Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество И.А. Салова в русской демократической литературе 70-х годов XiX века Никонова Галина Леонидовна

Творчество И.А. Салова в русской демократической литературе 70-х годов XiX века
<
Творчество И.А. Салова в русской демократической литературе 70-х годов XiX века Творчество И.А. Салова в русской демократической литературе 70-х годов XiX века Творчество И.А. Салова в русской демократической литературе 70-х годов XiX века Творчество И.А. Салова в русской демократической литературе 70-х годов XiX века Творчество И.А. Салова в русской демократической литературе 70-х годов XiX века Творчество И.А. Салова в русской демократической литературе 70-х годов XiX века Творчество И.А. Салова в русской демократической литературе 70-х годов XiX века Творчество И.А. Салова в русской демократической литературе 70-х годов XiX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Никонова Галина Леонидовна. Творчество И.А. Салова в русской демократической литературе 70-х годов XiX века : ил РГБ ОД 61:85-10/442

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Малые жанры (повесть, рассказ, очерк) в демократической литературе. Проблема народа . 21-93

Глава II. Типология "новых людей" 94-136

Глава III. Своеобразие демократической сатиры. Проблема капитализации России 137-179

Заключение 180-183

Список использованной литературы 184-204

Приложение

Введение к работе

Салтыков-Щедрин утверждал, что "общий тон и общее направление" нашей литературы определяет "молодая русская литература" , полагая, что "критика, конечно, была бы неправа, если б одних масте- ров признавала подлежащими ее суду" . Необходимость обращения к творчеству писателей "второго ранга" диктуется стремлением отобразить во всей полноте основные тенденции художественной культуры эпохи. Внимание к "второстепенным писателям" традиционно для таких русских критиков, как В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский.

Более того, в истории были такие периоды, когда именно писателям "второго ранга" принадлежало открытие нового, "когда наиболее значительные идейные и художественные программы воплощались, во всяком случае на первых порах, в творческой практике второстепен-них писателей"0. Именно к такому историческому периоду относятся семидесятые годы, когда возросла роль "обыкновенных талантов", которые нередко становились инициаторами в постановке и решении актуальнейших вопросов современности.

Г Интерес к истории русской литературы 70-х годов вызван масштабностью социальных перемен в России, которая шла путем пореформенной капитализации, крайним обострением общественно-политической борьбы, что в свою очередь обусловило появление в литературе новых проблем и образов. Это были годы особого энтузиазма, когда революционно-демократическая теория соединялась с практикой.

Методологическим ориентиром анализа сложных процессов служит 1 Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч. в 20-ти т.т. - М., 1970,т.9,с.34. 2 Там же, с.344. 3 Николаев П.А. Реализм как творческий метод (историко-теоретичес- кие очерки). - М., 1975, с.243. ленинская идея о том, что "весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (^ ) исторически; { & ) лишь в связи с другими; (Т ) лишь в связи с конкретным опытом истории" ,/в.Р.Щербина пишет: "Никакая самая значительная, самая крупная художественная индивидуальность не возникает, не формируется в полной мере, не выявляется вне коллективного творческого опыта своего времени" .

Писатели "второго ранга" интересны не только своим творчеством, рожденным потребностями времени, но и взаимоотношениями с большими художниками, идущими в авангарде литературы. Установление и научное осмысление этих связей помогает представить литературный процесс во всей сложности, многогранности и полноте, существенно обогащает картину общественной жизни определенного периода. Белинский писал: "...брошенная гением идея принималась бы слишком медленно, если бы не подхватывали ее на лету таланты и дарования,роль и назначение которых быть посредниками между гениями и толпою"3.

Изучение творческих связей писателей разных литературных величин чревато порой упрощенческим подходом, о чем предупреждает в одной из своих работ А.А.Жук: "Сопоставления с гигантами литературы, когда заранее известно, кто выше, и это служит конечным выводом, - бесполезны"4. Исследование генетической преемственности писателей разных литературных уровней не должно сводиться к третиро-ванию творчества писателей "второго ряда", которым отведена роль * Ленин В.И. Поли. собр. соч., т.49, с.329. о

Щербина В.Р. О современном стиле. - В кн.: Художественный метод и творческая индивидуальность писателя. - М., 1964, с.234. 3 Белинский В.Г. Поли. собр. соч. - М., 1955, т.8, с.186. 4 Жук А.А. Сатира натуральной школы. - Саратов, 1979, с.9. - 5 -своеобразного литературного эха, только повторяющего, трансформирующего то, что воспроизводит крупный талант. Изучение историко-литературной преемственности писателей разных художественных масштабов помогает выявлению не только имманентных художественных открытий крупных писателей, но и способствует утверждению необходимости этого открытия, превращению их в художественную традицию. Такое сопоставление показывает, как происходит "распространение вширь находок гения .

