роль метафоризации в определении образов пространства и времени;

проанализировать основные особенности метафоризации характеров ведущих персонажей драматургии писателя;

выяснить структурно-поэтические функции метафоры в ремарках пьес Л.М. Леонова;

определить роль метафоры в системе словесно-изобразительных средств и приемов драматургии писателя.

В диссертации выдвигается следующая рабочая гипотеза: в драматургии Л.М. Леонова метафора является определяющей чертой художественного обобщения, призванной усилить идейно-тематический контекст произведений, расширить возможности драматургии за счет метафорического шифрования концептуально значимых идей автора.

Теоретико-методологическую базу настоящей работы составил комплекс разноплановых отечественных и зарубежных исследований по теории и истории метафоры (В.В. Виноградов, В.М. Жирмунский, О.М. Фрейден-берг, В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум и другие). Важными для нас стали работы по теории и истории драмы А.А. Аникста, Э. Бентли, В.М. Волькенштейна, Г.Э. Лессинга, В.Е. Хализева и других. Пристальное внимание было уделено как современным исследованиям творчества писателя (работы Б.С.Бугрова, Т.М. Вахитовой, В.А. Петишевой, Н.В.Сорокиной, В.И. Хрулева, Л.П. Якимовой и других исследователей), так и работам о Л.М. Леонове, ставшим классическими (В.М. Акимова, Н.А. Грозновой, В.А. Ковалева, Л.А.Финка, Г.Н. Щегловой и других).

В исследовании применен принцип системного рассмотрения метафоры в драматургии Л.М. Леонова. Осуществлен теоретико-методологический анализ литературных источников. Использовались историко-литературный, структурно-поэтический, текстологический методы при учете культурологического, социологического и психологического подходов.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Идейно-тематическое содержание пьес Л.М. Леонова неразрывно связано с общим метафорическим контекстом произведений писателя. Основные темы и мотивы драматургии писателя, выраженные с помощью метафоры, усиливают философский подтекст произведений, укрупняя и углубляя наиболее значимые для писателя идеи.

  2. Метафоризация образов пространства и времени позволила автору емко и, в то же время, масштабно вместить в строгой драматургической форме прошлое, настоящее и даже будущие варианты развития событий. Благодаря метафоризации основных образов на страницах пьес происходит расширение пространственно-временных границ произведений.

  3. Метафора находится в центре системы словесно-изобразительных средств и приемов драматургии Л.М. Леонова, так как участвует в образовании сквозных символов творчества писателя. Способности метафоры к вскрытию истинной сущности явлений, благодаря её предсказательной функции, а также психологичности и эмоциональности, углубляют подтекст произведения, усиливают роль авторского начала в драматургии.

  4. Ремарки пьес Леонова насыщены образно-метафорическим контекстом, который выступает в неразрывной связи с общей системой тем и мотивов произведений. Особо значимой роль метафоры становится в ремарках, сопровождающих кульминационный момент развития действия в пьесах Леонова.

  5. Метафоризация характеров основных персонажей пьес Леонова представлена предельно широко: от метафорических фамилий героев пьес до характерных особенностей их внешнего вида и поведения, выраженных метафорическим языком. Персонажи объясняются с помощью метафор, придумывают друг другу метафорические прозвища, ассоциируют себя и других с явлениями погоды и объектами окружающего мира, что соответствующим образом выявляет отношение автора к герою или соответствующему событию.

На страницах диссертации впервые в качестве предмета исследования творчества Л.М. Леонова выступает метафора и её модификации, характеры и система словесно-изобразительных средств. Данными обстоятельствами и определяется её научная новизна.

Теоретическая значимость работы заключается в выявлении способов и механизмов метафоризации сюжетов и характеров драматургических произведений Л.М. Леонова. Теоретическая разработка проблематики диссертации направлена на конкретизацию имеющихся в литературоведении представлений о функциональной роли метафоры в сюжетно-тематическом и словесно-изобразительном аспектах художественного произведения.

Практическое значение диссертации связано с возможностью использования ее методики, материалов и выводов в комментариях к художественным произведениям драматурга, при разработке курса истории русской литературы XX века. Материалы исследования могут быть применены на практических занятиях, при проведении спецкурсов и спецсеминаров по драматургии Л.М. Леонова в вузах, а также в школьной практике, на уроках внеклассного чтения и факультативных занятиях.

В ходе апробации основные положения и выводы исследования докладывались на научных конференциях разных уровней: XI Всероссийской научно-практической конференции «Художественный текст: варианты интерпретации» (Бийск, 12 – 13 мая 2006 г.); VI Международной научной конференции «Русское литературоведение на современном этапе» (Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова, март 2007); XII Всероссийской научно-практической конференции «Художественный текст: варианты интерпретации» (Бийск, 18 – 19 мая 2007 г.); научной конференции преподавателей и аспирантов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина «XIII Державинские чтения» (февраль 2008); на научном семинаре аспирантов и студентов при Международном научном центре изучения творческого наследия Е.И. Замятина (2006, 2007, 2008); в 6 опубликованных работах, в том числе двух публикаций в журнале, соответствующем «Перечню изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения. Приложен список использованной литературы, состоящий из 182 наименований.