Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество А. Платонова и эстетика Пролеткульта Бочарова Наталья Анатольевна

Творчество А. Платонова и эстетика Пролеткульта
<
Творчество А. Платонова и эстетика Пролеткульта Творчество А. Платонова и эстетика Пролеткульта Творчество А. Платонова и эстетика Пролеткульта Творчество А. Платонова и эстетика Пролеткульта Творчество А. Платонова и эстетика Пролеткульта
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бочарова Наталья Анатольевна. Творчество А. Платонова и эстетика Пролеткульта : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : СПб., 2004 220 c. РГБ ОД, 61:05-10/544

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена важностью для современного литературоведения проблемы определения художественного значения творчества А.Платонова в русской литературе XX века, особенно в связи с литературой советского времени, поэтому в настоящий момент актуальным остается литературный дебют писателя, поэтическое и публицистическое творчество раннего периода 1920-1926 гг., их связь с общественно-литературным контекстом, в частности эстетикой Пролеткульта, чем определяется выбор в качестве исследовательского материала поэзии Пролеткульта наряду с поэтическим и прозаическим творчеством А.Платонова.

Степень разработанности проблемы. В последние годы очевидно растет интерес к отечественному литературному наследию XX века, особенно к изучению сложного феномена «советской литературы». В рамках этого научного направления возрастает необходимость изучения творчества Андрея Платонова в связи с его культурно-идеологическим контекстом.

Со времени «возвращения» писателя в 1960-е гг. исследователями не раз затрагивались культурно-идеологические параметры платоновского творчества, в том числе и его взаимодействие с художественным наследием Пролеткульта. В книге Л.Шубина «Поиски смысла отдельного и общего существования» (М., 1987), текстологических трудах Н.Корниенко, в работах биографического характера (О.Ласунский, М.Геллер, Т.Лангерак) делается вывод о несомненной зависимости формирования художественного мира Платонова от русской литературной традиции. Н.Корниенко подчеркивает постоянную важность для Платонова социокультурной ситуации в стране, но отмечает, что социальная проблематика становится поводом для того, чтобы обратиться к «вековечному вопросу» в связи с натурфилософским видением мира. Социально-бытовая тематика первых послереволюционных лет в прозе Платонова показана в статье Д. Московской, отмечается К.Барштом.

Рассмотрение творчества Платонова в рамках социально-политических идеологий постоянно находится в сфере внимания отечественных и зарубежных исследователей (Г.Гюнтер, Т.Сейфрид, А.Мерк, Э.Найман, А.Ливингстон, О.Петрова), которые отмечают утопическую направленность пролеткультовского движения. Также в работах последних лет является актуальной проблема своеобразия лексики и словоупотребления в произведениях А.Платонова, рассматривается явная ориентация Платонова на социокультурную ситуацию, особенности которой были воплощены в «новоязе» советской эпохи (Вроон 1996; Радбиль 1998 Эпельбоин 1994, Эпельбоин 2003), аномалии словоупотребления терминов исторического материализма («материализм», «революция», «коммунизм», «пролетариат») в трактовке О.Меерсон получили название «поэтики не-остранения». Роль пролеткультовской терминологии в поэтическом языке Платонова не раз затрагивается в исследования^ JHaUMWUffBO***'''*** [

| БИБЛИОТЕКА,

Исследования, посвященные идеологическим контекстам творчества Платонова, занимают немалое место в литературе о творчестве писателя (Лю-бушкина 1994, Семенова 2001, Полтавцева 1981, Золотоносов 1994, Лосев 1991). В ряде исследовательских работ Пролеткульт предстает как попытка сформировать новый тип эстетического отношения к реальности, базирующуюся на этом новом отношении пролетарскую литературу, ставшую предшественницей литературы социалистического реализма (Л.Малли, К.Кларк, М.Берг). Чрезвычайно содержательный анализ связей Платонова и Пролеткульта содержится в работах Е.Толстой-Сегал, а также Н Малыгиной, утверждающей, что попытка философского осмысления политической реальности 1920-х годов создает «своеобразие платоновских художественных текстов» (Малыгина 1985). Е. Толстая-Сегал в работе «Идеологические контексты Платонова» (1981) дает широкую парадигму разнообразных влияний и идей, послуживших культурно-идеологическим контекстом формирования мировоззрения и творческого метода А. Платонова, отмечает сильное влияние русского космизма. Этот же подход к изучению творческого наследия Платонова применен в исследованиях А.Тески, Э.Бальбурова, С.Семеновой, А.Киселева, В.Сарычева, В.Федорова, Л Карасева, где указывается тесная генетическая связь художественного мира писателя с определенными философско-эстетическими направлениями, в частности с идеологией символизма и традицией русского космизма.

Объектом исследования является идейно-эстетическая связь литературно-эстетических взглядов и поэтики произведений Андрея Платонова с эстетическими нормативами Пролеткульта в свете влияния на характер этой связи культурно-философского контекста, а именно идеологии «русского космизма».

