Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Типы художественной условности в русской прозе рубежа XX-XXI вв. : на материале романов "Кысь" Т. Толстой, "Город Палачей" Ю. Буйды Перепелицына Наталья Викторовна

Типы художественной условности в русской прозе рубежа XX-XXI вв. : на материале романов
<
Типы художественной условности в русской прозе рубежа XX-XXI вв. : на материале романов Типы художественной условности в русской прозе рубежа XX-XXI вв. : на материале романов Типы художественной условности в русской прозе рубежа XX-XXI вв. : на материале романов Типы художественной условности в русской прозе рубежа XX-XXI вв. : на материале романов Типы художественной условности в русской прозе рубежа XX-XXI вв. : на материале романов Типы художественной условности в русской прозе рубежа XX-XXI вв. : на материале романов Типы художественной условности в русской прозе рубежа XX-XXI вв. : на материале романов Типы художественной условности в русской прозе рубежа XX-XXI вв. : на материале романов Типы художественной условности в русской прозе рубежа XX-XXI вв. : на материале романов Типы художественной условности в русской прозе рубежа XX-XXI вв. : на материале романов Типы художественной условности в русской прозе рубежа XX-XXI вв. : на материале романов Типы художественной условности в русской прозе рубежа XX-XXI вв. : на материале романов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Перепелицына Наталья Викторовна. Типы художественной условности в русской прозе рубежа XX-XXI вв. : на материале романов "Кысь" Т. Толстой, "Город Палачей" Ю. Буйды : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Перепелицына Наталья Викторовна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Улан-Удэ, 2010.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1052

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Предпринимательство как социально- экономический институт 8

1.1 Социально-экономическая сущность предпринимательской деятельности 8

1.2. Теневое предпринимательство и его особенности в России 30

ГЛАВА 2. Развитие предпринимательства в условиях информационной экономики 47

2,1. Информационная экономика как новая производственная система 47

2.2. Особенности предпринимательства в информационной экономике 63

ГЛАВА 3. Фирма как органимационно-правовая форма предпринимательства 80

3.1. Развитие фирм в информационной экономике 80

3.2. Изменение форм кооперации крупного и малого бизнеса в информационной экономике 105

Заключение 121

Список использованной литературы 129

Приложение 136

Введение к работе

Настоящее диссертационное исследование посвящено рассмотрению русской прозы 1990-2000-х гг. с позиций использования ею типов условности в создании модели современного общества. Атмосфера всеобщего морального и духовного кризиса общества рубежа XX-XXI вв. оказывает непосредственное влияние на литературу, вследствие чего процесс творчества приобретает особый характер в своих отношениях с реальностью. Перед писателями всё чаще встаёт вопрос о причинах возникновения глобальной катастрофичности, возрастает роль вымысла в литературе.

В связи с этим к одной из общих тенденций в современной русской литературе следует отнести использование различных способов воплощения художественной условности в моделировании действительности. Возникает острая необходимость в литературоведческом анализе различных индивидуальных систем условностей, в разработке и дополнении таких приемов их интерпретации, которые бы позволили определить философско- эстетические особенности индивидуальных авторских концепций в построении художественных моделей бытия в современной России. Рассмотрение произведений в аспекте художественной условности не только даёт возможность более глубокого осмысления мироощущения автора в способах отражения реальности, но и прояснения социальных и нравственно-философских вопросов. Для литературоведения важно выявить закономерности создания вымышленных миров, отражающие особенности художественного мышления недавней исторической эпохи.

Исследованию художественной условности посвящено большое количество работ (В.А. Дмитриев, A.A. Михайлова, E.H. Ковтун, В.Ю. Грушевская, Т.Н. Маркова, Н.Г. Владимирова и др.). В литературоведении последних лет активно обсуждаются вопросы изменения семантики мифа, иносказания, гротеска, изобразительных языковых средств как основных форм художественной условности; соотнесения эстетической выразительности с жанровыми доминантами прозаического произведения; функции условности в постмодернистской прозе; взаимовлияния семиотики и средств художественной условности и т.д. Однако открытым остаётся вопрос о роли художественной условности в формировании специфики авторской концепции, лежащей в основе созданной социально- фантастической модели бытия в современной России.

В литературе последних десятилетий XX в. формируется качественно новый тип художественного повествования, значительно отличающийся от предшествующего периода, и литературная наука последних десятилетий, пробуя новые подходы к анализу текста, одновременно ставит своей целью разработку и дополнение новых литературоведческих приемов интерпретации. Всё заметнее появление в литературе различных индивидуальных систем условностей, а, следовательно, и сугубо авторских подходов в моделировании действительности. Проза последней трети XX в. демонстрирует богатство и разнообразие художественных моделей, в основе своей имеющих философское и идеологизированное повествование. В рамках обострившегося в последнее время поиска новых методологических ориентиров и новых инструментов анализа и интерпретации литературного произведения теория художественной условности требует переосмысления с точки зрения способов её реализации в тексте.

В центре внимания работы - способы реализации условности в поэтике современной русской прозы, формирующие определённые условные типы, т.е. неповторимый набор художественных средств, создающих условный план произведения. Другими словами, критерием отнесения способов построения действительности в произведении - к определённому типу условности в работе служат не только принципы пересоздания реальности, но и определение общности их содержательной функции и роли в построении определённой модели реальности. Способы создания условности — это приёмы моделирования действительности, создания образной системы, пространственно-временного континуума, основанные на реализации таких средств, как мифопоэтика, игра, ирония, гротеск, интертекстуальность, иносказание, метафора, символ и т.д.

