Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гоголевские сатирические традиции в творчестве Александра Блока Лебеденко Наталия Петровна

Гоголевские сатирические традиции в творчестве Александра Блока
<
Гоголевские сатирические традиции в творчестве Александра Блока Гоголевские сатирические традиции в творчестве Александра Блока Гоголевские сатирические традиции в творчестве Александра Блока Гоголевские сатирические традиции в творчестве Александра Блока Гоголевские сатирические традиции в творчестве Александра Блока Гоголевские сатирические традиции в творчестве Александра Блока Гоголевские сатирические традиции в творчестве Александра Блока Гоголевские сатирические традиции в творчестве Александра Блока
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лебеденко Наталия Петровна. Гоголевские сатирические традиции в творчестве Александра Блока : ил РГБ ОД 61:85-10/34

Содержание к диссертации

Введение

2. Глава первая, Традиции гоголевских принципов сатирической типизации Е лирике А.Блока /стихотьорные циклы "Пляски смерти'1 и "йизнъ моего приятеля" 15 - 73

3. Глава вторая. Развитие Гоголєеских сатирических традиций Е поэмах А.Блока /"Воз мездие", "Двенадцать" 74 -142

4. Заключение 142-150

Введение к работе

Объективной закономерностью культурного* и, е частности, ли-тературно-художестьенного развития общества яеляєтся историческая преемственность. В.И.ленин е "Проекте резолюции", написанном для I Всероссийского съезда Пролеткульта, решая проблему культурного наследства с подлинно научных позиции, отмечал, что "марксизм отнюдь не отбросил ценнейших завоевании буржуазной эпохи, а, напро-тие, усеоил и переработал есє, что было ценного е более чем двухтысячелетием развитии человеческой мысли и культуры". В художественном наследии, е традициях литературы и искусства В.ИЛенин видел оснобу для "действительно нового, еєликого коммунистического искусства, которое создает і^орму соотеєтстеєнно СЕоему содержанию". Без осеоєния прогрессивных и преодоления устареЕших традиций не мыслимо само понятие поступательного движения литературы.

Проблема литературной преемственности особенно актуальна е периоды резкого общественного перелома, на переходе к ноЕому этапу развития, и касается тех её представителей, тьорчестЕо которых приобретает роль своеобразных итогов. В литературе конца XIX-начале XX Енка это относится к поэтической практике А.Блока. Как справедливо отмечает Л.Гинзбург, "Блок не только центр поэзии своего времени, .. .Алок сознательно езял на себя ответственность за проблематику, завещанную русской историей, общественным раз-Еитием России, и за проблематику,, предложенную современностью... присущее Блоку интенсивное восприятие традиций, е осноеном традиций русской литературы XIX ьека, сочеталось с поэтическими открытиями. ..".

  1. Ленин В.й. Полн.собр.соч., т.41, с.461.

  2. Ленин В.уі. О литература и искусстве,- ГЛ.: Политиздат, 1969,с.666.

  3. Гинзбург Л. О лирике. Изд. 2-е, доп.- Л.: Советский писатель, 1974, с.24^-244.

Предметом данного исследования яьляется анализ восприятия и развития гоголєеских сатирических традиций в ТЕорчестЕе Александра Блока.

Актуальность и.новизна проблемы. Диссертация посвящена важной теме современного литературоведения - изучению идейно-эстетической преемственности в области сатиры. Исследование истокое, особенностей поэтики сатире в ТЕорчестЕе А.Блока является серьезной задачей, отвечающей ьзгляду, утЕердиьшемуся б советском литературоведении на проблему традиций как на сложный диалектический процесс отрицания и преемственности е сфере общих художественных концепции действительности, эстетических принципов, форм ПОЕЄСТ-вования.

Решение "блокоЕской темы" с точки зрения соотношения поэтических систем, ставшее в настоящее время одним из интереснейших и продуктивных аспектов блокоЕедения, интересовало советских ли-тературоведоЕ еще е ЗОе годы /Ю.Тыняное, П.Мєдеєдєе, К Чуковский, С.Нельс/. Однако работы тех лет нередко сводились к установлению енєшних соотеєтстеий и прямых текстуальных заимствований, носили

описательный характер. Тем не менее, на определенном этапе такие исследования были необходимы и сыграли большую роль е первоначальном изучении материала. А статья Ю.Тынянова "Блок и Гейне"^ может служить образцом углубленного и точного проникновения в коренную идейно-художественную специфику ТЕОрЧеСТЕЭ поэтов.

  1. См.: Бушмин А.С. Преемственность литературного развития. В кн.: Наука о литературе.Проблемы.Суждения.Споры.- М.: Современник, I980,c.I4O-I84; Слюсарь А.О. Питання літературної спадкоэмност! у світлі ленінського ечєння.Радянське лІтературознаЕСТЕо,І98І, J 4, с ,13-24.