Нередко бывает, что новое открывают рядовые литераторы, а писатели из когорты великих в силу своего гения делают новое более емким, образным и впечатляющим. "Но иногда, - считает А.С.Бушмин,-им доступны открытия не только материала, но и принципов - это и дает основание утверждать методологическую возможность влияния, идущего в иных случаях "снизу", от массовых литературных сил к большим художникам" .У

Одним из таких "обыкновенных талантов" является Илья Александрович Салов, творчество которого продолжалось около 40 лет. Салов, будучи драматургом, театральным деятелем, поэтом, переводчиком, наиболее ценился современниками как прозаик, бытописатель русской деревни, которую он великолепно знал. О популярности его как писателя говорит переделка поэтом-самоучкой Н.А.Пановым строк известной поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо":

Когда мужик не Блюхера,

И не милорда глупого -

Решетникова Федора, 1 Жук А.А. Сатира натуральной школы, с.75. 2 Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. - Л., 1975, с.96.

Успенских двух, Левитова,

Слепцова, Златовратского,

Каронина, Нефедова,

Засодимского, Салова,

А главное - Некрасова,

Всего без исключения,

С базара понесear. В произведениях Салова отразились важнейшие моменты общественной жизни второй половины девятнадцатого века: капитализация русской деревни, разложение дворянства, "хождение в народ", распад общины, социальное расслоение деревни и т.д.

Творчество его вызывает интерес обращенностью к проблемам народной жизни, буржуазного хищничества, к судьбам "нового человека", которые решаются им по-своему. Салов сыграл определенную роль в становлении демократической повести и рассказа. Его творчество заслуживает глубокого и всестороннего изучения как значительное явление демократической литературы, многогранное литературное наследие Салова, согретое верой в человека, любовью к русской земле, представляет несомненную историко-познавательную и художественную ценность.

Самый плодотворный период его творческой биографии, по свидетельствам как самого писателя, так и его современников, был связан j с журналом "Отечественные записки", это и обусловило наш выбор объекта исследования - творчество Салова 70-х годов.

Необходимость изучения творчества этого писателя обусловлена также тем, что оно неотделимо от той борьбы идей, от тех "журнальных схваток", которые велись на страницах периодики того времени. 1 Некрасовский сборник. - М. - Л., 1956, т.2, с.496-497.

В.Ф.Никифорова пишет, определяя актуальные задачи дальнейших исследований: "Изучение творчества Салова в контексте "Отечественных записок" не только помогает понять своеобразие этого писателя, определить его место в литературном процессе, но и углубляет представление о художественной прозе журнала, редакторской деятельности Щедрина, его влиянии как художника на литературу и общественное сознание в целом" . С этим мнением нельзя не согласиться. Изучение литературного наследия Салова прольет новый свет на идейно-эстетические принципы школы Салтыкова-Щедрина, поможет выявить то общее, отличительное, что было свойственно творчеству писателей "щедринской школы", поразмыслить над типологическими свойствами поэтики беллетристов "Отечественных записок", что в свою очередь значительно углубит представление о крупнейшем журнале второй половины века - "Отечественных записках". Не случайно в свое время Салтыков-Щедрин справедливо писал о менее значительных писателях, творчество которых дает содержательный и яркий материал для характеристики той литературной школы, к которой они принадлежааг. Сопоставление творчества Салова с демократическими писателями школы Салтыкова-Щедрина: Г.И.Успенским, Н.Н.Златовратским, П.В.Засодимским, С.Карониным, О.Шапир, А.О.Осиповичем-Новодворским, С.ИСмирновой, С.Н.Терпигоревым, Н.Д.Хвощинской и др., предпринятое в диссертации, позволяет выявить место Салова в литературном процессе последней трети ХЕХ века, а также дает новый материал для характеристики ' общественно-литературного движения 1870-1880-х годов.

Интерес к творчеству Салова родился еще при его жизни. Талант 1 Никифорова В.Ф. И.А.Салов в "Отечественных записках".-Ъ кн.: ХХУП Герценовские чтения. Литературоведение. - Л. 1975, с.69. 2 Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч., т.9, с.344.

