Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сюжет о царе-старце в русской литературной традиции : на материале корпуса текстов о праведнике Фёдоре Кузьмиче Гайдукова Евгения Борисовна

Сюжет о царе-старце в русской литературной традиции : на материале корпуса текстов о праведнике Фёдоре Кузьмиче
<
Сюжет о царе-старце в русской литературной традиции : на материале корпуса текстов о праведнике Фёдоре Кузьмиче Сюжет о царе-старце в русской литературной традиции : на материале корпуса текстов о праведнике Фёдоре Кузьмиче Сюжет о царе-старце в русской литературной традиции : на материале корпуса текстов о праведнике Фёдоре Кузьмиче Сюжет о царе-старце в русской литературной традиции : на материале корпуса текстов о праведнике Фёдоре Кузьмиче Сюжет о царе-старце в русской литературной традиции : на материале корпуса текстов о праведнике Фёдоре Кузьмиче
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гайдукова Евгения Борисовна. Сюжет о царе-старце в русской литературной традиции : на материале корпуса текстов о праведнике Фёдоре Кузьмиче : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Гайдукова Евгения Борисовна; [Место защиты: Том. гос. ун-т]. - Красноярск, 2008. - 215 с. РГБ ОД, 61:08-10/99

Введение к работе

Традиционные сюжеты и мотивы, чье изучение началось в XIX веке и по сей день не утратило своей актуальности, являются теми элементами, которые в наибольшей мере скрепляют единое целое русской литературы, связывая между собой разновременные эпохи. Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению корпуса текстов, варьирующих сюжет о «странствующем» императоре Александре I - Федоре Кузьмиче.

Старец Федор Кузьмич уже в конце XIX века представлялся легендарной фигурой. Сюжет о нем возник как результат мифологизации реальной исторической личности и подлинных событий, в результате чего они утратили историческую и личностную конкретность и вступили на длительный этап идейно-семантического обобщения. Вследствие этого процесса разнообразные слухи и предания «кристаллизировались» в единое сюжетное целое. Федор Кузьмич приобрел способность включаться в наррати-вы, конструируемые различными группами реципиентов. Он выступает и как отрекшийся император, и как апостол скопцов, и как местночтимыи томский святой, и как бродяга и каторжник, и как духовный наставник. В этих столь различных качествах в коллективной памяти сохраняются различные части «биографического нарратива» Федора Кузьмича и регулярно могут воспроизводиться в художественных произведениях. В связи с этим исследование обозначенного сюжета в ракурсе литературных традиций представляется весьма перспективным.

Актуальность данной работы связана с усилившимся в последнее время в отечественной науке интересом к типологии сюжетов русской литературы (Ю.М. Лотман, С.Г. Бочаров и др.), к взаимодействию художественных систем фольклора и литературы (сб. «Миф и литература», «Современная российская мифология»). В этом отношении постоянно приковывающий внимание исследователей историко-легендарный сюжет о Федоре Кузьмиче представляется максимально репрезентативным.

Также в отечественной гуманитарной науке в последние десятилетия активно развивается духовно-аналитическое движение, направленное на выявление христианских мотивов и образов в художественной литературе. В рамках этого направления идет широкая практическая работа по описанию литературного материала, имеющего непосредственное отношение к русской православной традиции. Однако личности Федора Кузьмича в основном оказывали внимание историки, литературоведческие работы на эту тему нам неизвестны. Данное диссертационное исследование представляет собой

1 Только в последние годы издано несколько монографий о Федоре Кузьмиче: Фомин СВ. Сибирский старец Федор Кузьмич. - М., 2003; Трубецкой А. Александр I. - М., 2003; Привалихин В.И.Так был ли старец Федор императором Александром? - Томск, 2004; Федоров В. Александр Благословенный - святой старец Федор Томский (монарх - монах). - Томск, 2004; Гриневич Г.С. Тайна императора Александра Первого. - М., 2005; Громыко М.М. Святой праведный Феодор Кузьмич - Александр I Благословенный. Исследования и материалы к житию. - М., 2007.

первый пример работы, в ходе которой предпринята попытка анализа индивидуальных черт сюжетного состава произведений о Федоре Кузьмиче в русской литературной традиции.

