Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции песенного и афористического фольклора в прозе А. С. Пушкина и П.А. Вяземского Джанумов, Сейран Акопович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Джанумов, Сейран Акопович. Традиции песенного и афористического фольклора в прозе А. С. Пушкина и П.А. Вяземского : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.01;10.01.09 / Моск. пед. ун-т.- Москва, 1994.- 55 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-3/4108-6

Введение к работе

Уже многие десятилетия проблема "русская литература и фольклор" рассматривается преимущественно в двух аспектах: с одной стороны, изучается воздействие устно-поэтических традиций на художественное творчество русских писателей, с другой - судьба литературного произведения в фольклорном бытовании. И 3 том, и в другом случае плодотворное постижение этой проблемы предполагает выход к этнографии, истории, лингвистике, искусствоведению, а также к другим, смежным о фольклористикой я литературоведением, областям знания.

Изучение взаимосвязей литературы и фольклора имеет еще и третью сторону. Показателем все возрастающего витания многих русских писателей (особенно первой половины XIX века) к устному народному поэтическому творчеству явились их поездки по различным регионам России, их собственноручные записи фольклорных произведений разных жанров. Вот почему творчество этих писателей невозможно понять в отрыве от их деятельности как собирателей и исследователей русского фольклора.

Для писателей фольклор всегда являлся неисчерпаемым источником познания духовной жизни народа, одним из важнейших средств обогащения их собственного художественного творчества демократическими элементами народной культуры и идеологии, народно-поэтическими сюжетами, мотивами и образами, жанрово-стилистически-ми формами. Больше того, фольклоризм русских писателей тесно связан с такими понятиями, как "народность", "историзм", возникновение и формирование которых в конце ХУШ - первой трети XIX века как в Западной Европе, так и в России, оыло обусловлено потребностью осознать свою национальную культурную самобытность, стремлением понять особенности и своеобразие национального характера, литературы, искусства, языка народа.

Повышенный и устойчивый интерес русских романтиков, а позднее и писателей-реалистов к фольклору позволил км по-новому взглянуть на проблемы народности и историзма, на процессы, происходящие в русской жизни и культуре, выработать целостную программу и концепцию национально-самобытной литературы. Поэтому принципиальное значение для понимания фольклоризме русских писателей имеет не только их художественная практика, но и их тео-

- 2 - , ретические высказывания по вопросам фольклора и литературы, их мнения о роли устного народного творчества в формировании русского литературного языка.

Проблема творческих взаимосвязей русской литературы и фольклора стала объектом специального научного рассмотрения во многих монографиях и статьях, учебных пособиях. Особенно большой вклад в разработку данной проблемы за последние десятилетия внесло четырехтомное фундаментальное исследование Шститута русской литературы РАН (Пушкинского Дома), в котором эти отношения прослеживаются на протяжении XI - XIX веков: "Русская литература и фольклор (XI - ХУШ вв.)";. Л., 1970; "Русская литература и фольклор (первая половина XIX в.)". Л., 1976; "Русская литература и фольклор (вторая половина ПХ в.)". Л., 1982; "Русская литература и фольклор (конец XIX в.)". Л.., 1987. В этих четырех сборниках удачно синтезированы историко-литературный и фольклористический аспекты изучения проблемы, показано многообразие форм использования народно-поэтических традиций в творчестве отдельных писателей, раскрыты роль и значение фольклора в становлении и развитии русской литературы. Формированию новых методологических принципов в области изучения взаимовлияния литературы и фольклора, новых творческих подходов к решению названной проблемы способствовали также монографии Л.И.Емельянова , Д.Н.Медри-ша , У.Б.ДалгатЗі э-гВ.Померанцевой4, А.И.Лазарева5, статьи

I.Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики.Л.,

1978. 2.Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Саратов, 1980. З.Далгат У.Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты.М.,

1981. 4.Померанцева Э.В. Писатели и сказочники. М., 1988. 5.Лазарев А.И. Типология литературного фольклоризма. Челябинск,

1991.

П.С.Выходцева6, А.А.Горелова7, С.Н.Азбелева8, С.Г.Лазутина9 и многие другие работы отечественных фольклористов.

