Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Соотношение лирического и эпического начал в поэмах Александра Блока И Мен Хен

Соотношение лирического и эпического начал в поэмах Александра Блока
<
Соотношение лирического и эпического начал в поэмах Александра Блока Соотношение лирического и эпического начал в поэмах Александра Блока Соотношение лирического и эпического начал в поэмах Александра Блока Соотношение лирического и эпического начал в поэмах Александра Блока Соотношение лирического и эпического начал в поэмах Александра Блока Соотношение лирического и эпического начал в поэмах Александра Блока Соотношение лирического и эпического начал в поэмах Александра Блока Соотношение лирического и эпического начал в поэмах Александра Блока Соотношение лирического и эпического начал в поэмах Александра Блока
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

И Мен Хен. Соотношение лирического и эпического начал в поэмах Александра Блока : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Москва, 2006 175 с. РГБ ОД, 61:06-10/1054

Содержание к диссертации

Введение 2

ГлаваІ. «Возмездие» (1910-1921) 8

  1. Путь к «эпосу» 8

  2. История создания поэмы 18

  3. Лирические вступления в художественной структуре «Возмездия» 29

3-1. Конструкция текста в виде «концентрических кругов» 29

3-2. Пролог и композиционное «кольцо» 34

3-3. Лирическая характеристика эпохи 57

Глава II. «Соловьиный сад» (1915) 68

  1. Лирическое переживание как объект «эпоса» 68

  2. Жанровая характеристика 74

2-1. К проблеме лирической поэмы 74

2-2. Понятие лирического героя и герой «Соловьиного сада» 86

3. Сюжетный план 93

3-1. Эпический план сюжета 93

3-2. Лирический план сюжета 103

Глава III. «Двенадцать» (1918) 117

  1. Сопряжение «лирики» и «эпоса» как основа художественного синтеза 117

  2. Революция-стихия 126

  3. Старый мир 131

  4. Любовная история 138

  5. 'Исус' Христос 144

Заключение 155

Библиография 162

Введение к работе

Лиризм Блока включает в себя неотъемлемую эпическую составляющую. Эта художественная черта неоднократно отмечалась в критической литературе. Среди современников поэта В.Я. Брюсов ранее всех почувствовал эпический характер блоковской поэзии и заявил, что «А. Блок скорее эпик, чем лирик». Отдельные стихотворения Блока ему показались «разрозненными частями», образующими одно «целое», в данное время до конца недосказанное.1 Позже Ю.Н. Тынянов назвал стихи Блока «стихотворными новеллами» и в них первым увидел образ «лирического героя».

Сам поэт считал свои книги «романом в стихах» и не раз подчёркивал эпические черты своей лирики. В 1908 году в предисловии к сборнику «Земля в снегу» Блок написал слова, ключевые для понимания его творчества: «План третьей книги моих стихов — неизбежная, драматическая последовательность жизни».3 Как отмечает З.Г. Минц, план такого рода предполагает «осознание жизни как движения», которое чрезвычайно характерно для зрелого Блока.4 «Жизнь как движение» — это не только личная жизнь поэта, но это ещё ощущение им ритма и пульса своей эпохи, понимание единого мирового процесса. Благодаря творчеству рамки жизни поэта раздвинулись, обретя громадный эпический размах. Блок-поэт стал «больше себя» (V, 368), больше Блока-человека. Это

См.: Брюсов В.Я. Александр Блок. Нечаянная Радость // Александр Блок: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2004, с. 64-65.

2 Тынянов Ю.Н. Блок// Он же. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977, с. 119.

3 Блок. А.А. Собр. соч. в 8 тт., т. 2. M.-JL: Художественная литература, 1960, с. 371.
Далее ссылки на это издание даются в тексте диссертации в скобках с указанием тома и
страницы. Здесь и далее выделение жирным шрифтом и курсивом — наше, а выделение только
курсивом — автора цитаты.

4 Минц З.Г. Лирика Александра Блока // Она же. Поэтика Александра Блока. СПб.: Искусство-
СПб, 1999, с. 330.

поняла и оценила А.А. Ахматова, назвавшая его «трагическим тенором эпохи».

