Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стилистические особенности цикла И.А. Бунина "Темные аллеи" Щербицкая Ирина Владимировна

Стилистические особенности цикла И.А. Бунина
<
Стилистические особенности цикла И.А. Бунина Стилистические особенности цикла И.А. Бунина Стилистические особенности цикла И.А. Бунина Стилистические особенности цикла И.А. Бунина Стилистические особенности цикла И.А. Бунина Стилистические особенности цикла И.А. Бунина Стилистические особенности цикла И.А. Бунина Стилистические особенности цикла И.А. Бунина Стилистические особенности цикла И.А. Бунина Стилистические особенности цикла И.А. Бунина Стилистические особенности цикла И.А. Бунина Стилистические особенности цикла И.А. Бунина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Щербицкая Ирина Владимировна. Стилистические особенности цикла И.А. Бунина "Темные аллеи" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Щербицкая Ирина Владимировна; [Место защиты: Дагестан. гос. ун-т]. - Махачкала, 2008. - 180 с. РГБ ОД, 61:08-10/217

Содержание к диссертации

Введение

Стиль как единство содержания и формы 10

1. Стилистические особенности цикла «Темные аллеи» на жанрово-композиционном уровне

1.1. Символизм заглавия (рассказ «Темные аллеи» как стилистическая закономерность) 15

1.2. Особенности жанровой структуры цикла 23

1.2.-1. Новаторство Бунина-новеллиста 24

1.2.2. Своеобразие рассказов в «Темных аллеях» 40

1.2.3. Лирическая миниатюра в составе цикла 48

1.3. Сюжет и его особенности 56

1.4. Символизм хронотопа как стилистическая особенность «Темных аллей» 67

2. Стилистические особенности «Темных аллей» на содержательном уровне

2.1. Любовь как ведущий мотив и особенности ее изображения 78

2.2. Сквозные мотивы «Темных аллей» 93

2.3. Доминация женских образов как специфическая черта бунинского стиля 103

3. Стилистические особенности «Темных аллей» на речевом уровне

3.1. Образ повествователя и его функции 119

3.2. Роль монологов и диалогов в цикле 134

3.3. Способы выражения авторского «я» 148

Заключение 160

Список использованной литературы 174

Введение к работе

Имя И.А. Бунина в русской литературе XX века является знаковым. Поэт, писатель, нобелевский лауреат, по выражению О.Михайлова, Иван-царевич русской литературы , Бунин завершает золотой век отечественной изящной словесности. Его творчество питалось талантами Пушкина, Тургенева, Толстого, Чехова, но в то же время Бунин остается Буниным, мастером слова, именно своего слова. Он отвергал серебряный век, не признавая Мережковского, Гиппиус, Хлебникова, Брюсова, Бальмонта, Сологуба, советскую литературу в лице Есенина, Олеши, Бабеля, но и «архаистом-старовером»2 Бунин никогда не являлся. «Назвать меня реалистом, значит не знать меня как художника»3, - говорил он.

И.А. Бунин - писатель-новатор. Именно он открыл новую страницу в русской литературе - страницу новореализма, ярчайшим образцом которого стали его «Темные аллеи».

Данная работа посвящена этой бунинской книге и представляет собой попытку обозначить и проанализировать ее стилистические особенности, выявить те черты, которые позволяют говорить об этом цикле именно как о бунинском.

Почему мы обращаемся к «Темным аллеям»? Этот цикл - любимое творение'И. Бунина, по признанию самого мастера, своеобразный итог всей его жизни. Книга, в которой он в полной мере раскрылся как писатель, философ, стилист, виртуозно владеющий языком. И именно «Темные аллеи» в ряду других произведений великого писателя, на наш взгляд, дают наиболее полное представление о И. Бунине как о человеке, который жил, любил, страдал, творил.

Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной ее изученностью, отсутствием по ней специальных фундаментальных исследований, в то время как данная тема, с нашей точки зрения, особо значима для понимания и оценки бунинских «Темных аллей» как итогового произведения автора,

1 Михайлов O.H. Жизнь Бунина: Лишь слову жизнь дана - М.: Центрполиграф, 2002. С. 10.

2 Там же. С. 10.

3 Там же. С. 12.

места как в творчестве писателя, так и в русской литературе. Кроме того, исследование сборника «Темные аллеи» в выбранном нами аспекте дает возможность глубже постичь не только мастерство Бунина-писателя, но и его внутренний мир.

Объектом данного исследования являются произведения малых жанровых форм, объединенные И. Буниным в единый цикл, получивший свое название по первому рассказу, входящему в его состав.