. Однако до сих пор все еще остается нерешенным ряд вопросов. Некоторые из них четко обозначила в одной из своих последних работ Н.И.Савушкина, долго и плодотворно занимавшаяся среда прочих проблем творческими контактами устной и письменной литературы. В статье "Постижение глубин фольклоризма" она писала: "Не всегда учитываются... традиции литературного фольклоризма (сравнительного фольклоризма). Использование писателями фольклора чрезвычайно многообразно, оно способствует расширению и углублению художественных возможностей реализма. Постепенно в литературе накапливается опыт использования наиболее продуктивных приемов фольклорной изобразительности. В этом опыте можно и нужно уловить определенные закономерности, своего рода эстафету" ("Фольклор в современном мире. Аспекты и пути исследования". М., 1991. С.96).

Одной из первоочередных задач, на наш взгляд, является исследование как прямого, так и опосредованного воздействия устно-поэтических традиций не только на отдельные художествен- . ные произведения, но и на все творчество писателя в целом. Это позволило бы в конечном счете выявить своеобразие склада его фольклорного мышления, расширить наши представления о воз- мокностях творческого использования различных фольклорных сюжетов, мотивов и образов, стилистических приемов, изобразительно-выразительных средств в произведениях разных жанров, разных

6,Выходдев П.С. На стыке двух художественных культур (проблема фольклоризма в литературе) // Русский фольклор.XIX. Вопросы теории фольклора. Л.,1979. С.3-30.

7.Горелов А.А. К истолкованию понятия "фольклоризм литературы" // Там же. С.31-48.

8.Азбелев С.Н. О специфике творческого процесса в фольклоре и литературе // Там же. С. 157-166.

Э.Лазутин С.Г. Взаимодействие литературы и фольклора: аспекты и методы изучения // Фольклор в современном мире. Аспекты и пути исследования. М., Т99І. С. І03-ІТ2.

родов литературы.

Рее сказанное выше определило предмет, задачи и цель нашего исследования. В диссертации изучается влияние традиций песенного и афористического фольклора на прозу А.С.Пушкина и П.А.Вяземского, ставится задача рассмотреть идейно-художественные функции народных песен, пословиц и поговорок в их литературно-критических статьях, заметках, публицистике и автобиографической прозе, а также в "Истерии Пугачева", в художественной прозе Пушкина, в "Записных книжках" Вяземского. Целью исследования является не только установление конкретных фольклорных источников того или иного произведения Пушкина и Вяземского, но и определение специфики подхода названных авторов к устному народному творчеству, принципов, форм, методов его использования и художественного освоения. Мы также попытаемся выявить характер системных связей между фольклором и литературой на материале прозы Пушкина и Вяземского, показать эволюции их фольклоризме.

Прежде чем создать обобщающие труды по фольклоризму Пушкина, Вяземского и других поэтов так называемого "пушкинского круга", необходимо установить место и значение в их творчестве конкретных фольклорных жанров. В нашем пушкиноведении эта проблема довольно успешно решена относительно сказочных сюжетов, мотивов и образов в произведениях поэта. Но не менее важно попытаться осмыслить творческий процесс общения художников слова с песенным и афористическим фольклором. Всестороннее и правильное решение данной проблемы, углубленное исследование фольклоризме Пушкина и Вяземского, всех граней их фольклоризме - именно под этим углом зрения можно в конечном итоге решить ряд общих и частных проблем,касающихся постоянных и плодотворных взаимоотношений между фольклором и литературой.

Новизна работы состоит в том, что в ней впервые на столь широком материале изучается воздействие фольклорных жанров (в данном случае - песен и пословиц) на прозу Пушкина и Вяземского. Вводятся в научный оборот новые фольклорные источники их прозаических произведений, последовательно и с возможной полнотой рассматриваются многочисленные факты обращения Пушкина и Вязем-

экого к народным песням, пословицам и поговоркам не только в судожественных произведениях, но и в критико-публицистических зтатьях, в автобиографической прозе, т.е. там, где эти фольклорные традиции, эти фольклорные жанры никогда ранее не выявлялись.