  2. Мєдбєдєе П. ТЕорческий путь Ал.Блока. Сб."Памяти Блока",2-е изд. доп.- Пб,: Полярная Звезда,1929; Нельс С. Романтическая ирония и критика буржуазного мира /А.А.Блок/ : Красная ноеь, 1931, №10-11.

  3. Тынянов Ю. Блок и Гейне. Сб."Об Александре Блоке".- Пб.: Картон, домик,1921.

3 литературе о Блоке последних десятилетий появилось немало солидных трудов, посвященных Еопросу творческого Езаимодействия различных художественных систем. Среди них следует назвать работы л.Гинзбург, ії.ГромоЕа, И.Крука, ш.Лєечєнко, д.Максимова, З.минц.

УТЕерДИЕШИЙСЯ Е СОЕрЄМЄННОМ С0Е8ТСК0М ЛИТврЭТурОЕвДвНИИ ПОДХОД к проблеме традиций существенно расширяет саму постановку Еопроса, позеоляєт Енутрилитературные сеязи рассматривать как процесс активного взаимодействия. Под активным взаимодействием художественных систем понимается не непосредственный контакт их в пределах одного исторического Бремени, а имеется б виду процесс Еосприятия предшествующего художественного опыта, при котором та же поэтическая система Блока, ьобравшая е себя гоголеь-ские сатирические традиции, бросает сеєт на своеобразие сатиры Гоголя.

Вопрос истолкования гоголєеской традиции е творчестве а.ьло-ка е научной литературе не нов. В существующих исследованиях /главным образом е работах И.Крука, З.Минц, В.Паперного/ факты соотнесенности произведений Блока с гоголевской традицией интер-

ПреТИрОЕЭЛИСЬ E КОНТЄКСТЄ СПвЦИфИЧЄСКИХ ЕОПрОСОЕ, ЕОЗНИКЭЮЩИХ E

рамках изучения творчества А.Блока. Так, например, ИЛ'.Крук в статье "Блок и Гоголь" анализирует тематический аспект гоголєе-

ской традиции в ТЕорчестье Блока.

1 Гинзбург Л. О лирике,2-е изд.,доп.-Л.: Советский писатель,Г974,
С.243-ЗГГ; Громов П. А.Блок,его предшественники и современники.-
ivi.-ji., Г966? Крук й. Блок и Гоголь. Русская литература, Г96Г,

Р Г,с.65-103; Левченко гл. Блок и поэзия м.Бажана.- СО. Вопросы русской литературы,- Льеое, 1980, еып Л/35/, с. 58-66; Максимов Д. поэзия и проза Ал.Ълока.- Ji.: Советский писатель Д9Ы; глинц у.Г. Александр Блок и русская реалистическая литература aIX века: Авторе^., дис... д-ра ^илол.наук,- Тарту,Г972, 46 с.

2 См.: Крук Л.Т. Блок и Гоголь. Русская литература, 1961, & Г.

Применение подхода, направленного на изучение индивидуального Еосприятия» позволило получить широкую картину, е которой соответствующие элементы гоголевских традиций предстают е качестве материала, определенным образом переработанного в ТЕорчест-еє Блока.

Следует отметить, что е последние годы заметно повысился интерес к исследованию сатиры е русской литературе начала XX Еека. Усилиями многих советских ученых дан детальный анализ сатиры м.Горького, Д.Бедного, пролетарских поэтов, В.Маяковского е "Но-еом Сатириконе", изучено творчество буржуазно-либеральных сатириков, группироЕаЕшихся вокруг "Сатирикона".

Относительно постановки этого Еопроса е трудах Олокоеєдое следует сказать, что ео многих работах тема заявляется, но эволю-ция сатиры е творчестье Блока, поэтика её до сих пор не Еыяснены. А еєдь ещё е 1922 году С.Городецкий справедливо писал; "Ни одна статья из бесчисленных появившихся после смерти Блока статей не говорит о нем как о сатирике. А сатира - основной тон всех лет его немоты и отчаяния".

Многообразные аспекты проблемы гоголєеских сатирических традиций в тЕорчестЕв А.Блока е исследовательской литературе сводятся к наблюдениям и обобщениям, имеющим фрагментарный характер. Задача комплексного исследования, данной проблемы не ставилась, степень изученности ьопросов сатирического ТЕорчестЕа Блока и ГОГОЛЄЕСКИХ сатирических традиций е нем остается ещё недостаточной.

Научная новизна диссертации заключается е том, что б ней вперЕые предлагается целостная концепция освоения и развития А.Блоком гоголєеских сатирических традиций и доказываются следующие положения:

I Городецкий С. Воспоминания об Александре Блоке. Печать и революция, 1922, J I, с.78.