Салова отличали современники, с многими из которых он был знаком и поддерживал дружеские отношения. На достоинства произведений Салова обратил внимание И.С.Тургенев, который писал из Франции М.М.Стасюлевичу: "В "Отечественных записках" я прочел очерк неко- его Н. Салова ("Мельница")" . "Очень живо и бойко написано. Обрати-те на этого автора Ваше внимание" В разные годы жизни Салов общался с А.Н.Островским, А.Н.Майковым, И.С.Тургеневым, Ф.М.Достоевским, Н.П.Огаревым, Аполлоном Григорьевым, И.И .Лажечниковым, А.Дюма (отцом), поэтом и переводчиком Н.М.Сатиным и др. Ценил талант Салова Салтыков-Щедрин, который сам предложил ему быть постоянным сотрудником "Отечественных записок". После того, как в 1884 году журнал был закрыт цензурой, Салтыков-Щедрин в письме к М.М.Стасюлевичу рекомендует ему бывших своих сотрудников: "Есть и еще один писатель, который пишет не много, но хорошо. Это-Гаршин...То же са-мое я сказал бы и о Салове^. Хорошее знание и понимание нужд современной деревни отличал в творчестве Салова Некрасов4. М.М.Достоевский, уважительно отнесшийся к его творчеству, указывал начинающим писателям на произведения Салова: "Поучайтесь, как пи-сать надо. Просто, естественно, занимательно и без претензий" . Эти слова были сказаны с одобрения Ф.М.Достоевского, который находил ценным то, что Салов берет сюжеты для своих рассказов из дере-

Тургенев И.С. Поли. собр. соч. и писем. В 28-и томах. Письма. -М.-Л., 1966, т.12, кн.1, с.608. 2 Там же, с.218. 3 Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч. - М., 1977, т.20, с.П9. 4 ЦГАЛИ, ф.1890, оп. I, ед.хр. 52, л.98.

Быков П.В. Силуэты далекого прошлого. - М.-Л., 1930, с.57. венского быта, а это "непочатый угол" . Талант Салова отмечал Григорович, который испытывал желание ближе познакомиться с писателем^. Высоко ценил творчество Салова Д.Н.Мамин-Сибиряк. "Мы, русские, - писал он,-можем справедливо гордиться такими именами, как Глеб Успенский, Златовратский, Салов и т.д. Они отринули все лохмотья и декорации старинной выдохшейся эстетики и служат боевую службу, которая им в свое время зачтется"3. Из зарубежных писателей талант Салова - реалиста был по достоинству оценен Э.Золя, строгим и взыскательным критиком. Он напечатал о русском писателе хвалебную статью, в которой рассматривал творчество Салова, как молодок,, но уже выдащегооя сіеллетриота4.

При жизни писателя его произведения переводились на французский, немецкий, итальянский, английский и чешский языки и получали одобрительную оценку зарубежного читателя, что дало основание критику "Новостей" Чуйко написать о Салове: "Бот еще один русский писатель, хотя и молодой, - усыновленный Европой. Это, разумеется, кое-что" .

Произведения писателя неоднократно издавались и переиздавались в России. В 1909 году была предпринята попытка выпустить в свет 15-томное собрание сочинений Салова. В советское время издавались лишь отдельные произведения писателя.

В 1956 году саратовские издатели выпустили книгу повестей и 1 ЦГАЛИ, ф.1890, оп.1, ед.хр. 52, л.97. * Рукописный фонд ИРЛИ АН СССР (Пушкинский дом), архив Д.В.Григоровича, ф.82, №138, л.1. 3 Мамин-Сибиряк Д.Н. Собр. соч. - М., 1955, т.8, с.634. 4 Саратовский листок, 1884, № 82, 19 апреля. 5 Саратовский листок, 1884, № 82, 19 апреля. рассказов Салова. Знаменательно , что за издание произведений Салова взялся крупнейший советский щедриновед Е.И.Покусаев, снабдивший его превосходным предисловием, имеющим методологическое значение. В 1957 году три произведения Салова были напечатаны в восьмитомном издании "Русские повести XIX века" под редакцией Б.С.Мейлаха.

Изучение жизни и творчества этого писателя только начинается, поэтому на данном этапе нам представлялось особенно важным собрать с наибольшей полнотой художественные, публицистические тексты, рецензии Салова и другие фактические материалы, помогающие всестороннему исследованию творческой биографии писателя. Ав-~тор работы в ходе изысканий значительно расширил список как произведений писателя, так и критических заметок и рецензий о его творчестве. В ходе фронтального изучения провинциальных газет: "Саратовский справочный листок", "Саратовский дневник", "Русская мысль", "Артист", "Театрал" и ряда других, а также в центральных и областных архивах страны нами обнаружено более 30 художественных произведений Салова, не отраженных в самом полном библиографическом указателе дореволюционного саратовского краеведа С.Д.Соколова.

Биографические сведения о Салове не отличаются достаточной полнотой, поэтому перед нами стояла задача выявить неизвестные еще факты биографии писателя. Основу для изучения истории жизни и творчества Салова составляют мемуары "Умчавшиеся годы" и "Из

I Русская мысль, 1897, № 7-Ю. - II - воспоминаний И.А.Салова" , а также вступительная статья к собранию его сочинений2 и воспоминания о нем, написанные П.В.Быковым3, известным дореволюционным библиографом, лично знавшим писателя.

Привлекались и другие мемуары современников Салова, а также дореволюционные рецензии, касающиеся фактов биографии прозаика4.