Художественная условность как важный элемент поэтики современной литературы изучается сравнительно мало. Наиболее целостной работой на сегодняшний день можно назвать монографию E.H. Ковтун «Художественный вымысел в литературе XX века» (2008). Автор доказывает, что «важнейшие закономерности создания вымышленных миров едины если не для словесного творчества вообще, то, по крайней мере, для художественного мышления определённой исторической эпохи» [88, 8], и предпринимает попытку обобщения критериев разграничения первичной и вторичной условности в литературе, вводит необходимую терминологию теории художественной условности, а также выстраивает обоснованную теорию классификации типов художественной условности. В своей работе мы осознанно обходим стороной проблему разграничения первичной и вторичной условности, ибо она неоднократно поднималась в таких трудах литературоведов 1970-1980-х гг., как «Магический кристалл: Философский очерк об эстетическом восприятии и условности в искусстве» Ф. Мартынова, «Ленинская теория отражения и проблема реализма» Г. Апресяна, «Художественная условность как эстетическое явление» Т. Аскарова, «О художественной условности» А. Михайловой и т.д. И хотя однозначного критерия в современном литературоведении не найдено, объектом нашего исследования становится вторичная условность, определение которой мы выводим из синтеза существующих на данный момент представлений о вторичной условности.

Согласно «Краткой литературной энциклопедии», вторичная условность — это «отличающийся от жизнеподобия образ, способ создания таких образов; принцип художественного изображения - сознательное, демонстративное отступление от жизнеподобия» [66, 744]. В. Дмитриев считает также показателем вторичной условности нарушение логики реальности, любую деформацию её объектов [65, 54]. Е. Ковтун рассматривает вторичную условность практически полностью тождественной понятию «необычайное» и мотивирует обращение к ней писателей как «результат реализации особого типа художественного мышления» [88, 45], а А. Михайлова определяет вторичную условность как «пересоздание форм, увиденных в жизни, в формы эстетические, где отбор и переформирование предметов действительности достигают особой цели». В таком пересоздании исследовательница видит «возможность непосредственно пережить то общее, существенное, что адекватного чувственного облика в жизни не имеет» [132, 188]. Таким образом, вторичная художественная условность — это пересоздание форм окружающей действительности в эстетические, деформированные по отношению к реальному миру. Цель художественной условности - наиболее яркое изображение реального мира.

Частично опираясь на концепцию Е. Ковтун, мы предприняли попытку анализа произведений современной социально-фантастической прозы. Обращение к данному литературному направлению в рамках нашей работы мотивировано тем, что социальная фантастика даёт необычайно богатый материал для исследования специфики условных воплощений. По словам исследовательницы, литература 1990-2000-х гг. предлагает интересные примеры «фантастических произведений с хорошо разработанной общественной проблематикой» [88, 336], что позволяет говорить о том, что социальная фантастика продолжает своё существование. Устоявшийся в литературоведении термин «социально-фантастическая проза» представлен в Большой советской энциклопедии: «Социальная фантастика — это особый вид необычайного, в котором ведущую роль играет описание отношений между людьми в обществе. Использование фантастических мотивов позволяет показать развитие общества в необычных, никогда не существовавших в реальности условиях.

.. .Характерная черта социально-фантастической прозы — попытка показать развитие человеческого общества, попавшего в непривычные для человечества условия, или общества, кардинально отличающегося от современного, развитие тем социальной инженерии, социальной психологии или контроля над личностью» [153, 45].

В ходе рассмотрения феномена «социально-фантастическая проза» мы остановили своё внимание на изображении антиутопической картины мира как самом ярком выражении писателями своей социальной позиции в конце XX в. О классической антиутопии «в чистом виде» в современной литературе говорить сложно, поскольку помимо тенденции к взаимопроникновению жанров и стилей наблюдается процесс культурологического и философского кодирования произведения и формирование нового типа поэтики. Поэтому социально-фантастическая модель представлена в работе как отражение взаимосвязи основных составляющих современного общества — его политической, нравственной и культурной сторон. Однако при анализе произведений с позиции их антиутопического базиса мы ориентируемся на жанровые закономерности и мотивно-образную систему классической антиутопии.

Становление антиутопии, являющейся одним из ярких проявлений социально-фантастической прозы в конце XX в., мотивировано и внелитературными факторами (политическими, религиозными, философскими воззрениями), и собственно литературными — тенденцией к «иронии и ностальгии», интертекстуальностью, наличием опредмеченной модели мира, мифотворчеством и апокалипсическими настроениями и т.д. Выбор произведений антиутопической направленности, на наш взгляд, имеет интерес ещё и в связи с тем, что в них задействованы практически все типы и поэтические приёмы художественной условности, реализуемые в социальной фантастике вообще. Современная антиутопия становится чрезвычайно интересным социальным феноменом.