Целью исследования является комплексное изучение национально значимого сюжета о Федоре Кузьмиче как самостоятельной поэтической формы и целостной системе мотивов.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

  1. Проанализировать источники, зафиксировавшие фрагменты легенды о Федоре Кузьмиче, охарактеризовать специфику генезиса и развития сюжетных схем.

  2. Ввести и обосновать понятия «сюжет о царе-старце», «подвиг отречения от имени и статуса».

  3. Установить типологические связи корпуса текстов о Федоре Кузьмиче с произведениями иных культурно-исторических эпох.

  4. Раскрыть особенности циклизации сюжета, обусловленного включением в корпус произведений о царе-старце героев-«двойников», выявить типологически близкие мотивы в повествованиях о Федоре Кузьмиче и в народных преданиях о Вере-Молчальнице, отшельнике Игнатии, старцах Данииле Ачинском и Василии Каптырев-ском.

5. Охарактеризовать структурные и поэтические особенности художественных
произведений русской классической и региональной литературной традиции, создан
ных с использованием мотивов легенды о Федоре Кузьмиче.

Объектом исследования является изучение тенденций художественного освоения концепции отречения, которая лежит в основе Священного Писания и поэтому может быть определена как метасюжет духовной культуры.

Предмет исследования - практическая реализация указанного метасюжета в виде корпуса текстов о легендарном старце Федоре Кузьмиче.

Круг материалов исследования составляют принципиально важные примеры литературно-исторического осмысления легенды о праведном старце: образцы агиографической и духовной литературы (Томская и Новосибирская редакции жития Святого праведного старца Феодора Томского), фольклорный материал (легенды, слухи, рукописные свидетельства о посмертных чудесах, духовные стихи скопцов) и произведения классической русской литературы и литературы Сибири конца XIX - нач. XXI вв. (Л. Толстой, Н. Энгельгард, П. Гнедич, Д. Мережковский, А. Белый, А. Добролюбов, С. Бехтеев, А. Макарова-Мирская, К. Случевский, П. Бунин, Е. Глуховцова, Д. Андреев, Д. Самойлов, А. Кузнецова, Л. Бежин, В. Петрицкий, Н. Хоничев, П. Бецкой, В. Бу-нич, Г. Петров, В. Кожаринов, Т. Толстая, Д. Барчук, В. Сорокин, А. Литвин, Н. Брен-ников, Н. Ганина, С. Князев, Г. Аккудинов, Е. Витковский, Э. Бурмакин, В. Шамшурин).

Анализ столь разнородного на первый взгляд материала включает в себя как национальный, так и исторический аспекты, рассмотренные по принципу типологического сравнения, укорененного в духовном метасюжете культуры.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Сюжет о Федоре Кузьмиче, возникнув как сибирское сказание, быстро перерос локальные рамки Сибири и оформился в национально значимый.

  2. Корпус текстов о Федоре Кузьмиче типологически связан с произведениями иных культурно-исторических эпох, соотнесенных с духовно-философской темой отречения и преображения. Исследование ряда текстов восточной и западной литературной традиции, а также памятников древнерусской книжности позволил выявить принципиально важные инвариантные мотивные блоки, представленные в каждом из текстов конкретной сюжетной реализацией: 1. Уход героя, 2. Переодевание, 3. Узнавание героя.

  3. Сюжет о царе-старце развивается как линейно, так и циклически, в результате чего в корпус произведений о Федоре Кузьмиче включаются разнообразные тексты, восходящие к одной ритуально-мифологической схеме, центральные герои которых являются своеобразными «двойниками» легендарного сибирского старца (предания о Вере-Молчальнице, старце Авраамии, отшельнике Игнатии, подвижниках Данииле Ачинском и Василии Каптыревском).

  4. Подробный анализ возникновения и эволюции цикла легенд о Федоре Кузьмиче, позволяющий рассматривать сюжет о царе-старце как самостоятельную поэтическую форму и целостную систему мотивов, показал:

- сюжет о царе-старце состоит из двух частей, чьи структурные компоненты могут быть реализованы в конкретном художественном произведении как в полном объеме, так и частично;

первая структурная часть сюжета состоит из десяти мотивных блоков, связанных с жизнью в Сибири старца Федора Кузьмича; элементы второй структурной части сюжетной схемы связаны с обстоятельствами мнимой смерти императора Александра I и его таинственного ухода;

центральный мотивный блок, знаменующий собой лиминарную стадию бытия героя, связывающий между собой первую и вторую структурные части сюжетной схемы, связан с переодеванием героя и его уходом под чужим именем.