обращение А.Блока к сатирическому наследию Н.В.Гоголя связано с развитием мировоззрения поэта, поисками им "положительных ценностей" "земного происхождения";

своеобразие процесса изменения сатирического начала е ТЕорче-стеє А.Блока во многом определяется восприятием и разЕїїтием го-голєеских сатирических традиций»

Б работе содержатся существенные ноенє наблюдения над эволюцией сатиры А.Блока:

определяются важнейшие темы сатирического тЕорчестЕа поэта: тема деградации человека е еєк "буржуазного богатства", тема "власти" е эпоху политической реакции, тема разложения и гибели "страшного мкра";

прослеживаются и характеризуются осноеньіє этапы развития сатирического начала б ТБорчестБе А.Блока третьего периода, выявляются основные средстЕа сатирической типизации, закономерность их использования.

Выбор хронологических рамок исследования обусловливается рядом причин.

Во-первых, поворотом поэта к этической проблематике е период политической реакции, четкой нравственной оценкой яелєний, резким противопоставлением "добра и зла". Идейные ценности, выработавшиеся у Блока б этот период - понятие о долге, об обязанности человека и художника как высшем принципе жизни и ТЕорче-стеэ - питалось растущей ненавистью к полицейскому строю и буржуазной пошлости. Это стало причиной интенсивного развития е тЕорчестЕе Блока сатирического начала, прояЕившегося б циклах "Пляски смерти", "Жизнь моего приятеля", поэме "Возмездие".

Во-вторых, особенностями блокоЕСкого восприятия революционных событий конца 1917 - начала 1918 гг. -до предела накаленного чуьстЕа Еремени. Блок напряженно размышляет над вопросами "худож-

ник и революция", "личность и народ". Все его статьи, выступления, днвЕНикоЕие записи, письма этого периода полны "музыкой революции", ставшей для него глэеным критерием оценки поведения художника. Он осуждает тех представителей буржуазной русской интеллигенции, кто проклинает революцию /З.Гиппиус, Д.МережкоЕСКИй/, и тех, кто замкнулся е своем узком мирке, разочаровался е рєеолюции и народе только потому, что действительные события, происходящие е России, не укладываются е их представления о народе и революции, лудожественным отражением осуждения позиции буржуазной интеллигенции е рєеолюции явилось сатирическое изображение представителей "старого мира" е поэме "Двенадцать".

В-третьих, эволюцией мировоззрения поэта, происходящей под елияниєм революционных событий е России 1905-1907 гг., яоеым отношением Блока к традициям русской реалистической литературы ХЕХ века. В частности,пересматривая сеоє отношение к Гоголю, поэт Еыде-ляет е его духоЕНом наследии концепцию "прекрасной России будущего", концепцию, которая стзноеится центральной е мировоззрении Блока периода статей о народе и интеллигенции.

В процессе осмысления наследия Гоголя поэт преодолевал консервативные черты идейной позиции Гоголя -так, евдєляя и усиливая черты "стихийности" е гоголєеском образе России, Блок усмотрел Е этом образе концепцию революционной миссии русского народа,.

Восприятие реЕОЛюционных событий конца 1917 - начала 1918 гг. сопровождалось у Блока гоголєескими образами "шума", "гула", а многие приметы реальности, сливаясь с образами гоголєеского теор-чества, еходят е поэму "Двенадцать".

Таким образом, рамки исследования ограничиваются появлением и развитием сатирического начала е ТЕОрчестЕе Блока и ноеым, собственно блокоЕСКИм толкованием художественного ТЕОрчестБа и личности Гоголя, что хронологически определяется б теорчєстеє Блока І907-І9І8 гг.

Актуальность проблемы, фрагментарность её научной разработки обусловили конкретные задачи диссертационной работы, состоящие б следующем:

Изучить разЕитие гоголєеских сатирических традиций е 6локоб-ской лирике третьего тома, в поэмах "Возмездие" и "Двенадцать".

Проследить эеолюцию сатиры Блока, её своеобразие, направленность, значение б формировании образной системы творчества.

Определить взаимозависимость эеолюции мировоззрения поэта и характера сатирического изображения действительности.

Для выполнения этих задач привлекается не только художественное ТБорчество поэта, но используются критические и публицистические статьи, речи и этюды, очерки, рецензии, днєеники, эпистолярное наследие, материалы, позволяющие ещё глубже осмыслить идейное развитие, логику духовного пути поэта.

Методологической осноеой работы является марксистско-ленинская теория традиций, важнейшие принципы которой сформулированы в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.Л.Ленина.

К.Маркс ео "Введении к "Критике политической экономии" указывал на ту роль, которую играет процесс накопления культурных ценностей б истории художественной культуры. Он подчеркивал, что произведения искусства ушедших еєкоб "ещё продолжают доставлять

нам художественное наслаждение и е изеєстном отношении служить

нормой и недосягаемым образцом". Исходя из понимания социальной природы национальной культуры /"е каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры" /, В.И.Ленин доказал, что подлинно научная дифференциация и отбор традиций еозможєн в том случае, когда учитывается классовый характер культуры, а б статьях о

  1. йіаркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.12,с.737.

  2. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.24, с.120.

Л.Н.Толстом показал, как надо Еыделять в традициях то, что подлежит унаследованию и развитию.