Выбор имён писателей в нашем исследовании обусловлен диаметрально противоположными способами использования изображения реального мира, что позволяет выразить наиболее объективный взгляд на различные типы условности в современной литературе. Результаты сопоставления позволят выделить авторскую позицию, определить концепцию героя в современной литературе, а также выявить основную идейную направленность современной антиутопии. При сравнительно- типологическом подходе возможно формирование объективной картины функционирования форм художественной условности в современном литературном процессе.

Исследуемый нами период литературного развития (1990-2000-е гг.) отмечен многообразием и разнонаправленностью эстетических исканий современных писателей. Выявить контуры системы художественной условности в современной литературе представляется задачей очень сложной, поскольку ещё рано говорить об оформленности литературного процесса конца XX - начала XXI вв. и о строгих критериях социально- фантастической литературы.

Исследователи неоднократно отмечают богатство языка и художественного стиля Т. Толстой. Для анализа мы выбрали её нашумевший роман «Кысь», потому что, во-первых, в этом произведении художественная условность представлена во всём своём языковом многообразии, во-вторых, в романе достаточно ярко выражена фантастическая модель общества. Исследователи уже относят «Кысь» к своего рода обобщающим произведениям конца XX в. Так, К. Гордович, сопоставляя героев романа с персонажами писателей-постмодернистов, считает, что роман «Кысь» «подвёл итог в использовании приёмов изображения мнимой духовности, кажущихся идеалов, мотивов и способов борьбы с инакомыслием» [60, 265].

Вместе с тем исследователи резко расходятся во мнениях относительно значимости этого романа Но если исходить из позиции «итоговосги», то необходимо рассматривать это произведение во многих аспектах. Обобщение идейной, образной, мотивной, поэтической системы неизменно приводит к вопросу о художественной условности исследуемого нами романа Т. Толстой. Несомненно, реализуемая писательницей антиутопическая картина мира и определённый тип героя-невежды формируют ёмкое представление о приоритетах отображения действительности в русской литературе конца XX в. вообще. Особо значимыми её характеристиками остаются интертекстуальность и обострённый условный мир писателей, что недостаточно чётко отмечается в исследованиях, посвященных современной грозе. Роман «Кысь» представляет собой её яркий образец, и в этом смысле мы солидарны с Б. Парамоновым, назвавшим роман «Кысь» «энциклопедией русской жизни». К этому определению он подходит диахронически, отмечая, что «русская история, как и положено, оправдывает себя в литературе» [157,3].

Можно согласиться с мыслью Е. Беньяш, что, пока Т. Толстая сочиняла свой роман, темы, затронутые в нём, уже потеряли свою актуальность, однако, на наш взгляд, способы изображения условного мира в данном произведении достойны подробного и внимательного рассмотрения, поскольку в них отражены доминантные элементы не только индивидуальной авторской картины мира Т. Толстой, но и всей социально- фантастической прозы конца XX в. с ее идейно-нравственными и эстетическими установками [91, 7]. Мифопоэтическая антиутопическая картина мира в романе «Кысь» стала целью диссертационной работы O.E. Крыжановской [91], в которой исследовательница довольно полно рассмотрела мифологическую основу романа, азбучный принцип сюжетосложения романа Т. Толстой, концепцию героя и категорию женственного. Однако вопрос о способах реализации художественной условности в произведении и её роли в формировании различных художественных констант произведения остался за пределами исследования.

Если о Т. Толстой существует ряд значимых исследований, то творчеству Ю. Буйды на данный момент посвящены в основном лишь журнальные и газетные публикации. Правда, существует ограниченное число диссертационных исследований (например, Т.В. Сорокина), но они касаются в основном его знаменитой книги «Прусская невеста», благодаря которой в 1998 г. писатель стал лауреатом литературной премии им. А. Григорьева. Но творческий багаж писателя далеко не исчерпывается этим произведением, и при целостном анализе всего его творчества можно сказать, что Ю. Буйда претендует на звание одного из самых ярких русских писателей современности.

Исходя из типичных признаков антиутопии, мы возьмём на себя смелость определить авторскую картину мира в «Городе Палачей» как антиутопическую. Единственным комплексным исследованием этого романа Ю. Буйды является диссертация A.C. Меркуловой «Миф о городе в современной русской прозе: романы Д. Липскерова "Сорок лет Чанчжоэ" и Ю. Буйды "Город Палачей"» [127]. Однако в ней не затрагивается вопрос о типах художественной условности, а мифологический контекст произведения рассмотрен неполно. Роман «Город Палачей» в силу своей неизученности и насыщенности необычайными образами и причудливым пространством-временем, становится, наряду с «Кысь» Т. Толстой, основным произведением, исследуемым в нашей диссертации, интерпретация которого даёт возможность объяснить природу художественной условности и показать её роль в формировании авторской позиции, типологии героя, жанрово-стилевой. основы произведения и социально-фантастической модели современного общества.