Предмет исследования - стиль книги, который, к сожалению,- в научно-критической литературе, посвященной творчеству И. Бунина и «Темным аллеям» в частности, изучен не был. Следует отметить, что нами в данной работе стиль рассматривается в широком смысле этого слова. Исследуя стиль «Темных аллей» в литературоведческом аспекте, мы затрагиваем не только речевой пласт книги, но и ее формальную и содержательную стороны. Таким образом, в данном исследовании мы охватываем достаточно широкий круг вопросов, связанный с анализом и жанровой структуры цикла, и его композиции, и проблематики, и речи. Благодаря такому подходу в конечном итоге мы имеем обстоятельный, подробный анализ бунинской книги «Темные аллеи» как единого, целостного произведения.

Цель и задачи исследования. Целью нашего исследования является анализ стилистических особенностей цикла, тех специфических черт - и на уровне формы, и на уровне содержания, - которые бы позволили говорить о «Темных аллеях» как о едином целом, бунинском произведении. Причем произведении итоговом, в котором автор полностью раскрыл себя, и прежде всего, как мастер слова.

В связи с поставленной в данной работе целью обозначим ряд задач:

  1. Произвести подробный, детальный анализ заглавного рассказа «Темные аллеи», так как он играет в цикле роль своеобразного зачина и по сути является стилистической закономерностью.

  2. Выявить жанрово-композиционные особенности цикла. В связи с этим

произвести анализ жанровой структуры книги, ее сюжета, художественного времени^ пространства. Причем здесь следует обратить внимание на такие момен-

і і

ты, как смешение жанров, многосюжетность, не свойственную традиционным произведениям малых жанровых форм, символизм хронотопа, обусловленные наличием в книге жизненного опыта самого автора, ибо все эти черты также являются специфическими чертами бунинского стиля.

  1. Исследовать содержательную сторону цикла. Данная установка требует подробного, детального анализа тематики и проблематики книги, ее мотивов и образной системы. Кроме того, особое внимание следует обратить на реализацию И.А. Буниным темы любви - важнейшей в книге, во-первых, потому, что любовь - ведущий мотив цикла - является одной из скреп, объединяющих все произведения книги в единое целое, во-вторых, потому, что именно философская, концепция любви в «Темных аллеях» есть одна из тех специфических черт, которые позволяют говорить о цикле как о бунинском.

  2. Исследовать речевую структуру произведения. При этом особое внимание уделить функциям повествователя, так как во многом этот образ автобиографичен, особенностям повествования, выражения авторской точки зрения, роли монологов и диалогов в цикле. Кроме того, достаточно внимания здесь следует уделить и художественным средствам, так как именно виртуозное владение ими, на наш взгляд, есть одна из черт бунинского стиля.

Степень изученности темы. Феномен И.А. Бунина, согласно материалам к библиографии, помещенным в книге «Иван Бунин: pro et contra», исследовался примерно с 1892 года и с разных сторон. Жизнь писателя, его творчество, начиная от ранних стихов и заканчивая последними произведениями, вот уже на протяжении более ста лет вызывают живой интерес в литературоведческих кругах всего мира. Учеными исследовались и его поэзия, и, конечно же, проза. Особое внимание со стороны литературоведов уделялось и циклу «Темные аллеи». Однако здесь следует отметить следующее. С момента выхода сборника в свет

он бьш принят неоднозначно. И. Бунина обвиняли во фривольности, излишнем натурализме (М.В. Карпович, М.М. Вишняк, Г.Д. Гребенщиков) и в то же время восхищались его умением подать материал, его оригинальностью, емкостью, «вкусностью» его языка (Г. Адамович, В. Степун). Однако первоначально это были лишь отзывы о книге.

Кроме того, в силу объективных исторических причин в отечественном литературоведении, например, о «Темных аллеях» широко заговорили лишь к концу 80-х годов XX века. До этого времени существовали только единичные исследования цикла, в числе которых можно отметить работы А.К. Кочеткова, Н.И. Волынской, Л.Н. Иссовой, Г.С. Бояринцевой, Н.П. Евстафьевой. Упоминание, поверхностный, беглый анализ цикла находим в этот период и в трудах В.Н. Афанасьева, О.Н. Михайлова, А.А. Волкова, Н.М. Кучеровского. Так, Афанасьев В.Н. в работе «И.А. Бунин: Очерк творчества», которая, по выражению И.В. Мальцыной, является первой книгой о Бунине, в главе, посвященной «Темным аллеям», особый упор делает на исследование содержания книги, а именно, основной темы любви. Но и здесь по объективным причинам исследование носит несколько поверхностный характер. Автор исследует так называемую «светлую, чистую» сторону чувства, оставляя за рамками своего внимания «низменные» страсть, эротизм.

