Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца XX - начала XXI веков Угорова Екатерина Анатольевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Угорова Екатерина Анатольевна. Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца XX - начала XXI веков : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Угорова Екатерина Анатольевна; [Место защиты: Морд. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева].- Саранск, 2009.- 17 с.: ил.

Введение к работе

Аюуалышсть исследования. Идеал, как ценность, в которой выражено объективное эстетическое значение явлений, осваивается через субъективные оценки, сквозь призму вкусов и мировоззрение людей Важной задачей эстетического воспитания является формирование и развитие способности осознания подлинной ценности идеала Именно через идеальное человек материально и духовно утверждает себя в мире

Воспитательная и гедонистическая функции литературы реализуются в художественном произведении только в том случае, если писатель точно передает идеал эпохи и раскрывает наиболее острые проблемы современности В русской прозе Мордовии конца XX - начала XXI веков писатели решают нравственные проблемы общества, что находит свое отражение в поиске эстетического, религиозного, риторического и женского идеалов Причем решение данной проблемы выходит за рамки словесного искусства и приобретает общечеловеческий характер в связи с тем, что исследуемая нами категория идеала представляет собой объективное обобщение эстетической практики человека Поэтому в связи с изменением сознания человека трансформируется и идеал Нельзя сказать, что прежде существовавший идеал отрицается, он приобретает новую форму, уточняются его параметры, аксиологическая канва которых остается неизменной

В литературе идеал обусловлен правдивым отношением к жизни (красота истины), выражением истинных ценностей, а также мастерством писателей, создающих форму, гармонически соответствующую содержанию

В художественной практике существует несколько способов выражения идеала Во-первых, носителем идеальных качеств является положительный герой, который не отождествляется полностью с понятием автора о совершенстве Во-вторых, идеал отражается в самой структуре текста, образном строе Художественное произведение, по мнению П Кропоткина, «неизбежно носит личный характер, как бы ни старался автор, но его симпатии отразятся на его творчестве, и он будет идеализировать то, что совпадает с его симпатиями»1 В-третьих, выражением идеального могут быть и отрицательные персонажи Л Гинзбург, говоря о литературном герое, утверждает «Литература всегда имела дело с ценностями и оценками (и с ангиценностями) < > Недаром разделение героев на положительных и отрицательных явилось этическим фактом столь большого и длительного значения»2 Таким образом, идеал -это представление о совершенном обществе, человеке и его поведении Само построение концепции идеала предполагает либо противопоставление его

Кропоткин, П Русская литература Идеал и действительность курс лекций / П Кропоткин -М, 2003 -С 247

2 Гинзбург, Л Я О литературном герое / Л Я Гинзбург -Л, 1979 -С 131

реальной действительности, либо адаптацию, приспособление его к действительному положению вещей

В идеалах люди проецируют перспективные социальные отношения, которые мої у г быть навязаны извне Поэтому идеал - это всегда и оценка, и элемент ценностной ориентации Именно этим объясняется его притягательная сила, порождающая вдохновение и энергию Идеал выступает как цель, к достижению которой стремится человек По существу, идеал представляет собой синтетическую конструкцию С одной стороны, в художественном творчестве воссоздается реальный человек, а с другой, относительный - это то, что мы воспринимаем сквозь призму мировоззрения С точки зрения аксиологии идеал всегда актуален, его способы выражения и структура во многом зависят от ракурса общественной жизни человека нравственной, духовной, социальной, политической, экономической доминант эпохи

Наше обращение к разработке заявленной темы обусловлено необходимостью проанализировать современную картину идейно-эстетического и аксиологического развития русской прозы Мордовии конца XX - начала XXI веков, научно обосновать представления о религиозном, эстетическом, женском, риторическом идеалах, отображенных в художественном творчестве современных прозаиков Мордовии

Актуальность диссертационного нссчедования обусловлена, таким образом, несколькими значимыми факторами

- проблема выявления авторского идеала тесным образом связана с
антропоцентрическими, философскими, культурологическими

представлениями современников о положительном образце, недостаточно изученна в отечественном литературоведении и нуждается во всестороннем объективном исследовании,

- имеется необходимость в научном осмыслении творчества прозаиков Мордовии конца XX - начала XXI веков В Косыркина, Г. Пеіелина, Н Рузанкиной, А и К Смородиных (Ю Самарина) и др), для которых наличие идеала в творческой концепции художественною текста является неотъемлемой частью изображения действительности

Объект исследования: специфика воплощения авторского идеала в художественных произведениях современных русских писателей Мордовии

Предмет исследования: авторское представление о женском, религиозном, риторическом, эстетическом идеале в системе мировоззрения писателя