Объяснение природы условности в произведении даёт возможность раскрытия индивидуальной авторской картины мира. В критической литературе последних лет всё чаще поднимается вопрос о «снятии с пьедестала» самого автора. По словам К. Степаняна, «он (автор) при персонажах вроде секретаря - нужен лишь для того, чтобы записывать их слова и поступки» [182, 232]. Однако автор, исчезнув из прямой повествовательной ткани, проявляет себя в языковых реалиях произведения посредством образного воплощения многообразия мира и использования необычайно богатого набора художественно-изобразительных средств и приёмов, которые, по сути, и являются способом выражения авторского присутствия. По утверждению Ю.М. Лотмана, литература рубежа веков освобождается от «назойливой привычки видеть мир в его бытовых очертаниях» и учится «видеть вещи как слова, всегда нагруженные смыслом». Многие языковые единицы формируют определённые типы художественной условности в тексте посредством своих факультативных или ассоциативных значений, являющихся компонентами языковой, ментальной или концептуальной картины мира писателя. Отсюда важным в нашей работе становится нахождение тех механизмов, которые выявляют позицию автора в современной прозе и роль используемых им типов художественной условности.

Актуальность работы обосновывается научным интересом к проблеме функционирования условности в современной русской прозе, а также самим материалом исследования - социально-фантастической прозой, которая только оформляется в современной литературе как направление и не изучена в данном аспекте в литературоведении.

Объектом исследования является русская социально-фантастическая проза рубежа ХХ-ХХ1 вв. Её рассмотрение осуществляется с учётом разнородности художественного стиля авторов-современников.

Предмет исследования - типы художественной условности в романах «Город Палачей» Ю. Буйды и «Кысь» Т. Толстой.

Цель работы — выявить основные типы художественной условности в русской прозе рубежа 1990-2000-х гг. посредством рассмотрения одного из её направлений - социальной фантастики и определить их роль в формировании содержательно-формальной специфики произведения, что определяет теоретическую базу нашей работы. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  1. определить основные литературные тенденции конца XX в. в создании социально-фантастической модели общества;

  2. систематизировать представления о художественной условности в современном литературоведении и дать характеристику основным её типам;

  3. обозначить мифологическую основу антиутопического мира и раскрыть мифологический подтекст урбанистического пространства города в романах Ю.Буйды и Т. Толстой;

  4. выявить фольклорно-мифологическую основу произведений;

  5. обосновать потенциал философско-сатирической условности в изображении фантастической модели общества и формировании авторской позиции и концептосферы Ю. Буйды и Т. Толстой.

Методологические принципы исследования обусловлены комплексным подходом, сочетающим следующие методы исследования: сравнительно-семантический — он позволяет определить общие смысловые закономерности реализации художественной условности в литературе конца XX в.; сравнительно-типологический - предполагает установление типологических закономерностей, подчёркивающих индивидуальную и национальную специфику проблематики и художественных решений; мифопоэтический - с его помощью осуществляется анализ произведения, выявляющий поэтику мифа и сказки, а также устанавливаются общие закономерности реализации сюжета и мотивно-образной системы произведений; биографический - позволяет выявить роль личного жизненного опыта писателей в формировании их художественной картины мира.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили семиотические исследования Р. Барта, Ю. Лотмана, В. Шмида; работы по теории вторичной условности В.А. Дмитриева, A.A. Михайловой, E.H. Ковтун, В.П. Руднева и др.; по теории концептуальной и языковой картины мира Н.Д. Арутюновой, Г.Н. Скляревской, В.А. Черваневой, Е.В. Артеменко, В. Зусмана и др.., в области разработки «сказочной» и «мифологической» концепций — В .Я. Проппа, Д.С. Лихачёва, Е.М. Мелетинского, наконец, по теории социальной фантастики и антиутопических представлений Ф. Аинса («Реконструкция утопии»), М. Шадурского («Литературная утопия от мора до Хаксли: проблемы жанровой поэтики и семиосферы. Обретение острова»), М. Черняк («Модель мира в современной антиутопии»), М. Звягиной («Жанровые формы в современной прозе»), Л. Юрьевой («Русская антиутопия в контексте мировой литературы») и др.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые рассмотрены различные типы художественной условности в русской социально-фантастической прозе 1990-2000-х гг. Использованная в работе теория художественной условности и предложенный анализ произведения через призму поэтики необычайного позволили охарактеризовать общую тенденцию в развитии русской прозы конца XX — начала XXI в. Выявлены авторская позиция, концептуальная и языковая картины мира писателей, рассмотрены также концепция героя и принципы сюжетостроения в романах Ю. Буйды и Т. Толстой. Попытка определения художественных основ их антиутопического мира в таком аспекте еще не предпринималась в историко-литературных исследованиях.

С научной новизной связана рабочая гипотеза работы - рассмотрение произведения с позиции реализации в нём типов художественной условности может позволить выявить его идейно-художественную основу, концепцию автора и тип героя, пространственно-временные отношения, его место в литературном контексте определённой эпохи.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социально-фантастическая проза конца XX века в русской литературе представлена произведениями антиутопической направленности, имеющими в своей основе картину мира, для которой значимой становится сказочно-мифологическая модель бытия.

    1. Художественная условность в современном литературоведении представлена несколькими типами, из которых в рамках нашей работы выделяются мифологическая, сказочная и философско-сатирическая.

    2. Мифологический каркас исследуемых произведений основан на представлениях и верованиях народа об эсхатологии и космогонии, циклическом развитии общества, ритуальном поведении коллектива, а фантастическая модель общества обусловлена наличием культурного героя и тенденцией к преображению хаоса в космос.

    3. Фольклорно-мифологический ракурс в исследуемых произведениях проявляется на уровне сюжета и героя, реализуясь по принципу антисказки.