С конца 80-х годов прошлого века ученые-литературоведы обратили на бу-нинские «Темные аллеи» более пристальное внимание. Эта книга исследовалась с разных сторон. В частности, широко рассматривались жанровые и композиционные особенности («О жанре и композиции лирической миниатюры в книге И.А. Бунина «Темные аллеи» Н.П. Евстафьева, «Художественное пространство аллей в творчестве И.А. Бунина» Е.Б. Рогачевская, «Воронежские мотивы в рассказе И.А. Бунина «Натали»: («Темные аллеи»)» В.В. Инютин, «К вопросу о мотиве смерти в книге И.А. Бунина «Темные аллеи» А.А. Коновалов), язык, поэтика цикла («Монологизм страстного сознания: (Поэтика женского тела в «Тем-

ных аллеях» И.А. Бунина)» И.П. Карпов, «Лингвостилистический анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник» Н.А. Николина, «Семантико-стилистические особенности цикла И.А. Бунина «Темные аллеи» Л.И. Донецких, Е.Л. Грудцина, «Наблюдения над поэтикой природы в цикле рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи» Е.А. Ширина, «Поэтика цикла И.А. Бунина «Темные аллеи» Е.Л. Грудцина), тематика и проблематика произведений, составляющих книгу («Художественное «вочеловечивание» у Бунина темы любви и смерти» И.Г. Богданова, «Темные аллеи Бунина: тайна «русской любви» Н.Ю. Желтова, «Двуединое начало в бунинской концепции любви («Темные аллеи»)» Г.М. Бла-гасова), роль заглавий («Ассоциативные связи заглавий в структуре лирического цикла И.А. Бунина «Темные аллеи» В.А.Ефремов, «Название цикла как обобщенный символ: («Темные аллеи» И.А. Бунина)» Л.И. Донецких, Е.Л. Грудцина). Среди трудов этого периода особо следует выделить монографии О.Н. Михайлова «Жизнь Бунина: Лишь слову жизнь дана...» и Ю.В. Мальцева «Бунин, 1870 - 1953». Несмотря на то, что оба труда представляют собой очерк творчества И.А. Бунина в целом, «Темным аллеям» здесь все же уделено достаточно внимания.

'Так, в книгу О. Михайлова «Жизнь Бунина...» вошло много никогда ранее не публиковавшегося материала, благодаря которому писатель предстает как гений, которому не были чужды и обычные человеческие слабости. Сквозь призму некоторых подробностей личной жизни писателя, в частности, дается достаточно глубокий, обстоятельный анализ «Темных аллей».

Монография Ю.В. Мальцева «Бунин, 1870 - 1953» интересна для нас тем, что основное внимание здесь уделяется бунинской философской концепции, его восприятию мира в произведениях, в том числе и в «Темных аллеях». В поле зрения автора попадают все стороны произведений - и формальная, и содержательная. Большое внимание уделяется и бунинскому языку.

Что касается стиля писателя в целом, то он также активно изучался. Дос-

таточно назвать такие работы, как «Диалектика бунинского поэтического стиля» В.Й*. Славецкого, «Некоторые черты стиля И.А. Бунина и М. Горького: (на материале произведений о буржуазной цивилизации)» Г.М. Благасовой, «Стилевые особенности прозы И.А. Бунина» Б.Е. Бунджуловой, «Из наблюдений над языком и стилем И.А. Бунина» А.П. Аверьянова, «О стилевых исканиях И.А. Бунина» М.Л. Сурпина. Однако стилистические особенности именно «Темных аллей» в полной мере исследованы не были. Данная работа является попыткой заполнить этот пробел.

В связи с этим обозначим научную новизну исследования. Она состоит в том, что, опираясь на уже имеющиеся исследования «Темных аллей» и творчества'И.А. Бунина в целом, а также на научную литературу о свойствах стиля и литературоведческие работы общего характера, в данной работе мы проводим тщательный комплексный анализ стиля «Темных аллей» в широком смысле - на всех уровнях художественного произведения.

Методология и методы исследования. Теоретико-методологической основой для данного исследования послужили, прежде всего, идеи, заложенные в следующих работах: «Проблема авторства и теории стилей» и «К теории литературных стилей» В.В. Виноградова, «Проблемы литературного стиля» Г.Н. Поспелова, «Теория стиля» А.Н. Соколова. Конкретный анализ формальной и содержательной сторон цикла опирается на «Принципы и приемы анализа литературного произведения» А.Б. Есина, «Анализ поэтического текста» Ю.В. Лотма-на, «Интерпретацию текста» В.А. Кухаренко. Кроме того, в процессе исследования стилистических особенностей цикла «Темные аллеи» мы опирались на следующие учебники: «Введение в литературоведение» под редакцией Г.Н. Поспелова, «Теория литературы: Чтение как творчество» Л.П. Кременцова, «Теория литературы. Поэтика» Б.В. Томашевского, «Теория литературы» В.Е. Хализева - а также Литературную энциклопедию терминов и понятий, Словарь литературоведческих терминов, Толковый словарь русского языка СИ. Ожегова.