Определенной вехой в изучении биографии Салова в советское время стали статьи Т.П.Ден в академической десятитомной "Истории русской литературы"5, публикация К.Д.Орфани из собрания ЦГАЛИ ря-да писем Салова в редакцию "Русской мысли" , а также статьи И.Д.Воронина, Г.А.Малинина, В.Б.Смирнова, А.Храбровицкого , посвященные пребыванию писателя в различных уголках России. х Исторический вестник, 1906, В 10, II. * Салов И.А. Поли. собр. соч. В 15-ти томах (незаконченное). -М.гСПб., 1909, т.1. 3 ЦГАЛИ, ф.1890, оп.1, ед.хр.52; Быков П.В. Силуэты далекого прош лого. - М.-Л., 1930. 4 М.Е.Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. - М., 1957; Горизонтов Ив.Смерть Гаршина. - Саратовский листок, 1888, В 71, I апреля и др. 5 Ден Т.П. Салов. - В кн.: История русской литературы. Литература 70-80-х годов XIX века. - М.-Л., 1956, Т.ІХ, кн.2.

Орфани К.Д. Из литературного наследия И.А.Салова. - В кн.: Проблемы истории русской литературы. - Уфа, 1972. ' См.: Воронин И.Д. Новеллы и пейзажи И.А.Салова. - В кн.: Литературные места в Мордовии. - Саранск, 1976; Малинин Г.А. Памятники и памятные места Саратовской области. - Саратов, изд. 2, 1971; Смирнов В.Б. И.А.Салов. - В кн.: Русские писатели в Саратовском Поволжье. - Саратов, 1964; Храбровицкий А. Русские писатели в Пензенской области. - Пенза, 1946.

Нам представлялось необходимым расширить объем биографических сведений о Салове, так как в исследовательской литературе допускались фактологические искажения событий, дат жизни писателя1, вольно трактовались его социальные, служебные и творческие связи , давалась сомнительная периодизация его творческого пути3. Нам удалось обнаружить в разных архивах страны: ЦГАЛИ, ЦГАОР СССР, Рукописный отдел Библиотеки им. В.И.Ленина, музей Малого театра, ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, РО ИРЛИ АН СССР (Пушкинский дом), Рукописный отдел ГИБ, Саратовский музей краеведения, Государственный архив Саратовской области новые материалы, дополняющие биографию этого писателя. В диссертации впервые вводятся в научный оборот архивные материалы, имеющие историко-литературную ценность. Так, в Государственном архиве Саратовской области найден формулярный послужной список Салова , в протоколах заседаний Балашовского уездного собрания и материалах к ним этого же архива нами обнаружена генеалогия рода Саловых , материалы частично публиковавшейся переписки Салова с современниками и многое другое.

Социальные взгляды Салова не были однозначными, а, напротив,

Например, Новое время, 1902, № 1931, 25 декабря. 2 Быков П.В. Вступительная статья к собр.соч. И.А.Салова,т.І,с.І5.

Так,журнал "Исторический вестник" начинал отсчет творческой деятельности Салова с 1877 года, когда в журнале "Отечественные записки" стали появляться произведения Салова, тем самым замалчивая более чем десятилетний период его творческой биографии. 4 Государственный архив Саратовской области, Архив канцелярии Саратовского губернатора 3-го стола, ф.1, ед.хр.5630.

5 Там же, ф.І, оп.1, ед.хр.2735, л.29. - ІЗ - отличались сложностью и противоречивостью. Его считают то последовательным демократом, позиции которого близки революционно-демократической идеологшг, то безыдейным пессимистом2. Такие крайности в определении социального статуса писателя объясняются крайней неизученностью его социально-политических взглядов, а также неисторическим подходом к оценке этого писателя.

В .И.Ленин, анализируя взгляды Л.Н.Толстого, призывал подходить к ним "не с точки зрения современного рабочего движения и современного социализма, а с точки зрения того протеста против надвигающегося капитализма, разорения и обезземеливания масс, ко-торый должен был быть порожден патриархальной русской деревней"0. Эти слова В.И.Ленина имеют первостепенное методологическое значение, ими можно (и следует)руководствоваться при определении исторической роли противоречивых явлений, подходя к ним не с позиций абстрактной нормативности, а учитывая всю сложность диалектики истории. Можно с полной определенностью, вопреки утверждениям многих исследователей прошлого и настоящего, причислить Салова и по его социальному положению, и по политической позиции к демократам-просветителям.

До сих пор не был собран и теоретически обобщен материал о творчестве Салова, рассыпанный на страницах дореволюционных провинциальных журналов и газет преимущественно прошлого века, в письмах и воспоминаниях деятелей русской культуры. Нами составлена первая научная библиография Салова. В приложении к диссертации да- 1 Ден Т.П. Салов. - В кн.: История русской литературы. Литерату ра 70-80 годов XIX века. - М.-Л., т.IX, кн.2. 2 Дело, 1884, № 2.