Марксистская теория традиции является продуктивной методологической основой всестороннего и объективного историко-литературного исследования конкретних традиций как обладающих определенным содержанием комплексов Енутршштературных сеязєй.

В качестве метода, на котором оснсЕьшается исследование яе-лений традиции, в работе применяется метод литературоведческого сравнительно-исторического анализа, именно на основании сопоставления "сатирического" е творчестве А.Блока с сатирой ІЇ.В.Гоголя можно определить еклэд поэта е обноЕление и обогащение ноеыми художественными достижениями и открытиями е области сатиры на почеє развития гоголєеских сатирических традиции.

Задачи исследования требуют конкретизации теоретико-литературных понятий. В первую очередь необходимо определить содержание термина "сатира".

Вопросы теории сатиры получили осеєщєниє б фундаментальных трудах Я.Эльсберга "Вопросы теории сатиры", Д.Николаеьа "Смех -оружие сатиры", Ю.Борева "Комическое, или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утЕерждает радость бытия", а также е работах, б которых исследуется более узкий круг вопросов: И.ДзвЕерина "Проблема сатиры б революционно-демократической эстетике", Б.Минчина "Сатира е естетиці соціалістичного реалізму", А.Лука "0 чувстве юмора и остроумия". Обилие исследований., однако, отражает скорее дискуссионность, незавершенность процесса изучения предмета, т.к. однозначного отеєтз на вопрос, что такое "сатира" как литературоведческая категория мы е этих трудах не находим. Сатиру определяют и жанром, и родом, и еидом литературы, способом типизации, разновидностью художественного пафоса, даже методом.

- II -

В определении сатиры как жанроЕО-видоЕой категории /Г.Абра-моеич, П.Волынский, В.Ермилс-ь/ не учитывается специфика сатиры как типа эстетического отношения к действительности.

Некоторые исследователи /Ю.Борев, д.Николаев/ относят сатиру к родовой категории, уточняя при этом сЕое понимание рода литературы: ".это тип эстетического.отношения к действительности, постепенно выкристалиизоЕЫЕаЕШИйся е определенную устойчивую художественную структуру /форму/". Г.Поспелов, Еыступая протиЕ такого понимания сатиры утверждает, что Еыделение сатиры в особый род неосноЕательно, так как "сатира может существовать и в эпосе, и Е лирике, и е драматургии".

В настоящем диссертационном исследовании содержание понятия "сатира" принимается е формулировке Л.И.Тимофеева: "Особое место б литературном процессе занимает сатира, т.е. такое художествен-'-ное изображение действительности, которое, подчеркивая и гиперболизируя отрицательные яелєния жизни, издегаясь над ними, показывает несоответствие этих ЯЕлений тем идеалам, за которые борется писатель, и тем самым способствует преодолению отрицательных яе-лении, дооеде ноеого над старым.

К Еажнейшим вопросам теории сатиры относится вопрос диалектически двойственного характера сатирического конфликта. Речь идет о принципиальной возможности возникновения е произведениях сатиры трагических мотивов и ситуаций. Все исследователи единодушны е утверждении того, что е произведениях некоторых писателеЁ-сатирикоЕ еслєд за осуждением и осмеянием частного яелєния возникает осознание трагичности всеобщего, крупицей которого предстает это частное. Так, Н.В.Гоголь, характеризуя художественное своеоб-

  1. БореЕ Ю. Комическое...- М.: Искусство, 1970, с.119.

  2. Поспєлое I. Проблемы исторического развития литературы.- М., 1972, с137.

  3. Тимофеев Л.И. 0 систематизации осноеных понятий теории литературы.- Литература б школе, 1955, J 2, с.72.

разие сеоєй поэмы "Мертвые души", отмечал, что "громадно несущаяся жизнь" предстает б ней "скеозь еидимий миру смех и незримые, неведомые ему слезы".

К еопросам, которые уже не являются дискуссионными е теории сатиры, относится вопрос о предмете или объекте сатирического изображения. Теоретики сатиры ,сходятся на том, что предмет сатиры - это "общественное явление, которое с философскс—социологической точки зрения есть явление отживающее, с политической - реакционное, с моральной - злое и фальшивое, с эстетической - комично, вернее, является одним из типое комического".

Таким образом, еидно, что степень разработанности основных принципиальных положений теории сатиры неоднозначна, это ЕызыЕа-ет дополнительные трудности при переходе к конкретному анализу предложенной темы исследования. Тем не менее, приемлемая доказательность основных теоретических положений позволяет исходить из них при освещении проблемы гоголєеских сатирических традиций в творчестве Блока.

Принципы сатирической типизации е теорчєстеє Блока и Гоголя отличаются разнообразием, но особо следует Еыделить гротескный принцип сатирической типизации и ироническую трактовку предмета обличения. В соЕременном литературоведении гротеск определяется достаточно едшодушно как "структурное пересоздание реального облика изображаемых фигур или яьлений"/Д.Николаев/, "преувеличение и заострение, где сатирическое сочетается с фантастическим"/Ю.Бо-Рєе/.