Выбор авторов для рассмотрения их творчества с точки зре-іия освоения традиций песенного и афористического фольклора збусловлен в первую очередь той ролью, которую они играли в общественной и культурной жизни 10-х - 30-х годов XIX века и, разумеется, во всей последующей истории русской литературы. Не з последнюю очередь обращение к творчеству именно Пушкина и Зяземского вызвано их особыми дружескими и литературными отно-іениями на протяжении,всей их жизни и деятельности, их взанмо-злиянием, определенной общностью их идейно-эстетической и лигатурной позиции, что, конечно, не исключало их полемики, их )поров о путях развития отечественной литературы, о проблемах зольклора, народности и историзма, о своеобразии и национальна особенностях русского литературного языка, о художественном 'ворчестве и историко-литературном-значении их предшаственни- . сов и современников.

Разумеется, в этой "связке" Пушкин рассматривается как іентральная фигура той эпохи, в то время как художественная деятельность Вяземского как поэта и литературного критика разевалась (при всем его -даровании и таланте) под известным влившем тех принципов, с которыми подходил к народной поэзии [ушкин. Вместе о тем, конечно, мы не собираемся игнорировать іепрвторимую творческую индивидуальность каждого из этих двух иоателей, их различие во взглядах и позициях по целому ряду юпросов, связанных с литературой и фольклором. И все же ;ходства, порожденного объективными условиями общественной изни, литературного развития шохи, закономерностями эволю-ввз романтизма и реализма, наконец, общностью их воспитания, :ациональной и сословной принадлежности, было гораздо больше, [ем различий і

Нам представляется, что нв современном этапе и уровне ня-[их знаний проблемы "русская литература и фольклор" существует

настоятельная потребность в сравнительном изучении фольклорна ма нескольких писателей, объединенных общностью социальной, эстетической и литературной программы, близостью подхода к проблемам фольклора и фольклористики, к вопросам языка и стиля устного народного творчества, к принципам и формам освоения конкретных фольклорных жанров. Это позволит в конечном итоге выработать более широкий исторический взгляд на творчество данных писателей, на своеобразие того или иного этапа в развитии русской литературы.

Методология диссертации основывается на разработанном отечественной фольклористикой и современным литературоведением понимании проблемы "русская литература и фольклор", на конкретных достижениях в области изучения творчества Пушкина и Вяземского. Она базируется на стремлении подойти к проблеме фольклоризме писателей с позиций сравнительно-исторического и типологического метода, используя также историко-генети-ческий подход при решении' этой проблемы. Методика исследования опирается на текстологический анализ почти всех прозаических произведений указанных авторов (за исключением книги Вяземского "Фонвизин", которая требует особого рассмотрения) в их сопоставлении с песенным и афористическим фольклором.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры русской классической литературы Московского педагогического университета, на ежегодных межвузовских научных конференциях в МПУ (в том числе и на межвузовской конференции 1987 года, посвященной 150-летию смерти А.С.Пушкина) , на ФПК Московского государственного педагогического университета в 1978 году, на заседаниях кафедры российской филологии Высшей педагогической школы в Жешуве (Польша) в 198 году и Высшей педагогической школы в Ополе (Польша) в 1981 году, кафедры русистики педагогического факультета Карлова университета в Праге (Чехия) в 1983 году, на Всесоюзной конференции "Этапы изучения классического наследия русского эпоса" в Институте русской литературы (Пушкинский Дам) в 1988 году, на ежегодной конференции Американской ассоциации преподавателей русского языка и литературы в Чикаго (США) в

- 7 -390 году, на мевдународной конференции "Пушкин и белорусская стература" в Бресте (Белоруссия) в мае 1994 года.

Научно-практическая значимость работы состоит в возможно-т использования ее результатов в учебном процессе (препода-шии истории русской литературы и литературной критики, рус-toro народного поэтического творчества). Наблюдения и выво-I, полученные в процесса исследования, могут быть привлечены от историко-литературном, текстуальном изучении и комментиро-шии литературно-критических статей и заметок Пушкина, его Істории Пугачева", художественной прозы, а также поозии, штики, публицистики и мемуарных произведений Вяземского, [ссертант имеет многолетний опыт использования своих научных щсканий в лекционных курсах, спецкурсах и спецсеминарах (к по русской литературе, так и по фольклору, а также в ;ольной практике.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух істей (в каждой из которых по три главы), заключения и библи-'рафии.

Похожие диссертации на Традиции песенного и афористического фольклора в прозе А. С. Пушкина и П.А. Вяземского