Ленин В.И. Поли. собр. соч., т.17, с.210. - 14 -ется сводная библиография произведений Салова, статей, заметок и рецензий, посвященных его творчеству.

Несмотря на значительное количество всякого рода статей, заметок, рецензий на произведения Салова, имеющих в основном описательный характер, не было попытки создать концепцию творчества Салова в связи с проблемами историко-литературного процесса.

Одной из важных задач советского литературоведения является определение места Салова в литературном движении эпохи.

В освоении наследия Салова были периоды, когда его причисляли целиком в ряды писателей "натуральной школы" (А.М.Скабичевский), потом усматривали в его творчестве традиции Некрасова и отчасти ранних произведений Ф.М.Достоевского (Т.П.Ден) .

Общепринятой, особенно в дореволюционном литературоведении, является точка зрения на Салова как представителя беллетристической школы И.С.Тургенева. К этой мысли склонялся журнальный обозреватель "Новостей" Чуйко. Критик А.М.Скабичевский также отмечал в произведениях саратовского беллетриста тургеневскую манеру. Близость Салова традиции Тургенева подчеркивал П.В.Быков, утверждав-ший, что Салов принадлежит "целиком тургеневской школе"0. Критик

Скабичевский A.M. История новейшей русской литературы. 1848-1892. - СПб., 1897, с.326.

Ден Т.П. Салов. - В кн.: История русской литературы. Литература 70-80 годов XIX века. - М.-Л., 1956, т.ІХ, кн.2. Быков П.В. Вступительная статья к собранию соч. Й.А.Салова, т.1, с.23. В другом месте статьи мысль о принадлежности Салова к школе Тургенева критик утверждает с еще большей категоричностью: "Художественная школа Тургенева, вполне ясно обозначившаяся к исходу пятидесятых годов, дала нашей литературе целый ряд писателей более или менее выдающихся. К самым видным из них, наиболее ярко отразившим характерные черты этой школы, принадлежит беллетрист Салов" ( с Л).

А.Уманский в конце XIX века только первый период литературной деятельности Салова связывал с усвоением традиций Тургенева, полагая, что Салов "свое здание деревенской повести... построил на фундаменте художественного очерка, впервые данного Тургеневым"1. К.Медведский, критик журнала "Исторический вестник", в еще более категоричной форме заявлял: "Он принадлежит целиком тургеневской художественной школе, и в этом его величайшее достоинство" .

В советском литературоведении о влиянии на творчество Салова традиций Тургенева писали И.А.Шуров, И.Д.Воронин, К.Д.Орфани и др. Другие исследователи обнаружили сходство творчества Салова с французской литературой. В частности, на общность творческой манеры Салова и французского писателя-реалиста Андре Терье, изображавшего жизнь провинции, указывал журналист, этнограф и художественный критик В.П.Горленко^..

Советский литературовед Б.Л.Бессонов видит в творческой манере Салова "русский аналог французской словесности в духе Эжена Сю, с характерным для нее соединением реализма (и даже натурализма) с мелодрамой" .

Все эти поиски определений манеры писателя свидетельствуют о том, что была почувствована необходимость отнести Салова к какому-нибудь течению, определить его место в истории русской литературы, 1 Волжский вестник, 1888, 15 2, 24 февраля. 2 Исторический вестник, 1893, $ 10, с.173. 3 Быков П.В. Вст.статья к собр. соч. И.А.Салова, т.1, с.24. 4 Бессонов Б.Л. Повесть в переходной ситуации 1880-х годов. - В кн.: Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра.

Под ред. Б.С.Мейлаха. - Л., 1973, с.491.

Научно более состоятельной является точка зрения на Салова, обнаруживающая историко-генетические и эстетические связи с творчеством великого русского реалиста, сатирика Салтыкова-Щедрина, Не занимаясь специальным изучением связи творчества Салова и Салтыкова-Щедрина, на это указывали советские литературоведы И.Д.Воронин, Б.С.Мейлах, В.Ф.Никифорова, Е.И.Покусаев, В.Б.Смирнов .

Изучение прозаического и эпистолярного наследия Салова 70-х годов в соотнесении с творчеством писателей школы "Отечественных записок" привело нас к выводам об общности природы творчества Салова со школой Салтыкова-Щедрина. Об этом свидетельствуют и письма Салтыкова-Щедрина к Салову. Собранные нами театральные рецензии Салова - также показатель идейно-эстетической близости Салова и Салтыкова —Щедрина.

Но тут возникает еще одна задача: атрибуция самой школы Салтыкова-Щедрина. Новый материал, предоставляемый изучением творчества Салова, позволяет осветить по-новому комплекс проблем, связанный со школой Салтыкова-Щедрина.