Предметом исследования являются с одной стороны, сборник стихотворений А. Платонова «Голубая Глубина» (1922), публицистические статьи, а также прозаические произведения, с 1920-х гг. до «военных рассказов» 1940-х гг. К анализу привлекаются также не вошедшие в сборник стихотворения писателя и материалы «записных книжек». Учитываются поэтические произведения пролеткультовских авторов (АГастева, П.Арского, М.Герасимова, В.Кириллова, АКрайского, И.Садофьева и др.), изданные в журналах ведущих пролеткультовских студий (Петроградский, Московский, Саратовский и др. Пролеткульты), авторских и коллективных сборниках Пролеткульта. Поэтические тексты поэтов и писателей Пролеткульта рассматриваются как важнейший элемент литературно-эстетического контекста творчества Платонова. При этом поэтическое наследие Пролеткульта (1917-1921) понимается как единый эстетический феномен, в котором оказалась воплощена вполне определенная художественно-эстетическая концепция. В свою очередь, поэтические и прозаические произведения писателя отражают единство художественного мира Платонова.

Цель исследования - описание специфических форм и степени влияния эстетических нормативов Пролеткульта на литературно-эстетические взгляды и поэтику произведений Андрея Платонова.

В соответствии с поставленной целью были выдвинуты задачи:

- обосновать необходимые теоретике-идеологические и философско-
литературные предпосылки, которые достоверно подтверждают процесс непре
рывности национальной традиции в русской культуре и обеспечивают ее ак
тивное влияние на пореволюционную литературу XX века;

выделить основные «художественные концепты»1, лежащие в основании художественно-эстетической системы Пролеткульта, обеспечивающие ее целостность, несмотря на историко-культурное многообразие феномена Пролеткульта, и описать их структуру;

выявить наличие/отсутствие этих концептов в художественном мире А. Платонова;

- Описать сферы сходства и уникальных значений в семантике этих кон
цептов в художественном мире А. Платонова по сравнению с поэтическими
нормативами Пролеткульта в свете влияния на формирование обеих художест
венно-эстетических систем философской идеологии «русского космизма».

Методологической основой исследования является структурно-семиотическая концепция Ю.Лотмана и сравнительно-исторический метод, привлекаются также подходы, предложенные в работах М.Бахтина, Б.Успенского, Д.Лихачева. Учитывается возможность применения культурологического подхода к исследуемой проблематике, а также возможность обращения к сфере гуманитарного междисциплинарного знания. Применение различных методов научного исследования в диссертационной работе определяется характером материала и конкретными задачами анализа исходного материала. Специфические особенности рассматриваемого в работе периода в истории России - времени коммунистического эксперимента, попытки культурной са-моидентификации строящейся Новой Страны Советов - обусловили правомерность привлечения познавательных принципов других гуманитарных дисциплин: философии, истории, культурологии.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые проводится описание литературно-эстетических параметров творчества А.П. Платонова и параллельно ему существовавшего литературного наследия Пролеткульта в свете идеологии «русского космизма», при этом и в том, и в другом случае подробно рассматривается идейно-эстетическая связь культурно-идеологического контекста и обеих художественных систем. Диссертантом проведен сравнительный анализ выделенных в ходе исследования и общих для них элементов художественной символики, ряда других параметров художественно-эстетических систем, описан характер влияния эстетических нормативов Пролеткульта на проблематику, сюжет, поэтический язык и другие элементы художественной системы Платонова, представленной творчеством писателя 1920-1940-х гг.: от поэтической книги «Голубая глубина» (1922) и вплоть до военных рассказов 1940-х гг.

' Исполыук в данной работе термин ««уюжестнсииый пониєш», мы опираемся не определение этит понятии, сформулированное в райотач птсчгстигнних нлгпелпвзтепри мдічкігп вічного текст» Илюшин давнюю гр&іицию изучения в лингвистике термин іікон[|епт»втр)іачЮС.Стїп!інова и НС Блпамюши С В Серіеевой понимается как э-шмент KOHiwnroHtqpu чуложестйенноіг) пронэгниении, заключают*:!! в ccfie nLe (мгаїсто ею иимсіїм (термин «кокшптесффа» заимствован лині вистами у ДС Лнлачена)

В частности, впервые в исследовании особое внимание отводится выявлению в творчестве Платонова и подробному рассмотрению концепции «Обновленной Земли», сформированной в ранней публицистике под влиянием идеологии и эстетики Пролеткульта, и обусловившей создание Платоновым собственной оригинальной теории «пролетарской культуры», и повлиявшей на проблематику и поэтику произведений; также уточняется семантика связанных с символикой «Обновленной Земли» терминов «советского плана» («пролетариат», «революция», «коммунизм»).

В рамках выдвинутой в исследовании гипотезы поэзия Пролеткульта и творчество А.Платонова рассматриваются как различные варианты художественной реализации философско-идеологической системы «русского космизма». Общей концептуальной платформой, определившей особенности эстетики Пролеткульта и творчества А.Платонова, является идеология «русского космизма», развитая в трудах Н.Федорова, В.Соловьева, К.Циолковского, Н.Умова, В.Вернадского, С.Булгакова, Н.Бердяева и др.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Художественно-эстетическая система Пролеткульта оказала устойчивое и плодотворное влияние на становление художественного мира А.Платонова в 1920-е гг. XX века.