  1. Гоголь Н.В. Поли.собр.соч.,т.І-І4,- М.,1937-52,т.6,с.134. При последующих ссылках на это издание в тексте указывается номер издания по списку литературы/2.49/, том и страница.

  2. Борев Ю. Комическое..,, с.25-26.

  3. Николаев Д. Сатира Щедрина и реалистический гротеск,- М.: Худ. лит-ра, 1977, с.17.

  4. БореЕ Ю, Комическое..., с.223.

- ІЗ -

Ирония представляет одну из наиболее сложных и недостаточно исследованных срорм осмеяния. В "классическом" смысле данное понятие означает троп, стилистическое средство для иносказательного выражения насмешки. Это "отрицание б логически утвердительной форме

Однако философско-эстетическая традиция ХСХ Еека утвердила

так называемую "романтическую иронию", претендующую на унтерів сальное постижение принципоЕ бытия и мышления. Б этом смысле

ирония стала самостоятельной формой осмеяния дєйстеитєльности, её несовершенстЕ. Романтической иронии сеойстеєнно перенесение центра тяжести с объективного на субъективное, абсолютизация свободы "внутреннего""я", что приводит к снятию Есех ограничений, как нравственного, так и эстетического порядка: "В иронии есє должно быть шуткой, и есє должно быть Есерьез, есє простодушно-откроЕен-ним и есє глубоко притворным".

Творческой практике Гоголя и Блока сеойстеєнно обращение к иронии и е узком, стилистическом, и е широком, мировоззренческом аспекте. Стилистические свойства иронии /применение высокого стиля при изображении заведомо сниженных ситуаций; придание герою сеойстб, противоречащих его характеру и т.п./ эктиено использовались Гоголем и Блоком на есєм протяжении их творчества. Как мировоззренческая категория, романтическая ирония получила отражение е цикле петербургских повестей Гоголя. В творчестве Блока

  1. См.: Потебня А. Из записок по теории словесности,- ХарькоЕ, 1905, С.38Г.

  2. См.: БеркоЕский Н.Я. Романтизм е Германии.- Л.: Художественная литература,1973,с.83-92; Яго же. Эстетические позиции немецкого романтизма. В кн.: Литературная теория немецких романтиков.-Л., 1934, с.37-42; Дмитриев А.С. Проблемы йенского романтизма,- М.: Наука,1975, с.242-244.

  3. Шлегель . Фрагменты, В кн.: Литературная теория немецкого романтизма,- Л.,1934,с.89.

драматургическая трилогия "Балаганчик", "Король на площади", "Незнакомка" наиболее полно воплощают романтическую ріронию. В предпринятом исследовании термин "ирония" будет употребляться е названных еьзшє значениях.

Практическая значимость исследования вытекает из трактовки ТЕорчестЕа А.Блока с точки зрения разЕИтия е нём гоголевских сатирических традиций, а такие с определения сущности и возможностей блоковской сатиры как средства оценки действительности и художественного обобщения. Исследование проблемы дает возможность расширить представление о гоголевских сатирических традициях е символизма, прояснить вопрос о своеобразии художественного метода А.Блока.

Материалы диссертации могут быть использованы е общих курсах по истории русской литературы аіл века /первая половина, творчество Гоголя/, по истории русской литературы конца XII - начала ла ев., по истории советской литературы /20-е годы/, в спецкурсах, спецсеминарах по проблемам гоголєеских традиций, по проблемам творчества А.Блока, е практике учителей средней школы.

Апробация исследования. Материалы исследования обсуждены на заседаниях кафедры русской литературы филологического факультета Одесского государстЕенного университета е 1982-1984 гг., на кафедре советской литературы и литературы народов СССР филологического факультета ОТУ /1984 г./. Положения и еыеоды, практические рекомендации были изложены автором на Всесоюзной конференции "Вторые гоголевские чтения".

Основное содержание диссертации отражено е трёх статьях и тезисах доклада.

Глава первая, Традиции гоголевских принципов сатирической типизации Е лирике А.Блока /стихотьорные циклы "Пляски смерти'1 и "йизнъ моего приятеля"

Оценивая содержание идеологической борьбы начала XX Еека, В.И.Ленин Е статье "О "Вехах" указал на полнейший разрЫЕ русского буржуазного либерализма с освободительным движением, со ЕСЄМИ его основными задачами и коренными традициями, отметил поход против демократии, демократического миросозерцания и таких его принципов, как материализм и атеизм.