Вопрос о существовании литературной школы, которая сформировалась на базе журнала "Отечественные записки", в современном литературоведении решается не однозначно. Еще в 1954 году исследовательница Е.А.Шпаковская называла проблему щедринской школы ак-

Когда работа над диссертацией была завершена, появилась статья В.П.Рожкова, в которой анализируются стилевые традиции М.Е.Салтыкова-Щедрина в произведениях И.А.Салова, правда, представлены они в иной интерпретации (Рожков В.П. Стилевые традиции М.Е.Салтыкова-Щедрина в произведениях И.А.Салова 1870-1880 годов. - В кн.: Стилевые традиции русской реалистической прозы ХЕХ века. - Челябинск, 1983), туальнейшей и не изученной литературоведением проблемой?. Важность вопроса, по мнению исследовательницы, диктуется необходимостью опровержения постулата буржуазных литературоведов об идейном одиночестве Щедрина в 1870-80 годах.

Современники Салова, представители как демократического, так и реакционного лагеря, признавали существование школы Салтыкова-Щедрина, хотя сам факт ее наличия вызывал крайне противоположные эмоции. П.Д.Боборыкин, пытаясь уяснить, что связывало Островского с журналом "Отечественные записки", писал в 1878 году: "...Б чем он солидарен с тем литературным лагерем, который группируется около теперешних "Отечественных записок", никто не знает, а между тем, этот литературный лагерь выработал себе весьма ясные симпатии, стремления, идеалы, принципы и в философском, и в гражданском смысле" . Д.Н.Мамин-Сибиряк в письме к брату обращал внимание на значение творческого вклада писателей ."беллетристической школы Щедрина (Г.Успенского, Златовратского, Салова и т.д.): "...вся эта школа слишком серьезно взялась за изучение народа и не хочет преклоняться перед порнографически эстетическими требованиями публи-ки - в этом я полагаю особенную их заслугу"0. О наличии литературной школы, к которой принадлежал и Г.Успенский, писал в 1884 году Н.Г.Чернышевский4. Ему вторит О.В.Аптекман, отметивший творческое * Шпаковская Е.А. . А.0.Осипович-Новодворский как представитель щедринской школы в русской литературе 1870-х годов. - Уч.запДе-нингр.университета. Серия филологических наук, 1954, № 171, вып.19, с.292. 2 Слово, 1878, № 8, с.44. 3 Мамин-Сибиряк Д.Н. Собр. соч., т.8, с.634.

4 Чернышевский Н.Г. Поли. собр. соч. - М., 1953, т.ХУ, с.458. воздействие на Г.Успенского литературной школы "Отечественных записок": "Эта"школа" не могла не оказать огромного влияния на дальнейшую эволюцию как литературного таланта, так и идейного содержания его" . Огромное воздействие Салтыкова-Щедрина на всех беллетристов "школы" отмечал в одной из рецензий П.И.Вейнберг: "Да, Г.Щедрин положительно начинает плодиться в "Отечественных записках", и скоро целые книги этого почтенного журнала будут наполне- р ны только его речами, его типами, его остроумием" .

С яростными нападками на "мерзкую, гибельную школу", сохраняющую предания Чернышевского и Писарева и верующую в г «Щедрина, выступал одиозный критик П.Щебальский, тем самым признав ее существование. Не скрывал своего негодования в адрес писателей школы Салтыкова-Щедрина и А.П.Чебышев-Дмитриев: "Когда же, наконец, они перестанут жить умом Щедрина и передразнивать его!... Щедрин разгуливает, точно какая-нибудь наседка между своими несмышлеными цыплятами, которые стараются петь с ее голоса"0. В.С.Лялин, сетуя, констатировал буквально за год до закрытия журнала "Отечественные записки": "Щедрин может величаться. Он наложил - таки свою лапу на целое поколение писателей известного направления, скроил по 1 Аптекман О.В. Страницы из "Скорбного листка" Г.И.Успенского. -Русское богатство, 1909, № 9, с.194.

Вейнберг П.И. Наши журналы. -Санкт-Петербургские ведомости,

1875, № 87, 30 марта. . Экс (А.П.Чебышев-Дмитриев) Письма о текущей литературе. - Биржевые ведомости, СПб, 1874, № 267, I октября. своему образу и подобию и, несмотря на то, что копии обыкновенно бывают бледнее оригинала, щедринскими копиями в общем довольны" .