  2. Базисные концепты поэтики Пролеткульта («преобразование природы», «Конец Света», «Новый мир», «электричество», «машина», «Дом для Пролетариата» и др.) выявляются и в основе поэтической системы А. Платонова. Глубокое переосмысление, которому подверглись эти концепты в художественном мире А. Платонова, позволяет утверждать, что даже в период максимального сближения с Пролеткультом в начале 1920-х гг. (1920-1923) литературно-эстетические принципы Платонова не совпадали с поэтическими нормативами Пролеткульта.

  3. Андрей Платонов создал свою теорию пролетарской культуры как всеобщей организации «вещества существования», которую представил сначала в ранней газетной публицистике 1920-1923 гг., а позже предложил варианты ее художественной реализации в своем творчестве

  4. Теория пролетарской культуры в творчестве Платонова и в художественном наследии Пролеткульта находит свою общность в том, что в основе этих систем находится концепт «всеобщая организация». В пролеткультовской эстетике его семантическим вариантом является символ «общее де-ло»/«Царство Божие на земле»/«регуляция природы». В платоновском художественном мире это значение приобретает концепт «Обновленная Земля» /«пролетарская культура»/ «коммунизм».

  5. Публицистика начала 1920-х годов и художественное творчество Платонова содержат проект воплощения концепции «Обновленной Земли», при создании которой Платонов следует философско-идеологической системе «русского космизма», уделяя особое внимание «сознанию» как основному методу «регуляции природы». Под влиянием этой концепции формируются характеры персонажей и сюжеты многих художественных произведений Платонова, на-

чиная с поэтической книги «Голубая глубина» (1922) и вплоть до «военных рассказов» 1940-х гг.

  1. Широко развернутый в творчестве А.Платонова и «пролетпоэтов» концепт «апокалипсис» демонстрирует различие художественных концепций Пролеткульта и Платонова. Апокалиптическая картина уничтожения Старого мира в Пролеткульте есть описание классового социального переворота и установления господства Пролетариата. Апокалипсис у Платонова означает всеобщее преобразование, обновление Земли с целью совершенствования и очеловечивания природы.

  2. Семантика «советского плана», занимающая важное место в пролеткультовских текстах, в художественном мире А.Платонова оказалась глубоко на периферии. Концепты — «пролетариат», «революция», «коммунизм» являются предметом пристального внимания Платонова, но эти знаки включены в символику «Обновленной Земли», что является платоновским решением проблемы строительства социализма (коммунизма): социализм Платонова представляет собой пространственно-временную модель «Обновленной Земли», где достигнут баланс человека и Вселенной.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что предпринятый в нем сравнительный анализ общих для систем Платонова и Пролеткульта элементов художественной формы позволяет описать не только художественную онтологию Пролеткульта, но и определить характер влияния эстетики Пролеткульта на творчество Платонова как плодотворную и устойчивую «связь от обратного», сохранившуюся на протяжении всего творчества писателя и во многом определившую особенности поэтики его художественных произведений; использование в описании двух художественно-эстетических систем структурно-семантического анализа помогает подробно рассмотреть концептуально важные элементы поэтического языка Платонова, что необходимо для раскрытия положений теоретической поэтики, которые связаны с проблемой возникновения и функционирования художественного знака в поэтическом языке писателя. Кроме того, проведенное исследование дает возможность литературоведческой науке по-новому поставить вопрос о принципах и содержании истории русской литературы советского периода в связи с влиянием научно-философского наследия «русского космизма» на художественное сознание целого ряда писателей этого периода.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации могут найти применение в разных областях литературоведения, культурологии, в преподавании истории русской литературы первой половины XX века и теории литературы.

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы при изучении дисциплин: «История русской литературы», «Культурология», «Эстетика»; в учебных пособиях и при чтении лекционных курсов, в спецкурсах по истории русской литературы XX века, при составлении пособий по изучению литературы советского периода для студентов филологов и

учащихся гуманитарных классов лицеев и общеобразовательных школ, а также при подготовке комментариев к изданиям произведений А. Платонова.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены в докладах на V Международной научной конференции «За рекой Потудань». Творчество А.Платонова второй половины 1930-1940-х годов» (2001, ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, Москва), на научной конференции «Национальное и общечеловеческое в русской и западной литературе Х1Х-ХХ веков» (2002, Воронеж, ВГУ-ВМИОН), на ежегодных платоновских семинарах в Пушкинском доме (2001, XII Платоновский семинар; 2002, XIII Платоновский семинар в ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург), в ходе заседаний кафедры новейшей русской литературы филологического факультета РГПУ им. А.И. Герцена (30. 09. 2003); нашли отражение в пяти публикациях общим объемом 2,5 п.л., список публикаций приведен в конце реферата.

Объем и структура диссертации. Содержание исследования изложено на 216 страницах; диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Примечаний и Библиографии. Список использованной литературы включает два раздела: источники (публицистические и художественные произведения АПлатонова и поэтические тексты Пролеткульта), критическая и научная литература (206 наименований).