В литературно-общестЕенной жизни это привело к пересмотру критикой и писателями буржуазно-либерального толка истории русской литературно-общестЕенной мысли XIX Еека, переоценке ТЕорче-ского наследия многих русских писателей. Так, Пушкин был объявлен

ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ "ЧИСТОГО ИСКУССТЕЭ", ЛерМОНТОЕ - ПвЕЦОМ СЕерхче лоЕека, Белинский, Чернышевский и Добролюбов оказались ЕЫразяте-лями только "интеллигентских настроений", ЕОЖДЯМИ "интеллигентов" Острая борьба шла и Еокруг наследия Гоголя. А.Волынский противопоставлял "духовность", "идеализм" консервативного мировоззрения позднего Гоголя Е качестве положительной антитезы "прагматиз-му" и "материализму" революционных демократов. В.РозаноЕ и Д.Мережковский оценивали его мировоззрение с точки зрения "погруженности" в сферу "духовного", "религиозного", мистического.4 М.Гершензон пытался свести различия между идеологическими позициями Белинского и позднего Гоголя к вопросу о путях достижения со - 16 циального идеала.1

Полемика Еокруг проблемы Гоголя, развернувшаяся в модернкст-ской публицистике и критике начала Хл века, продала целый ряд вне-исторических истолкований Гоголя. Ярким примером субъективистского осмысления ТЕорчестЕа Гоголя ЯЕЛЯЄТСЯ концепция Б.РозоноЕа. СЕоеооразие художественного мира ьеликого русского писателя усматривается в превращении живого мира Е мертвые схемы, людей - Е ве-щи, в "кукол", в "мертЕые души". Для подт-Еердцения этой негативной концепции В.Розанов говорит о судьбе Гоголя, как об исполненной бессильной "жажды" самоотрицания, "жажды прикоснуться к чело-ьеческой душе", приведшей его к гибели, к "самосожжению,

РозаноЕСкое истолкование личности и ТЕорчестЕа Гоголя было воспринято и развито символистской критикой. В.Брюсов Е статье "Испепеленный" отмечает, что "после критических работ В.Розанова и Д.ліережкоьского невозможно более смотреть на Гоголя как на последовательного реалиста".13 Символистская критика "демонизировала" оораз Гоголя и содержание его художественного творчества. Так, Б трактовке Д.і/іережкоЕСкого ОСНОЕНОЙ темой Гоголя объявляется "борьба человека с чертом"; "черт" в интерпретации Мережкоьского - это персонификация "пошлости", "середины", "начатого и неоконченного", "смешения вместо синтеза". Ряд персонажей Гоголя /Чичиков, Хлестаков и другие/ истолкоЕываются как воплощения черта; "черт" истол-ковйЕается и как "двойник" Гоголя /для Розанова сам Гоголь -"черт", "демон", боязлиЕО хватающийся за крест" /.

В юбилейном номере журнала "Весы" на ЕСЄ лады варьировалась мысль о том, что тьорчестЕо Гоголя - это воплощение иррационализма, "мистицизма", ориентации на подсознательное, таинственное, астральное, что ОСНОЕНОЙ упор Е нем делается на изображении про-яЕлений психических отклонений: психоза, бреда, раздвоения личности, и, глаЕное, на изображении демонических сил/"нечистой силы"/г

При этом огромная роль, принадлежащая Е мировоззрении и ТЕОр-ЧЄСТЕЄ Гоголя таким ценностям, как социальная спраЕедлиЕость, душевное здороЕье, нраЕСТЕенный максимализм, ЄСТЄСТЕЄНГЮСТЬ, простота не была осознана, что породило искажение подлинного - исторического облика и творческого наследия Гоголя,

Важнейшей особенностью СИМЕОЛИСТСКИХ истолкований Гоголя был их мифопоэтический характер, что обусловлено общей ориентацией на ми оноэтическое Еидение, присущей русскому символизму.

Специфика "СИМЕОЛИСТСКОГО подхода" к осмыслению творчества Гоголя сказывается и на особенностях развития ГОГОЛЄЕСКИХ художественных традиций. В.u Uсаперный, анализируя своеобразие восприятия культурных традиций, свойственных эстетике и поэтике русского симЕолизма, отмечает, что "...Е отличие от основанных на историческом мышлении принципоь освоения культурных традиций, характерных для реалистической литературы, Е символизме и связанных с ним литературных течениях /таких, как например, акмеизм/ присутствовала "неотрадиционалистическая" ориентация на Еоспроизьеде-ние предшествующей литературы как некоторой совокупности априорно заданных тем, стилистических форм, жанроЕых КЭНОНОЕ и т.п., а также ориентация на конкретные системы традиционалистических поэтик дореалистической литературы".

Примером "неоромантического" восприятия поэтики и художественного мира Гоголя может служить творчество Ф.Сологуба. В романе "Мелкий бес" ориентация на Гоголя воплощается Е тематическом материале, в средствах его художественной организации. Описание Сологубом провинциальной жизни, с характерными образами "скуки", "тупости", "неподвижности", "сонности", ассоциируются с аналогичными описаниями у Гоголя. Отождествление людей с НИЕотними /уподобление Передонова - "свинье", Володина - "барану", детей Грушиной - "ошпаренным собачонкам" и т.д./, с Еещаыи: механическими игрушками, картами, странное поведение вещей и животных, детали портретов персонажей - эти и другие МОТЙЕЫ объединяются общей темой "мертвых душ".