5. Обращение к сюжету о царе-старце Л. Толстого позволяет судить о масштабе
влияния личности Федора Кузьмича на русскую литературу. Повесть Л. Толстого,
представляющая собой первую литературную обработку легенды, стала сюжетом-
образцом по отношению к последующим опытам обращения к исследуемому сюжет
но-образному материалу.

6. Многократные обращения к сюжету о царе-старце на протяжении XX века обнаруживают его жизнеспособность, возможность реализовываться в разнообразных жанровых формациях. В ключевых текстах конца XX - начала XXI вв., варьирующих сюжет о старце-царе, структура классического сюжета претерпевает собственную деконструкцию. Яркий пример десакрализации образа Федора Кузьмича представлен в романе Т. Толстой «Кысь» - эмблематичном примере мифотворчества конца XX века.

В методологии работы сочетаются принципы структурно-типологического, сравнительно-сопоставительного и мотивного методов анализа. Труды М. Бахтина, Ю. Лотмана, А. Панченко, Б. Успенского, В. Живова в области семиотики культуры; Е.М. Мелетинского, А.Л. Зорина, В. Проскуриной, Е.Е. Левкиевской по изучению механизмов образования мифологических моделей; О. Фрейденберг, А. Веселовского, В.Я. Проппа, Б. Путилова, В.И. Тюпы, Б.М. Гаспарова, В.В. Прозорова, И. Силантьева по теории сюжета и мотива определили методологический фундамент диссертации.

Научная новизна исследования связана с тем, что в научный оборот вводится понятие «сюжет о царе-старце», систематизирован и описан разнообразный материал, связанный с проблемой генезиса и эволюции сюжетных схем, при этом некоторые источники публикуются впервые. В работе обозначен круг произведений русской литературы конца XIX - нач. XXI вв., в структуре которых задействованы отдельные элементы и группы мотивов сюжета о Федоре Кузьмиче, и предпринята попытка литературоведческого анализа этих текстов, что позволило увидеть новые пласты смысла данных произведений и выявить их внутреннее единство. Наконец, в диссертации подробно проанализированы полярные рефлексии исследуемого сюжета (творчество Л. Толстого и Т. Толстой); расположенный между «полюсами» корпус «переходных» текстов обозначен как необходимая составляющая жизнеспособности сюжета.

Научно-практическая значимость диссертации обусловлена возможностью использования содержащихся в работе материалов, положений и выводов в общих лекционных и специальных курсах по истории русской литературы в высшей школе, в частности, при создании научно- и учебно-методических пособий для студентов-филологов. Работа представляет интерес для педагогов дополнительного образования, составляющих авторские учебные программы по истории русской духовной культуры: в данном случае материалы исследования могут являться частью регионального компонента программ. Результаты работы также могут быть использованы при составлении словарей сюжетов и мотивов, в эдиционной практике при составлении комментариев к текстам русских авторов.

Диссертация прошла апробацию на кафедре русской литературы Красноярского государственного университета им. В.П. Астафьева и на конференциях по христианству, культуре и литературе, среди которых: «VIII Рождественские чтения» (Красноярск, 2006), «Первые музейные научно-образовательные чтения "Сквозь века несущие

свет"» (Красноярск, 2006), «IV астафьевские чтения: Всероссийская научная конференция» (Красноярск, 2006), «IX Рождественские чтения» (Красноярск, 2007), «Изменяющаяся Россия в литературном дискурсе: исторический, теоретический и методологический аспекты» (Магнитогорск, 2007), «X рождественские чтения» (Красноярск, 2008).

Содержание исследования отражено в шести публикациях.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 321 наименование. Общий объем исследования 214 стр.

Похожие диссертации на Сюжет о царе-старце в русской литературной традиции : на материале корпуса текстов о праведнике Фёдоре Кузьмиче