В работе нами также используется ряд трудов, посвященных творчеству И.А. Бунина. Помимо уже перечисленных выше, это: «Иван Бунин: pro et contra», «Уроки русской словесности», Е.А. Ширина «Портрет как средство художественной изобразительности (На примере рассказов И.А. Бунина «Генрих», «Пароход «Саратов»)», Г.М. Благасова «Двуединое начало в бунинской концепции любви («Темные аллеи»)», Н.Ю. Желтова «Темные аллеи» И.А. Бунина: тайна «русской любви», И.Г. Богданова «Проблемы временного поля и памяти героев эротической прозы И.А. Бунина («Руся», «Таня», «Кума», «Начало»)», СИ. Шашкова «Черты стилевого своеобразия И.А. Бунина в рассказе «Руся», И.Г. Самородских «Философия любви в творчестве И.А. Бунина и А.С. Пушкина», Г.В. Килганова «Эволюция женских образов в творчестве И.А. Бунина: трансформация анимы» и др.

. Основной метод исследования - аналитический, ориентированный на изучение особенностей стиля «Темных аллей». При этом нами были использованы также методы наблюдения и сравнения, описательный метод.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Мы считаем, что данные, полученные нами в процессе исследования, расширяют и систематизируют уже имеющиеся представления об идейно-художественном своеобразии «Темных аллей», о стиле И.А. Бунина в целом, о бунинской философской концепции, о восприятии писателем мира и человека.

Думается, что результаты данного исследования могут найти и практическое применение: использоваться в практике школьного и вузовского преподавания (в курсах по истории русской литературы XX века, а также в спецкурсах, семинарах, на уроках русской литературы, посвященных творчеству великого русского писателя), при составлении соответствующих учебных пособий. Данные, полученные в ходе работы, могут также послужить основой для дальнейших исследований цикла И.А. Бунина «Темные аллеи».

Апробация работы. Основные положения и выводы данного исследования

уже нашли свое отражение в следующих публикациях:

  1. Любовь как выражение сущности личности в цикле рассказов И.А.Бунина «Темные аллеи» // Научное обозрение: Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана - Махачкала, 2004. Вып. №5.

  2. Тема любви в творчестве И. А. Бунина и Харуки Мураками (на примере цикла рассказов «Темные аллеи» и романов «Норвежский лес», «К югу от границы, на запад от солнца») // Научное обозрение: Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана - Махачкала, 2006. Вып. №33.

  3. Мотив в цикле И.А. Бунина «Темные аллеи» // Вопросы гуманитарных наук - №6 (33) - Москва, 2007.

  4. Символизм пространства в цикле И.А. Бунина «Темные аллеи» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №22 (53): Аспирантские тетради: Научный журнал - СПб., 2007.

  5. Особенность монологов и диалогов в цикле И.А. Бунина «Темные аллеи» // Проблемы диалогизма словесного искусства - Стерлитамак, 2007.

и апробированы на Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Проблемы диалогизма словесного искусства» (г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, октябрь 2007 г.).

Кроме того, отдельные результаты данного исследования были применены на уроках русской литературы, посвященных творчеству И.А. Бунина, в 11-х классах средней школы №52 г. Махачкалы и на научно-практической конференции «Шаг в будущее» (2004 г.).

Структура работы. Данное исследование состоит из введения, вводной главы к основной части работы, трех глав, разбитых на разделы и подразделы, заключения и библиографии. Общий объем работы равен 180 страницам машинописного текста, что объясняется широтой избранной для исследования темы, а также наличием достаточно объемных цитат, использование которых необходимо в процессе достижения поставленной в данном исследовании цели.

Стилистические особенности цикла «Темные аллеи» на жанрово-композиционном уровне

Как известно, любое литературное произведение имеет две стороны: форму и содержание. Содержание представляет собой то, что традиционно называется авторской концепцией. По мнению В.Е. Хализева, это глубинная основа произведения, «составляющая назначение формы как целого», «последняя смысловая инстанция» . Причем содержание воплощается не в какой-то определенной части произведения, а «в совокупности того, что в произведении наличествует». То есть, как отмечал Ю.М. Лотман в работе «Анализ поэтического текста», «идея не содержится в каких-либо, даже удачно подобранных цитатах, а выражается во всей художественной структуре»22. Таким образом, для постижения содержания произведения требуется детальный анализ его формы. В самых общих чертах форму литературного произведения составляют три стороны: 1) «все те единичные явления и факты, которые обозначены с помощью слов и в своей сово-купности составляют мир художественного произведения» , 2) художественная речь, 3) «соотнесенность и расположение в произведении единиц предметного и словесного рядов»24, то есть композиция. И каждая из этих трех сторон может дать представление об авторском стиле. Данная глава посвящена анализу жанрово - композиционных особенностей цикла И.А. Бунина «Темные аллеи» как стилевых доминант.