    4. Философско-сатирическая условность в романах образуется вследствие несовпадения авторской позиции и позиции героя в отношении констант бытия - концептов, формирующих в произведениях фантастическую модель общества в социальном, нравственном и духовном аспектах.

    Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что работа способствует более глубокому пониманию теоретических аспектов художественной условности, а также дает частичное обоснование такого феномена, как социальная фантастика в современной русской литературе. Исследование расширяет представление о способах реализации условности в художественном тексте, предлагает новые подходы к интерпретации произведения с целью раскрытия авторской позиции, концепции героя, особенностей сюжетосложения и выявления образно-концептуальной системы произведений.

    Практическая значимость работы: материалы и выводы могут быть использованы для дальнейшего изучения социально-фантастического направления в современной литературе, а также творчества Т. Толстой и Ю. Буйды. Материалы и предложенная методика анализа могут быть применены в преподавании русской литературы конца XX - начала XXI в., разработке спецкурсов и спецсеминаров.

    Апробация и реализация результатов работы осуществлялись в процессе разработки и чтения лекций по спецкурсу «Литературоведческий анализ текста» в школе для одарённых детей «Арктика» г. Нерюнгри. Основные положения диссертации изложены в докладах на международных, научно-практических конференциях: «Ономастическое пространство и национальная культура (Улан-Удэ, 2006), «Россия-Азия: механизмы сохранения и модернизации этничности» (Улан-Удэ, 2008); всероссийской научно-практической конференции «Филологическое образование: проблемы и перспективы», посвященной 75-летию филологического факультета БГУ (Улан-Удэ, 2007); VII Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященной 50-летию Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова — «Теория мифологического сознания как результат рефлексии главного героя в романе В. Пелевина "Generation П"» (Нерюнгри, 2006), IX-X Межрегиональных научно-практических конференциях молодых ученых, аспирантов и студентов — «Метафорическая парадигма в романе Т. Толстой "Кысь"» (Нерюнгри, 2008), «Роль художественной условности в формировании концептуальной системы автора» (Нерюнгри, 2009).

    По теме диссертации опубликовано 7 статей, в том числе 1 статья в рецензируемом научном издании «Вестник Бурятского государственного университета» (2009).

    Результаты данного исследования использованы в научно- педагогической деятельности, в том числе в руководстве докладами школьников, представленными на республиканской конференции «Шаг в будущее» в г. Якутске (2008, 2009 гг.), - «Концептуальная картина мира эвенков в поэзии Г.С. Курилова» (2009 г.), «Модель мира в биографической прозе Н.С. Курилова», а также докладом «Мифологическая картина мира ' народов Севера с позиции её математического обоснования», представленным на всероссийской конференции «Шаг в будущее» в г. Санкт- Петербурге (2010 г.).

    В диссертации рассматриваются способы изображения условного мира и типы условности в современной русской прозе, что соответствует пункту 4 специальности 10.01.01 - русская литература.

    Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, введения, заключения и списка литературы, включающего библиографический указатель произведений авторов Ю. Буйды и Т. Толстой. Общий объём диссертации составляет 170 страниц, из них основного текста 150 страниц. Список использованной литературы включает 219 наименований.