Творчество Блока в своём юношеском периоде не знало такого сильного стремления к «эпосу», каким оно стало в его поэзии позднейшего времени. Хотя и в ранний период творческой жизни поэтом были сделаны попытки создания эпической формы — поэмы. Так, например, поэма «Её прибытие» (1906) отражает впечатления от первой русской революции. Пройдя период «недвижности» Прекрасной Дамы,6 Блок в сборнике «Нечаянная радость» (1907) явно обратился к динамике жизни, поняв, «как высоко небо, как широка земля, как глубоки моря и как свободна душа» (II, 369). К концу 1900-х годов в соотвествии с сознательным уклонением от «лирики» у Блока становится устойчивой тенденция к эпическому творчеству. Безусловно, на рост эпического составляющего в блоковском творчестве воздействуют и сам исторический процесс и напряжённо изучающее отношение поэта к нему. Как пишет Д.Е. Максимов, «едва ли не важнейшим признаком эволюции Блока служит тесная связь её с основными периодами и решающими событиями русской истории начала века».7

Примечательно, что усиление эпической тенденции в творчестве Блока не сопровождается ослаблением лирического начала. Это становится ясно, если обратиться к его лирике, особенно к стихам из третьего тома лирики. Там историко-эпические мотивы занимают значительное место, но, вместе с тем, лирическое начало (эмоциально напряжённая мысль, личное

5 Ахматова А.А. Три стихотворения // Она же. Стихотворения. Поэмы. Проза. Образ поэта. Изд.
2-е. М.: Педагогика-Пресс, 1995, с. 214.

6 В сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (1905) ряд стихотворений объединён под заглавием
«Недвижность». По мнению П.П. Громова, слово «недвижность» характеризует Прекрасную
Даму, а также первый этап творческой эволюции Блока (См.: Громов П.П. А. Блок. Его
предшественники и современники. Л.: Советский писатель, 1986, с. 105-107). Между прочим,
Блок взял это слово из стихотворения B.C. Соловьёва «Бедный друг! Истомил тебя путь».

7 Максимов Д.Е. Александр Блок и революция 1905 года // Революция 1905 года и русская
литература. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1956, с. 246.

переживание) не ослабляется, а скорее находит более углублённое и расширенное воплощение, сопрягаясь с историко-повествовательным содержанием.

Таким образом, блоковское творчество предстаёт перед нами как единая художественная система, органично сочетающая в себе лирическое начало с эпическим. Поскольку сопряжение двух начал является одним из существенных принципов, лежащих в основании всего творческого мира Блока, то данная проблема будет сохранять свою актуальность до тех пор, пока не будут проанализированы с этой позиции все произведения поэта.

Эпическая тенденция, которую несла в себе блоковская поэзия, непрестанно требовала выхода за пределы традиционных жанровых форм и стилей лирики. В ранний период блоковская лирика уже смогла преодолеть узкие рамки жанра лирического стихотворения путём циклизации. Цикличность тяготеет также к «романному» началу, которое объединяет всю лирику в единый сюжет — сюжет «вочеловечения». Однако для решения актуальных эпических задач (воплощения духа времени, восстановления объективной исторической картины, создания образа современного поэту человека) нужна была другая форма, более приспособленная к объективному описанию внутренних и внешних событий, переживаемых поэтом. «В творческом сознании зрелого Блока, — объясняет Д.Е. Максимов, — мысли о его личном пути всё определённее и настойчивее сближались с его представлением о пути общем, соотнесённом с большой историей. Вместе с тем всё сильнее развивалось в Блоке ощущение недостаточности чисто лирических способов художественного мышления и стремление к объективным

формам творчества». Так была найдена такая жанровая форма, которая по своей природе не уязвляет лирическую основу художественной мысли

Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л.: Советский писатель, 1981, с. 142-143.

поэта и одновременно обладает широкими эпическими возможностями её воплощения. Итак, поэма — традиционный лиро-эпический жанр — становится тем художественным обличьем, где наиболее активно происходит разнообразное сочетание лирических и эпических свойств блоковской музы.9

Тема соотношения «лирики» и «эпоса» в творчестве Блока признана актуальной для блоковедения, но ещё не получила глубокого специального изучения. Только в некоторых исследованиях лирики Блока мы видим развитие этой темы. Среди них работа З.Г. Минц «Лирика Александра Блока» ценна тем, что в ней прослеживаются один из важнейших аспектов данного вопроса: развитие лирического сюжета и развитие образа лирического героя как в рамках отдельных циклов, так и в рамках каждого из 3-х томов блоковской лирики. Исседования Минц представляют собой фундамент для дальнейшего разностороннего освящения соотношения лирического и эпического в каждом жанре — в лирике, в поэме и в драме.

В данной диссертационной работе основное внимание обращено на жанр поэмы как на особую творческую область поэта, сама художественность которой зависит имєешо от разнооборазия форм синтеза лирических и эпических элементов. Научная новизна работы заключается в том, что поэмы Блока, мало изученные по сравнению с его лирическими стихотворениями, рассматриваются с точки зрения переплетения в них «лирики» и «эпоса». Этот тип анализа до сих пор не применялся.