Композиция - это «построение художественного произведения, определенная система в расположении ее частей»25. Это «система соединения знаков, эле ментов произведения» . По мнению А.Б. Есина, композиция представляет собой структуру художественной формы и роль ее заключается в том, чтобы «держать элементы целого, делать целое из отдельных частей»"7. Кроме того, самим соотношением и расположением образов произведения композиция должна выражать определенный художественный смысл. В книге «Принципы и приемы анализа литературного произведения» А.Б. Есин особое внимание уделяет анализу так называемой «внутренней» композиции (сюжета, конфликта, образной системы). Среди же элементов «внешней» композиции внимание обращается автором лишь на эпиграфы, предисловия, прологи. Заглавие как элемент внешней композиции вообще выпадает из поля зрения, что, на наш взгляд, ошибочно. Роль заглавия, названия произведения, нельзя недооценивать. Оно не только может указывать на центральное положение героя, содержа в себе его инициалы. Заглавие может быть проблемным, либо содержать в себе авторскую оценку жизни. Рассмотрим роль заглавия в цикле «Темные аллеи».

Книга названа И.А.Буниным по первому рассказу. Это произведение, служа некой отправной точкой, «зачином»28, как назвала его Н.П. Евстафьева, задает тон всему циклу, обозначает тему книги, очерчивает круг вопросов, которые будут подняты во всех последующих произведениях. Исходя из этого, считаем необходимым дать подробный анализ этого рассказа.

В центре рассказа «Темные аллеи» (1938) - встреча двух людей, мужчины и женщины, когда-то любивших друг друга. Она происходит спустя много лет и неожиданно для самих героев. «В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе ... подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом ... На козлах ... сидел крепкий мужик ... а в тарантасе стройный старик военный» . Так начинается рассказ, и уже с самого начала мы можем говорить о символизме времени и пространства. К слову сказать, символы очень характерны творчеству И.А. Бунина, а цикл «Темные аллеи» буквально пронизан ими. С теми или иными символами сталкиваемся и во всех последующих произведениях цикла. В рассказе, анализируемом в данной части работы, дорога - жизненный путь героев, осень - их старость, время, когда можно оценить свою жизнь, взглянуть на нее со стороны, понять и признать свои ошибки. Отметим также, что эти образы именно в такой трактовке встречаются в цикле неоднократно. С ними сталкиваемся и в «Позднем часе», и в «Холодной осени», и в ряде других произведений. Итак, Николай Алексеевич встречается с хозяйкой частной горницы и не сразу узнает в этой «красивой не по возрасту женщине, похожей на пожилую цыганку» (6), Надежду, девушку, в которую когда-то был-влюблен: «- Надежда! Ты? - сказал он торопливо. - Я, Николай Алексеевич, -ответила она» (6). Это не удивительно. За долгие годы, прошедшие с момента их последней встречи, героиня сильно меняется. И не только внешне. Обратим внимание на то, как выписан ее портрет: «темноволосая, тоже чернобровая ... с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой ... округлые плечи ... легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях» (6). Здесь, нам кажется, уместно отметить и то, что мужскому образу, точнее, портрету героя (а это не типично для цикла), автором уделено достаточное внимание: «... стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый» (5). Отметим, что И.А. Бунин, большой мастер детали, не выписывает образы скрупулезно. Скользя взглядом по персонажу, любуясь и женщиной, и мужчиной, останавливается лишь на, казалось бы, незначительных чертах, которые, в конечном итоге, создают достаточно полную картину.

Особенности жанровой структуры цикла

Одной из важнейших проблем при анализе художественного произведения является проблема жанра. Этот термин очень емкий, обозначающий и вид литературы (жанр романа, трагедии, элегии), и собственно жанр (социальный, философский). Кроме того, как отмечал в своей книге «Теория литературы: Чтение как творчество» Л.П. Кременцов, «слово жанр обозначает и то, что важно читателю в первую очередь, над чем работает его творческое воображение, а именно - неповторимую индивидуальную форму изложения конкретного мастера»34. Действительно, новеллы и рассказы И.А. Бунина - это жанр, они не похожи на новеллы Мопассана или рассказы А.П. Чехова, несмотря на то, что обозначаются одним и тем же термином. В данной части работы, анализируя жанровую структуру «Темных аллей», мы попытаемся показать ряд особенностей, характерных бунинской интерпретации жанров, в рамках которых созданы эти произведения.