    Социально-экономическая сущность предпринимательской деятельности

    Социально-экономическая сущность предпринимательской деятельности анализируется учеными еще с XVII века. Па наш взгляд, можно выделить пять основных этапов развития теории предпринимательства. Начало исследования предпринимательства связано с именами Р.Кантильона, А.Тюрго, Ф.Кене, А.Смита, Ж.Б.Сея. Предпринимательство рассматривалось ими как особый вид деятельности, для которого характерны риск и экономическая неопределенность. Основателем теории предпринимательства можно считать французского экономиста XVIII века Р.Кантильона, который впервые ввел в научный оборот категорию «предпринимательство». Адам Смит, Жан-Ватист Сэй и другие классики политэкономии XIX века также именно с этим явлением связывали развитие предприимчивости, бережливости и трудолюбия народа. В современной российской литературе исследование личных качеств предпринимателя вели Дынкин А.А., Сіерлин АР., Тулин ИВ., Бенедиктова В.И., Бусыгин А.В., Козлова О.М. Перечень личностных качеств предпринимателя, необходимых для эффективного осуществления предпринимательского труда включает; 1. Специальные знания в области производства, организации сбыта, менеджмента, специальные производственно-экономические знания, контак ты и связи, 2, Личные качества: состояние здоровья, воля, вера в собственные си лы, активность, выдержка, коммуникабельность, интуиция, гибкость, вос приимчивость к критике, умение убеждать, распределять обязанности, сти мулировать и мотивировать труд, чувство социальной ответственности. Ин теллектуальные способности, в т.ч. творческий потенциал, логическое, сие- темное мышление, рациональность организации личной работы, умение концентрироваться и вести переговоры. 3. Эффективность предпринимательской идеи, организация ее испол нения, контроль выполнения принятого решения. Предпринимательская деятельность невозможна без наличия конкретной коммерческой идеи, причем предприниматель в своей деятельности ведет накопление, отбор и сравнительный анализ альтернативных идей. Таким образом, важнейший фактором эффективности предпринимательского труда еще на заре его развития стал информационный: сбор первичной информации, ее обработка, хранение и анализ для принятия предпринимательских решений. 4. Следующую группу факторов эффективности предпринимательского труда составляют материально-технические (закупка, хранение и контроль за расходом всех видов материальных ресурсов, эксплуатация технических средств, рабочих помещений и т.д., освоение технологий) и финансовые (по лучение собственных и заемных финансовых ресурсов, управление денеж ными средствами, движением капитала: анализ затрат в сфере производства и сбыта продукции и результатов. 5 Еще одна группа факторов эффективности предпринимательского труда - организация работы команды. Сюда относятся: 1) планирование и набор персонала, организация труда, адаптация и расстановка работников; подготовка и переподготовка персонала, организация заработной платы и нематериального стимулирования, регулирование трудовых отношений. Среди информационных факторов эффективности предпринимательского труда особое значение имеют маркетинговые исследования, анализ рынков, товаров, потребителей, конкурентов; анализ внутренней среды предприятия; планирование жизненного цикла товара, ценовой политики предприятия; стимулирование сбыта продукции: выбор каналов товародвижения; рекламная деятельность предприятия, Как показал опыт стран с развитой рыночной экономикой, к числу условий, которые необходимы для успешного развития предпринимательства, относятся: наличие рынка, характеризующегося превышением предложения над спросом; деловой климат, обеспечивающий долговременную мотивацию в сфере производства и потребления; свобода деятельности предпринимателя в рамках закона, в т.ч возможность маневра штатами, ресурсами и т.д. Особое значение имеет свобода движения капитала и перемещения рабочей силы. Эти условия отсутствовали в России до 1861 г. и после 1917 г. А.Смит в качестве предпринимателя рассматривал только собственника, поскольку собственность определяет не только способ производства и распределения продуктов, но и мотивы экономического поведения, самостоятельность мышления, ориентацию па перспективное накопление и приумножение капитала, а не только па текущее потребление. Любая форма собственности реализуется лишь через персональные полномочия и ответственность предпринимателя-управляющего и в этом смысле является частной. Однако во второй половине XX века усложнение производства и интернационализация рынков привели к дальнейшему отделению собственности от управления. В качестве предпринимателей стали выступать работающие по контракту менеджеры, которые не являются единоличными собственниками фирмы. Доля управляемого ими имущества в развитых странах достигает 70-80%, Классическая теория А.Смита Д.Рикардо рассматривала в качестве единственной цели предпринимательства стремление к прибыли. Однако максимальная прибыль выступает в качестве такой цели лишь при неразвитом рынке, когда предприниматель узнает о спросе на его продукцию, возможной цене его реализации и т.д. лишь задним числом, после того как продукция уже представлена на рынке.

    Теневое предпринимательство и его особенности в России

    Предприниматель согласно ПС РФ - самостоятельный, принимающий на себя финансовый риск и зарегистрированный в установленном порядке хозяйственный субъект, имеющий целью систематическое извлечение прибыли на основе использования имущества, реализации товаров, производства работ и оказания услуг. Однако па наш взгляд, в современных российских условиях нельзя считать регистрацию критерием выделения предприниматс- лей. В России развитие теневого предпринимательства было вынужденным и к концу 90-х гг. зарегистрированные предприниматели в России составляли всего 3-5% экономически активного населения: причем эта доля сильно различалась по регионам. Во много раз большее число людей вело незарегистрированную предпринимательскую деятельность без патентов, лицензий, уплаты налогов и т.д. Общий объем такой теневой экономики составил примерно 40% валового внутреннего продукта (ВВП). По данным МВД в России под контролем организованных преступных группировок (в них состоит около 80 тыс. членов) в конце 90-х гг. находилось около 40 тыс. хозяйствующих субъектов, в т.ч. 1,5 тыс. государственных предприятий, 4 тыс. акционерных обществ, свыше 500 совместных предприятий, 550 банков, 700 оптовых и розничных рынков. В странах с рыночной экономикой легальным предпринимательством занято свыше 20% граждан. При должной правовой защите и деловом климате Россия сможет приблизиться к этому уровню. Анализу масштабов и характера негативных явлений в советской экономике во многом препятствовала недостаточная информационная база. Из-за идеологизации экономической науки причины негативных явлений в экономике усматривались лишь в ошибках и просчетах отдельных руководителей, недостаточном книминии к тому или иному участку работы, а также в отрицательных качествах лиц, допустивших расточительство, хищение, очковтирательство и т.д. Подобный идеологизированный подход означал скольжение по поверхности явления, блокировал анализ корней негативных явлений, препятствовал борьбе с теневой экономикой. Все сводилось к констатации фактов, разоблачению и наказанию отдельных теневых предпринимателей за антиобщественные проступки, призывам к предприимчивым людям всегда поступать в интересах общества, а не в собственных интересах. В отечественной экономической науке одна из первых начала исследование теневой экономики и ввела в научный оборот этот термин Т.И.Заславская (36, 37). Другие исследователи с конца 80-х гг. использовали и другие термины - скрытая, параллельная, неформальная, подпольная эко- омика и т.д., анализируя и описывая по сути то же явление нерегистри-руемое предпринимательство. В большинстве своем экономисты затрагивали проблему теневой экономики в контексте рассмотрения «родимых пятен» капитализма. Лишь с конца 80-х гг. стали предприниматься попытки анализа этого феномена (63, 64). Между тем в условиях экономического кризиса 90-х гг. теневая экономика дала средства к существованию для 40% граждан России и способствовала возрождению их предприимчивости, утерянной в годы централизованно планируемой экономики. Чтобы дать определение какого-нибудь явления, необходимо установить его место в другой, более общей системе. Теневую экономику можно определить как специфическую часть рыночного хозяйства, использующую процессы разгосударствления экономики для уклонения от регистрации сделок и финансовых потоков с целью ухода от уплаты налогов, таможенных пошлин и иных государственных сборов и ограничений. Речь идет о совокупности экономических отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, скрытых от государственного контроля и осуществляемых вне официальных рамок. Теневая экономика - явление чрезвычайно разноплановое и включает самые разные виды хозяйственной деятельности; от криминального производства и сбыта оружия и наркотиков (наркобизнес) до внешне безобидной и освященной вековыми традициями «соседской помощи», когда отдельные хозяйствующие субъекты оказывают друг другу взаимозаечитывающиеся услуги как способ сокрытия своих доходов. К числу критериев теневой экономики относятся: а) систематический характер извлечения доходов; б) скрытность от официального учета; в) уклонение от уплаты налогов и таможенных пошлин; г) неправовой характер коммерческих отношений, конфликты в которых решаются без участия судебной системы и правоохранительных органов.