Среди поэм Блока мы выбрали предметом анализа три произведения — «Возмездие», «Соловьиный сад» и «Двенадцать», — учитывая, что они были созданы поэтом после его последнего крупного творческого

9 В диссертации мы специально не ставили перед собой задачу дать определение жанра поэмы.
Наш анализ опирается на общепринятое понимание данного жанра, но по ходу анализа в
необходимых местах излагается наше мнение о характере жанра поэмы.

10 Этот аспект рассмотрел и американский блоковед Д.А. Слоан. См.: Sloane D.A. Aleksandr
Blok and The Dynamics of The Line Cycle. Columbus, Ohio: Slavica Publishers, Inc., 1987, pp. 117-
327.

перелома в конце 1900-х годов. В них, по нашему мнению, отразились самые зрелые мысли Блока о художественном синтезе «лирики» и «эпоса».

Поэмы Блока находятся в том же русле развития, что и вся его лирика. П.Н. Медведев, будучи одним из первых исследователей блоковских поэм, сказал, что «поэмы Ал. Блока — как бы узловые станции, к которым сходятся пути его лирических вдохновений».11 Разрозненные мотивы лирических стихотворений Блока соединяются постепенно в более крупные поэтические образования, особенно в поэмы. В этом Медведев видит общую черту генезиса всех блоковских поэм. «Каждая из них является как бы итогом некоего отрезка творческого пути поэта, — ив своём идейном содержании и в своих стилистических особенностях». Из этого возникает проблема преемственности лирики Блока в его поэмах. Эта проблема тесно связана с темой нашей работы, поэтому мы исследовали их вместе.

Учитывая больше всего неповторимость и самостоятельность художественной структуры каждого произведения, мы сосредоточили наш анализ на выяснении особенностей соотношения лирического и эпического начал в конкретно каждой поэме. В этом и состоит цель работы.

Термины «лирическое» и «эпическое», прежде всего, обозначают характеры двух литературных родов — лирики и эпоса. Различие между ними состоит в том, что в первом (в лирике) первичным является субъект высказывания, его собственные переживания и мысли, а во втором (в эпосе) — объективное событие, передающееся через речь повествователя. При анализе этого различия мы касаемся вопроса отношения автора и героя, который в современном литературоведении считается основным критерием для определения жанра. Кроме того, слова «лирическое» и «эпическое», в определённом контексте, указывают на два типа

11 Медведев П.Н. Драмы и поэмы Ал. Блока. Л.: Изд-во писателей, 1928. С. 163.

12 Там же.

художественной речи — на поэзию (стихотворный тип) и на прозу (повествовательный тип). Поскольку к жанру поэмы относятся, как правило, произведения, написанные в стихах с рифмой и ритмом, отличие «лирики» от «эпоса» на речевом уровне мы видим в слово-образной системе, которая в поэзии «обладает повышенной ёмкостью всех составляющих её элементов».,3 Наконец, оппозиция «лирического» и «эпического» соответствует тематическому контрасту между «личным» и «общим». Итак, в данной диссертации, выясняя соотношение «лирического» и «эпического» начал, мы делаем это в трёх аспектах — родовом, речевом и тематическом. Это и представляет собой главную задачу нашей работы.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии. Каждая глава посвящена анализу одной из трёх поэм, причём первый раздел каждой главы посвящен общей характеристике произведения и выделению конкретных текстологических задач.

Методологической основой диссертации послужили исследования трёх типов: во-первых, исследования по теоретической и исторической поэтике таких учёных, как Л.Я. Гинзбург, Ю.М. Лотман, М.М. Бахтин, Б.А. Успенский, Б.В. Томашевский, Н.Д. Тамарченко, В.Д. Сквозников; во-вторых, работы Д.Е. Максимова, З.Г. Минц, П.П. Громова, А.А. Авраменко, прослеживающие творческую эволюцию Блока; в-третьих, специальные исследования блоковских поэм, выполненные П.Н. Медведевым, В.Н. Орловым, Г. Ремеником, Л.К. Долгополовым, Г.Г. Глининым.

Основные положения диссертации нашли отражение в четырёх публикациях автора и излагались в выступлениях на Ломоносовских чтениях, проходивших на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова в 2003 и 2004 годах.

Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987, с. 293.

Похожие диссертации на Соотношение лирического и эпического начал в поэмах Александра Блока