В советском литературоведении единства в решении этой проблемы не достигнуто, вопрос о существовании 'литературной школы7 Салтыкова-Щедрина трактуется противоречиво. Ряд исследователей отрицает наличие щедринской школы. Так, для Н.И.Прудкова идейно-тематическая, эстетическая близость беллетристов журнала "Отечественные записки" "не является чем-то оригинальным, не означает их объединения в рамках определенной литературной школы" . Исследовательница М.Г.Попова также считает, что нет основания выделять особую щедринскую школу и включать в нее писателей с единым пониманием назначения литературы, идейно-тематической общностью, группировавшихся вокруг литературного лагеря, вдохновителем которого в 70-80-е годы был Салтыков-Щедрин, так как в этом случае речь идет не о литературной школе, а революционно-демократическом на- правлении . Противоположной точки зрения придерживаются исследователи: М.С.Горячкина, Н.П.Емельянов, ОД.Костылев, М.Т.Шнаев, В.Б.Смирнов, Е.А.Чернова, А.А.Шпаковская, доказывающие существование беллетристической школы Салтыкова-Щедрина.

Авторы коллективной монографии "Развитие реализма в русской литературе" в целом не отрицают существования "щедринской школы",

Торпедо (В.С.Лялин) Щедрин и его копия. - Минута, 1883, № 159, 23 июня.

История русской литературы XIX века. (Под ред. С.М.Петрова). -М., 1971, т.2, ч.2, с.15.

Попова М.Г. А.0.Осипович-Новодворским. Очерк творчества. - Казань, 1970, с.8,9. - 20 -но факт принадлежности писателей к ней доказывается только на основе идейно-тематической общности, чего явно недостаточно. К тому же к щедринской школе отнесены лишь писатели-демократы ненароднической ориентации: К.Станюкович, И.Кущевский, Н.Хвощинская, С.Тер-пигорев, А.Шеллер-Михайлов и другие . Ю.Теплинский настаивает на существовании литературной школы журнала в целойг.

Таким образом, вопрос о существовании школы Салтыкова-Щедрина до конца не решении изучение творчества Салова периода сотрудничества в журнале "Отечественные записки" поможет в какой-то мере решить его.

Задачи нашего исследования в целом заключаются в том, чтобы:

I/ изучить идейно-художественное своеобразие творчества Сало-/ ва периода сотрудничества в журнале "Отечественные записки", подчиненного решению коренных проблем России 70-х годов XIX века.

2/ определить место Салова в историко-литературном процессе ч 70-х годов, исследовать и выявить характер связи Салова с беллетристической школой Салтыкова-Щедрина.

Очерченный круг задач обусловил характер содержания и построение настоящей диссертации. Творчество Салова анализируется в таких аспектах:

Гл. I. Малые жанры (повесть, рассказ, очерк) в демократической литературе. Проблема народа.

Гл. 2. Типология "новых людей".

Гл. 3. Своеобразие демократической сатиры. Проблема капитализации России.

Развитие реализма в русской литературе. - М.,1973,т.2,кн.2,с.395. ^ Теплинский М.В. К вопросу о жанровом своеобразии литературной школы "Отечественных записок". - В кн.: Русская журналистика в литературном процессе второй половины XIX века. - Пермь, 1980.

link1 Малые жанры (повесть, рассказ, очерк) в демократической литературе. Проблема народа title1

Определение жанровой специфики демократической литературы 70-х годов и,в частности, представителей литературной школы "Отечественных записок" относится к мало разработанным в теоретическом и историко-литературном отношении проблемам. Ведущие жанровые формы, а также синтетичные жанровые образования помогали раскрыть актуальную проблему народа с достаточной полнотой и выразительностью и представляли возможность передовой литературе отобразить новые явления социального бытия. "Перед демократической литературой,-пишет Ю.Теплинский, - вставала задача - создавать произведения, способные воплотить все многообразие народной среды, пришедшей в невиданное до сих пор движение, понять социальный смысл и социальные условия жизни, изобразить героя или героиню в их сложных связях со средой, с эпохой, народом" .

Особенно живо и остро откликались на проблемы дня текущие литературные журналы, и среди них особенно выделялся журнал "Отечественные записки", который "постепенно выработал себе такую цельность и определенность физиономии, какая не часто встречается в истории русской журналистики" . При всем разнообразии писательских дарований, публикации этого журнала прежде всего отличались социальной злободневностью, стремлением и желанием быть современными, мгновенно реагировать и откликаться на все вопросы, поставленные жизнью. Соредактор журнала Н.К.Михайловский в "Дневнике читателя"-с гордостью говорил, что все, о чем он писал, "связывалось единством пульса жизни". Это вслед за Михайловским мог с полным основанием повторить любой сотрудник журнала "Отечественные записки". Актуальность, стремление идти в ногу со временем пронизывали в равной мере и очерк публициста, и литературно-критическую заметку, и эпическое повествование беллетриста. Эту острую социальную направленность отмечал критик и публицист, сотрудник "Отечественных записок" М.А.Протопопов /Морозов Н./, утверждавший, что "литература есть теоретическое выражение тех идей, которые бродят в общест- . ве", настаивая, чтобы сотрудники журнала писали то, "что от них спрашивается жизнью, в чем общество в данную минуту наиболее нужда т ется" .