    Информационная экономика как новая производственная система

    Понятие «информационная постиндустриальная экономика» было сформулировано еще в 70-х гг. в работах зарубежных экономистов и развито в философских работах Л.Д.Урсула, А.Н.Ракитова, экономистов Г.Р.Громова, Р.Нижегородцева, С.Ю.Глазьева, Т.П.Николаевой и ряда других. В этих работах было показано, что XX век эпоха перехода от индустриального к информационному обществу, бурного развития науки, техники и технологии. Этот этап развития общества выдвинул множество неизвестных ранее проблем, В их числе - вопрос о сущности и структуре новых информационных технологий и роли ТНК в их развитии.

    Западные философы как главное в понятии «технология» выделяют знания (научные и опытные), которые используются для решения практических задач. Английский ученый Дж.Дози определяет технологию как совокупность знаний, имеющих непосредственное практическое применение (относящихся к конкретным проблемам и устройствам), включая ноу-хау, методы, опыт, а также измерительные приборы и оборудование (см. 86).

    Это узкое определение технологии исключает немало важных социальных аспектов. Другие ученые считают, что технология есть «совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при изготовлении какого-либо вида продукции в любой сфере производственной деятельности». Авторы выделяют в качестве важнейшего ее компонента технологический процесс -«последовательность направленных на создание заданного объекта действий (технологических операций), каждое из которых основано на каких-либо естественных процессах (физических, химических, биологических и др.) и человеческой деятельности». Таким образом, суть технологии сводится лишь к приемам и навыкам переработки сырья и материалов, что явно сужает се содержание.

    Авторы соответствующей статьи в Большой советской энциклопедии, вкладывают в понятие «технология» более глубокий смысл. С одной стороны, технология - «совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т.д.», с другой - «научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приемы и способы». Технология не только система приемов и правил, применяемых при изготовлении каких-либо предметов, но и область научного знания со своими закономерностями и специфическим предметом исследования. «Задачей технологии как науки является выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов, требующих наименьших затрат времени и материальных ресурсов». Однако отождествление технологии с технологическим процессом вряд ли оправдано, когда технологией (или технологическими процессами) называются также сами операции добычи, обработки, переработки, транспортирования, складирования, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса» (5). Подобное отождествление сводит технологию как пауку лишь к определенным процедурам. Я.Е.Стуль и К.Н.Суханов считают, что объектом отражения технологических понятий является технология как совокупность методов обработки, изготовления, изменений состояний, свойств, формы сырья, материалов и полуфабрикатов, применяемых в процессе производства для получения готовой продукции.

    На наш взгляд, технология должна быть представлена как единство объективного и субъектииного, т.е. как отношение и реальный процесс взаимодействия материальных систем на базе знания. Технология представляє ] собой процесс производства чего-либо полезного на основе использования знаний и опыта. Технология должна заниматься не только вещественными материальными системами, но и информацией, а также биологическими и другими процессами.

    Термин информационные технологии (ИТ) в научной литературе стал применяться относительно недавно - во 2-ой половине XX века, однако эти технологии имеют весьма продолжительную историю. Первым значительным этапом в истории развития ИТ, имевшим радикальные социально-экономические последствия, стало изобретение письменности в древней Месопотамии, Китае и у индейцев Майя. Некоторые исследователи связывают рождение данных технологий с развитием пещерной живописи примерно 25-30 тыс. лет назад (31, с.И), несмотря на то, что эта живопись имела лишь ограниченное коммуникативное воздействие, способствуя распространению знаний и информации.

    Начало книгопечатания вторая информационная революция, произошедшая в середине XV века в связи с изобретением печатного станка. Она означала резкое ускорение процесса накопления и распространения знаний, благодаря резкому ускорению и удешевлению производства книг и брошюр. С этим связан успех Реформации.