Гротескное заострение повествования, Езаимопереходы реального и фантастического, ЖИЕОГО И мертЕого, обыденного и ирреально-демонического воспроизводят Еажные особенности ПОЭТИКИ ГОГОЛЄЕСКИХ "Петербургских ПОЕЄСТЄЙ". Однако Есе это ЕоспроизЕедение оказывается стилизацией. В романе Ф.Сологуба ОТЧЄТЛИЕО прослеживается ДЕуслойность тематического материала. В "перЕом" слое заключается поЕествоЕание о действующих Е романе героях, описыЕается конкретный мир, окружающий их. Во "втором" слое ЯЕНО проступают элементы "чужих" /гоголевских/ повествований, соотнесенный с теми или иными элементами "первого" слоя, что позволяет Сологубу создавать как бы СЕОЮ вариацию на гоголевскую тему.

Вопросу ИСТОЛКОЕЭНИЯ личности и тЕорчестЕа Н.В.Гоголя Е публицистике, критике и литературе начала XX века ПОСЕЯЩЄНЬІ краткие, но чрезвычайно содержательные замечания в работах В.В.Виноградова "Этюды о стиле Гоголя", Д. Ь . Максимова "Журналы раннего СИМЕОЛИЗ - 19 ма", В.Десницкого "Задачи изучения жизни и тЕорчестЕа Гоголя". Существенные сведения представлены также Е трехтомном кол-ЛЄКТИЕНОМ труде "Русская литература конца XIX - начала XX Еека", Отдельные стороны проблемы ГОГОЛЄЕСКИХ традиций Е русской литературе рубежа БЄКОЕ разработаны Е монографиях, посвященных изучению ТЕорчестЕа Е.В.Гоголя.

LINK2 Развитие Гоголєеских сатирических традиций Е поэмах А.Блока /"Воз мездие", "Двенадцать" LINK2 В ТБорческом сознании Блока периода политической реакции на-СТОЙЧИЕО разБИБалось стремление Еьшести СЕоего ГЛЭЕНОГО героя за рамки личной судьбы, соотнести её с судьбой народа, с историей.

О неуклонно растущем чувстЕе единстЕа личного и общего Блок писал Б дневнике I9II года: "...Весьма ьероятно, что наше время -Ееликое и что именно мы стоим Е центре жизни, т.е. в том месте, где сходятся Есе духовные нити, куда ДОХОДЯТ ЕСЄ зЕуки"/2.Г7., т.7,с.69/. Подытоживая СБОИ раздумья Е статье "Катилина", поэт говорит о том, что ",..Е поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим; чем более чуток поэт, тем неразрывнее ощущает он "ОБОЄ" и "не СЕоеп/2.17.,т.6,с.83/.

Тяготение к интенграции проявляется не только.Е содержании его стихотЕорений /"Как свершилось, как случилось?", "И ЕНОЕЬ порывы юных лет"/. Тенденция эта сказывается и на склонности Блока объединять стихотворения Е поэтические циклы /наиболее полно проблема циклизации Е лирике Блока освещается ъ книге "О лирике Л.Гинзбург"/. Самим поэтом его лирические циклы, композиция его лирических сборникоЕ воспринимались как отдельные главы "романа Б стихах", Е котором он Бидел "трилогию ЕОЧЄЛОЕЄЧЄНИЯ".

"Вместе с тем,- пишет Д.МаксимоЕ,- всё сильнее развивалось Е Блоке ощущение недостаточности чисто лирических способов художественного мышления и стремление к объективным формам творчества... Более сложной и монументальной по масштабу попыткой ЕЕЄСТИ своего основного героя в объективный мир и показать его на этот раз средствами эпоса явилась поэма "Возмездие".

Над этой поэмой Блок работал Е течение многих лет /с 1910 по 1921 г., вплоть до последних дней СЕОЄЙ жизни/. Для настоящего исследования существенным оказывается факт столь длительного процесса, так как он позволяет проследить на конкретном художественном материале эволюцию блоковской сатиры. Кроме того, поэма "Возмездие" представляет собой следующий этап Е развитии гоголеьских сатирических традиций Блоком.

Период написания поэмы "Возмездие" совпадает с пересмотром поэтом представления о Гоголе, с выработкой нового понимания и восприятия его творчества. Целки ряд тем, МОТИЕОЕ, образоЕ ГОГОЛЄЕСКИХ произведений ЕЛИЯЄТ на художественное решение тем, МОТИЕОЕ и обраЗОЕ Е поэме Блока.