Многие исследователи-буниноведы, занимаясь изучением его творчества, а конкретно цикла «Темные аллеи», так или иначе затрагивали проблему определения жанра книги (А.А. Ачатова «Поздняя лирическая новелла И.А. Бунина: (К вопросу о композиции)», «Жанровое своеобразие рассказов И.А. Бунина», К.С. Сапаров «Мастерство И.А. Бунина: (Новелла и повесть 20-х годов)», И.П. Ва-тенков «Художник-новатор: (О некоторых особенностях композиции рассказов И.А. Бунина», Л.Н. Иссова «Некоторые особенности структуры новеллы И.А. Бунина «Темные аллеи»). Однако наиболее полно и обстоятельно она рассматривается в работах Н.П. Евстафьевой «Своеобразие жанровых форм в книге И.А. Бунина «Темные аллеи», «Новелла и рассказ - ведущие жанровые формы в книге И.А. Бунина «Темные аллеи», «О жанре и композиции лирической миниатюры в книге И.А. Бунина «Темные аллеи».

Литература XX века характеризуется постоянным размыванием границ, в том числе и жанровых. Следуя этой тенденции, при создании «Темных аллей» И.А. Бунин выступает как писатель-новатор. Одна из особенностей книги заключается в том, что в ней, отвечая замыслу писателя показать не только истинную силу любви, но и проверить это чувство «на духовную и нравственную состоятельность» всей жизнью героев, соединяются произведения нескольких жанров. Поэтому было бы ошибочным говорить о ней как о сборнике рассказов или новелл (что, к сожалению, широко практикуется исследователями-буниноведами) . Книга сочетает в себе произведения, написанные в жанрах новеллы, рассказа и миниатюры, причем практически ни один из них (и это тоже особенность цикла) не встречается в «чистом» виде.

Следуя классической энциклопедической трактовке жанров новеллы, рассказа и миниатюры, все произведения цикла можно подразделить на три группы.

Новаторство Бунина-новеллиста «Кавказ» (1937), «Галя Ганская» (1940), «В Париже» (1938), «Генрих» (1940), «Чистый понедельник» (1944), «Степа» (1938), «Муза» (1938), «Антигона» (1940), «Визитные карточки» (1940), «Зойка и Валерия» (1940), «Кума» (1943), «Дубки» (1943), «Мадрид» (1944), «Пароход «Саратов» (1944), «Ворон» (1944), «Весной, в Иудее» (1946), «Ночлег» (1949). Все эти произведения обладают новеллистическими признаками. Однако Н.П. Евстафьева подразделяет новеллы еще на две группы с точки зрения «специфики сюжетно-композиционной реализации конфликта» . Подобное вполне правомерно, так как цекоторые произведения, написанные в этом жанре, все-таки несколько отличаются от традиционной новеллы. Прежде всего это «Галя Ганская», «В Па риже», «Генрих», «Кавказ», «Чистый понедельник». Л.П. Кременцов дает следующее определение новеллы: это «прозаический ... жанр эпоса с острым сюжетом, лаконичным повествованием и неожиданной концовкой»38. А.Б. Есин в книге «Принципы и приемы анализа литературного произведения», говоря об особенностях жанра новеллы, отмечает свойственные ему быстроту, динамич-ность развития действия . Кроме того, образная система в традиционной новелле упрощена. Ограничено число второстепенных персонажей, то есть их вводится столько, сколько нужно для развития действия. Минимальны и описательные элементы, авторские отступления. В названных выше новеллах автор нарушает эти каноны, создавая принципиально новые произведения. Н.П. Евстафьева отмечает, что эти новеллы имеют «лиро-философский» характер40, однако, подобное замечание представляется нам не совсем корректным. Лиро-философский. характер имеет вся книга в целом. Главное же отличие пяти упомянутых новелл от традиционных произведений этого жанра в другом. Они «объединяются в идейно-художественный центр книги, образуют ее сюжетно-композиционное ядро». Между собой же их роднит многоплановое повествование, которое подразумевает наличие внешней и внутренней, «подводной»42, сюжетных линий . Причем последняя строится из так называемых «технических» деталей, которые, в конечном счете, работают на реализацию авторской концепции - идеи незыблемости идеала в духовном бытии человека, которым, конечно же, у И.А. Бунина является любовь. Обратимся к более подробному анализу особенностей этих новелл.

Любовь как ведущий мотив и особенности ее изображения

В предыдущей главе данной работы нами рассматривались жанровые и композиционные особенности «Темных аллей». В этой части исследования мы обратимся к содержательной стороне книги, ее тематике и проблематике, а также к образной системе цикла и его мотивам.