    Развитие фирм в информационной экономике

    Фирма - самостоятельная предпринимательская единица с правами юридического лица, которая в качестве собственника или титульного владельца (арендатора, трастового управляющего, оператора и т.д.) разрабатывает и реализует стратегию распоряжения имуществом, нематериальными активами и доходами, используя организационно-плановые методы. Передача активов и доходов фирмы другим хозяйственным субъектам (транзакции) основана на контрактах - договорах юридических лиц, действующих по законам рынка. Предприятие - имущественный комплекс, включающий недвижимость, движимое имущество, требования и долги, право на обозначение и исключительные права на интеллектуальную собственность. В отличие от фирмы предприятие выступает преимущественно как объект управления со стороны собственника или владельца, а не как хозяйственный субъект. Исключение в российском праве представляют государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые выступают и как субъект (не распоряжающийся недвижимостью), и как объект управления. В развитых странах в конце XX века происходило увеличение среднего размера, усложнение структуры и диверсификация сферы деятельности фирм при одновременном уменьшении средних размеров, изменении характера специализации и увеличении многообразия организационно-правового статуса предприятий. Предприятия все чаще становятся бизнес-единицами, которые осуществляют по поручению и под контролем фирмы лишь оперативный менеджмент. Дочерние и зависимые компании получают при этом права юридического лица, однако стратегический, в частности финансово-инвестиционный и инновационный менеджмент, осуществляет корпоративный центр. Особое развитие получают виртуальные компании, объединяющие фирмы на основе долгосрочных контрактов, а не отношений собственности в рамках предпринимательских сетей. 1то позволяет резко сократить число менеджеров среднего звена, транслирующих указания фирмы непосредственным организаторам производственного процесса. В итоге расширяются границы эффективных слияний и поглощений фирм, присоединения к ним новых предприятий на базе вертикальной или горизонтальной интеграции и диверсификации производства. Согласно институциональной теории предприятие представляет собой производственную ячейку экономики, производственно-технологическую и социальную систему. Гражданский кодекс РФ определил предприятие как объект управления, имущественный комплекс, включающий движимое и недвижимое имущество, права, требования и долги, фирменные и товарные знаки, объекты интеллектуальной собственности. Фирма, в отличие от предприятия - рыночный субъект с правами юридического лица, управляющий одним (малый бизнес) или несколькими предприятиями с помощью организационно-плановых методов. Планомерность (сознательно поддерживаемая пропорциональность) в масштабах всего народного хозяйства регулируется на основе долгосрочных контрактов между фирмами. В первом случае имеют место административные (накладные), во втором - трансакциейные издержки, В советской экономике в качестве фирмы (единой фабрики) по сути дела выступало все народное хозяйство. Единство собственности давало экономию на трансакциопнмх издержках, прежде всего на маркетинге, рекламе, юридическом сопровождении контрактов. Однако эта экономия перекрывалась ростом административных расходов, низкой рациональностью решений, принимаемых в одном центре, отсутствием массового законного предпринимательства. В современной России действуют свыше 2,7 млн. юридических лиц, однако многие из них нельзя назвать фирмами в рыночном понимании. Реальное становление фирм как предпринимательской ячейки требует перехода к правовой экономике, базирующейся на современном контрактном праве и деловой этике. Реструктуризация первичною звена экономики как первый этап формирования таких фирм прежде всего включает уточнение отношений собственности и распоряжения имуществом, правовое разграничение прав и обязанностей учредителей, собственников и менеджеров, обеспечение прозрачности информации о составе активов и пассивов фирмы, рыночной капитализации ее имущества, промышленных прав и фирмы в целом. Это сделает возможным развитие стратегического маркетинга и менеджмента на базе определения миссии фирмы, ее конкурентных преимуществ, оценки перспективных для фирмы сегментов рынка, лишь на этой основе эффективна разработка долгосрочных планов, целевых программ и бизнес-планов. Согласно институциональной концепции предпринимательства, чем больше размер фирмы, тем меньше ее трансакционные издержки, связанные не только с подготовкой, заключением и юридическим сопровождением контрактов, но и уплатой ряда налогов и таможенных пошлин. Наибольшую экономию имеют транснациональные корпорации (ТНК), включающие компании многих стран, участвующие в едином цикле от исследований, разработок и добычи сырья до реализации конечной продукции. ТНК не платят налог на добавленную стоимость (НДС) и таможенные пошлины на оборот внутри ТНК. Однако рост размеров фирмы увеличивает ее организационно-плановые издержки - накладные расходы по планированию, распределению заданий, контролю за их выполнением, координации работ различных производственных и управленческих ячеек. Поэтому крупные корпорации децентрализуют управление, продают часть своих предприятий либо превращают их в дочерние фирмы, превращаясь таким образом в ассоциацию юридических лиц (холдинг). В конце 90-х гг. в мире действовало примерно 50 млн. официально зарегистрированных фирм (не считая сельского хозяйства), в т.ч. свыше 22 млн. в США, 16 млн. - в страмах КС, 7 млн. в Японии, 5 млн. в Центральной и Восточной Европе, Канаде, Азии (без Японии), Африке (13, с. 13). В России в 2000 г. насчитывалось 2,7 млн. юридических лиц.

    Похожие диссертации на Типы художественной условности в русской прозе рубежа XX-XXI вв. : на материале романов "Кысь" Т. Толстой, "Город Палачей" Ю. Буйды