Материал исследования: произведения современны к прозаиков Мордовии, таких как В Косыркин, Г Петелин, В Петрухин, 11 Рузанкина, А и К Смородины (Ю Самарин) и другие

Цель н задачи диссертационного исследования. Цель настоящей работы заключается в выявлении художественно-эстетического своеобразия авторского идеала в русской прозе Мордовии конца XX - начала XXI веков

Достижение цели обусловлено решением следующих задач

- рассмотреть специфику авторского идеала в контексте аксиологических
теорий второй половины XX века,

- определить особенности изображения личности через идеальное
представление о человеке (на примере прозаических образцов современной
русской литературы Мордовии),

выявить специфику эстетического, религиозного, риторического и женского идеалов на примере произведений русской прозы Мордовии,

определить средства создания авторского идеала в русской прозе Мордовии конца XX - начала XXI веков

Теоретико-методологической основой исследования послужили важнейшие достижения отечественного и зарубежного литературоведения, философии, культурологии.

Сущность и структура идеала в контексте художественного творчества представлена в работах А П Велик, А В. Дремова, Е С. Неживой, Г Б Курляндской, в диссертационных исследованиях В Д Золотавкина, Ю Д Климова, С В Мясниковой, В. М Савельевой, О А Салтаевой, В А Славиной, В Н Хмара, А ГТ Юловой3.

Ведущее место в работе занимают следующие методы исследования сравнительно-исторический, историко-генетический, герменевтический, тендерный и аксиологический подходы использованы в анализе как конкретных явлений литературы Мордовии, так и отдельных ее образцов

Научная новизна исследования состоит в том, что работа является первым опытом изучения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца XX - начала XXI веков В работе представлен целостный и концептуальный анализ художественных образов, воплощающих авторский

3 Велик, А П Художественные образы Ф М Достоевского (Эстетические очерки) /
А П Велик - М , 1974, Дремов, А Действительность-идеал-идеализация/А Дремов//
Октябрь - № 1 - 1964, Неживой, Е С Александр Воронский Идеал Типология
Индивидуальность / Е С Неживой - М, 1989 , Курляндская, Г Б Нравственный идеал
героев Л Н Толстого и Ф М Достоевского / Г Б Курляндская - М, 1988,

Зологавкин, В Д Эстетический идеал и особенности советской художественной фантастики автореф дне к филол н /В Д Зологавкин -М, 1968, Климов, 10 Д Проблема эстетического идеала в раннем творчестве К А Феднна (1919-1924) автореф дис к филол и / Ю Д Климов - Иркутск, 1966, Мясникова, С В Пробтсма социального идеала в фнлософско-лнтературных произведениях А А Богданова, Е И Замятина, А П Платонова дис к филос и / С В Мясникова -Нижневартовск, 2005, Салтаева, О А Эстетический идеал в романах М А Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина» автореф дис к филол и / О А Салтаева - Йошкар-ола, 1963, Славина, В А Проблема идеала в русской литсрагуре, критике, публицистике первой половины XX века дис д филол н / В А Славина - М, 2005, Хмара, В Н Эстетический идеал и индивидуальный стиль художника автореф дис к филол н / В Н Хмара -М, 1968, Юлова, А П Идеал и «повседневность» в лирике А Блока периода первой русской революции) автореф дис к филол н/АП Юлова -Тарту, 1987

идеал и олицетворяющих различные эстетические категории - добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, милосердия и жестокости, верности и предательства и др

Впервые описываются и подробно анализируются представления об идеале ряда современных прозаиков Мордовии, таких как В Косыркин, К Смородин, А Смородина, Н Рузанкина, С Новокрещенова и др , вводятся новые сведения, связанные с осмыслением религиозных истин современными прозаиками Мордовии, общие представления о женском и риторическом идеале, отмечена роль личных номинаций в свете авторского представления об идеальном

Теоретическая значимость работы состоит в том, чго ее результаты дополняют и уточняют представления об авторском идеале и способах его выражения в художественных образцах русской прозы Мордовии конца XX - начала XXI веков Анализ произведений раскрывает художественные искания и эстетические принципы выражения авторского идеала, сочетающего традиции русской культуры с современным представлением писателей об окружающем мире

Практическая значимость работы определяется тем, чго материалы исследования могут быть использованы преподавателями вузов на лекциях и практических занятиях по «Истории русской литературы», курсах по выбору и дисциплинах национально-регионального компонента, при разработке факультативных курсов, при написании учебных пособий и учебников для вузов и общеобразовательных школ Мордовии, а также учителями-словесниками в общеобразовательных школах республики, студентами при написании курсовых и дипломных работ