Как отмечали многие исследователи творчества И. А. Бунина, «Темные ал-леи» - это книга о любви . Действительно, именно любовь является здесь центром изображаемого писателем мира. Все герои, их характеры, взаимоотношения даны сквозь призму этого чувства. Поэтому основная тема «Темных аллей», ведущий мотив цикла - любовь. Сам И.А. Бунин писал: «... Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях» . Но все же, по мнению писателя, любовь - величайшее из всех человеческих чувств, сила, способная оказывать огромное влияние на личность, сила, способная созидать и разрушать. У И.А. Бунина любовь многолика. Это и первое увлечение, и всепоголощающая страсть, доводящая до безумия, и подлинное, светлое чувство, и животная похоть. Не случайно книга «Темные аллеи» была названа Ю. Мальцевым «энциклопедией любви»69. Автор как бы соединяет все трактовки этого чувства, синтезирует их, подводит под формулировку Б. Вышеславцева: «Любовь есть выражение глубочайшей сущности личности» и в соответствии с ней изображает ту или иную форму ее выражения. «Разнообразные оттенки любви и причудливейшие ее разновидности яркой панорамой проходят тут перед нами»71: первая любовь подростка и любовь-отчаяние («Начало», «Зойка и Валерия»), любовь-функция («Кума») и любовь-жалость («Ви зитные карточки», «Мадрид», «Речной трактир»), любовь-похоть («Дурочка», «Ночлег», «Баллада») и, конечно же, настоящее, подлинное чувство, которое герои проносят через всю жизнь («Натали», «Холодная осень», «Руся»). Исследователь творчества И.А. Бунина Г.М. Благасова в статье «Двуединое начало в бу-нинской концепции любви» отмечала, что в «Темных аллеях» любовь представляет собой некий синтез божественного и дьявольского, о чем уже говорилось выше. Действительно, любовь в «Темных аллеях»,, воздействуя на человека, пробуждает в нем не только светлые, но и темные стороны его души. Делая любовь, по сути, главной героиней своей книги, И.А. Бунин ставит перед собой ряд проблем. Это и философская проблема добра и зла, данная сквозь призму любовного чувства (любовь восходящая и нисходящая72, любовь как единство противоположностей), и проблема настоящего чувства, его трагичности,;и проблема скоротечности счастья, это и социальные проблемы, также данные сквозь призму любви. Какова же любовь в «Темных аллеях»?

, Прежде всего, можно выделить любовь физиологическую и любовь духовную. Причем первая в трактовке И.Г. Богдановой может быть подразделена на любовь-инстинкт и любовь-похоть .

Любовь-похоть. Самое низшее чувство. Скорее даже не чувство, а слепой животный инстинкт. Желание обладать объектом противоположного пола вне зависимости от чувств. Она сознается автором как грех, за совершением которого обязательно следует наказание («Баллада», «Ночлег»).

Так, герой новеллы «Ночлег», марокканец, за попытку изнасилования девочки расплачивается жизнью. Действие начинается с приезда на постоялый двор героя, где он и встречает героиню. С первых строк в произведении появляется некоторая напряженность, возникает чувство опасности. Своеобразным толчком для этого служит то, как воспринимает постояльца собака: она «тотчас вся подалась вперед, сверкнув глазами и словно с омерзением оскалив белые страшные зубы», тогда как обычно встречала чужих «спокойно, не обращала внимания даже на таких, что с виду казались разбойниками, каторжниками» (220). Итак, герой сразу обращает внимание на девочку, проявляет к ней интерес, как к женщине. Ее же пугает и его внешность («большой рост и небольшое, очень смуглое лицо, изъеденное оспой» (216), и его «быстрые внезапные, взгляды» (217). Однако попытки марокканца остаться с девочкой наедине пресекает старуха, хозяйка гостиницы. Она сама подает ему еду, не разрешает девочке проводить гостя до комнаты, даже когда он предлагает заплатить ей за это. Но потом, несмотря на протесты героини, сама отправляет ее к марокканцу: « - Я слышала, что он говорил. Нет, я не пойду к нему. Я его боюсь. - Глупости, глупости! ... И совсем нечего бояться его. Он только очень глупый и вспыльчивый, но добрый. Он все говорил мне, что ему жалко тебя...» (221). Когда же девочка приходит к нему, герой пытается ее изнасиловать (222). На помощь героине приходит собака: «он метнулся, вскинул подбородок - и собака одной мертвой хваткой вырвала ему горло» (222). Образ собаки здесь - своеобразная божественная длань, осуществляющая наказание за похоть.

Подобное находим и в рассказе «Баллада», только роль карающей руки здесь исполняет волк. Произведение строится по принципу жанра в жанре - в основное повествование вводится рассказ странницы Машеньки. Итак, Машенька рассказывает герою-повествователю старинное предание о «божьем звере, господнем волке» (14), в основе которого лежит история любви: старый князь, лютый на любовный блуд (17), польстился на жену своего сына. Узнав об этом, молодые решают бежать, но князь отправляется за ними в погоню. Однако неожиданно молодым на помощь приходит волк.