Типология "новых людей"

По словам В «И «Ленива, "пореформенная Россия принесла...подъем чувства личности" , поэтому в 60-70-е годы вопрос о положительном герое времени, частью которого была проблема "новых людей", становится одним из животрепещущих вопросов современности. Каким должен быть новый герой, передовой человек эпохи, этот вопрос волнует общество, становится предметом острых дисскуссий. М.Е.Салтыков-Щедрин констатирует в 1868 году: "Новая русская литература не может существовать иначе, как под условием уяснения...положительных ти р пов русского человека" .

Общественный и политический антагонизм эпохи своеобразно отразился в журналистике 70-х годов, тяготеющей к полярности эстетических и политических программ журналов-антиподов: "Русского вестника", форпоста реакции, и демократических журналов "Отечественные записки" и "Дело", которые явились сосредоточением борьбы с мракобесием. Непримиримость этих лагерей была особенно острой в решении главного вопроса времени, вопроса о новом герое. Каждое направление дало свою формулу понимания этой проблемы: тезис одного журнального лагеря порождал антитезис другого.

Сложность проблемы "нового человека" обусловлена тем, что она была одновременно теоретической и практической. Необходимо было найти ее решение на пересечении теории и практики.

Одним из первых откликнулся на этот актуальный вопрос эпохи лучший демократический журнал тех лет "Отечественные записки", отличительным свойством которого было умение идти в ногу со временем.

Журнал развернул пшрокую борьбу с антинигилистической, "новобулга-ринской школой", группировавшейся вокруг журнала "Русский вестник". Писатели-реакционеры "Авенариус, Авсеенко, Клюшников, Крестовский и др.), не желая разобраться в тех условиях, какие породили тип "нового человека", видели в нем лишь нравственного монстра, для обрисовки которого они не жалели красок и всяких тенденциозных средств. С возмущением говорит о таких произведениях Салтыков-Щедрин: "Эти писатели "в печатном литературном произведении.., по какому-то диковинному недоразумению, героям домов терпимости присваивают кличку "новых русских людей" .

"Отечественные записки" поддержал другой демократический журнал того времени, "Дело", утверждая, что реакционный писатель, "задавшись предвзятой мыслью", не рисует правдивый образ героя эпохи, а "комбинирует" то, что подтверждает его личный закулисный взгляд" . Таким образом, в борьбе против искажения "нового человека" реакционной романистикой демократические журналы тех лет проявили единство, свидетельствующее о глубокой их неприязни к подобным тенденциозным искажениям положительного героя реакционными, как их назвал Лавров, "лягающимися литераторами"0.

Своеобразие демократической сатиры. Проблема капитализации России

Проблема капитализации России становится одной из ведущих в литературной практике школы Салтыкова-Щедрина 70-х годов. Почти все писатели, печатавшиеся в это время на страницах "Отечественных записок", обращаются к созданию социально-нравственного облика новоявленного хищника буржуазной формации, ибо, настаивает Салтыков-Щедрин, "изучение этого типа, исследование его особенностей и нравов и обнаружение зловредного влияния, оказываемого им на развитие общества, могут представлять не только значительный интерес, но и пользу.

Формой художественной реализации новых социальных явлений, в частности, нового типа буржуа вновь оказалась сатира - "своего рода разведчица" критического реализма. Реалистическая литература, в начале еще не проникающая аналитической мыслью вглубь зарождавшихся общественных перемен, схватывала, запечатлевала первоначально в сатирической форме те язвы и уродства, которые оказались на поверхности общественной жизни. Только после "сатирического" освоения буржуазной реальности шел планомерный, обстоятельный, всесторонний анализ социальной действительности.

Сатира помогла обнаружить "реальные противоречия социальной действительноети»..внутреннюю неполноценность, уродливость изображаемого явления, его несоответствие определенной норме, идеалу, который художник утверждает,"0 и направила на пороки общественной жизни "громы своего негодования" (Белинский), Вскрывая истинное лицо капитализма, выявляя и отражая в художественно-концентрированной форме его уродливо-комические стороны, демократическая сатира заставляла задуматься над долженствующим быть. На это обращал внимание и Салтыков-Щедрин, писавший: "чтоб сатира была действительно сатирою и достигала своей цели, надобно, во-первых, чтоб она давала почувствовать читателю тот идеал, из которого отправляется творец ее, и, во-вторых, чтоб она вполне ясно сознавала тот предмет, против которого направлено ее жало" .

Таким образом, сатира являлась орудием борьбы за утверждение иных, гуманистических форм жизни. Казня несовершенство капитализма смехом, сатира "представляет зло не только осужденным, но и уни-женным...непременно в дразняще обидной для него форме , - отмечает А.А.Жук.

Похожие диссертации на Творчество И.А. Салова в русской демократической литературе 70-х годов XiX века