Б "Возмездии" Блок обращается к событиям русской истории ХТА - начала АХ ЕЕ., отражая судьбу нескольких поколений русской интеллигенции, судьбу России - и судьбу самого поэта. Соотношение исторического и личного становится предметом изобраяения. Поэт стремится не только дать оценку прошлого и настоящего, но и показать, как из настоящего Еырастает будущее: "...род, испытавший на себе возмездие истории, среды, эпохи, начинает, в свою очередь, творить Еозмездие; последний перЕенец уже способен огрызаться и издаьать ЛЬЕиное рычание; он ГОТОЕ ухватиться своей ЧЄЛОЕЄЧЬЄЙ рученкоы за колесо, которым движется история человечества..."/2. 17,т.3,с.298/.

Конкретной художественной формой, призванной ЕОПЛОТИТЬ замысел поэта, должна стать "поэма с бытом и фабулой". Творческим орудием, с целью постичь процессы, совершающиеся в историческом бытии страны и Е сознании современников, Блок избирает "символику ПОЕСЄ-ДНЄЕНОСТИ". В плане поэмы от 24 февраля І9ІІ г. поэт четко определяет содержание двух взаимоисключающих пафосоь - "пафоса утвер - 76 ждения" и "пафоса отрицания": "ДЕЗ лейтмотива: один - жизнь идет, как пехота, безнадежно. Другой - мазурка"/2.І7,т.З,с.46І/.

Признав необходимость и единственно разумную возможность быть мужественным художником, "сдержанно" и бесстрашно изучавшим "лицо" мира, Блок Е прологе к поэме "Возмездие" утверждает ноЕую линию творчества. Он заявляет, что действенность поэтического труда заключается не Е безверии и абсолютной насмешке над бытием, а в умении художника ЕИДЄТЬ "начала и концы", в обладании такой "бесстрастной мерой", таким критерием, который поможет верно оценить и темное, "грешное", и "СЕЯТОЄ", Еселяющее веру Б изначальную красоту и незыблемость мира. Результатом такого глубокого и пристального постижения действительности должно стать открытие художником закономерностей исторического разьития и Еыяснение перспективы будущего. Только при таком условии возможно полноценное участие художника Е обновлении мира, Е превращении "угля Е алмаз".

В концепции поэмы заключается мысль о том, что исторический процесс должен породить силы, которым суждено изменить движение истории человечества /2.17.,т.3,с.298/. Однако эта часть замысла осталась НЄЕОЛЛОЩЄННОЙ. В написанных частях поэмы повествуется о "ЕОЗМЄЗДИЙ" "истории, среды, эпохи", которое испытывает дворянский род, о появлении "демона", которого Блок назвал "бесчувственным сыном нашего ЕЄКО,", ЖИЗНЬ которого почти не оставит следа,"ничего, кроме искры огня, заброшенной Е мир"/2.17.,т.3,с.299/. Эти звенья длинной цепи "ЕЫСОКО ьзлетающего и низко падающего рода" изображаются на д оне событий мироЕого значения. Поэтическое мышление Блока Е период создания поэмы "Возмездие" Еключает Е себя представление о том, что образы героеЕ "детерминироБаны" средой, эпохой: противоречия эпохи претворяются Е контрасты характеров и Езаимоотношений героеЕ. Поэтому именно Б поэме "Возмездие" в пол - 77 ную меру разЕернулось сатирическое дарование Блока.

Начало поэмы перекликается с мотивами тЕорчестЕа Гоголя. Концепция "железного Жл Еека" как века "буржуазного богатстЕа" и ЧЄЛОЕЄЧЄСКОГО безЕолия ярко представлена у Гоголя Е "Арабесках" "Мертвых душах", Е "Выбранных местах из переписки с друзьями". Гоголь резко критикует сам этический тип буржуазного челоЕека -"приобретателя", подчинившего Есе СБОИ духовные силы погоне за деньгами. В соЕременной ему цивилизации писатель видел силу, несущую разрушение традиционных органических общностей и нраЕСТЕенных ценностей, силу, вызывающую отпадение человека от народного целого, подвергающегося опасностям одиночества, безумия, бессилия, пошлости, эгоизма, страсти к нажиЕе./2.49.,т.8,с.415-416/.

Вслед за Гоголем Блок ЕИДИТ проявления буржуазной цивилизации Е косных, инертных, "антимузыкальных" нормах жизни, и противопоставляет им творческую деятельность человека, пронизанную "духом музыки", -"культуру". Тонкая, но чрезвычайно острая сатира на "век буржуазного богатства" пронизывает всю поэму. Сатирическое начало не является Е "Возмездии" организующим ачалом\ оно лишь одно из слагаемых авторского Езгляда на мир, помогающее передать диалектику взаимодействующих факторов: субъективного и объективного.

В своеобразных вступлениях к перЕой и Еторой глаЕам поэмы "Возмездие" А.Блок путем поэтических размышлений о девятнадцатом и начавшемся двадцатом Ееках создает обобщенный образ эпохи, сущностью которой оказывается античеловеческая капиталистическая ци-Еллизациятеё социальный строй.

Похожие диссертации на Гоголевские сатирические традиции в творчестве Александра Блока