Образ повествователя и его функции

В одном из писем к И.А. Бунину М. Горький писал: «Вы для меня — первейший мастер в литературе русской, - это не пустое слово, не лесть.. .»120, -тем самым отмечая не только талант писателя и друга в построении сюжетов, создании ярких, запоминающихся образов, но и его языковое чутье: «Двадцатипятилетняя работа Ваша, полная ревностной любви к родному языку, — красота его всегда тонко чувствуется Вами, - эта еще не оцененная работа дает нам радостное право сказать, что Вы являетесь достойным преемником тех поэтов, которые породнили русскую литературу с европейской, сделали ее одним из заме-чательных явлений XIX века» . И действительно, И.А. Бунин вошел в историю мировой литературы как величайший стилист, мастер слова, способный на1 крохотном пятачке текста, оперируя некоторым набором слов, создать неповторимые образы, пейзажи, передать настроение. В свое время Борис Пастернак, осуждая в автобиографических заметках собственную поэтическую молодость, говорил: «Я забывал, что слова сами по себе могут что-то заключать и значить, помимо побрякушек, которыми их увешали» . У Бунина этих «побрякушек» нет. Его слово веско, точно, «всегда что-то в себе содержит, что-то значит» , как отмечал Н. Любимов. Третья глава данной работы посвящена языковым особенностям цикла «Темные аллеи», так как художественная речь произведения.является важнейшей составляющей стиля. Это одна из стилевых доминант, поскольку понятие «стиль» в литературоведении связано, в первую очередь, с языком. Как отмечает А.Б. Есин, «литературный образ может существовать не иначе, как в словесной оболочке» , ведь литература — искусство именно слова. Слово, язык — «первоэлемент» литературы, благодаря которому «все детали изображенного мира ... получают художественное бытие»125. Нельзя отвергать и тот факт, что речь нередко является одним из средств характеристики персонажей, ведь они «неизменно проявляют себя в словах»126. Именно словами герои высказывают свои мысли, чувства, которые нередко содержат в себе и авторский взгляд на мир. И тогда способ, манера, характер «говорения» персонажа выдвигаются в центр произведения, становятся главными. В этой части работы мы обратимся к речи бунинских персонажей, попытаемся определить роль монологов и« диалогов, обратим внимание на проблему «автор - герой», каким образом эти отношения реализуются на речевом уровне. Но прежде всего, обратимся к особенностям повествования.

Как отмечает А.Б. Кременцов, в эпических произведениях, к которым относится и цикл «Темные аллеи», отчетливо выделяются две речевые стихии: речь героев и собственно повествование (текст эпического произведения минус прямая речь героев)127. В любом эпическом произведении «запечатлевается манера воспринимать действительность, присущая тому, кто повествует, свойственные ему видение мира и способ мышления»128. В связи с этим возникает образ повествователя, понятие, которое вошло в литературоведческий обиход благодаря трудам Б.М. Эйхенбаума, В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, Г.А. Гуковского. Правомерность этого образа как самостоятельного оспаривалась, повествователь нередко отождествлялся с автором. Как отмечается в Словаре литературоведческих терминов, повествователь - это «носитель авторской речи в прозаическом произведении»129. Однако это не совсем так. Повествователь - это не автор, а еще один герой произведения, устами которого излагается сюжет. Если автор - реальный человек, то повествователь - созданный им образ. Безусловно, они близки, но не являются единым целым. Образ повествователя - особый. Это очень специфическая форма художественного воспроизведения человека. Повествователь, как отмечает В.Е. Хализев, «является посредником между изображенным и читателем, нередко выступая в роли свидетеля и истолкователя показанных лиц и событий»130. Обычно-в художественном произведении не говорится о судьбе повествующего, о его взаимоотношениях с действующими лицами, как дисал Т. Манн, этот образ «невесом, бесплотен, вездесущ»131. Но «чуткий к словесному искусству читатель видит в рассказе, повести или романе не только сообщение о жизни персонажей с ее подробностями, но и выразительно значимый монолог повествователя»132. Основное, а зачастую единственное средство его создания - речь, за которой «просматривается определенный характер, спо-соб мышления, мировоззрения» . Именно речь, манера говорить дает читателю представление об образе повествователя, о складе его ума и чувств, о егохарак-тере, который обнаруживается «не в его действиях и не в прямых излияниях души, а в своеобразном повествовательно-описательном монологе»

Похожие диссертации на Стилистические особенности цикла И.А. Бунина "Темные аллеи"