Апробация результатов. Материалы диссертации обсуждались на кафедре русской, зарубежной литературы и методики преподавания ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М Е Евсевьсва» Основные положения излагались на конференциях различного уровня, в том числе на Международной научно-практической конференции «Этнокультурное и этноконфесоиональное образование проблемы и перспективы развития» (Саранск, 2008), Международной научно-практической конференции «Осовские недагогичесиїе чтения педагогическая наука и практика мировые, российские и региональные тенденции развития» (Саранск, 2008), Всероссийской научно-практической конференции «Синтез в русской и мировой художественно)! культуре» (Москва, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Межкультурные связи в системе литературного образования» (Саранск, 2008), региональной научно-практической конференции «Методология гуманитарного знания» (Саранск, 2007), региональной научно-практической конференции «М И Безбородое и современность» (Саранск, 2007) и др

Материалы исследования нашли отражение в публикациях, в том числе и в издании, рекомендованном ВАК РФ («Авторский идеал как эквивалент мировоззренческой позиции писателя (на примере романа

В Н Косыркина «Похищение орла») // Вестник Чувашского университета Гуманитарные науки - 2007 - №3)

С марта 2009 года часть материала используется в реализации исследовательского проекта № 09-04-23406 а/В, поддерживаемого РГНФ («Волжские земли Республика Мордовия»)

Основные положения, выносимые на защиту:

1 В контексте аксиологических теорий второй половины XX века авторский идеал выступает как эквивалент этико-эстетнческого представления писателя о нормативности, образце, сложившейся и передаваемой морали Концепция писателя формируется при решении проблемы соотношения реального и идеального, прекрасного и нравственного, взаимосвязи мировоззрения и метода, сознания и творчества В художественной литературе авторский идеал выражает эмоциональный философский заряд, способствующий отражению духовного потенциала писателя и совершенствованию мира читателя

? Авторский идеал - сложная синтетическая конструкция, обладающая рядом специфических черт и характеристик, которые проявляются в специфике взглядов автора на действительность, его политических, общественных пристрастиях, этическом комплексе, индивидуальном эстетическом вкусе. В основе проявления идеала в художественном тексте лежит авторское представление о совершенстве, служащее отправной точкой для последующей интерпретации произведения Другими словами, авторский идеал - это репрезентативное представление писателя о совершенстве, где сочетаются точка зрения на объективные явления действительности, их свойства и признаки с субъективным пониманием способов отражения и достижения образца в зависимости от саморефлекции автора

3 Своеобразие творчества В Косыркина проявляется в обращении к исторической тематике Именно переломная эпоха рождает новые идеалы и ценности Идеал патриотизма, воплощенный в образе Владимира Леонтьева, с одной стороны, вбирает в себя мысли, волю и патриотизм многих, с другой - остается выразителем авторского «я» Проявление четкой позиции В Косыркина в анализируемом цикле романов позволяет сделать вывод о своеобразии идеала как эквивалента мировоззренческой позиции писателя

4. В литературном процессе Мордовии можно выделить несколько способов создания образа идеальной женщины исключительность женских образов заключается в движении героинь к реализации схемы отношений женщина — любовь — семья (В. Косыркин), создание реалистичных женских образов путем соединения положительных и отрицательных качеств характера, в результате чего намечается слом характерною для советского периода деления на положительных и отрицательных героев в пользу изображения нюансов чувств, мотивации поступков (Г. Петелин, Д. Гурьянов)

5 Движение к религиозному идеалу в прозе Мордовии идет от постановки проблемы веры и безверия к созданию идеального мира и

появлению Богочеловека, использованию библейских мотивов в ряде рассказов и повестей конца XX - начала XXI веков

6 Эстетический идеал Н Рузанкиной рассматривается на основе выявления нравственно-эмоциопальных проблем современного мира, близкого к духовной катастрофе. Приобщение к прекрасному, культивирование общечеловеческих ценностей (Любовь, Добро, Красота, Истина) является, по замыслу прозаика, единственным путем к духовному очищению, к гармонии чувств и отношений.

8 В представлении авторского идеала в индьвидуально-стилевом многообразии прозаического искусства Мордовии конца XX - начала XXI веков ведущую роль играют риюрический идеал, личные номинации. Имена собственные, или онимы, выполняют несколько функций номинативную, стилистическую, эстетическую, эмоционально-оценочную Выявление авторской предпочтительности номинирования позволяет распознать замысел, следовательно, и движение к описанию авторского иде.ша

В художественной литературе риторический идегіл отражает культурные традиции и реалии современного исторического периода, либо воссоздаваемой художником слова исторической эпохи Образец прекрасной речи представляет собой иерархию ценностей, изменчивой в зависимости от культурной ситуации

Структура її объем диссертации определены спецификой выдвинутых в исследовании задач Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников Общий объем диссертационного исследования составляет 193 страниды Список использованных источников включает 130 наименований

Похожие диссертации на Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца XX - начала XXI веков